ДООП 2 Лучики добра

Управление образования Кудымкарского муниципального округа ПК
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детско–юношеский центр «Радуга» г. Кудымкара

Принята на заседании педагогического совета

Утверждаю:

от «05 » октября 2023 г.

Директор МАУДО «ДЮЦ «Радуга»

Протокол № 1

_______________Т.Т. Бражкина

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально – педагогической направленности

«Лучики добра»
Возраст обучающихся: 8 – 10 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Попова Татьяна Григорьевна
педагог дополнительного образования

г. Кудымкар, 2023

Информационная карта образовательной программы
I Наименование программы

«Лучики добра»

II Направленность

социально – педагогическая

III Сведения об авторе (составителе)
1. ФИО

Попова Татьяна Григорьевна

2. Год рождения

1970

3. Образование

Среднее специальное

4. Место работы

МАУДО «ДЮЦ «Радуга» г. Кудымкара

5. Должность

Педагог дополнительного образования

6. Квалификационная категория

-

7. Адрес, телефон

с. Ленинск, ул. Мира д.13

IVСведения о программе
1. Срок реализации

1 год

2. Возрастная группа

8 - 10 лет

3. Тип программы

Общеразвивающая

4. Характеристика программы
По месту в образовательной модели

Разновозрастного детского объединения

По уровню освоения

Общекультурный ознакомительный

5. Цель программы

Интеллектуальное,
духовно-нравственное,
творческое
развитие
обучающегося,
удовлетворение
его
образовательных
потребностей и интересов через обучение
волонтёрской деятельности

6.

Ведущие

формы

и

методы Беседа, практические занятия, исследовательская

образовательной деятельности

деятельность, работа в группах, самостоятельная
работа.

7.Форма обучения

Очная

8. Формы мониторинга результативности

Входная, промежуточная и итоговая диагностики
(тестирование,
практическая

опрос,
работа,

беседа,

наблюдение,

кроссворд,

самооценка,

конкурсы)
9. Кадровое обеспечение

Педагог дополнительного образования

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Социально – педагогической направленности «Лучики добра»
I.

Пояснительная записка
Волонтерство – удивительное движение, которое помогает человеку

подняться над собственными проблемами и увидеть беды и заботы других
людей, а главное дарить радость окружающим, надежду и душевное тепло.
Чтобы помочь окружающим не обязательно становиться на учет в
специальную

организацию,

поэтому

необходимо

создать

в

школах

волонтерские движения, где каждый может узнать, где больше всего
нуждаются в помощи. Для этих целей создана программа «Лучики добра».
1.1. Общие сведения.
Программа составлена в соответствии со следующими документами:
- Закон об образовании в Российской Федерации (ФЗ «Об образовании в РФ»
от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ);
- «Концепция развития дополнительного образования», (Распоряжение
Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России», 2009 г.;
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»;
-

«Методические рекомендации

общеразвивающих

программ»

по проектированию дополнительных

(включая

разноуровневые

программы)

«Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242»;
-

Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного

образования «Детско-юношеский центр «Радуга».
1.2 Актуальность программы.
Модернизация образования требует от педагогов работать не только в
режиме функционирования, но и в режиме развития. Развиваться – значит
применять

новые

технологии.

Применение

технологий

эффективной

социализации при организации работы детского кружка «Лучики добра»

такие

как:

социальные

акции,

компенсирует

дефициты

развития,

поддерживает самостоятельность и инициативу и является инновационной.
Актуальным является вопрос о создании детского клуба в младших классах
как социальном институте, который должен готовить к жизни. Это развитие
определенных

жизненных

качеств:

ответственности;

милосердия;

самостоятельности; умение общаться с разными социальными группами
людей; личностный позитивизм. Кружок «Лучики добра» – это желание
научиться новому, приобрести круг общения, помочь нуждающимся людям.
В основе этого движения стоят принципы: «хочешь почувствовать себя
человеком – помоги другому», «сам захотел, и сам выбрал что делать».
Объединение родителей, педагогов и детей общей деятельностью, в
результате приведет:
• к более эффективному формированию у школьников и взрослых
милосердия, ответственности, самостоятельности и инициативы;
• к оптимизации детско-родительских отношений и умению работать в
команде.

Использование

в

движении

«Лучики

добра»

таких

форм

организации работы с детьми как организация акций, происходит не
механическое запоминание правил поведения в окружающем мире и
воспроизведение знаний, а трансформация знаний в отношение, опыт. Это
такой вид культурной практики социальной направленности (социального
содержания), который позволяет развивать у школьников эмоциональную
сферу, формирует отношения, влияет на систему ценностей ребенка,
побуждает к эмпатии (сопереживанию-сочувствию-содействию) и рефлексии
(самоанализу). Учащиеся могут приобрести позитивный опыт социального
взросления и социальной ответственности, почувствовать себя взрослыми и
нужными
Основная

идея

программы

развития

волонтёрского

движения

общеобразовательной школы - воспитать новое поколение детей, способных
оказать помощь в любую минуту, осознающих, насколько они могут быть
полезными для общества, придерживающихся девиза: «Больше дела – меньше

слов», строящих отношения друг с другом и окружающими людьми на
доверии и понимании, оказывающих реальную помощь, основанную на
уважении к человеку.
1.3 Отличительные особенности программы
Организация работы кружка «Лучики добра» строится на основе применения
некоторых технологий позитивной социализации Гришаевой Н.П.: клубный
час,

проблемная

ситуация,

дети

–

волонтеры,

социальная

акция,

рефлексивный круг, технология включения родителей в образовательный
процесс, которые можно применять как отдельно, так и вместе (описание
технологий см. Приложение № 2) Таким образом, использование данной
технологии способствует тому, что ребёнок учится самостоятельно добывать
знания, приобретает эмоционально положительный опыт проживания в
различных ролях,

ситуациях,

познавая

себя,

сверстников,

взрослых,

родителей! У родителей возникает интерес к жизни ребёнка, его внутреннему
миру, после совместной деятельности, раскрываются собственные творческие
возможности.
1.4 Адресат программы.
Программа рассчитана на обучающихся 8 -10 лет. Занятия проводятся
в разновозрастных подгруппах.
Специального отбора обучающихся и подготовки для освоения
программы не требуется.
Обучение детей с ОВЗ и детей – инвалидов организуется в общей группе
с учетом заболевания, состояния здоровья, рекомендаций индивидуальной
программы реабилитации и заключения психолого-медико-педагогической
комиссии.
1.5 Объём и сроки реализации программы.
Срок реализации программы 1 год. Образовательный процесс в
объединении

организуется

в

соответствии

с

календарным

учебным

графиком, утверждённым директором учреждения на учебный год и
расписанием занятий.

Объем программы: 136 часов – 4 часа в неделю.
1.6 Режим и формы организации занятий:
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 академических часа с 10-ти
минутным перерывом (1 академический час - 45 минут).
Формы организации занятий: групповые.
1.7 Форма обучения: очная.
Формы и методы контроля:
Освоение дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей)
программы определяется на основании методов педагогической диагностики
(наблюдения, опроса, собеседования) и динамики личностного развития
учащегося. Критериями оценки освоения программы являются:
• формирование ответственного отношения к обучению, готовности и
способности учащихся к саморазвитию и самообразованию, уважительное
отношение к труду;
• формирование уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку; готовности и способности вести диалог с другими людьми
и достигать в нем взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, форм социальной
жизни в группах и сообществах, активное участие в общественной жизни
волонтерского объединения;
• формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
ответственного отношения к своим поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; •
осознание значения волонтерской деятельности в личном и социальном
становлении личности.

1.8 Цель и задачи программы.
Цель: интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое развитие
обучающегося, удовлетворение его образовательных потребностей и
интересов через обучение волонтёрской деятельности
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с основами знаний в области волонтёрской деятельности
Развивающие:
- развивать коммуникативные умения во взаимодействии с товарищами;
-

сформировать сплочённый коллектив волонтёров и возродить идею

шефства как средства распространения волонтёрского движения;
- установить механизм взаимодействия с социумом в сфере продвижения и
развития волонтёрского движения;
- вовлекать школьников в социальную практику;
- развивать потребность в творческом труде, стремление преодолевать
трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей;
- развивать умения целеполагания, планирования, определения способов
деятельности, анализа и оценки её результата.
Воспитательные:
- воспитывать культуру общения и уважительное отношение к членам
коллектива в совместной творческой деятельности;
- воспитывать усидчивость, аккуратность, активность, уважение и любовь к
труду, формировать потребность обучающихся к саморазвитию;
-

воспитывать умение получать удовлетворение от своей работы.
1.9

Планируемые

результаты

и

способы

определения

результативности (мониторинг реализации программы).
К концу года учащиеся должны знать:
• историю развития волонтёрского движения;
• основные добровольческие организации России;
• понятие, виды, алгоритм проведения социальной акции;

их

• правила составления информационного буклета;
• методику организации и проведения конкурсной программы,
• познавательной игры, КТД;
• возрастные психологические особенности людей пожилого возраста,
детей младшего школьного и дошкольного возраста, детей с ОВЗ;
• правила выхода из конфликтной ситуации;
• способы отказа от употребления психоактивных веществ.
К концу года учащиеся должны уметь:
• владеть нормами и правилами уважительного отношения.
• создавать буклеты;
• организовывать и проводить различные конкурсные программы;
• общаться с

людьми

пожилого

возраста,

дошкольниками,

школьниками и детьми с ОВЗ;
• находить и принимать правильное решение в конфликтной ситуации;
• участвовать в акциях, конкурсах, соревнованиях.
К концу года учащиеся должны иметь навыки:
• проведения КТД, игр, акций;
• норм и правил уважительного отношения к людям разного возраста;
• взаимной поддержки и выручки в сложных ситуациях;
• активной жизненной позиции.
• выходить из конфликтных ситуаций, управлять эмоциями.
Материально-техническое обеспечение.
Обучение обучающихся проводится в специально оборудованном
кабинете в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, оборудовано
рабочими местами: столы и стулья для педагога и обучающихся; классная
доска, шкафы и стеллажи.
Технические
мультимедиапроектор.

средства

обучения:

компьютер,

принтер,

Информационное

обеспечение:

подключение

к

сети

Интернет,

презентации.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования
Формы аттестации
Подведение итогов работы является необходимым условием работы
творческого коллектива. Для контроля за освоением дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы организуется входной,
текущий

и итоговый контроль. В течение года обучения ведется

индивидуальное педагогическое наблюдение за творческим развитием
каждого ребенка.
Формы и методы контроля:
• Входящий
• Текущий
• Итоговый
Данный вид контроля проводится в форме защиты проектов, также в
форме тестирования.
Итоговая диагностика проводится на последнем занятии и отражает
уровень знаний и умений, полученных в результате образовательной
деятельности по данной программе.
Формы подведения итогов:
итоговое занятие, беседа,

контрольное задание, проведение акции,

тренинги, педагогическое наблюдение, презентация.
Методическое обеспечение:
Приёмы и методы организации учебно -воспитательного процесса.
В работе используются все виды деятельности, развивающие
личность: игра, труд, познание, умение, общение, творчество. При этом
соблюдаются следующие правила:
• виды деятельности должны быть разнообразными, социально
значимыми, направленными на реализацию личных интересов членов
группы;

• деятельность

должна

соответствовать

возможностям

отдельных

личностей, рассчитана на выдвижение детей, владеющих умениями
ее организовать и осуществлять, способствовать улучшению статуса
отдельных учеников в группе, помогать закреплению ведущих
официальных ролей лидеров;
• необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности:
разделение

труда,

кооперацию

детей,

взаимозависимость,

сотрудничество детей и взрослых.
При определении содержания деятельности учитываются следующие
принципы:
• воспитывающего характера труда;
• научности (соблюдение строгой технической терминологии,
символики, установленной размеренности);
• связи

теории

с

практикой;

• систематичности и последовательности;
• доступности и посильности;
• сознательности и активности;
• наглядности;
• прочности овладения знаниями и умениями (достигается
реализацией всех вышеперечисленных принципов);
Можно выделить ряд общих существенных положений
образовательного процесса:
• обязательное формирование у детей положительной мотивации к
творческой

деятельности;

• получение ими новой информации, новых знаний при решении
конкретных, практических задач;
• обогащение чувственным опытом и опытом мыслительной и
практической деятельности не только в ходе учебной работы, но и
во внеурочное время, в условиях межличностного общения;

• обретение трудовых умений и навыков без принуждения;
• занятость каждого ребёнка в течение всего занятия.
Применяемые

методы

обучения:

словесные

(беседа,

рассказ,

объяснение, инструктаж), наглядные (демонстрация, иллюстрация, видеометод, наблюдение),

практические (упражнения, практическая работа,

творческое задание), игровой, методы контроля и самоконтроля.
Методика

проведения

занятий

предусматривает

разнообразную

практическую деятельность детей:
• репродуктивная – после показа образца и объяснения педагога
учащиеся выполняют данное изделие;
• творческая – самостоятельное изготовление изделия.
Формы организации образовательного процесса.
Применяемые

формы

организации

образовательного

процесса:

групповая, индивидуальная, фронтальная.
Формы организации учебного занятия.
Применяемые формы организации учебного занятия:
дискуссия, беседа, игра, мастер-класс, творческая мастерская, встреча,
тренинг, практикум, трудовая акция, уличная акция, информационная акция,
экскурсия, «трудовой десант», лекция.
Применяемые
обучения,

педагогические

технология

дистанционного

технологии:

коллективного

обучения,

технология

группового

взаимодействия,

технология

технология

игровой

деятельности,

здоровьесберегающая технология, проектная и ИК-технология.
Алгоритм учебного занятия.
Учебное занятие состоит из трёх частей: вступление, основная часть,
заключение.

Учебно-тематический план (1 год обучения) – 136 ч
п/н

Тема раздела

Содержание раздела

Кол-во
часов

1

Вводное занятие.
Знакомство.
Инструктаж по Т.Б.

Организационное заседание волонтерской
команды. Распределение поручений

4

2

Профессиональный
праздник «День
Учителя»

- Акция «Низкий поклон», оформление
приглашений (разнести по домам)
- «С Днём Учителя, милые дамы. Господа,
С Днём Учителя вас!» поздравительная
музыкальная композиция для педагогов
ветеранов
- Танец «А жить-то когда?» на линейке,
посвящённый Дню Учителя
Календарные даты
- Акция «День Добра и Уважения»
- Акция «Орден для Героя», адресован
Дню Отца
- Акция «Спасибо, мама!»
- Акция «Почта Деда Мороза»
- День ВОЛОНТЁРА
- Акция «Ёлочка»
- Реклама «Твоё здоровье в твоих руках»
Творческая мастерская - Акция «Подарок своими руками»
- Мастерская Деда Мороза
- Проект «Игрушка для детского сада»
- Акция «Хлебные крошки» раздача
листовок
Экскурсии, выставки, - Акция памяти «Возложение цветов,
исследовательская
зажжение свечей в память о воинах,
деятельность
погибших в боевых действиях»
- Выставка «Дары осени»
- Экскурсия «У природы нет плохой
погоды»
Доброе отношение к
- Субботник «Чистота залог здоровья»
людям
- Акция «Ветеран живёт рядом» (оказание
посильной помощи ветеранам труда)
- Акция «Здоровые каникулы»
- Беседа «Толерантность – качество
волонтёра»
- Тренинг “Добру пусть откроется сердце”
- Беседа «Живите радостно!»
- Акция «Помоги другу!»
Итоговое занятие
«Какой я волонтёр?»

20

3

4

5

6

7

23

40

20

27

2

Список литературы:
для педагога:
1. Холина О.И. Волонтерство как социальный феномен современного
российского общества // Теория и практика общественного развития. – 2011.
– № 8. – С. 71-73.
2 . Колбанов В.В. Валеологический практикум: Учебное пособие для
педагогов.
СПб.: СПбАППО, 2005. 198
3. Методические материалы по теме «Волонтеры: мотивация. Результаты
социологического исследования. - СПб., 2003. - 22 с. - (Сборник
методических материалов). – Отдел обучения в странах СНГ, С.-Петербург.
4. Смирнов Н. К. Здровьесберегающие образовательные технологии и
психология здоровья в школе/Н. К.Смирнов. - М. АРКТИ,2003.-270с.
Интернет – ресурсы
1. Программы дополнительного образования добровольческой
направленности
https://infourok.ru/
Литература для обучающихся
1.Беттельгейм Бруно. Любим ли Я?
2.Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя… Психотерапевтические
истории для детей. Класс. — М., 2007.
3.Без секрета всему свету… М.: Научно-методический центр «Диагностика.
Адаптация. Развитие» им. Л.С. Выготского, 2000. 124 с. (Серия «Работающие
программы», выпуск 6).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».