Управление образования администрации города Кудымкара Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Радуга» г. Кудымкара Принята на заседании педагогического совета Утверждаю: от «30» сентября 2022 г. Директор МАУДО «ДЮЦ «Радуга» Протокол № 1 ____________ Т.Т. Бражкина Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Народный танец» Возраст обучающихся: 10 – 13 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Нешатаева Фаина Ефимовна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории г. Кудымкар, 2022 1 Информационная карта образовательной программы I Наименование программы «Народный танец» II Направленность Художественная III Сведения об авторе (составителе) 1. ФИО Нешатаева Фаина Ефимовна 2. Год рождения 1955 3. Образование Среднее специальное 4. Место работы МАУДО «ДЮЦ «Радуга» г. Кудымкара 5. Должность Педагог дополнительного образования 6. Квалификационная категория Первая 7. Адрес, телефон г. Кудымкар, ул. 50 лет Октября, д.28 IVСведения о программе 1. Срок реализации 1 год 2. Возрастная группа 10-13 лет 3. Тип программы общеразвивающая 4. Характеристика программы По месту в образовательной модели Разновозрастного детского объединения По уровню освоения Общекультурный ознакомительный 5. Цель программы Приобщение учащихся к искусству народной хореографии, развитие их художественного вкуса, потребностей и интересов, приобщение к концертной деятельности. 6. Ведущие формы и методы образовательной Беседа, практические занятия, экскурсии, деятельности исследовательская деятельность, занятие - игра, самостоятельная работа, творческие встречи. 7.Форма обучения Очная, с применением дистанционных образовательных технологий. 8. Формы мониторинга результативности Собеседование, занятие, зачет, открытое занятие, мини-концерты для творческий отчет, концерт. 9. Кадровое обеспечение Педагог дополнительного образования 2 контрольное родителей, Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Народный танец» 1. Пояснительная записка 1.1 Общие сведения Программа составлена в соответствии со следующими документами: - Закон об образовании в Российской Федерации (ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ); - «Концепция развития дополнительного образования», (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р); - «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», 2009 г.; - Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; - «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ» (включая разноуровневые программы) «Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242». В соответствии с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (утверждён Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008) в общеобразовательную общеразвивающую программу дополнительную ежегодно вносятся изменения. Актуальность. Танец – это часть мирового культурного наследия, она выполняет важную миссию в формировании подрастающего поколения, в воспитании у школьников любви к Родине, патриотизма, уважения к культуре России и народов разных стран. Детский хореографический коллектив – это особая среда, предоставляющая самые широкие возможности для развития ребенка: от 3 изначального пробуждения интереса к искусству танца до овладения основами профессионального мастерства. Хореография как вид искусства обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Это синтетический вид искусства, основным средством которого является движение во всем его многообразии. Высочайшей выразительности оно достигает при музыкальном оформлении. Музыка – это опора танца. Движение и музыка, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, воздействуют на его двигательный аппарат, развивают слуховую, зрительную, моторную (или мышечную) память, учат благородным манерам. Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное Систематическая работа пространственной воспринимать мышление, над ориентацией окружающую пробуждает к музыкальностью, помогает детям действительность, творчеству. координацией, понять себя, свободно и лучше активно использовать свои знания и умения не только на занятиях или концертной деятельности, но и в повседневной жизни. Танцевальное искусство обладает огромной силой в воспитании творческой, всесторонне развитой личности. Занятия хореографией принимают ребенка к миру прекрасного, воспитывают художественный вкус. Занятия совершенствуют детей физически, укрепляют их здоровье. Они способствуют правильному развитию костно-мышечного аппарата, избавляют от физических недостатков, максимально исправляют нарушения осанки, формируют красивую фигуру. Эти занятия хорошо снимают напряжение, активизируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию и, в целом, повышают жизненный тонус учащегося. В танце и движении находит выражение жизнерадостность и активность ребенка, развивается его 4 творческая фантазия, творческие способности: воспитанник учится сам создавать пластический образ. Выступления перед зрителями являются главным воспитательным средством: переживание успеха приносит ребенку моральное удовлетворение, создаются условия для реализации творческого потенциала, воспитываются чувства ответственности, дружбы, товарищества. Идея программы – обучение на материале народных танцев, совершенствование танцевальной техники (развитие мышц, связок, суставов), выработка умения воспринимать особенности стиля и характера народных танцев поможет детям проникнуть в мир музыки и танца, сценического движения. Отличительные особенности программы. В этот период продолжается дальнейшее изучение более сложных элементов у станка, требующих соответствующей координации в исполнении и силовой нагрузке. Активнее работают руки, добавляются перегибания корпуса, полуповороты. На середине зала допускаются построение несложных комбинаций и композиций на материале русского, украинского, прибалтийского и местного материала. Используя разученные изобразительной движения, пластикой, соединяя можно создать их и с выразительной тематические номера (патриотические, игровые, сольные). Материал программы ставит целью продолжить изучение законов классического и народного танца с усложнением. Использовать комбинации движений у станка в народном характере. Составление комбинации народных танцев (в малой форме). Участие в постановках танцев. Содержание программы выстроено по концентрическому принципу: темы разделов из года в год повторяются, но на следующий год знания, умения навыки совершенствуются, расширяются. Для достижения цели образовательной программы необходимо опираться на следующие основные принципы: • постепенность в развитии природных способностей детей; 5 • строгая последовательность в овладении лексикой и техническими приемами; • систематичность и регулярность занятий; • целенаправленность учебного процесса. Адресат программы В детском объединении занимаются дети в возрасте от 10 до 13 лет, постоянного состава. Срок обучения 1 год. Наполняемость групп – 15 человек. По состоянию здоровья и другим характеристикам отбор детей не проводится. К занятиям допускаются дети с разрешения педиатра. Дети с ОВЗ и инвалиды допускаются к занятиям в общей группе в зависимости от заболевания, но при обязательном соблюдении рекомендаций индивидуальной программы реабилитации и медико-психолого-педагогической комиссии. После завершения освоения программы учащиеся могут продолжить занятия в других танцевальных коллективах или могут заниматься самостоятельно. Объем и сроки освоения программы. Программа рассчитана на 1 год. Общее количество часов: 3 раза в неделю по 2 часа (включая - репетиции) Особенности образовательного процесса. Форма обучения - очная с постоянным составом учащихся примерно одного возраста. Преобладают практические занятия. Цели и задачи. Цель: приобщение учащихся к искусству народной хореографии, развитие их художественного вкуса, потребностей и интересов, приобщение к концертной деятельности. Задачи: 1. Формировать у детей танцевальные знания, умения и навыки на основе овладения программным материалом. 6 2. Продолжить обучение танцевальным движениям. Уметь составлять простейшие комбинации (из 4 движений). 3. Исполнять русский танец на следующих движениях: «моталочка», «веревочка», притопы различного характера и ритма, «ключ» простой, дробный, припадание (по программе), простые дробные выстукивания (на элементах коми-пермяцкого танца). Планируемые результаты Предметные результаты к концу учебного года обучения Знания: - терминология классического танца на французском языке (перевод на русский); - основы актёрского мастерства; -.правильной постановки корпуса, головы; - положение рук в народном танце (открытое и закрытое положение); - позиции ног в народном танце. Умения: - выполнять сложные (в соответствии с возрастными особенностями) элементы классического и народного танца; - владеть современной ритмопластикой; - ярко, легко, выразительно и непринуждённо держаться во время выступления; - анализировать и обобщать полученные знания; - иметь навыки самостоятельной творческой деятельности. Конечный результат: в конце учебного года проводится итоговое занятие (контрольный урок), где подводится итог творческой деятельности (актерское мастерство, трудолюбие, посещаемость, танцевальные способности) Проводится тестирование по программе «Народный танец». 7 Учебно-тематический план Содержание и виды деятельности Количество часов теория практика всего Учебно-тренировочная работа 1. Азбука музыкального движения. 2 10 12 2. Элементы классического танца (работа у 8 станка и на середине). Разучивание основных элементов классического танца. 24 32 3. Элементы народного танца. Разучивание 10 основных элементов народного танца (работа у станка и на середине). 40 50 4. Разучивание и повторение комбинаций (работа на середине). 20 20 - 4 4 6. Итоговые занятия (контрольные уроки, открытые занятия, итоговые занятия для родителей). 7. Мини-концерт. 8. Постановочная и репетиционная работа 4 4 4 66 4 66 этюдов и 5. Эстрадная программа (массовые танцы) Мероприятия воспитательного характера 1. Организационная работа. Вводное занятие. 8 Формы аттестации/ контроля Собеседование Устный опрос Наблюдение Устный опрос Оценка качества исполнения Домашнее творческое задание Наблюдение Устный опрос Оценка качества исполнения Домашнее творческое задание Наблюдение Устный опрос Оценка качества исполнения Домашнее творческое задание Наблюдение Устный опрос Оценка качества исполнения Домашнее творческое задание Творческий отчёт Концерт Концертная деятельность Инструктаж по технике безопасности. Правила 4 поведения на занятиях. 2. Беседа об искусстве. Прослушивание музыкальных произведений, просмотр 4 видеоматериала) Резервные часы - Собеседование 4 Собеседование 4 4 ИТОГО: 28 9 Концерты, смотры, Фестивали, конкурсы 4 176 204 Содержание программы Сентябрь – 13 занятий –26 часов 2 часа – Вводное занятие. Организационное занятие (беседа о правилах техники безопасности, беседа о правилах, о внешнем виде – форме, одежды для занятий (костюм, обувь, прически). 4 часа – Азбука музыкального движения. Теория. Практическое занятие. Ритмические оттенки (хлопки, притопы). 6 часов – Элементы классического танца. Повторить элементы классического танца. Экзерсис у станка и на середине. 6 часов – Элементы народного танца. Повторение тренажа у станка и на середине. Основные технические навыки народно-сценического танца. 8 часов – Постановочная и репетиционная работа. Октябрь – 13 занятий – 26 часов 2 часа – Азбука музыкального движения. Прослушивание музыкальных записей («Лебедь», Сен-Санса). История написания балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро». Как создается балетный спектакль. 2 часа – Элементы классического танца. Основные движения у станка (уметь исполнять методически правильно). Движения-связки (па де бурре). Растяжки различного характера (на середине). Практическое занятие. 8 часов – Элементы народного танца. Основные технические правила. Работа у станка, составление комбинаций из элементов тренажа (слитно). Русский танец: положение рук в парных плясках. Движения рук: переводы в различных положениях: навыки в обращении с предметом (платочком, кушаком, шалью). Практические занятия: повторить движения тренажа на середине (поэтапно). 4 часа – Разучивание и повторение этюдов и комбинаций (элементы народносценического танца). Разучивание малых этюдов для рук в русском танце. 10 «Девичий шаг» - с переступанием, два шага с последующей мягкой приставкой в 6-ю позицию на всю стопу в полуприседании, с продвижением вперёд, назад. Творческое занятие. 10 часов – Постановочная и репетиционная работа. Ноябрь – 10 занятий – 20 часов 2 часа – Азбука музыкального движения. Основные правила движения у станка. Понятия о поворотах ан деор, ан деда (вперёд-назад). 2 часа – Элементы классического танца. Основные движения у станка с работой рук, корпуса, головы (пор де бра). Релеве лян с 5-й позиции – во всех направлениях (держась за станок одной рукой). Прыжковые комбинации на середине зала. Практические занятия. 6 часов – Элементы народного танца. Основные технические навыки. Повторение упражнений у станка ходы и приходки (в дробном исполнении). «Смолянский гусачек». Дробь с подсоком – подскок на одной ноге с последующим ударом каблука и всей стопой другой ноги, на месте и с продвижением. Практическое занятие (работа у станка и на середине). 4 часа - Разучивание этюдов и комбинаций. Составление комбинаций из дробных выстукивании. Импровизация «Смолянский гусачок». 6 часов – Постановочная и репетиционная работа. Декабрь – 13 занятий – 26 часов 2 часа – Азбука музыкального движения. Прослушивание музыкальных произведений в народном исполнении (медленные хороводные и быстрые плясовые. Определить характер музыкального произведения. 4 часа – Элементы классического танца. Упражнения на растяжку (экзерсис у станка). Разучивание малых поз (на середине зала). Прыжки и повороты на середине зала (360: прыжки, шеи, жете). 11 Практические занятия. Повторение пройденного материала. Батман тандю – 5-ая позиция, во всех направлениях. С затактовым построением. Размер 2/4, темп – модерато (средний). Батман тандю жете – по 1-ой позиции (вперед-назад). 4 часов – Элементы народного танца. Основные технические навыки. Повторение упражнений у станка и на середине. «Веревочка» – простая и с переступание, с выносом ноги на каблук вперед и в сторону. «Дробь с подскоком» с продвижением по кругу (вперед). Движение рук: переводы рук в различном направлении. 2 часа – Разучивание и повторение этюдов и комбинаций. Подготовка этюдов к контрольному занятию. Комбинации тренажа на середине (плие, батман тандю, батман жете, каблучное выстукивание, дробное выстукивание). Комбинация «веревочки». Дробь простая (на месте, по ходу танца) «Сударушка». 2 часа – Итоговое занятие. Контрольное занятие. Подведение итогов за 1-ое полугодие (с приглашением родителей, классных руководителей). Народно-сценический танец: экзерсис у станка, середина (элементы тренажа, элементы танцев, комбинации). 2 часа – Мини-концерт для родителей. 2 часа – Эстрадные танцы. Подготовка к Новогодним представлениям (массовка). 8 часов – Постановочная и репетиционная работа. Январь – 10 занятий – 20 часов 2 часа – Вводное занятие. 4 часа – Элементы классического танца. Правила и логика перестроения из одного рисунка (по программе классического танца). Ритмические хлопки, притопы. Прослушивание музыки: Прокофьев. «Золушка». Добро и зло (как изобразить музыкальное отличие). Практическое занятие. 12 балет 2 часа – Практическое занятие. Повторение пройденного материала. (Работа у станка и на середине). 4 часа – Элементы народного танца. Повторение пройденного материала (тренаж работа у станка и на середине). Переступание на полупальцах в разных ритмических сочетаниях. «Русский танец». Положение рук в хороводной пляске с подскоком и без подскока. «Гармошка» с продвижением в сторону. Дробные выстукивания на месте и с продвижением вперёд. Составление комбинаций из элементов русского танца. 2 часа – Беседы об искусстве. «Семь уроков в Пермском хореографическом училище». Практическое задание: Подготовить вопросы по тестированию (контрольный срез). 6 часов – Постановочная и репетиционная работа. Февраль – 12 занятий – 24 часов. 2 часа – Азбука музыкального движения. Соотношение пространственных построений с несинкопированых музыкой. ритмов. Сочетание Ритмические синкопированых рисунки в и движении (сочетание четвертой и восьмых). 4 часа – Элементы классического танца. Теория: Освоение правила движений у станка. Освоение новых движений: па де бурре – с переменой ног (стоя лицом к станку). Крутки по диагонали – с продвижением. Растяжки различного характера. Прыжковые комбинации. 6 часов – Элементы народного танца. Теория: Основные технические навыки. «Эстонский танец» – положение рук в паре и по одиночке. Подскоки простые, и с переступание, развороты корпуса на выпадах. Хлопки различного характера. Прыжки различного характера. Разучивание элементов в паре «Моталочка» различного характера. Практические задания. 13 2 часа – Разучивание и повторение этюдов и комбинаций. Составление комбинаций эстонского танца. «Полька в новых башмачках» (в игровом характере). 2 часа – Эстрадные танцы. Флешмоб (в массовом исполнении). 8 часов – Постановочная и репетиционная работа. Март – 11 занятий – 22 часа 4 часа – Элементы классического танца. Теория: Основные элементы классического танца (станок). Прыжковые комбинации на середине (с руками и положением головы). Перегибы корпуса с руками и поворотом головы. Домашнее практическое задание. 6 часов – Элементы народного танца. Теория: Основные технические навыки. Элементы «Белорусского танца» - подскоки простые и с переступание; хлопки различного характера; развороты и повороты (по одиночке, в паре) прыжки различного характера (на месте и в поворотах). 4 часа – Разучивание этюдов и комбинаций. Составление комбинаций белорусского танца. «Белорусская полька». Составление комбинаций коми-пермяцкого танца; Движения к танцам местного материала (топотки различного характера). 8 часов – Постановочная и репетиционная работа. Апрель – 12 занятий – 24 часа 4 часа – Элементы классического танца. Теория: Основные правила движений у станка. Разные этапы вращений, прыжков (с усложнением). Повторение элементов тренажа у станка и на середине зала (с усложнением). 8 часов – Элементы народного танца. Теория: Основные технические навыки. Дробные выстукивания в сочетании с переступанием, на месте и с продвижением вперед. «Моталочка» этюд (сочетание с руками). «Веревочка» повторение этюда (простая, с выносом ноги вперед на 14 каблук, в сторону на каблук, с ударом во 2-ю позицию). «Ключ» – комбинация с ударом (творческое задание). 2 часа – Беседа об искусстве: Просмотр видеоматериала. Пермский колледж культуры (хореографическое отделение - «детский репертуар»). 2 часа - Практическое занятие народно-сценического танца (импровизация). 8 часов – Постановочная и репетиционная работа. Май – 6 занятий - 12часов 2 часа - Элементы народного танец. Работа над элементами народного танца. 2 часа - Повторение этюдов и комбинаций народного танца (русского танца, хороводного, белорусской польки, татарского, удмуртского и т.д.) 2 часа – Контрольное занятие. Народно-сценический танец (экзерсис у станка, работа на середине). 2 часа – Мини-концерт для родителей. 4 часа - Репетиционная работа. Подготовка к итоговому концерту. 4 часа – резерв Концертная деятельность. Планируемые результаты по программе Предметные результаты: Учащийся в конце изучения программы знает характерные особенности музыкальных жанров и основных стилистических направлений; - знает профессиональную терминологию; - знает основные элементы музыкального языка; - владеет первичными знаниями в области строения классических и народных музыкальных форм; - знает основные жанры, отличительные особенности хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений; умеет разбираться в танцевальной терминологии, умеет её использовать в учёбе и в работе; - умеет исполнять различные виды танца: классический, народно- сценический; 15 умеет подбирать и использовать музыкальные произведения к - танцевальным номерам, умеет ставить танцевальные номера (в зависимости музыкального - произведения); - умеет выполнять комплексы специальных хореографических упражнений. Метапредметные результаты: - широкий кругозор учащихся; - развиты наблюдательность и внимание, память, творческое мышление; - умеет определять средства музыкальной выразительности в контексте хореографического образа; - владеет умениями музыкально-пластического интонирования; - умеет сохранять и поддерживать собственную физическую форму; - знает и соблюдает основы здорового питания, режима дня; Личностные результаты: - интересуется народным танцевальным творчеством, уважает искусство своей Родины, как ценный вид эстетической деятельности; - аккуратен во внешнем виде, настойчив в работе, трудолюбив; проявляет - чувство товарищества, ответственности коллектива. Условия реализации программы: Помещение: - зал (с деревянным, некрашеным полом). - помещение для хранения концертных костюмов (костюмерная). - помещение для переодевания детей (раздевалка). Оборудование: - зеркала; - столики (отполированная круглая полка, вдоль стены); - магнитофон, аудиокассеты, музыкальные диски; - баян; - специальная литература. 16 за интересы Форма: Для девочек: • спортивное трико; • лосины; • юбка (черного цвета); • балетные тапочки – чешки; • туфли (жёсткая обувь). Для мальчиков: • шорты (для мальчиков); • спортивные брюки (для старших); • футболка или майка; чешки или танцевальные сапоги Формы аттестации и контроля Контроль организуется в каждой группе в начале учебного года -вводный, с конце первого полугодия - промежуточный, в конце года – итоговый. Результаты освоения программы отслеживаются в процессе мониторинга. Формы текущего контроля: Собеседование. Открытое занятие. Контрольное занятие. Зачет. Мини-концерты для родителей. Творческий отчет. Концерт. Знания и умения в конце учебного года проверяются в танцевальном классе (на уроках) и на концертных выступлениях. Конечный результат проверки знаний и умений по программе проводится в форме контрольных занятий, тестированием, итоговых концертов. Методическое обеспечение программы. 17 Формы и методы организации учебного занятия. Форма обучения: очная. Формы занятий: групповые, индивидуальные (при постановке концертных номеров). Формы и методы обучения: 1. Посещение концертов, спектаклей, музея, выставок. 2. Дискуссии, диспуты (об искусстве). 3. Посещение занятий других танцевальных коллективов (городского ансамбля при КДЦ, эстетический клуб «Родничок», Школы искусств). 4. Беседы об артистах балета, о государственных ансамблях. 5. Участие в мероприятиях Центра детского творчества. 6. Концерты, выступления. 7. Участие в конкурсах, смотрах, фестивалях. 8. Экскурсии. 9. Музыкальные игры. 10. Массовые танцы. 11. Практические упражнения: этюды, комбинации. 12. Практические занятия по классическому и народно-сценическому танцу. Педагогические технологии: - Технология групповой деятельности. - Технология игровой деятельности. - Технология коллективной творческой деятельности. - Технология дифференцированного обучения. - Здоровье сберегающая технология. Алгоритм учебного занятия: 1. Организационная часть: - Приветствие (поклон) - проверка готовности к занятию; 18 - проверка состояния здоровья учащихся; - проверка внешнего вида учащихся (причёска, форма одежды, обувь); - эмоциональное состояние учащихся. 2. Основная часть: - Сообщение темы занятия; - Цель занятия; - Экзерсис у станка (классический, народный) - Разучивание элементов классического или народного танца (на середине зала); - Составление этюдов и комбинаций из элементов народного танцев (на середине зала); - Повторение пройденного материала; - Творческое задание; 3. Заключительная часть: - Подведение итогов занятия; - Оценка работы учащихся на середине; - Домашнее задание. 19 классического или Литература для педагога. 1. Звягин Д.Е. Народно-характерный танец. 2-3 год обучения (методическая разработка для студентов хореографических отделений) – СПб. Академия культуры, 1996г. 2. Звягин Д.Е. Народно-характерный танец. 4-5 год обучения (методическая разработка для студентов хореографических отделений) – СПб. Академия культуры, 1996г. 3. Народно-сценический танец (методические рекомендации и примерная программа для детских хореографических коллективов) – М., Министерство культуры РФ 1996 г. 4. Программа (для внешкольных учреждений) – М. Просвещение Министерство просвещения РФ , 1988 г. 5. Костровицкая В. Писарев А. Школа классического танца. Искусство. СПб отделение 1976 г. 6. Васильева Т.К. Секрет танца. ТОО, 1997 г. Диамант ООО «Золотой век». 7. Основные принципы организации учебно-воспитательной работы в хореографическом Коллективе Министерство культуры РФ .- М., 1986 г. 8. Коми-пермяцкие танцы. ГКУК «Коми – Пермяцкий этнокультурный центр». 2011г. Литература для учащихся. 1. Гришина Е.М. Николай Фадеечев. – М. Издательство «Искусство» 1988г. 2. Красавская В.М. Никита Долгушин. Издательство «Искусство» СПб.1984г. 3. Корабков С.Н. Путь в большой балет. Семь уроков в Пермском хореографическом училище. Пермь. Книжное издательство.1989г. 4. Мессерер А.М. Танец, мысль, время. –М. Издательство «Искусство»1979г. 20