ДООП 2 Расписные мотивы

Управление образования администрации города Кудымкара
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр «Радуга» г. Кудымкара

Принята на заседании педагогического совета

Утверждаю:

от «30» сентября 2022 г.

Директор МАУДО «ДЮЦ «Радуга»

Протокол № 1

_______________Т.Т. Бражкина

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Расписные мотивы»
Возраст обучающихся: 8-15 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Сыстерова Елена Алексеевна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории

г. Кудымкар, 2022

Информационная карта образовательной программы
I Наименование программы

«Расписные мотивы»

II Направленность

Художественная

III Сведения об авторе (составителе)
1. ФИО

Сыстерова Елена Алексеевна

2. Год рождения

1968

3. Образование

Высшее

4. Место работы

МАУДО «ДЮЦ «Радуга» г. Кудымкара

5. Должность

Педагог дополнительного образования

6. Квалификационная категория

Высшая

7. Адрес, телефон

г. Кудымкар, ул. М. Горького, д. 28

IVСведения о программе
1. Срок реализации

1 год

2. Возрастная группа

8-15 лет

3. Тип программы

общеразвивающая

4. Характеристика программы
По месту в образовательной модели

Разновозрастного детского объединения

По уровню освоения

Общекультурный ознакомительный

5. Цель программы

6.

Ведущие

формы

и

образовательной деятельности
7.Форма обучения
8. Формы мониторинга
результативности

9. Кадровое обеспечение

Создать условия для овладения учащимися
практическим
навыкам
выполнения
Пермогорской, Мезенской росписи, росписи по
стеклу.
методы Беседа, практические занятия, экскурсии,
исследовательская деятельность, занятие - игра,
самостоятельная работа, творческие встречи,
посещение выставок.
Очная,
с
применением
дистанционных
образовательных технологий.
Входная, промежуточная (анкеты, тесты, зачеты
по пройденным темам, творческие задания
творческие
работы,
проекты,
конкурсы,
письменные работы), итоговая диагностики
(повторение изученного материала).
Педагог дополнительного образования

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности «Расписные мотивы»
1. Пояснительная записка
1.1 Общие сведения
Данная программа разработана Сыстеровой Еленой Алексеевной, педагогом
дополнительного образования МАУДО ДЮЦ «Радуга» г. Кудымкара.

По

направленности программы – художественная, по виду – модифицированная, по
уровню освоения - общекультурная.
Программа составлена в соответствии со следующими документами:
- Закон об образовании в Российской Федерации (ФЗ «Об образовании в
РФ» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ);
- «Концепция развития дополнительного образования», (Распоряжение
Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р);
- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России», 2009 г.;
- О примерных требованиях к программам дополнительного образования
детей» (Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. №06-1844);
- «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ» (Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2105 г. №093242);
- Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного
образования «Детско-юношеский центр «Радуга».
В соответствии с «Порядком организации и осуществления образовательной
деятельности
(утверждён

по

дополнительным

Приказом

Министерства

общеобразовательным
образования

и

науки

программам»
Российской

Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008) в общеразвивающую дополнительную
общеобразовательную общеразвивающую программу
«Художественная роспись» ежегодно вносятся изменения.

Актуальность программы.
Детское творчество - сложный процесс познания растущим человеком
самого себя и окружающего мира, способ выражения своего личного отношения
к реальности. Очень важно научить ребёнка ориентироваться в окружающем
мире, осуществлять жизненный выбор, опираясь на нравственные ценности,
реализовывать себя в деятельности, способствующей духовному развитию,
закладывая тем самым фундамент успешной жизнедеятельности учащегося в
будущем. Поэтому велика сила воздействия

искусства на ребёнка. На

протяжении развития человечества, народное искусство было неотъемлемой
частью национальной культуры. Оно сохраняет традиции преемственности
поколений, влияет на формирование культурных вкусов.

Произведения

прикладного искусства отражают художественные традиции, миропонимание,
мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую
память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства
состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную
культуру, но ещё и в том, что они являются памятниками духовной культуры.
Роспись – это «почерк» народа, его живой и образный язык. Сохраняя
традиционные предпочтения, роспись всегда отражает время и не может
устареть.
Отличительные особенности программы.
Данный предмет тесно связан с рисунком, живописью, прикладной
композицией, историей народной культуры и изобразительного искусства. Это
помогает учащимся активно осмысливать окружающий мир и воплощать его в
формах

декоративно-прикладного

искусства,

гармонично

объединяя

функциональный и эстетический компоненты в изделиях.
Основная идея программы — создание условий для раскрытия творческого
потенциала

каждого

ребёнка,

для

его

самореализации,

сохранения

и

возрождения народных промыслов и традиций. В наше время возрождаются
забытые народные традиции, обряды, обычаи, определяющие мировоззрение
человека, его отношение к окружающему миру. Изделия ручной работы
ценились во все времена, они имеют особую ценность. Ещё приятнее, когда

изделие, которое украшает интерьер кухни или комнаты, выполнил ребенок.
Искусство росписи имеет многовековые традиции.

Среди направлений

декоративно-прикладного искусства роспись занимает особое место. Каждый из
видов отличается своеобразием художественно-стилистических, природных
условий развития. Любой, самый обычный предмет домашнего обихода,
украшенный незатейливым орнаментом, создаёт настроение, радует глаз. На
территории России существует множество видов росписи, отличающихся друг
от друга. Широко известны центры русской народной живописи, расписные
деревянные

изделия

прославились

с

давних

времён.

Конкретными

направлениями росписи по дереву в программе являются: Пермогорская и
Мезенская роспись. Это росписи крайнего севера. Для этих

росписей

характерно изображение животных, птиц; сочетание растительных узоров с
жанровыми сюжетами. В узор старинных изделий художники вкладывали

целый рассказ, а для близких оставляли послание или пожелание. Каждый
элемент и завиток рисунка имел определенное значение и располагался особым
образом.
И небольшой раздел программы - роспись по стеклу. Витражная роспись
выполняется специальными красками на гладкой стеклянной поверхности.
На занятиях росписи дети учатся создавать красоту своими руками. Эти
занятия формируют не только эстетический вкус у детей, и дают им
необходимые технические знания, но и развивают трудовые умения и навыки,
осуществляют

психологическую

и

практическую

подготовку

к

труду,

нацеливают на профессиональное самоопределение. Учащиеся знакомятся с
принципами

композиции,

основами

цветоведения,

осуществляется

художественно-конструкторская деятельность: выполнение эскизов, составление
орнаментов. Обучение по программе построено «от простого к сложному»; от
выполнения простейших элементов росписи к выполнению сложных сюжетных
композиций; от росписи плоских изделий – к росписи изделий объемных форм.
Адресат программы.

Возраст учащихся: 8-15 лет. Границы возраста могут варьироваться. Состав
группы постоянный. Количественный состав - 15 человек.
Специальной подготовки и отбора учащихся для освоения программы не
требуется.
Объём и сроки реализации программы.
Данная программа построена на основе распределения учебного материала
– 136 часов.
Формы обучения.
Форма обучения - очная.
Особенности организации образовательного процесса.
Занятия проводятся два раза в неделю - 2 академических часа по 40 минут с
перерывом 15 минут.
Цель: Создать условия для овладения учащимися практическим навыкам
выполнения

Пермогорской,

Мезенской

росписи,

росписи

по

стеклу.

Формировать интерес детей к художественно-прикладной деятельности.
Задачи:
− обучить

основным

приёмам

выполнения

Мезенской росписи, росписи по стеклу;
− развивать творческое мышление и способности;
− воспитывать любовь к художественному ремеслу.

Пермогорской,

Учебно-тематический план
№
п/п

Название темы

Коли
честв
о
часов

Теория

Практ
ика

Формы
контроля

1.

Вводное занятие. Вводная диагностика.

2

2

-

2.

Пермогорская роспись – роспись
Северной Двины. Ее особенности.
Материалы и инструменты.
Пермогорская роспись. Выполнение
элементов росписи. Листья, ягоды, цветы.
Пермогорская роспись. Выполнение
трехлистного цветка.

2

2

-

2

1

1

практическо
е задание

2

1

1

Пермогорская роспись. Выполнение
тюльпанов.
Пермогорская роспись. Выполнение
цветочной гирлянды.
Пермогорская роспись. Выполнение птиц.

2

1

1

анализ
цветового
решения
беседа

4

1

3

беседа

4

1

3

Пермогорская роспись. Выполнение
людей, коней.
Пермогорская роспись. Выполнение
орнаментов, геометрических узоров.
Пермогорская роспись. Выполнение
композиций в круге.
Пермогорская роспись. Составление
эскиза разделочной доски. Выбор
композиции, исполнение в цвете.
Пермогорская роспись. Роспись
разделочной доски.
- обработка изделия, составление
композиции в карандаше;
- выполнение в цвете элементов росписи,
лакировка изделия.
Пермогорская роспись. Роспись
деревянной ключницы.
- обработка изделия, составление
композиции в карандаше
- выполнение в цвете элементов росписи
- рамка, лакировка изделия.
Пермогорская роспись. Роспись солонки

6

2

4

защита
электронны
х карточек
самоанализ

4

1

3

практическо
е задание

4

1

3

анализ
композиции

2

1

1

беседа

6

2

4

самоанализ

10

3

7

самоанализ

8

3

5

защита

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

12.

13.

14.

вводный
тест
опрос

и сахарницы.
- составление композиции в карандаше
- выполнение в цвете элементов росписи
- лакировка изделия.
15. Пермогорская роспись. Роспись
деревянной лопатки.
- составление эскизов деревянных
лопаток
- роспись деревянной лопатки
16. Контрольное занятие. Текущая
диагностика.

реферата

4

2

2

беседа

2

1

1

17. Мезенская роспись – роспись крайнего
севера. Ее особенности. Материалы и
инструменты.
18. Мезенская роспись. Выполнение
орнаментов росписи.
19. Мезенская роспись. Выполнение
элементов орнаментов в квадратах.
20. Мезенская роспись. Выполнение
горизонтальных орнаментов.
21. Мезенская роспись. Выполнение птиц.

2

1

1

текущий
тест,
выставка
творческих
работ
опрос

4

1

3

анализ
композиции

4

1

3

анализ
композиции

4

1

3

практическа
я работа

4

1

3

22. Мезенская роспись. Выполнение уточек,
лебедей.
23. Мезенская роспись. Выполнение лосей,
лошадок.
24. Мезенская роспись. Выполнение
композиции.
25. Мезенская роспись. Роспись разделочной
доски.
- обработка изделия, прорисовка в
карандаше.
- выполнение элементов росписи.
- выполнение рамки, лакировка изделия.
26. Мезенская роспись. Роспись подноса.
- обработка изделия, прорисовка в
карандаше.
- выполнение элементов росписи.
- выполнение рамки, лакировка изделия.
27. Мезенская роспись. Роспись пасхальных
яиц.
- прорисовка в карандаше, выполнение
элементов росписи.
- выполнение рамок, лакировка изделий.

4

1

3

защита
презентации
беседа

4

1

3

самоанализ

2

1

1

практическо
е задание

8

2

6

беседа

12

2

10

защита
технологиче
ской карты

8

2

6

защита
презентации

28. Роспись по стеклу. Её особенности.
Материалы и инструменты.
29. Роспись по стеклу. Оформление бутылки
росписью.
30. Роспись по стеклу. Оформление панно в
рамке росписью.
31. Итоговое занятие. Итоговая диагностика.

32. Резервные часы.
33. ИТОГО

2

2

-

беседа

2

1

1

беседа

4

2

2

беседа

2

1

1

итоговый
тест,
выставка,
практическо
е задание

6
136

2
46

4
90

Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие. Вводная диагностика. (2 часа).
Теория. Ознакомление с программой, режимом работы объединения,
обязанностями в группе, планом мероприятий. Выбор старосты. Повторение
правил ТБ.
Практические работы: Проведение вводного теста.
Тема 2. Пермогорская роспись – роспись северной Двины. Ее
особенности. Материалы и инструменты. (2 часа).
Теория. Знакомство с Пермогорской росписью. Демонстрация изделий,
плакатов, открыток с росписью.
Материалы и инструменты для учащихся: гуашевые краски, кисти беличьи
круглые № 1,2,3,4, палитра, банка для воды, альбом, мягкая салфетка для снятия
лишней краски с кисти, заготовки досок, лак, наждачная бумага.
Наглядные пособия и инструменты для педагога: гуашевые краски, кисти,
изделия бывших учащихся, иллюстрации росписи, таблицы.
Тема 3. Пермогорская роспись. Выполнение элементов росписи.
Листья, ягоды, цветы. (2 часа).
Теория. Знакомство с росписью, ее особенностями.
Практические работы.

Выполнение листьев,

ягод, цветов.

Роспись

наносится по этапам: прорисовка карандашом, заливка, обводка. Следует
обратить внимание на отличительную черту росписи – заливка (раскраска). При
работе

гуашевыми

красками

заливка

производится

в

следующей

последовательности: желтая краска, зеленая, а затем красная.
Тема 4. Пермогорская роспись. Выполнение трехлистного цветка. (2
часа).
Теория. Освоение традиционного элемента росписи – трехлистного цветка.
В любом растительном узоре обязательно присутствует трехлистный цветок,
который назвали так из-за широкого лепестка состоящего как бы из трех частей.

Практические

работы.

Внимательно

рассмотреть

последовательность

выполнения каждого этапа росписи и цветовой заливки, обращая особое
внимание на симметричность изображения. Последовательное выполнения
элементов.
Тема 5. Пермогорская роспись. Выполнение тюльпанов. (2 часа).
Теория. Освоение традиционного элемента росписи – тюльпановидного
цветка. Его разновидности.
Практические работы. Выполнение малого и большого тюльпанов.
Последовательное выполнение элементов.
Тема 6. Пермогорская роспись. Выполнение цветочной гирлянды. (4
часа).
Теория. Знакомство с некоторыми простыми приемами построения
цветочного узора. В основе росписи – гибкий побег или гирлянда, состоящая из
трехлистных и тюльпановидных цветов.
Практические работы. Выполнение гирлянды в цвете.
Тема 7. Пермогорская роспись. Выполнение птиц. (4 часа).
Теория. Знакомство с традиционным мотивом росписи – «птица».
Рассказ о традиционных сюжетах с изображением птиц в русской народной
культуре. Значение птицы Сириин в росписи.
Практические работы. Выполнение птиц в цвете.
Тема 8. Пермогорская роспись. Выполнение людей, коней. (6 часов).
Теория. Знакомство с традиционным мотивом росписи – изображение
людей и коней.
Практические работы. Выполнение людей, коней в цвете.
Тема

9.

Пермогорская

роспись.

Выполнение

орнаментов,

геометрических узоров. (4 часа).
Теория. Освоение простейших элементов геометрического орнамента.
Рассказ о значении орнамента

в народном искусстве, о его функции и

символике. Каждая фигура и различные их сочетания имеют свое символическое
значение.
Практические работы. Выполнение орнаментов в полосе, максимально
точно копируя предложенные варианты. Передача точного изображения цвета.

Тема 10. Пермогорская роспись. Выполнение композиции в круге. (4
часа).
Теория. Освоение традиционных видов росписи в круге.
Практические работы. Выполнение предложенных узоров в

цвете,

используя опорные линии.
Тема 11. Пермогорская роспись. Составление эскиза разделочной
доски. (2 часа).
Теория. Выбор формы доски, составление композиции.
Практические работы. Выполнение композиции в цвете,

выполняя

последовательно все этапы росписи.
Тема 12. Пермогорская роспись. Роспись разделочной доски. (6 часов).
Теория. Выбор формы изделия, выбор композиции. Повторение правил ТБ.
Практические

работы.

Обработка

подставки

наждачной

бумагой,

выполнение композиции в карандаше, последовательное выполнение этапов
росписи в цвете. Лакировка изделия.
Тема 13. Пермогорская роспись. Роспись деревянной ключницы (10
часов).
Теория. Выбор формы изделия, выбор композиции.
Практические

работы.

Обработка

заготовки

наждачной

бумагой.

Составление композиции, последовательное выполнение этапов росписи в цвете.
Лакировка изделия.
Тема 14. Пермогорская роспись. Роспись солонки и сахарницы. (8
часов).
Теория. Выбор композиции изделий, декоративное оформление изделий.
Практические работы. Выполнение композиции в карандаше, выполнение в
цвете всех этапов росписи, лакировка изделий.
Тема 15. Пермогорская роспись. Роспись деревянной лопатки. (4 часа).
Теория.

Применение изделия в быту. Демонстрация различных видов

лопаток.
Практические работы. Составление в цвете эскизов деревянных лопаток.
Нанесение росписи на изделие. Лакировка изделия.

Тема 16. Контрольное занятие. Текущая диагностика. (2 часа).
Теория.

Проверка

полученных

знаний

на

проведенных

занятиях.

Организация выставки творческих работ. Охарактеризовать работу каждого
учащегося.
Практические работы. Проведение текущего теста.
Тема 17. Мезенская роспись – роспись крайнего севера. Ее особенности.
Материалы и инструменты. (2 часа).
Теория. Знакомство с мезенской росписью. История ее возникновения.
Виды изделий.
Материалы и инструменты для учащихся: гуашевые краски, кисти беличьи
круглые № 1,2,3,4, палитра, банка для воды, альбом, мягкая салфетка для снятия
лишней краски с кисти, заготовки досок, лак, наждачная бумага.
Наглядные пособия и инструменты: для педагога: гуашевые краски, кисти,
изделия бывших учащихся, таблицы, буклеты.
Тема 18. Мезенская роспись. Выполнение орнаментов росписи. (4 часа).
Теория. Знакомство с особенностями построения орнамента в мезенской
росписи.
Практические работы. Организация рабочего места. Приемы владения
кистью. Выполнение орнаментов в цвете по образцам.
Тема 19. Мезенская роспись. Выполнение элементов орнаментов в
квадратах. (4 часа).
Теория. Знакомство с особенностями построения орнаментов в квадратах.
Практические работы. Последовательное выполнение элементов росписи в
цвете. Копирование рисунков.
Тема 20. Мезенская роспись. Выполнение горизонтального орнамента.
(4 часа).
Теория.

Знакомство

с

особенностями

построения

горизонтальных

орнаментов.
Практические

работы.

Последовательное

выполнение

горизонтальных орнаментов в цвете.
Тема 21. Мезенская роспись. Выполнение птиц. (4 часа).

элементов

Теория. Знакомство с традиционным мотивом мезенской росписи «птица».
Разновидности птиц.
Практические работы. Последовательное выполнение птиц в цвете.
Тема 22. Мезенская роспись. Выполнение уточек, лебедей. ( 2 часа)
Теория. Знакомство с традиционными мотивами росписи «уточка»,
«лебедь».
Практические работы. Последовательное выполнение птиц в цвете.
Тема 23. Мезенская роспись. Выполнение лосей, лошадок. (4 часа).
Теория. Знакомство с традиционными мотивами росписи «лось, лошадка».
Практические работы. Последовательное выполнение лосей и лошадок в
цвете.
Тема 24. Мезенская роспись. Выполнение композиции. (2 часа).
Теория. Знакомство с некоторыми приемами построения композиции.
Выбор композиции для выполнения.
Практические работы. Последовательное выполнение всех этапов росписи в
цвете.
Тема 25. Мезенская роспись. Роспись разделочной доски. (8 часов).
Теория. Составление

форм эскизов разделочных досок. Выбор форм

изделия. Соблюдение правил ТБ при обработке фанеры наждачной бумагой.
Практические работы. Обработка разделочной доски наждачной бумагой,
составление композиции в карандаше. Последовательное выполнение всех
этапов росписи в цвете. Лакировка изделия.
Тема 26. Мезенская роспись. Роспись подноса. (12 часов).
Теория. Значение изделия в быту. Виды подносов. Выбор формы.
Практические работы: Обработка подноса наждачной бумагой, составление
композиции в карандаше. Последовательное выполнение всех этапов росписи в
цвете. Лакировка изделия.
Тема 27. Роспись пасхальных яиц. (8 часов).
Теория. Рассказ об истории возникновения пасхальных яиц. Их виды,
техника выполнения.
Практические работы. Прорисовка в карандаше, выполнение элементов
росписи в цвете, выполнение рамок орнаментов. Лакировка изделий.

Тема

28.

Роспись

по

стеклу.

Её

особенности.

Материалы

и

инструменты. (2 часа).
Теория. Знакомство с техникой росписи по стеклу. История возникновения
росписи по стеклу. Материалы, инструменты, приспособления.
Тема 29. Роспись по стеклу. Оформление бутылки росписью. (2 часа).
Теория. Значение и применение предмета в интерьере.
Практические работы. Составление эскиза. Роспись изделия.
Тема 30. Роспись по стеклу. Оформление панно в рамке росписью. (4
часа).
Теория. Демонстрация панно разного вида. Их применение.
Практические

работы.

Выбор

изделия,

составление

эскиза.

Последовательное выполнение росписи, соблюдение всех этапов.
Тема 31. Итоговое занятие. Итоговая диагностика. (2 часа).
Теория. Проверка полученных знаний на проведенных знаниях за учебный
год.
Практические работы. Проведение итогового теста. Практическое задание.
Тема 32. Резервные часы. (6 часа).
Часы используются по необходимости в течение учебного года.
Планируемые результаты
Важными

показателями

успешности

освоения

программы

являются:

развитие интереса детей к народному искусству; участие в мероприятиях и
жизнедеятельности объединения.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение.
Обучение учащихся проводится в кабинете, оборудованном для обучения
художественной росписи. Оборудование кабинета соответствует санитарногигиеническим нормам, оборудовано рабочими местами: столы и стулья для
педагога и учащихся; классная доска, шкафы и стеллажи.
Оборудование:
1. Электродрель
2. Электролобзик

3. Шуруповёрт
Рабочий инструмент:
1. Кисти беличьи
2. Карандаши
3. Ластики
4. Линейки
5. Циркуль
6. Альбомы
7. Гуашь
8. Уайт-спирт
9. Лак ПФ
10. Наждачная бумага
Материалы:
1. Деревянные заготовки и стеклянные предметы.
5. Технические средства обучения: компьютер, принтер, мультимедиапроектор,
фотоаппарат.
Информационное обеспечение.
Информационное обеспечение: подключение к сети Интернет, презентации,
фотографии, электронные карточки.
Кадровое обеспечение.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, имеющий
подготовку

по

специальности

«учитель

технологии»,

«учитель

по

изобразительному искусству».
Формы аттестации
Подведение итогов работы является необходимым условием
творческого

коллектива.

Для

контроля

за

освоением

работы

дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы организуется входной,
текущий, промежуточный и итоговый контроль и организация выставки работ
обучающихся. Формы

и оценочные материалы для текущего контроля по

разделам, итоговой и промежуточной аттестации представлены в «Фонде
оценочных средств» (Приложение №1).

В течение всего года ведется

индивидуальное педагогическое наблюдение за творческим развитием каждого
ребенка.
Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса.
Применяемые методы обучения: словесные (беседа, рассказ, объяснение,
инструктаж),

наглядные

(демонстрация,

иллюстрация,

видео-метод,

наблюдение),

практические (упражнения, практическая работа, творческое

задание), игровой, методы контроля и самоконтроля.
Формы организации образовательного процесса.
Применяемые формы организации образовательного процесса: групповая,
индивидуальная, фронтальная.
Формы организации учебного занятия.
Применяемые формы организации учебного занятия: беседа, выставка,
фестиваль, игра, конкурс, мастер-класс, открытое занятие, итоговое занятие,
контрольное занятие, практическое занятие, презентация, творческая мастерская,
экскурсия, ярмарка.
Педагогические технологии.
Применяемые педагогические технологии: технология группового обучения,
технология

коллективного

взаимодействия,

технология

дистанционного

обучения, технология игровой деятельности, здоровьесберегающая технология,
ИК-технология.
Алгоритм учебного занятия.
Учебное занятие состоит из трёх частей: вступление, основная часть,
заключение.
Во вступлении выделяют следующие этапы:
-проверка готовности к работе,
-определение темы,
-формулировка цели и задач,
- повторение правил т/б,
- актуализация знаний,
-объяснение плана работы обучающимся.

Основная часть:
-знакомство с теоретическим материалом,
-объяснение хода практической работы,
- выполнение учащимися практической работы под руководством педагога.
Заключительная часть:
- ценивается работа обучающихся,
- рефлексия,
- подводятся итоги,
- задаётся домашнее задание.
Программа обеспечена дидактическим материалом: методические
пособия, разработки занятий, технологические карты,

рабочие тетради по

основным видам росписи, иллюстрации, фотографии, карточки, таблицы,
плакаты,

буклеты,

образцы

готовых

изделий,

электронная

коллекция

изображений предметов декоративно-прикладного творчества, презентации к
разделам программы, электронные карточки с элементами росписи. Материалы,
наработанные детьми в процессе исследовательской деятельности, используются
в образовательном процессе и предлагаются для самостоятельных домашних
занятий детей.

Литература для педагога
1. Барадулин В.А. Основы художественного мастерства. – М.: Просвещение,
1979.
2. Величко Н.К. Русская роспись. – М.: АРСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.
3. Козловская А.В. Юные дизайнеры // Дополнительное образование и
воспитание. – 2016. - №6. – с. 58.
4. Климов В.В., Егоров М.В., Грачёв Б.А., КрохалевА.И., Мошев А.В. Парма
прикамская фотоальбом. – Кудымкар: Коми- пермяцкое книжное
издательство, 1995.
5. Климов В.В. Заветный клад. – Кудымкар: Коми-Перм.кн. из-во, 2007.
6. Ефремова Е. Роспись по стеклу. – М.: ООО «Издательство Робинс», 2011
7. Истомин А.С. Парма Прикамская. Коми-Пермяцкое книжное
издательство.: Кудымкар, 1995.
8. Кольчурина С.Н. Кудымкар — город Кудым-Оша: фотоальбом. - КомиПермяцкое книжное издательство.: Кудымкар, 2007.
9. Люцкевич Д.А. Роспись по стеклу. – М:. Эксмо, 2007.
10. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. – М.: Просвещение, 1983.
11. Махнутова Х.И. Роспись по дереву. – М.: Просвещение, 1987.
12. Пасенко В. Ожившие игрушки Виталия Пасенко // Народное творчество.
2016. №1. – с. 31-33.
13.Чагин Г.Н. Парма – земля чуди. – Кудымкар: Коми-Пермяцкое книжное
издательство, 2009.
14. http://www.kulturologia.ru/blogs/060216/28329/
15. http://art.mirtesen.ru/blog/43803269652/Russkie-narodnyie-rospisi:-Mezenskaya,-gorodetskaya,zhostovskay
16. http://iamruss.ru/russian-folk-painting-and-crafts/
17. http://better-house.ru/interer/rospis-po-steklu-vitrazhnymi-kraskami/
18. http://womanadvice.ru/rospis-po-steklu-svoimi-rukami

Литература для обучающихся
1. Аксёнова М. Энциклопедия для детей. – М.: Мир энциклопедий Аванта,
2010.
2. Ефремова Е.В. Роспись по стеклу. – М.: Робинс, 2011.
3. Карасёва С. Пасхальная писанка // Народное творчество. 2016. №2. – с. 6062.
4. Максимова З. По мотивам росписей Городца и русского Севера. Народное
творчество. – М.: Московская правда, 2000.
5. http://www.rusobschina.ru/2010-11-08-09-03-43/937-2011-02-09-09-05-54
6. http://ped-kopilka.ru/vospitateljam/master-klasy-dlja-vospitatelei/tehnika-vitrazhnoi-rospisipo-steklu-dlja-nachinayuschih.html
7. http://kitchendecorium.ru/accessories-decor/dekorirovanie/rospis-bokalov-svoimirukami.html


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».