ДООП 1 Мы играем в театр

Управление образования Кудымкарского муниципального округа
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр «Радуга» г. Кудымкара

Принята на заседании педагогического совета от

Утверждаю:

от «05» октября 2023 г.

Директор МАУДО «ДЮЦ «Радуга»

Протокол № 1

____________ Т.Т. Бражкина

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Мы играем в театр»
Возраст обучающихся: 7-8 лет
Срок реализации: 1 год

Автор - составитель:
Сторожева Елена Дмитриевна
педагог дополнительного образования

г. Кудымкар, 2023

Информационная карта образовательной программы
I Наименование программы

«Мы играем в театр»

II Направленность

Художественная

III Сведения об авторе (составителе)
1. ФИО

Сторожева Елена Дмитриевна

2. Год рождения

1975

3. Образование

Высшее

4. Место работы

МАУДО «ДЮЦ «Радуга» г. Кудымкара

5. Должность

Педагог дополнительного образования

6. Квалификационная категория
7. Адрес, телефон

с. Верх-Юсьва, ул. Центральная, д. 22

IVСведения о программе
1. Срок реализации

1 год

2. Возрастная группа

7-8 лет

3. Тип программы

общеразвивающая

4. Характеристика программы
По месту в образовательной модели

Разновозрастного детского объединения

По уровню освоения

Общекультурный ознакомительный

5. Цель программы

Воспитание
творческой
индивидуальности
ребенка, развитие интереса и отзывчивости к
искусству театра и актерской деятельности.

6. Ведущие формы и методы

Беседа, практические занятия, самостоятельная

образовательной деятельности

работа.

7. Форма обучения

Очная

8. Формы мониторинга

Входная, промежуточная и итоговая диагностики

результативности

(анкеты, устный опрос, тесты)

9. Кадровое обеспечение

Педагог дополнительного образования

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности «Мы играем в театр»
1. Пояснительная записка
1.1 Общие сведения
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Мы

играем

в

театр»

имеет

художественную

направленность

и

ориентирована на привлечение детей к театральному искусству, которое
положительно воздействует на эмоциональную сферу развития ребенка,
расширяет его жизненный опыт, способствует развитию творческого
мышления и творческой активности.
Программа составлена в соответствии со следующими документами:
- Закон об образовании в Российской Федерации (ФЗ «Об образовании в РФ» от
29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ);
-

«Концепция

развития

дополнительного

образования»,

(Распоряжение

Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России», 2009 г.;
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»;
-

«Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ» (включая разноуровневые программы) «Письмо
Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242».
В

соответствии

с

«Порядком

организации

и

осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (утверждён Приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008) в
общеобразовательную
изменения.

общеразвивающую

программу

дополнительную

ежегодно

вносятся

1.2 Актуальность программы
Актуальность программы определяется необходимостью успешной
социализации ребёнка в современном обществе, его жизненным и
профессиональным

самоопределением,

продуктивным

освоением

социальных ролей в широком диапазоне и творческой реализацией.
Программа объединяет в себе различные аспекты театрально-творческой
деятельности, в ней органично сочетаются овладение теоретическими
знаниями и отработка практических навыков сценической культуры, что
представляется ценным в условиях жизни сельского населенного пункта, где
и живут учащиеся, вдалеке от театров и концертных залов.
1.3 Новизна программы
Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный
процесс осуществляется через различные направления работы: накопление
знаний о театре, развитие навыков исполнительской деятельности, а также
воспитание основ зрительской культуры, которые дополняют друг друга.
1.4 Педагогическая целесообразность программы
Предлагаемая программа опирается на основную идею духовного
становления личности, приобщению к театральному искусству, которое,
удовлетворяя эстетические потребности личности, обладает способностью
формировать ее сознание, расширять жизненный опыт и обогащать
чувственно-эмоциональную сферу.
1.5 Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Мы играем в театр» предназначена для детей 7-8 лет.
В этом возрасте закладываются основные личностные характеристики,
которые в дальнейшем повлияют на подростковое развитие и преодоление
так называемого «трудного возраста». Это самый важный период развития
творческих способностей. Творчество определяет характер детей, развивает
в них самостоятельность, увлеченность любимым делом.

1.6 Объем и сроки реализации образовательной программы
Срок реализации программы 1 год. Образовательный процесс в
объединении

организуется

в

соответствии

с

календарным

учебным

графиком, утверждённым директором учреждения на учебный год и
расписанием занятий.
Объем программы: 136 часов – 2 занятия в неделю.
1.7 Режим занятий: два раза в неделю по 2 академических часа с 15 минутным перерывом (1 академический час - 45 мин.).
1.8 Формы и методы обучения
Форма обучения – очная.
Использование традиционных и современных приемов обучения позволяет
заложить

основы

для

формирования

основных

компонентов

учебной

деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение
контролировать и оценивать свои действия: игра, беседа, иллюстрирование,
изучение основ сценического мастерства, мастерская образа, мастерская
костюма, декораций, инсценирование прочитанного произведения, постановка
спектакля, посещение спектакля, работа в малых группах, актёрский тренинг,
экскурсия, выступление.
Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры.
Подлинная заинтересованность

ученика, доходящая

до

азарта,

–

обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с
собой чувство свободы, непосредственность, смелость.
Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над
декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также
развивает воображение, творческую активность

школьников, позволяет

реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую
знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной,
костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются
следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.

Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с
особенностями реалистического театрального искусства, его видами и
жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это
направлено на развитие зрительской культуры детей.
Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у
школьников

художественного

вкуса

и

эстетического

отношения

к

действительности.
Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у
школьников способствует их гармоничному художественному развитию в
дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть
успешными в любом выбранном ими виде деятельности.
1.8 Цель программы: воспитание творческой индивидуальности ребенка,
развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности
Задачи программы:
Личностные:
- воспитывать у учащихся личностные качества: отзывчивость, доброту,

целеустремленность, добросовестность, любознательность;
- развивать индивидуальность, личную культуру, коммуникативные

способности;
- развивать чуткость к сценическому искусству.

Метапредметные:
- развивать

у

детей

внимание,

фантазию,

память,

воображение,

наблюдательность, логическое мышление;
- активизировать у учащихся ассоциативное и образное мышление;
- развивать у учащихся способность создавать образы с помощью жестов

и мимики;
- научить

детей

пользоваться

интонациями,

разнообразные эмоциональные состояния.
Предметные (образовательные):
- познакомить с историей театрального искусства;

выражающими

- способствовать

освоению

учащимися

теоретических

знаний,

практических умений и навыков актерского и сценического мастерства;
- познакомить учащихся с терминологией театрального искусства;
- знакомить детей с терминологией театрального искусства.

Планируемые результаты реализации программы:
Личностные результаты
потребность

-

отношение

к

сотрудничества

сверстникам,

со

сверстниками,

бесконфликтное

доброжелательное

поведение,

стремление

прислушиваться к мнению товарищей;
- целостность взгляда на мир средствами театральной деятельности;
- этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на
основе

опыта

слушания

и

заучивания

произведений

художественной

литературы;
- осознание значимости занятий театральным искусством для личного
развития.
Метапредметные результаты
- формирование

умения планировать, контролировать и оценивать

учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации,
- формирование

умения понимать причины успеха/неуспеха своей

деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные

точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение

договариваться

о

распределении

ролей

в

совместной

деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
общей цели и путей ее достижения, осмысливать собственное поведение и
поведение окружающих;

- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета

интересов сторон и сотрудничества
Предметные результаты
- освоение

учащимися

специальных

знаний,

получение

опыта

деятельности в образовательной области «Актерское мастерство».
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной

деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способами решения

характера.

проблем творческого и поискового

Учебно-тематический план (1 год обучения) – 136 ч
№ Наименование раздела
(темы)
п/п

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации /
контроля
Беседа

1.

Вводное занятие «Этика
творчества».

1

1

0

2.

Театроведение.

30

4

26

2.1. История создания театра.
Театр как здание

1

1

Беседа

2.2. Виды и жанры
театрального искусства.

3

3

Опрос

2.3. Что вы знаете о театре?
Театральный словарь.
Мои любимые актеры

2

0

2

Тест

2.4. Этюды как одно из
выразительных средств
режиссуры.

4

0

4

Практическое
задание

2.5. Замысел этюда.

2

0

2

Практическое
задание

2.6. Сценарий этюда.

5

0

5

Практическое
задание

2.7. Обстановка
действия.
Декорационное
оформление.
Художники-декораторы

4

0

4

Практическое
задание

2.8. Костюм, грим.
Назначение театральных
масок

3

0

3

Практическое
задание

2.9. Музыка в спектакле.

4

0

4

Практическое
задание

2.10 Значение света и цвета.

2

0

2

Практическое
задание

3.

Театральная игра.

50

3

47

3.1. Игры на
выразительность речи.

4

0

4

Наблюдение,
опрос

3.2. Раскрепощающие игры и
упражнения.

3

0

3

Практическое
задание

3.3. Страх
публичных
выступлений и способы
его преодоления

5

1

4

Беседа

3.4. Комплексные игры,
снимающие страх
публичных
выступлений.

6

0

6

Практическое
задание

3.5. Уверенное поведение.
Самопрезентация.

4

2

2

Практическое
задание

3.6. Упражнения на развитие
воображения. Роль
воображения в
литературе

5

0

5

Практическое
задание

3.7. Этюды на общение.

10

0

10

Практическое
задание

3.8. Сценические
миниатюры.

10

0

10

Практическое
задание

3.9. Упражнения
на
концентрацию
зрительного внимания.

2

0

2

Практическое
задание

3.10 Упражнения на развитие
памяти.

1

0

1

Практическое
задание

34

0

34

4.1. Предварительная
настройка: концентрация
слухового внимания;
концентрация
зрительного внимания;
ритмическая настройка.

3

0

3

4.2. Мышечное внимание в

3

0

3

4.

Ритмопластика.

Индивидуальная
практическая
работа

статике.
4.3. Мышечное внимание в
ограниченной динамике.

3

0

3

4.4. Мышечное внимание в
динамике.

3

0

3

4.5. Координация движения.

3

0

3

4.6. Развитие гибкости
подвижности.

и

3

0

3

4.7. Развитие пластичности и
выразительности рук.
Импровизация из рук

3

0

3

4.8. Развитие
выразительной
мимики.

3

0

3

4.9. Основы
музыкальноритмического
восприятия.

3

0

3

4.10 Импровизированный
пластический тренинг.

3

0

3

3

0

3

136

8

128

5.

Итоговое занятие.
Итого:

Тест,
Спектакль

Содержание учебно-тематического плана
1. Вводное занятие «Этика творчества» (1 час)
Теория: Знакомство с содержанием программы. Знакомство с правилами
поведения на занятиях и во время перемены, правилами техники безопасности.
Контроль: беседа.
Раздел 2. Театроведение (30 часов)
Тема 2.1. История создания театра.
Теория. История создания театра, компоненты театральных структур,
знакомство со специалистами, которые участвуют в создании спектакля как
театрального зрелища (драматург, режиссер, художник, композитор). История
создания Коми-пермяцкого национального драматического театра
Контроль: беседа.
Тема 2.2. Виды и жанры театрального искусства.
Теория. Виды и жанры театрального искусства.
Контроль: опрос, рисунок
Тема 2.3. Что вы знаете о театре?
Практика: Входное тестирование.
Контроль: тест.
Тема 2.4. Этюды как одно из выразительных средств режиссуры.
Практика. Этюды-импровизации.
Контроль: практическое задание.
Тема 2.5. Замысел этюда.
Практика. Выполнение этюдов.
Контроль: практическое задание.
Тема 2.6. Сценарий этюда.
Практика: выполнение этюдов, упражнений-тренингов.
Контроль: практическое задание.
Тема 2.7. Обстановка действия. Декорационное оформление. Что такое
дикорации

Практика. Декорационное оформление этюдов.
Контроль: практическое задание.
Тема 2.8. Костюм, грим.
Практика. Использование грима, костюма, маски.
Контроль: практическое задание.
Тема 2.9. Музыка в спектакле.
Практика. Режиссерский замысел музыкального оформления; сочинение
оригинальной музыки или подбор готовых музыкальных номеров. Репетиционная
работа по введению музыки в этюд.
Контроль: практическое задание.
Тема 2.10. Значение света и цвета.
Практика.

Работа

с

различными

специальными

осветительными

и

проекционными приборами.
Контроль: практическое задание.
Раздел 3. Театральная игра. (50 часов)
Тема 3.1. Игры на выразительность речи.
Теория. Театральная игра. Правила игры. Готовность к действию и быстрота
реакции. Согласованность действий с действиями других. Сценическое внимание.
Зрительное и слуховое внимание. Организация произвольного внимания.
Практика. Игры на выразительность речи.
Контроль: наблюдение, опрос.
Тема 3.2. Раскрепощающие игры и упражнения.
Практика. Упражнения на раскрепощение.
Контроль: практическое задание
Тема 3.3. Страх публичных выступлений и способы преодоления.
Теория. Основные признаки страха публичных выступлений и способы его
преодоления.
Контроль: беседа.
Тема 3.4. Комплексные игры, снимающие страх публичных выступлений.

Практика. Игры, снимающие страх публичных выступлений.
Контроль: практическое задание.
Тема 3.5. Уверенное поведение. Самопрезентация.
Практика. Самопрезентация.
Контроль: практическое задание.
Тема 3.6. Упражнения на развитие воображения.
Практика. Упражнения на развитие воображения.
Контроль: практическое задание.
Тема 3.7. Этюды на общение.
Практика. Выполнение этюдов, упражнений-тренингов.
Контроль: практическое задание.
Тема 3.8. Сценические миниатюры.
Практика. Показ сценических этюдов «Диалог – звукоподражание».
Контроль: практическое задание.
Тема 3.9. Упражнения на концентрацию зрительного внимания.
Практика. Упражнения на развитие внимания.
Контроль: практическое задание.
Тема 3.10. Упражнения на развитие памяти.
Практика. Упражнения на развитие памяти.
Контроль: практическое задание.
Раздел 4. Ритмопластика (34 часов)
Тема 4.1. Предварительная настройка: концентрация слухового внимания,
концентрация зрительного внимания, ритмическая настройка.
Практика. Комплексные, ритмические, музыкальные, пластические игры и
упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей и
пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной
нагрузки. Выполнение упражнения «Кактус и ива».
Контроль: индивидуальная практическая работа.
Тема 4.2. Мышечное внимание в статике.

Практика. Выполнение статических упражнений, также известных как
изометрические.
Контроль: индивидуальная практическая работа.
Тема 4.3. Мышечное внимание в ограниченной динамике.
Практика. Выполнение упражнения «Мороженое».
Контроль: индивидуальная практическая работа.
Тема 4.4. Мышечное внимание в динамике.
Практика. Выполнение комплексных упражнений, призванные обеспечить
развитие двигательных способностей: «Секундная стрелка», «Рефлексивное
чтение». «Обратный отсчет».
Контроль: индивидуальная практическая работа.
Тема 4.5. Координация движения.
Практика. Включает в себя как статичные упражнения для стимуляции
баланса, так и активные игры для развития ловкости. Выполнение упражнения «В
Стране цветов».
Контроль: индивидуальная практическая работа.
Тема 4.6. Развитие гибкости и подвижности.
Практика. Выполнение комплекса упражнений для развития гибкости и
подвижности суставов: «Замок», «Карандаш между лопатками», «Взгляд на
пятку».
Контроль: индивидуальная практическая работа.
Тема 4.7. Развитие пластичности и выразительности рук.
Практика. Выполнение упражнений на развитие гибкости, подвижности
кистей и пальцев: «Волна», «Плавники», «Змея», «Крест». Осмысленность
движения рук. Руки — главный орган движения, с точки зрения физической
выразительности актера в роли. Они могут многое сказать зрителям, и сказать
очень ярко и четко.
Контроль: индивидуальная практическая работа.

Тема 4.8. Развитие выразительной мимики.
Практика. Выполнение упражнений для развития выразительности мимики,
жестов, движений: «Красивый петушок», «Осенний парк».
Контроль: индивидуальная практическая работа.
Тема 4.9. Основы музыкально-ритмического восприятия.
Практика. Музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные
обеспечить

развитие

двигательных

способностей

и

пластической

выразительности телодвижений.
Выполнение упражнения «Мокрые котята».
Контроль: индивидуальная практическая работа.
Тема 4.10. Импровизированный пластический тренинг.
Практика. Пластический тренинг. Зажимы.
Контроль: индивидуальная практическая работа.
5. Итоговое занятие. (3 часа)
Практика: Проведение итоговой аттестации по итогам года в форме
тестирования. Показ спектакля.
Контроль: итоговое тестирование, спектакль.
Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение
1. Наличие специального кабинета (кабинет для занятий).
2. Наличие репетиционного зала (сцена).
3. Музыкальный центр, компьютер.
4. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
5. Электроаппаратура.
6. Зеркало.
7. Подборка репертуара.
8. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
9. Записи выступлений, концертов.
10. Кукольный театр

Информационное обеспечение: подключение к сети Интернет, презентации,
фотографии.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования.
Формы аттестации / контроля
В

процессе

оценки

достижения

планируемых

результатов

будут

использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга.
При работе по данной программе используются следующие методы работы:
объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Формы подведения итогов реализации данной программы являются: беседа,
опрос, практическое задание, тест, индивидуальная практическая работа;,
спектакль.
Контроль знаний проводится по каждому разделу в виде мониторинга:
Оценка шкалы уровневая В С Н.
2.4. Оценочные материалы
Таблица показателей «Организация работы объединения»
№

Фамилия,
Имя

Правила
техники
безопасности

Знания
театрального
искусства

Знания
театральных
профессий

Знание
технологии
постановки
спектакля

Сумма
балов

Таблица показателей по разделу «Основы сценического творчества»
№

Фамилия,
Имя

Умение
Знания
Знания
Умение
Сумма
владеть речедвигательной сценической
владеть
балов
жестами и
координации
дикцией
дыхательной
мимикой
гимнастикой

Таблица показателей по разделу «Работа над миниатюрами»
№ Фамилия,
Имя

Знание
театра
миниатюр

Умение
работать в
паре

Знание
истории
эстрадных
спектаклей

Показ
эстрадного
номера

Сумма
балов

Методические материалы
Особенности организации образовательной деятельности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Мы играем в театр» практико-ориентирована, построена с учетом возрастных
особенностей детей данного школьного возраста.
Методика работы с детьми строится в направлении личностноориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на активность
учащихся, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий.
Описание технологий и методов обучения и воспитания
Программа «Мы играем в театр»» опирается на принципы построения
общей дидактики:
- Принцип систематичности и последовательности: от простого к
сложному, от неизвестного к известному.
- Принцип развивающего характера обучения, опоры на зону ближайшего
развития.
- Принцип опоры на возраст и уровень развития ребенка: постановка задач
с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка.
- Принцип опоры на интерес, поддержание и создание мотивации.
- Принцип активного привлечения к участию в программе ближайшего
социального окружения – родителей, других родственников, педагогов.
Очень важно установить эффективное взаимодействие с учащимся,
создать благоприятные условия, обеспечить ребенку чувство безопасности,
стимулировать его инициативу, способствовать установлению со взрослым
позитивных отношений, основанных на взаимном уважении прав личности.
При реализации программы используются следующие методы
обучения:
1. словесные методы (рассказ, беседа);
2. наглядные (показ, демонстрация и пр.);

3. практические (самостоятельная творческая деятельность).
Формы организации образовательной деятельности
Индивидуальная: предполагает работу педагога с отдельным учащимся
индивидуально.
Подгрупповая и групповая: групповая работа может быть эффективна
только

при

условии

принуждения;

соблюдения

продуманная

определенных

система

правил:

поощрений

и

отсутствие
порицаний;

организационная и содержательная поддержка со стороны педагога; четкий
инструктаж; владение педагогом приемами установления и регулирования
взаимоотношений

между

учащимися,

стимулирование

и

поощрение

самостоятельности и инициативности.
Педагогические технологии, используемые при реализации программы
В процессе реализации программы «Мы играем в театр» используются
личностно-ориентированная, здоровьесберегающие технологии (дыхательная
и пальчиковая гимнастика, упражнения для глаз, физминутки), технологию
коллективного творчества (изготовление атрибутов для инсценировок,
разыгрывание мизансцен, работа с диалогами), что способствует лучшему
освоению

материала

программы,

развитию

творческих

способностей

учащихся, метапредметных компетенций и личностных качеств учащихся.
В процессе обучения по данной программе учащиеся знакомятся с
русским народным творчеством (сказки, потешки, загадки, скороговорки,
пословицы), что способствует расширению кругозора детей и развитию
устной речи. В игре с куклой каждый участник проявляет свою инициативу, а
также учится согласовывать свои действия с действиями других участников, с
определенными правилами.
Формы организации учебного занятия
Основной формой организации проведения занятий с учетом возрастных
психологических особенностей учащихся, целей и задач программы является
практическое занятие.

Алгоритм учебного занятия
- приветствие и артикуляционная гимнастика;
- знакомство учащихся с новыми упражнениями и играми;
- работа над основной темой занятия;
- рефлексия, подведение итогов.

выполнение практического задания;

Список литературы для педагога:
1. Аль Д.Н. Основы драматургии: Учебное пособие. СПб.: Планета
музыки, 2018. 216 с.
2. Бруссер А.М. Основы дикции. Практикум: Учебное пособие. СПб.:
Планета музыки, 2018. 186 с.
3. Бутенко Э.В. Сценическое перевоплощение. Теория и практика:
Учебное пособие. СПб.: Планета музыки, 2017. 354 с.
4. Гиппиус С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств: Учебное пособие.
СПб.: Планета музыки, 2017. 203 с.
7. Полищук В., Сарабьян Э. Большая книга актерского мастерства:
Уникальное собрание тренингов по метод. величайших режиссеров. М.: АСТ,
2015. 377 с.
8. Сарабьян Э. Актёрский тренинг по системе Станиславского: Речь.
Слова. Голос. Максимальная достоверность и убедительность. М.: АСТ, 2017.
166 с.
9. Суртаева Н.Н. Гуманитарные технологии в образовании: учебное
пособие. Омск: БОУ ДПО «ИРООО», 2017. 259 с.
10. Ульянов В. Быть услышанным и понятым. Техника и культура речи.
Лекции и практические занятия. СПб.: БХВПетербург, 2016. 174 с.
Список литературы для обучающихся:
1. Андрейчук Н.М. Основы профессионального мастерства сценариста
массовых праздников: Учебное пособие. СПб.: Планета музыки, 2018. 205 с.
2. Антонова Е. В театре. Экскурсия за кулисы. М.: Настя и Никита, 2018.
287 с.
3. Вольфе Б., Вольфе Н. Аквагрим. Двадцать пять необычных образов.
СПб.: АСТПресс Книга, 2014. 112 с.
4. Кондратенко А.П. Театр. М.: Издательский дом Мещерякова, 2016. 239с.
5. Нищева Н.В. Весёлая артикуляционная гимнастика. СПб.: ДетствоПресс, 2017. 163 с.
6. Шестакова Е.С. Говори красиво и уверенно. Постановка голоса и речи.
СПб.: Питер, 2018. 304 с.
Интернет-ресурсы:
1. Театрал. Театральные Новые Известия: журнал (Москва). [Электронный
ресурс] - Режим доступа: WWW.URL: http://www.teatral-online.ru/ (дата
обращения: 14.08.2022)
2. Театр: журнал о театре (Москва). [Электронный ресурс] - Режим
доступа: WWW.URL:

http://oteatre.info/ (дата обращения: 14.08.2022)
3. Драматешка: архив детских пьес. [Электронный ресурс] - Режим
доступа: WWW.URL:
http://dramateshka.ru/

ПРИЛОЖЕНИЕ
Перечень ключевых слов
Авансцена – пространство сцены между занавесом и зрительным залом;
Акт (Действие) – отдельная часть сценического произведения;
Актёр – исполнитель ролей в театральных представлениях;
Амплуа – специализация актёра на исполнении ролей, наиболее
соответствующих его внешним сценическим данным, характеру дарования;
Амфитеатр

–

места

для

зрителей

за

партером, расположенные

возвышающимся полукругом;
Антракт – перерыв между действиями спектакля;
Аплодисменты – одобрительные хлопки зрителей, форма выражения
приветствия или благодарности артистам и создателям спектакля;
Афиша – объявление о представлении;
Бенефис – спектакль в честь одного из его участников;
Бутафория – предметы, специально подготовленные и употребляемые
вместо настоящих в театральных постановках (посуда, оружие, украшение);
Водевиль – комическая пьеса на лёгкие бытовые темы, первоначально с
пением куплетов; Грим – подкрашивание лица, искусство придания лицу
(посредством специальных красок, наклеивания усов, бороды и т.д.)
внешности,

необходимой

актёру

для

данной

роли;

Декорация

–

устанавливаемое на сцене живописное или архитектурное изображение места
и обстановки театрального действия;
Диалог – разговор между двумя или несколькими актёрами;
Драма – действие с серьёзным сюжетом, но без трагического исхода;
Жест – движения рук, головы, передающие чувства и мысли;
Занавес – полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала;
Задник – расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в
глубине сцены; Звонок. Их в театре бывает три. Первый предупреждает о

скором начале спектакля и о том, что пора двигаться по направлению к своему
месту. Второй говорит о том, что нам пора уже сидеть на своих местах, а
задержавшимся

—

поторопиться.

Третий

звонок

дают

с

началом

представления. Входить в зал после третьего звонка неприлично, в некоторых
театрах после него совсем не пускают в зал;
Комедия – спектакль с весёлым, смешным сюжетом;
Кулисы – вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам;
Ложа – группа мест в зрительном зале, выделенная перегородками или
барьерами; располагаются по сторонам и сзади партера (ложи бенуара), и на
ярусах;
Мелодрама –
интригой, с

драматическое

произведение

с

острой

резким противопоставлением добра и зла;

Мизансцена – сценическое размещение, положение актёров на сцене в
определённый момент действия;
Мимика – мысли и чувства, передаваемые не словами, а выражением
лица;
Монолог

–

речь

одного

действующего

лица,

выключенная

из

разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного
отклика, в отличие от диалога;
Пантомима – выразительное телодвижение, передача чувств и мыслей
лицом и всем телом;
Парик – накладные волосы;
Партер – места в зрительном зале ниже уровня сцены;
Рампа – невысокий барьер вдоль авансцены, прикрывающий со стороны
зрительного зала приборы для освещения сцены, а также — театральная
осветительная аппаратура, помещаемая за таким барьером и служащая для
освещения передней части сцены снизу;
Режиссёр – лицо, руководящее постановкой спектакля;
Реквизит – предметы, необходимые актёрам по ходу действия спектакля;

Репертуар – пьесы, идущие в театре в определённый промежуток
времени;
Репетиция – основная форма подготовки спектакля путем многократных
повторений (целиком и частями);
Реплика – фраза (или часть фразы) сценического персонажа, за которой
следует текст или действие другого лица;
Роль – художественный образ, создаваемый актёром;
Софиты – ряд ламп для освещения сцены спереди, сверху;
Трагедия – напряжённое действие с неразрешимыми проблемами,
оканчивается гибелью одного из героев;
Труппа – коллектив актёров театра;
Фойе – зал в театре для пребывания зрителей перед началом спектакля
или во время антракта.

Входной контроль - тест
Цель: выявить знания и представления детей о театре.
1.Знаешь ли ты, что такое театр?
А) Да
Б) Нет
В) Никогда не слышал
2. Ты был (а) в театре?
А) Да
Б) Один раз
В) Никогда
3. Тебе нравится смотреть спектакли?
А) Да
Б) Нет
В) Зависит от настроения
4. Как называются люди, которые исполняют роли?

А) Билетеры
Б) Каскадеры
В) Актеры
5.Как называются люди, которые смотрят спектакли?
А) Пассажиры
Б) Зрители
В) Не знаю
6. Как называется место, где актеры исполняют свои роли?
А) Сцена
Б) Спортивная площадка
В) Стадион
7. Как ты думаешь. Нужна ли музыка в спектакле?
А) Да
Б) Иногда
В) Нет
8. Тебе приходилось когда-нибудь участвовать в спектакле?
А) Мечтал(а)
Б) Да
В) Нет
Уровень знаний:
Высокий- 7 (100%) 6 (85.2%) ответов
Средний - 5 (71%) 4 (56%) ответа
Низкий - 3 (42%) 2 (28%) ответа Ответы к тесту:
1-а; 4-в; 7-а
2-а; 5-б8-б
3-а; 6-а
Промежуточная аттестация (тест)
Цель: выявить знания детей о театре.
1. Есть ли особая театральная терминология?

А) Да
Б) Нет
В) Есть, но она не интересная
2. Есть ли культура зрителя.
А) Нет
Б) Да
В) Есть, но не обязательна
3.В каком театре актеры только поют?
А) Детском
Б) Оперном
В) Танцевальном
4. Как вы думаете, что помогало актером перевоплощаться из злого в
доброго героя или из молодого – в старого?
А) Маска
Б) Одежда
В) Грим
5. Большое, красочное объявление называется
А) Книга
Б) Афиша
В) Стена
6.Чем украшают сцену?
А) Цветами
Б) Шарами
В) Декорациями
7. Создание масок и костюмов – чья же эта работа? Кто их
придумывает?
А) Актер
Б) Режиссер
В) Художник

8. Требует ли выразительное чтение и выразительная речь «работы
лица» на текст?
А) Да
Б) Нет
В) Если самому хочется
Уровень знаний:
Высокий - 7 (100%) 6 (85.2%) ответов
Средний - 5 (71%) 4 (56%) ответа
Низкий - 3 (42%) 2 (28%) ответа
Ответы к тесту:
1-а; 4-а; 7-в
2-б; 5-б 8-а
3-б; 6-в


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».