ДООП 2 Танцевальная азбука и ритмика

Управление образования администрации города Кудымкара
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр «Радуга» г. Кудымкара

Принята на заседании педагогического совета

Утверждаю:

от «30» сентября 2022 г.

Директор МАУДО «ДЮЦ «Радуга»

Протокол № 1

____________ Т.Т. Бражкина

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Танцевальная азбука и ритмика»
Возраст обучающихся: 8 - 10 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Нешатаева Фаина Ефимовна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории

г. Кудымкар, 2022
1

Информационная карта образовательной программы
I Наименование программы

«Танцевальная азбука и ритмика »

II Направленность

Художественная

III Сведения об авторе (составителе)
1. ФИО

Нешатаева Фаина Ефимовна

2. Год рождения

1955

3. Образование

Среднее профессиональное

4. Место работы

МАУДО «ДЮЦ «Радуга» г. Кудымкара

5. Должность

Педагог дополнительного образования

6. Квалификационная категория

Первая

7. Адрес, телефон

г. Кудымкар, ул. 50 лет Октября, д.28

IVСведения о программе
1. Срок реализации

1 год

2. Возрастная группа

8-10 лет

3. Тип программы

общеразвивающая

4. Характеристика программы
По месту в образовательной модели

Разновозрастного детского объединения

По уровню освоения

Общекультурный ознакомительный

5. Цель программы

Создание условий, способствующих раскрытию и
развитию природных задатков, творческого потенциала
ребенка в процессе обучения искусству народного
танца.
6. Ведущие формы и методы образовательной Беседа,
практические
занятия,
экскурсии,
деятельности

исследовательская

деятельность,

занятие

-

игра,

самостоятельная работа, творческие встречи.
7.Форма обучения

Очная,

с

применением

дистанционных

образовательных технологий.
8. Формы мониторинга результативности

Собеседование,
занятие,

зачет,

открытое

занятие,

мини-концерты

для

творческий отчет, концерт.
9. Кадровое обеспечение

Педагог дополнительного образования

2

контрольное
родителей,

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности «Танцевальная азбука и ритмика»
1. Пояснительная записка
1.1 Общие сведения
Программа составлена в соответствии со следующими документами:
- Закон об образовании в Российской Федерации (ФЗ «Об образовании в РФ» от
29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ);
-

«Концепция

развития

дополнительного

образования»,

(Распоряжение

Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России», 2009 г.;
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»;
-

«Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ» (включая разноуровневые программы) «Письмо
Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242».
В

соответствии

с

«Порядком

организации

и

осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (утверждён Приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008) в
общеобразовательную

общеразвивающую

программу

дополнительную

ежегодно

вносятся

изменения.
Актуальность.
Танец – это часть мирового культурного наследия, она выполняет важную
миссию

в формировании подрастающего

поколения, в воспитании у

школьников любви к Родине, патриотизма, уважения к культуре России и
народов разных стран.
Детский хореографический коллектив – это особая среда, предоставляющая
самые широкие возможности для развития ребенка: от
3

изначального

пробуждения

интереса

к

искусству

танца

до

овладения

основами

профессионального мастерства.
Хореография как вид искусства обладает скрытыми резервами для развития
и воспитания детей. Это синтетический вид искусства, основным средством
которого является движение во всем его многообразии. Высочайшей
выразительности оно достигает при музыкальном оформлении. Музыка – это
опора танца.
Движение и музыка, одновременно влияя на ребенка, формируют его
эмоциональную

сферу,

координацию,

музыкальность

и

артистичность,

воздействуют на его двигательный аппарат, развивают слуховую, зрительную,
моторную (или мышечную) память, учат благородным манерам.
Хореография

воспитывает

коммуникабельность,

трудолюбие,

умение

добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того,
она

развивает

ассоциативное

Систематическая

работа

пространственной
воспринимать

мышление,
над

ориентацией

окружающую

пробуждает

к

музыкальностью,

помогает

детям

действительность,

творчеству.

координацией,

понять

себя,

свободно

и

лучше
активно

использовать свои знания и умения не только на занятиях или концертной
деятельности, но и в повседневной жизни.
Танцевальное искусство обладает огромной силой в воспитании творческой,
всесторонне развитой личности. Занятия хореографией принимают ребенка к
миру

прекрасного,

воспитывают

художественный

вкус.

Занятия

совершенствуют детей физически, укрепляют их здоровье. Они способствуют
правильному развитию костно-мышечного аппарата, избавляют от физических
недостатков,

максимально

исправляют

нарушения

осанки,

формируют

красивую фигуру.
Эти занятия хорошо снимают напряжение, активизируют внимание,
усиливают эмоциональную реакцию и, в целом, повышают жизненный тонус
учащегося. В танце и движении находит выражение жизнерадостность и
активность

ребенка,

развивается

его
4

творческая

фантазия,

творческие

способности:

воспитанник

учится

сам

создавать

пластический

образ.

Выступления перед зрителями являются главным воспитательным средством:
переживание успеха приносит ребенку моральное удовлетворение, создаются
условия для реализации творческого потенциала, воспитываются чувства
ответственности, дружбы, товарищества.
Идея

программы

–

обучение

на

материале

народных

танцев,

совершенствование танцевальной техники (развитие мышц, связок, суставов),
выработка умения воспринимать особенности стиля и характера народных
танцев поможет детям проникнуть в мир музыки и танца, сценического
движения.
Отличительные особенности программы. Народный танец является
одним из средств приобщения подрастающего поколения к богатству
танцевального и музыкального творчества, даёт возможность почувствовать
свою национальную принадлежность, познакомиться и проникнуть в образную
сущность танцевальной культуры своего народа.
Грамотно

построенное

занятие

народно-сценических

танцев

совершенствует координацию движений, способствует укреплению мышечного
аппарата, развивает те группы мышц, которые мало участвуют в процессе
тренажа (классического, народного), дают возможность участникам коллектива
овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения народных танцев,
сложностью их темпов и ритмов.
Занятия начинаются на середине зала с освоения элементов народного
танца в тех формах и с той степенью технической сложности и нагрузки на
мышечный аппарат, которые доступны участникам детского коллектива.
Учебный

материал

включает в себя

характером, темпом, строением

знакомство

с различным

музыкального произведения, изучение

динамических оттенком, изучение длительности нот, понятие о ритмическом
рисунке.

5

Содержание программы выстроено по концентрическому принципу: темы
разделов из года в год повторяются, но на следующий год знания, умения
навыки совершенствуются, расширяются.
Для достижения цели образовательной программы необходимо опираться на
следующие основные принципы:
• постепенность в развитии природных способностей детей;
• строгая последовательность в овладении лексикой и техническими
приемами;
• систематичность и регулярность занятий;
• целенаправленность учебного процесса.
Адресат программы
В детском объединении занимаются дети в возрасте от 8 до 10 лет,
постоянного состава. Срок обучения 1 год.
Наполняемость групп – 15 человек.
По состоянию здоровья и другим характеристикам

отбор детей не

проводится. К занятиям допускаются дети с разрешения педиатра. Дети с ОВЗ и
инвалиды допускаются к занятиям в общей группе в зависимости от
заболевания, но при обязательном соблюдении рекомендаций индивидуальной
программы реабилитации и медико-психолого-педагогической комиссии.
После завершения освоения программы учащиеся могут продолжить
занятия

в

других

танцевальных

коллективах

или

могут

заниматься

самостоятельно.
Объем и сроки освоения программы.
Программа рассчитана на 1 год, 2 часа в неделю (1 академический час – 30
мин.)
Особенности образовательного процесса.
Форма обучения - очная с постоянным составом учащихся примерно
одного возраста. Преобладают практические занятия.
Цели и задачи.
6

Цель программы – создание условий, способствующих раскрытию и
развитию природных задатков, творческого потенциала ребенка в процессе
обучения искусству народного танца.
Задачи программы:
Образовательные:
- дать детям и подросткам систему знаний, умений и навыков в области
народной хореографии;
- обучать детей и подростков технике движений, совершенствовать,
двигательный опыт;
- расширять объем знаний о различных формах двигательной активности,
укреплять и сохранять здоровье;
-

обучать

основам

профилактики

травматизма,

физиологии,

психокоррекции, способов восстановления организма;
- знакомить с формами и методами организации и проведения занятия,
дать необходимые знания для разработки индивидуальных программ.
Развивающие:
- развивать основные физические качества детей и подростков: силу,
гибкость, танцевальность, выносливость.
- развивать основные двигательные способности детей: умение владеть
своим телом, координацию, пластику, чувство ритма;
- развивать психические процессы у детей:

память, внимание

способность концентрироваться, логично мыслить, анализировать.
- формировать творческое мышление, понимание истинных жизненных
ценностей, творческое отношение к любому делу, позитивное восприятие себя
и мира.
Воспитательные:
- рассматриваются в трех позициях (такой подход показывает своеобразие
программы):
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни, в применении
полученных знаний на практике;
7

- формировать активную жизненную позицию;
-

воспитывать

потребность

в

самоанализе,

самовоспитании,

самосовершенствовании.
- формировать гармонично развитую личность учащегося (через развитие
способностей, формирование положительных мотиваций).

8

Учебно-тематический план
Содержание и виды работ

теория

практика

Всего

Формы
аттестации/
контроля

4

4

8

- Элементы классического танца(работа
у станка и на середине)

5

11

16

- Элементы народно-сценического танца
(разучивание движений и элементов
народных танцев) работа на середине

5

13

18

Собеседован
ие
Наблюдение
опрос,
оценка
качества
исполнения

- Разучивание и повторение этюдов и
комбинаций (из элементов народных
танцев )

-

9

9

- Массовые танцы (по программе)

-

10

10

Творч. отчёт

- Открытое занятие.

2

2

Концерт

- Итоговые занятия (контрольное
занятие)
мероприятия воспитательного
характера
• организационная работа (вводное
занятие, инструктаж по технике
безопасности, правила поведения
на занятиях.)
• беседы об искусстве

2

2

Зачёт

2

2

1

1

Собеседован
ие.
собеседован
ие

Учебно-тренировочная работа:
- Азбука музыкального движения

9

Содержание программы
Сентябрь – 9 занятий – 9 часов.
1 час – Вводное занятие. Организационное занятие (беседа о правильных
техниках безопасности, беседа о внешнем виде-форма одежды для занятий
(костюм, обувь, прически). Требования к занятиям.
2 час – Азбука музыкального движения. Темп (быстро, медленно,
умеренно) музыкальный размер 2/4, ¾, 4/4.
3 часа – Танцевальная азбука.
- Повторение постановки корпуса головы.
- Позиции ног (на середине зала) 1-2-5-6 позиции.
3 часа – Массовые танцы (повторение 1-го года обучения) 3-4 танца.
Октябрь – 8 занятий – 8 часов.
1 час – Азбука музыкального движения (прослушивание музыкальных
произведений

«Добрые

и

злые

персонажи

в

балете

«Щелкунчик».

Импровизация (творческое задание).
2 часа – Танцевальная азбука. Разучивание упражнений у стойки (лицом к
станку). Растяжки лицом к станку, держась за опору двумя руками. Прыжки
различного характер.
3 часа – Разучивание элементов народного танца (на середине): Ходы и
проходки русского танца; Положение головы и рук в русском танце; Малые
повороты (900, 1800, 3600) с махами рук.
2 часа – Массовые танцы, музыкальные игры, импровизация, игры на
подражание.
Ноябрь – 7 занятий – 7 часов.
1

час – Танцевальная азбука.Упражнение у станка (лицом к станку).

Изучение понятия «релеве» (полупальцы)

по всем позициям Прыжки по

позициям (держась за палку).
3 часа – Ритмика. Элементы народного танца. Особенности русского
танца: положение рук в парах, в кругу, в хороводах; Танцевальные шаги, с
10

носка, простой шаг, боковой шаг (руки на поясе). Ритмичные хлопки и
притопы.
2

часа – Ритмика. Разучивание этюдов в русском танце: Хоровод (с

элементами хороводного шага). Повороты в парах и т.д.
1 час – Массовые танцы (повторение).
Декабрь – 8 занятий – 8 часов.
2 часа –

Танцевальная азбука. Элементы классического танца:

Композиции рук (на середине) в сочетании с положением ног; (пор де бра).
Прыжковые комбинации (с руками).
3 часа – Танцевальная азбука. Элементы народно-сценического танца:
Шаги и проходки (в плясках); Выносы ног вперед; «Ковырялочка», Притопы на
месте и с продвижением вперёд. (простые).
1 час – Азбука музыкального движения. Танцевальные

хороводные

движения.
1час – Контрольный урок. (Итог за 1 полугодие).
1час – Мини-концерт.
Январь – 6 занятий – 6 часов.
1 час – Вводное занятие. Повторение правил техники безопасности.
Требования к занятиям.
2 часа – Азбука музыкального движения. Контрастная музыка: быстрая –
медленная, веселая – грустная. Состояние пространственных построений с
музыкой.
3

часа – Танцевальная азбука. Элементы классического танца.

Повторение постановки

корпуса в комбинации с положением рук и головы.

Специфика танцевального шага и бега. Прыжковые комбинации.
1 час – Беседа об искусстве. Прослушивание музыкальных произведений
(классика).
Февраль – 8 занятий – 8 часов.
2 час – Элементы ритмики: начало тренировки суставно-мышечного
аппарата (работа у станка, лицом к станку, держась двумя руками);
11

эластичности и крепости голеностопного сустава (специальные упражнения у
станка).
3 часа – Элементы народного танца: Шаги и проходки (на полной ступне,
на носках, с притопом и т.д.). Притопы (тройной, шаг с притопом в сторону,
синхронные притопы). Припадание на месте и с продвижением в сторону
(припадание и упадание).
2 часа – Разучивание этюдов и композиций: Составление этюдов из
притопов (4 движения); Хлопотушки (для мальчиков) простейшие (из 4
движений).
1 час – Повторение массовых танцев, музыкальные игры.
Март – 9 занятий – 9 часов.
2 часа – Элементы народно-сценического танца. Перескоки и подскоки.
Хлопки

различного

характера.

Повороты

и

полуповороты.

Ход

в

полуприседании, проскальзывание на одной ноге с одновременным подъемом
другой.
3 часа – Составление этюдов и комбинаций; импровизация: Подскоки в
комбинации с хлопками и в поворотах различного характера. Комбинации
притопов в различном характере.
1 часа – Азбука музыкального движения. Правила поведения танцующих
в паре. Правила перехода от одного партнера к другому.
2 часа – Элементы классического танца (Работа на середине зала).
Элементы экзерсиса (лицом к станку).
1 час - Элементы классического танца. Середина зала. Малые прыжки.
Апрель – 8 занятий – 8 часов.
1 час – Азбука музыкального движения. Правила и логика перестроений
из одного рисунка в другой (из шеренги в круг, из маленьких кружочков в
большой круг). Логика поворотов вправо и влево. Такт и затакт.
1 час – Танцевальная

азбука. Элементы классического танца

(практическое занятие). Упражнения у станка (боком к станку) пор де бра. Плие
с работой руки из подготовительной позиции в 1 и во 2 позиции.
12

Растяжки. Выработка осанки, опоры – работа тазобедренного и коленного
сустава.
4

часа – Танцевальная азбука. Элементы народно-сценического танца.

Этюды (практическое занятие). Переход с пятки на носок (с притопом)
«Гармошка» с продвижением в сторону. Боковые шаги с притопом. Шаг польки
(простой и с переступанием) по одному и в паре. Парные повороты и хлопки
друг с другом.
1 час – Массовые танцы, музыкальные игры.
2 часа - Составление комбинаций в характере польки (4 движения) в паре.
Май – 5 занятий – 5 часов.
1 час –

Танцевальная азбука. Элементы народно-сценического танца

(практическое занятие). Повторение элементов русского танца и элементов
польки (подготовка к итоговым занятиям).
1 час – Массовые танцы. (приложение к программе).
1 час - Подготовка к итоговому занятию (массовые танцы). Составление
программы концерта.
1 час – Контрольное занятие (итог за год). Итоговый мониторинг.
1 час – Мини-концерт. Класс-концерт (для родителей).
Планируемые результаты по программе
Предметные результаты:
Учащийся в конце изучения программы знает характерные особенности
музыкальных жанров и основных стилистических направлений;
- знает профессиональную терминологию;
- знает основные элементы музыкального языка;
- владеет первичными знаниями в области строения классических и
народных музыкальных форм;
- знает основные жанры, отличительные особенности хореографического
искусства различных исторических эпох, стилей и направлений;
умеет разбираться в танцевальной терминологии, умеет её использовать в
учёбе и в работе;
13

-

умеет исполнять различные виды танца: классический, народно-

сценический;
-

умеет подбирать и использовать музыкальные произведения к

танцевальным номерам,
-

умеет ставить танцевальные номера (в зависимости музыкального

произведения);
- умеет выполнять комплексы специальных хореографических упражнений.
Метапредметные результаты:
- широкий кругозор учащихся;
- развиты наблюдательность и внимание, память, творческое мышление;
- умеет определять средства музыкальной выразительности в контексте
хореографического образа;
- владеет умениями музыкально-пластического интонирования;
- умеет сохранять и поддерживать собственную физическую форму;
- знает и соблюдает основы здорового питания, режима дня;
Личностные результаты:
- интересуется народным танцевальным творчеством, уважает искусство
своей Родины, как ценный вид эстетической деятельности;
- аккуратен во внешнем виде, настойчив в работе, трудолюбив;
-проявляет

чувство

товарищества,

ответственности

коллектива.
Условия реализации программы:
Помещение:
- зал (с деревянным, некрашеным полом).
- помещение для хранения концертных костюмов (костюмерная).
- помещение для переодевания детей (раздевалка).
Оборудование:
- зеркала;
- столики (отполированная круглая полка, вдоль стены);
- магнитофон, аудиокассеты, музыкальные диски;
14

за

интересы

- баян;
- специальная литература.
Форма:
Для девочек:
• спортивное трико;
• лосины;
• юбка (черного цвета);
• балетные тапочки – чешки;
• туфли (жёсткая обувь).
Для мальчиков:
• шорты (для мальчиков);
• спортивные брюки (для старших);
• футболка или майка;
чешки или танцевальные сапоги
Формы аттестации и контроля
Контроль организуется в каждой группе в начале учебного года -вводный, с
конце первого полугодия - промежуточный, в конце года – итоговый.
Результаты освоения программы отслеживаются в процессе мониторинга.
Формы текущего контроля:
Собеседование.
Открытое занятие.
Контрольное занятие.
Зачет.
Мини-концерты для родителей.
Творческий отчет.
Концерт.
Знания и умения в конце учебного года проверяются в танцевальном классе
(на уроках) и на концертных выступлениях.

15

Конечный результат проверки знаний и умений по программе проводится в
форме контрольных занятий, тестированием, итоговых концертов.
Методическое обеспечение программы.
Формы и методы организации учебного занятия.
Форма обучения: очная.
Формы

занятий:

групповые,

индивидуальные

(при

постановке

концертных номеров).
Формы и методы обучения:
1. Посещение концертов, спектаклей, музея, выставок.
2. Дискуссии, диспуты (об искусстве).
3. Посещение занятий других танцевальных коллективов (городского
ансамбля при КДЦ, эстетический клуб «Родничок», Школы
искусств).
4. Беседы об артистах балета, о государственных ансамблях.
5. Участие в мероприятиях Центра детского творчества.
6. Концерты, выступления.
7. Участие в конкурсах, смотрах, фестивалях.
8. Экскурсии.
9. Музыкальные игры.
10. Массовые танцы.
11. Практические упражнения: этюды, комбинации.
12. Практические занятия по классическому и народно-сценическому
танцу.
Педагогические технологии:
- Технология групповой деятельности.
- Технология игровой деятельности.
- Технология коллективной творческой деятельности.
- Технология дифференцированного обучения.
- Здоровье сберегающая технология.
16

Алгоритм учебного занятия:
1. Организационная часть:
- Приветствие (поклон)
- проверка готовности к занятию;
- проверка состояния здоровья учащихся;
- проверка внешнего вида учащихся (причёска, форма одежды, обувь);
- эмоциональное состояние учащихся.
2. Основная часть:
- Сообщение темы занятия;
- Цель занятия;
- Экзерсис у станка (классический, народный)
-

Разучивание элементов классического или народного танца (на середине

зала);
- Составление этюдов и комбинаций
народного танцев (на середине зала);
- Повторение пройденного материала;
- Творческое задание;
3. Заключительная часть:
- Подведение итогов занятия;
- Оценка работы учащихся на середине;
- Домашнее задание.

17

из элементов

классического или

Литература для педагога
1. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. Л.-М., 1964 г.
2. Программа по классическому танцу и ритмике (начальная школа) для
детских хореографических коллективов. – М. Министерство культуры РФ
1996г.
3. Программа (для внешкольных учреждений) – М. Просвещение
Министерство Просвещения РФ , 1988 г.
4. Ритмическая гимнастика и игровой танец на занятиях – СПб.1993г.
5. Руднева С.Д. Фем Э.М. Ритмика (музыкальное движения) Издательство
просвещение. Государственного комитета Совета Министров РФ, 1972
6. Сосина В.Ю., Фабион Э.М. Ритмическая гимнастика. – Киев, 1990 г.
7. Костровицкая В.Писарев А. Школа классического танца. Искусство.
СПб отделение 1976 г.
Литература для учащихся
1. Гришина Е.М. Николай Фадеечев. – М. Издательство «Искусство» 1988 г.
2. Красавская В.М. Никита Долгушин. Издательство «Искусство»
СПб.1984г.
3. Корабков С.Н. Путь в большой балет. Семь уроков в Пермском
хореографическом училище. Пермь. Книжное издательство.1989 г.
4. Мессерер А.М. Танец, мысль, время. – М. Издательство «Искусство»1979
г.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».