ДООП 4 Чудо роспись

Управление образования администрации города Кудымкара
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр «Радуга» г. Кудымкара

Принята на заседании педагогического совета

Утверждаю:

от «30» сентября 2022 г.

Директор МАУДО «ДЮЦ «Радуга»

Протокол № 1

_______________Т.Т. Бражкина

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Чудо роспись»
Возраст обучающихся: 10-18 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Сыстерова Елена Алексеевна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории

г. Кудымкар, 2022

Информационная карта образовательной программы
I Наименование программы

«Чудо роспись»

II Направленность

Художественная

III Сведения об авторе (составителе)
1. ФИО

Сыстерова Елена Алексеевна

2. Год рождения

1968

3. Образование

Высшее

4. Место работы

МАУДО «ДЮЦ «Радуга» г. Кудымкара

5. Должность

Педагог дополнительного образования

6. Квалификационная категория

Высшая

7. Адрес, телефон

г. Кудымкар, ул. М. Горького, д. 28

IVСведения о программе
1. Срок реализации

1 год

2. Возрастная группа

10-18 лет

3. Тип программы

общеразвивающая

4. Характеристика программы
По месту в образовательной модели

Разновозрастного детского объединения

По уровню освоения

Общекультурный ознакомительный

5. Цель программы

Создать условия для обучения практическим
навыкам росписи изделий из бересты и ткани.

6.

Ведущие

формы

и

образовательной деятельности
7.Форма обучения
8. Формы мониторинга
результативности

9. Кадровое обеспечение

методы Беседа, практические занятия, экскурсии,
исследовательская деятельность, занятие - игра,
самостоятельная работа, творческие встречи,
посещение выставок.
Очная,
с
применением
дистанционных
образовательных технологий.
Входная, промежуточная (анкеты, тесты, зачеты
по пройденным темам, творческие задания
творческие
работы,
проекты,
конкурсы,
письменные работы), итоговая диагностики
(повторение изученного материала).
Педагог дополнительного образования

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности «Расписные мотивы»
1. Пояснительная записка
1.1 Общие сведения
Данная программа разработана Сыстеровой Еленой Алексеевной, педагогом
дополнительного образования МАУДО ДЮЦ «Радуга» г. Кудымкара.

По

направленности программы – художественная, по виду – модифицированная, по
уровню освоения - общекультурная.
Программа составлена в соответствии со следующими документами:
- Закон об образовании в Российской Федерации (ФЗ «Об образовании в
РФ» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ);
- «Концепция развития дополнительного образования», (Распоряжение
Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р);
- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России», 2009 г.;
- О примерных требованиях к программам дополнительного образования
детей» (Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. №06-1844);
- «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ» (Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2105 г. №093242);
- Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного
образования «Детско-юношеский центр «Радуга».
В соответствии с «Порядком организации и осуществления образовательной
деятельности
(утверждён

по

дополнительным

Приказом

Министерства

общеобразовательным
образования

и

науки

программам»
Российской

Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008) в общеразвивающую дополнительную
общеобразовательную общеразвивающую программу
«Художественная роспись» ежегодно вносятся изменения
Актуальность программы.
Детское творчество - сложный процесс познания растущим человеком
самого себя и окружающего мира, способ выражения своего личного

отношения к реальности. Очень важно научить ребёнка ориентироваться в
окружающем

мире,

осуществлять

жизненный

выбор,

опираясь

на

нравственные ценности, реализовывать себя в деятельности, способствующей
духовному

развитию,

закладывая

тем

самым

фундамент

успешной

жизнедеятельности учащегося в будущем. Поэтому велика сила воздействия
искусства на ребёнка. На протяжении развития человечества, народное
искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Оно сохраняет
традиции преемственности поколений, влияет на формирование культурных
вкусов. Произведения прикладного искусства отражают художественные
традиции, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа,
сохраняют

историческую

память.

Ценность

произведений

народного

декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они
представляют природный мир, материальную культуру, но ещё и в том, что
они являются памятниками духовной культуры. Роспись – это «почерк»
народа, его живой и образный язык. Сохраняя традиционные предпочтения,
роспись всегда отражает время и не может устареть.
Отличительные особенности программы.
Предмет

«Художественная

роспись»

тесно

связан

с

рисунком,

живописью, прикладной композицией, историей народной культуры и
изобразительного искусства. Это помогает учащимся активно осмысливать
окружающий мир и воплощать его в формах декоративно-прикладного
искусства,

гармонично

объединяя

функциональный

и

эстетический

компоненты в изделиях.
Основная идея программы — создание условий для раскрытия
творческого потенциала каждого ребёнка, для его самореализации, сохранения
и возрождения народных промыслов и традиций. В наше время возрождаются
забытые народные традиции, обряды, обычаи, определяющие мировоззрение
человека, его отношение к окружающему миру. Изделия ручной работы
ценились во все времена, они имеют особую ценность. Ещё приятнее, когда
изделие, которое украшает интерьер кухни или комнаты, выполнил ребенок.
Искусство росписи имеет многовековые традиции.

Среди направлений

декоративно-прикладного искусства роспись занимает особое место. Каждый
из видов отличается своеобразием художественно-стилистических, природных
условий развития. Любой, самый обычный предмет домашнего обихода,
украшенный незатейливым орнаментом, создаёт настроение, радует глаз. На
территории России существует множество видов росписи, отличающихся друг
от друга. Широко известны центры русской народной живописи, расписные
деревянные изделия

прославились

с давних

времён.

Конкретными

направлениями программы являются роспись по бересте и роспись по ткани
(батик). Дети не только расписывают изделия, но и сами их изготовляют.
Роспись по бересте – один из самых самобытных видов народного искусства.
В разных областях России бытовали свои, особые приёмы росписи берестяных
изделий. Сегодня чаще всего расписывают берестяные туеса, бураки, посуду.
Форма и назначение окрашиваемого изделия определяют композицию
росписи. В основном используются растительные мотивы — цветы, ягоды,
листья. В разных районах нашей страны сложились особые способы росписи
берестяных изделий.
Ещё один раздел программы — роспись по ткани. Искусство оформления
текстиля — область декоративно-прикладного искусства, в которой наиболее
ярко и убедительно раскрываются возможности объективного отображения в
орнаменте явлений природы. Язык этого искусства всегда формировался под
воздействием общих для всего прикладного искусства законов и отображал
его стилистические черты. Роспись в технике
завораживающая. Результат

«батик» интересная и

зачастую непредсказуем. Поэтому искусство

росписи по ткани уже на протяжении многих веков продолжает покорять
своей красотой.
На занятиях росписи дети учатся создавать красоту своими руками. Эти
занятия формируют не только эстетический вкус у детей, и дают им
необходимые технические знания, но и развивают трудовые умения и навыки,
осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду,
нацеливают на профессиональное самоопределение. Обучающиеся знакомятся
с

принципами

композиции,

основами

цветоведения,

осуществляется

художественно-конструкторская

деятельность:

выполнение

эскизов,

составление орнаментов. Обучение по программе построено «от простого к
сложному».
Новизна

программы

«Художественная

роспись»

заключается

в

применении новых технологий росписи по дереву, ткани и бересте (нанесение
росписи на нетрадиционные материалы, выполнение набойки в технике
роспись по дереву, выполнение точечной росписи, нанесение рисунка на
ткань способом оттиска). Содержание

программы не повторяет типовые

школьные программы. В течение обучения дети получают дополнительные
знания и навыки по различным видам росписи, истории народных промыслов
России и родного края. Содержание занятий обеспечивает межпредметную
связь со следующими школьными предметами: ИЗО, технология, история,
черчение, география.
Основная идея программы: развитие и сохранение народных промыслов.
Адресат программы.
Возраст учащихся: 10-18 лет. Границы возраста могут варьироваться с
учетом индивидуальных особенностей детей. Состав групп

постоянный.

Количественный состав – 15 человек.
Специальной подготовки и отбора учащихся для освоения программы не
требуется.
Объём и сроки реализации программы.
Данная программа построена на основе распределения учебного
материала – 204 часа.
Формы обучения.
Форма обучения - очная.
Особенности организации образовательного процесса.
Занятия проводятся два раза в неделю - 3 академических часа по 40 минут
с двумя перерывами по 15 минут.
Цель и задачи программы

Цель: Создать условия для обучения практическим навыкам росписи
изделий из бересты и ткани. Развивать художественно-эстетические качества
личности обучающихся.
Задачи:
– познакомить с профессиями декоративно-прикладного творчества;
– обучить основным приёмам выполнения росписи по бересте и ткани;
- развивать творческие способности обучающихся;
- воспитывать любовь к родному краю.

Учебно-тематический план
№

Название темы

1.
2.

Вводное занятие. Вводная диагностика.
Роспись по бересте - один из видов
оформления
берестяных
изделий.
Материалы и инструменты.
Изготовление домовят из бересты.
Роспись поделок.
-составление эскиза на бумаге в цвете;
- технология изготовления поделок;
- оформление поделок росписью.

3.

Количество
часов

Теори
я

Практик
а

Формы
контроля

3
3

3
3

-

вводный тест
опрос

15

4

11

беседа

4.

Изготовление
солонки.
Роспись
изделия.
- составление эскиза на бумаге,
выполнение росписи в цвете;
- технология изготовления солонки;
- оформление изделия росписью.

21

6

15

защита
технологичес
кой карты

5.

Изготовление декоративного панно.
Роспись изделия.
- Составление эскиза на бумаге,
выполнение в цвете;
- технология изготовления панно;
- оформление изделия росписью.

21

5

16

беседа

6.

6

2

4

самоанализ

7.

Оформление
стеклянной
бутылки
шпагатом и берестой.
- оплетение изделия;
-оформление
изделия
берестой,
нанесение росписи на детали.
Изготовление
творческой,
самостоятельной работы на выбор.
Роспись изделия.
- выбор изделия, составление эскиза на
бумаге, выполнение в цвете;
- технология изготовления изделия;
- оформление изделия росписью.

24

6

18

беседа

8.

Контрольное
диагностика.

3

1

2

текущий
тест, защита
презентаций

занятие.

Текущая

Батик – роспись по ткани. Технология
росписи. Материалы и инструменты.

3

3

-

опрос,
защита
презентации

10. Роспись салфетки в технике холодного
батика.
- составление эскиза в цвете на бумаге;
- технология изготовления изделия;
- оформление салфетки.
11. Роспись панно в технике холодного
батика с применением соли.
- составление эскиза в цвете на бумаге;
- технология изготовления изделия;
- оформление панно.
12. Роспись
украшения
в
технике
холодного батика.
- составление эскиза в цвете на бумаге;
- технология изготовления изделия;
- оформление украшения.

12

4

8

защита
технологичес
кой карты

24

5

19

беседа

12

3

9

самоанализ

13. Роспись палантина в свободной
технике.
- составление эскиза в цвете на бумаге;
- технология изготовления изделия;
-роспись ткани, оформление палантина.
14. Выполнение итоговой работы.
- выбор изделия составление эскиза
в цвете на бумаге;
- выполнение работы.
15. Итоговое занятие. Итоговая
диагностика.

21

5

16

беседа

24

4

20

беседа,
защита
итоговой
работы

3

1

2

итоговый
тест, защита
творческих
практических
работ

16. Резервные часы.

9

3

6

204

58

146

9.

17. Итого:

Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие. Вводная диагностика. (3 часа).
Теория. Ознакомление с программой, режимом работы объединения,
расписанием, обязанностями в группе выбор старосты. Рассказ о правилах
техники безопасности, ознакомление с основами гигиены и санитарии,
объяснение избежание возникновения опасных ситуаций на занятиях в
объединении. Повторение основных видов композиции, основ цветоведения.
Проведение вводного теста.
Тема 2. Роспись по бересте – один из видов оформления берестяных
изделий. Промыслы родного края. (3 часа).
Теория. Рассказ о самобытном виде народного творчества – роспись по
бересте. О свойствах бересты. Рассказ о разновидностях изделий, технологии
изготовления, использование в быту. Встреча с мастерами ДПИ.
Материалы и инструменты для педагога: кисти беличьи, циркули, резец,
масляные краски, стамески, ножницы, игла, фанера, дидактический материал.
Материалы и инструменты для учащихся: кисти беличьи, карандаши,
ластики, линейки, циркуль, альбом, гуашь, масляные краски, уайт-спирт, лак
ПФ, стамески, резцы, ножницы, ножи, игла, береста, наждачная бумага.
Тема 3. Изготовление домовят из бересты. Роспись поделки. (15 часов).
Теория. Рассказ о персонаже. Просмотр мультфильма о домовёнке. Выбор
формы поделки, вид росписи для украшения.
Практические

работы:

Составление

эскиза

на

бумаге

в

цвете.

Последовательное выполнение поделки. Роспись домовёнка.
Тема 4. Изготовление солонки. Роспись изделия. (21 час).
Теория. Выбор формы изделия, вид росписи для украшения.
Практические работы. Составление эскиза солонки на бумаге, работе в
цвете.
Подготовка бересты к работе: очищение ее от наростов, выравнивание
внутренней стороны бересты, подбор по цвету. Нарезание и соединение
наружной и внутренней рубашек солонки, венцов. Обшивание солонки

производится

нарезанной тонкими полосками берестой темного цвета.

Выпиливание по размеру донышка, вставление его в солонку. Вид росписи на
солонку наносится на выбор учащихся. Соблюдение правил техники
безопасности.
Тема 5. Изготовление декоративного панно. Роспись изделия. (21 час).
Теория. Выбор формы изделия, вид росписи для украшения.
Практические работы. Выбор формы панно, составление эскиза панно на
бумаге, соблюдая правила композиции, работа в цвете.
Подготовка бересты к работе: очищение ее от наростов, выравнивание
внутренней стороны, подбор по цвету. Вырезание из бересты и выпиливание
из фанеры форму панно. Приклеивание деталей. После высыхания клея,
нанесение росписи на панно. Вид росписи на изделии наносится на выбор
учащихся. Соблюдение правил техники безопасности.
Тема 6. Оформление стеклянной бутылки шпагатом и берестой. (6
часов).
Теория. Возможности оформления изделий шпагатом. Демонстрация
изделий. Выбор изделия.
Практические работы. Последовательное оплетение изделия, закрепляя
шпагат клеем. Оформление изделия берестой, нанесение росписи на детали.
Тема 7. Изготовление творческой, самостоятельной работы на выбор.
Роспись изделия. ( 24 часа).
Теория. Выбор изделия на усмотрение учащихся, вид росписи для
украшения.
Практические работы. Составление эскиза изделия из бумаги, составление
в цвете. Подготовка бересты к работе: очищение её от наростов, выравнивание
внутренней стороны, подбор по цвету. Измерение и нарезание деталей
изделия. Соединение деталей, обшивка краёв. Выпиливание и вставление
донышек и крышек. Вид росписи на изделии наносится на выбор учащихся.
Соблюдение правил техники безопасности.

Тема 8. Контрольное занятие. Текущая диагностика. (3 часа).
Теория.

Проверка

полученных

знаний

на

проведенных

занятиях.

Охарактеризовать работу каждого учащегося.
Практические работы. Проведение текущего теста. Защита презентаций.
Тема 9. Батик - роспись на ткани. Технология росписи. Материалы и
инструменты. (3 часа).
Теория. Обычно под

термином

«батик» понимают все виды ручной

росписи по ткани. Техник росписей много. И у каждой – свои истоки.
Выбираем для работы технику холодного батика. Рассказ об истории
возникновения батика, его разновидностях технологии выполнения.
Материалы и инструменты для педагога: ножницы, краски акриловые,
резервирующий состав, аппликатор, дидактический материал.
Материалы и инструменты для учащихся: ножницы, краски акриловые,
резервирующий состав, гуашь, альбом, кисти беличьи, ластик, аппликатор,
кнопки, рамки, ткань.
Тема 10. Роспись открытки в технике холодного батика. (12 часов).
Теория. Для росписи ткани в этой технике лучше выбирать тонкий
полупрозрачный шёлк. В этом случае рисунок смотрится на просвет, что
подчеркивает изящество изделия.
Практические работы. Составление эскиза в цвете на бумаге. Из тонкой
бумаги вырезать каркас для открытки. Подготовка рамки для натягивания
ткани. Ткань натягивается плотно, затем наносится роспись. После росписи
приклеивание ткани на каркас. Оформление изделия. Соблюдение правил
техники безопасности.
Тема 11. Роспись панно в технике холодного батика с применением
соли. (24 часа).
Теория. В работе над панно следует наиболее внимательно относится к
композиционному решению.
Практические работы. Составление эскиза в цвете на бумаге. Подготовка
рамки для натягивания ткани. Ткань натягивается плотно, затем наносится
роспись, применяя соль для контрастного эффекта. Работая с солью учитывать

все особенности этой техники. Оформление изделия производится разными
способами, чаще всего приклеивание на багет. Соблюдение правил техники
безопасности.
Тема 12. Роспись украшения в технике холодного батика. (12 часов).
Теория. Выбор формы и размеров украшения.
Практические

работы.

Составление

эскиза

в

цвете

на

бумаге.

Последовательное выполнение работы.
Тема 13. Роспись палантина в свободной технике (21 час).
Теория. Композиционное решение палантинов можно грубо свести к двум
видам. Первый – ассиметричное решение, когда концы изделия заполнены
рисунком в различной степени. Второй – симметричное решение, когда
рисунок равномерно покрывает всю поверхность шарфа. Задумывая и
создавая рисунок, следует учитывать его направление.
Практические работы. Составление эскиза в цвете на бумаге. Подготовка
рамки для натягивания ткани. Ткань натягивается плотно, затем наносится
роспись. Проглаживание палантина, обработки краев изделия. Соблюдение
правил техники безопасности.
Тема 14 Выполнение итоговой работы. (24 часа)
Теория. Выбор изделия или проекта на усмотрение воспитанника.
Выполняется любая роспись (по дереву, по бересте или по ткани). Изделие
должно быть качественно выполненным, иметь эстетический вид.
Практические работы. Составление эскиза в цвете на бумаге. Подготовка
изделия к работе. Роспись, оформление изделия. Защита своей работы.
Соблюдение правил техники безопасности.
Тема 15. Итоговое занятие. Итоговая диагностика. (3 часа).
Теория. Организация выставки. Проверка теоретических и практических
знаний по всем 4-м годам обучения. Выдача документа об обучении.
Практические работы. Проведение итогового теста. Защита творческих
практических работ.
Тема 16. Резервные часы. (9часов).
Часы используются по необходимости в течение учебного года.

Планируемые результаты
После окончания обучения обучающиеся
– ознакомятся с историей возникновения росписи по бересте и ткани;
-

узнают

о

профессиях,

связанных

с

декоративно-прикладным

творчеством;
– овладеют правилами использования инструментов, приспособлений,
красителей;
–

овладеют

теоретически

и

практически

основными

навыками

выполнения росписи по бересте и ткани.
- научатся составлять декоративные композиции, выполнять изделия из
бересты, выполнять роспись по ткани в технике холодного батика.
Важными показателями успешности освоения программы являются:
развитие интереса детей к народному искусству, участие в мероприятиях и
жизнедеятельности объединения.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение.
Обучение обучащихся проводится в кабинете, оборудованном для
обучения художественной росписи. Оборудование кабинета

соответствует

санитарно-гигиеническим нормам, оборудовано рабочими местами: столы и
стулья для педагога и учащихся; классная доска, шкафы и стеллажи.
Оборудование:
1. Утюг
Рабочий инструмент:
1. Кисти беличьи
2. Карандаши
3. Ластики
4. Линейки
5. Циркуль
6. Альбомы
7. Гуашь

8. Стаместки
9. Резцы
10. Ножницы
11. Шила
12. Ножи
13. Краски акриловые по ткани
14. Резервирующий состав
15. Аппликатор
16. Кнопки
Материалы:
1. Ткани
2. Рамки
3. Береста
4. Фанера
5.

Технические

средства

обучения:

компьютер,

принтер,

мультимедиапроектор, фотоаппарат.
Информационное обеспечение.
Информационное

обеспечение:

подключение

к

сети

Интернет,

презентации, фотографии, электронные карточки.
Кадровое обеспечение. Педагог дополнительного образования, учитель
по специальности «Изобразительное искусство».
Формы аттестации
Подведение итогов работы является необходимым условием

работы

творческого коллектива. Для контроля за освоением дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы организуется входной,
текущий, промежуточный и итоговый контроль и организация выставки работ
обучающихся. Формы и оценочные материалы для текущего контроля по
разделам, итоговой и промежуточной аттестации представлены в «Фонде
оценочных средств» (Приложение №1).

В течение всего года ведется

индивидуальное педагогическое наблюдение за творческим развитием
каждого ребенка.

Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса.
Применяемые методы обучения: словесные (беседа, рассказ, объяснение,
инструктаж),

наглядные

(демонстрация,

иллюстрация,

видео-метод,

наблюдение),

практические (упражнения, практическая работа, творческое

задание), игровой, методы контроля и самоконтроля.
Формы организации образовательного процесса.
Применяемые формы организации образовательного процесса: групповая,
индивидуальная, фронтальная.
Формы организации учебного занятия.
Применяемые формы организации учебного занятия: беседа, выставка,
фестиваль, игра, конкурс, мастер-класс, открытое занятие, итоговое занятие,
контрольное

занятие,

практическое

занятие,

презентация,

творческая

технологии:

технология

группового

мастерская, экскурсия, ярмарка.
Педагогические технологии.
Применяемые
обучения,

педагогические

технология

дистанционного

коллективного

обучения,

взаимодействия,

технология

игровой

технология
деятельности,

здоровьесберегающая технология, ИК-технология.
Алгоритм учебного занятия.
Учебное занятие состоит из трёх частей: вступление, основная часть,
заключение.
Во вступлении выделяют следующие этапы:
-проверка готовности к работе,
-определение темы,
-формулировка цели и задач,
- повторение правил т/б,
- актуализация знаний,
-объяснение плана работы учащимся.
Основная часть:

-знакомство с теоретическим материалом,
-объяснение хода практической работы,
- выполнение учащимися практической работы под руководством
педагога.
Заключительная часть:
- оценивается работа обучающихся,
- рефлексия,
- подводятся итоги,
- задаётся домашнее задание.
Программа обеспечена дидактическим материалом: методические
пособия, разработки занятий, технологические карты,

рабочие тетради по

основным видам росписи, иллюстрации, фотографии, карточки, таблицы,
плакаты, буклеты, образцы готовых изделий, электронная коллекция
изображений предметов декоративно-прикладного творчества, презентации к
разделам

программы,

Материалы,

электронные

наработанные

карточки

детьми

в

с

элементами

процессе

росписи.

исследовательской

деятельности, используются в образовательном процессе и предлагаются для
самостоятельных домашних занятий детей.

Литература для педагога
1. Бусов Э.М. Моя Парма. Фотокнига. – Кудымкар.: ИП Дунаева Л.В., 2014.
2. Вешкина О.Б. Этот удивительный батик. – М.: Эксмо, 2010.
3. Грибова Л. С. Декоративно-прикладное искусство народов коми. – М.:
Наука, 1980.
4. Дунина Е.М. Наш край. Сборник научно-популярных и краеведческих
статей. – Кудымкар: Коми- пермяцкое книжное издательство, 2000.
5. Козловская А.В. Юные дизайнеры // Дополнительное образование и
воспитание. – 2016. - №6. – с. 58.
6. Климов В.В., Чагин Г.Н. Круглый год праздников, обрядов и обычаев
коми-пермяков. – Кудымкар: Коми- пермяцкое книжное издательство,
2005.
7. Климов В.В., Егоров М.В., Грачёв Б.А., КрохалевА.И., Мошев А.В. Парма
прикамская

фотоальбом.

–

Кудымкар:

Коми-

пермяцкое

книжное

издательство, 1995.
8. Климов В.В. Заветный клад. – Кудымкар: Коми-Перм.кн. из-во, 2007.
9. Истомин

А.С.

Парма

Прикамская.

-

Коми-Пермяцкое

книжное

издательство.: Кудымкар, 1995.
10.Климова Г.Н. Текстильный орнамент коми. - Коми-Пермяцкое книжное
издательство.: Кудымкар, 1984.
11. Кольчурина С.Н. Кудымкар — город Кудым-Оша: фотоальбом. - КомиПермяцкое книжное издательство.: Кудымкар, 2007.
12. Махнюк В.Г. Береста. Техника. Приёмы. Изделие. – М.:АСТ-Пресс книга,
2008.
13. Попова Л.И. Солнечная береста. – Кудымкар: Коми-Перм.кн. изд-во, 2009.
14. Тильман Р.А. Художественная роспись тканей. - М.: Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС, 2003.
15.Черных А.В. Народы Пермского края. – Пермь: Издательство: «Пушка»,
2007.
16. Хартел Т. Ткань и краска. – М.: Профиздат, 2002.

Литература для обучающихся
1. Кэролайн Эрл.

Роспись по шёлку. Основы мастерству. – М.: АРТ-

РОДНИК, 2010.
2. Синеглазова М.А. Распишем ткань сами. – М.: Проифиздат, 2000.
3. Жолобчук А.Я. Подарки из батика. – М.: ООО «Издательство АСТ» 2003.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».