АДООП Веселый карандаш

Управление образования Кудымкарского муниципального округа ПК
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр «Радуга» г. Кудымкара
Принята на заседании педагогического совета

Утверждаю:

от «05» октября 2023 г.

Директор МАУДО «ДЮЦ «Радуга»

Протокол № 1

_______________Т.Т. Бражкина

Адаптированная дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа для детей с ОВЗ и инвалидностью
(с нарушениями опоорно – двигательного аппарата)

художественной направленности
«Веселый карандаш»
Возраст обучающихся: 7-17 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Дудина Елизавета Олеговна,
педагог дополнительного образования

г. Кудымкар, 2023

Информационная карта образовательной программы
I Наименование программы

«Веселый карандаш»

II Направленность

Художественная

III Сведения об авторе (составителе)
1. ФИО

Дудина Елизавета Олеговна

2. Год рождения

2001

3. Образование

Среднее профессиональное

4. Место работы

МАУДО «ДЮЦ «Радуга» г. Кудымкара

5. Должность

Педагог дополнительного образования

6. Квалификационная категория
7. Адрес, телефон

г. Кудымкар, ул. М. Горького, д. 28

IVСведения о программе
1. Срок реализации

1 год

2. Возрастная группа

7-17 лет

3. Тип программы

общеразвивающая

4. Характеристика программы
По месту в образовательной модели

Разновозрастного детского объединения

По уровню освоения

Общекультурный ознакомительный

5. Цель программы

Создание условий для развития личностных качеств
обучающихся в процессе овладения экологическими
знаниями, практическими умениями и навыками в
декоративно-прикладной и творческой деятельности.

6. Ведущие формы и методы образовательной

Беседа, практические занятия, экскурсии, занятие -

деятельности

игра, самостоятельная работа, творческие встречи,
посещение выставок.

7.Форма обучения

Очная,

с

применением

дистанционных

образовательных технологий.
8. Формы мониторинга результативности

Входная, промежуточная и итоговая
(анкеты,

тесты,

зачеты

по

диагностики

пройденным

темам,

творческие задания творческие работы, конкурсы,
письменные работы)
9. Кадровое обеспечение

Педагог дополнительного образования

Адаптированная

дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая программа для детей с ОВЗ и инвалидностью
(с нарушениями опорно – двигательного аппарата)
художественной направленности «Веселый карандаш»
1.Пояснительная записка
1.1. Общие сведения
Одной из важных задач государственной образовательной политики
является

обеспечение

реализации

прав

детей

с

ограниченными

возможностями здоровья на участие в программах дополнительного
образования. Расширение образовательных возможностей этой категории
обучающихся является наиболее продуктивным фактором социализации в
обществе детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с
нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Дополнительное образование способствует социальной защищенности
детей на всех этапах социализации, повышению социального статуса,
становлению гражданственности и способности активного участия в
общественной жизни и в решении проблем, затрагивающих их интересы.
Занятия

в

объединении

дополнительного

образования

-

хорошая

возможность для детей с ОВЗ получить контакт с внешним миром,
пообщаться с другими детьми, забывая о своих проблемах, погрузиться в мир
радости и творчества.
Адаптированная

дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая программа «Веселый карандаш» (далее – Программа,
АДООП) разработана на основании документов:
• Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 16.04.2022 г.)
«Об образовании в Российской Федерации»;
• Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от
28.06.2021 г. № 219-ФЗ);

• Приказ

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от

09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации образовательной
деятельности по дополнительным общеразвивающим программам» (ред. от
30.09.2020 г. № 533);
• Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями

по

реализации

общеобразовательных

программ,

адаптированных

дополнительных

способствующих

социально-

психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»).
Направленность программы по содержанию — художественная.
Изобразительное искусство – одна из наиболее эмоциональных сфер
деятельности детей. Уже в самой сути маленького человека заложено
стремление узнавать и создавать. Результативность воспитательного процесса
тем успешнее, чем раньше и
абстрактное,

логическое

и

целенаправленнее у детей развивается
эмоциональное

мышление,

внимание,

наблюдательность, воображение.
Срок реализации – 1 год.
1.2. Актуальность программы
Одной из основных проблем у детей с ограниченными возможностями
здоровья - нарушение связи с миром, ограниченная мобильность, недостаток
контактов со сверстниками и взрослыми, эти дети такие же способные и
талантливые, как и обычные, и нуждаются лишь в том, чтобы им дали
возможность проявить себя и оказали поддержку.
Поиск средств, методов, путей помощи учащимся с ОВЗ является
актуальной проблемой современной педагогики. Развивать заложенную в
каждом ребенке творческую активность, воспитывать необходимые для этого
качества - значит создавать педагогические условия, которые будут
способствовать этому процессу.
Одним из действенных средств развития детей с НОДА выступает
изобразительное искусство. Данная программа ориентирована на создание
условий для развития творчества обучающихся с нарушениями опорно –
двигательного аппарата (НОДА), с детским церебральным параличом (ДЦП),

повышение уверенности в себе, в своих силах, что позволяет выстраивать
образовательную деятельность с полным учетом особенностей заболевания.
Использование специально подобранных методов и приёмов в процессе
обучения позволит ребенку заниматься продуктивной и креативной
деятельностью и осознавать себя как значимо творческую личность.
Волонтёрская деятельность является эффективным средством для
установления контакта между взрослым и ребёнком, а также средством
коррекции недостатков интеллектуального и эмоционального развития.
Постепенное вовлечение ребенка в активную деятельность, способствует
снижению тревоги и делает ребенка более открытым для контакта и
обогащать свой опыт социального взаимодействия.
Содержание программы предусматривает как непосредственно
художественную деятельность, так и эстетическое восприятие предметов
действительности и произведений изобразительного искусства.
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных
направлений художественного образования:
- приобщение к искусству как духовному опыту поколений,
- овладение способами художественной деятельности,
- развитие творческой одаренности ребенка.
Основные методы в программе — рисование с натуры, тематическое
рисование и иллюстрирование, декоративная работа, лепка, элементы
дизайна, беседы об изобразительном искусстве.
Такой
творческим

комплекс

направлений

способностям

позволяет

ребенка

всесторонне

(воображению

и

развиваться
фантазии,

пространственному мышлению, колористическому вкусу), а также дает
возможность учащимся приобрести умения и навыки работы с различными
художественными материалами.
Язык различных видов искусства делает художественную деятельность
уникальным средством воспитания, обучения и развития ребенка. Кроме
того, занятия изобразительным искусством дают возможность раскрыть
заложенную в человеке потребность в творчестве, желание созидать,
создавать прекрасное своими руками. Каждому ребенку важно почувствовать
себя творцом, открыть для себя мир изобразительного искусства, дизайна,

народной культуры, научиться видеть красоту окружающей природы.
Согласно программе, знания и умения детей становятся средством
постижения духовной стороны искусства, через которое происходит
обогащение внутреннего мира ребенка, его самореализация и развитие в
целом.
1.3. Отличительные особенности
Содержание программы определено в соответствии с целями и задачами
воспитания и развития личности гражданина России, обозначенными в
«Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России» (2009 год). Основная идея программы: изучение
изобразительного искусства в контексте художественной культуры края,
России и других стран.
В отличие от других программ по изобразительному искусству
содержание курса объединено в несколько тематических модулей, каждый из
которых реализует отдельную задачу:
−

модуль «Моя страна» - знакомит детей с искусством России и

Пермского края. Реализует задачи патриотического воспитания. Особое
внимание уделяется культуре коми-пермяков;
−

модуль «Путешествия» - развивает интерес и воспитывает уважение к

культуре других стран и народов;
−

модуль «Времена года» - воспитывает любовь к природе, интерес к

окружающему миру и наблюдательность;
−

модуль «Праздники» приобщает обучающихся к культуре этикета,

воспитывает интерес к традициям и семейным ценностям;
−

основная задача модуля «Фантазия в искусстве» - развитие фантазии,

умения использовать практические навыки и знания в творческой работе,
создавать нестандартные образы на основе имеющегося опыта;
−

модуль «В гости к сказке» занимает важное место в обучении младших

школьников, образует связь изобразительного искусства и литературы,
языком

сказки

дети

знакомятся

с

разнообразными

приемами

в

изобразительном искусстве.
В программе реализуются межпредметные связи с географией, историей,
литературой, физикой, МХК.
Программа построена по концентрическому принципу: к одному и тому
же модулю учащиеся возвращаются несколько раз. Содержание материала
расширяется и углубляется.
1.4. Адресат программы:
Возраст детей, участвующих в реализации образовательной программы –
7 - 17 лет . На первый год обучения возможен прием детей разных возрастов
в зависимости от желания ребенка. Дети с ОВЗ и дети-инвалиды с учетом
состояния здоровья могут заниматься индивидуально или в общей группе.
При планировании работы учитываются рекомендации индивидуальной
программы реабилитации и психолого-медико-педагогической комиссии.
Программа адресована как детям, знакомым с основами языка
изобразительного

искусства,

для

дальнейшего

совершенствования

художественных способностей, так и детям, не имеющим начальной
художественной подготовки.
1.5. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся.
К категории детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
относятся дети с детскими церебральными параличами, с последствиями
полиомиелита, с прогрессирующими нервно-психическими заболеваниями
(миопатия, рассеянный склероз и др.), с врожденным или приобретенным
недоразвитием, или деформацией опорно-двигательного аппарата. Основную
массу детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети
с церебральными параличами (далее – ДЦП). ДЦП – это группа
двигательных нарушений, возникающих при поражении двигательных
систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии
контроля со стороны центральной нервной системы (далее – ЦНС) за
функционированием мышц.
У детей с ДЦП наблюдаются:
• сильное отставание в развитии двигательных функций;
• с трудом формируются навыки самообслуживания. Одной из главных
причин, затрудняющих формирование, например, навыка является

недостаточное развитие зрительно-моторной координации, схемы движения
«глаз-рука» и «рука-рот». Эти схемы движения необходимо развивать;
• часто страдает произвольность внимания (возникновение и
поддержание внимания требует от ребенка волевой активности), его
устойчивость и переключаемость. Ребенок с трудом и на короткое время
сосредоточивается на предлагаемом объекте или действии, часто
отвлекается;
• нарушена пространственная ориентация. Это проявляется в
замедленном освоении понятий, обозначающих положение предметов и
частей собственного тела в пространстве, неспособности узнавать и
воспроизводить геометрические фигуры, складывать из частей целое;
• недостаточность зрительно-моторной координации, поэтому ребенок
не в состоянии следить глазами за своими движениями, нет единства поля
зрения и поля действия, что негативно сказывается на формировании образа
восприятия,
препятствует
развитию
предметной
деятельности,
пространственных представлений, наглядно-действенного мышления,
конструирования, а в дальнейшем тормозит усвоение учебных навыков,
развитие познавательной деятельности в целом;
• отмечаются особенности развития памяти. У некоторых детей с ДЦП
механическая память (элементы запоминаемого материала не связаны между
собой) по уровню развития может соответствовать возрастной норме или
превышать ее тогда механическая память на начальных этапах обучения
помогает осваивать счет и чтение. Задерживается развитие словеснологической памяти (элементы запоминаемого материала связаны между
собой определенной логической связью);
•мыслительные процессы (анализ синтез, сравнение, классификация,
обобщение) характеризуются крайней медлительностью. Это обусловлено
отсутствием практики и личного опыта в активном познании окружающего
мира и общении. Ребенок познает мир, основываясь лишь на наблюдениях,
поэтому в психическом развитии ребенка можно отметить «ножницы», когда
ребенок может давать разумные объяснения, связанные с окружающей
действительностью, событиями, явлениями, бытом, может описать все этапы
выполнения каких-либо действий, но при этом он никогда их не выполнял и
выполнить не может;
• дети с трудом устанавливают сходства и различия, причинноследственные связи между предметами и явлениями окружающего мира;
• отставание в развитии речи для ДЦП связано с ограничением объема
знаний и представлений об окружающем, недостаточностью предметнопрактической деятельности и социальных контактов.

• расстройства эмоционально-волевой сферы у одних детей могут
проявляться в виде повышенной возбудимости, раздражительности,
двигательной расторможенности, у других - наоборот, в виде
заторможенности, вялости;
• подавляющее большинство детей с церебральным параличом в
возрасте 6-7лет не могут выполнить даже самых примитивных рисунков.
В школьном возрасте ребенку лучше посещать образовательные
организации, реализующие адаптированные образовательные программы для
обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Поэтому
своевременно
начатая
абилитационная
(комплекс
мероприятий,
направленных на формирование и развитие систем организма и способностей
ребенка, естественное становление которых затруднено наличием нарушений
или болезни) и коррекционная работа имеют важное значение для
личностного развития.
Дифференцированный и индивидуальный подход, а также создание
благоприятных условий обучения, учитывающих индивидуальные
типологические и специфические особенности детей с нарушениями
функций опорно-двигательного аппарата, поможет ребёнку лучше усваивать
программу.
Важно отметить несколько практико-ориентированных рекомендаций
для педагогов, которые они должны соблюдать при работе с детьми с
нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Рекомендации педагогам, работающим с обучающимися с ОВЗ:
Педагогу важно знать и учитывать, что все дети с нарушениями опорнодвигательного аппарата нуждаются в особых условиях жизни и обучения.
Наше воздействие на ребенка, имеющего отклонения в развитии, должно
способствовать достижению двух целей:
1) Ребенок должен чувствовать себя комфортно. Мы всегда должны
учитывать состояние ребенка в конкретный момент времени. Важно
помнить, что первая наша задача - создать базис, на основе которого ребенок
сможет изменяться, почувствует себя лучше и будет готов проявлять
самостоятельную активность. Только после этого мы вместе с ним сможем
сделать следующий шаг в познании окружающего мира.
2) Границы возможностей ребенка должны расширяться. Важно
стимулировать все способности ребёнка и добиваться его максимально
возможной самостоятельной активности, даже если она недостаточна.
Первая глобальная задача педагогов состоит в разработке оптимального
индивидуального плана обучения ребенка; следует обсудить все варианты
деятельности с родителями ребенка, на каждой стадии его школьной жизни.

Несомненно, во внимание принимаются и местные условия, и расстояние до
школы, и необходимость пользоваться транспортом, и оборудованные
пандусами крыльцо и лестницы в школе и т.д. Еще одна крайне важная
деталь - особенности самого ребенка.
У детей с ДЦП могут быть
совершенно разные потребности. Один из них - открытый, легко сходится с
другими детьми, любые соревнования с товарищами его только
вдохновляют. Он вполне может посещать обычную школу и нуждается лишь
в психолого-педагогической поддержке. Другой, обладая теми же
физическими нарушениями, плохо переносит шум, возбужденную и
суетливую обстановку. Ему лучше учиться в маленьком коллективе, где
царит покой и где его будут постоянно поощрять к действиям.
Обучение по адаптированной дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Я - волонтёр» предоставит возможность
формированию творческих способностей ребенка с ДЦП, развитию
художественного вкуса, фантазии, трудолюбия. Сам процесс творческой
деятельности доставит ребенку огромную радость и желание творить. Все
виды творчества, представленные в программе, способствуют развитию у
детей умений и навыков работать руками под управлением сознания,
совершенствованию мелкой моторики рук, точных движений пальцев,
развитию глазомера, более успешной адаптации ребенка в обществе и
интеграции в нём.
1.6. Объем и сроки реализации образовательной программы
Срок реализации программы – 1 год. Общее количество часов – 136 ч.
1.7. Режим и форма организации занятий.
Режим занятий два раза в неделю по 2 академических часа с 10минутным перерывом (1 академический час – 45 мин.).
1.8. Форма обучения: очная
Психолого-педагогическая характеристика.
Особенности

АДОП

определяются

особыми

образовательными

потребностями (ООП) обучающихся с НОДА, которые, в первую очередь,
связаны с проявлениями моторного дефицита. Эти нарушения влияют на
специфику построения учебного процесса, в том числе и на особенности
структурирования и содержания образования.
Обучение

по

данной

программе

ведется

с

обучающимися

с

двигательными нарушениями разной степени выраженности (от легких до

тяжелых

нарушений

двигательных

функций),

имеющих

нормальное

интеллектуальное развитие. У них могут выявляться недостатки устной речи:
от легких до выраженных нарушений звукопроизношения, но при этом
отсутствуют выраженные сопутствующие нарушения зрения и слуха.
Особенности учебно-познавательной деятельности обучающихся с
НОДА могут проявляться в виде сниженной работоспособности, ее
мерцательного характера и астенических проявлений.
Также для детей с НОДА характерны разнообразные расстройства
эмоционально-волевой сферы, которые у одних проявляются в виде
повышенной

эмоциональной

возбудимости,

раздражительности,

двигательной расторможенности, у других - в виде заторможенности,
застенчивости, робости.
Многие учащиеся с данной нозологией имеют сложности в личностном
развитии: пониженная мотивация к деятельности, страхи, связанные с
передвижением и общением, стремление к ограничению социальных
контактов, отсутствие уверенности в себе.
Все указанные психолого-педагогические особенности влияют на
специфику построения учебного процесса, в том числе на содержание
программы и формы организации образовательного процесса.
1.9. Особенности организации образовательного процесса.
Особенности организация образовательного процесса определяются
психолого-медико-педагогическими

характеристиками

обозначенной

нозологической группы обучающихся.
Организация рабочего пространства ребенка с ОВЗ осуществляется с
использованием здоровье сберегающих технологий.
При отборе педагогических средств для реализации программы
учитывается необходимость в:
• частой смене видов деятельности на занятиях;
• упрощении задания, формулировок и инструкций, неоднократном их

повторении и разъяснении;
• увеличении времени на выполнение заданий с учетом медицинских
рекомендаций;
• соблюдении режима нагрузок и отдыха;
• организации коротких перерывов,
• проведении

физкультурных

пауз

(в

содержание

включаются

упражнения на снятие зрительного и слухового напряжения, напряжения
мышц туловища и мелких мышц кистей, на восстановление умственной
работоспособности);
• проведении самомассажа пальцев рук перед началом практики;
• отборе инструментов и расходных материалов по принципу удобства
использования;
• постоянном

педагогическом

наблюдении

за

деятельностью

обучающихся, правильности выполнения заданий, их эмоциональным и
физическим состоянием;
• создании условия для общения со сверстниками;
• одобрении и поощрении в процессе работы.
Важным является создание доступного пространства для перемещения
обучающихся на креслах-колясках: пандусы, специальные дорожки, поручни,
мнемосхемы и т.п.
1.10. Цель и задачи программы
Целью программы является развитие моторной и сенсорной сферы у
обучающихся с НОДА в

средствами различных видов изобразительного и

декоративно-прикладного искусства, воспитание нравственно-эстетических и
коммуникативных

качеств личности обучающегося в детско-взрослом

сообществе.
Основные задачи:
Обучающие:
- овладение основами художественной грамоты, приобретение опыта в
различных видах художественно-творческой деятельности, с разными

художественными материалами;
Развивающие:
- развитие изобразительных способностей, художественного восприятия
произведений искусства; художественного вкуса, творческого воображения,
пространственного мышления;
Воспитательные:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
обогащение нравственного опыта; уважение к культуре своего края, России и
других стран.
Коррекционные:
•

формирование зрительного восприятия;

•

развитие через систему игр, упражнений и этюдов основных

познавательных процессов (память, внимание, восприятие и др.);
•

формирование адекватности чувств, умения анализировать свою

деятельность.
1.11. Планируемые результаты
Программа

обеспечивает

достижения

следующих

предметных

метапредметных и личностных результатов.
Предметные:
−

различать основные и составные цвета, теплые и холодные;

−

научиться работать с цветом, пятном, линией;

−

использовать в работе разнообразные художественные материалы

(гуашь, акварель, цветные карандаши;
−

передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;

−

смешивать основные цвета и получать составные;

−

определять

(узнавать)

художественных промыслов
Метапредметные:

произведения

традиционных

народных

−

организация рабочего места (под руководством педагога);

−

выполнение работы по заданной инструкции;

−

использование изученных приемов работы красками;

−

осуществление пошагового контроля своей деятельности;

−

умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в

окружающей жизни;
−

овладение основами логического мышления, способность выявлять с

помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставления
художественных произведений, устанавливать аналогии, анализировать
результаты сравнения, объединять произведения по видам;
−

работать в группе, учитывая мнение партнеров.
Личностные:

−

положительное отношение к изобразительному искусству и творчеству

в целом;
−

адекватное

восприятие

содержательной

оценки

своей

работы

педагогом;
−

готовность

практической

использовать

деятельности

приобретенные

знания

и

повседневной

жизни

для

и

умения

в

развития

представлений о роли искусства в жизни человека;
−

эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

−

обогащение

опыта

восприятия

произведений

изобразительного

искусства и окружающего мира, их оценки (выражения собственного
мнения);
−

формирование нравственных и эстетических чувств на основе

знакомства с произведениями изобразительного искусства;
−

познавательный интерес к искусству.
Коррекционные:

-

социализация и раскрытие личностных потенциалов обучающегося с

умственными

отклонениями

(с

умеренной

степенью

умственной

отсталостью), удовлетворение его потребностей в творческом
За курс обучения дети научатся:
- постигать азы изобразительного искусства, гармонию цвета; знакомятся с
народным

творчеством.

При

этом

расширяется

кругозор

детей,

раскрепощается их мышление, развивается фантазия, появляется интерес к
творческому труду. Используются приемы обучения Т.Я. Шпикаловой, Т.Н.
Просняковой, Б.М. Неменского.
−

понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить

художник — предметы, людей, события; с помощью каких материалов
изображает художник — бумага, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
различать основные и составные цвета, теплые и холодные;
иметь представление о переднем и заднем планах;
использовать формат листа в зависимости от задуманной композиции;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;
использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные
карандаши, бумагу);
применять основные средства художественной выразительности в рисунке,
живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению), в
декоративных работах;
пользоваться простейшими приемами лепки.

Учебно-тематический план
136 часов

Название разделов и тем

Кол-во
часов

Форма
контроля

теори
я
практи
ка
всего
1.

Вводное занятие.

2

2

вводный
письменный
тест

2.

Рисунок. Лоскутное одеяло.

1

1

2

опрос

3.

Рисунок. «Листопад».

2

2

4.

Рисунок. Деревья в технике кляксография.

2

2

тематическая
выставка

5.

Композиция. Осенний пейзаж с элементами
аппликации.

2

2

6.

Композиция. Осенний пейзаж.

1

1

2

7.

ДПИ. «Фруктовые тарелки».

1

3

4

8.

Рисунок. Силуэт.

2

2

9.

ДПИ. Аппликация с дорисовкой "Древние вазы".

2

2

10.

Живопись. Африканские танцы.

2

2

11.

Композиция. Остров Геоформас.

2

2

12.

Живопись. Урожай.

2

2

13.

Живопись. Австралийские силуэты.

2

2

14.

Рисунок. Прогулки под дождем.

2

2

15.

Рисунок. «Сладкий» натюрморт.

1

1

2

беседа

16.

Лепка. Пластилиновая аппликация.

1

1

2

беседа

17.

Живопись. Ночь.

2

2

беседа

18.

Композиция. Радужное настроение.

3

4

беседа

19.

Рисунок. Зима графическая.

2

2

20.

Живопись. Снежная даль.

1

2

тематическая
выставка

21.

Живопись. Зимний пейзаж.

2

2

22.

Живопись. Морозный день.

2

2

23.

Бумажная пластика. От теремка до небоскреба.

2

2

24.

Бумажная пластика. Снежинки-балеринки.

2

2

25.

Бумажная пластика. Морозные кружева.
Выцинанка.

2

2

26.

Графика. Пушистая красавица.

2

2

27.

Бумажная пластика. Новогодняя открытка.

2

2

28.

Бумажная пластика. Новогодний сувенир.

2

2

29.

Бумажная пластика. Расписные гирлянды

2

2

30.

ДПИ. Морозные узоры гжели. Зимний пейзаж по
мотивам росписи.

1

2

1
1

1

беседа

31.

Композиция. Радужная рыбка.

2

2

практическое
задание

32.

Живопись. Снегири.

3

4

практическое
задание

33.

Рисунок. «Танцующие человечки». Зарисовка
фигуры человека в движении.

2

2

практическое
задание

34.

Композиция. Зимние олимпийские игры.

5

6

викторина

35.

Лепка. Портрет-барельеф

2

2

практическое
задание

36.

Композиция. Автопортрет.

3

4

опрос

37.

Графика. Птицы.

2

2

практическое
задание

38.

Композиция. Я — художник мультипликатор

2

2

практическое
задание

39.

Лепка. Пушистый друг.

2

2

практическое
задание

40.

Бумажная пластика. Корзина с цветами.

2

2

практическое
задание

41.

Композиция. Морской круиз.

1

3

4

42.

Рисунок. Дворцы и замки.

1

3

4

43.

Живопись. Основные цвета. Подснежники.

2

2

выставка
творческих
работ

44.

Живопись. Светлая Пасха.

4

4

45.

Композиция. Горный пейзаж.

2

2

46.

Живопись. Монотипия.

2

2

47.

Живопись. Экзотический пейзаж. Закат в пустыне.

2

2

48.

Живопись. Городской пейзаж «Весна живописная».

2

2

49.

Композиция. Архитектура — застывшая музыка.

3

4

50.

Рисунок. Эстамп.

2

2

51.

Композиция. Салют победы.

2

2

52.

Живопись. Бабочка над цветами.

1

3

4

53.

Лепка. Пластилиновая живопись. Цветочная поляна.

1

3

4

54.

Композиция. Разноцветные коровы.

2

2

55.

Бумажная пластика. Воздушные цветы.

2

2

56.

Итоговый урок «Путешествие в город Фантазии».

2

2

Всего:

1

1

1

1

18

118 136

итоговый
письменный
тест

Содержание программы 2 года обучения (136 часов)

№ п\п

Название разделов,
модулей и тем

К
ол
во
ча
со
в

Примерное содержание

Материалы и
инструменты
для учащихся

1.

Вводное занятие.

2

Теория: Материалы и
инструменты.
Техника безопасности в
кабинете.
Правила поведения.

2.

Рисунок.
Фантазия в искусстве.
Лоскутное одеяло.

2

Теория: Техника
штриховки. Виды
штриховки.
Практика: Изображение
лоскутного одеяла.

А4, цв.
карандаши.

3.

Рисунок.
Времена года.
«Листопад».

2

Теория: Рисование
осенних листьев с натуры.
Последовательность
изображения листьев.
Конструктивность,
направленность штриха.
Композиция рисунка.
Практика: Изображение
падающих листьев.

Листья
различных
деревьев, А4,
цветные
карандаши.

4.

Рисунок.
Времена года.
Деревья в технике
кляксография.

2

Теория: Осень в искусстве.
От абстракции до
реализма.
Техника кляксографии.
«Палитра осени».
Практика: Изображение
деревьев в технике
кляксографии.

А4, тушь,
акварель.

5.

Композиция.
Времена года.
Осенний пейзаж с
элементами
аппликации.

2

Теория: Теплые и
холодные цвета.
Перспектива в пейзаже.
Практика: Создание
образа осеннего леса.

А4, фломастеры,
цветная бумага,
ножницы, клей.

6.

Композиция.
Фантазия в искусстве.
Осенний пейзаж.

2

Теория: Техника «посырому». Приемы
изображения осеннего
пейзажа.
Практика: Изображение
осеннего пейзажа.

А3, акварель,
гуашь.

7.

ДПИ.

2

Теория: Декоративно-

А3, А4 цветная

Путешествия.
«Фруктовые тарелки».

прикладное искусство.
Упрощенное,
декоративное изображение
фруктов.
Практика: Создание
композиции из фруктов в
технике аппликация.

бумага, белая
гуашь,
фломастеры.

8.

Рисунок.
В гости к сказке.
Силуэт.

2

Теория: История силуэта.
Художественно
выразительные средства
силуэта.
Практика: Создание
образа сказочного злодея.

А4, черная
гуашь.

9.

ДПИ.
Путешествия.
Аппликация с
дорисовкой "Древние
вазы".

2

Теория: Археология.
Гончарное искусство
Древней Греции.
Симметрия. Объем.
Практика: Изображение
греческих ваз.

Цветная бумага,
цветной картон,
фломастеры,
гуашь.

10. Живопись.
Путешествия.
Африканские танцы.

2

Теория: Африка.
Африканские племена.
Практика: Изображение
людей.

А3, гуашь.

11. Композиция.
Фантазия в искусстве.
Остров Геоформас.

2

Практика: Аппликация из
геометрических форм.

Цветная бумага,
цветной картон,
ножницы, клей.

12. Живопись.
Времена года.
Урожай.

2

Теория: Приемы работы
кистью. Этапы
выполнения рисунка.
Последовательность
изображения фруктов и
овощей.
Практика: Изображение
композиции на тему.

А3, гуашь,
палитра, губка

13. Живопись.
Путешествия.
Австралийские
силуэты.

2

Теория: Австралия —
страна наоборот. Символы
Австралии. Закат в
искусстве местных
художников. Практика:
Создание композиции без
предварительного эскиза.

А3, гуашь.

14. Рисунок.
Времена года.
Прогулки под дождем.

2

Теория: Дождь в
искусстве. Как изобразить
отражение?
Практика: Создание
композиции на тему.

А3, акварель,
фломастеры.

15. Рисунок.
Фантазия в искусстве.

2

Практика: Изображение
кондитерских изделий.

А3, гуашь,
палитра.

«Сладкий» натюрморт.
16. Лепка.
Фантазия в искусстве.
Пластилиновая
аппликация.

2

Теория: Искусство
пластилиновой живописи.
Пластилин в иллюстрации.
Пластилиновая
аппликация и её техники.
Практика: Лепка
открытки-барельефа.

Пластилин,
стеки.

17. Живопись.
Фантазия в искусстве.
Ночь.

2

Теория: Изменение тона от
светлого к тёмному.
Практика: Изображение
ночного неба. Создание
композиции на тему.

А4, гуашь.

18. Композиция.
Фантазия в искусстве.
Радужное настроение.

4

Теория: Радуга в
творчестве художников.
Спектральные цвета.
Практика: Создание
композиции на тему.

А3, гуашь.

19. Рисунок.
Времена года.
Зима графическая.

2

Теория: Графика. «Живая»
линия. Практика:
Создание образа зимы
средствами графики.

Фломастеры,
голубая цветная
бумага.

20. Живопись.
Времена года.
Снежная даль.

2

Теория: Зима в творчестве
русских художников.
Перспектива в пейзаже.
Светлотность цвета.
Практика: Изображение
зимнего пейзажа.

А3, гуашь

21. Живопись.
Времена года.
Зимний пейзаж.

2

Практика: Изображение
зимних елей. Пейзаж с в
ограниченной цветовой
гамме (синий, зеленый,
белый) без
предварительного эскиза.

А3, гуашь

22. Живопись.
Времена года.
Морозный день.

2

Практика: Изображение
избы без предварительного
эскиза. Сельский пейзаж.
Изображение морозного
утра.

А4, гуашь.

23. Бумажная пластика.
Фантазия в искусстве.
От теремка до
небоскреба.

2

Теория: Киригами, как
искусство. Технология
выполнения элементарных
моделей.
Практика: Изготовление
открытки с теремком.

Ножницы, клей,
бумага.

24. Бумажная пластика.
Времена года.
Снежинки-балеринки.

2

Теория: Откуда берутся
снежинки? Технология
вырезания снежинок.
Практика: Изготовление
снежинки.

Ножницы,
офисная бумага.

25. Бумажная пластика.
Времена года.
Морозные кружева.
Выцинанка.

2

Теория: Искусство
вырезания из бумаги.
Практика: Создание
образа морозных узоров из
бумаги.

Бумага, ножницы

26. Графика.
Пушистая красавица.

2

Практика: Изображение
пушистой ели на черном
фоне в технике торцевание
кистью.

Черная тушь,
белая гуашь.

27. Бумажная пластика.
Праздники.
Новогодняя открытка.

2

Теория: История открытки.
Новогодние открытки
начала 20 века.
Практика: Изготовление
новогодней открытки с
технике киригами,
аппликация или
скрапбукинг.

Бумага А4,
цветная бумага,
ножницы, клей.

28. Бумажная пластика.
Праздники.
Новогодний сувенир.

2

Практика: Изготовление
новогоднего сувенира в
технике бумажной
пластики.

Бумага,
ножницы, клей.

29. Бумажная пластика.
Праздники.
Расписные гирлянды

2

Теория: История елочных
гирлянд.
Практика: Изготовление
гирлянды в технике
бумажной пластики.

Бумага,
ножницы,
фломастеры.

30. ДПИ.
Моя страна.
Морозные узоры
гжели. Зимний пейзаж
по мотивам росписи.

2

Теория: Народное
искусство. Гжель. История
промысла. Особенности
мазка. Практика:
Выполнение пейзажа «под
гжель».

А4, гуашь.

31. Композиция.
Путешествия.
Радужная рыбка.

2

Теория: Подводный мир.
Тропические рыбки.
Практика: Изображение
фантазийной рыбки в
технике кляксография.
Изображение фона в
технике «мрамирование».

А4, тушь.

32. Живопись.
Моя страна.
Снегири.

4

Теория: Зимние птицы.
Снегири в искусстве.
Практика: Изображение
снегирей без
предварительного эскиза.

А3, гуашь.

33. Рисунок.
Фантазия в искусстве.
«Танцующие
человечки». Зарисовка
фигуры человека в
движении.

2

Теория: Пропорции.
Фигура человека в
движении.
Практика: Выполнение
упражнения «танцующие
человечки» (аппликация из
геометрических фигур).
Зарисовка фигуры
человека в движении.

Бумага А4,
цветная бумага,
ножницы, клей.

34. Композиция.
Моя страна.
Зимние олимпийские
игры.

6

Теория: История
олимпийских игр. Зимние
виды спорта. Практика:
Создание композиции на
тему.

Бумага А3,
акварель, гуашь.

35. Лепка.
Фантазия в искусстве.
Портрет-барельеф

2

Теория: Скульптура.
Барельеф. Технологии
выполнения барельефа из
пластилина.
Практика: Лепка
барельефа.

Пластилин,
чесноковыжимал
ка,

36. Композиция.
Фантазия в искусстве.
Автопортрет.

4

Теория: Художникипортретисты. Автопортрет.
Пропорции.
Практика: Изображение
портрета.

А3, гуашь.

37. Графика.
В гости к сказке.
Птицы.

2

Теория: Жар-птица, птица
Феникс, синяя птица.
Практика: Образ
сказочной птицы.

А4, цветные
карандаши,
пастель.

38. Композиция.
Фантазия в искусстве.
Я — художник
мультипликатор

2

Теория: Художникимультипликаторы.
Мультпейзаж. Практика:
Создание собственных
персонажей.

А4, фломастеры.

39. Лепка.
Моя страна.
Пушистый друг.

2

Теория: Домашние
животные. Уход за
любимым питомцем.
Рельеф.
Практика: Рисование
пластилином кота.

Пластилин,
цветной картон,
стеки.

40. Бумажная пластика.
Праздники.
Корзина с цветами.

2

Практика: Практика:
Открытка

А4, цветная
бумага,
ножницы, клей.

41. Композиция.
Путешествия.
Морской круиз.

4

Теория: Морской пейзаж.
Творчество
И.Айвазовского. Техника
раздельного мазка.
Практика: Изображение
морского пейзажа.

А4, гуашь.

42. Рисунок.
Путешествия.
Дворцы и замки.

4

Теория: Замковая
архитектура Европы.
Практика: Изображение
замка в технике «гроттаж».

А3, акварель,
яичный желток,
тушь.

43. Живопись.
Времена года.
Основные цвета.
Подснежники.

2

Теория: Первые цветы.
Красота родной природы.
Основные цвета.
Практика: Изображение
подснежников.

А3, гуашь

44. Живопись.
Моя страна.
Светлая Пасха.

4

Теория: Пасхальные
традиции. Писанки и
крашенки. Пасхальные
сюжеты.
Практика: Создание
композиции на тему.

А4, гуашь,
акварель

45. Композиция.
Путешествия.
Горный пейзаж.

2

Теория: Горы. Горы в
искусстве. Воздушная
перспектива.
Практика: Изображение
горного пейзажа.

А4, акварель,
тушь.

46. Живопись.
Фантазия в искусстве.
Монотипия.

2

Теория: Знакомство с
техникой монотипии.
Монотипия в
иллюстрации.
Практика: Создать образ
из получившегося пятна.

А4, гуашь

47. Живопись.
Путешествия.
Экзотический пейзаж.
Закат в пустыне.

2

Теория: Пустыни. Палитра
цвета. Технология
выполнения пейзажа.
Практика: Изображение
пустыни.

Гуашь, А4

48. Живопись.
Времена года.
Городской пейзаж
«Весна живописная».

2

Теория: Городской пейзаж.
«Весенняя палитра».
Практика: Изображение
рассвета по-сырому.
Силуэтное изображение
города.

Акварель, А3

49. Композиция.
Моя страна.
Архитектура —
застывшая музыка.

4

Теория: Архитектурный
пейзаж. Храмы.
Конструкция.
Практика: Пейзаж с
храмом.

Гуашь.

50. Рисунок.
Эстамп.

2

Теория: Виды графики.
Технология эстампа.
Практика: Выполнение
изображения в технике
эстампа.

А4, картон
разной толщины,
гуашь, валик

51. Композиция.

2

Теория: История

А4, гуашь.

Моя страна.
Салют победы.

праздника. Салют —
символ победы.
Практика: Изображение
салюта.

52. Живопись.
Фантазия в искусстве.
Бабочка над цветами.

4

Теория: Акварельная
техника «аля-прима».
Сочетание акварельного
фона и графики черных
линий.
Практика: Создание
композиции на тему.

Акварель, черная
тушь.

53. Лепка.
Времена года.
Пластилиновая
живопись. Цветочная
поляна.

4

Теория: Смешение цвета,
композиция. Отпечатки на
пластилине.
Практика: Создание
образа летней поляны.

Пластилин,
доска для лепки.

54. Композиция.
Моя страна.
Разноцветные коровы.

2

Практика: Создание
композиции на тему.

А3, акварель,
восковые
карандаши.

55. Бумажная пластика.
Фантазия в искусстве.
Воздушные цветы.

2

Практика: Коллективная
работа.

Цветная офисная
бумага

56. Итоговый урок
«Путешествие в город
Фантазии».

2

Теория: Просмотр работ,
обмен впечатлениями,
повторение изученного в
игровой форме.

Условия реализации программы
Для организации и проведения занятий изобразительного искусства
необходим кабинет, в котором должны быть:
−

раковина и кран с холодной водой;

−

специально оборудованное место для педагога: большая доска

(желательно белая), экран, мультимедийная установка, компьютер, принтер;
−

комплект наглядных пособий для демонстрации на занятии, диски с

репродукциями картин художников;
−

парты и стулья для учащихся;

−

мольберты;

−

шкаф для хранения материалов и инструментов, а так же работ

обучающихся;
−

столик для натюрмортов;

−

наборы муляжей и предметы для составления натюрмортов;

−

гипсовые модели;

−

стенд для организации выставок.
Специфическое сопровождение (оборудование)
− репродукции картин;
− таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;
− таблицы по декоративно-прикладному искусству, коми-пермяцкому

костюму;
−

таблицы последовательности изображения натюрморта;

−

разнообразные художественные материалы и инструменты.

Информационное

обеспечение:

подключение

к

сети

Интернет,

презентации, фотографии.
Кадровое

обеспечение.

Педагог

дополнительного

образования,

имеющий специальность «Учитель изобразительного искусства».

Формы аттестации
Контроль за результатами освоения программы осуществляется на
основе системы мониторинга.
Мониторинг результативности проводится в двух аспектах. Первое —
это положительное отношение учащихся к художественному творчеству в
целом, способность проявлять свое отношение к действительности через
призму

творчества,

повышенный

эмоциональный

фон

в

процессе

деятельности и удовлетворенность учащихся результатом деятельности.
Второе — это сумма достижений: места, награды, результаты конкурсов.
Для

определения

результатов

осуществляется

диагностика,

тестирование, наблюдение.
Основные виды контроля результатов:
- входной – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и
художественно-творческих способностей ребенка (беседа, тесты);
- текущий – проводится на каждом занятии: анализ практических работ
учащихся, просмотр работ;
- промежуточный – проводится по окончании изучения отдельных тем:
дидактические игры, кроссворды, тестовые задания, выставки;
- итоговый – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения
программы: тематическая выставка.
Формы контроля.
Контроль проводится в групповой и индивидуальной форме. Групповые
формы: выставки творческих работ учащихся, практические задания,
тестирование, беседа, опрос.
Индивидуальные

формы:

портфолио,

выступление

на

научно-

практических конференциях.
Методическое обеспечение
Формы организации детей на занятии: групповая, индивидуальная,
преобладают занятия практического характера, в программе запланированы

мастер-класс, творческая мастерская.
Формы

проведения

занятий:

игровые,

экскурсии

на

природу,

практические, посещение выставок.
Методы обучения:
Словесный

(беседа,

рассказ),

наглядный

(показ

фотографий,

презентаций), практический (выполнение заданий, упражнений).
Алгоритм учебного занятия.
Занятие состоит из трех частей: вводная (вступление), основная часть и
заключительная. В зависимости от цели и задач в занятии могут
присутствовать разные этапы. Например, структура практического занятия
может состоять из следующих этапов:
- вводная часть (орг. момент: приветствие, проверка готовности детей к
занятию; мотивация, актуализация знаний, определение цели и темы
занятия);
- основная часть (знакомство с новым материалом, отработка навыков,
практическая работа);
- заключительная часть (анализ и оценка работ учащихся, подведение
итогов, домашнее задание).
В результате обучения дети научатся пользоваться художественными
материалами

и

применять

главные

средства

художественной

выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного
искусства

в

собственной

художественно-творческой

деятельности.

Полученные универсальные учебные действия учащиеся также могут
использовать в практической деятельности и повседневной жизни для
самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия
произведений изобразительного искусства, оценки произведений искусства
при посещении выставок и художественных музеев искусств.

Литература для педагога
1. Бушков А.Ю. «Поурочные разработки по изобразительному искусству». 1
класс.- М.: ВАКО, 2008 год.
2. Воловик А.Ф. "Все о рисовании" М., "Астрель-Аст" 2010г.
3. Горичева В., С. Нагибина М.И. Сказку сделаем из… Ярославль 2008г.
4. Запаренко В.С. Школа рисования. С-П "Нева", М."Олма-Пресс" 2010г
5. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. М.,
Просвещение, 2006.
6. Смирнова Р., Миклушевская И. Уроки рисования

М., "Астрель—Аст"

2008г.
7. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство. М., 2010.
8. Сокольникова

Л.М.

Изобразительное

искусство

и

методика

его

преподавания в начальной школе. – М., 2002.
9. Энциклопедия рисования М., "Росмен" 2010г.
10.Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет /
Художник А.А. Селиванов. Ярославль: Академия развития: Академия
Холдинг: 2002. 128 с.
11.Достижения учащихся по изобразительному искусству как результат
образовательной деятельности / Составитель Н.В. Карпова. - Оренбург:
Изд-во ООИУУ, 1998.
12.Соколов А.В. Посмотри, подумай и ответь: Проверка знаний по
изобразительному искусству: Из опыта работы. М., 1991.
13.Торшилова Е.М., Морозова Т. Эстетическое развитие дошкольников. – М.,
2004.
14.Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет /
Художник А.А. Селиванов. Ярославль: Академия развития: Академия
Холдинг: 2002. 128 с.

Литература для обучающихся
1.Г. Климова. Текстильный орнамент коми. Кудымкар. 1995 год.
2.В. Марысаева. Учебное пособие по изобразительному искусству 1 – 3 класс.
3.Школа рисования. Рисуем пейзаж. ООО «Попурри» 2001 год.
4.Начинающему художнику. – Композиция. М. ООО «Астрель» 2002 год. –
Как рисовать цветы. М. ООО «Астрель» 2003 год.
5.В.С. Кузин. Изобразительное искусство. 1-2 класс. М. «Дрофа» 1995 год.
6.Журналы «Юный художник».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».