Управление образования администрации г. Кудымкар
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр «Радуга» г. Кудымкара
Принята на заседании педагогического
Утверждаю:
совета от «30 » сентября 2023 г.
Директор МАУДО «ДЮЦ «Радуга»
Протокол № 1
___________ Т.Т. Бражкина
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Художественной направленности «Золотая нить»
Возраст обучающихся: 8-13 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Сыстерова Ирина Сергеевна
педагог дополнительного образования
г. Кудымкар, 2023
Информационная карта образовательной программы
I Наименование программы
«Золотая нить»
II Направленность
Художественная
III Сведения об авторе (составителе)
1. ФИО
Сыстерова Ирина Сергеевна
2. Год рождения
1988
3. Образование
Среднее профессиональное
4. Место работы
МАУДО «ДЮЦ «Радуга» г. Кудымкара
5. Должность
Педагог дополнительного образования
6. Квалификационная категория
-
7. Адрес, телефон
г. Кудымкар, ул. 50 лет Октября, д. 28
IVСведения о программе
1. Срок реализации
1 год
2. Возрастная группа
8-13 лет
3. Тип программы
Общеразвивающая
4. Характеристика программы
По месту в образовательной модели
Разновозрастного детского объединения
По уровню освоения
Общекультурный ознакомительный
5. Цель программы
Создать условия для формирования творчески
активной личности через развитие интереса к
изучению народного искусства и этнографического
материала, овладение разными техниками вышивки
и рукоделия.
6.
Ведущие
формы
и
методы Беседа, практические занятия,
образовательной деятельности
исследовательская
деятельность, занятие - игра, самостоятельная
работа, творческие встречи, посещение выставок.
7.Форма обучения
Очная,
с
применением
дистанционных
образовательных технологий.
8.
Формы
результативности
мониторинга Входная, промежуточная и итоговая диагностики
(тестирование,
практическая
опрос,
работа,
беседа,
наблюдение,
кроссворд,
самооценка,
конкурсы)
9. Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности «Золотая нить»
1.1. Общие сведения.
Программа составлена в соответствии со следующими документами:
- Закон об образовании в Российской Федерации (ФЗ «Об образовании в РФ»
от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ);
- «Концепция развития дополнительного образования», (Распоряжение
Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России», 2009 г.;
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»;
-
«Методические рекомендации
общеразвивающих
программ»
по проектированию дополнительных
(включая
разноуровневые
программы)
«Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242».
По
направленности
программа
-
художественная,
по
виду
-
модифицированная, по уровню освоения - общекультурная ознакомительная,
по целям обучения - прикладная, развивающая художественную одаренность,
по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности комплексная, срок реализации – 1 год.
В
соответствии
с
«Порядком
организации
и
осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (утверждён Приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008) в дополнительную
общеобразовательную общеразвивающую программу
«Золотая нить» ежегодно вносятся изменения.
1.2 Актуальность программы.
В связи с ростом объёма знаний и увеличением учебной нагрузки
обучающихся в области предметов гуманитарного и естественно - научного
цикла, а также снижением познавательного интереса у детей к предметнопрактической
деятельности,
возникает
потребность
в
создании
дополнительных общеобразовательных программ в области декоративноприкладного творчества.
Актуальность программы «Золотая нить» заключается в том, что она
отражает общую тенденцию к возрождению традиционного искусства, в
частности, вышивки крестом и изготовления народной куклы, опираясь при
этом на русскую традицию проведения досуга и воспитания детей в семье.
Содержание программы имеет региональный компонент и направлено на
достижение целей воспитания, связанных с формированием и развитием
гражданственности, трудолюбия, любви к окружающей природе, Родине,
семье, интереса к истории и народному искусству. Программа ориентирована
на формирование традиционных, семейных ценностей, воспитание девочек,
как хранительниц домашнего очага, рукодельниц. Кроме этого, не секрет, что
в сложной экономической обстановке умение шить может стать неплохим
подспорьем в домашнем хозяйстве. Знакомство и приобщение детей к
декоративно-прикладному творчеству, изготовление народной куклы и
вышивка крестом способствуют формированию художественного вкуса,
отвечающего национальной традиции, открывает простор для последующего
совершенствования и в других областях культуры. Программа позволяет
осознать такие понятия, как народ, этнос, этническая культура, народное
сознание. Конечно, когда речь идёт о малышах, они это скорее чувствуют,
нежели понимают, но роль осознания себя, как части культуры Родины, в
воспитании переоценить невозможно.
Программа соответствует различным
потребностям
детей
и
их
родителей, т.к. ориентирована на разный уровень подготовленности
обучающихся,
приходящих
в
объединение.
Позволяет
учитывать
индивидуальные потребности детей: коммуникативные, познавательные,
инструментальные (обучение конкретному ремеслу). В основе программы
лежит практическая
деятельность, ручной
труд,
который оказывает
благоприятное влияние на развитие интеллекта, речи и психологических
функций ребенка в целом. Занятия по программе помогают привить
уважение к труду, приобщить к народной культуре, национальным корням.
1.3 Отличительные особенности программы состоит в том, что она,
являясь ступенчатой по структуре, позволяет осваивать два смежных
направления декоративно-прикладного искусства (собственно вышивание
крестом и изготовление народной тряпичной куклы), что предоставляет
больше возможностей для творческой самореализации обучающихся,
позволяет глубже освоить целый культурный, этнографический слой именно
так, как он исторически существовал - неразрывно друг от друга. Программа
строится с учетом основных дидактических принципов:
- Учет возрастных, психических и физических возможностей и способностей
каждого ребенка.
- Наглядности и доступности.
- Сознательности и активности (понимание обучающимся того, что данные
умения и знания пригодятся ему в жизни; проявление желания овладеть
этими знаниями).
1.4 Адресат программы.
Программа рассчитана на обучающихся 8 - 13 лет. Занятия проводятся в
разновозрастных группах постоянного состава по 15 человек.
Специального отбора обучающихся и подготовки для освоения
программы не требуется.
Обучение детей с ОВЗ и детей – инвалидов организуется в общей группе
с учетом заболевания, состояния здоровья, рекомендаций индивидуальной
программы реабилитации и заключения психолого-медико-педагогической
комиссии.
1.5 Объём и сроки реализации программы.
Срок реализации программы 1 год. Образовательный процесс в
объединении
организуется
в
соответствии
с
календарным
учебным
графиком, утверждённым директором учреждения на учебный год и
расписанием занятий.
Объем программы: 136 часов – 4 часа в неделю.
1.6 Режим и формы организации занятий:
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 академических
часа с 10 -
минутным перерывом (1 академический час - 45 минут).
Формы организации занятий: групповые.
1.7 Форма обучения: очная.
Формы и методы контроля:
1. Выставка.
2.Тестирование
3. Мониторинг
4. Наблюдения
5. Конкурс творческих работ.
6. Контрольное занятие
7. Итоговое занятие
Содержание контрольных заданий см. в Приложении №1. Оценка
проводится
по
десятибалльной
шкале.
Результаты
тестирования
в
соответствие с системой мониторинга ежегодно фиксируются в карточке
личностного роста обучающегося, сравнение результатов ежегодного
отслеживания показывает динамику освоения обучающимися программы.
Формы контроля и оценки результатов
Контроль знаний осуществляется в течении всего года. Вводный
контроль выявляет первоначальные представления обучающихся по шитью.
При промежуточном контроле используется накопительная уровневая
система, оценивающая активность обучающегося и уровень выполнения
творческих и практических заданий. Промежуточный контроль за полугодие
проводится в форме теста. Итоговый контроль в конце года и определяет
освоение обучающимися программы.
- Контроль осуществляется в соответствии с программой мониторинга
Мониторинг
результатов
обучения
по
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Золотая нить».
Показатели
Критерии
Возможное
Количество
баллов
Методы
диагностики
Минимальный
уровень
1-4
Опрос
Тестирование
I. Теоретическая
подготовка
обучающегося:
1.1.
Теоретические
знания по
основным
разделам
программы.
1.2. Владение
специальной
терминологией
II. Практическая
подготовка
воспитанника.
Обучающийся должен
знать:
- историю вышивки
крестиком и
народной куклы;
- методику
последовательного
выполнения работы;
- основные понятия и
термины.
- виды материалов;
- названия инструментов.
Воспитанник должен
уметь:
2.1. Практические - пользоваться
умения и навыки, инструментами для
предусмотренные вышивки и шитья кукол;
программой.
Средний
уровень
5-7
Максимальный
уровень
10
Опрос
Тестирование
Минимальный
уровень
1-4
Контрольное
занятие
Средний
уровень
5-7
2.2. Владение
специальными
инструментами и
- кроить, шить, вышивать;
- выполнять простейшие
швы для изготовления
Максимальный
Уровень
10
Опрос
оснащением.
2.3. Творческие
навыки.
изделий.
- иголка, ножницы, пяльца;
- правила техники
безопасности.
- самостоятельно
подбирать материалы,
кроить, выполнять
простейшие швы;
Контрольное
занятие
III. Общеучебные
умения и навыки:
3.1. Умение
- адекватность восприятия
слушать и
информации, идущей от
слышать педагога.
педагога.
Минимальный
уровень
1-4
- умение самостоятельно
3.2. Умение
Средний
подготовить
свое
рабочее
организовать свое
уровень
место
к
деятельности
и
рабочее место.
5-7
убирать его за собой.
3.3. Умение
аккуратно
выполнять работу.
IV. Предметные
достижения
учащихся.
- аккуратность и
ответственность в работе.
Максимальный
уровень
10
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
- на уровне объединений
МАУДО «ДЮЦ «Радуга»;
- на уровне города, округа;
- на уровне края.
1.8 Цель и задачи программы.
Цель: создать условия для формирования творчески активной личности
через развитие интереса к изучению народного искусства и этнографического
материала, овладение разными техниками вышивки и рукоделия.
Задачи:
Образовательные:
- обучать основным приемам вышивки и шитья (подготовка ткани к раскрою,
сшиванию двух деталей, оформлению готовой игрушки);
Развивающие:
- развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка:
фантазию, наблюдательность, мышление, художественный вкус;
- развивать образное и пространственное мышление, память, воображение,
внимание;
- развивать моторику рук, глазомер;
- развивать коммуникативные умения во взаимодействии с товарищами;
- развивать умения целеполагания, планирования, определения способов
деятельности, анализа и оценки её результата.
Воспитательные:
- развивать интерес к народным традициям декоративно-прикладного
творчества;
- воспитывать культуру общения и уважительное отношение к членам
коллектива в совместной творческой деятельности;
- воспитывать усидчивость, аккуратность, активность, уважение и любовь к
труду, формировать потребность обучюащихся к саморазвитию;
- развивать потребность в творческом труде, стремление преодолевать
трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей;
- воспитывать умение получать удовлетворение от своей работы.
1.9 Планируемые результаты и способы определения их
результативности (мониторинг реализации программы).
Обучающийся должен знать:
- основные виды русского народного и декоративно-прикладного искусства;
- название материалов, из которых изготовляют кукол;
- названия и назначение инструментов и принадлежностей, правила техники
безопасности при работе с ними;
- основные техники выполнения народной куклы и вышивки крестом;
- правила организации рабочего места;
- виды и названия кукол, выполненных в течение учебного года;
- названия основных видов швов и приёмы их выполнения.
Обучающийся должен уметь:
- выполнять различные виды швов, соединять их для выполнения творческих
работ;
- подготавливать своё рабочее место и содержать его в порядке;
- правильно использовать материалы, инструменты и принадлежности;
- свободно пользоваться готовыми комплектами для вышивки и выкройками
для шитья игрушек;
- выбирать нужную ткань и изготавливать самостоятельно простейшие
игрушки.
Учебно-тематический план – 136 ч
№
п/п Темы занятий
1.
2.
3.
Вводное занятие. Беседа о мастерах
– кукольниках.
Подвеска «Зайка, котик» (вышивка
крестом).
«Колокольчик» кукла-оберег.
Количество часов
Формы
контроля
Всего
2
Теория
2
Практика
8
1
7
Опрос
2
1
1
Оценка
практической
работы
педагогом
Беседа
Вводный тест
4.
Игольница «бискорню», «зигугу»
(вышивка крестом).
8
1
7
5.
Котики-примитивы (шитье
текстильных ароматных игрушек).
Цветок (текстильная игрушка в
горшочке).
6
1
5
6
1
5
7.
8.
«Вебская кукла-оберег»
Слоник (текстильная ароматная
игрушка).
4
6
1
3
6
9.
Вышивка «Снеговичок».
8
1
7
10. «Лошадка» (шитьё текстильной
игрушки).
11. «Снеговик» (шитьё игрушки)
6
1
5
6
1
5
Практическое
задание
12. «Лягушка – квакушка» (шитьё
ароматной игрушки).
13. «Коми - пермяцкая куколка» (шитьё
подвески на телефон).
14. «Веселые гуси» (текстильная
игрушка на шпажке или пуговицах).
8
1
7
Текущий тест
4
1
3
Опрос
6
1
5
15. «Большая кошка» (шитьё ароматной
игрушки).
16. «Котомания» вышивка.
8
1
7
Самооценка
практической
работы
Кроссворд
10
1
9
8
1
7
6.
17. «Курочки» (шитьё ароматной
игрушки).
Практическое
задание
Самооценка
практической
работы
Кроссворд
Беседа
Оценка
практической
работы детьми
Опрос
Практическая
работа
Оценка
практической
18. «Мишка, зайка, котенок и щенок»
(текстильная игрушка).
8
1
7
19. «Кофейный ангелочек».
6
1
5
20. Вышивка «Картинки для кухни».
21. «Создай себе куклу» (текстильная
игрушка).
ИТОГО:
8
8
1
2
7
6
136
22
114
работы
педагогом
Конкурс
творческих
работ
Самооценка
практической
работы
Беседа
Итоговый тест
Содержание программы
№
п/п
Темы занятий
1.
Вводная беседа.
2.
Подвеска «Зайка, котик»
(вышивка крестом).
3.
«Колокольчик» куклаоберег.
4.
Игольница «бискорню»,
«зигугу» (вышивка
крестом).
5.
Котики-примитивы
(шитье текстильных
ароматных игрушек).
6.
Цветок (текстильная
игрушка в горшочке).
7.
«Вебская кукла-оберег»
8.
Слоник (текстильная
ароматная игрушка).
Содержание
Теория: Беседа о мастерах –
кукольниках. Материалы и
принадлежности. Инструктаж по
технике безопасности.
Теория: Просмотр слайдов.
Практика: зарисовка схемы, выбор
нитей, вышивка передней части и
задней.
Соединение частей, набивка
синтепоном, украшение бисером.
Теория: Презентация мастер-класса.
Практика: выбор ткани, раскрой
деталей по выкройке, сбор куклы,
оформление.
Теория: Презентация мастер-класса.
Практика: зарисовка схемы, подбор
нитей, вышивка.
Сшивание деталей, набивка
синтепоном, оформление бисером.
Теория: Просмотр слайдов.
Практика: изготовление выкроек,
подбор материала, раскрой и сшивание
деталей.
Набивка игрушки синтепоном,
оформление.
Теория: Просмотр слайдов.
Практика: составление эскиза,
выкройки, подбор материала, раскрой
деталей, сшивание швом «назад
иголка».
Выворачивание и набивка деталей
синтепоном, сборка цветка, оформление
в горшочке.
Теория: Презентация мастер-класса.
Практика: подбор материала,
изготовление куклы.
Вышивка передника, оформление
куклы.
Теория: Просмотр слайдов.
Практика: подбор материала, раскрой и
сшивание деталей.
Выворачивание и набивка изделия
синтепоном, покраска раствором кофекорица.
Оформление и декорирование в технике
«декупаж».
Материалы
Канва, нитки «мулине»,
пяльцы, иголка, ножницы,
наполнитель, бисер. Бумага
в клетку, цветные ручки.
Лоскуты цветной ткани, бязь
белая, нитки красные,
иголка, ножницы.
Канва, нитки «мулине»,
пяльцы, иголка, ножницы,
наполнитель, бисер. Бумага
в клетку, цветные ручки.
Ткань цветная, нитки белые,
иголка, ножницы,
наполнитель.
Ткань цветная, нитки белые,
иголка, ножницы,
наполнитель. Горшочек или
чашка, гипс, шпажка,
шпагат.
Лоскуты цветной ткани, бязь
белая, нитки красные.
Иголка, ножницы, нитки
«мулине», канва.
Бязь белая, нитки, иголка,
ножницы. Наполнитель для
игрушек. Кофе растворимый,
корица, клей ПВА, кисти,
краски акриловые, салфетки
для декупажа.
9.
Вышивка «Снеговичок».
10.
«Лошадка» (шитьё
текстильной игрушки).
11.
«Снеговик» (шитьё
игрушки)
12.
«Лягушка – квакушка»
(шитьё ароматной
игрушки).
13.
«Коми-пермяцкая
куколка» (шитьё
подвески на телефон).
14.
«Веселые гуси»
(текстильная игрушка на
шпажке или пуговицах).
15.
«Большая кошка» (шитьё
ароматной игрушки).
16.
«Котомания» вышивка.
17.
«Курочки» (шитьё
ароматной игрушки).
18.
«Мишка, зайка, котенок
и щенок» (текстильная
игрушка).
Теория: Просмотр слайдов.
Практика: выбор схемы, подбор ниток,
вышивание.
Оформление работы в рамку.
Теория: Презентация мастер-класса.
Практика: составление выкройки,
раскрой и сшивание деталей.
Набивка игрушки синтепоном,
оформление гривы нитками.
Теория: Презентация мастер-класса.
Практика: составление эскиза,
выкройки, раскрой и сшивание деталей.
Набивка игрушки синтепоном,
оформление различными мелкими
деталями.
Теория: Просмотр слайдов, образца.
Практика: составление эскиза,
выкройки, раскрой и сшивание деталей.
Набивка деталей синтепоном, сборка
игрушки, покраска раствором «кофекорица».
Оформление в технике «декупаж».
Теория: Просмотр слайдов, образцов.
Практика: составление выкройки,
раскрой и сшивание деталей, вышивка
передничков крестиком.
Набивка синтепоном, оформление.
Теория: Презентация мастер-класса.
Практика: изготовление выкройки,
подбор материала, раскрой и сшивание
деталей.
Набивка синтепоном, оформление на
шпажку или пуговицы.
Теория: Просмотр слайдов.
Практика: изготовление выкройки,
раскрой и сшивание деталей.
Набивка синтепоном, сборка деталей,
покраска раствором «кофе-корица».
Оформление в технике «декупаж».
Теория: Просмотр слайдов.
Практика: выбор схемы, подбор
материала, вышивка крестом.
Оформление работы в рамку.
Теория: Просмотр слайдов.
Практика: изготовление выкройки,
раскрой и шитье.
Набивка синтепоном, покраска
раствором «кофе-корица».
Оформление в технике «декупаж».
Теория: Просмотр слайдов.
Практика: изготовление выкроек,
подбор материала, раскрой и шитье.
Канва, нитки «мулине»,
иголка, ножницы, пяльцы.
Бумага в клетку, цветные
ручки. Фоторамка.
Ткань цветная, нитки белые,
иголка, ножницы,
наполнитель. Нитки для
гривы.
Ткань (флис), нитки белые,
иголка, ножницы,
наполнитель. Мелкие детали
(пуговицы, глазки, бусинки).
Бязь белая, нитки, иголка,
ножницы. Наполнитель для
игрушек. Кофе растворимый,
корица, клей ПВА, кисти,
краски акриловые, салфетки
для декупажа.
Лоскуты цветной ткани, бязь
белая. Иголка, ножницы,
нитки «мулине», канва.
Ткань цветная, нитки белые,
иголка, ножницы,
наполнитель. Мелкие детали
(пуговицы, глазки, бусинки,
шпажка).
Бязь белая, нитки, иголка,
ножницы. Наполнитель для
игрушек. Кофе растворимый,
корица, клей ПВА, кисти,
краски акриловые, салфетки
для декупажа.
Канва, нитки «мулине»,
иголка, ножницы, пяльцы.
Бумага в клетку, цветные
ручки. Рамка.
Бязь белая, нитки, иголка,
ножницы. Наполнитель для
игрушек. Кофе растворимый,
корица, клей ПВА, кисти,
краски акриловые, салфетки
для декупажа.
Ткань цветная, нитки белые,
иголка, ножницы,
наполнитель. Мелкие детали
19.
«Кофейный ангелочек».
20.
Вышивка «Картинки для
кухни».
21.
«Создай себе куклу»
(текстильная игрушка).
Набивка деталей синтепоном, сборка
деталей, оформление.
Теория: Просмотр мастер-класса.
Практика: подготовка материала,
раскрой деталей по выкройке,
сшивание.
Набивка синтепоном и окрашивание
раствором кофе-корица.
Оформление ангелочка.
Теория: Просмотр слайдов.
Практика: выбор схемы, подбор ниток,
вышивание.
Оформление работы в рамку.
Теория: Презентация мастер-класса.
Практика: составление эскизов,
выкройки, подбор материала, шитье
платья, набивка синтепоном,
оформление.
Раскрой крылышек, сшивание деталей,
набивка синтепоном, оформление.
Шитье головы (волосы), ручек, ножек
(вставление проволоки), оформление.
Соединение всех готовых деталей,
оформление.
(пуговицы, глазки, бусинки,
шпажка).
Ткань цветная и бязь белая,
нитки, иголка, ножницы.
Наполнитель для игрушек.
Кофе растворимый, корица,
клей ПВА, кисти, краски
акриловые.
Канва, нитки «мулине»,
иголка, ножницы, пяльцы.
Бумага в клетку, цветные
ручки. Рамка.
Ткань цветная, нитки белые,
иголка, ножницы,
наполнитель. Мелкие детали
(пуговицы, глазки, бусинки,
шпажка). Нитки для волос,
проволока.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение.
Обучение учащихся проводится в специально оборудованном кабинете в
соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, оборудовано рабочими
местами: столы и стулья для педагога и учащихся; классная доска, шкафы и
стеллажи.
Рабочие инструменты:
-
игла для вышивки;
игла для шитья;
ножницы;
пяльцы;
карандаш.
Материалы:
канва для вышивки;
бязь белая и цветная для шитья;
нитки «мулине»;
швейные нитки красные, белые;
атласные ленты;
разноцветная тесьма;
наполнитель для игрушек;
пуговицы;
бусины;
Технические
средства
обучения:
компьютер;
принтер;
мультимедиапроектор.
Информационное
обеспечение: подключение
к
сети
Интернет;
презентации.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования.
Формы аттестации
Подведение итогов работы является необходимым условием
работы
творческого коллектива. На занятиях применяется входной, промежуточный
и итоговый контроль. Наиболее подходящей формой текущего контроля и
оценки является совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их
коллективное обсуждение, выявление лучших работ. Такая форма работы
позволяет детям критически оценивать не только чужие работы, но и свои.
Уровень
освоения
материала выявляется
в беседах, в выполнении
практических упражнений, тестов и творческих заданий. В течение года
ведется
индивидуальное
педагогическое
наблюдение
за
творческим
развитием каждого ребенка. Подведение итогов проводится в форме
индивидуального
отслеживания
проекта
творческой
-
образовательных
работы.
результатов
Основной
является
формой
мониторинг
программы.
Формы и методы контроля:
• Выставки;
• контрольные занятия;
• итоговые занятия;
• наблюдение.
Кроме этого в течение года воспитанники участвуют в выставках и
конкурсах по профилю обучения, где происходит оценка их деятельности
общественностью и специалистами.
Методическое обеспечение
Применяемые
методы
обучения:
словесные
(беседа,
рассказ,
объяснение, инструктаж), наглядные (демонстрация, иллюстрация, видеометод, наблюдение), практические (упражнения, практическая работа,
творческое задание), игровой, методы контроля и самоконтроля.
Методика
проведения
занятий
предусматривает
разнообразную
практическую деятельность детей:
• репродуктивная – после показа образца и объяснения педагога
обучающиеся выполняют данное изделие;
• творческая – самостоятельное изготовление изделия.
Формы организации образовательного процесса.
Применяемые
формы
организации
групповая, индивидуальная, фронтальная.
Формы организации учебного занятия.
образовательного
процесса:
Применяемые формы организации учебного занятия: беседа, выставка,
фестиваль, игра, конкурс, мастер-класс, открытое занятие, итоговое занятие,
контрольное
занятие,
практическое
занятие,
презентация,
творческая
мастерская, экскурсия, ярмарка.
Применяемые педагогические технологии: технология группового
обучения,
технология
дистанционного
коллективного
обучения,
взаимодействия,
технология
игровой
технология
деятельности,
здоровьесберегающая технология, проектная и ИК-технология.
Алгоритм учебного занятия.
Учебное занятие состоит из трёх частей: вступление, основная часть,
заключение.
Во вступлении выделяют следующие этапы:
-проверка готовности к работе,
-определение темы,
-формулировка цели и задач,
- повторение правил т/б,
- актуализация знаний,
-объяснение плана работы учащимся.
Основная часть:
-знакомство с теоретическим материалом,
-объяснение хода практической работы,
- выполнение обучающимися практической работы под руководством
педагога.
Заключительная часть:
- оценивается работа обучающихся,
- рефлексия,
- подводятся итоги,
- задаётся домашнее задание.
Литература для педагога:
1. Войдинова Н., Мягкая игрушка. М., ЭКСМО, 2004.
2. Дайн Г. Л., Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии. –
М.: Культура и традиции, 2008.
3. Додж В., Шьем одежду для кукол. Минск, ООО «Попурри», 2005.
4. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З.И. Зимина. – М.:
5. Карин Нойшюнц, Куклы - своими руками.
6. Карин Нойшюнц, Оживи куклу.
7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
8. Крулехт М.В. Школьники и рукотворный мир. – СПб.: Детство-Пресс,
2003.
9. Кузьмина М. «Такие разные куклы». М., «ЭКСМО», 2005.
10. Куликова Л.Г., Короткова Л.Ю.. Вышитые картины.- М.: Издательский
дом МСП, 2006.
11. Максимов М.В., Вышивка. Первые шаги.- М.: издательство Эксмо, 1997.
12. Нуждина Т.Д., Мир вещей. Чудо-всюду.- Ярославль.: Академия развития,
1998.
13.
Примерная основная образовательная программа начального общего
образования [Текст] / сост. Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
14. Смирнова Д.А., Сделай сам. – М.:, 2004.
15. Технология рукоделия: краткая энциклопедия вышивки. Авт.-сост. О.Н.
Маркелова. – Волгоград, 2009.
16. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
Литература для детей:
1. Агапова И. А., Давыдова М. А. « Школа рукоделия: мягкая игрушка», ООО
Издательство «ДОМ. XXI века», 2007.
2. Бондаренко Т.В., Куклы своими руками. Материалы, выкройки,
технология
изготовления,
М.:
Полиграфиздат,
2009.
3. Войдинова В., Куклы в доме, М.: Профиздат, 2000.
4. Зайцева О., «Декоративные куклы. Практическое руководство по
изготовлению кукол из пластика и папье-маше, созданию тканых фактур и
различных аксессуаров для кукол» М.: АСТ; Астрель –2010.
5. Крулехт М.В., Школьники и рукотворный мир. – СПб.: Детство-Пресс,
2003.
6. Смирнова Д.А., Сделай сам. – М.:, 2004.
7. Технология рукоделия: краткая энциклопедия вышивки. Авт.-сост. О.Н.
Маркелова. – Волгоград, 2009.
8. Максимов М.В.. Вышивка. Первые шаги.- М.: издательство Эксмо, 1997.
Приложение №1
Вводная диагностика.
1. Какие виды кукол по своему назначению знаете?
2. Что такое «чердачная кукла»?
3. Для чего нужны выкройки?
4. Какой шов применяется для сшивания двух деталей?
5. Как обозначается цвет на схеме для вышивки крестом?
6. Как правильно выполнить несколько простых крестов?
7. Как правильно выполнить закрепку нити?
8. Что такое «бискорню», «Зигугу»?
9. Что можно использовать для наполнения игрушек?
10. Какой шов используется при сшивании деталей на лицевой стороне?
Текущая диагностика.
1. Для чего предназначена кукла-оберег «колокольчик»?
2. Описать последовательность выполнения этой куклы?
3. Как правильно разложить ткань для раскроя?
4. Как правильно раскроить деталь?
5. Как правильно вывернуть изделие?
6. Как правильно наполнить синтепоном игрушку?
7. Что нужно для раствора ароматной игрушки?
8. Что такое «бискорню» и «Зигугу», чем отличаются?
9. Как соединить две детали в вышивке?
10. Выполнить закрепку нити на канве.
Итоговая диагностика.
1. Для чего предназначена «Вебская кукла-оберег»?
2. Опишите последовательность выполнения работы?
3. Что такое «чердачная кукла»?
4. Как приготовить раствор для покраски ароматной игрушки?
5. Описать последовательность выполнения «чердачной» игрушки.
6. Какие названия игольниц знаете?
7. Какие швы используются при сборке игольницы, подвесок?
8. Для чего нужна схема для вышивки?
9. Составить небольшую схему и вышить ее.
10. Раскроить деталь по выкройке.