ДООП 3 Актёрское мастерство

Управление образования Кудымкарского муниципального округа
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр «Радуга» г. Кудымкара

Принята на заседании педагогического совета от

Утверждаю:

от «05» октября 2023 г.

Директор МАУДО «ДЮЦ «Радуга»

Протокол № 1

____________ Т.Т. Бражкина

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Актёрское мастерство»
Возраст обучающихся: 10-13 лет
Срок реализации: 1 год

Автор - составитель:
Сторожева Елена Дмитриевна
педагог дополнительного образования

г. Кудымкар, 2023

Информационная карта образовательной программы
I Наименование программы

«Актёрское мастерство»

II Направленность

Художественная

III Сведения об авторе (составителе)
1. ФИО

Сторожева Елена Дмитриевна

2. Год рождения

1975

3. Образование

Высшее

4. Место работы

МАУДО «ДЮЦ «Радуга» г. Кудымкара

5. Должность

Педагог дополнительного образования

6. Квалификационная категория
7. Адрес, телефон

с. Верх-Юсьва, ул. Центральная, д. 22

IVСведения о программе
1. Срок реализации

1 год

2. Возрастная группа

10-13 лет

3. Тип программы

общеразвивающая

4. Характеристика программы
По месту в образовательной модели

Разновозрастного детского объединения

По уровню освоения

Общекультурный ознакомительный

5. Цель программы

6.

Ведущие

формы

и

Художественно-эстетическое развитие личности
ребенка на основе приобретенных им в процессе
освоения программы театрально-исполнительских
знаний, умений и навыков.
методы Беседа, практические занятия, самостоятельная

образовательной деятельности

работа.

7.Форма обучения

Очная

8.

Формы

мониторинга Входная, промежуточная и итоговая

результативности

(анкеты, устный опрос, тесты)

9. Кадровое обеспечение

Педагог дополнительного образования

диагностики

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности «Актёрское мастерство»
1. Пояснительная записка
1.1 Общие сведения
Дополнительная
«Актерское

общеобразовательная

мастерство»

имеет

общеразвивающая

художественную

программа

направленность

и

ориентирована на привлечение детей к театральному искусству, которое
положительно воздействует на эмоциональную сферу развития ребенка,
расширяет его жизненный опыт, способствует развитию творческого мышления
и творческой активности.
Программа составлена в соответствии со следующими документами:
- Закон об образовании в Российской Федерации (ФЗ «Об образовании в РФ» от
29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ);
-

«Концепция

развития

дополнительного

образования»,

(Распоряжение

Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России», 2009 г.;
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»;
-

«Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ» (включая разноуровневые программы) «Письмо
Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242».
В

соответствии

с

«Порядком

организации

и

осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (утверждён Приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008) в
общеобразовательную
изменения.

общеразвивающую

программу

дополнительную

ежегодно

вносятся

1.2. Актуальность программы
Актуальность
социализации

программы определяется

ребёнка

в

современном

необходимостью успешной

обществе,

его

жизненным

и

профессиональным самоопределением, продуктивным освоением социальных
ролей в широком диапазоне и творческой реализацией. Программа объединяет
в себе различные аспекты театрально-творческой деятельности, в ней
органично сочетаются овладение теоретическими знаниями и отработка
практических навыков сценической культуры, что представляется ценным в
условиях жизни сельского населенного пункта, где и живут учащиеся, вдалеке
от театров и концертных залов.
1.3 Новизна программы
Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс
осуществляется через различные направления работы: накопление знаний о
театре, развитие навыков исполнительской деятельности, а также воспитание
основ зрительской культуры, которые дополняют друг друга.
1.4 Педагогическая целесообразность программы
Предлагаемая программа опирается на основную идею духовного
становления личности, приобщению к театральному искусству, которое,
удовлетворяя эстетические потребности личности, обладает способностью
формировать ее сознание, расширять жизненный опыт и обогащать чувственноэмоциональную сферу.
1.5 Адресат программы
Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Актерское мастерство» предназначена для детей 10-13 лет.
В этом возрасте закладываются основные личностные характеристики,
которые в дальнейшем повлияют на подростковое развитие и преодоление так
называемого «трудного возраста». Это самый важный период развития
творческих способностей. Творчество определяет характер детей, развивает в
них самостоятельность, увлеченность любимым делом.

1.6 Объем и сроки реализации образовательной программы
Срок реализации программы 1 год. Образовательный процесс в
объединении организуется в соответствии с календарным учебным графиком,
утверждённым директором учреждения на учебный год и расписанием занятий.
Объем программы: 136часов – 2 занятия в неделю.
1.7 Режим занятий: два раза в неделю по 2 академических часа с 10 минутным перерывом (1 академический час - 45 мин.).
1.8 Формы и методы обучения
Форма обучения – очная.
Использование традиционных и современных приемов обучения позволяет
заложить

основы

для

формирования

основных

компонентов

учебной

деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение
контролировать и оценивать свои действия: игра, беседа, иллюстрирование,
изучение основ сценического мастерства, мастерская образа, мастерская
костюма, декораций, инсценирование прочитанного произведения, постановка
спектакля, посещение спектакля, работа в малых группах, актёрский тренинг,
экскурсия, выступление.
Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры.
Подлинная заинтересованность

ученика, доходящая

до

азарта,

–

обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с
собой чувство свободы, непосредственность, смелость.
Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над
декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также
развивает воображение, творческую активность

школьников, позволяет

реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую
знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной,
костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются
следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.

Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с
особенностями реалистического театрального искусства, его видами и
жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это
направлено на развитие зрительской культуры детей.
Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у
школьников

художественного

вкуса

и

эстетического

отношения

к

действительности.
Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у
школьников способствует их гармоничному художественному развитию в
дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть
успешными в любом выбранном ими виде деятельности.
Цель программы:

Художественно-эстетическое развитие личности

ребенка на основе приобретенных им в процессе освоения программы
театральноисполнительских знаний, умений и навыков.
Задачи программы:
Личностные:
- воспитывать у учащихся личностные качества: отзывчивость, доброту,

целеустремленность, добросовестность, любознательность;
- развивать индивидуальность, личную культуру, коммуникативные

способности;
- развивать чуткость к сценическому искусству.

Метапредметные:
- развивать

у

детей

внимание,

фантазию,

память,

воображение,

наблюдательность, логическое мышление;
- активизировать у учащихся ассоциативное и образное мышление;
- развивать у учащихся способность создавать образы с помощью жестов

и мимики;
- научить

детей

пользоваться

разнообразные эмоциональные состояния.

интонациями,

выражающими

Предметные (образовательные):
- познакомить с историей театрального искусства;
- способствовать

освоению

учащимися

теоретических

знаний,

практических умений и навыков актерского и сценического мастерства;
- познакомить учащихся с терминологией театрального искусства;
- знакомить детей с терминологией театрального искусства.

Планируемые результаты реализации программы:
Личностные результаты
потребность

-

отношение

к

сотрудничества

сверстникам,

со

сверстниками,

бесконфликтное

доброжелательное

поведение,

стремление

прислушиваться к мнению товарищей;
- целостность взгляда на мир средствами театральной деятельности;
- этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на
основе

опыта

слушания

и

заучивания

произведений

художественной

литературы;
- осознание значимости занятий театральным искусством для личного
развития.
Метапредметные результаты
- формирование

умения планировать, контролировать и оценивать

учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации,
- формирование

умения понимать причины успеха/неуспеха своей

деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные

точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение

договариваться

о

распределении

ролей

в

совместной

деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

общей цели и путей ее достижения, осмысливать собственное поведение и
поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета

интересов сторон и сотрудничества
Предметные результаты
- освоение

учащимися

специальных

знаний,

получение

опыта

деятельности в образовательной области «Актерское мастерство».
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной

деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способами решения

характера.

проблем творческого и поискового

Учебно-тематический план (1 год обучения) – 136 ч
№
п/п

1
2

Название раздела, темы

Вводное занятие
Теоретические основы театрального
искусства

3

Количество часов
всего теория практика

2
10

2
10

-

30

10

20

30

5

15

50

5

35

6

6

4

2

4

4

136

44

Сценическая речь
4
Сценическое движение
5
Актерское мастерство
6
7

Декорации и реквизит
Организационно-массовая
деятельность

8
Итоговые занятия
Итого

Форма
контроля

Беседа
Беседа
Беседа,
наблюдение
практическая
работа
Беседа,
наблюдение
практическая
работа
Беседа,
наблюдение
практическая
работа
Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение
практическая
работа

92

Содержание учебно-тематического плана
№

1.

2.

3.

Разделы, темы,

Содержание программы

Вводное занятие

- Организационный момент: запись в объединение,
формирование
группы,
правила
внутреннего
распорядка, техника безопасности, охрана труда.
Предмет, задачи, содержание программы. Основные
требования к учащимся.
Теоретические
- История русского театра до 17века (скоморохи,
основы театрального балаган);
искусства
- Русский театр 17 века, крепостные театры;
- Гастрольные иностранные антрепризы времен
Петра I;
- Театр при Елизавете Петровне;
- Театр при Екатерине II;
- Театр при Александре I
- Театральные здания
Императорских
театров СанктПетербург
- История Коми-Пермяцкого драматического театра
г. Кудымкара
Сценическая речь

Теория:
- что такое сценическая речь и для чего она нужна
актеру;
- теоретические основы дыхательной гимнастики ;
- теоретические основы дыхательной гимнастики в
движении - теоретические основы резонаторного
дыхания
- теоретические основы артикуляционного тренинга.
- теоретические основы правильной подачи голоса
- теоретические основы речи в движении
- повторение пройденного за год
Практика:
- дыхательная гимнастика;
- дыхательная гимнастика в движении
- установочные
упражнения
по
рождению
резонаторного дыхания
- упражнения на голос, звуки тише-громче, пучки
звуков;
- упражнения на артикуляцию;

- упражнения стихи в движении;
- повторение пройдённого материала за год.

Голосовой тренинг.
4.

Сценическое
движение

5.

Актерское
мастерство

Теория:
- что такое сценическое движение и чем оно
помогает актеру;
- теоретические основы пластики тела;
- теоретические основы пластики тела в движении теоретические основы движения в темпо-ритме;
- повторение пройденного материала за год.
Практика:
- упражнения на разогрев тела;
- упражнения на зажим и раскрепощение тела;
- упражнения на пластику тела;
- упражнения на темпо-ритм;
- повторение пройденного материала за год.
Теория:
- теоретическое знакомство с системой работы с
актерами К.С. Станиславского;
- что такое актерское мастерство?
- теоретическое
знакомство
со
сценическим
вниманием
теоретическое
знакомство
со
сценическим восприятием и воображением;
- теоретическое знакомство с внутренним видением
и внутренним монологом;
- теоретическое
знакомство
с
актерским
обстоятельством и поведением человека;
- теоретические основы актерского события;
- сценическое действие;
- актерская импровизация;
- теоретическое знакомство со сценической верой;
- актерское искусство;
- случайности на сцене и их оправдание - повторение
пройденного за год.
Практика:
- упражнения на актерское внимание;
- упражнения
на
актерское
восприятие
и
воображение;
- упражнения на внутренние видения и внутренний

монолог;
- упражнения на актерские обстоятельства
поведение;
- упражнения на актерские события;
- упражнения на сценическое действие;
- упражнения на актерскую импровизацию;
- упражнения на воспитание сценической веры;
- повторение пройденного материала за год.
6.

Декорации и
реквизит

7.

Организационно
массовая
деятельность

8.

Итоговые занятия

и

Теория:
- знакомство с понятием реквизит;
- знакомство с понятием декорация;
- знакомство с различными видами декораций
(мягкие, твердые);
Теория:
- объяснение техники безопасности на улице; объяснение техники безопасности
в музее,
театре;
- беседа о правилах поведения во время
концерта.
Теория:
- анализ работы за полугодие/год;
- объяснение
контрольного задания,
оценки.
Практика:
- выполнение контрольного задания;
- награждение воспитанников по итогам
полугодия/года.

критерии

Примерное построение занятий по программе
1. Организационная часть: привлечь внимание учащихся, поздороваться с
ними, рассказать о теме занятия, правила по технике безопасности и охране
труда.
2. Теоретическая часть: повторение и объяснение нового материала, показ
педагога
3. Практическая часть: выполнение учащимися тренинга
4. Подведение итогов занятия: подведение итогов практической работы,
опрос ребят. Данная образовательная программа предполагает, кроме учебных
занятий, проведение в объединении конкурсов, поездок в театры, выступления
в концертах, учебные спектакли.

Материально-техническое обеспечение программы
Оборудование:
- Светлый и теплый
кабинет с хорошим освещением и удобными
рабочими столами и стульями;
- Светильники;
- Компьютер;
- Шкаф для хранения учебной литературы и видео материала;
- Стенд для размещения информации;
- Зеркала;
- Шкаф для хранения костюмов и реквизита;
- Ширмы (стационарные и передвижные).
Техническое оснащение:
- Персональный компьютер.
- Музыкальный центр
- Проектор
Материальное оснащение:
- Костюмы для постановки спектаклей;
- Декорации для постановки спектаклей;
- Грим - 1 коробка на каждого обучающегося;
- Реквизит
Оценочные и методические материалы
Оценочные материалы. На различных этапах обучения используются
различные виды и формы контроля.
Формы предварительного контроля:
- устный опрос;
- показ этюдов.
Формы текущего контроля:
- наблюдение;
- устный опрос;
- показ этюдов;
- самоконтроль;
- взаимоконтроль;
Форма промежуточного контроля:
- обследование умений и навыков работы над голосом, пластических
умений.
Формы подведения итогов реализации образовательного процесса (по
завершению
процесса обучения)
- самостоятельное выполнение этюдов;
- итоговые и открытые занятия;
- самостоятельная подготовка отрывка спектакля;

- выступление;
- участие учащихся в концертах и конкурсах различного уровня.

Текущая оценка знаний и умений учащегося производится педагогом
каждое занятие в процессе наблюдения за деятельностью учащегося. Также в
процессе каждого занятия учащимися осуществляется самоконтроль и
взаимоконтроль.
Результат педагогических наблюдений фиксируется в диагностической
карте 2 раза в году: в декабре (промежуточный этап контроля), в апреле-мае
(итоговый этап). Заполнение диагностических карт осуществляется согласно
критериям самостоятельно разработанным педагогом . Анализ диагностических
карт даст возможность педагогу оценить эффективность образовательного
процесса осуществить его коррекцию и доработку.
Чтобы достичь поставленной цели программы, используются
разнообразные методы обучения и формы организации и проведения занятий.
Методические материалы
Формы организации деятельности учащихся:
- групповая;
- индивидуально-групповая.
Основная форма организации занятий - групповая.
Формы проведения занятий:
- учебное занятие;
- игра;
- диалог;
- различные виды тренингов (дыхательные, психологические и т. д.)
- слушание;
- созерцание;
- импровизация.
Занятия с учащимися проходят в самых разнообразных формах:
- лекции;
- тренинги;
- репетиции;
- занятия малыми группами (по 3-5 человек).
Основная форма проведения занятия - учебное занятие.
В рамках одного занятия, педагогом используется столько форм занятий и
методов обучения, сколько необходимо для реализации поставленных цели и
задач.
В образовательном процессе используются следующие методы:
- по способу организации занятий:

Словесные: устное изложение, беседа, анализ текста.

Наглядные:

показ (исполнение) педагогом различных упражнений и

этюдов;
Практические: освоение показанных педагогом упражнений.
- по способу усвоения изучаемого материала:

Объяснительно-иллюстративные

(учащиеся воспринимают

и

усваивают показанные педагогом упражнения и приемы).
Репродуктивные методы обучения (учащиеся воспроизводят полученные
знания и освоенные способы деятельности).
Проблемный (педагог ставит проблему и вместе с воспитанниками ищет
пути ее решения);
Эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются
способы ее решения).
Методы обучения в театральном коллективе осуществляют четыре
основные функции:
обучения

функцию

сообщения информации;

функцию

воспитанников практическим умениям и навыкам; функцию учения,

обеспечивающую

познавательную

деятельность

самих

воспитанников;

функцию руководства познавательной деятельностью учащихся.
Постоянный поиск новых форм и методов организации образовательного
процесса в театральном коллективе позволяет осуществлять работу с детьми,
делая ее более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Работа над голосовым аппаратом строится по плану текущего момента.
Тренинг проводится на каждом занятии. Комплекс упражнений разработан с
учетом возрастных особенностей. Технические навыки отрабатываются на
дидактическом материале

модулей входящих в комплексную программу.

(Комплекс упражнений и методики по дыханию, вибрации, артикуляции,
орфоэпии, вокалу даны в методическом сопровождении к разделу)
Занятия строятся на использовании театральной педагогики, технологии
актёрского мастерства, адаптированной для детей, с использованием игровых
элементов. Для того, чтобы интерес к занятиям не ослабевал, дети принимают

участие в театральных постановках. Это служит мотивацией и даёт перспективу
показа приобретённых навыков перед зрителями.
Методы диагностики результата:
- метод рефлексии;
- диагностическая беседа;
- наблюдение;
-

выступление;

-

конкурс.

Используемые педагогические технологии:
- обьяснительно-иллюстративные;
- репродуктивные;
- развивающие;
- творческие;
- гуманно-личностные;
- технологии сотрудничества;
- технологии свободного воспитания.

Список литературы для педагога
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение,
2004.
2. Бондарева В. Записки помрежа. - М.: Искусство, 1985.
3. Брянцев А.А. Воспоминания/ Статьи. - М., 1979.
4. Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. - М., 2001.
5. Гиппнус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. - Л.М.:
Искусство, 2002.
6. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. - М.: Просвещение, 1978.
7. Когтев Г. В. Грим и сценический образ. - М.: Советская Россия, 2006.
8. Корогодский З.Я. Начало, СПб, 2005. 10. Косарецкий С. Г. П.П.М.С. –
центры России: современное положения и тенденции. // Школа здоровья. –
2007.- № 3.- с. 52-57.
11. Курбатов М. Несколько слов о психотехнике актера. М., 2004.
12. Логинова В. Заметки художника-гримера. - М.: Искусство, 1994.
13. Новицкая Л.П. Тренинг и муштра. - М., 2002.
14. Поламишев А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. - М.:
Просвещение, 2006.
15. Станиславский К. С. Собрание сочинений (I – II том). - М.: Искусство, 1988.
16. Станиславский К. Работа актера над собой. М., 1989, с. 151.
17. Смирнов Н. В. Философия и образование. Проблемы философской
культуры педагога.- М.: Социум, 2000
18. Суркова М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг.
Методическая разработка.- С.: СГАКИ, 2009.
19. Товстоногов Т.А. Зеркало сцены. - Т.1-2.-Л., 1980.
Список литературы, рекомендованный детям
1. Вархолов Ф. М. Грим. - М.: 2005.
2. Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки). Учебное пособие
по курсу «Сценическая речь». - М.: ГИТИС, 2004.
3. Генералова И.А. Мастерская чувств. – М., 2006.
4. Козлянинова И. П. Орфоэпия в театральной школе. Учебное пособие для
театральных и культурно-просветительных училищ. - М.: Просвещение,
2003.
5. Невский Л. А. Ступени мастерства. - М.: Искусство, 2005.
6. Петрова А. Н. Сценическая речь. - М.: 2002.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».