Управление образования администрации города Кудымкара
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр «Радуга» г. Кудымкара
Принята на заседании педагогического совета
Утверждаю:
от «30» сентября 2022 г.
Директор МАУДО «ДЮЦ «Радуга»
Протокол № 1
_______________Т.Т. Бражкина
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Азбука росписи»
Возраст обучающихся: 7-14 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Сыстерова Елена Алексеевна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
г. Кудымкар, 2022
Информационная карта образовательной программы
I Наименование программы
«Азбука росписи»
II Направленность
Художественная
III Сведения об авторе (составителе)
1. ФИО
Сыстерова Елена Алексеевна
2. Год рождения
1968
3. Образование
Высшее
4. Место работы
МАУДО «ДЮЦ «Радуга» г. Кудымкара
5. Должность
Педагог дополнительного образования
6. Квалификационная категория
Высшая
7. Адрес, телефон
г. Кудымкар, ул. М. Горького, д. 28
IVСведения о программе
1. Срок реализации
1 год
2. Возрастная группа
7-14 лет
3. Тип программы
общеразвивающая
4. Характеристика программы
По месту в образовательной модели
Разновозрастного детского объединения
По уровню освоения
Общекультурный ознакомительный
5. Цель программы
Создать условия для овладения обучающимися
практическими
навыками
выполнения
Обвинской, Городецкой, Полхов-Майданской
росписи.
6.
Ведущие
формы
и
методы Беседа, практические занятия, экскурсии,
исследовательская деятельность, занятие - игра,
образовательной деятельности
самостоятельная работа, творческие встречи,
посещение выставок.
7.Форма обучения
Очная,
с
применением
дистанционных
образовательных технологий.
8.
Формы
мониторинга Входная, промежуточная (анкеты, тесты, зачеты
по пройденным темам, творческие задания
результативности
творческие
работы,
проекты,
конкурсы,
письменные работы), итоговая диагностики
(повторение изученного материала).
9. Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности «Азбука росписи»
1. Пояснительная записка
1.1 Общие сведения
Данная программа разработана Сыстеровой Еленой Алексеевной,
педагогом дополнительного образования МАУДО ДЮЦ «Радуга» г.
Кудымкара.
По направленности программы – художественная, по виду –
модифицированная, по уровню освоения - общекультурная.
Программа составлена в соответствии со следующими документами:
- Закон об образовании в Российской Федерации (ФЗ «Об образовании в РФ»
от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ);
- «Концепция развития дополнительного образования», (Распоряжение
Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р);
- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России», 2009 г.;
- О примерных требованиях к программам дополнительного образования
детей» (Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. №06-1844);
-
«Методические рекомендации
по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ» (Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2105 г.
№09-3242);
-
Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного
образования «Детско-юношеский центр «Радуга».
В
соответствии
с
«Порядком
организации
и
осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (утверждён Приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008) в общеразвивающую
дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу
«Художественная роспись» ежегодно вносятся изменения.
Актуальность программы.
Детское творчество - сложный процесс познания растущим человеком
самого себя и окружающего мира, способ выражения своего личного
отношения к реальности. Очень важно научить ребёнка ориентироваться в
окружающем
мире,
нравственные
осуществлять
ценности,
жизненный
реализовывать
выбор,
себя
опираясь
в
на
деятельности,
способствующей духовному развитию, закладывая тем самым фундамент
успешной жизнедеятельности учащегося в будущем. Поэтому велика сила
воздействия искусства на ребёнка. На протяжении развития человечества,
народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры.
Оно
сохраняет
традиции
преемственности
поколений,
влияет
на
формирование культурных вкусов. Произведения прикладного искусства
отражают художественные традиции, миропонимание, мировосприятие и
художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность
произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не
только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру,
но ещё и в том, что они являются памятниками духовной культуры. Роспись
– это «почерк» народа, его живой и образный язык. Сохраняя традиционные
предпочтения, роспись всегда отражает время и не может устареть.
Отличительные особенности программы.
Данный предмет тесно связан с рисунком, живописью, прикладной
композицией, историей народной культуры и изобразительного искусства.
Это помогает учащимся активно осмысливать окружающий мир и воплощать
его в формах декоративно-прикладного искусства, гармонично объединяя
функциональный и эстетический компоненты в изделиях.
Основная идея программы — создание условий для раскрытия
творческого
потенциала
каждого
ребёнка,
для
его
самореализации,
сохранения и возрождения народных промыслов и традиций. В наше время
возрождаются забытые народные традиции, обряды, обычаи, определяющие
мировоззрение человека, его отношение к окружающему миру. Изделия
ручной работы ценились во все времена, они имеют особую ценность. Ещё
приятнее, когда изделие, которое украшает интерьер кухни или комнаты,
выполнил ребенок. Программа основана на изучении художественной
росписи по дереву. Искусство росписи имеет многовековые традиции. Среди
направлений декоративно-прикладного искусства роспись занимает особое
место.
Каждый
из
видов
отличается
своеобразием
художественно-
стилистических, природных условий развития. Любой, самый обычный
предмет домашнего обихода, украшенный незатейливым орнаментом,
создаёт настроение, радует глаз. На территории России существует
множество видов росписи, отличающихся друг от друга. Конкретными
направлениями росписи по дереву в программе являются: Обвинская,
Городецкая, Полхов-Майданская. Незатейливые узоры, цветы, птицы,
животные - незаменимые сюжеты каждой росписи. Они изображаются в по
разному, характерно особенностям конкретной росписи.
На занятиях росписи дети учатся создавать красоту своими руками. Эти
занятия формируют не только эстетический вкус у детей, и дают им
необходимые технические знания, но и развивают трудовые умения и
навыки, осуществляют психологическую и практическую подготовку к
труду, нацеливают на профессиональное самоопределение. Учащиеся
знакомятся
с
принципами
композиции,
основами
цветоведения,
осуществляется художественно-конструкторская деятельность: выполнение
эскизов, составление орнаментов. Обучение по программе построено «от
простого к сложному»; от выполнения простейших элементов росписи к
выполнению сложных сюжетных композиций; от росписи плоских изделий –
к росписи изделий объемных форм.
Адресат программы.
Возраст учащихся:
7-14 лет. Границы возраста могут варьироваться.
Состав группы постоянный.
Количественный состав - 15 человек. Специальной подготовки и отбора
учащихся для освоения программы не требуется.
Объём и сроки реализации программы.
Данная программа построена на основе распределения учебного
материала - 136 часов.
Формы обучения.
Форма обучения - очная.
Особенности организации образовательного процесса.
Занятия проводятся два раза в неделю - 2 академических часа по 40
минут с перерывом 15 минут.
Цель: Создать условия для овладения обучающимися практическими
навыками выполнения Обвинской,
росписи.
Формировать
интерес
Городецкой, Полхов-Майданской
детей
к
художественно-прикладной
деятельности.
Задачи:
– ознакомить с искусством росписи
по дереву в России, основами
композиции, технологией выполнения росписи по дереву;
– ознакомить с народными промыслами России;
− обучить основным приёмам выполнения Городецкой, Обвинской,
Полхов-Майданской росписи,
правилам техники безопасности и
личной гигиены;
− развивать творческое мышление и способности;
− воспитывать любовь к художественному ремеслу.
Учебно-тематический план
Количест
во часов
Теори
я
Практи
ка
Формы
контроля
2
2
-
Народное декоративное искусство в
России. Его виды. Знаменитый народный
промысел Нижегородского края –
Городецкая роспись.
Городецкая роспись. Материалы и
инструменты. Выполнение штрихов:
прямой, капелька, дуга.
Городецкая роспись. Выполнение
украешков, рамок.
2
2
-
вводный
тест
опрос
2
1
1
опрос
2
1
1
Городецкая роспись. Выполнение цветов,
ягод (подмалевок, тенёвка, разживка).
Ягодка, ромашка.
Бутон, купавка, одуванчик.
Розан, виноград.
Городецкая роспись. Выполнение
листьев, пучков, кустиков (подмалёвок,
разживка).
Городецкая роспись. Выполнение птиц
(подмалевок, тенёвка, разживка).
Петушок, лебедь.
Голубь, кукушка.
Фазан, павлин.
Городецкая роспись. Выполнение коней
(подмалёвок, разживка).
Городецкая роспись. Выполнение бабочек
(подмалевок, теневка, разживка).
Городецкая роспись. Выполнение
композиции по образцам. Гирлянда
(подмалёвок, тенёвка, разживка).
Городецкая роспись. Составление эскиза
разделочной доски. Составление
композиции, выполнение в цвете.
- составление композиции, подмалёвок;
- тенёвка, разживка;
Городецкая роспись. Роспись
разделочной доски.
- обработка изделия, составление
композиции в карандаше;
- подмалёвок, тенёвка;
6
3
3
практичес
кое
задание
беседа
4
1
3
беседа
6
3
3
самоанали
з
2
1
1
беседа
2
1
1
беседа
2
1
1
практичес
кое
задание
4
2
2
беседа
8
4
4
беседа
№
Название темы
п/п
1. Вводное занятие. Вводная диагностика.
2
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
- разживка;
- рамка, лакировка изделия.
Городецкая роспись. Сюжетная
композиция. Роспись панно.
- обработка изделия, составление
композиции в карандаше
- подмалёвок, тенёвка;
- разживка;
- рамка, лакировка изделия.
Контрольное занятие. Текущая
диагностика.
Обвинская роспись – одна из самых
самобытных разновидностей сельской
росписи
Прикамья.
Материалы
и
инструменты. Посещение музея.
Обвинская роспись. Выполнение
элементов: капелька, ягодка, кустик,
спиралька.
Обвинская роспись. Выполнение
разделок: веточка, цепочка, дорожка,
половина веточки.
Обвинская роспись. Выполнение цветов
небольшого размера (они же серединки
больших цветов).
Обвинская роспись. Выполнение больших
цветов: обвинская роза, лучистый цветок,
цветок сектор, бегущее солнце.
Обвинская роспись. Выполнение листьев.
- лист-капелька;
- ланцевидный листок.
Обвинская роспись. Выполнение мотива
«яблоко» с двумя расходящимися
ветками.
Обвинская роспись. Выполнение
небольшой композиции с использованием
разделок. Последовательное выполнение
элементов росписи.
Обвинская роспись. Выполнение
композиции с использованием цветов и
листьев.
Последовательное выполнение элементов
росписи.
Обвинская роспись. Роспись разделочной
12
4
8
беседа
2
1
1
2
2
-
текущий
тест,
защита
кроссворд
опрос
4
1
3
практичес
кое
задание
2
1
1
беседа
4
1
3
беседа
6
1
5
защита
кроссворд
а
4
1
3
самоанали
з
2
1
1
беседа
4
1
3
беседа
4
1
3
беседа
8
2
6
беседа
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
доски.
- обработка изделия, составление
композиции в карандаше
- последовательное выполнение
элементов росписи
- выполнение рамки, лакировка изделия.
Обвинская роспись. Роспись набора (2
разделочные доски, коромысло).
- обработка досок, выполнение
композиции в карандаше
- последовательное выполнение
элементов росписи
- выполнение рамки, лакировка изделия.
Полхов-Майданская роспись. Промысел
Нижегородского края. Особенности
росписи. Материалы и инструменты.
Полхов-Майданская роспись.
Выполнение листьев и веточек.
Составление эскиза бочонка.
Полхов-Майданская роспись.
Выполнение ягод и бутонов. Составление
эскиза кувшина.
Полхов-Майданская роспись.
Выполнение цветов. Составление эскиза
матрёшки.
Полхов-Майданская роспись.
Выполнение гирлянды. Составление
эскиза деревянной лошадки.
Полхов-Майданская роспись.
Выполнение цветочных узоров.
Составление эскиза панно.
Полхов-Майданская роспись.
Выполнение птиц. Составление эскиза
сахарницы.
Полхов-Майданская роспись.
Выполнение храмов, мельниц, домов,
пейзажных композиций. Составление
эскиза солонки.
Полхов-Майданская роспись. Роспись
деревянной ложки. Лакировка изделия.
Итоговое занятие. Итоговая диагностика.
16
2
14
защита
технологи
ческой
карты
2
1
1
опрос
2
1
1
практичес
кое
задание
2
1
1
беседа
2
1
1
защита
презентац
ии
2
1
1
самоанали
з
2
1
1
беседа
2
1
1
беседа
2
1
1
практичес
кое
задание
2
1
1
опрос
2
1
1
итоговый
тест,
практичес
кое
задание
36.
37.
Резервные часы.
ИТОГО:
4
136
1
52
3
84
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие. Вводная диагностика. (2 часа).
Теория. Ознакомление с программой, режимом работы объединения,
расписанием, обязанностями в группе, выбор старосты, план мероприятий.
Рассказ о правилах ТБ, ознакомление с основами гигиены и санитарии,
объяснение способов предупреждения опасных ситуаций на занятиях в
объединении.
Проведение вводного теста.
Тема 2. Народное декоративное искусство в России. Его виды
Знаменитый народный промысел Нижегородского края - Городецкая
роспись. (2 часа).
Теория. Беседа о народном декоративно-прикладном искусстве. Его
видах: роспись по дереву, роспись по фарфору, роспись по бересте, роспись
по ткани, роспись по эмали, керамика, глиняная игрушка, лаковая миниатюра
и т.д. Показ иллюстраций, открыток, таблиц с изображением произведений
декоративно-прикладного искусства.
Тема
3.
Городецкая
роспись.
Материалы
и
инструменты.
Выполнение штрихов (2 часа).
Теория. Знакомство с Городецкой росписью.
Материалы и инструменты для учащихся: гуашевые краски, кисти
беличьи круглые № 1,2,3,4, палитра, банка для воды, альбом, мягкая салфетка
для снятия лишней краски с кисти, заготовки досок, лак, наждачная бумага.
Наглядные пособия и инструменты для педагога: гуашевые краски,
кисти, изделия бывших учащихся, иллюстрации
Городецких мастеров,
таблицы.
Практические работы. Организация рабочего места. Правильная посадка
ученика.
Приёмы
владения
кистью.
Кисть
необходимо
держать
перпендикулярно поверхности. Все элементы Городецкой росписи рисуют
сразу кистью. Выполнение штрихов: прямой, капелька, дуга.
Тема 4. Городецкая роспись. Выполнение украешков, рамок (2
часа).
Теория. Ознакомление с особенностями построения орнамента в
Городецкой росписи, законами симметрии.
Практически работы. Выполнение упражнения на воспроизведение
образца. Составление рамок, украешков из изученных элементов.
Тема 5. Городецкая роспись. Выполнение цветов, ягод (подмалевок,
теневка, разживка). (6 часов).
Теория. Знакомство с традиционными элементами Городецкой росписи
–
«цветы».
Описание
последовательного
выполнения
цветов.
Их
разновидности. Цветовое решение.
Практические работы. Выполнение цветов (ромашка, бутон, купавка,
одуванчик,
розан,
виноград),
ягод.
Обращение
внимания
на
последовательность выполнения цветов. Сначала крупной кистью № 4
делается «подмалёок» - цветное пятно круглой формы. Затем кистью № 2
выполняется «тенёвка» - обозначается середина цветка и лепестки. На
заключительном
этапе
осуществляется
«разживка»
-
у
цветка
прорисовываются многочисленные детали в виде штрихов, дуг, лепестков и
точек, выполняются кистью № 1. В такой же последовательности рисуют
ягоды.
Тема 6. Городецкая роспись. Выполнение листьев, пучков, кустиков
(подмалёвок, разживка). (4 часа).
Теория. Знакомство с художественным элементом Городецкой росписи
– «листочком». Обращение внимания на различную форму листьев,
ритмичность их чередования и количество элементов узора. Листочки
обычно объединяют в группы из трех, пяти и более штук, как бы
вырастающих из одного стебля. Центральный лист, как правило, всегда
намного больше боковых. Нередко листочки присутствуют в узоре парами.
Практические
работы.
Последовательное
выполнение
элементов:
сначала рисуется общий контур, имеющий вид листовидного пятна, затем
осуществляется тенёвка и разживка при помощи тонких штрихов. После
листьев выполняются пучки, кустики.
Тема 7. Городецкая роспись. Выполнение птиц (подмалёвок,
тенёвка, разживка). (6 часов).
Теория. Знакомство с изображением различных видов Городецких птиц,
сюжетами, в которых присутствуют данные мотивы.
Практические работы. Последовательное выполнение элементов. Птицу
обычно рисуют начиная с крыла, затем выполняется грудь. После этого
дорисовывают остальные части тела. Когда контур нанесен, всю поверхность
рисунка закрашивают, оставляя лишь основные внутренние линии. После
этого приступают к разживке, то есть к детальной проработке образа с
помощью тонких мазков, штрихов и нанесению более светлых оттенков на
контур. Роспись всех видов птиц (петушок, лебедь, голубь, кукушка, фазан,
павлин).
Тема 8. Городецкеая роспись. Выполнение коней (подмалёвок,
разживка). (2 часа).
Теория. Знакомство с традиционным мотивом городецкой росписи
«конем». Следует рассмотреть с детьми сюжеты, в которых присутствует
изображение коня. Величавость и грациозность коня выражают в плавности
и ритмичности формы, в которой ограничено уравновешены красота и сила.
Практические работы. Городецкого коня обычно рисуют черной
краской. Вначале наносится изображение, похожее на большую каплю – это
грудь и шея, затем наносится изображение перевернутой капли размером
поменьше – это круп и задняя нога Городецкого коня. После этого
дописывают ноги, голову, гриву, хвост. Затем приступают к разживке.
Тема 9. Городецкая роспись. Выполнение бабочек (подмалёвок,
тенёвка, разживка). (2 часа).
Теория. Знакомство с изображением различных видов Городецких
бабочек. Значение бабочек в природе.
Их
стилизация.
Выражение
характерных элементов (например, маленькое туловище, большие крылья,
длинные усики).
Практические работы. Последовательное выполнение
элементов.
Роспись начинается с туловища, затем намечаются крылья, потом усики.
Прорабатывается все в цвете, наносится подмалёвок, затем тенёвка и
разживка.
Тема 10. Городецкая роспись. Выполнение композиции по образцам.
Гирлянда (подмалёвок, тенёвка, разживка). (2 часа).
Теория. Знакомство с основами композиции, схемами, узорами
различных композиций. Выбор образца для копирования.
Практические работы. Последовательное
выполнение гирлянды:
размещение композиции на листе, подмалёвок цветов и листьев, тенёвка,
разживка.
Тема 11. Составление эскиза разделочной доски. Составление
композиции, выполнение в цвете (4 часа).
Теория. Знакомство с различными видами композиций Городецкой
росписи, присутствие также сюжетной композиции.
Практические работы. Составление эскиза формы разделочной доски.
Выбор композиции, последовательное выполнение в цвете: подмалёвок,
тенёвка, разживка, рамка.
Тема 12. Городецкая роспись. Роспись разделочной доски (8 часов).
Теория: Показ разделочных досок бывших учащихся, таблиц, открыток.
Выбор формы изделия. Рассказ о правилах техники безопасности при
обработке фанеры наждачной бумагой.
Практические работы.
бумагой.
Составление
Обработка разделочной доски наждачной
композиции
в
карандаше.
Последовательное
выполнение всех этапов росписи в цвете: подмалёвок, тенёвка, разживка.
Лакировка изделия.
Тема 13. Городецкая роспись. Сюжетная композиция. Роспись
панно (12 часов).
Теория. Показ композиций с изображением людей. Выбор формы панно.
Практические
работы.
Обработка
изделия
наждачной
бумагой.
Составление композиции в карандаше. Последовательное выполнение всех
этапов росписи в цвете: подмалёвок, тенёвка, разживка. Лакировка изделия.
Соблюдение правил ТБ.
Тема 14. Контрольное занятие. Текущая диагностика. (2 часа).
Теория. Проверка полученных знаний на проведенных занятиях.
Охарактеризовать работу каждого учащегося.
Практические работы.
Проведение
текущего
теста,
составление
кроссворда.
Тема 15. Обвинская роспись – одна из самобытных разновидностей
сельской росписи Прикамья. Материалы и инструменты. Посещение
музея. (2 часа).
Теория. Знакомство с Обвинской росписью. История ее возникновения.
Виды изделий. Экскурсия в музей.
Материалы и инструменты для учащихся: гуашевые краски, кисти
беличьи круглые № 1,2,3,4; палитра; банка для воды, альбом, мягкая
салфетка для снятия лишней краски с кисти; заготовки досок; лак; наждачная
бумага.
Наглядные пособия и инструменты для педагога: гуашевые краски,
кисти, изделия бывших учащихся, таблицы, буклеты.
Тема 16. Обвинская роспись. Выполнение элементов (капелька,
ягодка, кустик, спиралька). (4 часа).
Теория. Знакомство с особенностями построения орнамента в обвинской
росписи, законами симметрии.
Практические работы. Организация рабочего места. Правильная посадка
ученика. Приемы владения кистью. Цветовое решение. Выполнение
элементов: капелька, ягодка, кустик, спиралька.
Тема 17. Обвинская роспись. Выполнение разделок (веточка,
цепочка, дорожка, половина веточки). (2 часа).
Теория. Применение элементов в росписи.
Практические работы: организация рабочего места. Цветовое решение
элементов. Выполнение элементов росписи: веточка, цепочка, дорожка,
половина веточки.
Тема 18. Обвинская роспись. Выполнение цветов небольшого
размера. (4 часа).
Теория. Рассказ о цветах небольшого размера, которые являются также
серединками больших цветов.
Практические
работы.
Последовательное
выполнение
цветов,
правильное использование цвета. Разновидности цветов.
Тема 19. Обвинская роспись. Выполнение больших цветов. (6
часов).
Теория.
Значение названий
цветов.
Их
формы,
применение
в
композиции.
Практические
работы.
Последовательное
выполнение
цветов,
правильное использование цвета. Роспись лучистого цветка, цветка-сектора,
бегущего солнца.
Тема 20. Обвинская роспись. Выполнение листьев. (4 часа).
Знакомство с разновидностями листьев, их формами, использование в
композициях, сочетание с цветами.
Практические работы: выполнение ланцевидного листа, пучков.
Тема 21. Обвинская роспись. Выполнение мотива «яблоко» с двумя
расходящимися ветками. (2 часа).
Теория. Знакомство с видами мотивов. Использование мотива в
композиции.
Практические работы. Правильное построение мотива, выполнение в
цвете.
Тема 22. Обвинская роспись. Выполнение небольшой композиции с
использованием разделок. ( 4 часа ).
Теория.
Знакомство
с
основными
видами
композиций.
Выбор
композиции для росписи.
Практические работы. Последовательное выполнение
композиции в
цвете.
Тема
23.
Обвинская
роспись.
Выполнение
композиции
с
использованием цветов и листьев. (4 часа).
Теория. Выбор композиции.
Практические работы. Последовательное выполнение композиции в
цвете.
Тема 24. Обвинская роспись. Роспись разделочной доски. (8 часов).
Теория. Показ разделочных досок бывших учащихся, таблиц, открыток.
Выбор формы изделия. Рассказ о правилах техники безопасности при
обработке фанеры наждачной бумагой.
Практические
работы.
Обработка
доски
наждачной
бумагой,
составление композиции в карандаше. Последовательное выполнение
элементов росписи в цвете. Выполнение рамки, лакировка изделия.
Тема 25. Обвинская роспись. Роспись набора (2 разделочные доски,
коромысло). (16 часов).
Теория. Показ готовых изделий, эскизов. Выбор формы разделочных
досок.
Практические
работы.
Выполнение композиции
Обработка
досок
наждачной
бумагой.
в карандаше. Последовательное выполнение
элементов росписи. Выполнение рамок, лакировка изделий. Соблюдение
правил ТБ.
Тема 26. Полхов-Майданская роспись. Промысел Нижегородского
края. Особенности росписи. Материалы и инструменты. (2 часа).
Теория.
Знакомство
с
Полхов-Майданской
возникновения росписи. Виды изделий.
росписью.
История
Материалы и инструменты для учащихся: гуашевые краски, кисти
беличьи круглые № 1,2,3,4; палитра; банка для воды, альбом, мягкая
салфетка для снятия лишней краски с кисти; заготовки досок; лак; наждачная
бумага.
Наглядные пособия и инструменты для педагога: гуашевые краски,
кисти, изделия бывших учащихся, таблицы, буклеты.
Тема 27. Полхов-Майданская роспись. Выполнение листьев и
веточек. Составление эскиза бочонка. (2 часа).
Теория. Знакомство с особенностью палитры росписи.
Практические работы. Освоение простейших элементов – «листок» и
«веточка». Роспись выполняется по чётко очерченному контуру. Роспись
бочонка следует начать с изображения общего волнообразного стебля,
опоясывающего изделие, затем изображаются крупные листья и, в
последнюю очередь, мелкие листочки.
Тема 28. Полхов-Майданская роспись. Выполнение ягод и бутонов.
Составление эскиза кувшина. (2 часа).
Теория. Знакомство с элементами росписи.
Практические работы. Освоение элементов росписи – «ягодка» и
«бутон». Построение простейших композиций. При росписи кувшина стебель
пустить широкой волной. В росписи, где преобладают растительные мотивы,
очень важно понимание движения. Листики изображаются после ягод.
Тема
29.
Полхов-Майданская
роспись.
Выполнение
цветов.
Составление эскиза матрёшки. (2 часа).
Теория. Знакомство с элементами росписи. Развитие детской фантазии.
Практические работы. Освоение элементов росписи – «цветы».
Традиционная майданская матрёшка отличается от классической формой.
Лицо матрёшки рисуется условно. Наряд тоже изображается не по шаблону:
нет ни платка с завязанными концами, ни сарафана и передника. Вместо
этого – условный овал, в овале лицо, а вся остальная поверхность игрушки
заполнена крупными и яркими цветами.
Тема 30. Полхов-Майданская роспись. Выполнение гирлянды.
Составление эскиза деревянной лошадки. (2 часа).
Теория.
Знакомство с некоторыми приёмами построения цветочного
узора на форме.
Практические работы. Последовательное выполнение каждого этапа
рисования гирлянды и цветочной заливки. Гирлянды в изделии «лошадка»
имеют изогнутую форму, повторяющую изгибы шеи и ножек. Крупный
цветок лучше изображать в нижней части шеи игрушечной лошадки, где для
него больше пространства.
Тема 31. Полхов-Майданская роспись. Выполнение цветочных
узоров. Составление эскиза панно. (2 часа).
Теория. Закрепление навыков изображения растительных элементов,
построение крупных букетов. Развитие фантазии.
Практические работы. Роспись эскиза панно в произвольной форме.
Внимательное изучение эскизов. В начале работы обозначается зрительный
центр – крупный цветок, затем цветы поменьше, после этого прописываются
главные и вспомогательные стебли и веточки с мелкими цветами, бутонами,
листьями и ягодками.
Тема
32.
Полхов-Майданская
роспись.
Выполнение
птиц.
Составление эскиза сахарницы. (2 часа).
Теория. Освоение традиционного элемента росписи «птичка».
Практические работы. Майданские птички – это, как правило, очень
простые курочки, уточки, кукушки голубки, петушки. Выполнение птиц по
эскизам, затем роспись сахарницы. Во время росписи все принципы
построения композиции сохраняются – сначала птичка, как главный элемент
композиции, затем цветы, веточки, листья, крошечные ягодки. Птичка не
должна быть слишком маленькой, иначе она затеряется в листве.
Тема
33.
Полхов-Майданская
роспись.
Выполнение
храмов,
мельниц, домов, пейзажных композиций. Составление эскиза солонки. (2
часа).
Теория. Освоение принципов построения архитектурных композиций.
Практические работы. Распространённый сюжет Майданской росписи
состоит из различных архитектурных сооружений, таких как мельница,
церковь, дворец, сельский дом, терем, и фона с традиционным растительным
узором. Знакомство с мотивом «заря». Все пейзажи изображаются в
пейзажных
окошках
–
вставках
–
«клеймах».
Они
могут
иметь
разнообразную форму в зависимости от предмета, на котором изображены.
Изображение архитектурного пейзажа по образцам. Роспись солонки.
Тема 34. Полхов-Майданская роспись. Роспись деревянной ложки.
Лакировка изделия. (2 часа).
Теория. Освоение принципов построения композиции на изделии.
Практические работы. Составление композиции на выбор. Разметка
карандашом
рисунка,
соблюдая
правила
композиции.
Выполнение
композиции в цвете. Лакировка изделия.
Тема 35. Итоговое занятие. Итоговая диагностика. (2 часа).
Теория. Проверка полученных знаний на проведенных занятиях за
учебный
год.
Практические
работы.
Проведение
итогового
Практическое задание.
Тема 36. Резервные часы (4 часа).
Часы используются по необходимости в течение учебного года.
теста.
Планируемые результаты
Важными показателями успешности освоения программы являются:
развитие интереса детей к народному искусству; их участие в мероприятиях
и жизнедеятельности объединения.
После окончания обучения обучающиеся:
– узнают о видах декоративного искусства;
– узнают о народных промыслы России;
– овладеют теоретически и практически основными приёмами Городецкой,
Обвинской, Полхов-Майданской росписи, освоят название элементов
росписи, этапы и типовые композиции;
– освоят правила безопасности труда и личной гигиены;
- овладеют технологией обработки столярных изделий.
– научатся копировать рисунок, разрабатывать самостоятельно композиции
Городецкой, Обвинской, Полхов-Майданской росписи
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение.
Обучение учащихся проводится в кабинете, оборудованном для
обучения художественной росписи. Оборудование кабинета соответствует
санитарно-гигиеническим нормам, оборудовано рабочими местами: столы и
стулья для педагога и учащихся; классная доска, шкафы и стеллажи.
Оборудование:
1. Электродрель
2. Электролобзик
3. Шуруповёрт
Рабочий инструмент:
1. Кисти беличьи
2. Карандаши
3. Ластики
4. Линейки
5. Циркуль
6. Альбомы
7. Гуашь
8. Уайт-спирт
9. Лак ПФ
10. Наждачная бумага
Материалы:
1. Деревянные заготовки
2.
Технические
средства
обучения:
компьютер,
принтер,
мультимедиапроектор, фотоаппарат.
Информационное обеспечение.
Информационное
обеспечение:
подключение
к
сети
Интернет,
презентации, фотографии, электронные карточки.
Кадровое обеспечение.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, имеющий
подготовку
по
специальности
«учитель
технологии»,
«учитель
по
изобразительному искусству».
Формы аттестации.
Подведение итогов работы является необходимым условием
работы
творческого коллектива. Для контроля за освоением дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы организуется входной,
текущий, промежуточный и итоговый контроль и организация выставки
работ обучающихся. Формы и оценочные материалы для текущего контроля
по разделам, итоговой и промежуточной аттестации представлены в «Фонде
оценочных средств» (Приложение №1). В течение всех лет обучения ведется
индивидуальное педагогическое наблюдение за творческим развитием
каждого ребенка.
Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса.
Применяемые
методы
обучения:
словесные
(беседа,
рассказ,
объяснение, инструктаж), наглядные (демонстрация, иллюстрация, видео-
метод, наблюдение),
практические (упражнения, практическая работа,
творческое задание), игровой, методы контроля и самоконтроля.
Формы организации образовательного процесса.
Применяемые
формы
организации
образовательного
процесса:
групповая, индивидуальная, фронтальная.
Формы организации учебного занятия.
Применяемые формы организации учебного занятия: беседа, выставка,
фестиваль, игра, конкурс, мастер-класс, открытое занятие, итоговое занятие,
контрольное
занятие,
практическое
занятие,
презентация,
творческая
технология
группового
мастерская, экскурсия, ярмарка.
Педагогические технологии.
Применяемые
обучения,
педагогические
технология
дистанционного
технологии:
коллективного
обучения,
взаимодействия,
технология
игровой
технология
деятельности,
здоровьесберегающая технология, ИК-технология.
Алгоритм учебного занятия.
Учебное занятие состоит из трёх частей: вступление, основная часть,
заключение.
Во вступлении выделяют следующие этапы:
-проверка готовности к работе,
-определение темы,
-формулировка цели и задач,
- повторение правил т/б,
- актуализация знаний,
-объяснение плана работы обучающимся.
Основная часть:
-знакомство с теоретическим материалом,
-объяснение хода практической работы,
- выполнение учащимися практической работы под руководством педагога.
Заключительная часть:
- оценивается работа обучающихся,
- рефлексия,
- подводятся итоги,
- задаётся домашнее задание.
Программа
обеспечена
дидактическим
материалом:
методические
пособия, разработки занятий, технологические карты, рабочие тетради по
основным видам росписи, иллюстрации, фотографии, карточки, таблицы,
плакаты, буклеты, образцы готовых изделий, электронная коллекция
изображений предметов декоративно-прикладного творчества, презентации к
разделам программы, электронные карточки с элементами росписи.
Материалы,
наработанные
детьми
в
процессе
исследовательской
деятельности, используются в образовательном процессе и предлагаются для
самостоятельных домашних занятий детей.
Литература для педагога
1. Барадулин
В.А.
Основы
художественного
мастерства.
–
М.:
Просвещение, 1979.
2. Барадулин В.А. Народные росписи Урала и Приуралья. – Л.: Художник
РСФСР, 1988.
3. Величко Н.К. Русская роспись. – М.: АРСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.
4. Ермолич Л.Н. Возможности допобразования для развития творческих
способностей учащихся // Дополнительное образование и воспитание. –
2016. - №5. С. 14-18.
5. Кехаиди К. Встречи на «Поляне»: прикосновение к ремеслу // Народное
творчество. – 2016. - №3. С. 8-9.
6. Климов В.В. Заветный клад. – Кудымкар: Коми-Перм.кн. из-во, 2007.
7. Капустина Т.Д. Так жили… - Пермь: Пермское книжное издательство,
2012.
8. Кольчурина С.Н. Кудымкар — город Кудым-Оша: фотоальбом. - КомиПермяцкое книжное издательство.: Кудымкар, 2007.
9. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. – М.: Просвещение, 1983.
10. Махнутова Х.И. Роспись по дереву. – М.: Просвещение, 1987.
11. Черных А.В. Народы Пермского края. – Пермь: Издательство: «Пушка»,
2007.
12. Поцелуев. А. Деревянная игрушка «Лошадка» // Журнал для педагогов
«Девчонки мальчишки» 2016. - № 113. – с. 4-7.
13. http://www.kulturologia.ru/blogs/060216/28329/
14. http://www.2r.ru/objects/31479
15 . http://artsgtu.narod.ru/blog/obvinskaja_rospis/2016-05-16-1588
Литература для обучающихся
1. Аксёнова М. Энциклопедия для детей. – М.: Мир энциклопедий Аванта,
2010.
2. Дорожин Ю.Г. Городецкая роспись. - М.: Издательство «МозаикаСинтез».
3. Максимова З. По мотивам росписей Городца и русского Севера.
Народное творчество. – М.: Московская правда, 2000.
4. Научно-методический журнал Школа и производство. – М.: «Школа –
пресс 1», №3, 2004.
5.
http://www.remstroi.biz/text/text366_rospis_gorodets.html
6.
http://fb.ru/article/160124/polhov-maydanskaya-rospis-hudojestvennaya-rospis-po-derevu
7.
http://megabook.ru/article/Полхов-Майданская%20роспись