АДООП Юный художник

Управление образования Кудымкарского муниципального округа ПК
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр «Радуга» г. Кудымкара
Принята на заседании педагогического совета

Утверждаю:

от «05» октября 2023 г.

Директор МАУДО «ДЮЦ «Радуга»

Протокол № 1

_______________Т.Т. Бражкина

Адаптированная дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа для детей с ОВЗ и инвалидностью
(с интеллектуальными нарушениями)

художественной направленности
«Юный художник»
Возраст обучающихся: 7 - 17 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Дудина Елизавета Олеговна,
педагог дополнительного образования

г. Кудымкар, 2023

Информационная карта образовательной программы
I Наименование программы
II Направленность
III Сведения об авторе (составителе)
1. ФИО
2. Год рождения
3. Образование
4. Место работы
5. Должность
6. Квалификационная категория
7. Адрес, телефон
IVСведения о программе

«Юный художник»
Художественная

1. Срок реализации
2. Возрастная группа
3. Тип программы
4. Характеристика программы
По месту в образовательной модели
По уровню освоения
5. Цель программы

1 год
7-17 лет
общеразвивающая

6. Ведущие формы и методы образовательной
деятельности
7.Форма обучения
8. Формы мониторинга результативности

9. Кадровое обеспечение

Дудина Елизавета Олеговна
2001
Среднее профессиональное
МАУДО «ДЮЦ «Радуга» г. Кудымкара
Педагог дополнительного образования
г. Кудымкар, ул. М. Горького, д. 28

Разновозрастного детского объединения
Общекультурный ознакомительный
Создание условий для развития личностных качеств
обучающихся в процессе овладения экологическими
знаниями, практическими умениями и навыками в
декоративно-прикладной и творческой деятельности.
Беседа, практические занятия, экскурсии, занятие игра, самостоятельная работа, творческие встречи,
посещение выставок.
Очная,
с
применением
дистанционных
образовательных технологий.
Входная, промежуточная и итоговая
диагностики
(анкеты, тесты, зачеты по пройденным темам,
творческие задания творческие работы, конкурсы,
письменные работы)
Педагог дополнительного образования

Адаптированная
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа для детей с ОВЗ и инвалидностью (с
интеллектуальными нарушениями) художественной направленности
«Юный художник»
1.Пояснительная записка
1.1. Общие сведения
Дополнительное образование – это иной способ взаимодействия
растущего человека с миром взрослых – безоценочный, обеспечивающий
достижение ребенком успеха в соответствии с его способностями независимо
от уровня успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Интеграция
основного и дополнительного образования детей позволяет сблизить
процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее
сложных проблем современной педагогики.
Дети с интеллектуальными нарушениями (с умеренной степенью
умственной отсталости) имеют ряд особенностей, связанных с нарушениями
в психическом и физическом развитии. Такие дети являются эмоционально
неустойчивыми, они могут на одну и то же действие реагировать по-разному.
Адаптированная
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
для детей с ОВЗ и инвалидностью (с
интеллектуальными нарушениями) художественной направленности «Юный
художник» (далее – Программа, АДООП) разработана на основе следующих
документов:
• Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 16.04.2022 г.)
«Об образовании в Российской Федерации»;
• Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от
28.06.2021 г. № 219-ФЗ);
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации образовательной
деятельности по дополнительным общеразвивающим программам» (ред. от
30.09.2020 г. № 533);
• Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»).

1.2. Актуальность программы
В настоящее время актуальна проблема изменения общественного
сознания по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ). Согласно статистическим данным, уровень первичной инвалидности
детей имеет тенденцию к постоянному росту. Подобная статистика приводит
к необходимости обновления содержания образования, поиску путей
оптимальной организации работы по социализации детей с ограниченными
возможностями здоровья и интеграции их в общество, подготовки к будущей
самостоятельной трудовой деятельности. Ребенок с ограниченными
возможностями здоровья, воспитывающийся в изоляции от сверстников,
достигнув зрелого возраста, не может адаптироваться в социуме в
соответствии со своими сохранными возможностями и потребностями.
Актуальность АДООП «Юный художник» заключается в необходимости
социокультурной реабилитации, социализации и социальной адаптации детей
с умственной отсталостью в процессе художественно-эстетического развития
на занятиях изобразительного искусства.
Содержание программы предусматривает как непосредственно
художественную деятельность, так и эстетическое восприятие предметов
действительности и произведений изобразительного искусства.
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных
направлений художественного образования:
- приобщение к искусству как духовному опыту поколений,
- овладение способами художественной деятельности,
- развитие творческой одаренности ребенка.
Основные методы в программе - рисование с натуры, тематическое
рисование и иллюстрирование, декоративная работа, лепка, элементы
дизайна, беседы об изобразительном искусстве.
Такой комплекс направлений позволяет всесторонне развиваться
творческим
способностям
ребенка
(воображению
и
фантазии,
пространственному мышлению, колористическому вкусу), а также дает
возможность учащимся приобрести умения и навыки работы с различными
художественными материалами.
Язык различных видов искусства делает художественную деятельность
уникальным средством воспитания, обучения и развития ребенка. Кроме
того, занятия изобразительным искусством дают возможность раскрыть
заложенную в человеке потребность в творчестве, желание созидать,
создавать прекрасное своими руками. Каждому ребенку важно почувствовать
себя творцом, открыть для себя мир изобразительного искусства, дизайна,
народной культуры, научиться видеть красоту окружающей природы.

Согласно программе, знания и умения детей становятся средством
постижения духовной стороны искусства, через которое происходит
обогащение внутреннего мира ребенка, его самореализация и развитие в
целом.
1.3. Отличительные особенности
Отличительная особенность программы заключается в том, что в
отличие от программ по обучению детей изобразительному искусству, она
имеет большую коррекционную направленность. Наряду с развитием
творческих способностей детей с особенностями здоровья, особое внимание
уделяется развитию памяти, зрительного восприятия.
Содержание программы определено в соответствии с целями и задачами
воспитания и развития личности гражданина России, обозначенными в
«Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России» (2009 год). Основная идея программы: изучение
изобразительного искусства в контексте художественной культуры края,
России и других стран.
В отличие от других программ по изобразительному искусству
содержание программы объединено в несколько тематических модулей,
каждый из которых реализует отдельную задачу:
−
модуль «Моя страна» - знакомит детей с искусством России и
Пермского края. Реализует задачи патриотического воспитания. Особое
внимание уделяется культуре коми-пермяков;
−
модуль «Путешествия» - развивает интерес и воспитывает уважение к
культуре других стран и народов;
−
модуль «Времена года» - воспитывает любовь к природе, интерес к
окружающему миру и наблюдательность;
−
модуль «Праздники» приобщает обучающихся к культуре этикета,
воспитывает интерес к традициям и семейным ценностям;
−
основная задача модуля «Фантазия в искусстве» - развитие фантазии,
умения использовать практические навыки и знания в творческой работе,
создавать нестандартные образы на основе имеющегося опыта;
−
модуль «В гости к сказке» занимает важное место в обучении младших
школьников, образует связь изобразительного искусства и литературы,
языком сказки дети знакомятся с разнообразными приемами в
изобразительном искусстве.
В программе реализуются межпредметные связи с географией, историей,
литературой, физикой, МХК.
1.4. Адресат программы:
Возраст детей, участвующих в реализации образовательной программы –

7 -17 лет. Дети с ОВЗ и с инвалидностью с учетом состояния здоровья могут
заниматься индивидуально или в общей группе. При планировании работы
учитываются рекомендации индивидуальной программы реабилитации и
психолого-медико-педагогической комиссии.
Программа адресована как детям, знакомым с основами языка
изобразительного искусства, для
дальнейшего совершенствования
художественных способностей, так и детям, не имеющим начальной
художественной подготовки.
1.5. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся.
К умственно отсталым относятся различные группы детей, у которых
стойко нарушена интеллектуальная деятельность вследствие наследственного
или приобретенного органического поражения головного мозга. Для всех
детей с умственной отсталостью характерно нарушение психического и
физического развития - тотальное недоразвитие высших психических
функций, нарушение эмоционального развития, искаженное развитие
личности, неловкость и нарушение координации движений. Нарушение
речевого развития обусловлено степенью поражения центральной нервной
системы и носит системный характер. Резко ограничено программирование
речевого высказывания и контроль за речью. Данная категория детей
зачастую испытывает серьезные трудности в овладении простейшими
действиями, в том числе бытовыми.
Уровень познавательного развития.
Речь:
• варьируется от полного «безречия» до системного недоразвития речи;
• характерно выраженное нарушение понимания речи, при этом детям
доступно понимание только бытовой лексики, простых грамматических
конструкций, простых фраз, при этом невозможно понимание подтекста,
образных выражений, фразеологизмов и т.д.;
• нарушение звукопроизношения является полиморфным (нарушены
разные группы звуков) и характеризуется стойкостью;
• словарный запас ограничен количественно и качественно, ребенку
доступна частотная бытовая лексика, отмечаются многочисленные замены
слов;
• характерен выраженный аграмматизм, в основном дети используют
начальную форму слов, простую аграмматичную фразу;
• возможности связного высказывания резко ограничены; доступен
пересказ простого текста без понимания даже фактической информации;
• письменная речь для определенной части детей с умственной
отсталостью недоступна, для другой части письмо и чтение затруднено.

Восприятие:
• восприятие характеризуется замедленным темпом;
• нарушена активность и избирательность восприятия;
• слуховое, фонематическое и зрительное восприятие нарушено, дети
смешивают сходные звуки, зрительные стимулы, похожие предметы и
изображения;
• восприятие цветов доступно частично;
• отмечаются ограничения при восприятии времени и пространства
(схемы тела, трехмерного и двухмерного).
Внимание:
• нарушено и произвольное внимание (в большей степени), и
непроизвольное внимание;
• отмечаются истощаемость и неустойчивость внимания, в процессе
выполнения заданий/упражнений может быть частая немотивированная
смена предметов/объектов вниманиях;
• характерны трудности распределения и переключаемости.
Память:
• объем памяти ограничен;
• нарушено запоминание, сохранение и воспроизведение информации,
при этом воспроизведение зачастую характеризуется хаотичностью;
• механическая память, как правило, у определенной группы детей
достаточно сохранна;
• резко выражено ограничение возможности запоминания вербальных
стимулов;
• отмечаются эпизодичность и фрагментарность припоминания и
извлечения информации;
• произвольное запоминание затруднено и формируется позже, чем у
сверстников, при этом проще запоминаются внешние, случайные зрительные
элементы.
Мышление:
• формирование всех мыслительных операций замедлено и затруднено;
• уровень сформированности мыслительных операций зависит от
степени выраженности нарушения интеллекта;
• отмечаются инертность и тугоподвижность мыслительных процессов;
• абстрактное мышление не развивается; детьми усваиваются наиболее
конкретные и сходные признаки объектов и предметов;
• характерно ограничение понимания или невозможность понимания
причинно-следственных связей между явлениями, событиями, объектами,
предметами. При этом связи устанавливаются на основе анализа случайных

или наиболее ярких признаков, что делает невозможным формирование
образа/представления о предмете, объекте, ситуации;
• характерны некритичность, невозможность оценить свою работу и
деятельность сверстников, выявить собственные и чужие ошибки;
• крайне слабая или отсутствующая регулирующая роль мышления;
минимальный самоконтроль или его отсутствие;
• характерна невозможность переноса усвоенных операций, способов
действия в новые условия или ситуацию.
Эмоциональная сфера и личностные особенности:
• отмечается эмоциональная незрелость, степень проявления которой
зависит от степени выраженности основного нарушения;
• могут наблюдаться колебания эмоционального фона от повышенной
эмоциональной возбудимости до апатии;
• не понимают оттенки и эмоции окружающих и свои собственные, не
умеют выражать вербально собственные эмоциональные проявления;
• мотивация неустойчивая, ситуативная, примитивная; преобладающими
являются элементарные: еда, сон, сексуальные потребности;
• характерна сниженность критичности, дети не могут оценить свои
неудачи, довольны своей работой или собой; отмечаются неадекватная
самооценка и неадекватный уровень притязаний;
• отзывчивы на похвалу, ласковое обращение, при этом на критику
реагируют либо нейтрально, либо отрицательно (расстраиваются, могут
давать агрессивные реакции). Для части детей характерна адекватная реакция
на окружающую обстановку;
• отмечаются несформированность произвольных форм поведения;
неспособность
к
самоконтролю,
невозможность
оценить
или
спрогнозировать последствия поступков или событий;
• коммуникация со сверстниками и взрослыми затруднена, отмечается
стереотипность, шаблонность, гибкость поведения;
• не сформированы волевые усилия, самостоятельность, инициативность,
целеустремленность.
Двигательная сфера:
• двигательные нарушения при умственной отсталости проявляются
дифференцированно при разных степенях выраженности органического
поражения головного мозга;
• координация движений в общей, мелкой и артикуляционной моторике
нарушена,
при
этом
страдают
их
объем,
переключаемость,
последовательность и другие характеристики;
• ходьба, бег, ползание и другие виды движения характеризуются

выраженной моторной неловкостью;
• практически невозможны прыжки на одной ноге или на двух ногах,
подъем и спуск по лестнице и другие движения.
Работоспособность:
• уровень работоспособности умственно отсталого ребенка зависит от
степени поражения головного мозга;
• работоспособность снижена, при этом может отмечаться состояние
охранительного торможения;
• характерна
выраженная
психическая
истощаемость,
которая
усугубляется при наличии отвлекающих факторов.
На занятиях по АДООП «Юный художник», рисуя, обучающийся
формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную
оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также
развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки,
владение кистью руки.
1.6. Объем и сроки реализации образовательной программы
Срок реализации программы – 1 год. Общее количество часов за - 1 год
обучения – 136 ч.
1.7. Режим и форма организации занятий.
Режим занятий два раза в неделю по 2 академических часа с 10минутным перерывом (1 академический час – 45 мин.).
1.8. Форма обучения: очная
1.9. Особенности организации образовательного процесса для
обучающихся с умственной отсталостью определяются с учетом
рекомендаций ПМПК, психолого-педагогических особенностей обучающихся
и их особых образовательных потребностей. Поскольку у данной категории
обучающихся имеются индивидуальные особенности когнитивной сферы,
требующие учета при обучении (недостаточность, дефициты компонентов
познавательных процессов – памяти, внимания, мышления, воображения),
влияющих на освоение данной программы, повышенная утомляемость, то
возникает необходимость создания специального формата занятий с
чередованием интенсивности нагрузки и восстановления. Кроме того, у
обучающихся с умственной отсталостью, имеются индивидуальные
особенности эмоционально-волевой сферы, требующие учета при обучении
(своеобразие реакции на ситуацию успеха и неуспеха в собственной и чужой
деятельности, поведения при утомлении, недомогании, переживании,
реакции на новизну и т.п.).
При проведении занятий с данной категорией обучающихся с ОВЗ

педагог использует сочетание групповой работы с индивидуальной формой
работы, поскольку обучающимся необходимо создать комфортную среду
пребывания на занятиях, поэтапность в предъявлении и освоении учебного
материала, многократный повтор (при объяснении материала, при
практической отработке танцевальных элементов).
1.10. Цель и задачи программы
Целью программы является развитие творческих способностей детей
средствами различных видов изобразительного и декоративно-прикладного
искусства, воспитание нравственно-эстетических и коммуникативных
качеств личности обучающегося с синдромом Дауна в детско-взрослом
сообществе.
Основные задачи:
Образовательные:
- овладение основами художественной грамоты, приобретение опыта в
различных видах художественно-творческой деятельности, с разными
художественными материалами;
Развивающие:
- развитие изобразительных способностей, художественного восприятия
произведений искусства; художественного вкуса, творческого воображения,
пространственного мышления;
Воспитательные:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
обогащение нравственного опыта; уважение к культуре своего края, России и
других стран.
Коррекционные:
•
формирование зрительного восприятия;
•
развитие через систему игр, упражнений и этюдов основных
познавательных процессов (память, внимание, восприятие и др.);
•
формирование адекватности чувств, умения анализировать свою
деятельность.
1.9. Планируемые результаты
Программа обеспечивает достижения следующих предметных,
метапредметных и личностных результатов.
Предметные:
−
различать основные и составные цвета, теплые и холодные;
−
научиться работать с цветом, пятном, линией;
−
использовать в работе разнообразные художественные материалы
(гуашь, акварель, цветные карандаши;

−
передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;
−
смешивать основные цвета и получать составные;
−
определять (узнавать) произведения традиционных народных
художественных промыслов
Метапредметные:
−
организация рабочего места (под руководством педагога);
−
выполнение работы по заданной инструкции;
−
использование изученных приемов работы красками;
−
осуществление пошагового контроля своей деятельности;
−
умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в
окружающей жизни;
−
овладение основами логического мышления, способность выявлять с
помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставления
художественных произведений, устанавливать аналогии, анализировать
результаты сравнения, объединять произведения по видам;
−
работать в группе, учитывая мнение партнеров.
Личностные:
−
положительное отношение к изобразительному искусству и творчеству
в целом;
−
адекватное восприятие содержательной оценки своей работы
педагогом;
−
готовность использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для развития
представлений о роли искусства в жизни человека;
−
эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
−
обогащение опыта восприятия произведений изобразительного
искусства и окружающего мира, их оценки (выражения собственного
мнения);
−
формирование нравственных и эстетических чувств на основе
знакомства с произведениями изобразительного искусства;
−
познавательный интерес к искусству.
Коррекционные:
социализация и раскрытие личностных потенциалов обучающегося с
умственными отклонениями (с умеренной степенью умственной
отсталостью),
удовлетворение
его
потребностей
в
творческом
самовыражении в процессе театральной деятельности.
За курс обучения дети постигают азы изобразительного искусства,
гармонию цвета; знакомятся с народным творчеством. При этом расширяется

кругозор детей, раскрепощается их мышление, развивается фантазия,
появляется интерес к творческому труду. Используются приемы обучения
Т.Я. Шпикаловой, Т.Н. Просняковой, Б.М. Неменского.
За курс обучения дети научатся:
− понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить
художник — предметы, людей, события; с помощью каких материалов
изображает художник — бумага, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
− различать основные и составные цвета, теплые и холодные;
− иметь представление о переднем и заднем планах;
− использовать формат листа в зависимости от задуманной композиции;
− узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных
художников;
− использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные
карандаши, бумагу);
− применять основные средства художественной выразительности в
рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению), в
декоративных работах;
− пользоваться простейшими приемами лепки.

Учебно-тематический план
136 часов

1.

Форма
контроля

всего

Название разделов и тем

теория

№п\п

практика

Кол-во часов

Вводное занятие.
1

вводный
практическ
ий тест

1

1

беседа
тематическ
ая выставка

1
2.

Рисунок. Первые художники земли.

3.

Живопись. Праздник урожая.

1

1

2

4.

Рисунок. Волшебный дождь.

1

1

2

5.

Живопись. Осень.

2

2

6.

Композиция. Киты в океане.

2

2

7.

Лепка. Аквариум.

2

2

8.

Живопись. Точечная живопись.

1

2

беседа

9.

ДПИ. Грибная пора.

2

2

викторина

10.

ДПИ. «Красны девицы и добры молодцы».

1

2

викторина

11.

Рисунок. «Парма — лесной край».

2

2

12.

ДПИ. Окошко с наличником.

1

2

13.

Композиция. Теремки и избушки.

2

2

14.

ДПИ. Мы построим дом.

2

2

15.

Лепка. Лисичка-сестричка и Серый волк.

2

2

16.

ДПИ. Каргопольские узоры.

1

2

17.

Рисунок. Сказочный лес.

2

2

18.

Живопись. Нарядный сервиз.

2

2

практическ
ое задание

19.

Живопись. Северное сияние

1

2

практическ
ое задание

20.

ДПИ. Пингвины.

2

2

21.

Живопись. Первый снег.

1

2

22.

Композиция. Шляпы, шапочки и шапки.

2

2

23.

Живопись. Снегопад в городе.

2

2

24.

ДПИ. Портрет Деда Мороза.

2

2

25.

Композиция. Подарок от Деда Мороза.

2

2

26.

ДПИ. Новогодняя ёлка.

2

2

1
1
1

1

1

1

беседа

выставка
творческих
работ

27.

Лепка. Зимние кружева.

2

2

28.

ДПИ. Снежинка.

2

2

29.

ДПИ. Игрушки-завитушки.
2

2

промежуто
чный
практическ
ий тест

1

1

2

практическ
ое задание

1

1

2

практическ
ое задание

2

2

практическ
ое задание

2

2

практическ
ое задание

2

2

беседа

1

1

2

практическ
ое задание

1

3

4

практическ
ое задание

1

1

2

практическ
ое задание

2

2

практическ
ое задание

2

2

практическ
ое задание

2

2

викторина

2

2

практическ
ое задание

30.

Рисунок. Моя любимая игрушка.

31.

Графика. Сова.

32.

Композиция. Чудо-дерево.

33.

Композиция. Клоуны на арене.

34.

Рисунок. День и ночь.

35.

Живопись. Морской пейзаж.

36.

Лепка. Пластилиновая деревня.

37.

ДПИ. Узор в полосе.

38.

Композиция. Служу России!

39.

Живопись. Самая красивая птица - павлин.

40.

Композиция. Африка. Слоны и жирафы.

41.

Рисунок. Портрет. Гость из сказки.

42.

Композиция. Веселые портреты в смешанной
технике.

2

2

43.

Рисунок. Букет. Графическое изображение цветов.

2

2

44.

Живопись. Букет.

2

2

45.

ДПИ. Роботы.

2

2

практическ
ое задание

46.

ДПИ. Веселый зоопарк.

2

2

практическ
ое задание

47.

Композиция. Натюрморт с кактусом.

2

2

беседа

48.

Композиция. Автомобили в городе.

2

2

практическ
ое задание

49.

ДПИ. Юный дизайнер.

1

1

2

практическ
ое задание

50.

Живопись. Рисунок в клеточку.

1

3

4

опрос

выставка
беседа

51.

Композиция. Рисунок-загадка.

2

2

практическ
ое задание

52.

Композиция. Радуга над рекой.

1

2

практическ
ое задание

53.

Композиция. Змей Горыныч.

2

2

практическ
ое задание

54.

Композиция. Аппликация из геометрических
фигур «Бабочка».

2

2

практическ
ое задание

55.

Лепка. Символ профессии.

2

2

беседа

56.

Композиция. Салют победы.

4

4

57.

Лепка. Цветущая сакура.

2

2

58.

ДПИ. Оригами. Игрушки-шутки.

2

2

выставка
творческих
работ

59.

Рисунок. Цыпленок и одуванчики.

1

2

60.

Рисунок. Букет сирени.

2

2

61.

Композиция. В гости к бабушке в деревню.

4

4

62.

Живопись. Цветочная поляна.

2

2

63.

Композиция. Путаница-перепутаница.

4

4

2

2

1

1

Итоговое занятие «Путешествие в город Фантазии».

Всего:

18

116 136

итоговый
письменны
й тест

Содержание программы
№ п/п

Название разделов,
модулей и тем

Колво ч

Примерное содержание

Материалы и
инструменты для
обучающихся

1.

Вводное занятие.

1

Теория: Материалы и инструменты. Техника
безопасности в кабинете. Правила поведения.
Ознакомительная беседа.

2.

Рисунок.
Путешествия.
Первые
художники
земли.

1

Теория: Изображения пещер Альтамира и Ласко. Уголь, мел, серый
Рождение искусства. Пещера рук.
картон,
крафтПрактика: Изображение животных углем, углем на бумага.
фактурной поверхности.

3.

Живопись.
Времена года.
Праздник урожая.

2

Теория: Как рисовать гуашью? Приемы работы
кистью. Этапы выполнения рисунка.
Последовательность изображения фруктов и овощей.
Контраст.
Практика: Изображение композиции на тему.

4.

Рисунок.
Фантазия в искусстве.
Волшебный дождь.

2

Теория: Цвет и направленность штриха. Мультфильм А3,
цветные
«Земляничный дождик».
карандаши.
Практика: Изображение характера дождя с помощью
штриховых движений и выбора цвета.

5.

Живопись.
Времена года.
Осень.

2

Теория: Приемы работы кистью. Мазок. Использование А3,
акварель,
палитры. Теплые цвета.
гуашь, палитра.
Практика: Изображение осеннего пейзажа.

6.

Композиция.
Путешествия.
Киты в океане.

2

Теория: Использование трафарета и шаблона в
рисунке. Техника выполнения объемного изображения
с помощью трафарета.
Практика: Изображение моря и облаков с
использованием шаблонов.

А3, гуашь, губка,
ножницы,
клей,
палитра.

7.

Лепка.
Путешествия.
Аквариум.

2

Теория: Красота и разнообразие подводного мира.
Практика: Лепка рыбок.

Цветной
картон,
пластилин, доска
для лепки

8.

Живопись.
Путешествия.
Точечная живопись.

2

Теория: Знакомство с искусством Франции. Техника
точечной живописи. Последовательность выполнения
рисунка.
Практика: Изображение попугаев основными цветами
в точечной технике.

А4,
палитра.

9.

ДПИ.
Моя страна.
Грибная пора.

2

Теория: Съедобные грибы коми-округа. Праздник «Ай
да рыжик!». Шаблон грибов. Штриховка с
использованием шаблона.
Практика: Создание «осенней» открытки.

А4,
цв.
карандаши,
цв.
бумага, ножницы,
клей.

10.

ДПИ.
Моя страна.
«Красны
девицы
добры молодцы».

2

Теория: Русский и коми-пермяцкий национальный
костюм. Сарафан и дубас. Орнамент.
Практика: Изображение красной девицы или добра
молодца с элементами аппликации.

Цветная бумага,
фломастеры, клей
ножницы, А4.

и

А3, гуашь.

гуашь,

11.

Рисунок.
Моя страна.
«Парма — лесной край».

2

12.

ДПИ.
Моя страна.
Окошко с наличником.

2

Теория: Традиции деревянного зодчества.
Практика: Выполнение окошка с наличником в
технике аппликации.

А4,
цветная
бумага, ножницы,
клей

13.

Композиция.
Моя страна.
Теремки и избушки.

2

Теория: Любимые русские сказки.
Практика: Создание образа сказочного теремка или
избушки на курьих ножках.

Фломастеры,
бумага в клеточку,
А4,
восковые
карандаши,
акварель.

14.

ДПИ.
Фантазия в искусстве.
Мы построим дом.

2

Теория: Технология изготовления домика в технике
бумажной пластики. Способы передачи фактуры,
строительных материалом средствами графики.
Практика: Изготовление домика.

А3,
ножницы,
клей, вломастеры,
цветные
карандаши.

15.

Лепка.
В гости к сказке.
Лисичка-сестричка
Серый волк.

2

Теория: Образ лисы и волка в русских сказках.
Лисичка-сестричка
и
Серый
волк.
Приемы
«объемной» лепки.
Практика: Лепка лисы и волка.

Пластилин.

и

Теория:
Художники-пейзажисты
Кудымкара. А4,
цветные
Конструктивная форма елей. Последовательность карандаши,
изображения ели акварелью, цветными карандашами.
акварель.
Практика: Зарисовка елей.

16.

ДПИ.
Моя страна.
Каргопольские узоры.

2

Теория: Каргопольская игрушка.
Узоры каргопольской игрушки.
Выполнить образец узора в полосе.
Практика: Изображение образа птицы Каргополье.

А4, фломастеры,
цветной картон.

17.

Рисунок.
В гости к сказке.
Сказочный лес.

2

Теория: Образ сказочного леса.
Технология изображения фломастером. Линия —
основа графики.
Практика: Изображение образа сказочного леса
средствами графики.

А4, фломастеры.

18.

Живопись.
Моя страна.
Нарядный сервиз.

2

Теория: Искусство керамики. Промыслы по
производству фарфора. Посуда в определенной
цветовой гамме.
Натюрморт. Родственные цвета.
Практика: Изображение натюрморта.

А3,
акварель,
гуашь,
ватные
палочки.

19.

Живопись.
Путешествия.
Северное сияние

2

Теория: Откуда берется северное сияние.
А4,
восковые
Практика:
Создание колористической композиции карандаши,
восковыми карандашами.
акварель.

20.

ДПИ.
Путешествия.
Пингвины.

2

Теория: Животные Антарктиды. Виды пингвинов.
А4,
цветная
Практика: Выполнение пингвина на льдине в технике бумага, ножницы,
аппликации.
клей.

21.

Живопись.
Времена года.
Первый снег.

2

Теория: Наблюдение деревьев без листвы. Технология А3,
«набрызг». Холодный колорит.
палитра.
Практика: Изображение зимнего леса.

22.

Композиция.
Фантазия в искусстве.
Шляпы,
шапочки
и
шапки.

2

Теория: Шляпы сказочных персонажей.
Практика: Аппликация с дорисовкой.

гуашь,

Цветная бумага,
ножницы,
клей,
цветные
карандаши,
фломастеры.

23.

Живопись.
Времена года.
Снегопад в городе.

2

24.

ДПИ.
Праздники.
Портрет Деда Мороза

2

Теория: Где живет Дед Мороз? Братья Деда Мороза из А3,
цветная
разных стран.
бумага, ножницы,
Практика: Объемная аппликация.
клей.

25.

Композиция.
Праздники.
Подарок от Деда Мороза.

2

Теория: Подарочный этикет.
А3,
акварель,
Практика: Построение композиции рисунка. Выбор цветные ручки.
техники.

26.

ДПИ.
Праздники.
Новогодняя ёлка

2

Теория: Новогодняя ель в традициях разных народов.
Черная
бумага,
Конструктивность ели. Варианты композиции. Елочные серебристая
украшения. Практика: Создание образа новогодней ели. гелевая
ручка,
ножницы.

27.

Лепка.
Моя страна.
Зимние кружева.

28.

ДПИ.
Времена года.
Снежинка.

2

Теория: Наблюдение за снежинками.
пластика.
Практика: Изготовление снежинки.

29.

ДПИ.
Праздники.
Игрушки-завитушки.

2

Теория: Елочные игрушки. Сборка игрушки по Цветные
развертке. Создать завитки.
карандаши,
Практика: Выполнение игрушек для новогодней елки.
фломастеры.

30.

Рисунок.
Фантазия в искусстве.
Моя любимая игрушка.

2

Теория: Этапы изображения игрушек. Штриховка.
Практика: Изображение композиции на тему.

А4,
цветные
карандаши.

31.

Графика.
Моя страна.
Сова.

2

Теория: Птицы. Где живет сова? Этапы изображения.
Практика: Изображение совы в смешанной технике.

А3,
уголь.

32.

Композиция.
Фантазия в искусстве.
Чудо-дерево.

2

Теория: Стихотворение К. Чуковского «Чудо-дерево». А3,
акварель,
Практика: Создание образа чудо-дерева.
гуашь,
фломастеры.

33.

Композиция.
Фантазия в искусстве.
Клоуны на арене.

2

Теория: Цирк. Цирковые профессии. Какие бывают
клоуны. Приемы изображения смешного образа.
Практика: Изображение клоуна.

А3, гуашь

34.

Рисунок.
Фантазия в искусстве.
День и ночь.

2

Теория: Теплые и холодные цвета. Какой бывает
линия.
Практика: Создание образа дня и ночи средствами
графики.

А4, фломастеры

35.

Живопись.
Путешествия.
Морской пейзаж.

2

Теория: Моря и океаны. Морской пейзаж. Синяя и
белая гуашь. Светлотность цвета.
Практика:
Создание разного настроения моря с
помощью мазков.

А3,
палитра.

36.

Лепка.
Фантазия в искусстве.
Пластилиновая деревня.

4

Теория: Технология лепки объемного изделия.
Способы
украшения
с
использованием
дополнительных инструментов.
Практика: Лепка домика.

Пластилин, стеки.

2

Теория:
Композиция
городского
пейзажа.
Светлотность цвета.
Практика: Изображение городского пейзажа.

Теория: Оренбургский пуховый платок, вологодские
кружева. Приемы создания ажурных композиций из
пластилиновых жгутиков.
Практика: Лепка ажурного узора

А4,
палитра.

гуашь,

Пластилин.

Бумажная Бумага
цветная
или
офисная,
ножницы.

акварель,

гуашь,

37.

ДПИ.
Путешествия.
Узор в полосе.

2

38.

Композиция.
Моя страна.
Служу России!

39.

Живопись.
Фантазия в искусстве.
Самая красивая птица –
павлин.

40.

Композиция.
Путешествия.
Африка.
Слоны
жирафы.

Теория: Ковры. Гобелены. Ткачество.
Узорчатые коврики. Графический орнамент в полосе.
Практика: Аппликация.

фломастеры,
цветная
бумага
для ксерокса,

Теория: Армия современной России и Древней Руси.
Последовательность изображения человека.
Практика: Создание образа русского богатыря.

А4, гуашь.

2

Теория: Павлин. Контрастные цветовые сочетания.
Практика: Образ павлина.

А4, гуашь.

2

Теория: Африка. Особенности природы и животного
мира. Практика: Создание композиции на тему.

А3,
акварель.

2

Теория: Пропорции, последовательность изображения
портрета. Мои любимые сказки. Практика: Создание
образа сказочного персонажа.

А4, гуашь

2

гуашь,

и

41.

Рисунок.
Фантазия в искусстве.
Портрет. Гость из сказки.

42.

Композиция.
Фантазия в искусстве.
Веселые
портреты
смешанной технике.

2
в

Теория: Знакомство с портретным жанром.
А4,
цветная
Практика: Создание образа с использованием кляксы. бумага, ножницы,
Изображение эмоций.
клей,
тушь,
фломастеры.

43.

Рисунок.
Времена года.
Букет.
Графическое
изображение цветов.

2

Теория: Способы изображения цветов фломастерами.
Практика: Выполнение композиции букета с
элементами аппликации.

Фломастеры, А4,
цветная
бумага,
ножницы, клей.

44.

Живопись.
Фантазия в искусстве.
Букет.

2

Теория: Натюрморт. Цветовой тон.
натюрморта.
Практика: Изображение натюрморта.

А3,
палитра.

45.

ДПИ.
Фантазия в искусстве.
Роботы.

2

Теория: Роботы. Образы роботов в мультипликации.
Практика: Объемная аппликация.

А4,
картон,
бумага.

46.

ДПИ.
Фантазия в искусстве.
Весёлый зоопарк.

2

Теория: Общие и отличительные черты животных.
Практика: Создание образов «несуществующих

Пластилин,
цветной картон,
стеки.

47.

Композиция.
Путешествия.
Натюрморт с кактусом.

2

Теория: Растительный мир пустыни. Краски пустыни.
Последовательность изображения кактуса.
Практика: Изображение композиции на тему.

А3, гуашь.

48.

Композиция.
Фантазия в искусстве.
Автомобили в городе.

2

Теория: Городской пейзаж в творчестве художников.
Практика: Изображение композиции на тему.

А3, акварель.

49.

Д.Д ДПИ.
Фантазия в искусстве.
Юный дизайнер.

2

Теория: Значение дизайна в нашей жизни. Дизайн
аксессуаров и одежды. Практика:
Изготовление
сумочки или кошелька в технике бумажной пластики.
Декор.

Цв. картон, цв.
карандаши,
ножницы, клей.

Композиция

гуашь,

толстый
цветная

50.

Живопись.
Фантазия в искусстве.
Рисунок в клеточку.

4

Теория: Тёплые и холодные.
Практика: Изображение в теплых и холодных тонах.

А4,
цветные
карандаши.

51.

Композиция.
Фантазия в искусстве.
Рисунок-загадка.

2

Теория: Кто в яйце? Животные, несущие яйца.
Практика: Рисунок-загадка.

А3,
цветные
карандаши,
фломастеры.

52.

Композиция.
Фантазия в искусстве.
Радуга над рекой.

2

Практика: Создание образа сказочной радуги и цветных А3,
королевств (по выбору).
гуашь.

53.

Композиция.
Фантазия в искусстве.
Змей Горыныч.

2

Теория: Персонажи русских сказок. Практика: Создание А4, гуашь.
образа сказочного персонажа. Выбор изобразительновыразительных
средств
для
передачи
образа
отрицательного персонажа.

54.

Композиция.
Времена года.
Аппликация
геометрических
«Бабочка».

акварель,

2

Теория: Разнообразие мира бабочек. Конструктивное
строение бабочки.
Практика: Аппликация из кругов и частей круга.

Цветная
бумага,
цветной
картон,
клей, ножницы.

из
фигур

55.

Лепка.
Моя страна.
Символ профессии.

2

Теория: Профессии наших мам. Символы профессий.
Практика: Лепка барельефа с использованием
символов профессий.

Пластилин.

56.

Композиция.
Моя страна
Салют победы.

4

Теория: День Победы. Салют — символ праздника.
Практика: Создание образа праздничного салюта в
смешанной технике.

А3,
гуашь,
цветная
бумага,
ножницы, клей.

57.

Лепка.
Путешествия.
Цветущая сакура.

2

Теория: Япония — страна восходящего солнца. Сакура
в искусстве Японии. Технология создания одинаковых
элементов (цветов) способом разрезания. Практика:
Лепка веточки с цветами.

Пластилин,
цветной картон.

58.

ДПИ.
Фантазия в искусстве.
Оригами.
Игрушкишутки.

2

Практика: Изготовление игрушки-шутки.

Цветная бумага,
ножницы.

59.

Рисунок.
Времена года.
Цыпленок и одуванчики.

60.

Рисунок.
Времена года.
Букет сирени.

2

Теория: Весенние цветы.
Практика: Изображение букета .

А4, гуашь.

61.

Композиция.
Моя страна.
В гости к бабушке в
деревню.

4

Теория: Деревня в творчестве русских художников.
Элементы русской избы. Композиция рисунка.
Практика: Создание композиции на тему.

А3,
гуашь.

62.

Живопись.
Времена года.
Цветочная поляна.

2

Теория: Наблюдение за цветущими лугами и
полянами.
Практика: Создание образа цветочной поляны в
технике «по-сырому».

А3,
акварель,
гуашь,
ватные
палочки

2

Теория: Солнечный цветок — предвестник лета.
Практика: изображение пушистого цыпленка
одуванчика.

А4,
цветные
и карандаши.

акварель,

63.

Композиция.
Фантазия в искусстве.
Путаница-перепутаница.

4

Практика: Создание образов необычных существ и А3, акварель.
явлений.

64.

Итоговый
«Путешествие
Фантазии».

2

Теория: Просмотр работ, обмен впечатлениями,
повторение изученного в игровой форме.

в

урок
город

Условия реализации программы
Для организации и проведения занятий по АДООП «Юный художник»
необходим кабинет, в котором должны быть:
−
раковина и кран с холодной водой;
−
специально оборудованное место для педагога: большая доска
(желательно белая), экран, мультимедийная установка, компьютер, принтер;
−
комплект наглядных пособий для демонстрации на занятии, диски с
репродукциями картин художников;
−
парты и стулья для обучающихся;
−
мольберты;
−
шкаф для хранения материалов и инструментов, а так же работ
обучающихся;
−
столик для натюрмортов;
−
наборы муляжей и предметы для составления натюрмортов;
−
гипсовые модели;
−
стенд для организации выставок.
Специфическое сопровождение (оборудование)
− репродукции картин;
− таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;
− таблицы по декоративно-прикладному искусству, коми-пермяцкому
костюму;
−
таблицы последовательности изображения натюрморта;
−
разнообразные художественные материалы и инструменты.
Информационное обеспечение: подключение к сети Интернет,
презентации, фотографии.
Кадровое обеспечение. Педагог дополнительного образования,
имеющий специальность «Учитель изобразительного искусства».
Формы аттестации:
Контроль за результатами освоения программы осуществляется на
основе системы мониторинга.
Мониторинг результативности проводится в двух аспектах. Первое —

это положительное отношение обучающихся к художественному творчеству в
целом, способность проявлять свое отношение к действительности через
призму творчества, повышенный эмоциональный фон в процессе
деятельности и удовлетворенность обучающихся результатом деятельности.
Второе — это сумма достижений: места, награды, результаты конкурсов.
Для
определения
результатов
осуществляется
диагностика,
тестирование, наблюдение.
Основные виды контроля результатов:
- входной – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и
художественно-творческих способностей ребенка (беседа, тесты);
- текущий – проводится на каждом занятии: анализ практических работ
обучающихся, просмотр работ;
- промежуточный – проводится по окончании изучения отдельных тем:
дидактические игры, кроссворды, тестовые задания, выставки;
- итоговый – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения
программы: тематическая выставка.
Формы контроля.
Контроль проводится в групповой и индивидуальной форме. Групповые
формы: выставки творческих работ обучающихся, практические задания,
тестирование, беседа, опрос.
Индивидуальные формы: портфолио, выступление на научнопрактических конференциях.
Методическое обеспечение
Формы организации детей на занятии: групповая, индивидуальная,
преобладают занятия практического характера, в программе запланированы
мастер-класс, творческая мастерская.
Формы проведения занятий: игровые, экскурсии на природу,
практические, посещение выставок.
Методы обучения:
Словесный (беседа, рассказ), наглядный (показ фотографий,
презентаций), практический (выполнение заданий, упражнений).
Алгоритм учебного занятия.
Занятие состоит из трех частей: вводная (вступление), основная часть и
заключительная. В зависимости от цели и задач в занятии могут
присутствовать разные этапы. Например, структура практического занятия
может состоять из следующих этапов:
- вводная часть (орг. момент: приветствие, проверка готовности детей к

занятию; мотивация, актуализация знаний, определение цели и темы
занятия);
- основная часть (знакомство с новым материалом, отработка навыков,
практическая работа);
- заключительная часть (анализ и оценка работ обучающихся,
подведение итогов, домашнее задание).
В результате обучения дети научатся пользоваться художественными
материалами
и
применять
главные
средства
художественной
выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного
искусства в собственной художественно-творческой деятельности.
Полученные универсальные учебные действия учащиеся также могут
использовать в практической деятельности и повседневной жизни для
самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия
произведений изобразительного искусства, оценки произведений искусства
при посещении выставок и художественных музеев искусств.

Литература для педагога
1. Бушков А.Ю. «Поурочные разработки по изобразительному искусству». 1
класс.- М.: ВАКО, 2008 год.
2. Воловик А.Ф. "Все о рисовании" М., "Астрель-Аст" 2010г.
3. Горичева В., С. Нагибина М.И. Сказку сделаем из… Ярославль 2008г.
4. Достижения обучающихся по изобразительному искусству как результат
образовательной деятельности / Составитель Н.В. Карпова. - Оренбург:
Изд-во ООИУУ, 1998.
5. Запаренко В.С. Школа рисования. С-П "Нева", М."Олма-Пресс" 2010г
6. Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет /
Художник А.А. Селиванов. Ярославль: Академия развития: Академия
Холдинг: 2002. 128 с.
7. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. М.,
Просвещение, 2006.
8. Смирнова Р., Миклушевская И. Уроки рисования

М., "Астрель-Аст"

2008г.
9. Соколов А.В. Посмотри, подумай и ответь: Проверка знаний по
изобразительному искусству: Из опыта работы. М., 1991.
10.Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство. М., 2010.
11.Сокольникова

Л.М.

Изобразительное

искусство

и

методика

его

преподавания в начальной школе. – М., 2002.
12.Торшилова Е.М., Морозова Т. Эстетическое развитие дошкольников. – М.,
2004.
13.Энциклопедия рисования М., "Росмен" 2010г.

Литература для обучающихся
1. Журналы «Юный художник».
2. Климова Г. Текстильный орнамент коми. Кудымкар. 1995 год.
3. Кузин В.С., Изобразительное искусство. 1-2 класс. М. «Дрофа» 1995 год.
4. Марысаева В., Учебное пособие по изобразительному искусству 1 – 3
класс.
5. Начинающему художнику. – Композиция. М. ООО «Астрель» 2002 год. –
Как рисовать цветы. М. ООО «Астрель» 2003 год.
6. Школа рисования. Рисуем пейзаж. ООО «Попурри» 2001 год.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».