ДООП 1 Юный художник

Управление образования администрации города Кудымкара
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр «Радуга» г. Кудымкара

Принята

на

заседании

педагогического

Утверждаю:

совета от «30» сентября 2022 г.

Директор МАУДО «ДЮЦ «Радуга»

Протокол № 1

____________ Т.Т. Бражкина

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
Изостудия «Юный художник»
Возраст обучающихся: 7-12 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Дудина Елизавета Олеговна,
педагог дополнительного образования

г. Кудымкар, 2022

Информационная карта образовательной программы
I Наименование программы

«Изостудия «Юный художник»

II Направленность

Художественная

III Сведения об авторе (составителе)
1. ФИО

Дудина Елизавета Олеговна

2. Год рождения

2001

3. Образование

Среднее профессиональное

4. Место работы

МАУДО «ДЮЦ «Радуга» г. Кудымкара

5. Должность

Педагог дополнительного образования

6. Квалификационная категория
7. Адрес, телефон

г. Кудымкар, ул. М. Горького, д. 28

IVСведения о программе
1. Срок реализации

1 год

2. Возрастная группа

7-12 лет

3. Тип программы

общеразвивающая

4. Характеристика программы
По месту в образовательной модели

Разновозрастного детского объединения

По уровню освоения

Общекультурный ознакомительный

5. Цель программы

Создание условий для развития личностных качеств
обучающихся в процессе овладения экологическими
знаниями, практическими умениями и навыками в
декоративно-прикладной и творческой деятельности.

6. Ведущие формы и методы образовательной Беседа,
деятельности

практические

занятия,

исследовательская

деятельность,

самостоятельная

работа,

экскурсии,

занятие

творческие

-

игра,

встречи,

посещение выставок.
7.Форма обучения

Очная,

с

применением

дистанционных

образовательных технологий.
8. Формы мониторинга результативности

Входная, промежуточная (анкеты, тесты, зачеты по
пройденным темам, творческие задания творческие
работы, проекты, конкурсы, письменные работы),
итоговая

диагностики

(повторение

материала).
9. Кадровое обеспечение

Педагог дополнительного образования

изученного

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
Изостудия «Юный художник»
1. Пояснительная записка
1.1 Общие сведения
Программа составлена в соответствии со следующими документами:
- Закон об образовании в Российской Федерации (ФЗ «Об образовании в РФ»
от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ);
-«Концепция

развития

дополнительного

образования»,

(Распоряжение

Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
-«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России», 2009 г.;
-Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»;
-«Методические
общеразвивающих

рекомендации
программ»

по

проектированию

(включая

дополнительных

разноуровневые

программы)

«Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242».
Направленность программы по содержанию — художественная.
Изобразительное искусство – одна из наиболее эмоциональных сфер
деятельности детей. Уже в самой сути маленького человека заложено
стремление узнавать и создавать. Результативность воспитательного процесса
тем успешнее, чем раньше и
абстрактное,

логическое

и

целенаправленнее у детей развивается
эмоциональное

мышление,

внимание,

наблюдательность, воображение.
Срок реализации – 1 год.
В

соответствии

с

«Порядком

организации

и

осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (утверждён Приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008) в дополнительную

общеобразовательную общеразвивающую программу ежегодно вносятся
изменения.
1.2 Актуальность программы
Основу
масштабный

современного

дополнительного

образовательный

блок,

образования

компенсирующий

составляет

удовлетворение

когнитивных (потребность в признании, уважении), коммуникативных и
иных потребностей детей, нереализованных в рамках предметного обучения
в школе. Поэтому данная программа является востребованной среди
обучающихся начальной и основной школы.
Содержание

программы

предусматривает

как

непосредственно

художественную деятельность, так и эстетическое восприятие предметов
действительности и произведений изобразительного искусства.
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных
направлений художественного образования:
- приобщение к искусству как духовному опыту поколений,
- овладение способами художественной деятельности,
- развитие творческой одаренности ребенка.
Основные методы в программе — рисование с натуры, тематическое
рисование и иллюстрирование, декоративная работа, лепка, элементы
дизайна, беседы об изобразительном искусстве.
Такой
творческим

комплекс

направлений

способностям

позволяет

ребенка

всесторонне развиваться

(воображению

и

фантазии,

пространственному мышлению, колористическому вкусу), а также дает
возможность обучающимися приобрести умения и навыки

работы с

различными художественными материалами.
Язык различных видов искусства делает художественную деятельность
уникальным средством воспитания, обучения и развития ребенка. Кроме
того, занятия изобразительным искусством дают возможность раскрыть
заложенную в человеке потребность в творчестве, желание созидать,
создавать прекрасное своими руками. Каждому ребенку важно почувствовать

себя творцом, открыть для себя мир изобразительного искусства, дизайна,
народной культуры, научиться видеть красоту окружающей природы.
Согласно программе, знания и умения детей становятся средством
постижения духовной стороны искусства, через которое происходит
обогащение внутреннего мира ребенка, его самореализация и развитие в
целом.
1.3 Отличительные особенности
Содержание программы определено в соответствии с целями и задачами
воспитания и развития личности гражданина России, обозначенными в
«Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России» (2009 год), «Концепции развития дополнительного
образования детей» (2022 год). Основная идея программы: изучение
изобразительного искусства в контексте художественной культуры края,
России и других стран.
В отличие от других программ по изобразительному искусству
содержание курса объединено в несколько тематических модулей, каждый из
которых реализует отдельную задачу:
−

модуль «Моя страна» - знакомит детей с искусством России и

Пермского края. Реализует задачи патриотического воспитания. Особое
внимание уделяется культуре коми-пермяков;
−

модуль «Путешествия» - развивает интерес и воспитывает уважение к

культуре других стран и народов;
−

модуль «Времена года» - воспитывает любовь к природе, интерес к

окружающему миру и наблюдательность;
−

модуль «Праздники» приобщает обучающихся к культуре этикета,

воспитывает интерес к традициям и семейным ценностям;
−

основная задача модуля «Фантазия в искусстве» - развитие фантазии,

умения использовать практические навыки и знания в творческой работе,
создавать нестандартные образы на основе имеющегося опыта;
−

модуль «В гости к сказке» занимает важное место в обучении младших

школьников, образует связь изобразительного искусства и литературы,
языком

сказки

дети

знакомятся

с

разнообразными

приемами

в

изобразительном искусстве.
В программе реализуются межпредметные связи с географией, историей,
литературой, физикой, МХК.
Программа построена по концентрическому принципу: к одному и тому
же модулю обучающиеся

возвращаются

несколько раз.

Содержание

материала расширяется и углубляется.
1.4 Адресат программы:
Возраст детей, участвующих в реализации

общеобразовательной

общеразвивающей программы – 7 -12 лет. На первый год обучения возможен
прием детей разных возрастов в зависимости от желания ребенка. Дети с ОВЗ
и

дети-инвалиды

с

учетом

состояния

здоровья

могут

заниматься

индивидуально или в общей группе. При планировании работы учитываются
рекомендации индивидуальной программы реабилитации и психологомедико-педагогической комиссии.
Программа адресована как детям, знакомым с основами языка
изобразительного

искусства,

для

дальнейшего

совершенствования

художественных способностей, так и детям, не имеющим начальной
художественной подготовки.
1.5 Объем и сроки реализации образовательной программы
Срок реализации программы – 1 год. Общее количество часов за - 1 год
обучения – 136 ч.
1.6 Режим и форма организации занятий.
Режим занятий два раза в неделю по 2 академических часа с 10минутным перерывом (1 академический час – 45 мин.).
1.7. Форма обучения: очная
Формы контроля.
Контроль проводится в групповой и индивидуальной форме.
Групповые

формы:

выставки

творческих

работ

обучающихся,

практические задания, тестирование, беседа, опрос.
Индивидуальные

формы:

портфолио,

выступление

на

научно-

практических конференциях.
Основные виды контроля результатов:
- входной – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и
художественно-творческих способностей ребенка (беседа, тесты);
- текущий – проводится на каждом занятии: анализ практических работ
обучающихся, просмотр работ;
- промежуточный – проводится по окончании изучения отдельных тем:
дидактические игры, кроссворды, тестовые задания, выставки;
- итоговый – проводится в конце учебного года, определяет уровень
освоения программы: тематическая выставка.
1.8. Цель и задачи программы
Целью программы является развитие творческих способностей детей
средствами различных видов изобразительного и декоративно-прикладного
искусства,

воспитание

нравственно-эстетических

и

коммуникативных

качеств личности.
Основные задачи:
Образовательные:
- овладение основами художественной грамоты, приобретение опыта в
различных видах художественно-творческой деятельности, с разными
художественными материалами;
Развивающие:
- развитие изобразительных способностей, художественного восприятия
произведений искусства; художественного вкуса, творческого воображения,
пространственного мышления;
Воспитательные:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
обогащение нравственного опыта; уважение к культуре своего края, России и
других стран.

1.9. Планируемые результаты
Программа

обеспечивает

достижения

следующих

предметных,

метапредметных и личностных результатов.
Предметные:
- различать основные и составные цвета, теплые и холодные;
- научиться работать с цветом, пятном, линией;
- использовать в работе разнообразные художественные материалы (гуашь,
акварель, цветные карандаши);
- передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;
- смешивать основные цвета и получать составные;
-

определять

(узнавать)

произведения

традиционных

народных

художественных промыслов
Метапредметные:
- организация рабочего места (под руководством педагога);
- выполнение работы по заданной инструкции;
- использование изученных приемов работы красками;
- осуществление пошагового контроля своей деятельности;
- умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в
окружающей жизни;
- овладение основами логического мышления, способность выявлять с
помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставления
художественных произведений, устанавливать аналогии, анализировать
результаты сравнения, объединять произведения по видам;
- работать в группе, учитывая мнение партнеров.
Личностные:
- положительное отношение к изобразительному искусству и творчеству в
целом;
- адекватное восприятие содержательной оценки своей работы педагогом;
- готовность использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для развития представлений о роли

искусства в жизни человека;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
- обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства и
окружающего мира, их оценки (выражения собственного мнения);
- формирование нравственных и эстетических чувств на основе знакомства с
произведениями изобразительного искусства;
- познавательный интерес к искусству.
За курс обучения дети постигают азы изобразительного искусства,
гармонию цвета; знакомятся с народным творчеством. При этом расширяется
кругозор детей, раскрепощается их мышление, развивается фантазия,
появляется

интерес к творческому труду. Используются приемы обучения

Т.Я. Шпикаловой, Т.Н. Просняковой, Б.М. Неменского.
За курс обучения дети научатся:
−

понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить

художник — предметы, людей, события; с помощью каких материалов
изображает художник — бумага, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
−

различать основные и составные цвета, теплые и холодные;

−

иметь представление о переднем и заднем планах;

−

использовать формат листа в зависимости от задуманной композиции;

−

узнавать

отдельные

произведения

выдающихся

отечественных

художников;
−

использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные

карандаши, бумагу);
−

применять основные средства художественной выразительности в

рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению), в
декоративных работах;
−

пользоваться простейшими приемами лепки.

Учебно-тематический план (1 год обучения) – 136 часов

1.

Вводное занятие. Рисование на свободную
тему.

2.

Рисунок. Первые художники земли.

3.

Живопись. Праздник урожая.

4.

Рисунок. Волшебный дождь.

5.

Форма контроля

всего

Название разделов и тем

практика

№п\п

теория

Кол-во часов

1

вводный
практический тест

1

1

беседа

1

1

2

1

1

2

тематическая
выставка

Живопись. Осень.

2

2

6.

Композиция. Киты в океане.

2

2

7.

Лепка. Аквариум.

2

2

8.

Живопись. Точечная живопись.

1

2

беседа

9.

ДПИ. Грибная пора.

2

2

викторина

1

2

викторина

2

2

1

2

13. Композиция. Теремки и избушки.

2

2

14. ДПИ. Мы построим дом.

2

2

15. Лепка. Лисичка-сестричка и Серый волк.

2

2

1

2

2

2

2

2

практическое
задание

1

2

практическое
задание

2

2

1

2

выставка
творческих работ

22. Композиция. Шляпы, шапочки и шапки.

2

2

23. Живопись. Снегопад в городе.

2

2

24. ДПИ. Портрет Деда Мороза.

2

2

25. Композиция. Подарок от Деда Мороза.

2

2

26. ДПИ. Новогодняя ёлка.

2

2

27. Лепка. Зимние кружева.

2

2

10. ДПИ. «Красны девицы и добры молодцы».

1

1
1

11. Рисунок. «Парма — лесной край».
12. ДПИ. Окошко с наличником.

16. ДПИ. Каргопольские узоры.

1

1

17. Рисунок. Сказочный лес.
18. Живопись. Нарядный сервиз.
19. Живопись. Северное сияние

1

20. ДПИ. Пингвины.
21. Живопись. Первый снег.

1

беседа

28. ДПИ. Снежинка.

2

2

2

2

промежуточный
практический тест

1

1

2

практическое
задание

1

1

2

практическое
задание

2

2

практическое
задание

2

2

практическое
задание

2

2

беседа

1

1

2

практическое
задание

1

3

4

практическое
задание

1

1

2

практическое
задание

2

2

практическое
задание

2

2

практическое
задание

2

2

викторина

2

2

практическое
задание

42. Композиция. Веселые портреты в смешанной
технике.

2

2

43. Рисунок. Букет. Графическое изображение
цветов.

2

2

44. Живопись. Букет.

2

2

2

2

практическое
задание

2

2

практическое
задание

2

2

беседа

2

2

практическое
задание

1

1

2

практическое
задание

1

3

4

опрос

2

2

практическое
задание

29. ДПИ. Игрушки-завитушки.
30. Рисунок. Моя любимая игрушка.
31. Графика. Сова.
32. Композиция. Чудо-дерево.
33. Композиция. Клоуны на арене.
34. Рисунок. День и ночь.
35. Живопись. Морской пейзаж.
36. Лепка. Пластилиновая деревня.
37. ДПИ. Узор в полосе.
38. Композиция. Служу России!
39. Живопись. Самая красивая птица - павлин.
40. Композиция. Африка. Слоны и жирафы.
41. Рисунок. Портрет. Гость из сказки.

45. ДПИ. Роботы.
46. ДПИ. Веселый зоопарк.
47. Композиция. Натюрморт с кактусом.
48. Композиция. Автомобили в городе.
49. ДПИ. Юный дизайнер.
50. Живопись. Рисунок в клеточку.
51. Композиция. Рисунок-загадка.

выставка
беседа

52. Композиция. Радуга над рекой.

1

2

практическое
задание

2

2

практическое
задание

54. Композиция. Аппликация из геометрических
фигур «Бабочка».

2

2

практическое
задание

55. Лепка. Символ профессии.

2

2

беседа

56. Композиция. Салют победы.

4

4

57. Лепка. Цветущая сакура.

2

2

выставка
творческих работ

58. ДПИ. Оригами. Игрушки-шутки.

2

2

1

2

60. Рисунок. Букет сирени.

2

2

61. Композиция. В гости к бабушке в деревню.

4

4

62. Живопись. Цветочная поляна.

2

2

63. Композиция. Путаница-перепутаница.

4

4

64. Итоговое занятие «Путешествие в город
Фантазии».

2

2

116

136

1

53. Композиция. Змей Горыныч.

59. Рисунок. Цыпленок и одуванчики.

Всего:

1

18

итоговый
письменный тест

Содержание программы 1 года обучения (136 часов)

Название разделов,
модулей и тем

К
ол
во
ч

1.

Вводное занятие.

1

Теория:
Материалы
и
инструменты.
Техника
безопасности
в
кабинете.
Правила
поведения.
Ознакомительная беседа.

2.

Рисунок.
Путешествия.
Первые
художники
земли.

1

Теория: Изображения пещер Уголь, мел, серый картон,
Альтамира и Ласко. Рождение крафт-бумага.
искусства. Пещера рук.
Практика:
Изображение
животных углем, углем на
фактурной поверхности.

3.

Живопись.
Времена года.
Праздник урожая.

2

Теория: Как рисовать гуашью?
Приемы
работы
кистью.
Этапы выполнения рисунка.
Последовательность
изображения
фруктов
и
овощей. Контраст.
Практика:
Изображение
композиции на тему.

4.

Рисунок.
Фантазия в искусстве.
Волшебный дождь.

2

Теория: Цвет и направленность А3, цветные карандаши.
штриха.
Мультфильм
«Земляничный дождик».
Практика:
Изображение
характера дождя с помощью
штриховых движений и выбора
цвета.

5.

Живопись.
Времена года.
Осень.

2

Теория: Приемы работы кистью. А3,
акварель,
Мазок. Использование палитры. палитра.
Теплые цвета.
Практика:
Изображение
осеннего пейзажа.

6.

Композиция.
Путешествия.
Киты в океане.

2

Теория:
Использование
трафарета и шаблона в
рисунке. Техника выполнения
объемного изображения с
помощью трафарета.
Практика: Изображение моря и
облаков с
использованием
шаблонов.

А3,
гуашь,
губка,
ножницы, клей, палитра.

7.

Лепка.
Путешествия.
Аквариум.

2

Теория:
Красота
и
разнообразие подводного мира.
Практика: Лепка рыбок.

Цветной
пластилин,
лепки

Примерное содержание

Материалы
инструменты
обучающихся

и
для

А3, гуашь.

гуашь,

картон,
доска
для

8.

Живопись.
Путешествия.
Точечная живопись.

2

Теория:
Знакомство
с
искусством Франции. Техника
точечной
живописи.
Последовательность
выполнения рисунка.
Практика:
Изображение
попугаев основными цветами
в точечной технике.

А4, гуашь, палитра.

9.

ДПИ.
Моя страна.
Грибная пора.

2

Теория: Съедобные грибы
коми-округа. Праздник «Ай да
рыжик!». Шаблон грибов.
Штриховка с использованием
шаблона.
Практика: Создание «осенней»
открытки.

А4, цв. карандаши, цв.
бумага, ножницы, клей.

10.

ДПИ.
Моя страна.
«Красны девицы
добры молодцы».

2

Теория: Русский и комипермяцкий
национальный
костюм. Сарафан и дубас.
Орнамент.
Практика:
Изображение
красной девицы или добра
молодца
с
элементами
аппликации.

Цветная
фломастеры,
ножницы, А4.

11.

12.

Рисунок.
Моя страна.
«Парма
—
край».

и

2
лесной

ДПИ.
Моя страна.
Окошко
наличником.

Теория: Художники-пейзажисты А4, цветные карандаши,
Кудымкара.
Конструктивная акварель.
форма елей. Последовательность
изображения ели акварелью,
цветными карандашами.
Практика: Зарисовка елей.

2

Теория: Традиции деревянного
зодчества.
Практика: Выполнение окошка
с наличником в технике
аппликации.

А4,
цветная
ножницы, клей

с

бумага,
клей

бумага,

13.

Композиция.
Моя страна.
Теремки и избушки.

2

Теория: Любимые русские
сказки.
Практика: Создание образа
сказочного
теремка
или
избушки на курьих ножках.

Фломастеры, бумага в
клеточку,
А4, восковые
карандаши, акварель.

14.

ДПИ.
Фантазия в искусстве.
Мы построим дом.

2

Теория:
Технология
изготовления домика в технике
бумажной пластики. Способы
передачи
фактуры,
строительных
материалом
средствами графики.
Практика:
Изготовление
домика.

А3,
ножницы,
клей,
вломастеры,
цветные
карандаши.

15.

Лепка.
В гости к сказке.
Лисичка-сестричка и
Серый волк.

2

Теория: Образ лисы и волка в
русских сказках.
Лисичка-сестричка и Серый
волк. Приемы «объемной»
лепки.
Практика: Лепка лисы и волка.

Пластилин.

16.

ДПИ.
Моя страна.
Каргопольские узоры.

2

Теория:
Каргопольская
игрушка.
Узоры каргопольской игрушки.
Выполнить образец узора в
полосе.
Практика:
Изображение
образа птицы Каргополье.

А4, фломастеры, цветной
картон.

17.

Рисунок.
В гости к сказке.
Сказочный лес.

2

Теория: Образ сказочного леса.
Технология
изображения
фломастером. Линия — основа
графики.
Практика: Изображение образа
сказочного леса средствами
графики.

А4, фломастеры.

18.

Живопись.
Моя страна.
Нарядный сервиз.

2

Теория: Искусство керамики.
Промыслы по производству
фарфора.
Посуда
в
определенной цветовой гамме.
Натюрморт.
Родственные
цвета.
Практика:
Изображение
натюрморта.

А3,
акварель,
ватные палочки.

19.

Живопись.
Путешествия.
Северное сияние

2

Теория: Откуда берется северное А4, восковые карандаши,
сияние.
акварель.
Практика:
Создание
колористической
композиции
восковыми карандашами.

20.

ДПИ.
Путешествия.
Пингвины.

2

Теория: Животные Антарктиды. А4,
цветная
Виды пингвинов.
ножницы, клей.
Практика:
Выполнение
пингвина на льдине в технике
аппликации.

21.

Живопись.
Времена года.
Первый снег.

2

Теория: Наблюдение деревьев А3, гуашь, палитра.
без
листвы.
Технология
«набрызг». Холодный Юный
художник.
Практика: Изображение зимнего
леса.

22.

Композиция.
Фантазия в искусстве.
Шляпы, шапочки и
шапки.

2

Теория: Шляпы сказочных
персонажей.
Практика:
Аппликация с
дорисовкой.

гуашь,

бумага,

Цветная бумага, ножницы,
клей, цветные карандаши,
фломастеры.

23.

Живопись.
Времена года.
Снегопад в городе.

24.

ДПИ.
Праздники.
Портрет Деда Мороза

2

Теория: Где живет Дед Мороз? А3,
цветная
Братья Деда Мороза из разных ножницы, клей.
стран.
Практика: Объемная аппликация.

бумага,

25.

Композиция.
Праздники.
Подарок
от
Мороза.

2

Теория: Подарочный этикет.
А3, акварель,
Практика:
Построение ручки.
композиции рисунка. Выбор
техники.

цветные

2

Теория: Новогодняя ёль в Черная
бумага,
традициях разных народов.
серебристая гелевая ручка,
Конструктивность ели. Варианты ножницы.
композиции.
Елочные
украшения. Практика: Создание
образа новогодней ели.

2

Деда

Теория:
Композиция
городского
пейзажа.
Светлотность цвета.
Практика:
Изображение
городского пейзажа.

А4, гуашь, палитра.

26.

ДПИ.
Праздники.
Новогодняя ёлка

27.

Лепка.
Моя страна.
Зимние кружева.

28.

ДПИ.
Времена года.
Снежинка.

2

Теория:
Наблюдение
за Бумага
цветная
снежинками.
Бумажная офисная, ножницы.
пластика.
Практика:
Изготовление
снежинки.

29.

ДПИ.
Праздники.
Игрушки-завитушки.

2

Теория:
Елочные
игрушки. Цветные
Сборка игрушки по развертке. фломастеры.
Создать завитки.
Практика: Выполнение игрушек
для новогодней елки.

30.

Рисунок.
2
Фантазия в искусстве.
Моя любимая игрушка.

Теория: Этапы изображения А4, цветные карандаши.
игрушек. Штриховка.
Практика:
Изображение
композиции на тему.

31.

Графика.
Моя страна.
Сова.

2

Теория: Птицы. Где живет сова? А3, акварель, уголь.
Этапы изображения.
Практика: Изображение совы в
смешанной технике.

32.

Композиция.
Фантазия в искусстве.
Чудо-дерево.

2

Теория:
Стихотворение
К. А3,
акварель,
Чуковского
«Чудо-дерево». фломастеры.
Практика: Создание образа чудодерева.

2

Теория:
Оренбургский
пуховый платок, вологодские
кружева. Приемы создания
ажурных
композиций
из
пластилиновых жгутиков.
Практика: Лепка ажурного
узора

Пластилин.

или

карандаши,

гуашь,

33.

Композиция.
Фантазия в искусстве.
Клоуны на арене.

2

Теория:
Цирк.
Цирковые
профессии. Какие бывают
клоуны. Приемы изображения
смешного образа.
Практика:
Изображение
клоуна.

А3, гуашь

34.

Рисунок.
Фантазия в искусстве.
День и ночь.

2

Теория: Теплые и холодные
цвета. Какой бывает линия.
Практика: Создание образа дня
и ночи средствами графики.

А4, фломастеры

35.

Живопись.
Путешествия.
Морской пейзаж.

2

Теория: Моря и океаны.
Морской пейзаж. Синяя и
белая гуашь. Светлотность
цвета.
Практика: Создание разного
настроения моря с помощью
мазков.

А3, гуашь, палитра.

36.

Лепка.
Фантазия в искусстве.
Пластилиновая
деревня.

4

Теория: Технология лепки
объемного изделия. Способы
украшения с использованием
дополнительных
инструментов.
Практика: Лепка домика.

Пластилин, стеки.

37.

ДПИ.
Путешествия.
Узор в полосе.

2

Теория: Ковры. Гобелены.
Ткачество.
Узорчатые
коврики.
Графический
орнамент
в
полосе.
Практика: Аппликация.

фломастеры,
цветная
бумага для ксерокса,

38.

Композиция.
Моя страна.
Служу России!

39.

Живопись.
Фантазия в искусстве.
Самая красивая птица
– павлин.

2

Теория: Павлин. Контрастные
цветовые сочетания.
Практика: Образ павлина.

А4, гуашь.

40.

Композиция.
Путешествия.
Африка. Слоны
жирафы.

2

Теория: Африка. Особенности
природы и животного мира.
Практика:
Создание
композиции на тему.

А3, гуашь, акварель.

2

и

Теория: Армия современной А4, гуашь.
России и Древней Руси.
Последовательность
изображения человека.
Практика:
Создание образа
русского богатыря.

41.

Рисунок.
Фантазия в искусстве.
Портрет. Гость из
сказки.

42.

Композиция.
2
Фантазия в искусстве.
Веселые портреты в
смешанной технике.

43.

Рисунок.
Времена года.
Букет.
Графическое
изображение цветов.

2

Теория: Способы изображения
цветов фломастерами.
Практика:
Выполнение
композиции
букета
с
элементами аппликации.

Фломастеры, А4, цветная
бумага, ножницы, клей.

44.

Живопись.
Фантазия в искусстве.
Букет.

2

Теория: Натюрморт. Цветовой
тон. Композиция натюрморта.
Практика:
Изображение
натюрморта.

А3, гуашь, палитра.

45.

ДПИ.
Фантазия в искусстве.
Роботы.

2

Теория:
Роботы.
Образы
роботов в мультипликации.
Практика:
Объемная
аппликация.

А4,
толстый
цветная бумага.

46.

ДПИ.
Фантазия в искусстве.
Весёлый зоопарк.

2

Теория:
Общие
и
отличительные
черты
животных.
Практика: Создание образов
«несуществующих

Пластилин,
картон, стеки.

47.

Композиция.
Путешествия.
Натюрморт
кактусом.

2

Теория: Растительный мир
пустыни. Краски пустыни.
Последовательность
изображения кактуса.
Практика:
Изображение
композиции на тему.

А4, гуашь.

Композиция.
Фантазия в искусстве.
Автомобили в городе.

2

Теория: Городской пейзаж в
творчестве художников.
Практика:
Изображение
композиции на тему.

А3, акварель.

49.ДПИ.
Фантазия в искусстве.
Юный дизайнер.

2

Теория: Значение дизайна в
нашей
жизни.
Дизайн
аксессуаров
и
одежды.
Практика:
Изготовление
сумочки или кошелька в
технике бумажной пластики.
Декор.

Цв. картон, цв. карандаши,
ножницы, клей.

48.

2

с

Теория:
Пропорции,
последовательность
изображения портрета. Мои
любимые сказки. Практика:
Создание образа сказочного
персонажа.

А4, гуашь

Теория:
Знакомство
с А4,
цветная
бумага,
портретным жанром.
ножницы, клей, тушь,
Практика: Создание образа с фломастеры.
использованием
кляксы.
Изображение эмоций.

картон,

цветной

Живопись.
Фантазия в искусстве.
Рисунок в клеточку.

4

51.

Композиция.
Фантазия в искусстве.
Рисунок-загадка.

2

Теория: Кто в яйце? Животные, А3, цветные карандаши,
несущие яйца.
фломастеры.
Практика: Рисунок-загадка.

52.

Композиция.
Фантазия в искусстве.
Радуга над рекой.

2

Практика:
Создание
образа А3, акварель, гуашь.
сказочной радуги и цветных
королевств (по выбору).

53.

Композиция.
Фантазия в искусстве.
Змей Горыныч.

2

Теория: Персонажи русских А4, гуашь.
сказок.
Практика:
Создание
образа сказочного персонажа.
Выбор
изобразительновыразительных
средств
для
передачи образа отрицательного
персонажа.

54.

Композиция.
Времена года.
Аппликация
из
геометрических фигур
«Бабочка».

2

Теория: Разнообразие мира
бабочек.
Конструктивное
строение бабочки.
Практика: Аппликация из
кругов и частей круга.

Цветная бумага, цветной
картон, клей, ножницы.

55.

Лепка.
Моя страна.
Символ профессии.

2

Теория: Профессии наших
мам. Символы профессий.
Практика: Лепка барельефа с
использованием
символов
профессий.

Пластилин.

56.

Композиция.
Моя страна
Салют победы.

4

Теория: День Победы. Салют
— символ праздника.
Практика: Создание образа
праздничного
салюта
в
смешанной технике.

А3, гуашь, цветная бумага,
ножницы, клей.

57.

Лепка.
Путешествия.
Цветущая сакура.

2

Теория: Япония — страна
восходящего солнца. Сакура в
искусстве
Японии.
Технология
создания
одинаковых
элементов
(цветов) способом разрезания.
Практика: Лепка веточки с
цветами.

Пластилин,
картон.

58.

ДПИ.
Фантазия в искусстве.
Оригами. Игрушкишутки.

2

Практика:
Изготовление
игрушки-шутки.

Цветная бумага, ножницы.

59.

Рисунок.
Времена года.
Цыпленок
одуванчики.

50.

2
и

Теория: Тёплые и холодные.
Практика:
Изображение
теплых и холодных тонах.

А4, цветные карандаши.
в

цветной

Теория: Солнечный цветок — А4, цветные карандаши.
предвестник лета.
Практика:
изображение
пушистого
цыпленка
и
одуванчика.

60.

Рисунок.
Времена года.
Букет сирени.

2

Теория: Весенние цветы.
Практика: Изображение букета
.

А4, гуашь.

61.

Композиция.
Моя страна.
В гости к бабушке в
деревню.

4

Теория: Деревня в творчестве
русских
художников.
Элементы
русской
избы.
Композиция рисунка.
Практика:
Создание
композиции на тему.

А3, акварель, гуашь.

62.

Живопись.
Времена года.
Цветочная поляна.

2

Теория:
Наблюдение
за
цветущими
лугами
и
полянами.
Практика:
Создание образа
цветочной поляны в технике
«по-сырому».

А3,
акварель,
ватные палочки

63.

Композиция.
Фантазия в искусстве.
Путаницаперепутаница.

64.

Итоговый
урок 2
«Путешествие в город
Фантазии».

4

гуашь,

Практика: Создание образов А3, акварель.
необычных существ и явлений.

Теория: Просмотр работ, обмен
впечатлениями,
повторение
изученного в игровой форме.

Форма итогового контроля по 1 году обучения: просмотр работ, повторение
изученного материала.
Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение
Для организации и проведения занятий изобразительного искусства
необходим кабинет, в котором должны быть:
−

раковина и кран с холодной водой;

−

специально оборудованное место для педагога: большая доска

(желательно белая), экран, мультимедийная установка, компьютер, принтер;
−

комплект наглядных пособий для демонстрации на занятии, диски с

репродукциями картин художников;
−

парты и стулья для обучающихся;

−

мольберты;

−

шкаф для хранения материалов и инструментов, а так же работ

обучающихся;

−

столик для натюрмортов;

−

наборы муляжей и предметы для составления натюрмортов;

−

гипсовые модели;

−

стенд для организации выставок.
Специфическое сопровождение (оборудование)
− репродукции картин;
− таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;
− таблицы по декоративно-прикладному искусству, коми-пермяцкому

костюму;
−

таблицы последовательности изображения натюрморта;

−

разнообразные художественные материалы и инструменты.

Информационное

обеспечение:

подключение

к

сети

Интернет,

презентации, фотографии.
Кадровое

обеспечение.

Педагог

дополнительного

образования,

имеющий специальность «Учитель изобразительного искусства».
Формы аттестации
Контроль за результатами освоения программы осуществляется на основе
системы мониторинга.
Мониторинг результативности проводится в двух аспектах. Первое —
это положительное отношение обучающихся к художественному творчеству в
целом, способность проявлять свое отношение к действительности через
призму

творчества,

повышенный

эмоциональный

фон

в

процессе

деятельности и удовлетворенность обучающихся результатом деятельности.
Второе — это сумма достижений: места, награды, результаты конкурсов.
Для

определения

результатов

осуществляется

диагностика,

тестирование, наблюдение.
Методическое обеспечение
Формы организации детей на занятии: групповая, индивидуальная,
преобладают занятия практического характера, в программе запланированы
мастер-класс, творческая мастерская.

Формы

проведения

занятий:

игровые,

экскурсии

на

природу,

практические, посещение выставок.
Методы обучения:
Словесный

(беседа,

рассказ),

наглядный

(показ

фотографий,

презентаций), практический (выполнение заданий, упражнений).
Алгоритм учебного занятия.
Занятие состоит из трех частей: вводная (вступление), основная часть и
заключительная. В зависимости от цели и задач в занятии могут
присутствовать разные этапы. Например, структура практического занятия
может состоять из следующих этапов:
- вводная часть (орг. момент: приветствие, проверка готовности детей к
занятию; мотивация, актуализация знаний, определение цели и темы
занятия);
- основная часть (знакомство с новым материалом, отработка навыков,
практическая работа);
- заключительная часть (анализ и оценка работ обучающихся,
подведение итогов, домашнее задание).
В результате обучения дети научатся пользоваться художественными
материалами

и

применять

главные

средства

художественной

выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного
искусства

в

собственной

художественно-творческой

деятельности.

Полученные универсальные учебные действия обучающимися также могут
использовать в практической деятельности и повседневной жизни для
самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия
произведений изобразительного искусства, оценки произведений искусства
при посещении выставок и художественных музеев искусств.

Литература для педагога
1. Бушков А.Ю. «Поурочные разработки по изобразительному искусству». 1
класс.- М.: ВАКО, 2008 год.
2. Воловик А.Ф. "Все о рисовании" М., "Астрель-Аст" 2010г.
3. Горичева В., С. Нагибина М.И. Сказку сделаем из… Ярославль 2008г.
4. Запаренко В.С. Школа рисования. С-П "Нева", М."Олма-Пресс" 2010г
5. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. М.,
Просвещение, 2006.
6. Смирнова Р., Миклушевская И. Уроки рисования

М., "Астрель—Аст"

2008г.
7. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство. М., 2010.
8. Сокольникова

Л.М.

Изобразительное

искусство

и

методика

его

преподавания в начальной школе. – М., 2002.
9. Энциклопедия рисования М., "Росмен" 2010г.
10.Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет /
Художник А.А. Селиванов. Ярославль: Академия развития: Академия
Холдинг: 2002. 128 с.
11.Достижения обучающихся по изобразительному искусству как результат
образовательной деятельности / Составитель Н.В. Карпова. - Оренбург:
Изд-во ООИУУ, 1998.
12.Соколов А.В. Посмотри, подумай и ответь: Проверка знаний по
изобразительному искусству: Из опыта работы. М., 1991.
13.Торшилова Е.М., Морозова Т. Эстетическое развитие дошкольников. – М.,
2004.
14.Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет /
Художник А.А. Селиванов. Ярославль: Академия развития: Академия
Холдинг: 2002. 128 с.

Литература для обучающихся
1. Г. Климова. Текстильный орнамент коми. Кудымкар. 1995 год.
2. В. Марысаева. Учебное пособие по изобразительному искусству 1 – 3 класс.
3. Школа рисования. Рисуем пейзаж. ООО «Попурри» 2001 год.
4. Начинающему художнику. – Композиция. М. ООО «Астрель» 2002 год. –
Как рисовать цветы. М. ООО «Астрель» 2003 год.
5. В.С. Кузин. Изобразительное искусство. 1-2 класс. М. «Дрофа» 1995 год.
6. Журналы «Юный художник».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».