Управление образования Кудымкарского муниципального округа ПК Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Радуга» г. Кудымкара Принята на заседании педагогического совета Утверждаю: от «05» октября 2023 г. Директор МАУДО «ДЮЦ «Радуга» Протокол № 1 _______________Т.Т. Бражкина Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей с ОВЗ и инвалидностью (с нарушениями опорно-двигательного аппарата) социально – гуманитарной направленности «Я - волонтёр» Возраст детей: 7- 17 лет Срок реализации – 1 год Автор - составитель: Попова Татьяна Григорьевна, педагог дополнительного образования г. Кудымкар, 2023 Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности «Я - волонтёр» Пояснительная записка 1.1.Общие сведения Дополнительное образование – это иной способ взаимодействия растущего человека с миром взрослых – безоценочный, обеспечивающий достижение ребенком успеха в соответствии с его способностями независимо от уровня успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Интеграция основного и дополнительного образования детей позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики. Для обучающихся с ОВЗ, испытывающих большие проблемы в освоении программного материала, очень важно почувствовать себя успешными. Дополнительное образование призвано увеличить пространство, в котором они могут развивать творческую и познавательную активность, реализовывать лучшие личностные качества, демонстрировать те способности, которые остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании ребёнок может не бояться неудач. Это создает позитивный психологический фон для достижения успеха, формирования мотивации творческой деятельности, что, в свою очередь, благоприятно сказывается и на учебной деятельности ребёнка. Очень важным аспектом в работе с детьми с ОВЗ является развитие творческих способностей. Занятия творчеством содействует понижению чувственного напряжения и созданию ощущения наибольшего комфорта у ребенка – понижается тревожность, и ребенок больше не закрывается, становится более раскованным для контакта с людьми. Творчество является мощным импульсом в реабилитационном процессе для социально-бытовой адаптации детей с ОВЗ. Занятия творческой деятельностью стимулируют желание убирать рабочее место, развивается умение реагировать на жесты, выполнять простые указания, концентрировать внимание, уменьшается проявление страха. Целенаправленно совершенствуются сенсорные ощущения, восприятия, представления. Осваивается умение образно отражать простые предметы. Дети учатся устанавливать связь между предметами и действиями, вырабатывается устойчивый интерес к выполнению задания. Данная программа разработана на основании документов: • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 16.04.2022 г.) «Об образовании в Российской Федерации»; • Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 28.06.2021 г. № 219-ФЗ); • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам» (ред. от 30.09.2020 г. № 533); • Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). 1.2. Актуальность программы Задача социального становления личности ребенка сегодня является важной и актуальной. От того, какие ценности будут сформированы у детей сегодня, от того насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем. Данная программа ориентирована на создание условий для развития творчества обучающихся с нарушениями опорно – двигательного аппарата (НОДА), с детским церебральным параличом (ДЦП), повышение уверенности в себе, в своих силах, что позволяет выстраивать образовательную деятельность с полным учетом особенностей заболевания. Использование специально подобранных методов и приёмов в процессе обучения позволит ребенку заниматься продуктивной и креативной деятельностью и осознавать себя как значимо творческую личность. Волонтёрская деятельность является эффективным средством для установления контакта между взрослым и ребёнком, а также средством коррекции недостатков интеллектуального и эмоционального развития. Постепенное вовлечение ребенка в активную деятельность, способствует снижению тревоги и делает ребенка более открытым для контакта и обогащать свой опыт социального взаимодействия. 1.3. Отличительная особенность Отличительная особенность программы заключается в том, она имеет большую коррекционную направленность. Наряду с развитием творческих способностей детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата, особое 3 внимание уделяется развитию эмоционально- волевой и личностных сфер Программой предусмотрено использование специальных методов (метод устного изложения учебного материала, практический метод, игровой метод и метод индивидуального подхода к каждому ребенку). Можно выделить поэтапность в освоении обучающимися материала программы. Так, на первоначальном этапе они учатся видеть и слышать педагога, сосредотачивать внимание на выполнении заданий. На втором этапе начинается планомерная работа по освоению видов росписи с постепенным усложнением. Исходя из особенностей обучающихся педагог многократно повторяет учебный материал (при объяснении материала, при практической отработке элементов росписи - многократный показ выполнения элементов росписи, изделий). В программе представлен алгоритм проведения занятия и даны формы проведения занятий, предусмотрены специальные организационнопедагогические условия с учетом потребностей обучающихся с нарушениями опорно – двигательного аппарата. 1.4.Адресат программы Программа рассчитана на обучающихся 7-17 лет. Обучение по данной программе может осуществляться общим составом объединения и индивидуально, что позволяет приблизить дополнительное образование к физиологическим, психологическим и интеллектуальным особенностям ребенка. Работа с обучающимися с ОВЗ требует особого подхода к выбору педагогических технологий, направленных на активизацию познавательной деятельности и зависит от индивидуальных интересов и мотивов каждого ребёнка. Наиболее эффективные технологии: дидактическая игра, технология разноуровневого обучения, здоровьесберегающие технологии, ИКТ, технология опорных сигналов. Психолого-педагогическая характеристика: к категории детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата относятся дети с детскими церебральными параличами, с последствиями полиомиелита, с прогрессирующими нервно-психическими заболеваниями (миопатия, рассеянный склероз и др.), с врожденным или приобретенным недоразвитием, или деформацией опорно-двигательного аппарата. Основную массу детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с церебральными параличами (далее – ДЦП). ДЦП – это группа двигательных нарушений, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны центральной нервной системы (далее – ЦНС) за функционированием мышц. У детей с ДЦП наблюдаются: 4 • сильное отставание в развитии двигательных функций; • с трудом формируются навыки самообслуживания. Одной из главных причин, затрудняющих формирование, например, навыка является недостаточное развитие зрительно-моторной координации, схемы движения «глаз-рука» и «рука-рот». Эти схемы движения необходимо развивать; • часто страдает произвольность внимания (возникновение и поддержание внимания требует от ребенка волевой активности), его устойчивость и переключаемость. Ребенок с трудом и на короткое время сосредоточивается на предлагаемом объекте или действии, часто отвлекается; • нарушена пространственная ориентация. Это проявляется в замедленном освоении понятий, обозначающих положение предметов и частей собственного тела в пространстве, неспособности узнавать и воспроизводить геометрические фигуры, складывать из частей целое; • недостаточность зрительно-моторной координации, поэтому ребенок не в состоянии следить глазами за своими движениями, нет единства поля зрения и поля действия, что негативно сказывается на формировании образа восприятия, препятствует развитию предметной деятельности, пространственных представлений, наглядно-действенного мышления, конструирования, а в дальнейшем тормозит усвоение учебных навыков, развитие познавательной деятельности в целом; • отмечаются особенности развития памяти. У некоторых детей с ДЦП механическая память (элементы запоминаемого материала не связаны между собой) по уровню развития может соответствовать возрастной норме или превышать ее тогда механическая память на начальных этапах обучения помогает осваивать счет и чтение. Задерживается развитие словеснологической памяти (элементы запоминаемого материала связаны между собой определенной логической связью); •мыслительные процессы (анализ синтез, сравнение, классификация, обобщение) характеризуются крайней медлительностью. Это обусловлено отсутствием практики и личного опыта в активном познании окружающего мира и общении. Ребенок познает мир, основываясь лишь на наблюдениях, поэтому в психическом развитии ребенка можно отметить «ножницы», когда ребенок может давать разумные объяснения, связанные с окружающей действительностью, событиями, явлениями, бытом, может описать все этапы выполнения каких-либо действий, но при этом он никогда их не выполнял и выполнить не может; • дети с трудом устанавливают сходства и различия, причинноследственные связи между предметами и явлениями окружающего мира; 5 • отставание в развитии речи для ДЦП связано с ограничением объема знаний и представлений об окружающем, недостаточностью предметнопрактической деятельности и социальных контактов. • расстройства эмоционально-волевой сферы у одних детей могут проявляться в виде повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других - наоборот, в виде заторможенности, вялости; • подавляющее большинство детей с церебральным параличом в возрасте 6-7лет не могут выполнить даже самых примитивных рисунков. В школьном возрасте ребенку лучше посещать образовательные организации, реализующие адаптированные образовательные программы для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Поэтому своевременно начатая абилитационная (комплекс мероприятий, направленных на формирование и развитие систем организма и способностей ребенка, естественное становление которых затруднено наличием нарушений или болезни) и коррекционная работа имеют важное значение для личностного развития. Дифференцированный и индивидуальный подход, а также создание благоприятных условий обучения, учитывающих индивидуальные типологические и специфические особенности детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, поможет ребёнку лучше усваивать программу. Важно отметить несколько практико-ориентированных рекомендаций для педагогов, которые они должны соблюдать при работе с детьми с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Рекомендации педагогам, работающим с обучающимися с ОВЗ: Педагогу важно знать и учитывать, что все дети с нарушениями опорнодвигательного аппарата нуждаются в особых условиях жизни и обучения. Наше воздействие на ребенка, имеющего отклонения в развитии, должно способствовать достижению двух целей: 1) Ребенок должен чувствовать себя комфортно. Мы всегда должны учитывать состояние ребенка в конкретный момент времени. Важно помнить, что первая наша задача - создать базис, на основе которого ребенок сможет изменяться, почувствует себя лучше и будет готов проявлять самостоятельную активность. Только после этого мы вместе с ним сможем сделать следующий шаг в познании окружающего мира. 2) Границы возможностей ребенка должны расширяться. Важно стимулировать все способности ребёнка и добиваться его максимально возможной самостоятельной активности, даже если она недостаточна. 6 Первая глобальная задача педагогов состоит в разработке оптимального индивидуального плана обучения ребенка; следует обсудить все варианты деятельности с родителями ребенка, на каждой стадии его школьной жизни. Несомненно, во внимание принимаются и местные условия, и расстояние до школы, и необходимость пользоваться транспортом, и оборудованные пандусами крыльцо и лестницы в школе и т.д. Еще одна крайне важная деталь - особенности самого ребенка. У детей с ДЦП могут быть совершенно разные потребности. Один из них - открытый, легко сходится с другими детьми, любые соревнования с товарищами его только вдохновляют. Он вполне может посещать обычную школу и нуждается лишь в психологопедагогической поддержке. Другой, обладая теми же физическими нарушениями, плохо переносит шум, возбужденную и суетливую обстановку. Ему лучше учиться в маленьком коллективе, где царит покой и где его будут постоянно поощрять к действиям. Обучение по адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Я - волонтёр» предоставит возможность формированию творческих способностей ребенка с ДЦП, развитию художественного вкуса, фантазии, трудолюбия. Сам процесс творческой деятельности доставит ребенку огромную радость и желание творить. Все виды творчества, представленные в программе, способствуют развитию у детей умений и навыков работать руками под управлением сознания, совершенствованию мелкой моторики рук, точных движений пальцев, развитию глазомера, более успешной адаптации ребенка в обществе и интеграции в нём. 1.5. Объем и сроки реализации образовательной программы Срок реализации программы – 1 год, 136 часов в год. Занятия формируют интерес к социально-значимой деятельности, развивают коммуникативные умения, первичные организаторские навыки, предлагают опыт участия в социальных акциях. 1.6. Режим занятий: два раза в неделю по 2 академических часа с 10-ти минутным перерывом (академический час – 45 минут). 1.7. Формы и методы обучения Форма обучения – очная и дистанционная. Использование традиционных и современных приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. При реализации программы применяется и при необходимости смешанная форма обучения с использованием дистанционных 7 образовательных технологий и средств электронного обучения. Очная форма обучения включает: образовательный процесс, предполагающий проведение аудиторных и выездных занятий. Основными формами дистанционного процесса обучения являются практико-ориентированные учебные занятия, онлайн-мастер-классы, тематические праздники, онлайн-задания, интерактивные лекции. В процессе обучения по данной программе используются следующие диагностические методы: творческие задания, наблюдение, тестирование, беседы, анкетирование, мониторинг достижений. 1.8. Цель программы: Формирование активной гражданской позиции, готовности включения в социально-значимую деятельность в процессе овладения навыками волонтерской деятельности детей с НОДА. Задачи программы: образовательные: - познакомить с историей возникновения волонтерства в России и странах мира; - овладеть различными видами информационных технологий; - обучить разнообразным формам организации и реализации мероприятий социального значения и пропаганде здорового образа жизни; - овладеть психологическими знаниями, позволяющими подросткам лучше понимать себя и уметь взаимодействовать с людьми различных социальных категорий Развивающие (в т.ч. коррекционные): - развить логическое, аналитическое мышление; - развить зрительную, слуховую память, устойчивость внимания; - развить наблюдательность, познавательную активность, творческие способности воспитательные: - воспитать толерантные качества личности, милосердие, доброту, отзывчивость; - сформировать коммуникативные качества, умение работать в команде; - воспитать лидерские качества, уверенность в себе; -сформировать чувство коллективизма, готовность безвозмездно, бескорыстно служить обществу 1.9. Планируемые результаты и способы определения их результативности Реализация программы должна обеспечить: Личностные результаты. 8 -воспитаны такие личностные качества как толерантность, дисциплинированность, ответственность; -сформированы коммуникабельность, умение работать в команде, инициативность; - сформированы лидерские качества, что будет способствовать организации и проведению волонтёрских мероприятий; - сформировано чувство безвозмездной помощи людям. Метапредметные результаты. - развиты логическое, аналитическое мышление, что проявляется в умении выстроить алгоритм организации мероприятия, принять быстрое решение в сложившейся ситуации, провести объективный анализ результатов; - развита ассоциативная, зрительная, слуховая память, способность управлять своим вниманием; - сформирована устойчивая познавательная активность, что поможет осваивать большой объём учебного материала; осуществлять поиск необходимой информации; отмечается развитие творческих способностей, что позволит творчески проявлять себя в разработке заданий тренингов, подготовке фото и видеоотчета, плакатов, буклетов, рекламы, организации мероприятий в форматах волонтерской деятельности. Предметные результаты - изучат историю возникновения, формы и направления волонтёрской деятельности в России и в странах мира; - обучены различным формам организации и реализации социальных мероприятий на практике и выступать в роли организаторов; - ознакомлены с формами профилактической деятельности и пропаганды здорового образа жизни; - овладели психологическими знаниями, позволяющими лучше понимать себя и уметь взаимодействовать с людьми различных социальных категорий. Обучение по данной программе рассчитано на 1 год и представляет собой систему взаимосвязанных творческих заданий, деловых игр и тренингов, проводятся обсуждения и дискуссии на интересные темы, в процессе которых отрабатываются навыки руководства малым коллективом или группой, техника ведения разговора, спора, умение упорядочить точки зрения, достигать согласия и находить решения в группе. Обучающийся получает поддержку и уважение сверстников, имеет возможность приобрести новых друзей, иметь практику общественной жизни, он чувствует себя нужным и способным помочь множеству людей, оказавшихся в трудной 9 ситуации. Осуществление социально признаваемой деятельности соответствует психологическим требованиям детского возраста. Мотивы приобщения к волонтёрству различны. Но чаще всего ребятами движет стремление чувствовать себя нужными, полезными людям, быть членами команды, заслужить уважение и поддержку окружающих Алгоритм занятия. Каждое занятие по новым темам включает теоретическую часть и практическое выполнение заданий. Далее идут занятия на закрепление пройденного материала. Структура занятия: 1. Вводная часть: • беседа с детьми по теме занятия, игровые ситуации, • мотивация к деятельности; • проверка имеющихся знаний и умений, подготовка к изучению новой темы. 2. Основная часть: • изучение, анализ наглядности; • показ и объяснение процесса выполнения задания; • физкультминутка. 3. Заключительная часть: • подведение итогов, • формулирование выводов • выявление сложностей при изготовлении, • просмотр и анализ детских работ, • планирование дальнейшей работы, • рефлексия Способы поощрения волонтеров: - похвала (необходимо учитывать своевременность и объективность); - вручение грамоты; - благодарственное письмо родителям; - поручение ответственных работ; - публичное признание заслуг и вручение чего-либо при большой аудитории. Критериями оценки эффективности программы являются: -количество учащихся, привлеченных в волонтерское формирование; - количество учащихся, прошедших подготовку; - объем и качество оказанных информационных, консультационных и других услуг; - выполнение поставленных задач; - готовность обучающихся к волонтёрской деятельности. 10 Учебный план № п/п Название раздела, темы Количество часов всего теория Формы контроля и/или аттестации прак тика 1 Вводное занятие. 2 1 Диагностика Волонтерская деятельность - один из видов социального служения. Диагностика I Модуль: «Исторические аспекты волонтёрства» - 6 часов 1.1 История возникновения 2 1 1 Тематический волонтёрства в России контроль 1.2 Направления волонтерской 2 1 1 Тематический деятельности в России контроль 1.3 История возникновения 2 1 1 Опрос волонтёрства в странах мира II Модуль «Организационно – педагогические аспекты волонтёрской деятельности» - 6 часов 2.1 Основные виды и направления 2 1 1 Тематический волонтерской деятельности контроль 2.2 Организация деятельности 2 1 1 Опрос, собеседование добровольческого объединения 2.3 Структура волонтерского отряда и 2 1 1 Кейс-метод мотивация волонтерской деятельности III Модуль «Психологическая подготовка волонтёра» (занятия с участием психолога) – 16 часов 3.1 Тренинг личностного роста 4 1 3 Тренинг, ролевые игры 3.2 Тренинг коммуникативных 4 1 3 Тренинг, ролевые навыков игры 3.3 Тренинг толерантности 4 1 3 Тренинг, ролевые игры 3.4 Лидерство в волонтерском 4 1 3 Тренинг, ролевые объединении игры IV Модуль «Технологические аспекты волонтёрской деятельности» - 46 часов 4. 1 Информационные технологии в работе волонтера 4.1.1 Социальная реклама 11 3 8 Социальная реклама 4.1.2 Социальный плакат 4.2 Технологии организации волонтерской деятельности 4.2.1 Первичная профилактика асоциальных явлений в детской 11 3 8 Социальный плакат 12 2 10 Акции, выставки и другие формы среде и пропаганда работы по ЗОЖ здорового образа жизни 4.2.2 Современные формы проведения 12 3 9 Дискуссия, мероприятий профилактической социальные ролики. направленности V Модуль «Социальная деятельность» - 50 часов 5.1 Конкурсы и проекты 17 12 5 Фотоотчеты, выпуск публикаций, написание постов 5.2 Акции и мероприятия РДШ 17 12 5 Фотоотчеты, выпуск публикаций, написание постов 5.3 Мероприятия воспитательного 15 7 8 Акции, фото и и познавательного характера видеоотчеты. Итоговое занятие 1 1 Диагностика ИТОГО: 136 52 74 12 Содержание программы Вводное занятие. Знакомство с группой. Решение организационных вопросов. Знакомство с содержанием программы. Инструктаж по технике безопасности. Тема: Волонтерская деятельность - один из видов социального служения. Теория: Понятия «волонтёр», «волонтерство». Основные принципы. Личностные качества волонтёра. Практика: Собеседование с целью выявления интересов подростков, умения проводить свой досуг. Форма контроля: Диагностика личностных качеств подростков. Модуль I. «Исторические аспекты волонтёрства» I.1.Тема: «История возникновения волонтёрства в России». Теория: Негосударственная волонтерская организация, российский филиал Международного Красного креста. Принципы работы волонтеров. Практика: Мозговый штурм. Принципы работы волонтеров (добровольность, безвозмездность, добросовестность, обучение «равный – равному», законность). Форма контроля: Фронтальный опрос по изученной теме. 1.2.Тема: Направления волонтерской деятельности в России. Теория: Направления деятельности волонтерских организаций. Специфика направлений. Виды работ в рамках выбранного направления деятельности. Практика: участие в акциях по пропаганде здорового образа жизни, взаимодействие с медицинским персоналом, экологические проекты. Форма контроля: Обобщение по изученной теме – анализ. 1.3. Тема: История возникновения волонтерства в странах мира. Теория: Зарождение волонтерства (Франция, США, Германии и др.). Волонтерская молодежная служба и ЮНЕСКО. Практика: Беседа «Что значит быть волонтером?». Модуль II. «Организационно – педагогические аспекты волонтёрской деятельности». 2.1.Тема: Основные виды и направления волонтерской деятельности. Теория: Индивидуальная волонтерская деятельность. Волонтерская деятельность в составе объединения и группы. Направления волонтерской деятельности. Волонтёрство в сфере культуры. Практика: Экскурсии в волонтёрские организации разного уровня. Форма контроля: Фронтальный опрос по изученной теме. 2.2.Тема: Организация деятельности добровольческого объединения. Теория: Структура волонтёрской организации. Деятельность общественного объединения волонтеров. Формы осуществления волонтерской деятельности. Устав общественного объединения. Цели и задачи деятельности. Актив объединения. Практика: Разработка критериев результативности волонтерской работы. Форма контроля: Контроль, анализ и оценка эффективности волонтерской деятельности. 2.3.Тема: Структура волонтерского отряда и мотивация волонтерской деятельности. Теория: Принципы создания волонтерских отрядов. Структура волонтёрского отряда. Функциональные обязанности и распределение функциональных обязанностей в отряде. Положение о работе волонтерского отряда. Кодекс волонтера. Символика. Традиции. Законы волонтера. Личная книжка волонтера. Методы мотивации волонтерской деятельности. Вовлечение нового волонтёра в волонтёрскую деятельность. Практика: Конкурс на лучшую символику волонтерского объединения. Форма контроля: Обобщение и анализ по изученной теме. Модуль III. «Психологическая подготовка волонтёра» 3.1. Тема: Тренинг личностного роста (занятия с психологом). Теория: Самоопределение. Правила поиска выхода из сложной ситуации. Самооценка, самоанализ: понятие, виды, способы определения. Общение: понятие, значение. Особенности проведения тренинга. Практика: Тренинг. «Каков я на самом деле». «Мои сильные и слабые стороны». «Моя индивидуальность». «Уверенное и неуверенное поведение». «Эмоции и чувства». «Проблемы можно решать». Форма контроля: Рефлексия. 3.2.Тема: Тренинг коммуникативных навыков (занятия с психологом) Теория: Вербальная и невербальная информация. Эффективные приемы общения. Взаимопомощь. Бесконфликтное общение, приемы выхода из конфликта. Практика: Ролевые игры: «Воздушный шар», «Необитаемый остров». Коммуникативный тренинг «Сплочение». «Тренинговые упражнения «Слепой и поводырь», «Я в тебе уверен», «Дом», «Автобус». Форма контроля: рефлексия 3.3.Тема: Тренинг толерантности (занятия с психологом). Теория: Критерии толерантного и интолерантного поведения. Ксенофобия, геноцид, этноцентризм, экстремизм. Ролевая игра «Свои и чужие». Социальные стереотипы поведения. Неформальные молодежные 14 объединения. Практика: Развитие навыков эмпатии, понимания друг друга. Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия. Ролевые игры. Форма контроля: рефлексия 3.4. Тема: Лидерство в волонтерском объединении (занятия с психологом). Теория: Понятие «лидер». Типы лидеров: деловой и социоэмоциональный лидер. Стили лидерства. Лидерские способности. Практика: Диагностика лидерских способностей. Неформальное и формальное лидерство. Тренинг на командообразование. Форма контроля: Ролевые игры. Модуль IV «Технологические аспекты волонтёрской деятельности». 4.1.Тема: Информационные технологии в работе волонтера . 4.1.1.Социальная реклама. Теория: понятие «реклама» и её разновидности. Различия социальной рекламы от коммерческой. Имиджевая реклама. Роль социальной рекламы в профилактической деятельности. Социальная реклама как метод первичной профилактики. Технология социальной рекламы (основы разработки текста и иллюстрации рекламы). Ошибки в социальной рекламе. Различные носители рекламы. Практика: Определение темы социальной рекламы. Разработка эскиза социальной рекламы, с целью дальнейшего применения рекламы во время профилактических мероприятий в рамках волонтерской деятельности. Форма контроля: Реклама 4.1.2.Социальный плакат. Теория: Понятие «плакат». Технология создания тематического плаката. Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества. Практика: анализ имеющихся тематических плакатов. Работа над созданием тематических плакатов. Форма контроля: создание плаката, постера. 4.2. Тема: «Технологии организации волонтерской деятельности». Теория: Технологии: агитация и привлечение участников, проведение мониторинга, проведение собеседования и др. Технология привлечения волонтеров. Стратегия набора волонтеров. Методы привлечения добровольцев в проект. Стихийный набор. Целенаправленный набор. Группы людей, являющихся потенциальными участниками волонтерского движения. Цель проведения собеседования. Алгоритм собеседования (этапы). Проблемные ситуации на собеседовании. Формы поддержки волонтеров. 15 Технология организации волонтерских мероприятий. Этапы подготовки и проведения мероприятия (от этапа инициирования до этапа подведения итогов и анализа результатов). Способы поощрения волонтеров. Внутренний мониторинг. Практика: использование технологии агитации и привлечения волонтеров. Проведение собеседования с потенциальными участниками мероприятия. Разбор проблемных ситуаций и алгоритма разрешения проблемных ситуаций. Разбор этапа подготовки и реализации мероприятия. Форма контроля: выступление агитбригады. 4.3. Тема: «Первичная профилактика асоциальных явлений в молодежной среде и пропаганда здорового образа жизни». Теория: Виды профилактической деятельности. Учреждения, которые занимаются профилактической деятельностью. Эффективные методы первичной профилактики и использование их на практике. Пропаганда здорового образа жизни как альтернатива профилактики асоциальных явлений. Нормативно-правовые документы, регулирующие поведение молодежи в соответствии с социальными нормами поведения в обществе. Практика: проводятся мероприятия для учащихся разных возрастных категорий. Используются разнообразные формы работы с привлечением специалистов. Акции, интерактивные выставки, станционные игры, подготовленные учащимися объединения. Основы психологического и физического здоровья – встреча с врачом. Влияние курения и алкоголя на организм человека. Физиологическая и моральная зрелость человека (встреча с врачом). Алкоголь и закон Употребление алкоголя как незаконное действие. Умение отказываться (встреча с педагогом – психологом). - Разработка и проведение игр по профилактике алкогольной и никотиновой зависимостей; Форма контроля: Подготовка агитбригады для внеклассного мероприятия. Организация акций, организация интерактивной выставки; организация выставки рисунка. 4.4. Тема: «Современные формы проведения мероприятий профилактической направленности». Теория: новые технологии пропаганды здорового образа жизни. Новые формы мероприятий, используемые во всероссийской практике по профилактике асоциальных явлений в молодежной среде. Интерактивные формы мероприятий, проводимые в рамках волонтерской деятельности. 16 Проведение мониторинга и измерение эффективности проведенных профилактических мероприятий. Практика: Подготовка и проведение мероприятий по профилактике асоциальных явлений в молодежной среде с использованием новейших технологий. Форма контроля: Проведение мониторинга и измерения эффективности проведенных мероприятий. Модуль V. «Социальная деятельность» 5.1 Тема «Конкурсы и проекты». Теория: Изучение направлений деятельности общественных организаций, анализ целей и задач. Практика: Участие в конкурсах, результаты конкурсов. Форма контроля: онлайн активность, фото и видеоотчеты в социальных сетях. 5.2. Акции и мероприятия . Теория: Изучение движения Российского движения школьников. Практика: Подготовка и участие в конкурсах по направлениям деятельности - дистанционные конкурсы, акции, челленджи. Форма контроля: Фотоотчеты, выпуск публикаций, онлайн активность. 5.3 Мероприятия воспитывающего и познавательного характера Теория: Подача теоретического материала согласно тематике мероприятия. Практика: Мероприятия согласно Календарю знаменательных дат. Форма контроля: фото и видеоотчеты. Итоговое занятие. Диагностика. Акция, презентация, фото или видеоотчет по итоговым материалам по проведённым мероприятиям. 17 Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение. Обучение проводится в специально оборудованном кабинете в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, оборудовано рабочими местами: столы и стулья для педагога и обучающихся; классная доска, шкафы и стеллажи. Технические средства обучения: компьютер, принтер, мультимедиапроектор. Информационное обеспечение: подключение к сети Интернет, презентации. Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования Организационно-педагогические условия реализации программы. Перспективной формой обучения ребенка с ОВЗ представляется постепенная, индивидуально дозированная интеграция в группе детей. Так же необходимо соблюдение ряда условий: • преодоление неравномерности в развитии. Использование специфических наглядных, практических, словесных, арт-терапевтических методов и приемов обучения; • организация пространства. Всё пространство необходимо зонировать в соответствии с выполняемым видом деятельности: зона обучения, зона отдыха, игровая зона; • организация и визуализация времени. Очень важна «разметка» времени. Регулярность чередования событий, их предсказуемость и планирование предстоящего помогает лучше переживать то, что было в прошлом и дождаться того, что будет в будущем. Широко используются различного вида расписания, инструкции, календари, часы; • структурирование всех видов деятельности. Овладение социальными компетенциями: алгоритмы выполнения действий, формирование стереотипа учебного поведения; • организация коммуникативного общения: развитие понятийной стороны речи. Детям необходимо подробно объяснять смысл заданий, а также проговаривать то, что от них ожидают. Если возникают трудности, то использовать визуальную поддержку (фотографии, пиктограммы); • использование эффективных технологий. Дидактические игры, разноуровневый подход к обучению, здоровьесберегающие технологии, ИКТ, использование опорных сигналов. Данные технологии создают условия для сенсорного и эмоционального комфорта ребенка с ОВЗ на занятиях; • социально-бытовая адаптация. Все полученные умения и навыки необходимо переносить в различные жизненные ситуации. Необходимо тесное взаимодействие с родителями; • помощь ассистентов. Сопровождение ребенка с ОВЗ на занятия ассистентом (помощником), оказывающим ребенку техническую помощь, является одним из основных условий его успешной адаптации, социализации и интеграции. Ассистентом может быть человек без специального образования, достаточно среднего общего, возможно прошедший курсы профессиональной переподготовки или только инструктаж. На практике чаще всего в роли ассистентов выступают родители. Так же возможно привлечение ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Формы аттестации Аттестация обучающихся строится на следующих принципах: • научность, • учёт индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, • адекватность специфике программы к периоду обучения, • свобода выбора педагогом методов и форм проведения оценки результатов, • открытость результатов для педагогов и родителей. Промежуточная аттестация проводится как оценивание результатов за определенный промежуток обучения – полугодие. Включает в себя проверку теоретических знаний и практических умений и навыков. Промежуточная аттестация осуществляется педагогом дополнительного образования. Материалы для промежуточной аттестации разрабатываются педагогом на основании данной программы. Промежуточная аттестация может проводиться в следующих формах: самостоятельная работа по показу, образцу, самостоятельная творческая работа, мини-выставка. Промежуточная аттестация по данной программе проводится в период с 20 по 30 декабря. Текущий контроль обучающихся проводится с целью установления фактического уровня знаний, их практических умений и навыков. Текущий контроль осуществляется педагогом по каждой изученной теме (разделу). Достигнутые обучающимися результаты заносятся в протокол наблюдения. Содержание материала контроля определяется педагогом на основании содержания материала данной программы и психолого-педагогических особенностей обучающихся. Форму текущего контроля определяет педагог с учетом контингента обучающихся, уровня обученности детей, содержания учебного материала, используемых им образовательных технологий. Текущий контроль может проводиться в следующих формах: практическая работа с помощью педагога, самостоятельная работа по показу, образцу, самостоятельная творческая работа. Итоговый контроль. Аттестация по итогам освоения программы проводится по окончанию обучения по данной программе. Для проведения аттестации по итогам освоения программы формируется комиссия, в состав которой могут входить члены администрации и педагог-психолог. Результаты итогового контроля обучающихся должны оцениваться таким образом, чтобы можно было определить: • насколько достигнуты прогнозируемые результаты по данной программе каждым обучающимся, 19 • полноту выполнения данной программы, • результативность самостоятельной деятельности обучающихся. Аттестация по итогам освоения программы может проводиться в следующих формах: самостоятельная работа по показу, образцу, самостоятельная творческая работа, мини-выставка. Критерии оценивания результативности: простое балльное оценивание, при котором оценивается изменение показателей оценивания. Оценочные материалы: Для промежуточной аттестации и итогового контроля по данной программе используются: • оценивание результатов обучения. Данные оценивания заносятся в протокол результатов обучения. (Приложение № 1), • оценивание результатов развития. Данные оценивания заносятся в протокол результатов развития (Приложение № 2). Методические материалы: Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по программе является учебное занятие. Формы организации деятельности обучающихся на занятии: • индивидуальная, • работа в парах, • работа в малых группах. Формы проведения занятий: занятие-сказка, занятие-путешествие, практическое занятие, творческая мастерская. Методы обучения: 1. Наглядные методы. «Визуальное расписание»: карточки с названием тем или режимных моментов. Изменение в расписание осуществляется только по «уважительным» причинам и совместно с обучающимися. Создаёт упорядоченную картину мира, помогает избежать многих страхов, повышает самостоятельность, помогает справиться с тревогой, позволяет усвоить алгоритм учебных действий. «Чёткий план»: карточки с символами и подписями заданий, фотографии, иллюстрации, презентации. Повышает уровень самостоятельности, позволяет подготовиться к смене деятельности, получить ощущение, что что-то достигнуто. «Инструкция»: символы, подкрепляющие конкретное действие. В случае выполнения сложного задания – визуальный стимул (подбирается индивидуально для каждого). Научение ребенка выполнять задание, возможность самостоятельного выполнения задания. «Образцы выполнения»: вначале демонстрация результата в виде: ответа на вопрос, моделирования действия (то, как должно оно выглядеть), алгоритма выполнения, образца выполнения. Снимают тревожность и нежелание выполнять задание. «Визуальные правила поведения»: правил не должно быть много, правила должны быть актуальными на данный период, формулировка правил должна быть четко продумана, фразы должны быть короткими, все слова в них 20 понятными, не использовать в формулировках частицу НЕ. Для успешной адаптации. «Социальные истории»: фотографии или рисунки на темы: «Следование очереди», «Социальная дистанция», «Нормы поведения в общественных местах» и др. Помогают «считывать» и понимать социальные ситуации, осмыслить события индивидуального опыта. 2.Практические методы. «Индивидуальная корректировка объёма задания»: четкое начало и конец задания, небольшой объем задания, предъявление задания мелкими частями. Поможет избежать путаницы при выполнении и паники при виде объема задания. «Помощь в смене деятельности»: напоминание о смене деятельности за 5 минут и за 1 минуту до него, с помощью специального знака (таймер, карточка, считалка и т. п.). Уменьшает стресс, дезориентацию, чувство дискомфорта. «Обучение работе в паре, мини-группе»: задания в группе должны быть в рамках способностей ребенка, избегайте планирования групповых заданий. Повышаю уровень коммуникации. 3.Словесные методы. «Адаптация устной речи»: избегайте ироничных и образных выражений, говорите ровным тоном, не говорите слишком быстро. Способствует адекватному восприятию. «Выполнение инструкции»: привлеките внимание обучающегося, называя его по имени, используйте несложные инструкции, проверяйте понимание услышанного, сокращайте инструкцию до ключевых слов, избегайте длинных глагольных высказываний, напишите или нарисуйте инструкцию. Способствует адекватному восприятию, уменьшает стресс, дезориентацию, чувство дискомфорта. «Ответы на вопросы»: задавайте вопросы сразу же после того, как произошел вид деятельности, дайте обучающемуся время на обдумывание вопроса, повторяйте несколько раз вопрос в течение занятия, подкрепите вопрос визуальной подсказкой. Помогает установить коммуникации. 4. Арт-терапевтические методы. «Совместное рисование»: педагог рисует предметный или сюжетный рисунок, близкий опыту ребенка, его интересам, эмоционально комментируя происходящее, а ребенок активно участвует в создании рисунка, «подсказывая» развитие сюжета, дополняя рисунок разнообразными деталями, «заказывая» новую картинку. Создаёт эмоциональный контакт. «Параллельное рисование»: обучающийся рисует одновременно с педагогом сюжетный рисунок. Способствует уменьшению тревожности, развитию внимания. «Незавершённая композиция»: в задании часть рисунка уже выполнена и предлагается его доработать. Убирает боязнь перед выполнением задания, боязнь «чистого листа». «Недостающие детали»: на предложенном рисунке выполнены только 21 крупные детали. Необходимо нарисовать недостающие мелкие детали. Способствует формированию внимания, мышления, сообразительности. «Создай образ»: на предложенном рисунке только очертания объекта. Нужно по ним создать завершённый образ. Способствует формированию воображения, мышления. Образовательные технологии: «Дидактическая игра». Игровые моменты повышают эмоциональную составляющую учебно-воспитательного процесса. Создание игровой атмосферы на занятии развивает познавательный интерес, активность обучающихся, позволяет снять усталость и удержать внимание. При подборе игры или задания следует учитывать склонности ребёнка, стараться связывать задания с его интересами. Обучающимся с ОВЗ нравится «встречать и провожать» сказочные персонажи (особенно мягкие игрушки), сопровождающие их на протяжении всего занятия. Дети при этом оживляются, радуются и стараются выполнить все задания. Учитывая сенсорные предпочтения детей, необходимо подбирать средства, воздействие которых вызывает у ребёнка приятные ощущения, эмоциональный отклик. Это могут быть игры с песком, крупами, мыльными пузырями, мячом, различными двигающимися музыкальными игрушками. «Технология разноуровневого обучения». Предполагается разный уровень усвоения материала программы в зависимости от способностей и психофизических особенностей каждого обучающегося. Работа по данной технологии даёт возможность развивать индивидуальные особенности обучающихся. Для каждого обучающегося составляются задания различной сложности, с учётом их индивидуальных особенностей. Такой подход повышает удовлетворенность результатами обучения и способствует повышению познавательной активности обучающихся. «Здоровьесберегающие технологии». К данной технологии относятся физкультурные минутки ритмические и под музыку, релаксационные паузы (слушаем звуки природы), дыхательная гимнастика (в игровой форме: сдуем снежинку, погасим костёр), упражнения для мелкой моторики. Такие упражнения способствуют развитию познавательной деятельности детей. «ИКТ». Помогают сделать занятия наглядными, динамичными, эффективными. Презентации дают возможность преподнести информацию и через слова на экране, и через наглядное динамическое изображение предметов, и через аудио и видео файлы, одновременно воздействуя на несколько органов чувств, что приводит к прочности, быстроте усвоения материала, повышает познавательную активность обучающихся. «Технология опорных сигналов». Пиктограммы – небольшие карточки со схематическим изображением различных видов деятельности. Пиктограммы у обучающихся создают ощущение более стабильной, без неожиданностей ситуации, задают алгоритм деятельности на конкретное занятие. В качестве пиктограмм можно использовать так же фотографии заданий, рисунки. Эта технология улучшает всесторонне развитие ребенка, его познавательную деятельность. 22 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 1. 2. 3. 4. Список литературы Баранова, Т.Ф. Расширение социального поля учреждения как фактор эффективности реабилитации ребенка-инвалида [Текст] / Т. Ф. Баранова // Управление ДОУ. - 2020. - №2. - С.97-99. Беспалова, Г.М.Виноградова Н.М., Сидорова Т.Д., Рыженкова И.Г. Мое действие – мой выбор. Методическое пособие.- М., 2005 Битянова, М.С. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / М.С. Битянова. – СПб.: Питер, 2012. Бодренкова, Г.П. Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике: Учебно-методическое пособие. - М.: АНО «СПО СОТИС», 2013. Галеева Н. Формирование организаторских умений у школьников/ Воспитание школьников – 2008 Горская, С.В. Волонтерство в развитии социальной активности младших школьников [Текст] / С. В. Горская, И. В. Юденкова // Начальная школа. - 2022. - №9. - С.10-13.Зотолокина М.А. Сетевые сообщества как инструмент методической поддержки в работе учителя / М. А. Куприянов Б.В. Детские общественные организации: сущность, особенности, формы //Внешкольник: дополнительное образование. социальное, трудовое и художественное воспитание детей — 2007. — №4. Кондакова, М.Л. Смешанное обучение: ведущие образовательные технологии [Электронный pecypc]. - Режим доступа: http://vestnikedu.ru Николаенко, Т.И. Учимся творить добро! [Текст] / Т. И. Николаенко // Воспитание школьников. - 2018. - №1. - С.49-52. Фришман, И.И. Мирошкина М.Р. Подготовка волонтёров (программы, рекомендации, модели опыта)//Приложение к Внешкольнику.2004. №6. Список литературы для обучающихся Азбука благотворительности – М.: Форум Доноров, 2008. Майорова, Н.П. Обучение жизненноважным навыкам. СПб, 2006. Макеева, А.Г. Помогая другим, помогаю себе /А.Г. Макеева.М.:РЦОИТ, 2003. Соколова, О. Д. Памятка для волонтеров / О. Д. Соколова // Вологда: Изд. центр ВИРО, 2006. Интернет-источники: 1. Библиотека волонтера" форума www.charite.org.ua 2. Доброволец: Делать добро проще, чем кажется http://www.dobrovolno.ru 3. Ильина, И. Волонтерство в России - http://www.isovet.ru/ 4. Косова, У. П. Психологические характеристики волонтерской деятельности http://elibrary.ru. 5. Практическое руководство для начинающих волонтеров http://www.charite.org.ua/viewtopic.php?t=82 6. https://vk.com/club114141843 7. http://fdo56.ru/ 24