ДООП 6 Шаги к успеху

Управление образования администрации города Кудымкара
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр «Радуга» г. Кудымкара

Принята на заседании педагогического совета

Утверждаю:

от «30» сентября 2022 г.

Директор МАУДО «ДЮЦ «Радуга»

Протокол № 1

____________ Т.Т. Бражкина

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Шаги к успеху»
Возраст обучающихся: 12 - 15 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Нешатаева Фаина Ефимовна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории

г. Кудымкар, 2022
1

Информационная карта образовательной программы
I Наименование программы

«Шаги к успеху»

II Направленность

Художественная

III Сведения об авторе (составителе)
1. ФИО

Нешатаева Фаина Ефимовна

2. Год рождения

1955

3. Образование

Среднее специальное

4. Место работы

МАУДО «ДЮЦ «Радуга» г. Кудымкара

5. Должность

Педагог дополнительного образования

6. Квалификационная категория

Первая

7. Адрес, телефон

г. Кудымкар, ул. 50 лет Октября, д.28

IVСведения о программе
1. Срок реализации

1 год

2. Возрастная группа

12-15 лет

3. Тип программы

общеразвивающая

4. Характеристика программы
По месту в образовательной модели

Разновозрастного детского объединения

По уровню освоения

Общекультурный ознакомительный

5. Цель программы

Сформировать базовую культуру личности на основе
танцевальной
культуры и любви к народному
танцу.
6. Ведущие формы и методы образовательной Беседа,
практические
занятия,
экскурсии,
деятельности

исследовательская

деятельность,

занятие

-

игра,

самостоятельная работа, творческие встречи.
7.Форма обучения

Очная,

с

применением

дистанционных

образовательных технологий.
8. Формы мониторинга результативности

Собеседование,
занятие,

зачет,

открытое

занятие,

мини-концерты

для

творческий отчет, концерт.
9. Кадровое обеспечение

Педагог дополнительного образования

2

контрольное
родителей,

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности «Шаги к успеху»
1. Пояснительная записка
1.1 Общие сведения
Программа составлена в соответствии со следующими документами:
- Закон об образовании в Российской Федерации (ФЗ «Об образовании в РФ» от
29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ);
-

«Концепция

развития

дополнительного

образования»,

(Распоряжение

Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России», 2009 г.;
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»;
-

«Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ» (включая разноуровневые программы) «Письмо
Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242».
В

соответствии

с

«Порядком

организации

и

осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (утверждён Приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008) в
общеобразовательную

общеразвивающую

программу

дополнительную

ежегодно

вносятся

изменения.
Актуальность.
Танец – это часть мирового культурного наследия, она выполняет важную
миссию

в формировании подрастающего

поколения, в воспитании у

школьников любви к Родине, патриотизма, уважения к культуре России и
народов разных стран.
Детский хореографический коллектив – это особая среда, предоставляющая
самые широкие возможности для развития ребенка: от
3

изначального

пробуждения

интереса

к

искусству

танца

до

овладения

основами

профессионального мастерства.
Хореография как вид искусства обладает скрытыми резервами для развития
и воспитания детей. Это синтетический вид искусства, основным средством
которого является движение во всем его многообразии. Высочайшей
выразительности оно достигает при музыкальном оформлении. Музыка – это
опора танца.
Движение и музыка, одновременно влияя на ребенка, формируют его
эмоциональную

сферу,

координацию,

музыкальность

и

артистичность,

воздействуют на его двигательный аппарат, развивают слуховую, зрительную,
моторную (или мышечную) память, учат благородным манерам.
Хореография

воспитывает

коммуникабельность,

трудолюбие,

умение

добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того,
она

развивает

ассоциативное

Систематическая

работа

пространственной
воспринимать

мышление,
над

ориентацией

окружающую

пробуждает

к

музыкальностью,

помогает

детям

действительность,

творчеству.

координацией,

понять

себя,

лучше

свободно

и

активно

использовать свои знания и умения не только на занятиях или концертной
деятельности, но и в повседневной жизни.
Танцевальное искусство обладает огромной силой в воспитании творческой,
всесторонне развитой личности. Занятия хореографией принимают ребенка к
миру

прекрасного,

воспитывают

художественный

вкус.

Занятия

совершенствуют детей физически, укрепляют их здоровье. Они способствуют
правильному развитию костно-мышечного аппарата, избавляют от физических
недостатков,

максимально

исправляют

нарушения

осанки,

формируют

красивую фигуру.
Эти занятия хорошо снимают напряжение, активизируют внимание,
усиливают эмоциональную реакцию и, в целом, повышают жизненный тонус
учащегося. В танце и движении находит выражение жизнерадостность и
активность

ребенка,

развивается

его
4

творческая

фантазия,

творческие

способности:

воспитанник

учится

сам

создавать

пластический

образ.

Выступления перед зрителями являются главным воспитательным средством:
переживание успеха приносит ребенку моральное удовлетворение, создаются
условия для реализации творческого потенциала, воспитываются чувства
ответственности, дружбы, товарищества.
Идея

программы

–

обучение

на

материале

народных

танцев,

совершенствование танцевальной техники (развитие мышц, связок, суставов),
выработка умения воспринимать особенности стиля и характера народных
танцев поможет детям проникнуть в мир музыки и танца, сценического
движения.
Отличительные особенности программы. Программа «Шаги к успеху»
завершает первоначальное хореографическое образование и воспитание
учащихся.
Обучение программы «Шаги к успеху»

совершенствует координацию

движений, способствует укреплению мышечного аппарата, развивает те группы
мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажера. Дает
возможность учащимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения
танцев

разных

народов,

знакомство

с

региональными

особенностями

танцевальной культуры Пермского края.
В процессе работы учащиеся учатся анализировать свое исполнение,
правильно распределять мышечную нагрузку, повышать технический уровень
исполнения, выразительно передавать идейно-образное содержание танца,
национальный характер.
Именно на этом уровне определяется устойчивый интерес к народному
танцу, раскрытие творческого потенциала, создаются условия для творческой
интерпретации полученных знаний, определение в выборе будущей профессии.
Учебный материал требует постоянного совершенствования техники
классического и народного танца, выразительности при максимальном
развитии индивидуальных способностей учащихся. Исполнять танцы в
5

концертах. Использовать знания в самостоятельной постановке номеров (для
дополнительных работ).
Содержание программы выстроено по концентрическому принципу: темы
разделов из года в год повторяются, но на следующий год знания, умения
навыки совершенствуются, расширяются.
Для достижения цели образовательной программы необходимо опираться на
следующие основные принципы:
• постепенность в развитии природных способностей детей;
• строгая последовательность в овладении лексикой и техническими
приемами;
• систематичность и регулярность занятий;
• целенаправленность учебного процесса.
Адресат программы
В детском объединении занимаются дети в возрасте от 12 до 15 лет,
постоянного состава. Срок обучения 1 год.
Наполняемость групп – 15 человек.
По состоянию здоровья и другим характеристикам

отбор детей не

проводится. К занятиям допускаются дети с разрешения педиатра. Дети с ОВЗ и
инвалиды допускаются к занятиям в общей группе в зависимости от
заболевания, но при обязательном соблюдении рекомендаций индивидуальной
программы реабилитации и медико-психолого-педагогической комиссии.
После завершения освоения программы учащиеся могут продолжить
занятия

в

других

танцевальных

коллективах

или

могут

заниматься

самостоятельно.
Объем и сроки освоения программы: программа рассчитана на 1 год, 6
часов в неделю (68 часов - постановочных и репетиционная работа).
Особенности образовательного процесса.
Форма обучения - очная с постоянным составом учащихся примерно
одного возраста. Преобладают практические занятия. С 4 по 6 год обучения
проводятся учебные, репетиционные занятия и концертная деятельность.
6

Цели и задачи.
Цель: Сформировать базовую культуру личности на основе танцевальной
культуры и любви к народному танцу.
Задачи:
Образовательные:
• Экзерсис у станка в более быстром темпе, контрастных стилях и
характерах;
• овладеть всеми художественными средствами народно-сценического
танца (характером, выразительностью, манерой, стилями);
• продолжать изучение национальных особенностей народного танца;
• знать танцы коллектива объединения.
Развивающие:
• развивать и укреплять мышечный аппарат для освоения мужских
элементов народных танцев;
• создавать условия для творческой интерпретации полученных знаний;
• развитие самостоятельности в работе над созданием танцевального
образа;
• самостоятельно

работать

над

совершенствованием

исполнения.
Воспитывающие:
• воспитать чувство коллективизма;
• правильно воспринимать критику и замечания;
• уметь анализировать свои выступления;
• уметь разбираться в мире музыки и танца.

7

мастерства

Планируемый результат
Предметные результаты
• умение ориентироваться в области народной музыки и хореографии;
• знание методики исполнения движений народных танцев;
• умение анализировать свои выступления, правильно реагировать на
замечания и критику;
• умение

проявлять

самостоятельность

в

работе

над

создание

танцевального образа;
• самостоятельно работать над совершенствованием исполнительского
мастерства;
• знание концертного репертуара.
Конечный результат
В конце учебного года обучающие должны уметь ставить танцевальные
номера

малой

формы,

с

самостоятельным

подбором

музыкального

сопровождения.
Принимают активное участие в концертной деятельности, исполняя танцы
разного характера (народные, игровые, сюжетные и т.д.)
В конце учебного года проводится итоговое занятие (итоговый концерт)
где подводится анализ творческой деятельности (актерское мастерство,
трудолюбие,

посещаемость,

танцевальные

способности)

и

постановка

дипломного номера (по решению педагога и актива объединения).
По итогам обучения обучающиеся получают свидетельства об окончании
курса обучения.

8

Учебно-тематический план
Содержание и виды деятельности

Количество часов
теория практ. всего

Формы
аттестации/контроля

Учебно-тренировочная работа
1. Азбука музыкального движения

2

2

4

Собеседование

2. Методика исполнения основных
движений классического танца

6

20

26

Наблюдение.
Оценка
качества
исполнения.
Зачёт

8

32

40

4. Составление этюдов и комбинаций
из элементов народного танца

4

22

26

5. Методика исполнения основных
движений национальных народных
танцев

4

16

20

6. Постановочная и репетиционная
работа.

-

72

72

4

4

3. Методика исполнения основных
движений народного танца (экзерсис у
станка и на середине зала)Разучивание
элементов народного танца.

Наблюдение.
Оценка
качества
наблюдения

8. Итоговые занятия (контрольные
уроки, открытые занятия)

Контрольное занятие
Зачёт.
Концертное
выступление.

Мероприятия воспитательного
характера
1. Организационная работа (вводное
занятие, беседа о технике безопасности
и т.д.)

4

-

4

Собеседование

3. Работа над танцевальным образом,
работа с гримом, причёской, внешним
видом и т.д.
Резервные часы

2

2

4

Собеседование

4

4

Концертная
деятельность

Итого:

30

174

204

9

Содержание программы
Сентябрь: 13 занятий – 26 часов
2 часа – Организационное занятие. Вводное занятие (беседа о технике
безопасности, беседа о внешнем виде – форма для занятий, обувь,
прическа и т.д.).
2 часа –

Азбука музыкального движения. Теория: слушание музыкального

произведения П.И. Чайковский.
4 часа – Методика исполнения движений классического танца (работа у станка,
на середине, прыжки различного характера).
10 часов – Методика исполнения движений народного танца: (работа у станка,
на середине, элементы русского танца: основной шаг с носка, с каблука
– с руками; простые дробные выстукивания и притоны и т.д.)
8 часов –

Постановочная и репетиционная работа.(повторение концертных

номеров, номеров для фестивалей, смотров, конкурсов и т.д.).
Октябрь: 13 занятий – 26 часов
4 часа – Методика исполнения основных движений классического танца
(работа у станка, на середине, растяжки различного характера, прыжки,
вращения различного характера) – теория + практика.
6 часов – Методика исполнения основных движений народного танца (работа у
станка, на середине, выстукивание различного характера, «моталочка»,
переступки и т.д.)
6 часов - Составление этюдов и комбинаций (из элементов: проходок,
«веревочки» различного характера, «моталочка», и т.д.)
10 часов -

Постановочная работа: постановка концертного номера – подбор

состава, проучивание движений к танцу. Репетиции (повторение
концертных номеров, работа над чистотой номеров).
Ноябрь: 11 занятий – 22 часа
4 часа – Методика исполнения движений классического танца (работа у станка,
на середине, прыжки и растяжки.)
10

4 часа – Методика исполнения движений народного танца (русский народный
танец) ключи различного характера; дроби, перекаты, выстукивания.
4 часа - Составление этюдов и комбинаций из элементов русского танца
(комбинации из элементов «веревочка», «моталочка»).
4 часа – Методика исполнения движений национального танца: ходы и
проходки (топоток различного характера). Работа и положение рук в
национальном танце.
6 часов – Постановочная и репетиционная работа.
Декабрь: 13 занятий – 26 часов
4 часа – Методика исполнения основных движений классического танца.
Практическое

занятие:

повторение

пройденного

материала.

Упражнение на середине: исполняются упражнения, разученных у
станка.
6 часов – Методика исполнения основных движений народного танца. Работа у
станка и на середине. Подготовка к контрольному уроку. Вращения
различного характера (повторить).
4 часа – Постановка номеров к сценариям к Новому году (в зависимости от
театрализованного представления).
2 часа – Работа с гримом (концертный грим). Практика (о форме и пропорциях
лица).
2 часа – Контрольное занятие (народный). Итог за I полугодие. Показ
концертных номеров (репертуар) тренаж в характере народного танца
(у станка), середина (из элементов тренажа), комбинации (дробные
выстукивания, «веревочки», «моталочки» и т.д.), концертные номера.
8 часов - Генеральные репетиции. Подготовка к Новогодним представлениям
(готовить два состава).
Январь: 10 занятий – 20 часов
2 часа -

Вводное занятие. Формирование танцевальной группы (по сменам).
Повторение правил поведения, правил техники безопасности, правил
личной гигиены.
11

2 часа – Азбука музыкального движения. Способность создавать музыкальные
образы. Выделять из музыкального материала мелодию и ритм.
2 часа – Методика исполнения основных движений классического танца.
Основные правила движений у станка и на середине. Усложнить
прыжки различного характера. Растяжки с большой амплитудой.
4 часа - Методика исполнения основных движений коми-пермяцкого танца
(национального). Дроби в характере коми-пермяцкого танца; работа
рук: проходы с руками; перекаты – боковой ход с каблука;
хороводный шаг.
4 часа – Постановка номера: коми-пермяцкий танец «Ленок» (работа с
полотнами) для девочек.
6 часов – Постановочная и репетиционная работа. Повторение и отработка
движений коми-пермяцкого танца «Ленок».
Февраль: 12 занятий – 24 часа
2 часа -

Методика исполнения основных движений классического танца.

Исполнить вальсовые комбинации: па вальса, вальсовые дорожки,
дорожки в паре, повороты различного характера.
4 часа – Методика исполнение основных движений народного танца:
(ирландский

танец):

- основной шаг с выносом ноги вперед;
- «качалочка» в V позиции;
- переступания на полупальцах;
- «ножницы» с проходом вперед;
- прыжки различного характера.
6 часа – Составление этюдов и композиций из элементов народного танца:
русская комбинация; (дробная), белорусская комбинация, вальсовая
комбинация; коми- пермяцкая комбинация.
4 часа – Методика исполнения основных движений национального танца (комипермяцкий танец), дробные выступления в коми-пермяцком танце;
вращение различного характера.
12

8 часов – Постановочная и репетиционная работа. Подготовка к праздничным
концертам.
Март: 11 занятий – 22 часа
4 часа – Методика исполнения основных движений народного танца.
Разучивание

элементов «Уральской шестёры», ходы и проходы;

повороты различного характера; подскоки со сменой ног; дробные
выстукивания, подбивки и т.д.
4 часа - Методика исполнения движений классического танца (работа у станка
и на середине).
4 часа -

Методика исполнения основных движений коми-пермяцкого танца:
повторение элементов коми-пермяцкого танца; повторение этюдов и
комбинаций;

2 часа – Составление этюдов и комбинаций (повторение). Подготовка к
отчетному празднику.
8 часов – Постановочная и репетиционная работа.
Апрель: 12 занятий – 24 часа
4 часа – Методика исполнения основных движений народного танца:
повторение элементов тренажа (у станка); повторение элементов
тренажа (на середине).
4 часа – Составление этюдов и комбинаций: повторить все комбинации,
разученных в учебном году.
4 часа – Методика исполнения основных движений национальных народных
танцев: повторение элементов и комбинаций национальных танцев (за
учебный год).
2 часа – Итоговое занятие. Итоговый контроль.
10 часов – Постановка и репетиция концертных номеров.
Май: 5 занятий – 10 часов
2 часа – Методика исполнения основных движений классического танца
(повторение пройденного материала).
13

2 часа -

Методика исполнения основных движений народного танца

(повторение пройденного материала).
4 часа – Репетиция. Подготовка к итоговому концерту.
2 часа – Работа над гримом (концертный грим, прическа, костюм, обувь и т.д.).
Планируемые результаты по программе
Предметные результаты:
Учащийся в конце изучения программы знает характерные особенности
музыкальных жанров и основных стилистических направлений;
- знает профессиональную терминологию;
- знает основные элементы музыкального языка;
- владеет первичными знаниями в области строения классических и
народных музыкальных форм;
- знает основные жанры, отличительные особенности хореографического
искусства различных исторических эпох, стилей и направлений;
умеет разбираться в танцевальной терминологии, умеет её использовать в
учёбе и в работе;
-

умеет исполнять различные виды танца: классический, народно-

сценический;
-

умеет подбирать и использовать музыкальные произведения к

танцевальным номерам,
-

умеет ставить танцевальные номера (в зависимости музыкального

произведения);
- умеет выполнять комплексы специальных хореографических упражнений.
Метапредметные результаты:
- широкий кругозор учащихся;
- развиты наблюдательность и внимание, память, творческое мышление;
- умеет определять средства музыкальной выразительности в контексте
хореографического образа;
- владеет умениями музыкально-пластического интонирования;
- умеет сохранять и поддерживать собственную физическую форму;
14

- знает и соблюдает основы здорового питания, режима дня;
Личностные результаты:
- интересуется народным танцевальным творчеством, уважает искусство
своей Родины, как ценный вид эстетической деятельности;
- аккуратен во внешнем виде, настойчив в работе, трудолюбив;
проявляет

-

чувство

товарищества,

ответственности

коллектива.
Условия реализации программы:
Помещение:
- зал (с деревянным, некрашеным полом).
- помещение для хранения концертных костюмов (костюмерная).
- помещение для переодевания детей (раздевалка).
Оборудование:
- зеркала;
- столики (отполированная круглая полка, вдоль стены);
- магнитофон, аудиокассеты, музыкальные диски;
- баян;
- специальная литература.
Форма:
Для девочек:
• спортивное трико;
• лосины;
• юбка (черного цвета);
• балетные тапочки – чешки;
• туфли (жёсткая обувь).
Для мальчиков:
• шорты (для мальчиков);
• спортивные брюки (для старших);
• футболка или майка;
15

за

интересы

чешки или танцевальные сапоги
Формы аттестации и контроля: контроль организуется в каждой группе
в начале учебного года -вводный, с конце первого полугодия - промежуточный,
в конце года – итоговый. Результаты освоения программы отслеживаются в
процессе мониторинга.
Формы текущего контроля:
Собеседование.
Открытое занятие.
Контрольное занятие.
Зачет.
Мини-концерты для родителей.
Творческий отчет.
Концерт.
Знания и умения в конце учебного года проверяются в танцевальном
классе (на уроках) и на концертных выступлениях.
Конечный результат проверки знаний и умений по программе проводится в
форме контрольных занятий, тестированием, итоговых концертов.
Методическое обеспечение программы.
Формы и методы организации учебного занятия.
Форма обучения: очная.
Формы

занятий:

групповые,

индивидуальные

(при

постановке

концертных номеров).
Формы и методы обучения:
1. Посещение концертов, спектаклей, музея, выставок.
2. Дискуссии, диспуты (об искусстве).
3. Посещение занятий других танцевальных коллективов (городского
ансамбля при КДЦ, эстетический клуб «Родничок», Школы искусств).
4. Беседы об артистах балета, о государственных ансамблях.
5. Участие в мероприятиях Центра детского творчества.
6. Концерты, выступления.
16

7. Участие в конкурсах, смотрах, фестивалях.
8. Экскурсии.
9. Музыкальные игры.
10. Массовые танцы.
11. Практические упражнения: этюды, комбинации.
12. Практические занятия по классическому и народно-сценическому
танцу.
Педагогические технологии:
- Технология групповой деятельности.
- Технология игровой деятельности.
- Технология коллективной творческой деятельности.
- Технология дифференцированного обучения.
- Здоровье сберегающая технология.
Алгоритм учебного занятия:
1. Организационная часть:
- Приветствие (поклон)
- проверка готовности к занятию;
- проверка состояния здоровья учащихся;
- проверка внешнего вида учащихся (причёска, форма одежды, обувь);
- эмоциональное состояние учащихся.
2. Основная часть:
- Сообщение темы занятия;
- Цель занятия;
- Экзерсис у станка (классический, народный)
- Разучивание элементов классического или народного танца (на середине
зала); Составление этюдов и комбинаций из элементов классического или
народного танцев (на середине зала);
- Повторение пройденного материала; - Творческое задание;
3. Заключительная часть:
- Подведение итогов занятия; оценка работы учащихся на середине; д/з.
17

Литература для педагога.
1. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. Л.-М., 1964 г.
2. Вопросы теории и практики бальной хореографии. – М. Министерство

культуры РФ (научно-исследовательский институт культуры).
3. Звягин Д.Е. Народно-характерный танец. 2-3 год обучения (методическая
разработка для студентов хореографических
отделений) – СПб.
Академия культуры, 1996г.
4. Звягин Д.Е. Народно-характерный танец. 4-5 год обучения (методическая
разработка для студентов хореографических отделений) – СПб. Академия
культуры, 1996г. Народно-сценический танец (методические рекомендации и
примерная программа для детских хореографических коллективов) – М.,
Министерство культуры РФ 1996 г.
5. Программа по классическому танцу и ритмике (начальная школа) для
детских хореографических коллективов. – М. Министерство культуры РФ
1996г.
6. Программа (для внешкольных учреждений) – М. Просвещение
Министерство просвещения РФ , 1988 г.
7. Стуколкина Н. Четыре экзерсиса (уроки хореографического танца) – М.
Всероссийское театральное общество (для педагогов), 1972 г.
8. Ритмическая гимнастика и игровой танец на занятиях стрейчингом. –
СПб.1993г.
9. Боголюбская М.С. Учебно-воспитательная работа в детском
хореографическом коллективе (учебно-методическое пособие) – М. Научнометодический центр народного творчества и культурно-просветительной
работы.1982 г.
10. Березова Г. Классический танец (в детском хореографическом
коллективе) Киев. Музыкальная Украина.1990 г.
11.Руднева С.Д. Фем Э.М. Ритмика (музыкальное движения) Издательство
просвещение.Государственного комитета Совета Министров РФ, 1972 г.
12 .Сосина В.Ю. Фабион Э.М. Ритмическая гимнастика . – Киев, 1990 г.
13. Костровицкая В.Писарев А. Школа классического танца. Искусство. СПб
отделение 1976 г.
14. Васильева Т.К. Секрет танца. ТОО, 1997 г. Диамант ООО «Золотой век».
15. Основные принципы организации учебно-воспитательной работы в
хореографическом Коллективе Министерство культуры РФ .- М., 1986 г
16. Коми-пермяцкие танцы. ГКУК «Коми –Пермяцкий этнокультурный
центр».2011г.
18

Литература для учащихся.
1. Гришина Е.М. Николай Фадеечев. – М. Издательство «Искусство» 1988г.
2. Красавская В.М. Никита Долгушин. Издательство «Искусство»
СПб.1984г.
3. Корабков С.Н. Путь в большой балет. Семь уроков в Пермском
хореографическом училище. Пермь. Книжное издательство.1989г.
4. Мессерер А.М. Танец, мысль, время. – М. Издательство
«Искусство»1979г.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».