АДООП Юный флорист

Управление образования Кудымкарского муниципального округа ПК
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр «Радуга» г. Кудымкара
Принята на заседании педагогического совета

Утверждаю:

от «08» октября 2024 г.

Директор МАУДО «ДЮЦ «Радуга»

Протокол № 1

_______________Т.Т. Бражкина

Адаптированная дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа для детей с ОВЗ и инвалидностью
(с интеллектуальными нарушениями)

естественнонаучной направленности
«Юный флорист»
Возраст обучающихся: 7-18 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Сторожева Дана Руслановна
педагог дополнительного образования

г. Кудымкар, 2024

I.

Пояснительная записка
1.1

Дополнительное

Общие сведения

образование – это иной способ взаимодействия

растущего человека с миром взрослых – безоценочный, обеспечивающий
достижение ребенком успеха в соответствии с его способностями независимо
от уровня успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Интеграция
основного и дополнительного образования детей позволяет сблизить
процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее
сложных проблем современной педагогики.
Дети с интеллектуальными нарушениями (с умеренной степенью
умственной отсталости) имеют ряд особенностей, связанных с нарушениями
в психическом и физическом развитии. Такие дети являются эмоционально
неустойчивыми, они могут на одну и то же действие реагировать по-разному.
Адаптированная

дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая программа «Юный флорист» (далее – Программа,
АДООП) разработана на основе следующих документов:
• Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ (ред. от 16.04.2022 г.)

«Об образовании в Российской Федерации»;
• Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утв. президиумом
Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным
проектам, протокол от 24.12.2018 г. №16);
• Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
• Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении
Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и
предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом
необходимой помощи» от 09.11.2015 г. № 1309;
• Конвенция о правах ребенка (резолюция 44/25 Г енеральной

Ассамблеи ООН от 20.11.1989 г.).
1.2 Актуальность программы.
Одной из важнейших задач образовательной политики государства
является обеспечение реализации прав ребенка на участие в программах
дополнительного образования, в том числе детей с ограниченными
возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и детей с инвалидностью. Данная
задача обозначена в Федеральном законе «Об образовании в Российской
Федерации» и Концепции развития дополнительного образования до 2030
года. Дополнительное образование позволяет расширить возможности
обучающихся данной категории и создает условия для социализации в
обществе и развитии их творческих способностей. Содержание образования
и условия организации обучения обучающихся с ОВЗ определяются
адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программой.
Актуальность АДООП «Юный флорист» заключается в необходимости
социокультурной реабилитации, социализации и социальной адаптации детей
с интеллектуальными нарушениями в процессе художественно-эстетического
развития на занятиях.
Программа также используется в коррекционных целях, играет большую
роль в обучении и воспитании детей с интеллектуальными нарушениями по
причине своей доступности. Благодаря

занятиям

по

флористике у

обучающихся данной категории развивается познавательная, эмоционально –
волевая и личностная сфера. Занятия позволяют детям найти новый способ
выражения психоэмоционального состояния через работу с природным
материалом. Вместе с этим могут наблюдаться улучшения в общении с
другими

детьми,

они

могут

стать

более

открытыми,

начать

взаимодействовать друг с другом, тем самым находя новые способы для
выражения своих эмоций. Внимание таких детей, как правило, неустойчиво.
Причиной его нарушения могут стать нарушенное зрение или слух, плохое

самочувствие или даже неудобная поза, в которой находится ребенок. У
детей с интеллектуальными нарушениями зрительная память развита
намного лучше слуховой, переход из кратковременной и оперативной памяти
в долговременную осложнен, для запоминания требуется многократное
повторение информации. Самый высокий уровень запоминания можно
достигнуть при сочетании слуховой, моторной и зрительной памяти.
1.3 Отличительные особенности программы
Отличительная особенность программы заключается в том, она имеет
большую коррекционную направленность. Наряду с развитием творческих
способностей детей с интеллектуальными нарушениями, особое внимание
уделяется развитию эмоционально – волевой и личностной сферы .
Программой предусмотрено использование специальных методов (метод
устного изложения учебного материала, практический метод, игровой метод
и метод индивидуального подхода к каждому ребенку).
Можно выделить поэтапность в освоении обучающимися материала
программы. Так, на первоначальном этапе обучающиеся учатся видеть и
слышать педагога, сосредотачивать внимание на выполнении заданий. На
втором этапе начинается планомерная работа по освоению видов росписи с
постепенным усложнением. Исходя из особенностей обучающихся (наличие
слабо развитой кратковременной слуховой памяти, более короткий, по
сравнению с нормотипичными обучающимися, период концентрации
внимания)

педагог

многократно

повторяет

учебный

материал

(при

объяснении материала, при практической работе - многократный показ
выполнения элементов, порядка выполнения изделий).
В программе представлен алгоритм проведения занятия и даны формы
проведения

занятий,

предусмотрены

специальные

организационно-

педагогические условия с учетом потребностей обучающихся с синдромом
Дауна, с интеллектуальными нарушениями.

1.4 Адресат программы.
Программа предполагает обучение обучающихся в возрасте от 7 до 18
лет, проявляющих интерес к прикладному творчеству, работе с природным
материалом. Обучение организуется в группах постоянного состава.
Комплектование учебных групп проводится без предварительного
отбора.
Специальных требований к подготовке и состоянию здоровья не
предъявляется.
Дети с ОВЗ и дети с инвалидностью могут обучаться по
адаптированной программе «Юный флорист» в общей группе или
индивидуально в зависимости от заболевания и состояния здоровья, с учетом
рекомендаций индивидуальной программы реабилитации и заключения
психолого - медико – педагогической комиссии. Во время пропуска занятий в
период прохождения лечения или реабилитации они могут изучать
программу с использованием дистанционных образовательных технологий.
Психолого-педагогическая
характеристика
обучающихся
с
интеллектуальными нарушениями (с умеренной степенью умственной
отсталости) - к умственно отсталым относятся различные группы детей, у
которых стойко нарушена интеллектуальная деятельность вследствие
наследственного или приобретенного органического поражения головного
мозга. Для всех детей с умственной отсталостью характерно нарушение
психического и физического развития - тотальное недоразвитие высших
психических функций, нарушение эмоционального развития, искаженное
развитие личности, неловкость и нарушение координации движений.
Нарушение речевого развития обусловлено степенью поражения
центральной нервной системы и носит системный характер. Резко
ограничено программирование речевого высказывания и контроль за речью.
Данная категория детей зачастую испытывает серьезные трудности в
овладении простейшими действиями, в том числе бытовыми.
Уровень познавательного развития.
Речь:
• варьируется от полного «безречия» до системного недоразвития
речи;
• характерно выраженное нарушение понимания речи, при этом детям
доступно понимание только бытовой лексики, простых грамматических
конструкций, простых фраз, при этом невозможно понимание подтекста,
образных выражений, фразеологизмов и т.д.;
• нарушение звукопроизношения является полиморфным (нарушены
разные группы звуков) и характеризуется стойкостью;
• словарный запас ограничен количественно и качественно, ребенку
доступна частотная бытовая лексика, отмечаются многочисленные замены

слов;
• характерен выраженный аграмматизм, в основном дети используют

начальную форму слов, простую аграмматичную фразу;
• возможности связного высказывания резко ограничены; доступен
пересказ простого текста без понимания даже фактической информации;
• письменная речь для определенной части детей с умственной
отсталостью недоступна, для другой части письмо и чтение затруднено.
Восприятие:
• восприятие характеризуется замедленным темпом;
• нарушена активность и избирательность восприятия;
• слуховое, фонематическое и зрительное восприятие нарушено, дети
смешивают сходные звуки, зрительные стимулы, похожие предметы и
изображения;
• восприятие цветов доступно частично;
• отмечаются ограничения при восприятии времени и пространства
(схемы тела, трехмерного и двухмерного).
Внимание:
• нарушено и произвольное внимание (в большей степени), и
непроизвольное внимание;
• отмечаются истощаемость и неустойчивость внимания, в процессе
выполнения заданий/упражнений может быть частая немотивированная
смена предметов/объектов вниманиях;
• характерны трудности распределения и переключаемости.
Память:
• объем памяти ограничен;
• нарушено запоминание, сохранение и воспроизведение информации,
при этом воспроизведение зачастую характеризуется хаотичностью;
• механическая память, как правило, у определенной группы детей
достаточно сохранна; резко выражено ограничение возможности
запоминания вербальных стимулов;
• отмечаются эпизодичность и фрагментарность припоминания и
извлечения информации;
• произвольное запоминание затруднено и формируется позже, чем у
сверстников, при этом проще запоминаются внешние, случайные зрительные
элементы.
Мышление:
• формирование всех мыслительных операций замедлено и
затруднено;
• уровень сформированности мыслительных операций зависит от
степени выраженности нарушения интеллекта;
• отмечаются
инертность и тугоподвижность мыслительных
процессов;
• абстрактное мышление не развивается; детьми усваиваются наиболее
конкретные и сходные признаки объектов и предметов;
• характерно ограничение понимания или невозможность понимания

причинно-следственных связей между явлениями, событиями, объектами,
предметами. При этом связи устанавливаются на основе анализа случайных
или наиболее ярких признаков, что делает невозможным формирование
образа/представления о предмете, объекте, ситуации;
• характерны некритичность, невозможность оценить свою работу и
деятельность сверстников, выявить собственные и чужие ошибки;
• крайне слабая или отсутствующая регулирующая роль мышления;
минимальный самоконтроль или его отсутствие;
• характерна невозможность переноса усвоенных операций, способов
действия в новые условия или ситуацию.
Эмоциональная сфера и личностные особенности:
• отмечается эмоциональная незрелость, степень проявления которой
зависит от степени выраженности основного нарушения;
• могут наблюдаться колебания эмоционального фона от повышенной
эмоциональной возбудимости до апатии;
• не понимают оттенки и эмоции окружающих и свои собственные, не
умеют выражать вербально собственные эмоциональные проявления;
• мотивация
неустойчивая,
ситуативная,
примитивная;
преобладающими являются элементарные: еда, сон, сексуальные
потребности;
• характерна сниженность критичности, дети не могут оценить свои
неудачи, довольны своей работой или собой; отмечаются неадекватная
самооценка и неадекватный уровень притязаний;
• отзывчивы на похвалу, ласковое обращение, при этом на критику
реагируют либо нейтрально, либо отрицательно (расстраиваются, могут
давать агрессивные реакции). Для части детей характерна адекватная реакция
на окружающую обстановку;
• отмечаются несформированность произвольных форм поведения;
неспособность
к
самоконтролю,
невозможность
оценить
или
спрогнозировать последствия поступков или событий;
• коммуникация со сверстниками и взрослыми затруднена, отмечается
стереотипность, шаблонность, гибкость поведения;
• не
сформированы
волевые
усилия,
самостоятельность,
инициативность, целеустремленность.
Двигательная сфера:
• двигательные нарушения при умственной отсталости проявляются
дифференцированно при разных степенях выраженности органического
поражения головного мозга;
• координация движений в общей, мелкой и артикуляционной
моторике нарушена, при этом страдают их объем, переключаемость,
последовательность и другие характеристики;
• ходьба, бег, ползание и другие виды движения характеризуются
выраженной моторной неловкостью;
• практически невозможны прыжки на одной ноге или на двух ногах,

подъем и спуск по лестнице и другие движения.
Работоспособность:
• уровень работоспособности умственно отсталого ребенка зависит от
степени поражения головного мозга;
• работоспособность снижена, при этом может отмечаться состояние
охранительного торможения;
• характерна выраженная психическая истощаемость, которая
усугубляется при наличии отвлекающих факторов.
1.5 Объём и сроки реализации программы.
Срок реализации программы 1 год. Образовательный процесс в
объединении

организуется

в

соответствии

с

календарным

учебным

графиком, утверждённым директором учреждения на учебный год и
расписанием занятий.
Объем программы: 136 часов – 4 часа в неделю.
1.6 Режим и формы организации занятий:
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 академических часа с 10минутным перерывом (1 академический час - 45 минут).
Формы организации занятий: групповые, индивидуальные.
1.7 Форма обучения: очная.
Формы и методы контроля:
1. Выставка.
2. Собеседование.
3. Тестирование.
4. Анкетирование.
5. Мониторинг.
6. Наблюдение.
7. Конкурс творческих работ.
8. Зачетная работа.
Содержание контрольных заданий см. в Приложении №1. Оценка
проводится

по

десятибалльной

шкале.

Результаты

тестирования

в

соответствие с системой мониторинга ежегодно фиксируются в карточке
личностного

роста

воспитанника,

сравнение

результатов

ежегодного

отслеживания показывает динамику освоения учащимися программы.
Формы контроля и оценки результатов
Контроль знаний осуществляется в течении всего года. Вводный контроль
выявляет первоначальные представления обучающихся по флористике. При
промежуточном контроле используется накопительная уровневая система,
оценивающая активность ученика и уровень выполнения творческих и
практических заданий. Промежуточный контроль за полугодие проводится в
форме опроса или теста. Итоговый контроль в конце года и определяет
освоение обучающимися программы.
1.8 Цель и задачи программы.
ЦЕЛЬ:

Обучение

приемам

выполнения

плоскостных

и

объемных

композиций из природного материала, развитие интереса обучающихся с
интеллектуальными

нарушениями

к

экологии

и

флористической

деятельности посредствам создания уникальных художественных работ из
природного материала.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
- Формировать систему знаний о растительном мире своего края, бережном
отношении к природе.
- Познакомить с понятием «Флорист», материалами и инструментами .
- Познакомить с основными с основами композиции, со смешиванием цветов.
- Познакомить с технологией изготовления картин из круп, природного
материала.
- Научить планировать и анализировать свою деятельность.
- Формировать у обучающихся интерес к природе и истокам национальной
народной культуры.
- Формировать умения составления эскизов, композиций.

Развивающие (в том числе коррекционные):
- Развивать творческие способности и мышление детей.
- Развить самостоятельность при выполнении заданий.
- Развивать чувство приобщения к прекрасному.
- Развивать творческое мышление и способности обучающихся .
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе.
1.9 Планируемые результаты и способы определения их
результативности (мониторинг реализации программы).
Результативность обучения каждого обучающегося оценивается с
учетом особенностей его психофизического развития и особых
образовательных потребностей. Некоторые ожидаемые результаты могут
появиться только в процессе длительного целенаправленного специального
обучения.
Личностные результаты:
• потребность и начальные умения выражать себя в творческой и
практической деятельности;
• адаптация обучающегося к условиям детско-взрослой общности,
умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, работать в
коллективе;
• получение удовольствия, радости от определенного вида
деятельности;
• умение выражать свое отношение к результатам деятельности.
Метапредметные результаты:
• готовность к сотрудничеству со взрослым и сверстником;
• развитие в процессе занятий художественного вкуса, мышления,
речи, пространственной ориентировки и внимания;
• формирование/развитие умения работать по образцу, по простой
инструкции.
• умение самостоятельно переходить от одного действия к другому в
соответствии алгоритму деятельности;
• умение соблюдать правила поведения на занятиях;
• обогащение пассивного словаря.
Предметные результаты:
У обучающихся сформируются:
- способы работы с природным материалом для создания декоративных
изделий;

- особенности выбора и подготовки природного материала к работе в технике
аппликации;
- виды флористических произведений;
- способы создания композиций из природного материала;
- правила техники безопасности;
- технику засушивания и обработку растений;
- иметь представление о понятиях «Флорист», «Экология».
Коррекционные:
• социализация и раскрытие личностных потенциалов обучающегося с
умственными отклонениями (с умеренной степенью умственной
отсталостью),
удовлетворение
его
потребностей
в
творческом
самовыражении в процессе театральной деятельности.

Учебно-тематический план – 136 часов
№
п/п

Тема

1.

Вводная беседа. Что такое
«Флорист» Организационное
занятие. (материалы,
инструменты,
приспособления для
флористических
произведений).
Беседа:
Виды флористических
произведений с
искусственными цветами из
бумаги. Основы композиции.
« И цветы умеют говорить».
Технология засушивания
листьев и цветов.
Поделки из листьев.
«Сам себе дизайнер»

2.

3.

Кол –
во
часов
2

Теори
я

Формы
контроля

2

Пра
кти
ка
-

4

1

3

Беседа
Экскурсия

Собеседование

Педагогическое
наблюдение
6

2

4

Беседа
Педагогическое
наблюдение
Оценка практической
деятельности педагогом
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Оценка практической
деятельности педагогом
Педагогическое
наблюдение,
игра

4.

Панно из засушеных цветов.

4

1

3

5.

Роспись листьев
перманентным маркером.
Изготовление рамки для
фотографии из картона с
добавлением декора.
Беседа о растениях ,
занесенных в красную книгу.
Панно из листьев. Ваза с
цветами
Беседа «Легенда о цветах.
Панно «Ромашки» из
тыквенных семечек.

6

1

5

6

2

4

Беседа,
педагогическое
наблюдение

8

2

6

Беседа «Обитатели
водоемов». Панно «Золотая
рыбка»
Беседа «Как помочь
природе? Экология и я.».
Новогодний экологический
венок. Работа с ждутовой
нитью, трехслойным
картоном, природным
материалом
Работа с соленым тестом и
природным материалом

8

2

6

8

2

6

Сканворд, педагогическое
наблюдение.
Оценка практической
деятельности педагогом
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогическое
наблюдение,
игра

8

4

4

6.

7.

8.

9.

10.

Беседа,
педагогическое

наблюдение, самооценка
Беседа, игра

11.

Проектная деятельность

2

1

1

12.

Изготовление
«Валентинки» с кофейными
зернами
Технология выполнения
мозаики из природного
материала,
композиции «Кошечка»

8

2

6

8

2

6

Оформление подарочной
коробочки природным
материалом. Ознакомление с
элементами коми –
пермяцкого орнамента,
украшении коробочки
Панно «Коми-пермяцкий
калейдоскоп» с
использованием бросового и
природного материала.

6

1

5

8

2

6

Флористический дизайн из
искусственых цветов.
Знакомство с гофрированной
бумагой. Композиция
«Букет»
Флористический дизайн из
искусственых цветов.
Составление линейной
композиции из природных
материалов и искусственных
цветов «Весенняя нежность»
Флористическая композиция
«Букет ПОБЕДЫ!»

8

2

6

10

2

8

Беседа,
педагогическое
наблюдение, оценка
практической деятельности
детьми

10

2

8

21

Проектная деятельность.
12
Зачетная работа. Композиция
«Краски лета» на выбор

4

8

22

Оформление выставки работ
обучающихся .

2

1

1

23

Итоговое тестирование

2

1

1

Кроссворд,
педагогическое
наблюдение, оценка
практической деятельности
детьми
Беседа,
педагогическое
наблюдение, оценка
практической деятельности
педагогом, выставка
зачётных работ,
самооценка
Беседа,
педагогическое
наблюдение.
Беседа,
педагогическое
наблюдение, Кроссворд,
тест

136

39

97

15.

16.

17

18

19

20

ИТОГО:

Беседа, педагогическое
наблюдение, конкурс
творческих работ
Беседа,
педагогическое
наблюдение, оценка
практической деятельности
детьми
Игра.
Педагогическое
наблюдение практической
деятельности
Беседа,
педагогическое
наблюдение, оценка
практической деятельности
детьми
Беседа. Конкурс
творческих работ

Содержание программы
Раздел

Тема

Содержание

Методы и
приемы
обучения

Вводное
занятие

Введение в мир
«Флористическог
о дизайна»

Анкетирован
ие.
Инструктаж.
Беседа.

Искусстве
нная
флористик
а

Виды
флористических
произведений с
искусственными
цветами из
бумаги. Основы
композиции. « И
цветы умеют
говорить».

Флористи
ческие
работы из
засушены
х листьев
и цветов

Технология
засушивания
листьев и цветов.
Поделки из
листьев.

Анкетирование. Цели и задачи
группы. План работы на год.
Организация рабочего места.
Беседа «Что такое
«Флористика».
«Флористический дизайн»
Вводное тестирование.
Теория:
Что такое композиция?
Виды копозиций:
- Цветы в корзине или коробке
- Топиарий
- Венок
- Панно
Практика:
Панно из бумажных цветов «И
цвты умеют говорить»
Практическая работа:
Сбор листьев и цветов.
Подготовка к засушиванию.
Теория:
Виды сушки:
- сушка под прессом
- экстримальная сушка
Практическая работа:
Работа из засушеных листьев в
технике аппликация.
Варианты аппликации: бабочка,
птичка, стрекоза
Практическая работа:
Объемное или плоскостное
панно из засушеных цветов и
листьев в технике аппликация.

Теория: Техника росписи по
сухим листьям. Составление
эскиза росписи листа. Варианты
эскизов. Мастер-класс.
Практика:
Изготовление фото-рамки.

Рассказ.
Беседа.
Мастеркласс
Самостоятел
ьная работа

Панно из
засушеных
цветов.

Роспись листьев
перманентным
маркером.
Изготовление
рамки для
фотографии из
картона.

ТСО,
нагляднось,
материалы и
инструменты
Видеоматериал
. Инструменты

Рассказ.
Беседа.
Просмотр
презентации
Мастеркласс
Самостоятел
ьная работа.

Презентация.
Ножницы,
ксероксная
цветная и белая
бумага, клей
карандаш,
белый картон,
рамка

Рассказ.
Беседа.
Мастеркласс
Самостоятел
ьная работа

Прес для
сушки

Рассказ.
Беседа.
Мастеркласс
Самостоятел
ьная работа.

Картон, клей
ПВА, сухие
листья, сухие
цветы,
ножницы,
простой
карандаш,
кисточка для
клея, спрей лак
Картон
трехслойный
гофрированны
й, клей ПВА,
сухие листья,
ножницы,
маркеры
перманентные,
спрей лак,

Беседа о
растениях ,
занесенных в
красную книгу.
Панно из листьев.
Ваза с цветами

Флористи
ческие
работы из
семян

Беседа «Легенда о
цветах». Панно
«Ромашки» из
тыквенных
семечек.

Беседа
«Обитатели
водоемов». Панно
«Золотая рыбка»

Беседа «Как
помочь природе?
Экология и я.».
Новогодний
экологический
венок. Работа с
джутовой нитью,
трехслойным
картоном,
природным

Теория:
Беседа о растениях
произрастающих на территории
России занесенных в красную
книгу. Мастер-класс «Эскиз
вазы с цветами».
Практика:
Зарисовка эскиза. Подбор
материала. Выкладка «Вазы
сцветами» из природного
материала - листьев
Теория: Беседа о цветах
произростающих на территории
Пермского края. Растения
Пермского края занесенные в
«Красуюю книгу».
Последовательность
выполнения панно «Ромашки»:
эскиз, подбор материала,
техника выполнения работы.
Практика:
- Составить эскиз панно.
- Подобрать материалы для
исполнения работы.
- Подобрать технику выкладки
панно.
- Изготовить панно «ромашки».
Теория: Беседа об обитателях
водоемов Пермского края .
Последовательность
выполнения панно «Золотая
рыбка»: эскиз, подбор
материала, техника выполнения
работы.
Практика:
- Составить эскиз панно.
- Подобрать материалы для
исполнения работы.
- Подобрать технику выкладки
панно.
- Изготовить панно «Золотая
рыбка».
Теория: Беседа о мировых
проблемах экологии и подбор
путей её решения.
Мастер-класс «Новогодний
венок»
Практика:
- Составить эскиз изделия.
- Подобрать материалы для
исполнения работы.
- Изготовить новогодний венок.

Рассказ.
Беседа.
Мастеркласс
Самостоятел
ьная работа

белый картон.
Картон
трехслойный
гофрированны
й, клей ПВА,
сухие листья,
ножницы.

Рассказ.
Беседа.
Самостоятел
ьная работа

Бумага для
эскиза,
карандаш,
флористически
й природный
материал, клей
ПВА, Клей
Мастер,
пинцет.

Рассказ.
Беседа.
Самостоятел
ьная работа.

Бумага для
эскиза,
карандаш,
флористически
й природный
материал, клей
ПВА, Клей
Мастер,
пинцет.

Рассказ.
Беседа.
Мастеркласс
Самостоятел
ьная работа.

Картон
трехслойный,
джутовая нить,
флористически
й природный
материал, клей
ПВА, Клей
Мастер,
пинцет,
акриловые

материалом.
Работа с соленым
тестом и
природным
материалом.

Проектная
деятельность
Изготовление
«Валентинки» с
кофейыми
зернами

Технология
выполнения
мозаики из
природного
материала.
композиции
«Кошечка».

Юный
флорист в
стиле
«Этно».

Оформление
подарочной
коробочки
природным
материалом.
Ознакомление с
элементами коми
– пермяцкого
орнамента,
украшении
коробочки.

Пано «Комипермяцкий

Теория:Мастер-класс
«Тарелочка для бижутерии»
Практика:
- Составить эскиз изделия.
- Подобрать материалы для
исполнения работы.
- Изготовить тарелочку для
бижутерии.
Теория: Беседа «Что такое
«Проект?».
Теория: Проект «Валентинка».
Практика:
- Изучить историю дня
празднования «Св.Валентина»
- Какие материалы необходимы
для создания валентинки.

Мастеркласс
Самостоятел
ьная работа.

Теория: Беседа о домашних
животных.
Последовательность
выполнения панно «Кошечка»:
эскиз, подбор материала,
техника выполнения работы.
Практика:
- Составить эскиз панно.
- Подобрать материалы для
исполнения работы.
- Подобрать технику выкладки
панно.
- Изготовить панно «Кошечка».
Теория: Беседа «Я комипермяк! Традиции наших
предков.» Презентация «Комипермяцкие узоры»
Знакомство с верховой
набойкой – мастер-класс.
Практика:
- Составить эскиз коробочки.
- Подобрать материалы для
исполнения работы.
- Изготовить подарочную
коробочку.
- Декорировать коробочку
набойкой и природным
материалом.
Теория: Презентация, беседа
«Стиль «Этно» в интерьере»

Рассказ.
Беседа.
Самостоятел
ьная работа.

Рассказ
Беседа
Рассказ.
Беседа.
Самостоятел
ьная работа.

Рассказ.
Беседа.
Презентация
Мастеркласс
Самостоятел
ьная работа.

Презентация
Рассказ

краски.
Соленое тесто,
скалки, фаил,
трафорет,
Листья
растений,
колоски,
акриловая
краска.
Презентация.
Бумага для
эскиза,
карандаш,
флористически
й природный
материал, клей
ПВА, Клей
Мастер,
пинцет, картон
трехслойный,
джутовая нить,
баночка.
Бумага для
эскиза,
карандаш,
флористически
й природный
материал, клей
ПВА, клей
Мастер,
пинцет.

Презентация
Штампы для
верховой
набойки,
прищепка с
губкой,
палитра,
краски
акриловые,
крафтовая
бумага,
природный
материал, клей
Мастер,
джутовая нить.
Презентация
Штампы для

Искусстве
нная
флористик
а

Проектная
деятельно
сть.

калейдоскоп» с
использованием
бросового и
природного
материала.

Практика:
- Составить эскиз панно
«Коми-пермяцкий
калейдоскоп».
- Подобрать материалы для
исполнения работы.
- Подобрать технику выкладки
панно.
- Изготовить панно в стиле
Этно.

Самостоятел
ьная работа

Флористический
дизайн из
искусственых
цветов.
Знакомство с
гофрированной
бумагой.
«Букет»
Флористический
дизайн из
искусственых
цветов.
Составление
линейной
композиции из
природных
материалов и
искусственных
цветов «Весенняя
нежность».
Флористическая
композиция
«Букет
ПОБЕДЫ!»

Теория: Презентация «В Мире
цветов».
Мастер-класс «Цветок Помпон».
Практика:
- Подбор материалов.
- изготовления Цветка Помпона
Теория: Презентация «Что
такое пластичная замша,
инструменты для работы с
ней».
Мастер-класс «Ромашка из
фоамирана».
Практика:
- Подбор материалов.
- Изготовление ромашки из
фоамирана.

Беседа.
Презентация
Мастеркласс
Самостоятел
ьная работа.

Теория: Мастер –класс «Букет
ПОБЕДЫ»
Практика:
- Нарисовать эскиз букета
- Подобрать материалы
- Изготовить флористическую
композицию «Букет ПОБЕДЫ!»

Мастеркласс
Рассказ
Самостоятел
ьная работа.

Зачетная работа.
Композиция
«Краски лета» на
выбор.

Практика: Выбрать технику
исполнения самостоятельной
работы из ранее изученного
материала.

Самостоятел
ьная работа.

Беседа.
Презентация
Мастеркласс
Самостоятел
ьная работа.

верховой
набойки,
прищепка с
губкой,
палитра,
краски
акриловые,
крафтовая
бумага,
природный
материал, клей
Мастер,
джутовая нить
Презентация
Гофрированная
бумага, клеё
карандаш,
тейп-лента,
флористическа
я проволока,
Презентация
Фоамиран,
клеевой
пистолет,
стержни
клеевые, тейп
лента,
флористическа
я проволока,
зубочистки,
ножницы
маникюрные.
Презентация
Фоамиран,
гофрированная
бумага,
клеевой
пистолет,
стержни
клеевые, тейп
лента,
флористическа
я проволока,
зубочистки,
ножницы
маникюрные.
Для зачетной
работы
материалы
подбираются
самостоятельно
каждым

ребенком.

Итоговое
тестирова
ние

Оформление
выставки работ
обучающихся .
Тестирование

Выставка композиций «Краски
лета».

Самостоятел
ьная работа.

Практика: Выполнить
итоговое тестирование.

Самостоятел
ьная работа.

Тесты

Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение
Учебный кабинет,

оснащенный учебной мебелью, шкафами для

хранения материалов и детских работ, стендами для оформления выставок.
1. Инструменты:
- кисти;
- кисти щетинные № 2 (для клея);
- карандаши «Конструктор» М, ТМ, 2М, 3М;
- ластик;
- точилка;
- линейка;
- нож канцелярский;
2. Материалы:
- бумага;
- альбом;
-картон;
- крафтовая бумага;
- цветная бумага;
- клей ПВА, клей Мастер;
- ткань,
- пинцет;
- клеевой пистолет,
- клей для пистолета;
- природный материал;

- краски акриловые;
- картон трехслойный гофрированный;
3.Технические средства обучения:
- Компьютер;
- Мультимедиапроектор.
Информационное

обеспечение:

подключение

к

сети

Интернет,

презентации, фотографии.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования.
Формы аттестации
Подведение итогов работы является необходимым условием для
подведения итогов работы обучающихся. Для контроля за освоением
дополнительной

общеообразовательной

общеразвивающей

программы

организуется входной, текущий, промежуточный и итоговый контроль.
Формы и оценочные материалы для текущего контроля по разделам,
итоговый и промежуточной аттестации представлены в «Фонде оценочных
средств» (Приложение №1).
Методическое обеспечение
Формы организации детей на занятии: групповые, индивидуальные,
фронтальные.
Формы проведения занятий: практические, экскурсии на природу,
посещение выставок, игровые занятия.
На занятиях используются словесные методы объяснения материала
(беседа,

рассказ,

работа

с

книгой),

наглядные

методы

обучения

(демонстрация иллюстраций, видеоматериалов, слайдов, фотоматериалов,
наблюдение, показ педагогом образца выполнения задания), практические
методы (опыты, практические задания, упражнения).
Используемые образовательные технологии: технология группового
обучения,

коллективного

взаимодействия,

дистанционного

обучения,

проектная, игровой деятельности, здоровьесберегающая технология, ИКтехнология.

Алгоритм учебного занятия.
Учебное занятие состоит из трёх частей: вступление, основная часть,
заключение.
Во вступлении выделяют следующие этапы:
- проверка готовности к работе,
- определение темы,
- формулировка цели и задач,
- повторение правил т/б,
- актуализация знаний,
- объяснение плана работы учащимся.
Основная часть:
- знакомство с теоретическим материалом,
- объяснение хода практической работы,
- выполнение учащимися практической работы под руководством педагога.
Заключительная часть:
- оценивается работа обучающихся ,
- рефлексия,
- подводятся итоги,
- задаётся домашнее задание.

Литература для педагога
1.

Иванова Н.И. Цветы умеют говорить. Школа мастерства.

2.

Максименко О. Аранжировка сухими цветами. Изд-во « – М., 1999.

3.

Первушина О.Н., Симонова В.П. Природа и творчество. – Пермь, 1990.

4.

Соловьева Л.С. Искусство флористики. – Минск. Беларусь, 2002.

5.

Сазонова Л. Плетение и аппликация из соломы. – М., 2002.

6.

Федотов Г.Я. Узоры разнотравья. – М.: Просвещение, 1992.

7.

Юный флорист – М., 2002.

8.

Терентьев А.В. Изображение животных средствами рисунка и живописи.

М., Просвещение, 1988.
9.

Журнал «Все для дома».

10.

Журнал «Рабочие новости».

11.

Дизайн вашего дома и ИКЕА. А-Пари. «iКЕА и Эксмо». 2003 г.. 207 стр.

12.

К.Митителло. «Аппликация». Техника и искусство. Эксмо. 2004 г., 189

стр.
13. Журнал «Ручная работа», № 15 2006 г.
Иточники:
1. http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=Bij2OMYxPK0
2. http://www.youtube.com/watch?v=-DrKoBKQi9M

Литература для обучающихся
1.

Первушина О.М., Симонова В.П. Природа и творчество. – Пермь, 1990.

2.

Федотов Г.Я. Узоры разнотравья. – М.: Просвещение, 1992.

3.

Маракаев О. Первый букет. – Ярославль, 1999.

4.

Филлипова Т.В. Лучшие поделки. – Ярославль. Академия «Холдинг»,

2000.
5.

Сокольникова Н.М. Основы композиции. 5-8 класс.

6.

Начинающему художнику. – Композиция. М.ООО «Астрель», 2002.

7.

Как построить композицию и перспективу. ООО Изд. «Астрель», 2002.

8.

Журнал «Школа и искусство». № 7,8 2005 г.

9.

Журнал «Народные умельцы». № 3, 4 2005 г.

10.

Дизайн вашего дома и ИКЕА. А-Пари. «iКЕА и Эксмо». 2003 г.. 207

стр.
11.

К.Митителло. «Аппликация». Техника и искусство. Эксмо. 2004 г., 189

стр.
12.

«Ручная работа», № 15 2006 г.

Приложение №1
Итоговое тестирование
1. Что такое флористический дизайн?
Флористический дизайн (англ. Floral design) — разновидность декоративно-прикладного
искусства и дизайна; создание флористических работ (букетов, композиций, панно,
коллажей) из разнообразных природных материалов (цветков, листьев, трав, плодов и т.
д.), которые могут быть живыми, сухими или консервированными.
2. Как называют лен в народе?
1.Лесной цветок.
2.Ленок.
3.Северный шелковый лен.
4.Прядь.
3. Что такое оберег?
1.Оберег - это предмет или символ, призванный защищать своего владельца и его дом от
бед. Он приносит в дом счастье и достаток.
2.Оберег - это символ.
3.Оберег - это часть тела.
4. Что такое верховая набойка?
1. – это печеть(нанесение рисунка) красками на белом полотне при помощи штампов,
акриловых красок и киянки.
2. – это способ декорирования и окрашивания натуральной ткани с помощью
ручной набойки узора деревянными штампами на ткани и окрашиванием ее натуральным
красителем индиго.
5. Какие цветы льна по цвету?
1.Сизо – голубые.
2.Фиолетовые.
3.Синие.

Ответы:
1. разновидность
создание

декоративно-прикладного

флористических

работ

искусства

(букетов,

и

композиций,

дизайна;
панно,

коллажей) из разнообразных природных материалов (цветков, листьев,
трав, плодов и т. д.), которые могут быть живыми, сухими или
консервированными.
2. 3
3. 1
4. 2
5. 1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».