АДООП Чудо роспись (с интеллектуальными нарушениями)

Управление образования Кудымкарского муниципального округа ПК
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр «Радуга» г. Кудымкара
Принята на заседании педагогического совета

Утверждаю:

от «05» октября 2023 г.

Директор МАУДО «ДЮЦ «Радуга»

Протокол № 1

_______________Т.Т. Бражкина

Адаптированная дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа для детей с ОВЗ и инвалидностью
(с интеллектуальными нарушениями)

художественной направленности
«Чудо роспись»
Возраст обучающихся: 10-18 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Сыстерова Елена Алексеевна
педагог дополнительного образования

г. Кудымкар, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общие сведения
Система дополнительного образования включает в себя все разнообразие
творческих направлений, удовлетворяющих разные интересы детей с ОВЗ всех
возрастных групп. Дополнительное образование, в отличие от основного,
наиболее приспособлено для создания доступной образовательной среды и
представляет собой целенаправленный процесс обучения, воспитания и
формирования личности детей посредством реализации дополнительных
образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг за
пределами основного образования. В связи с этим полноценное восстановление
гармонии личностно-психологического развития обучающихся в сфере
познания, общения, творческого, межличностного и внутригруппового общения
невозможно достичь без активного участия педагогов дополнительного
образования. Дополнительное образование дает реальную возможность выбора
ребенку с ОВЗ своего индивидуального образовательного пути, увеличивает
пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему
«ситуацию успеха».
Дети с синдромом Дауна являются полноценными членами общества,
несмотря на значительные отличия со здоровыми детьми. У них наблюдается
умственная отсталость различной степени выраженности. Все дети с синдромом
Дауна отстают в психомоторном развитии – у них снижена эмоциональная
активность, они позже, чем их сверстники, начинают сидеть, ходить, говорить,
речь их недоразвита, словарный запас бедный. Несмотря на отставание в
интеллектуальном и психоэмоциональном развитии, дети с синдром Дауна
обучаемы, хотя им требуется на освоение тех или иных знаний больше времени,
чем сверстникам. Они могут посещать дошкольные и школьные учреждения,
получать профессиональное образование, заниматься творчеством, вести
нормальный образ жизни. Они очень дружелюбные, общительные. Диапазон
эмоций, которые переживает человек с этой патологией, такой же, как и у
остальных людей. Ребенку, а иногда и взрослому с синдромом Дауна бывает
сложно уловить суть разговора, если он не подкреплен какими-то конкретными
визуальными примерами. Тем не менее, многие люди с таким диагнозом
являются творческими личностями. Среди них есть актёры, художники, певцы.
Занимаясь в кружках, ребёнок может не бояться неудач. Это создает позитивный
психологический фон для достижения успеха, формирования мотивации
творческой деятельности.
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Чудо роспись» (далее – Программа, АДООП) разработана
на
основе Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273ФЗ от 29.12.2012; Приказа Министерства просвещения Российской Федерации
№196 от 09.11.2018 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»; Концепции развития дополнительного образования до 2030 года
(Распоряжение Правительства РФ № 678-р от 31 марта 2022 г.); Распоряжения
Министерства просвещения Российской Федерации от 9 сентября 2019 г. № Р-93
«Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом

консилиуме
образовательной организации»; Постановления
Главного
государственного санитарного врача РФ №28 от 28.09.2020 «Об утверждении
санитарных правил СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»; Письма Министерства образования и науки РФ «О создании
условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями
здоровья и детьми-инвалидами» № АФ-150/06 от 18.04.2008; Письма
Минобрнауки России № ВК-641/09 от 29.03.2016 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями
здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей»); Приказа Министерства образования и науки РФ «О
коррекционном и инклюзивном образовании детей» № ИР-535/07 от 07.06.2013 и
направлена на поддержку и развитие детского художественного творчества,
реализацию творческих, познавательных и коммуникативных потребностей
личности.
Актуальность программы.
Одной из важнейших задач образовательной политики государства является
обеспечение реализации прав ребенка на участие в программах дополнительного
образования, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья
(далее - ОВЗ) и детей с инвалидностью. Данная задача обозначена в
Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и Концепции
развития дополнительного образования до 2030 года. Дополнительное
образование позволяет расширить возможности обучающихся данной категории
и создает условия для социализации в обществе и развитии их творческих
способностей. Содержание образования и условия организации обучения
обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программой.
Актуальность АДООП «Чудо роспись» заключается в необходимости
социокультурной реабилитации, социализации и социальной адаптации детей с
синдромом Дауна, с интеллектуальными нарушениями в процессе
художественно-эстетического развития на занятиях художественной росписи.
Программа также используется в коррекционных целях, играет большую
роль в обучении и воспитании детей с синдромом Дауна, с интеллектуальными
нарушениями по причине своей доступности. Благодаря занятиям
художественной росписью у обучающихся данной категории развиваются
мышечная сила, выносливость, скорость реагирования и способность
ориентироваться в пространстве, укрепляется мелкая моторика рук. Занятия
позволяют детям найти новый способ выражения психоэмоционального
состояния через рисование различных видов росписи, создание работ на дереве,
бересте, ткани и других материалах. Вместе с этим могут наблюдаться
улучшения в общении с другими детьми, они могут стать более открытыми,
начать взаимодействовать друг с другом, тем самым находя новые пластические
способы для выражения своих эмоций. Внимание таких детей, как правило,

неустойчиво. Причиной его нарушения могут стать нарушенное зрение или слух,
плохое самочувствие или даже неудобная поза, в которой находится ребенок. У
детей с синдромом Дауна, с интеллектуальными нарушениями зрительная
память развита намного лучше слуховой, переход из кратковременной и
оперативной памяти в долговременную осложнен, для запоминания требуется
многократное повторение информации. Самый высокий уровень запоминания
можно достигнуть при сочетании слуховой, моторной и зрительной памяти.
Отличительные особенности программы.
Отличительная особенность программы заключается в том, что в отличие от
программ по обучению детей художественной росписи, она имеет большую
коррекционную направленность. Наряду с развитием творческих способностей
детей с синдромом Дауна, с интеллектуальными нарушениями, особое внимание
уделяется развитию памяти, музыкального слуха, зрительного восприятия.
Программой предусмотрено использование специальных методов (метод
устного изложения учебного материала, практический метод, игровой метод и
метод индивидуального подхода к каждому ребенку).
Можно выделить поэтапность в освоении обучающимися материала
программы. Так, на первоначальном этапе обучающиеся учатся видеть и
слышать педагога, сосредотачивать внимание на выполнении заданий. На
втором этапе начинается планомерная работа по освоению видов росписи с
постепенным усложнением. Исходя из особенностей обучающихся (наличие
слабо развитой кратковременной слуховой памяти, более короткий, по
сравнению с нормотипичными обучающимися, период концентрации внимания)
педагог многократно повторяет учебный материал (при объяснении материала,
при практической отработке элементов росписи - многократный показ
выполнения элементов росписи, порядка выполнения изделий).
В программе представлен алгоритм проведения занятия и даны формы
проведения
занятий,
предусмотрены
специальные
организационнопедагогические условия с учетом потребностей обучающихся с синдромом
Дауна, с интеллектуальными нарушениями.
Адресат программы.
Возраст
обучающихся:
10-18
лет
с
синдромом
Дауна,
с
интеллектуальными нарушениями. Для того чтобы стать участником программы,
обучающимся не нужна подготовка. Комплектование: в объединение
принимаются все желающие. Группы формируются из обучающихся в
количестве, не превышающем 15 человек, поскольку дети с синдромом Дауна, с
интеллектуальными нарушениями нуждаются в индивидуальном подходе.
Состав группы может быть неоднороден по возрасту, структуре и тяжести
дефекта. Границы возраста могут варьироваться с учетом индивидуальных
особенностей детей. Состав групп постоянный.
Язык обучения: русский.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся.
У обучающихся с умственной отсталостью (синдром Дауна) обычно выявляется
слабая или средняя умственная отсталость. Когнитивное развитие детей с
синдромом Дауна в разных случаях сильно различается. Данная категория

обучающихся испытывает трудности в обучении, которые могут быть вызваны
следующими факторами, обусловленными их развитием:
1)
отставание в моторном развитии: мелкой и общей моторики;
2)
возможные проблемы со слухом и зрением;
3)
проблемы с развитием речи;
4)
слабая кратковременная слуховая память;
5)
более короткий период концентрации внимания;
6)
трудности овладения и запоминания новых понятий и навыков;
7)
трудности с умением обобщать, рассуждать и доказывать;
8)
трудности с установлением последовательности (действий, явлений,
предметов и др.);
9)
трудности с выполнением невербальных заданий (классификация
предметов, счётные операции и пр.);
10) повышенная утомляемость и неустойчивость внимания.
В большинстве случаев у детей есть проблемы с речью. Дети с синдромом Дауна
имеют недостатки развития речи с произношением звуков и правильностью
построения грамматических конструкций. Выделены общие черты отставания в
развитии речи детей с синдромом Дауна:
•
меньший словарный запас, приводящий к менее широким знаниям;
•
пробелы в освоении грамматических конструкций;
•
способность скорее осваивать новые слова, чем грамматические правила;
•
трудности в понимании заданий.
Наибольшими затруднениями у детей с синдромом Дауна являются действия,
требующие необходимости мысленного выбора ведущих признаков образца при
конструировании и
моделировании, что
связано
с недостаточностью оперирования образами памяти, а также
с несформированностью пространственного анализа, неумением представить
соотношение частей в структурируемом объекте.
Нарушения организации и целенаправленной деятельности у обучающихся с
синдромом Дауна проявляются в недостаточно мотивированном отношении к
заданию, в отсутствии или выраженных нарушениях ориентировки в заданиях.
При усложнении содержания задач не предпринимают попыток к
самостоятельному поиску решений и после нескольких неудачных проб
отказываются от выполнения задания. Развитие мелкой моторики очень важно
для общего развития ребёнка, ведь это способность выполнять мелкие и точные
движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных
действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Для ребёнка с
синдромом Дауна такая скоординированная работа всех этих систем
представляет определённые сложности.
Объём и сроки реализации программы.
Данная программа построена на основе распределения учебного материала
– 204 часа.
Формы обучения.
Форма обучения - очная.
Особенности организации образовательного процесса.
Занятия проводятся два раза в неделю - 3 академических часа по 45 минут с
двумя перерывами по 10 минут.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: Создать условия для обучения практическим навыкам росписи изделий.
Развивать художественно-эстетические качества личности обучающихся с
синдромом Дауна, с интеллектуальными нарушениями.
Задачи:
Обучающие:
•
сформировать мотивацию ребенка к занятиям по росписи изделий;
•
познакомить обучающихся с историей осваиваемых декоративноприкладных техник;
•
дать обучающимся основы технологий изготовления изделий, научить
применять полученные знания и умения в практической деятельности;
•
способствовать формированию умений и навыков безопасной работы с
инструментами и приспособлениями для ручного труда.
Воспитательные:
•
развивать коммуникативные качества: общительность, эмпатию,
уверенность в себе, дипломатичность в процессе совместной деятельности со
взрослыми и сверстниками;
•
воспитывать усидчивость, трудолюбие, самостоятельность и аккуратность.
Развивающие (в т.ч. коррекционные):
•
развивать коммуникативные возможности в процессе совместной
деятельность со взрослыми и сверстниками, связанной с освоением ПДО,
•
развивать мелкую и общую моторику;
•
стимулировать двигательную активность;
•
развивать творческие способности: фантазию, наблюдательность,
воображение, образное и пространственное мышление.
Планируемые результаты обучения
Предметные:
В результате обучения по программе обучающийся:
•
имеет мотивацию к получению знаний и умений по различным
художественной росписи;
•
знает историю возникновения и развития изученных техник
художественной росписи;• знает
правила
безопасного
обращения
с
инструментами ручного труда, технологию выполнения изделий в освоенных им
техниках художественной росписи;
•
умеет самостоятельно находить в различных источниках информацию и
использовать в процессе выполнения изделий в различных видах
художественной росписи;
•
умеет применять полученные знания и навыки в практической
деятельности.
Личностные:
В результате обучения по программе обучающийся:
•
демонстрирует общительность и эмпатию, дипломатичность в процессе
совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;
•
проявляет уверенность в себе,
•
усидчив, проявляет самостоятельность и аккуратность.
Коррекционные:
В результате обучения по программе у обучающегося наблюдается:

•
включенность в социальное взаимодействие со взрослыми и сверстниками
в процессе освоения программы, способность вступать в коммуникацию и
решать коммуникативные задачи,
•
владение способами компенсации манипулятивных трудностей,
•
наличие положительной динамики в развитии мелкой и общей моторики;
•
проявление двигательной активности, выполнение упражнения во время
физкультминуток с учетом особенностей двигательного развития.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Количество
часов

Теори
я

Практик
а

3
3

3
3

-

вводный тест
опрос

15

4

11

беседа

Изготовление солонки из бересты.
Роспись изделия.
- составление эскиза на бумаге,
выполнение росписи в цвете;
- технология изготовления солонки;
- оформление изделия росписью.
Изготовление декоративного панно.
Роспись изделия.
- Составление эскиза на бумаге,
выполнение в цвете;
- технология изготовления панно;
- оформление изделия росписью.

21

6

15

защита
технологичес
кой карты

21

5

16

беседа

6

2

4

самоанализ

7.

Оформление
стеклянной
бутылки
шпагатом и берестой.
- оплетение изделия;
-оформление
изделия
берестой,
нанесение росписи на детали.
Изготовление
творческой,
самостоятельной работы на выбор.
Роспись изделия.
- выбор изделия, составление эскиза на
бумаге, выполнение в цвете;
- технология изготовления изделия;
- оформление изделия росписью.

24

6

18

беседа

8.

Контрольное
диагностика.

Текущая

3

1

2

9.

Батик – роспись по ткани. Технология
росписи. Материалы и инструменты.

3

3

-

текущий
тест, защита
презентаций
опрос,
защита
презентации

№

Название темы

1.
2.

Вводное занятие. Вводная диагностика.
Роспись по бересте - один из видов
оформления
берестяных
изделий.
Материалы и инструменты.
Изготовление домовят из бересты.
Роспись поделок.
-составление эскиза на бумаге в цвете;
- технология изготовления поделок;
- оформление поделок росписью.

3.

4.

5.

6.

занятие.

Формы
контроля

10. Роспись салфетки в технике холодного
батика.
- составление эскиза в цвете на бумаге;
- технология изготовления изделия;
- оформление салфетки.
11. Роспись панно в технике холодного
батика с применением соли.
- составление эскиза в цвете на бумаге;
- технология изготовления изделия;
- оформление панно.
12. Роспись
украшения
в
технике
холодного батика.
- составление эскиза в цвете на бумаге;
- технология изготовления изделия;
- оформление украшения.

12

4

8

защита
технологичес
кой карты

24

5

19

беседа

12

3

9

самоанализ

13. Роспись палантина в свободной
технике.
- составление эскиза в цвете на бумаге;
- технология изготовления изделия;
-роспись ткани, оформление палантина.
14. Выполнение итоговой работы.
- выбор изделия составление эскиза
в цвете на бумаге;
- выполнение работы.
15. Итоговое занятие. Итоговая
диагностика.

21

5

16

беседа

24

4

20

беседа,
защита
итоговой
работы

3

1

2

итоговый
тест, защита
творческих
практических
работ

16. Резервные часы.

9

3

6

204

58

146

17. Итого:

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Вводное занятие. Вводная диагностика. (3 часа).
Теория. Ознакомление с программой, режимом работы объединения,
расписанием, обязанностями в группе выбор старосты. Рассказ о правилах
техники безопасности, ознакомление с основами гигиены и санитарии,
объяснение избежание возникновения опасных ситуаций на занятиях в
объединении. Повторение основных видов композиции, основ цветоведения.
Проведение вводного теста.
Тема 2. Роспись по бересте – один из видов оформления берестяных
изделий. Промыслы родного края. (3 часа).
Теория. Рассказ о самобытном виде народного творчества – роспись по бересте.
О свойствах бересты. Рассказ о разновидностях изделий, технологии
изготовления, использование в быту. Встреча с мастерами ДПИ.
Материалы и инструменты для педагога: кисти беличьи, циркули, резец,
масляные краски, стамески, ножницы, игла, фанера, дидактический материал.
Материалы и инструменты для обучающихся: кисти беличьи, карандаши,
ластики, линейки, циркуль, альбом, гуашь, масляные краски, уайт-спирт, лак
ПФ, стамески, резцы, ножницы, ножи, игла, береста, наждачная бумага.
Тема 3. Изготовление домовят из бересты. Роспись поделки. (15 часов).
Теория. Рассказ о персонаже. Просмотр мультфильма о домовёнке. Выбор
формы поделки, вид росписи для украшения.
Практические работы: Составление эскиза на бумаге в цвете. Последовательное
выполнение поделки. Роспись домовёнка.
Тема 4. Изготовление солонки из бересты. Роспись изделия. (21 час).
Теория. Выбор формы изделия, вид росписи для украшения.
Практические работы. Составление эскиза солонки на бумаге, работе в цвете.
Подготовка бересты к работе: очищение ее от наростов, выравнивание
внутренней стороны бересты, подбор по цвету. Нарезание и соединение
наружной и внутренней рубашек солонки, венцов. Обшивание солонки
производится
нарезанной тонкими полосками берестой темного цвета.
Выпиливание по размеру донышка, вставление его в солонку. Вид росписи на
солонку наносится на выбор обучающихся. Соблюдение правил техники
безопасности.
Тема 5. Изготовление декоративного панно. Роспись изделия. (21 час).
Теория. Выбор формы изделия, вид росписи для украшения.
Практические работы. Выбор формы панно, составление эскиза панно на бумаге,
соблюдая правила композиции, работа в цвете.
Подготовка бересты к работе: очищение ее от наростов, выравнивание
внутренней стороны, подбор по цвету. Вырезание из бересты и выпиливание из
фанеры форму панно. Приклеивание деталей. После высыхания клея, нанесение
росписи на панно. Вид росписи на изделии наносится на выбор обучающихся.
Соблюдение правил техники безопасности.

Тема 6. Оформление стеклянной бутылки шпагатом и берестой. (6 часов).
Теория. Возможности оформления изделий шпагатом. Демонстрация изделий.
Выбор изделия.
Практические работы. Последовательное оплетение изделия, закрепляя шпагат
клеем. Оформление изделия берестой, нанесение росписи на детали.
Тема 7. Изготовление творческой, самостоятельной работы на выбор.
Роспись изделия. ( 24 часа).
Теория. Выбор изделия на усмотрение обучающихся, вид росписи для
украшения.
Практические работы. Составление эскиза изделия из бумаги, составление в
цвете. Подготовка бересты к работе: очищение её от наростов, выравнивание
внутренней стороны, подбор по цвету. Измерение и нарезание деталей изделия.
Соединение деталей, обшивка краёв. Выпиливание и вставление донышек и
крышек. Вид росписи на изделии наносится на выбор обучающихся.
Соблюдение правил техники безопасности.
Тема 8. Контрольное занятие. Текущая диагностика. (3 часа).
Теория. Проверка полученных знаний на проведенных занятиях.
Охарактеризовать работу каждого учащегося.
Практические работы. Проведение текущего теста. Защита презентаций.
Тема 9. Батик - роспись на ткани. Технология росписи. Материалы и
инструменты. (3 часа).
Теория. Обычно под термином «батик» понимают все виды ручной росписи по
ткани. Техник росписей много. И у каждой – свои истоки. Выбираем для работы
технику холодного батика. Рассказ об истории возникновения батика, его
разновидностях технологии выполнения.
Материалы и инструменты для педагога: ножницы, краски акриловые,
резервирующий состав, аппликатор, дидактический материал.
Материалы и инструменты для обучающихся: ножницы, краски акриловые,
резервирующий состав, гуашь, альбом, кисти беличьи, ластик, аппликатор,
кнопки, рамки, ткань.
Тема 10. Роспись салфетки в технике холодного батика. (12 часов).
Теория. Для росписи ткани в этой технике лучше выбирать тонкий
полупрозрачный шёлк. В этом случае рисунок смотрится на просвет, что
подчеркивает изящество изделия.
Практические работы. Составление эскиза в цвете на бумаге. Подготовка рамки
для натягивания ткани. Ткань натягивается плотно, затем наносится роспись.
После росписи приклеивание ткани на каркас. Оформление изделия.
Соблюдение правил техники безопасности.
Тема 11. Роспись панно в технике холодного батика с применением соли.
(24 часа).
Теория. В работе над панно следует наиболее внимательно относится к
композиционному решению.

Практические работы. Составление эскиза в цвете на бумаге. Подготовка рамки
для натягивания ткани. Ткань натягивается плотно, затем наносится роспись,
применяя соль для контрастного эффекта. Работая с солью учитывать все
особенности этой техники. Оформление изделия производится разными
способами, чаще всего приклеивание на багет. Соблюдение правил техники
безопасности.
Тема 12. Роспись украшения в технике холодного батика. (12 часов).
Теория. Выбор формы и размеров украшения.
Практические работы. Составление эскиза в цвете на бумаге. Последовательное
выполнение работы.
Тема 13. Роспись палантина в свободной технике (21 час).
Теория. Композиционное решение палантинов можно грубо свести к двум
видам. Первый – ассиметричное решение, когда концы изделия заполнены
рисунком в различной степени. Второй – симметричное решение, когда рисунок
равномерно покрывает всю поверхность шарфа. Задумывая и создавая рисунок,
следует учитывать его направление.
Практические работы. Составление эскиза в цвете на бумаге. Подготовка рамки
для натягивания ткани. Ткань натягивается плотно, затем наносится роспись.
Проглаживание палантина, обработки краев изделия. Соблюдение правил
техники безопасности.
Тема 14 Выполнение итоговой работы. (24 часа)
Теория. Выбор изделия или проекта на усмотрение воспитанника. Выполняется
любая роспись (по дереву, по бересте или по ткани). Изделие должно быть
качественно выполненным, иметь эстетический вид.
Практические работы. Составление эскиза в цвете на бумаге. Подготовка
изделия к работе. Роспись, оформление изделия. Защита своей работы.
Соблюдение правил техники безопасности.
Тема 15. Итоговое занятие. Итоговая диагностика. (3 часа).
Теория. Организация выставки. Проверка теоретических и практических знаний
по всем 4-м годам обучения. Выдача документа об обучении.
Практические работы. Проведение итогового теста. Защита творческих
практических работ.
Тема 16. Резервные часы. (9часов).
Часы используются по необходимости в течение учебного года.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение.
Обучение обучающихся проводится в кабинете, оборудованном для
обучения художественной росписи. Оборудование кабинета соответствует
санитарно-гигиеническим нормам, оборудовано рабочими местами: столы и
стулья для педагога и обучающихся; классная доска, шкафы и стеллажи.
Оборудование:
1. Утюг
Рабочий инструмент:
1. Кисти беличьи
2. Карандаши
3. Ластики
4. Линейки
5. Циркуль
6. Альбомы
7. Гуашь
8. Стамески
9. Резцы
10. Ножницы
11. Шила
12. Ножи
13. Краски акриловые по ткани
14. Резервирующий состав
15. Аппликатор
16. Кнопки
Материалы:
1. Ткани, рамки, береста, фанера,
Технические средства обучения: компьютер, принтер, мультимедиапроектор,
фотоаппарат.
Информационное обеспечение.
Информационное обеспечение: подключение к сети Интернет, презентации,
фотографии, электронные карточки.
Кадровое обеспечение. Педагог дополнительного образования, учитель по
специальности «Изобразительное искусство».
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Подведение итогов работы является необходимым условием
работы
творческого коллектива. Для контроля за освоением дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы организуется входной,
текущий, промежуточный и итоговый контроль и организация выставки работ
обучающихся. Формы и оценочные материалы для текущего контроля по
разделам, итоговой и промежуточной аттестации представлены в «Фонде
оценочных средств» (Приложение №1).
В течение всего года ведется
индивидуальное педагогическое наблюдение за творческим развитием каждого
ребенка.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Особенности организации образовательного процесса.
Применяемые методы обучения: словесные (беседа, рассказ, объяснение,
инструктаж),
наглядные
(демонстрация,
иллюстрация,
видео-метод,
наблюдение), практические (упражнения, практическая работа, творческое
задание), игровой, методы контроля и самоконтроля.
Формы организации образовательного процесса.
Применяемые формы организации образовательного процесса: групповая,
индивидуальная, фронтальная.
Формы организации учебного занятия.
Применяемые формы организации учебного занятия: беседа, выставка,
фестиваль, игра, конкурс, мастер-класс, открытое занятие, итоговое занятие,
контрольное занятие, практическое занятие, презентация, творческая мастерская,
экскурсия, ярмарка.
Педагогические технологии.
Применяемые педагогические технологии: технология группового обучения,
технология коллективного взаимодействия, технология дистанционного
обучения, технология игровой деятельности, здоровьесберегающая технология,
ИК-технология.
Алгоритм учебного занятия.
Учебное занятие состоит из трёх частей: вступление, основная часть,
заключение.
Во вступлении выделяют следующие этапы:
-проверка готовности к работе,
-определение темы,
-формулировка цели и задач,
- повторение правил т/б,
- актуализация знаний,
-объяснение плана работы учащимся.
Основная часть:
-знакомство с теоретическим материалом,
-объяснение хода практической работы,
- выполнение учащимися практической работы под руководством педагога.
Заключительная часть:
- оценивается работа обучающихся,
- рефлексия,
- подводятся итоги,
- задаётся домашнее задание.
Программа обеспечена дидактическим материалом: методические пособия,
разработки занятий, технологические карты, рабочие тетради по основным
видам росписи, иллюстрации, фотографии, карточки, таблицы, плакаты,
буклеты, образцы готовых изделий, электронная коллекция изображений
предметов декоративно-прикладного творчества, презентации к разделам
программы, электронные карточки с элементами росписи. Материалы,
наработанные детьми в процессе исследовательской деятельности, используются
в образовательном процессе и предлагаются для самостоятельных домашних
занятий детей.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА
1. Бусов Э.М. Моя Парма. Фотокнига. – Кудымкар.: ИП Дунаева Л.В., 2014.
2. Вешкина О.Б. Этот удивительный батик. – М.: Эксмо, 2010.
3. Грибова Л. С. Декоративно-прикладное искусство народов коми. – М.:
Наука, 1980.
4. Дунина Е.М. Наш край. Сборник научно-популярных и краеведческих
статей. – Кудымкар: Коми- пермяцкое книжное издательство, 2000.
5. Козловская А.В. Юные дизайнеры // Дополнительное образование и
воспитание. – 2016. - №6. – с. 58.
6. Климов В.В., Чагин Г.Н. Круглый год праздников, обрядов и обычаев
коми-пермяков. – Кудымкар: Коми- пермяцкое книжное издательство,
2005.
7. Климов В.В., Егоров М.В., Грачёв Б.А., КрохалевА.И., Мошев А.В. Парма
прикамская фотоальбом. – Кудымкар: Коми- пермяцкое книжное
издательство, 1995.
8. Климов В.В. Заветный клад. – Кудымкар: Коми-Перм.кн. из-во, 2007.
9. Истомин А.С. Парма Прикамская. Коми-Пермяцкое книжное
издательство.: Кудымкар, 1995.
10.Климова Г.Н. Текстильный орнамент коми. - Коми-Пермяцкое книжное
издательство.: Кудымкар, 1984.
11. Кольчурина С.Н. Кудымкар — город Кудым-Оша: фотоальбом. - КомиПермяцкое книжное издательство.: Кудымкар, 2007.
12. Махнюк В.Г. Береста. Техника. Приёмы. Изделие. – М.:АСТ-Пресс книга,
2008.
13. Попова Л.И. Солнечная береста. – Кудымкар: Коми-Перм.кн. изд-во, 2009.
14. Тильман Р.А. Художественная роспись тканей. - М.: Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС, 2003.
15.Черных А.В. Народы Пермского края. – Пермь: Издательство: «Пушка»,
2007.
16. Хартел Т. Ткань и краска. – М.: Профиздат, 2002.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Кэролайн Эрл. Роспись по шёлку. Основы мастерству. – М.: АРТРОДНИК, 2010.
2. Синеглазова М.А. Распишем ткань сами. – М.: Проифиздат, 2000.
3. Жолобчук А.Я. Подарки из батика. – М.: ООО «Издательство АСТ» 2003.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».