Управление образования администрации города Кудымкара
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр «Радуга» г. Кудымкара
Принята на заседании педагогического совета
Утверждаю:
от «30» сентября 2022 г.
Директор МАУДО «ДЮЦ «Радуга»
Протокол № 1
_______________Т.Т. Бражкина
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Расписные чудеса»
Возраст обучающихся: 9-16 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Сыстерова Елена Алексеевна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
г. Кудымкар, 2022
Информационная карта образовательной программы
I Наименование программы
«Расписные чудеса»
II Направленность
Художественная
III Сведения об авторе (составителе)
1. ФИО
Сыстерова Елена Алексеевна
2. Год рождения
1968
3. Образование
Высшее
4. Место работы
МАУДО «ДЮЦ «Радуга» г. Кудымкара
5. Должность
Педагог дополнительного образования
6. Квалификационная категория
Высшая
7. Адрес, телефон
г. Кудымкар, ул. М. Горького, д. 28
IVСведения о программе
1. Срок реализации
1 год
2. Возрастная группа
9-16 лет
3. Тип программы
общеразвивающая
4. Характеристика программы
По месту в образовательной модели
Разновозрастного детского объединения
По уровню освоения
Общекультурный ознакомительный
5. Цель программы
6.
Ведущие
формы
и
образовательной деятельности
7.Форма обучения
8. Формы мониторинга
результативности
9. Кадровое обеспечение
Создать условия для овладения обучающимися
практическими навыками выполнения Уралосибирской,
Хохломской
росписи;
комипермяцкого орнамента, набойки; элементов
Пермского звериного стиля.
методы Беседа, практические занятия, экскурсии,
исследовательская деятельность, занятие - игра,
самостоятельная работа, творческие встречи,
посещение выставок.
Очная,
с
применением
дистанционных
образовательных технологий.
Входная, промежуточная (анкеты, тесты, зачеты
по пройденным темам, творческие задания
творческие
работы,
проекты,
конкурсы,
письменные работы), итоговая диагностики
(повторение изученного материала).
Педагог дополнительного образования
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности «Расписные мотивы»
1. Пояснительная записка
1.1 Общие сведения
Данная программа разработана Сыстеровой Еленой Алексеевной, педагогом
дополнительного образования МАУДО ДЮЦ «Радуга» г. Кудымкара.
По
направленности программы – художественная, по виду – модифицированная, по
уровню освоения - общекультурная.
Программа составлена в соответствии со следующими документами:
- Закон об образовании в Российской Федерации (ФЗ «Об образовании в
РФ» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ);
- «Концепция развития дополнительного образования», (Распоряжение
Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р);
- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России», 2009 г.;
- О примерных требованиях к программам дополнительного образования
детей» (Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. №06-1844);
- «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ» (Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2105 г. №093242);
- Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного
образования «Детско-юношеский центр «Радуга».
В соответствии с «Порядком организации и осуществления образовательной
деятельности
(утверждён
по
дополнительным
Приказом
Министерства
общеобразовательным
образования
и
науки
программам»
Российской
Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008) в общеразвивающую дополнительную
общеобразовательную общеразвивающую программу
«Художественная роспись» ежегодно вносятся изменения.
Актуальность программы.
Детское творчество - сложный процесс познания растущим человеком
самого себя и окружающего мира, способ выражения своего личного
отношения к реальности. Очень важно научить ребёнка ориентироваться в
окружающем мире, осуществлять жизненный выбор, опираясь на нравственные
ценности, реализовывать себя в деятельности, способствующей духовному
развитию, закладывая тем самым фундамент успешной жизнедеятельности
учащегося в будущем. Поэтому велика сила воздействия искусства на ребёнка.
На протяжении развития человечества, народное искусство было неотъемлемой
частью национальной культуры. Оно сохраняет традиции преемственности
поколений, влияет на формирование культурных вкусов. Произведения
прикладного искусства отражают художественные традиции, миропонимание,
мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую
память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства
состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную
культуру, но ещё и в том, что они являются памятниками духовной культуры.
Роспись – это «почерк» народа, его живой и образный язык. Сохраняя
традиционные предпочтения, роспись всегда отражает время и не может
устареть.
Отличительные особенности программы.
Предмет «Художественная роспись» тесно связан с рисунком, живописью,
прикладной композицией, историей народной культуры и изобразительного
искусства. Это помогает учащимся активно осмысливать окружающий мир и
воплощать его в формах декоративно-прикладного искусства, гармонично
объединяя функциональный и эстетический компоненты в изделиях.
Основная идея программы — создание условий для раскрытия творческого
потенциала каждого ребёнка,
для
его самореализации,
сохранения и
возрождения народных промыслов и традиций. В наше время возрождаются
забытые народные традиции, обряды, обычаи, определяющие мировоззрение
человека, его отношение к окружающему миру. Изделия ручной работы
ценились во все времена, они имеют особую ценность. Ещё приятнее, когда
изделие, которое украшает интерьер кухни или комнаты, выполнил ребенок.
Искусство росписи имеет многовековые традиции.
Среди направлений
декоративно-прикладного искусства роспись занимает особое место. Каждый
из видов отличается своеобразием художественно-стилистических, природных
условий развития. Любой, самый обычный предмет домашнего обихода,
украшенный незатейливым орнаментом, создаёт настроение, радует глаз. На
территории России существует множество видов росписи, отличающихся друг
от друга. Широко известны центры русской народной живописи, расписные
деревянные
изделия
прославились
с
давних
времён.
Конкретными
направлениями программы являются: Хохломская роспись; Урало-сибирская
роспись; стилизованные коми-пермяцкий орнамент, набойка;
Пермский
звериный стиль. Эти разделы программы кардинально отличаются друг от
друга, но каждый из них подробно раскрывает особенности промысла.
На занятиях росписи дети учатся создавать красоту своими руками. Эти
занятия формируют не только эстетический вкус у детей, и дают им
необходимые технические знания, но и развивают трудовые умения и навыки,
осуществляют
психологическую и
практическую
подготовку
к
труду,
нацеливают на профессиональное самоопределение. Учащиеся знакомятся с
принципами
композиции,
основами
художественно-конструкторская
цветоведения,
деятельность:
осуществляется
выполнение
эскизов,
составление орнаментов. Обучение по программе построено «от простого к
сложному»; от выполнения простейших элементов росписи к выполнению
сложных сюжетных композиций; от росписи плоских изделий – к росписи
изделий объемных форм.
Особое внимание в программе уделяется
реализации
национально-регионального
знакомство
с
традициями
и
компонента,
искусством
который
коми-пермяцкого
включает
народа,
использование в росписи элементов коми-пермяцкой набойки, орнамента,
мотивов родного края.
Содержание программы не повторяет типовые школьные программы.
В течение учебного года дети получают дополнительные знания и навыки по
различным видам росписи, истории народных промыслов России и родного
края. Содержание занятий обеспечивает межпредметную связь со следующими
школьными предметами: ИЗО, технология, история, черчение, география.
Основная идея программы: развитие и сохранение народных промыслов.
Адресат программы.
Возраст учащихся: 9-16 лет. Границы возраста могут варьироваться.
Состав группы постоянный. Количественный состав – 15 человек.
Специальной подготовки и отбора учащихся для освоения программы
не требуется.
Объём и сроки реализации программы.
Данная программа построена на основе распределения учебного материала
– 204 часа.
Формы обучения.
Форма обучения - очная. Разработан электронный образовательный ресурс
«Электронная тетрадь «Гажа чача» (Весёлая игрушка)»
(изготовление и
декорирование куклы в коми-пермяцком стиле)» на 16 часов.
Особенности организации образовательного процесса.
Занятия проводятся два раза в неделю – 3 академических часа по 40 минут
с двумя перерывами по 15 минут.
Цель и задачи программы
Цель: Создать условия для овладения обучающимися практическими
навыками
выполнения
Урало-сибирской,
Хохломской
росписи;
коми-
пермяцкого орнамента, набойки; элементов Пермского звериного стиля.
Задачи:
– ознакомить с народными росписями Урала, Приуралья, Хохломы,
промыслами родного края;
– обучить основным приёмам выполнения Урало-сибирской, Хохломской
росписи, коми-пермяцкого орнамента, набойки; использованию элементов
Пермского звериного стиля;
- развивать творческие способности обучающихся, закреплять ранее
приобретенные навыки;
- воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие.
Учебно-тематический план
Количе
ство
часов
Теория
Практи
ка
3
3
-
Хохломская роспись – одна из самых
известных росписей России. Материалы и
инструменты.
Хохломская роспись. Выполнение
элементов «капелька», «завиток»,
«травка», «осочка», «усик».
Хохломская роспись. Выполнение
элемента «кустик».
Хохломская роспись. Выполнение
орнамента травной росписи.
Хохломская роспись. Выполнение цветов,
ягод.
Хохломская роспись. Выполнение
листьев.
Хохломская роспись. Выполнение птиц.
3
3
-
6
2
4
практическ
ая работа
6
2
4
беседа
3
1
2
беседа
6
2
4
практическ
ая работа
3
1
2
беседа
3
1
2
9. Хохломская роспись. Выполнение рыбок.
10. Хохломская роспись. Выполнение
бабочек.
11. Хохломская роспись. Выполнение
композиций в круге.
3
6
1
2
2
4
защита
электронны
х карточек
беседа
беседа
6
2
4
12. Хохломская роспись. Выполнение
композиции фонового письма (Кудрина).
6
2
4
13. Хохломская роспись. Выполнение
композиции верхового письма (под
листок).
14. Хохломская роспись. Роспись
разделочной доски.
- обработка изделия, составление
композиции в карандаше;
- выполнение в цвете элементов росписи,
лакировка изделия.
15. Хохломская роспись. Роспись объёмных
матрёшек.
- обработка изделия, составление
композиции в карандаше;
- выполнение в цвете элементов росписи,
9
3
6
9
3
6
анализ
готового
изделия
12
4
8
самоанализ
№
Название темы
п/п
1. Вводное занятие. Вводная диагностика.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Формы
контроля
вводный
тест
опрос
защита
презентаци
и
анализ
композици
и
анализ
композици
и
лакировка изделия.
16. Роспись деревянной расчёски.
17. Роспись аксессуаров.
18. Контрольное занятие. Текущая
диагностика.
беседа
беседа
текущий
тест,
конкурс
творческих
работ
опрос
3
3
3
1
1
1
2
2
2
19. Урало-сибирская роспись – декоративная
роспись Урала. Ее особенности.
Материалы и инструменты.
20. Урало-сибирская роспись. Выполнение
элементов росписи: капелька, завиток,
травка, кустик.
21. Урало-сибирская роспись. Выполнение
цветов.
22. Урало-сибирская роспись. Выполнение
листьев.
23. Урало-сибирская роспись. Выполнение
змейки, видов рамок, поясков, обводок,
приписок.
24. Урало-сибирская роспись Выполнение
птиц.
3
3
-
6
2
4
практическ
ая работа
9
3
6
самоанализ
9
3
6
практическ
ая работа
9
3
6
беседа
3
1
2
25. Урало-сибирская роспись. Выполнение
гирлянды.
26. Урало-сибирская роспись. Выполнение
композиции на выбор.
3
1
2
защита
презентаци
и
беседа
6
2
4
27. Урало-сибирская роспись. Роспись
карандашницы.
- выполнение в карандаше, выполнение в
цвете элементов росписи;
- выполнение рамки, лакировка изделия.
28. Коми-пермяцкий орнамент. Набойка.
История, применение. Традиции и обряды
коми-пермяцкого народа. Посещение
Этнокультурного центра. Знакомство с
мастерами КПО.
29. Использование стилизованного комипермяцкого орнамента, набойки в
росписи по дереву.
− выполнение элементов комипермяцкого орнамента, набойки;
− выполнение эскизов с
применением коми-пермяцкого
орнамента, набойки.
9
3
6
3
3
-
опрос,
беседа
3
1
2
опрос,
защита
кроссворда
анализ
композици
и
беседа
30. Изготовление и роспись декоративной
куклы с применением коми-пермяцкого
орнамента, элементов набойки.
− составление эскиза куклы в цвете;
− изготовление деталей куклы;
роспись куклы, оформление и лакировка
изделия.
31. Роспись подставки под горячее.
Применение элементов коми-пермяцкой
набойки.
15
5
10
анализ
готового
изделия
9
3
6
беседа
32. Пермский звериный стиль. Основы
происхождения образов и композиций.
3
3
-
33. Пермский звериный стиль. Выполнение
эскизов с изображением образов.
34. Пермский звериный стиль. Выполнение
подвески с изображением образов.
- составление эскизов;
- выполнение в цвете.
35. Итоговое занятие. Итоговая диагностика.
Защита творческих работ.
3
1
2
опрос,
выполнени
е реферата
беседа
6
2
4
анализ
цветового
решения
3
1
2
итоговый
тест,
практическ
ое задание
9
204
3
78
6
126
36. Резервные часы.
37. ИТОГО
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие. Вводная диагностика. (3 часа).
Теория. Ознакомление с программой, режимом работы объединения,
расписанием, обязанностями в группе, выбор старосты, план мероприятий.
Повторение правил ТБ. Проведение вводного теста.
Тема 2. Хохломская роспись – одна из самых известных росписей
России. Материалы и инструменты. (3 часа).
Теория. Знакомство с Хохломской росписью. Её виды, цветовое решение,
технология выполнения.
Материалы и инструменты для учащихся: гуашевые краски, кисти беличьи
№ 1,2,3,4, палитра, банка для воды, альбом, мягкая салфетка для снятия лишней
краски с кисти, заготовки досок, лак, наждачная бумага.
Наглядные пособия и инструменты для педагога: гуашевые краски, кисти,
изделия бывших учащихся, иллюстрации росписи, таблицы, буклеты.
Тема 3. Хохломская роспись. Выполнение элементов: капелька,
завиток, травка, ресничка, осочка, усик. (6 часа).
Теория. Освоение простейших элементов травного орнамента.
Практические работы. Выполнение упражнений элементов: «капелька»,
«завиток», «травка», «ресничка», «осочка», «усик». Элементы выполняются
сразу кистью, плавными движениями кистью.
Тема 4. Хохломская роспись. Выполнение элемента «кустик». (6 часа).
Теория. Освоение основного элемента травной росписи «кустик».
«Кустик» - это наиболее сложный элемент «травки». Он состоит из
симметрично расположенных более простых элементов росписи.
Практические работы. Выполнение элемента «кустик» разного размера и
вида.
Тема 5. Хохломская роспись. Выполнение орнамента травной росписи
(3 часа).
Теория. Разработать орнаментальную композицию и выполнить эскиз
травной росписи.
Практические работы. Выполнение орнамента в цвете.
Тема 6. Хохломская роспись. Выполнение цветов, ягод. (6 часа).
Теория. Освоение основных элементов росписи – цветов и ягод.
Практические работы. Выполнение элементов в цвете. Использование
ранее изученных элементов, дорисовка их к цветам и ягодам.
Тема 7. Хохломская роспись. Выполнение листьев в росписи. (3 часа).
Теория. Освоение основного элемента росписи - «листок». Характерная
особенность «фонового» письма состоит в том, что крупные листья, цветы и
ягоды остаются золотыми, а весь фон закрашивается красной или черной
краской. В «верховом» письме цветы, ягоды, листья рисуются поверх фона.
Практические работы. Выполнение листьев в цвете разными видами
письма.
Тема 8. Хохломская роспись. Выполнение птиц росписи. (3 часов).
Теория. Знакомство с изображением разных видов птиц.
Практические работы. Выполнение птиц в цвете.
Тема 9. Хохломская роспись. Выполнение рыбок росписи. (3 часов).
Теория. Знакомство с изображением разных видов рыбок.
Практические работы. Последовательное выполнение рыбок.
Тема 10. Хохломская роспись. Выполнение бабочек росписи. (6 часов).
Теория. Знакомство с изображением разных видов бабочек.
Практические работы. Последовательное выполнение бабочек в цвете.
Тема 11. Хохломская роспись. Выполнение композиций в круге. (6
часов).
Теория. Знакомство с композициями в круге.
Практические работы: Составление эскизов композиций. Выполнение
композиций в цвете. Верховое письмо.
Тема 12. Хохломская роспись. Выполнение композиции фонового
письма. (Кудрина). (6 часа).
Теория. Знакомство с разновидностью фонового письма хохломской
росписи «кудрина».
Практические работы: Разработка орнаментальной композиции в технике
фонового
письма
«кудрина».
Выполнение
композиции
в
цвете,
последовательно закрашивая фон, затем выполняя завитки.
Тема 13. Хохломская роспись. Выполнение композиции верхового
письма (под листок). (9 часов).
Теория. Знакомство с разновидностью верхового письма хохломской
росписи «под листок».
Практические работы. Разработка орнаментальной композиции в технике
верхового письма «под листок». Выполнение композиции
в цвете,
последовательное выполнение этапов росписи.
Тема 14. Хохломская роспись. Роспись разделочной доски. (9 часов).
Теория. Показ разделочных досок бывших учащихся, таблиц, открыток.
Выбор формы изделия. Повторение правил ТБ при обработке фанеры
наждачной бумагой.
Практические работы. Обработка разделочной доски наждачной бумагой.
Составление композиции в карандаше. Последовательное выполнение всех
этапов росписи в цвете. Лакировка изделия.
Тема 15. Хохломская роспись. Роспись объёмных матрёшек. (12
часов).
Теория. Матрёшка – русский сувенир. История происхождения игрушки.
Соблюдение правил ТБ.
Практические
работы.
Обработка
изделия
наждачной
бумагой.
Составление композиции в карандаше. Последовательное выполнение всех
этапов росписи. Лакировка изделия.
Тема 16. Роспись деревянной расчёски. (3 часа).
Теория. Предназначение изделия. Разные формы изделия.
Практические работы. Составление эскиза, выполнение росписи в цвете.
Тема 17. Роспись аксессуаров. (3 часа).
Теория. Знакомство с разновидностями аксессуаров.
Практические работы. Составление эскиза, выполнение росписи в цвете но
изделии.
Тема 18. Контрольное занятие. Текущая диагностика. (3 часа).
Теория.
Проверка
полученных
знаний
на
проведенных
занятиях.
Проведение конкурса творческих работ.
Охарактеризовать работу каждого учащегося.
Практические работы. Проведение текущего теста.
Тема 19. Урало-сибирская роспись – декоративная роспись Урала. Ее
особенности. Материалы и инструменты (3 часа).
Теория.
Знакомство
с
Урало-сибирской
росписью.
История
ее
возникновения. Материалы и инструменты для учащихся: гуашевые краски,
кисти беличьи круглые и плоские № 1,2,3,4, палитра, мастехин, банка для воды,
альбом, мягкая салфетка для снятия лишней краски с кисти, заготовки досок,
лак, наждачная бумага.
Материалы и инструменты для педагога: гуашевые краски, кисти, изделия
бывших учащихся, таблицы, буклеты.
Тема 20. Урало-сибирская роспись. Выполнение элементов росписи:
капелька, завиток, травка, кустик. (6 часа).
Теория. Знакомство с простейшими элементами росписи.
Практические работы. Организация рабочего места. Приемы владения
кистью. Последовательное выполнение элементов.
Тема 21. Урало-сибирская роспись. Выполнение цветов. (9 часов).
Теория. Знакомство с традиционными элементами росписи – цветы.
Практические работы. Характерная особенность мазка урало-сибирской
росписи - разбел. Набор краски на плоскую кисть двух цветов: светлого и
темного. Выполнение бутонов, ягодок, шиповника, большого цветка.
Тема 22. Урало-сибирская роспись. Выполнение листьев. (9 часов).
Теория. Знакомство с традиционными элементами росписи – листья.
Практические работы. Выполнение в цвете разных видов листьев.
Тема 23. Урало-сибирская роспись. Выполнение змейки, видов рамок,
поясков, обводок, приписок. (9 часа).
Теория. Знакомство с элементами росписи: змейка, пояски, обводки,
приписки, виды рамок.
Практические работы. Освоение элементов росписи. Последовательное
выполнение элементов росписи в цвете. Правильный набор краски на кисть,
нажим кисти с пятки на носок.
Тема 24. Урало-сибирская роспись. Выполнение птиц. (3 часа).
Теория. Знакомство с птицами – символами счастливой жизни.
Практические работы: Последовательное выполнение птиц в цвете.
Тема 25. Урало-сибирская роспись. Выполнение гирлянды. (3 часа).
Теория. Знакомство с разновидностями гирлянд.
Практические
работы:
Разработка
орнаментальной
композиции
последовательное выполнение композиции в цвете. Цветовую гамму выбрать
по желанию.
Тема 26. Урало-сибирская роспись. Выполнение композиции на
выбор. (6 часа).
Теория.
Виды композиций. Объяснение правильного составления
композиции.
Практические работы: Разработка орнаментальной композиции на выбор.
Цветовая гамма росписи свободная. Последовательное выполнение композиции
в цвете.
Тема 27. Урало-сибирская роспись. Роспись карандашницы. (9 часов).
Теория. Демонстрация токарных изделий бывших учащихся, таблиц,
открыток, буклетов. Выбор композиции.
Практические
работы.
Выполнение
композиции
в
карандаше,
последовательное выполнение элементов росписи в цвете, выполнение рамки,
лакировка изделия.
Тема 28. Коми-пермяцкий орнамент. Набойка. История, применение.
Традиции
и
обряды
коми-пермяцкого
народа.
Посещение
Этнокультурного центра. Знакомство с мастерами КПО. (3 часа).
Теория. Рассказ о коми-пермяцком орнаменте, набойке. Применение
орнамента и набойки в изделиях. Демонстрация наглядного материала.
Знакомство с традициями и обрядами коми-пермяцкого народа. Экскурсия в
этнокультурный центр. Познакомить с мастерами ДПИ КПО.
Тема 29. Использование стилизованного коми-пермяцкого орнамента,
набойки в росписи по дереву. (3 часа).
Теория. Использование стилизованного коми-пермяцкого орнамента,
набойки в росписи по дереву.
Практические работы. Выполнение элементов, эскизов коми-пермяцкого
орнамента, набойки.
Тема 30. Изготовление и роспись декоративной куклы с применением
коми-пермяцкого орнамента, элементов набойки.(15 часов).
Теория.
Знакомство
с
разными
видами
кукол.
Объяснение
последовательного выполнения куклы.
Практические работы. Составление эскиза куклы в цвете; изготовление
деталей куклы; нанесение элементов росписи; соединение деталей. Лакировка
изделия.
Тема 31. Роспись подставки под горячее. Применение элементов комипермяцкой набойки. (9 часов).
Теория.
Объяснение применения элементов коми-пермяцкой набойки в
изделии.
Практические работы. Составление эскиза подставки в цвете, обработка
изделия, нанесение элементов набойки, лакировка изделия.
Тема 32. Пермский звериный стиль. Основы происхождения образов
и композиций. (3 часа).
Теория.
Описание образов, результаты исследований, раскопок. Отличие
символик. Изображение образов на сельских постройках.
Тема
33.
Пермский
звериный
стиль.
Выполнение
эскизов
с
изображением образов. (3 часа).
Теория. Знакомство с образцами Пермского звериного стиля.
Практические работы. Выполнение зарисовок, рисунков, эскизов по
образцам. Соблюдение пропорций, последовательность выполнения образов.
Тема 34. Пермский звериный стиль. Выполнение подвески с
изображением образов. (6 часа).
Теория.
Закрепление знаний о Пермском зверином стиле.
Практические работы. Составление эскизов подвесок, выполнение и
роспись изделия.
Тема
35.
Итоговое занятие.
Итоговая диагностика.
Защита
творческих работ. (3 часа).
Теория.
Проверка полученных знаний за 3 года. Учащиеся защищают
выполненные творческие работы.
Практические
работы.
Проведение
итогового
теста.
Выполнение
практического задания.
Тема 36. Резервные часы (9 часов).
Часы используются по необходимости в течение учебного года.
Планируемые результаты
Важными показателями успешности освоения программы являются:
развитие интереса детей к народному искусству, их участие в мероприятиях и
жизнедеятельности объединения.
Планируемые результаты:
после окончания обучения обучающиеся
– узнают о видах народной росписи Урала, Приуралья, Хохломы;
- овладеют теоретически и практически основными приёмами Уралосибирской, Хохломской росписи;
- освоят этапы и типовые композиции изделий, название элементов росписи;
- узнают особенности коми-пермяцкого орнамента, набойки; Пермского
звериного стиля;
- узнают о традициях и обрядах коми-пермяцкого народа;
- познакомятся с мастерами КПО;
- овладеют правилами безопасности труда и личной гигиены;
- научатся разрабатывать и составлять композиции, эскизы Хохломской,
Урало-сибирской росписи, коми- пермяцкого орнамента, коми-пермяцкой
набойки, Пермского звериного стиля.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение.
Обучение обучающихся проводится в кабинете, оборудованном для
обучения художественной росписи. Оборудование кабинета
соответствует
санитарно-гигиеническим нормам, оборудовано рабочими местами: столы и
стулья для педагога и учащихся; классная доска, шкафы и стеллажи.
Оборудование:
1. Электродрель
2. Электролобзик
3. Шуруповёрт
Рабочий инструмент:
1. Кисти беличьи
2. Карандаши
3. Ластики
4. Линейки
5. Циркуль
6. Альбомы
7. Гуашь
8. Уайт-спирт
9. Лак ПФ
10. Наждачная бумага
Материалы:
1. Деревянные заготовки;
2.
Технические
средства
обучения:
компьютер,
принтер,
мультимедиапроектор, фотоаппарат.
Информационное обеспечение.
Информационное
обеспечение:
подключение
презентации, фотографии, электронные карточки.
к
сети
Интернет,
Кадровое обеспечение.
Педагог дополнительного образования, учитель по специальности
«Изобразительное искусство».
Формы аттестации
Подведение итогов работы является необходимым условием
творческого
коллектива.
Для
контроля
за
освоением
работы
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы организуется входной,
текущий, промежуточный, итоговый контроль и организация выставки работ
обучающихся. Формы
и оценочные материалы для текущего контроля по
разделам, итоговой и промежуточной аттестации представлены в «Фонде
оценочных средств» (Приложение №1).
В течение всего года ведется
индивидуальное педагогическое наблюдение за творческим развитием каждого
ребенка.
Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса.
Применяемые методы обучения: словесные (беседа, рассказ, объяснение,
инструктаж), наглядные (демонстрация, иллюстрация, видео-метод, наблюдение),
практические (упражнения, практическая работа, творческое задание), игровой,
методы контроля и самоконтроля.
Формы организации образовательного процесса.
Применяемые формы организации образовательного процесса: групповая,
индивидуальная, фронтальная.
Формы организации учебного занятия.
Применяемые формы организации учебного занятия: беседа, выставка,
фестиваль, игра, конкурс, мастер-класс, открытое занятие, итоговое занятие,
контрольное занятие, практическое занятие, презентация, творческая мастерская,
экскурсия, ярмарка.
Педагогические технологии.
Применяемые педагогические технологии: технология группового обучения,
технология
коллективного
взаимодействия,
технология
дистанционного
обучения, технология игровой деятельности, здоровьесберегающая технология,
ИК-технология.
Алгоритм учебного занятия.
Учебное занятие состоит из трёх частей: вступление, основная часть,
заключение.
Во вступлении выделяют следующие этапы:
-проверка готовности к работе,
-определение темы,
-формулировка цели и задач,
- повторение правил т/б,
- актуализация знаний,
-объяснение плана работы обучающимся.
Основная часть:
-знакомство с теоретическим материалом,
-объяснение хода практической работы,
- выполнение учащимися практической работы под руководством педагога.
Заключительная часть:
- оценивается работа обучающихся,
- рефлексия,
- подводятся итоги,
- задаётся домашнее задание.
Программа
обеспечена
дидактическим
материалом:
пособия, разработки занятий, технологические карты,
методические
рабочие тетради по
основным видам росписи, иллюстрации, фотографии, карточки, таблицы,
плакаты, буклеты, образцы готовых изделий, электронная коллекция изображений
предметов
программы,
декоративно-прикладного
электронные
карточки
творчества,
с
презентации
элементами
росписи.
к
разделам
Материалы,
наработанные детьми в процессе исследовательской деятельности, используются
в образовательном процессе и предлагаются для
занятий детей.
самостоятельных домашних
Литература для педагога
1. Барадулин В.А. Основы художественного мастерства. – М.: Просвещение,
1979.
2. Барадулин В.А. Народные росписи Урала и Приуралья. – Л.: Художник
РСФСР, 1988.
3. Бусов Э.М. Моя Парма. Фотокнига. – Кудымкар.: ИП Дунаева Л.В., 2014.
4. Величко Н.К. Русская роспись. – М.: АРСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.
5. Грибова Л. С. Декоративно-прикладное искусство народов коми. – М.:
Наука, 1980.
6. Дунина Е.М. Наш край. Сборник научно-популярных и краеведческих
статей. – Кудымкар: Коми- пермяцкое книжное издательство, 2000.
7. Кехаиди К. Встречи на «Поляне»: прикосновение к ремеслу // Народное
творчество. – 2016. - №3. С. 8-9.
8. Климов В.В., Чагин Г.Н. Круглый год праздников, обрядов и обычаев
коми-пермяков. – Кудымкар: Коми- пермяцкое книжное издательство,
2005.
9. Климов В.В., Егоров М.В., Грачёв Б.А., КрохалевА.И., Мошев А.В. Парма
прикамская фотоальбом. – Кудымкар: Коми- пермяцкое книжное
издательство, 1995.
10. Климов В.В. Заветный клад. – Кудымкар: Коми-Перм.кн. из-во, 2007.
11. Истомин А.С. Парма Прикамская. Коми-Пермяцкое книжное
издательство.: Кудымкар, 1995.
12. Капустина Т.Д. Так жили… - Пермь: Пермское книжное издательство,
2012.
13. Климова Г.Н. Текстильный орнамент коми. - Коми-Пермяцкое книжное
издательство.: Кудымкар, 1984.
14. Кольчурина С.Н. Кудымкар — город Кудым-Оша: фотоальбом. - КомиПермяцкое книжное издательство.: Кудымкар, 2007.
15. Мальцев Г.И. Развитие коми-пермяцкого языка и культуры: история и
современность. – Кудымкар.: ООО «Асфид», 2016.
16. Махнутова Х.И. Роспись по дереву. – М.: Просвещение, 1987.
17. Пасенко В. Ожившие игрушки Виталия Пасенко // Народное творчество.
2016. №1. – с. 31-33.
18. Черных А.В. Народы Пермского края. – Пермь: Издательство: «Пушка»,
2007.
19. Чагин Г.Н. Парма – земля чуди. – Кудымкар: Коми-Пермяцкое книжное
издательство, 2009.
20. http://bellezza-storia.livejournal.com/237016.html
21. http://iamruss.ru/russian-folk-painting-and-crafts/
Литература для обучающихся
1. Научно-методический журнал Школа и производство. – М.: «Школа –
пресс 1», №3, 2004.
2. Поцелуев. А. Деревянная игрушка «Лошадка» // Журнал для педагогов
«Девчонки мальчишки» 2016. - № 113. – с. 4-7.
3. Соколова М. Уральская роспись. Народное творчество №4. – М.:
Московская правда, 1995.
4.
http://www.rusobschina.ru/2010-11-08-09-03-43/937-2011-02-09-09-05-54
5.
https://ok.ru/group/53765003280540
6.
https://infourok.ru/prezentaciya-komipermyaki-istoriya-bit-tradicii-2600249.html