Управление образования Кудымкарского муниципального округа
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр «Радуга» г. Кудымкара
Принята на заседании педагогического совета от
Утверждаю:
от «05» октября 2023 г.
Директор МАУДО «ДЮЦ «Радуга»
Протокол № 1
____________ Т.Т. Бражкина
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Юный актёр»
Возраст обучающихся: 9-10 лет
Срок реализации: 1 год
Автор - составитель:
Сторожева Елена Дмитриевна
педагог дополнительного образования
г. Кудымкар, 2023
Информационная карта образовательной программы
I Наименование программы
«Юный актёр»
II Направленность
Художественная
III Сведения об авторе (составителе)
1. ФИО
Сторожева Елена Дмитриевна
2. Год рождения
1975
3. Образование
Высшее
4. Место работы
МАУДО «ДЮЦ «Радуга» г. Кудымкара
5. Должность
Педагог дополнительного образования
6. Квалификационная категория
7. Адрес, телефон
с. Верх-Юсьва, ул. Центральная, д. 22
IVСведения о программе
1. Срок реализации
1 год
2. Возрастная группа
9-10 лет
3. Тип программы
общеразвивающая
4. Характеристика программы
По месту в образовательной модели
Разновозрастного детского объединения
По уровню освоения
Общекультурный ознакомительный
5. Цель программы
Формирование
творческой
личности
средствами театральной деятельности
6.
Ведущие
формы
и
методы Беседа,
образовательной деятельности
работа.
7.Форма обучения
Очная
8.
Формы
практические
занятия,
самостоятельная
мониторинга Входная, промежуточная и итоговая
результативности
(анкеты,
устный
опрос,
диагностики
тесты),участие
инсценировках, школьных праздниках
9. Кадровое обеспечение
ребенка
Педагог дополнительного образования
в
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности «Юный актёр»
1. Пояснительная записка
1.1 Общие сведения
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Мы
играем
в
театр»
имеет
художественную
направленность
и
ориентирована на привлечение детей к театральному искусству, которое
положительно воздействует на эмоциональную сферу развития ребенка,
расширяет его жизненный опыт, способствует развитию творческого
мышления и творческой активности.
Программа составлена в соответствии со следующими документами:
- Закон об образовании в Российской Федерации (ФЗ «Об образовании в РФ» от
29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ);
-
«Концепция
развития
дополнительного
образования»,
(Распоряжение
Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России», 2009 г.;
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»;
-
«Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ» (включая разноуровневые программы) «Письмо
Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242».
В
соответствии
с
«Порядком
организации
и
осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (утверждён Приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008) в
общеобразовательную
изменения.
общеразвивающую
программу
дополнительную
ежегодно
вносятся
1.2 Актуальность программы
Актуальность программы определяется необходимостью успешной
социализации ребёнка в современном обществе, его жизненным и
профессиональным
самоопределением,
продуктивным
освоением
социальных ролей в широком диапазоне и творческой реализацией.
Программа объединяет в себе различные аспекты театрально-творческой
деятельности, в ней органично сочетаются овладение теоретическими
знаниями и отработка практических навыков сценической культуры, что
представляется ценным в условиях жизни сельского населенного пункта, где
и живут учащиеся, вдалеке от театров и концертных залов.
1.3 Новизна программы
Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный
процесс осуществляется через различные направления работы: накопление
знаний о театре, развитие навыков исполнительской деятельности, а также
воспитание основ зрительской культуры, которые дополняют друг друга.
1.4 Педагогическая целесообразность программы
Предлагаемая программа опирается на основную идею духовного
становления личности, приобщению к театральному искусству, которое,
удовлетворяя эстетические потребности личности, обладает способностью
формировать ее сознание, расширять жизненный опыт и обогащать
чувственно-эмоциональную сферу.
1.5 Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юный актёр» предназначена для детей 9 -10лет.
В этом возрасте закладываются основные личностные характеристики,
которые в дальнейшем повлияют на подростковое развитие и преодоление
так называемого «трудного возраста». Это самый важный период развития
творческих способностей. Творчество определяет характер детей, развивает
в них самостоятельность, увлеченность любимым делом.
1.6 Объем и сроки реализации образовательной программы
Срок реализации программы 1 год. Образовательный процесс в
объединении
организуется
в
соответствии
с
календарным
учебным
графиком, утверждённым директором учреждения на учебный год и
расписанием занятий.
Объем программы: 136 часов – 2 занятия в неделю.
1.7 Режим занятий: два раза в неделю по 2 академических часа с 10 минутным перерывом (1 академический час - 45 мин.).
1.8 Формы и методы обучения
Форма обучения – очная.
Использование традиционных и современных приемов обучения позволяет
заложить
основы
для
формирования
основных
компонентов
учебной
деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение
контролировать и оценивать свои действия: игра, беседа, иллюстрирование,
изучение основ сценического мастерства, мастерская образа, мастерская
костюма, декораций, инсценирование прочитанного произведения, постановка
спектакля, посещение спектакля, работа в малых группах, актёрский тренинг,
экскурсия, выступление.
Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры.
Подлинная заинтересованность
ученика, доходящая
до
азарта,
–
обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с
собой чувство свободы, непосредственность, смелость.
Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над
декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также
развивает воображение, творческую активность
школьников, позволяет
реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую
знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной,
костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются
следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.
Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с
особенностями реалистического театрального искусства, его видами и
жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это
направлено на развитие зрительской культуры детей.
Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у
школьников
художественного
вкуса
и
эстетического
отношения
к
действительности.
Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у
школьников способствует их гармоничному художественному развитию в
дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть
успешными в любом выбранном ими виде деятельности.
1.8 Цель программы:
Формирование творческой личности ребенка
средствами театральной деятельности.
Задачи программы:
Личностные:
- воспитывать у учащихся личностные качества: отзывчивость, доброту,
целеустремленность, добросовестность, любознательность;
- развивать индивидуальность, личную культуру, коммуникативные
способности;
- развивать чуткость к сценическому искусству.
Метапредметные:
- развивать
у
детей
внимание,
фантазию,
память,
воображение,
наблюдательность, логическое мышление;
- активизировать у учащихся ассоциативное и образное мышление;
- развивать у учащихся способность создавать образы с помощью жестов
и мимики;
- научить
детей
пользоваться
разнообразные эмоциональные состояния.
интонациями,
выражающими
Предметные (образовательные):
- познакомить с историей театрального искусства;
- способствовать
освоению
учащимися
теоретических
знаний,
практических умений и навыков актерского и сценического мастерства;
- познакомить учащихся с терминологией театрального искусства;
- знакомить детей с терминологией театрального искусства.
Планируемые результаты реализации программы:
Личностные результаты
потребность
-
отношение
к
сотрудничества
сверстникам,
со
сверстниками,
бесконфликтное
доброжелательное
поведение,
стремление
прислушиваться к мнению товарищей;
- целостность взгляда на мир средствами театральной деятельности;
- этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на
основе
опыта
слушания
и
заучивания
произведений
художественной
литературы;
- осознание значимости занятий театральным искусством для личного
развития.
Метапредметные результаты
- формирование
умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации,
- формирование
умения понимать причины успеха/неуспеха своей
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные
точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение
договариваться
о
распределении
ролей
в
совместной
деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
общей цели и путей ее достижения, осмысливать собственное поведение и
поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета
интересов сторон и сотрудничества
Предметные результаты
- освоение
учащимися
специальных
знаний,
получение
опыта
деятельности в образовательной области «Актерское мастерство».
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способами решения
характера.
проблем творческого и поискового
Содержание дополнительной образовательной программы
Учебно-тематический план
№
п/п
Наименования разделов
часы
1.
Введение в искусство
10
2.
Основы актёрского мастерства
30
3.
Культура и техника речи
10
4.
Ритмопластика
10
5.
Работа над репертуаром
6
6
Премьеры
30
7.
Проведение праздников и развлечений
8
Всего часов:
136
Календарно-тематическое планирование
Введение в искусство. В театре. Как создаётся спектакль. Создатели
спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Виды театров.
Театральные жанры. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы.
Основы актёрского мастерства. Мимика. Пантомима. Театральный
этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство
декламации. Импровизация. Диалог. Монолог.
Культура. Техника речи.
Речевое дыхание. Учить пользоваться
интонациями, улучшать дикцию. Сила звучания голоса.
Диалог между
героями разных сказок.
Ритмопластика.
Владение своим телом, напрягать и расслаблять
мышцы. Равномерно размещаться по площадке, двигаться, не сталкиваясь
друг с другом, в разных темпах.
Чувство
ритма,
быстрота
реакции,
координация
движений.
Двигательные способности и пластическая выразительность. Развивать
умение создавать образы с помощью жеста и мимики.
Работа
над
репертуаром.
Поиск
выразительных
средств.
Раскрепощенность.
Премьеры. Выявление творческих способностей детей
Проведение праздников, развлечений. Участие в тематических
праздниках.
Разделы
1. Введение в
искусство
2. Основы
актёрского
мастерства
Задачи
Сентябрь:
Углублять знания
детей о театре как
виде искусства,
закреплять правила
поведения в театре,
посещение КомиПермяцкого
национального
драматического
театра им.
М.Горького
г.Кудымкара
Сентябрь – ноябрь:
Воспитывать
готовность к
творчеству.
Развивать
произвольное
внимание, память,
наблюдательность.
Способствовать
расширению
диапазона
эмоционального
восприятия и
выражения
различных эмоций,
обучать выражению
различных эмоций и
воспроизведению
отдельных черт
характера.
Содержание занятий
Рассматривание фотографий
«Известные театры России»
Беседа – диалог «Зачем нужны
декорации? Музыка? Что делает
режиссёр? Что должен уметь
актёр?».
Игра «Путешествие с театральным
билетом», «Волшебная корзинка».
Изготовление афиш «Наши
представления»
Этюды: «Разное настроение»,
«Цветок», «Сердитый дедушка».
Общеразвивающие игры: «Запомни
фотографию», «Летает – не летает»,
«Внимательные звери»
Упражнения: «Угадай, что я
делаю?», «Превращение предмета»
Придумать свой рассказ на тему
«Осень в лесу» (по желанию).
3. Культура и
техника речи
Декабрь – февраль:
Воспитывать
инициативность и
выдержку. Развивать
коммуникабельность
и умение общаться
со взрослыми
людьми в разных
ситуациях.
Развивать
воображение и веру
в сценический
вымысел. Учить
детей
самостоятельно
сочинять этюды.
Этюды на выражение различных
эмоций «Разное настроение» (на
стихи Н.Померанцева).
Этюд на выражение отдельных черт
характера «Карабас-Барабас».
Этюды в парах «Зеркало».
Этюд на воображение «Шкатулка».
Игры: След в след», «Кругосветное
путешествие».
Сочинение этюдов: Знакомство,
просьба, благодарность, угощение,
покупка театрального билета.
Март – май:
Совершенствовать
импровизационные
возможности детей.
Развивать
инициативу и
самостоятельность в
создании образов
различных
персонажей.
Воспитывать
доброжелательность
и
коммуникабельность
в общении со
сверстниками.
Сентябрь – ноябрь:
Развивать речевое
дыхание. Учить
пользоваться
интонациями,
улучшать дикцию.
Расширять диапазон
и силу звучания
голоса. Развивать
умение строить
диалог между
героями разных
Этюды по сказкам «Гадкий утёнок»,
«Красная шапочка», «Золушка».
Придумывание диалога к сказке
«Театральная разминка».
Игры и упражнения: «Одно и тоже
по - разному», «Воробьи – вороны».
Произношение скороговорок с
разным темпом.
Речевая игра «У кого что внутри?»
(стихи О.Вациетиса).
Речевая сказка-игра: «Про ёжика».
Игры «Испорченный телефон»,
«Снежный ком».
Упражнения «Больной
зуб»,»Капризуля», «Колокольчики».
сказок в
придуманных
обстоятельствах.
Игры: «Дрессированные собачки»,
Декабрь – февраль: «Птичий двор», «Эхо», «Чудо
Тренировать точное лесенка»., «Прятки» (на развитие
и чёткое
сценической речи, сл.
произношение
З.Александровой).
гласных и согласных Игры на развитие дыхания
звуков. Учить
«Комарик»,
находить ключевые Пальчиковая игра «Кто живёт под
слова в отдельных
потолком?» (сл. С.Черного).
фразах и
Творческие игры «Сочини сказку»,
предложениях и
«Вопрос – ответ».
выделять их
Артикуляционные упражнения для
голосом. Сочинять
языка, губ, челюсти.
коллективно сказку,
по очереди добавляя
своё предложение.
Работа со скороговорками и
Март – май:
стихами.
Формировать
Игра «Подскажи словечко».
чёткую грамотную
Речевая игра «Не шумите!»
речь. Развивать
(сл.А.Кушнера), «Волшебный сон».
умение рассказывать Творческие игры со словами
сказку от имени
«Фантазии о…», «Моя сказка».
разных героев.
4.
Ритмопластика
Сентябрь – ноябрь:
Развивать умение
владеть своим
телом, напрягать и
расслаблять мышцы.
Развивать умение
равномерно
размещаться по
площадке,
двигаться, не
сталкиваясь друг с
другом, в разных
темпах.
Игры на развитие двигательных
способностей: «Муравьи»,
«Осенние листья», «Буратино и
Пьеро», «Баба Яга», «Снежная
королева», «Марионетки».
Свободная двигательная
импровизация «Волшебство
осеннего луча» (муз.
П.И.Чайковского «Вальс»).
Декабрь – февраль: Игры: «Не ошибись»,»Поймай
Развивать чувство
хлопок», «Ритмический этюд»,
ритма, быстроту
«Голова или хвост», «Зёрнышко»,
5. Работа над
репертуаром
6. Премьеры
реакции,
координацию
движений.
Совершенствовать
двигательные
способности и
пластическую
выразительность.
Развивать умение
создавать образы с
помощью жеста и
мимики.
Март – апрель:
Развивать
воображение и
способность к
пластической
импровизации.
Совершенствовать
умение создавать
образы с помощью
мимики и жеста.
Сентябрь – май:
Совершенствовать
импровизационные
возможности детей,
побуждать к поиску
выразительных
средств для
передачи
характерных
особенностей
персонажей
спектакля.
Продолжать работу
над способностью
детей, свободно и
раскрепощено
держаться во время
выступлений.
Сентябрь – май:
«Заводная кукла».
Жесты: Приглашающий,
вопрошающий, отстраняющий,
негодующий.
Игры: «В замке спящей красавицы»,
«Факир и змеи», «Умирающий
лебедь».
Пластические движения под музыку
«В деревне» (муз. К.Сен-Санса из
сюиты «Карнавал животных»).
«Танец капелек» ( на развитие
творческого воображения, муз. и сл.
Е.Гомоновой).
Основные этапы работы:
- Выбор пьесы или инсценировка и
обсуждение ее с детьми.
- Поиски музыкальнопластического решения отдельных
эпизодов, постановка танцев (если
есть необходимость).
- Переход к тексту пьесы: работа
над эпизодами. Уточнение
предлагаемых обстоятельств и
мотивов поведения отдельных
персонажей.
- Работа над выразительностью
речи и подлинностью поведения в
сценических условиях.
- Репетиция отдельных картин в
разных составах с деталями
декорации и реквизита (можно
условна), с музыкальным
оформлением.
- Репетиция всей пьесы целиком.
7. Проведение
праздников и
развлечений
Выявление всех
творческих
способностей детей.
Сентябрь – май:
Привлекать детей к
активному участию
в праздниках и
развлечениях.
Участие детей в тематических
мероприятиях
Материально – техническое и методическое обеспечение
1. Музыкальный зал
2. Учебно-методические пособия
3. Музыкальный центр
4. Ноутбук
5. Телевизор
6. А/диски и аудиотека на съёмном носителе
7.Видеоматериалы: сказки, детские спектакли
8. Презентации
9. Декорации
10. Театральные костюмы
11. Маски
12. Атрибуты для игр
13. Мягкие игрушки
14. Книги со сказками
15. Ширма
16. Фотографии, картинки, иллюстрации.
Формой подведения итогов: изучение данного курса позволит детям
получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского
мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в
роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться
выражать свои впечатления в форме рисунка.
Итогом курса «Юный актер» является участие учеников в инсценировке
прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта
выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра.
Выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических
линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях,
классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование
сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного
просмотра.
Информационное
обеспечение:
подключение
к
сети
Интернет,
презентации, фотографии.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования.
Формы аттестации / контроля
В
процессе
оценки
достижения
планируемых
результатов
будут
использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга.
При работе по данной программе используются следующие методы
работы:
объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный,
частично-
поисковый.
Формы подведения итогов реализации данной программы являются:
беседа, опрос, практическое задание, тест, индивидуальная практическая
работа; спектакль.
Методические материалы
Особенности организации образовательной деятельности
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Юный актер» практико-ориентирована, построена с учетом возрастных
особенностей детей данного школьного возраста.
Методика работы с детьми строится в направлении личностноориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на активность
учащихся, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий.
Описание технологий и методов обучения и воспитания
Программа « Юный актер» опирается на принципы построения общей
дидактики:
- Принцип систематичности и последовательности: от простого к
сложному, от неизвестного к известному.
- Принцип развивающего характера обучения, опоры на зону ближайшего
развития.
- Принцип опоры на возраст и уровень развития ребенка: постановка
задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка.
- Принцип опоры на интерес, поддержание и создание мотивации.
- Принцип активного привлечения к участию в программе ближайшего
социального окружения – родителей, других родственников, педагогов.
Очень важно установить эффективное взаимодействие с учащимся,
создать благоприятные условия, обеспечить ребенку чувство безопасности,
стимулировать его инициативу, способствовать установлению со взрослым
позитивных отношений, основанных на взаимном уважении прав личности.
При реализации программы используются следующие методы
обучения:
1. словесные методы (рассказ, беседа);
2. наглядные (показ, демонстрация и пр.);
3. практические (самостоятельная творческая деятельность).
Формы организации образовательной деятельности
Индивидуальная: предполагает работу педагога с отдельным учащимся
индивидуально.
Подгрупповая и групповая: групповая работа может быть эффективна
только
при
условии
принуждения;
соблюдения
продуманная
определенных
система
правил:
поощрений
и
отсутствие
порицаний;
организационная и содержательная поддержка со стороны педагога; четкий
инструктаж; владение педагогом приемами установления и регулирования
взаимоотношений
между
учащимися,
самостоятельности и инициативности.
стимулирование
и
поощрение
Педагогические
технологии,
используемые
при
реализации
программы
В процессе реализации программы «Юный актер» используются
личностно-ориентированная, здоровьесберегающие технологии (дыхательная
и пальчиковая гимнастика, упражнения для глаз, физминутки), технологию
коллективного творчества (изготовление атрибутов для инсценировок,
разыгрывание мизансцен, работа с диалогами), что способствует лучшему
освоению
материала
программы,
развитию
творческих
способностей
учащихся, метапредметных компетенций и личностных качеств учащихся.
В процессе обучения по данной программе учащиеся знакомятся со
скороговорками, стихами, русским народным творчеством (сказки, потешки,
загадки, скороговорки, пословицы), что способствует расширению кругозора
детей и развитию устной речи. В играх-импровизациях
каждый участник
проявляет свою инициативу, а также учится согласовывать свои действия с
действиями других участников, с определенными правилами.
Формы организации учебного занятия
Основной формой организации проведения занятий с учетом возрастных
психологических особенностей учащихся, целей и задач программы является
практическое занятие.
Алгоритм учебного занятия
- приветствие и артикуляционная гимнастика;
- знакомство учащихся с новыми упражнениями и играми;
- работа над основной темой занятия;
- выполнение практического задания;
- рефлексия, подведение итогов.
Список литературы
1. Безымянная. О. С., Школьный театр, М., Вако,2011.
2. Горбачёв И.А. Театральные сезоны в школе. – М., 2003.
3. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности.
Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.:
Просвещение, 2010.
5. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности.
Художественное творчество. -. М., Просвещение, 2011.
6. Ершова А.П. Влияние актерского творчества на всестороннее развитие
школьника. // Сб. Нравственно-эстетическое воспитание школьников
средствами театрального искусства.
7. Ершова А.П. Уроки театра в школе.
8. Кановская М.Б. 1000 загадок, сказок, басен – М. АСТ; СПб: Сова,
2010.
9. Караманенко Т.Н. Кукольный театр дошкольникам.
10. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению
дикции – М., 2003.
11. Ледяйкина Е.Г. Праздники для современных малышей.- Ярославль,
2002.
12. Луценко А.В., Никитина А.Б., Клубков С.В., Зиновьева М.А.
Основные принципы и направления работы с театральным коллективом.- М.,
2006.
13. Никитин А.Б. Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для
руководителей детских театральных коллективов–М.: Гуманит.изд.центр
ВЛАДОС, 2011. – 288 с.: ил..
14. ФГОС НОО (приложение к приказу Министерства образования и
науки от 6октября 2009 г. № 373)
15. Чурилова Э.Т. Методика и организация театральной деятельности
дошкольников и младших школьников. – М., 2011.
Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. – М.,2005.