Управление образования администрации г. Кудымкара Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Радуга» г. Кудымкара Принята на заседании педагогического Утверждаю: совета от «30 » сентября 2023 г. Директор МАУДО «ДЮЦ «Радуга» Протокол № 1 ____________ Т.Т. Бражкина Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Кукляндия» Возраст обучающихся: 9-14 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Сыстерова Ирина Сергеевна педагог дополнительного образования г. Кудымкар, 2023 Информационная карта образовательной программы I Наименование программы «Кукляндия» II Направленность Художественная III Сведения об авторе (составителе) 1. ФИО Сыстерова Ирина Сергеевна 2. Год рождения 1988 3. Образование Среднее профессиональное 4. Место работы МАУДО «ДЮЦ «Радуга» г. Кудымкара 5. Должность Педагог дополнительного образования 6. Квалификационная категория - 7. Адрес, телефон г. Кудымкар, ул. 50 лет Октября, д. 28 IVСведения о программе 1. Срок реализации 1 год 2. Возрастная группа 9-14 лет 3. Тип программы Общеразвивающая 4. Характеристика программы По месту в образовательной модели Разновозрастного детского объединения По уровню освоения Общекультурный ознакомительный 5. Цель программы Формировать творческие способности учащихся в процессе обучения более сложной технике вышивки крестом и шитья игрушек. 6. Ведущие формы и образовательной деятельности методы Беседа, практические занятия, исследовательская деятельность, занятие - игра, самостоятельная работа, посещение выставок. 7.Форма обучения Очная, с применением дистанционных образовательных технологий. 8. Формы результативности мониторинга Входная, диагностики промежуточная (тестирование, и опрос, итоговая беседа, наблюдение, практическая работа, кроссворд, самооценка, конкурсы) 9. Кадровое обеспечение Педагог дополнительного образования Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Кукляндия» 1.1. Общие сведения. Программа составлена в соответствии со следующими документами: - Закон об образовании в Российской Федерации (ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ); -«Концепция развития дополнительного образования», (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р); -«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», 2009 г.; -Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; -«Методические общеразвивающих рекомендации программ» по проектированию (включая дополнительных разноуровневые программы) «Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242». По направленности программа естественнонаучная, - по виду- модифицированная, по уровню освоения - общекультурная ознакомительная, по целям обучения - прикладная, развивающая художественную одаренность, по форме организации содержания и процесса педагогической деятельностикомплексная, срок реализации – 1 год. В соответствии с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (утверждён Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008) в общеразвивающую дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Кукляндия» ежегодно вносятся изменения. 1.2 Актуальность программы. В связи с ростом объёма знаний и увеличением учебной нагрузки учащихся в области предметов гуманитарного и естественно - научного цикла, а также снижением познавательного интереса у детей к предметнопрактической деятельности, возникает потребность в создании дополнительных общеобразовательных программ в области декоративноприкладного творчества. Актуальность программы «Кукляндия» заключается в том, что она отражает общую тенденцию к возрождению традиционного искусства, в частности, вышивки крестом и изготовления народной куклы, опираясь при этом на русскую традицию проведения досуга и воспитания детей в семье. Содержание программы имеет региональный компонент и направлено на достижение целей воспитания, связанных с формированием и развитием гражданственности, трудолюбия, любви к окружающей природе, Родине, семье, интереса к истории и народному искусству. Программа ориентирована на формирование традиционных, семейных ценностей, воспитание девочек, как хранительниц домашнего очага, рукодельниц. Кроме этого, не секрет, что в сложной экономической обстановке умение шить может стать неплохим подспорьем в домашнем хозяйстве. Знакомство и приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству, изготовление народной куклы и вышивка крестом способствуют формированию художественного вкуса, отвечающего национальной традиции, открывает простор для последующего совершенствования и в других областях культуры. Программа позволяет осознать такие понятия, как народ, этнос, этническая культура, народное сознание. Конечно, когда речь идёт о малышах, они это скорее чувствуют, нежели понимают, но роль осознания себя, как части культуры Родины, в воспитании переоценить невозможно. Программа соответствует различным потребностям детей и их родителей, т.к. ориентирована на разный уровень подготовленности школьников, приходящих в объединение. Позволяет учитывать индивидуальные потребности детей: коммуникативные, познавательные, инструментальные (обучение конкретному ремеслу). В основе программы лежит практическая деятельность, ручной труд, который оказывает благоприятное влияние на развитие интеллекта, речи и психологических функций ребенка в целом. Занятия по программе помогают привить уважение к труду, приобщить к народной культуре, национальным корням. 1.3 Отличительные особенности программы состоит в том, что она, являясь ступенчатой по структуре, позволяет осваивать два смежных направления декоративно-прикладного искусства (собственно вышивание крестом и изготовление народной тряпичной куклы), что предоставляет больше возможностей для творческой самореализации обучающихся, позволяет глубже освоить целый культурный, этнографический слой именно так, как он исторически существовал - неразрывно друг от друга. Программа строится с учетом основных дидактических принципов: - Учет возрастных, психических и физических возможностей и способностей каждого ребенка. - Наглядности и доступности. - Сознательности и активности (понимание воспитанником того, что данные умения и знания пригодятся ему в жизни; проявление желания овладеть этими знаниями). 1.4 Адресат программы. Программа рассчитана на учащихся 9 – 14 лет. Занятия проводятся в разновозрастных группах постоянного состава по 15 человек. Специального отбора учащихся и подготовки для освоения программы не требуется. Обучение детей с ОВЗ и детей – инвалидов организуется в общей группе с учетом заболевания, состояния здоровья, рекомендаций индивидуальной программы реабилитации и заключения психолого-медико-педагогической комиссии. 1.5 Объём и сроки реализации программы. Срок реализации программы 1 год. Образовательный процесс в объединении организуется в соответствии с календарным учебным графиком, утверждённым директором Центра на учебный год и расписанием занятий. Объем программы: 136 часов – 4 часа в неделю. 1.6 Режим и формы организации занятий: Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 академических часа с 10- минутным перерывом (1 академический час - 45 минут). Формы организации занятий: групповые. 1.7 Форма обучения: очная. Формы и методы контроля: 1. Выставка. 2.Тестирование 3.Мониторинг 4.Наблюдения 5.Конкурс творческих работ. 6. Контрольное занятие 7.Итоговое занятие Содержание контрольных заданий см. в Приложении №1. Оценка проводится по десятибалльной шкале. Результаты тестирования в соответствие с системой мониторинга ежегодно фиксируются в карточке личностного роста воспитанника, сравнение результатов ежегодного отслеживания показывает динамику освоения учащимися программы. Формы контроля и оценки результатов Контроль знаний осуществляется в течении всего года. Вводный контроль выявляет первоначальные представления учащихся по шитью. При промежуточном контроле используется накопительная уровневая система, оценивающая активность ученика и уровень выполнения творческих и практических заданий. Промежуточный контроль за полугодие проводится в форме теста. Итоговый контроль в конце года и определяет освоение обучающимися программы. Контроль осуществляется в соответствии с программой мониторинга. Мониторинг результатов обучения ребенка по образовательной программе дополнительного образования детей объединения «Кукляндия» Показатели Критерии Возможное Количество баллов Методы диагностики Опрос Тестирование I. Теоретическая подготовка обучающегося: 1.1. Теоретические знания по основным разделам программы. Обучающийся должен знать: - историю вышивки крестиком и народной куклы; - методику последовательного выполнения работы; Минимальный уровень 1-4 1.2. Владение специальной терминологией - основные понятия и термины. - виды материалов; - названия инструментов. Обучающийся должен уметь: Максимальный уровень 10 Опрос Тестирование - пользоваться инструментами для вышивки и шитья кукол; Минимальный уровень 1-4 Контрольное занятие - кроить, шить, вышивать; - выполнять простейшие швы для изготовления изделий - иголка, ножницы, пяльца; - правила техники безопасности. Средний уровень 5-7 II. Практическая подготовка обучающегося. 2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой. 2.2. Владение специальными инструментами и оснащением. Средний уровень 5-7 Максимальный Уровень 10 Опрос 2.3. Творческие навыки. - самостоятельно подбирать материалы, кроить, выполнять простейшие швы; Контрольное занятие III. Общеучебные умения и навыки: 3.1. Умение - адекватность восприятия слушать и информации, идущей от слышать педагога. педагога. Минимальный уровень 1-4 Наблюдение 3.2. Умение - умение самостоятельно Средний организовать свое подготовить свое рабочее уровень рабочее место. место к деятельности и 5-7 убирать его за собой. Наблюдение 3.3. Умение аккуратно выполнять работу. IV. Предметные достижения учащихся. Наблюдение - аккуратность и ответственность в работе. Максимальный уровень 10 - на уровне объединений МАУДО «ДЮЦ «Радуга»; - на уровне города, округа; - на уровне края. 1.8 Цель и задачи программы. Цель: Формировать творческие способности обучающихся в процессе обучения более сложной технике вышивки крестом и шитья игрушек. Задачи: Образовательные: - раскрыть истоки народного творчества и роли декоративно-прикладного искусства в жизни общества; - научить более сложным приемам вышивки и шитья (раскрою, сшиванию и сборке игрушек из нескольких деталей, шитью одежды для кукол); Развивающие: - развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность, мышление, художественный вкус; - развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание; - развивать моторику рук, глазомер; - развивать коммуникативные умения во взаимодействии с товарищами; - развивать умения целеполагания, планирования, определения способов деятельности, анализа и оценки её результата. Воспитательные: - развивать интерес к народным традициям декоративно-прикладного творчества; - воспитывать культуру общения и уважительное отношение к членам коллектива в совместной творческой деятельности; - воспитывать усидчивость, аккуратность, активность, уважение и любовь к труду, формировать потребность учащихся к саморазвитию; - развивать потребность в творческом труде, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей; - воспитывать умение получать удовлетворение от своей работы. 1.9 Планируемые результаты и способы определения их результативности (мониторинг реализации программы). Обучающийся должен знать: - основные виды русского народного и декоративно-прикладного искусства; - название материалов, из которых изготовляют кукол; - названия и назначение инструментов и принадлежностей, правила техники безопасности при работе с ними; - основные техники выполнения народной куклы и вышивки крестом; - как организовать рабочее место; - виды и названия кукол, выполненных в течение учебного года; - названия основных видов швов и приёмы их выполнения. Обучающийся должен уметь: - выполнять различные виды швов, соединять их для выполнения творческих работ; - подготавливать своё рабочее место и содержать его в порядке; - различать и правильно использовать материалы, инструменты и принадлежности; - свободно пользоваться готовыми комплектами для вышивки, схемами, выкройками; - выбирать нужную ткань и изготавливать самостоятельно текстильную куклу. Учебно-тематический план – 136 ч № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Темы занятий Вводное занятие. Беседа о Тильдовской и чердачной кукле. «Веселые картинки» (вышивка крестом). «Улитка-тильда». Игольница «сердечко» (вышивка крестом). Ангелы доброго дня (шитье текстильных ароматных игрушек). «Символ года» (шитьё текстильной игрушки). Сапожок на елку (вышивка крестом). Тильда-сплющка (шитьё ароматной игрушки). Панно для кухни «Веселый поваренок». Количество часов Всего 2 Теория 2 Формы контроля Практика Вводный тест 8 1 7 Опрос 8 1 7 8 1 7 Оценка практической работы детьми Опрос 10 2 8 Практическое задание 8 1 7 Кроссворд 8 12 2 10 Самооценка практической работы Текущий тест 10 1 9 Практическое задание 8 10. Заяц Тильда (шитье ароматной игрушки). 12 2 10 Кроссворд 11. «Котомания» (шитье ароматных игрушек). 8 1 7 Беседа 12. Ключница в прихожую (вышивка крестом). 8 1 7 Опрос 17. «Курочка» (шитьё ароматной игрушки). Часы с вышивкой. 10 2 8 12 1 11 «Чердачная кукла» (текстильная игрушка). 12 3 9 Самооценка практической работы Оценка практической работы детьми Итоговый тест, творческая работа, итоговая выставка ИТОГО: 136 21 115 20. 21. Содержание программы обучения № п/п Темы занятий 1. Вводное занятие. Беседа о Тильдовской и чердачной кукле. 2. «Веселые картинки» (вышивка крестом). 3. «Улитка-тильда». 4. Игольница «сердечко» (вышивка крестом). 5. Ангелы доброго дня (шитье текстильных ароматных игрушек). 6. «Символ года» (шитьё текстильной игрушки). Содержание Теория: Беседа о игрушке Тильде и чердачной кукле. Материалы и принадлежности. Инструктаж по технике безопасности. Теория: Просмотр слайдов. Практика: зарисовка схемы, выбор нитей, вышивка. Оформление работы в рамку. Материалы Бумага в клетку, цветные ручки, нитки «мулине», иголка, ножницы, пяльца, фоторамка. Теория: Просмотр слайдов. Ткань цветная, Практика: изготовление выкройки, выкройки, нитки, раскрой и шитье. иголка, ножницы, Набивка синтепоном, сборка наполнитель для деталей. игрушек. Пуговицы, Оформление игрушки пуговицами, тесьма, ленты. тесьмой. Теория: Презентация мастерБумага в клетку, класса. цветные ручки. Нитки Практика: зарисовка схемы, «мулине», иголка, подбор нитей, вышивка. ножницы, пяльца, Сшивание деталей, набивка наполнитель. синтепоном, оформление бисером. Теория: Просмотр слайдов. Ткань цветная, Практика: изготовление выкроек, выкройки, нитки, подбор материала, раскрой и иголка, ножницы, сшивание деталей. наполнитель для Набивка игрушки синтепоном, игрушек. Нитки для оформление головы. волос. Пуговицы, Шитье одежды, оформление. тесьма, ленты. Теория: Презентация мастерТкань цветная, класса. Практика: составление выкройки, нитки, выкройки, раскрой и сшивание иголка, ножницы, деталей. наполнитель для Набивка игрушки синтепоном, игрушек. Пуговицы, сборка деталей. тесьма, ленты. Оформление. 7. Сапожок на елку (вышивка крестом). 8. Тильда-сплющка (шитьё ароматной игрушки). 9. Панно для кухни «Веселый поваренок». 10. Заяц Тильда (шитье ароматной игрушки). 11. «Котомания» (шитье ароматных игрушек). 12. Ключница в прихожую (вышивка крестом). 17. «Курочка» (шитьё ароматной игрушки). Теория: Просмотр слайдов. Практика: выбор схемы, подбор ниток, вышивка двух деталей. Соединение деталей, набивка наполнителем, оформление бисером. Теория: Просмотр слайдов. Практика: подбор материала, выкройки, раскрой и сшивание деталей. Набивка деталей синтепоном, сборка игрушки, покраска раствором «кофе-корица». Раскрой и шитье одежды для куклы, оформление. Теория: Презентация мастеркласса. Практика: выбор схемы, подбор ниток, вышивка работы. Оформление работы в рамку. Теория: Просмотр слайдов. Практика: подбор материала, выкройки, раскрой и сшивание деталей. Набивка деталей синтепоном, сборка игрушки, покраска раствором «кофе-корица». Раскрой и шитье одежды для игрушки, оформление. Теория: просмотр слайдов. Практика: составление эскиза, выкройки; раскрой и сшивание деталей. Набивка наполнителем и покраска раствором «кофе-корица». Оформление игрушки (декупаж, акриловые краски). Теория: просмотр слайдов. Практика: выбор схемы, подбор ниток, вышивание. Оформление в рамку с крючками для ключей. Теория: Просмотр слайдов. Практика: изготовление выкройки, раскрой и шитье. Бумага в клетку, цветные ручки. Нитки «мулине», иголка, ножницы, пяльца, наполнитель. Бязь белая, ткань цветная. Выкройки, нитки, иголка, ножницы, наполнитель для игрушек. Кофе растворимый, корица, клей ПВА, кисти, Пуговицы, тесьма, ленты. Бумага в клетку, цветные ручки, нитки «мулине», иголка, ножницы, пяльца, фоторамка. Бязь белая, ткань цветная. Выкройки, нитки, иголка, ножницы, наполнитель для игрушек. Кофе растворимый, корица, клей ПВА, кисти, Пуговицы, тесьма, ленты. Бязь белая. Выкройки, нитки, иголка, ножницы, наполнитель для игрушек. Кофе растворимый, корица, клей ПВА, кисти, краски акриловые, салфетки для декупажа. Бумага в клетку, цветные ручки, нитки «мулине», иголка, ножницы, пяльца, фоторамка. Бязь белая. Выкройки, нитки, иголка, ножницы, наполнитель 20. Часы с вышивкой. 21. «Чердачная кукла» (текстильная игрушка). Набивка синтепоном, сборка деталей, покраска раствором «кофе-корица». Раскрой и пошив одежды для игрушки. Теория: Просмотр слайдов. Практика: выбор схемы, подбор ниток, вышивка по схеме. Оформление в рамку, установка часового механизма. Теория: Презентация мастеркласса. Практика: изготовление выкройки, раскрой и шитье деталей. Набивка синтепоном, сборка деталей куклы. Оформление головы и лица куклы. Раскрой и шитье одежды для куклы. для игрушек. Кофе растворимый, корица, клей ПВА, кисти. Схема вышивки, нитки «мулине», иголка, ножницы, пяльцы, рамка, часовой механизм. Бязь белая, ткань цветная. Выкройки, нитки, иголка, ножницы, наполнитель для игрушек. Кофе растворимый, корица, клей ПВА, кисти. Шерсть для валяния для волос. Пуговицы, ленты, тесьма. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение. Обучение учащихся проводится в специально оборудованном кабинете в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, оборудовано рабочими местами: столы и стулья для педагога и учащихся; классная доска, шкафы и стеллажи. Рабочие инструменты: - игла для вышивки; - игла для шитья; - ножницы; - пяльцы; - карандаш. Материалы: - канва для вышивки; - бязь белая и цветная для шитья; - нитки «мулине»; - швейные нитки красные, белые; - атласные ленты; - разноцветная тесьма; - наполнитель для игрушек; - пуговицы; - бусины; Технические средства обучения: компьютер; принтер; мультимедиапроектор. Информационное обеспечение: подключение к сети Интернет; презентации. Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования. Формы аттестации Подведение итогов работы является необходимым условием работы творческого коллектива. На занятиях применяется входной, промежуточный и итоговый контроль. Наиболее подходящей формой текущего контроля и оценки является совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ. Такая форма работы позволяет детям критически оценивать не только чужие работы, но и свои. Уровень освоения материала выявляется в беседах, в выполнении практических упражнений, тестов и творческих заданий. В течение года ведется индивидуальное педагогическое наблюдение за творческим развитием каждого ребенка. Подведение итогов проводится в форме индивидуального отслеживания проекта творческой - образовательных работы. результатов Основной является формой мониторинг программы. Формы и методы контроля: • выставки • контрольные занятия • итоговые занятия • наблюдения Кроме этого в течение года воспитанники участвуют в выставках и конкурсах по профилю обучения, где происходит оценка их деятельности общественностью и специалистами. Методическое обеспечение Применяемые методы обучения: словесные (беседа, рассказ, объяснение, инструктаж), наглядные (демонстрация, иллюстрация, видеометод, наблюдение), практические (упражнения, практическая работа, творческое задание), игровой, методы контроля и самоконтроля. Методика проведения занятий предусматривает разнообразную практическую деятельность детей: • репродуктивная – после показа образца и объяснения педагога учащиеся выполняют данное изделие; • творческая – самостоятельное изготовление изделия. Формы организации образовательного процесса. Применяемые формы организации групповая, индивидуальная, фронтальная. Формы организации учебного занятия. образовательного процесса: Применяемые формы организации учебного занятия: беседа, выставка, фестиваль, игра, конкурс, мастер-класс, открытое занятие, итоговое занятие, контрольное занятие, практическое занятие, презентация, творческая мастерская, экскурсия, ярмарка. Применяемые педагогические технологии: технология группового обучения, технология дистанционного коллективного обучения, взаимодействия, технология игровой технология деятельности, здоровьесберегающая технология, проектная и ИК-технология. Алгоритм учебного занятия. Учебное занятие состоит из трёх частей: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении выделяют следующие этапы: -проверка готовности к работе, -определение темы, -формулировка цели и задач, - повторение правил т/б, - актуализация знаний, -объяснение плана работы учащимся. Основная часть: -знакомство с теоретическим материалом, -объяснение хода практической работы, - выполнение учащимися практической работы под руководством педагога. Заключительная часть: - оценивается работа учащихся, - рефлексия, - подводятся итоги, - задаётся домашнее задание. Литература для педагога 1. Войдинова Н. «Мягкая игрушка». М., ЭКСМО, 2004. 2. Дайн Г. Л. «Русская тряпичная кукла». Культура, традиции, технологии. – М.: Культура и традиции, 2008. 3. Додж В. «Шьем одежду для кукол». Минск, ООО «Попурри», 2005. 4. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З.И. Зимина. – М.: 5. Карин Нойшюнц "Куклы - своими руками" и "Оживи куклу". 6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с. 7. Крулехт М.В. Школьники и рукотворный мир. – СПб.: Детство-Пресс, 2003. 8. Кузьмина М. «Такие разные куклы». М., «ЭКСМО», 2005. 9. Куликова Л.Г., Короткова Л.Ю. вышитые картины.- М.: Издательский дом МСП, 2006. 10. Максимов М.В.Вышивка. Первые шаги.- М.: издательство Эксмо, 1997. 11. Нуждина Т.Д. Мир вещей. Чудо-всюду.- Ярославль.: Академия развития, 1998. 12. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с. 13. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с. 14. Смирнова Д.А. Сделай сам. – М.:, 2004. 15. Технология рукоделия: краткая энциклопедия вышивки. Авт.-сост. О.Н. Маркелова. – Волгоград, 2009. 16. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с. Литература для детей 1. Агапова И. А., Давыдова М. А. « Школа рукоделия: мягкая игрушка», ООО Издательство «ДОМ. XXI века», 2007. 2. Бондаренко Т.В., « Куклы своими руками. Материалы, выкройки, технология изготовления», М.: Полиграфиздат, 2009. 3. В. Войдинова «Куклы в доме» М.: Профиздат, 2000. 4. Зайцева О., «Декоративные куклы. Практическое руководство по изготовлению кукол из пластика и папье-маше, созданию тканых фактур и различных аксессуаров для кукол» М.: АСТ; Астрель –2010. 5. Крулехт М.В. Школьники и рукотворный мир. – СПб.: Детство-Пресс, 2003. 6. Смирнова Д.А. Сделай сам. – М.:, 2004. 7. Технология рукоделия: краткая энциклопедия вышивки. Авт.-сост. О.Н. Маркелова. – Волгоград, 2009. 8. Максимов М.В.Вышивка. Первые шаги.- М.: издательство Эксмо, 1997. Приложение №1 Вводная диагностика. 1.Знаете ли вы, что такое куклы «Тильда»? 2. Что делает игрушку ароматной? 3. Какие виды швов вы знаете? 4. Какие основные правила существуют при раскрое изделия? 5. Как правильно пользоваться схемой для вышивки? 6. Какие правила существуют при вышивке изделия? 7. Как правильно оформить готовую вышитую работу? 8. Как обозначается цвет на схеме для вышивки крестом? 9. Какие инструменты нужны при раскрое изделия? 10. Раскроить деталь по выкройке и сшить детали. Текущая диагностика. 1. Какие швы используются при шитье игрушек? 2. Какие швы используются при вышивке крестом? 3. Как правильно вывернуть изделие? 4. Как правильно наполнить синтепоном игрушку? 5. Для чего используется раствор «кофе-корица»? 6. Какие способы окрашивания игрушки знаете? 7. Какими способами можно декорировать чердачную игрушку? 8. Что можно использовать для наполнения игрушек? 9. Как правильно отпарить готовую вышитую работу? 10. Составить схему орнамента для вышивки. Итоговая диагностика. 1. С какими видами кукол познакомились в этом году? 2. Из чего можно изготовить волосы кукле? 3. Какие народные куклы-обереги знаете? 4. Каких мастеров-кукольников знаете? 5. Какие виды вышивки знаете? 6. Как правильно оформить готовую вышитую работу? 7.Как правильно раскроить изделие? 8. Какие знания, полученные за три года, вам пригодились? 9. Выполнение итоговой работы по изготовлению игрушки или вышивки. 10. Создание мастер-класса по итоговой работе.