ДООП 1 Азбука шитья

Управление образования администрации г. Кудымкара
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр «Радуга» г. Кудымкара
Принята на заседании педагогического

Утверждаю:

совета от « 5 » октября 2023 г.

Директор МАУДО «ДЮЦ «Радуга»

Протокол № 1

____________ Т.Т. Бражкина

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности «Азбука шитья»
Возраст обучающихся: 7-12 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Сыстерова Ирина Сергеевна,
педагог дополнительного образования

г. Кудымкар, 2023

Информационная карта образовательной программы
I Наименование программы

«Азбука шитья»

II Направленность

Художественная

III Сведения об авторе (составителе)
1. ФИО

Сыстерова Ирина Сергеевна

2. Год рождения

1988

3. Образование

Среднее профессиональное

4. Место работы

МАУДО «ДЮЦ «Радуга» г. Кудымкара

5. Должность

Педагог дополнительного образования

6. Квалификационная категория

-

7. Адрес, телефон

г. Кудымкар, ул. 50 лет Октября, д. 28

IVСведения о программе
1. Срок реализации

1 год

2. Возрастная группа

7-12 лет

3. Тип программы

Общеразвивающая

4. Характеристика программы
По месту в образовательной модели

Разновозрастного детского объединения

По уровню освоения

Общекультурный ознакомительный

5. Цель программы

Создать условия для формирования творчески
активной личности через развитие интереса к
изучению

народного

искусства

и

этнографического материала, овладение разными
техниками вышивки и рукоделия.
6.

Ведущие

формы

и

образовательной деятельности

методы Беседа, практические занятия, исследовательская
деятельность, занятие - игра, самостоятельная
работа, посещение выставок.

7.Форма обучения

Очная,

с

применением

дистанционных

образовательных технологий.
8.

Формы

результативности

мониторинга Входная, промежуточная и итоговая диагностики
(тестирование,

опрос,

беседа,

наблюдение,

практическая работа, кроссворд, самооценка,
конкурсы)
9. Кадровое обеспечение

Педагог дополнительного образования

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности «Азбука шитья»
1.1. Общие сведения.
Программа составлена в соответствии со следующими документами:
- Закон об образовании в Российской Федерации (ФЗ «Об образовании в РФ»
от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ);
- «Концепция развития дополнительного образования», (Распоряжение
Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России», 2009 г.;
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»;
-

«Методические рекомендации

общеразвивающих

программ»

по проектированию дополнительных

(включая

разноуровневые

программы)

«Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242».
По

направленности

программа

художественная,

-

по

виду

-

модифицированная, по уровню освоения - общекультурная ознакомительная,
по целям обучения - прикладная, развивающая художественную одаренность,
по форме организации содержания и процесса педагогической деятельностикомплексная, срок реализации – 1 год.
В

соответствии

с

«Порядком

организации

и

осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (утверждён Приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008) в
общеобразовательную

общеразвивающую

ежегодно вносятся изменения.

программу

дополнительную
«Азбука

шитья»

1.2 Актуальность программы.
В связи с ростом объёма знаний и увеличением учебной нагрузки
обучающихся в области предметов гуманитарного и естественно - научного
цикла, а также снижением познавательного интереса у детей к предметнопрактической

деятельности,

возникает

потребность

в

создании

дополнительных общеобразовательных программ в области декоративноприкладного творчества.
Актуальность программы «Азбука шитья» заключается в том, что она
отражает общую тенденцию к возрождению традиционного искусства, в
частности, вышивки крестом и изготовления народной куклы, опираясь при
этом на русскую традицию проведения досуга и воспитания детей в семье.
Содержание программы имеет региональный компонент и направлено на
достижение целей воспитания, связанных с формированием и развитием
гражданственности, трудолюбия, любви к окружающей природе, Родине,
семье, интереса к истории и народному искусству. Программа ориентирована
на формирование традиционных, семейных ценностей, воспитание девочек,
как хранительниц домашнего очага, рукодельниц. Кроме этого, не секрет, что
в сложной экономической обстановке умение шить может стать неплохим
подспорьем в домашнем хозяйстве. Знакомство и приобщение детей к
декоративно-прикладному творчеству, изготовление народной куклы и
вышивка крестом способствуют формированию художественного вкуса,
отвечающего национальной традиции, открывает простор для последующего
совершенствования и в других областях культуры. Программа позволяет
осознать такие понятия, как народ, этнос, этническая культура, народное
сознание. Конечно, когда речь идёт о малышах, они это скорее чувствуют,
нежели понимают, но роль осознания себя, как части культуры Родины, в
воспитании переоценить невозможно.
Программа соответствует различным потребностям детей и их родителей,
т.к. ориентирована на разный уровень подготовленности обучающихся,
приходящих

в

объединение.

Позволяет

учитывать

индивидуальные

потребности детей: коммуникативные, познавательные, инструментальные
(обучение конкретному ремеслу). В основе программы лежит практическая
деятельность, ручной труд, который оказывает благоприятное влияние на
развитие интеллекта, речи и психологических функций ребенка в целом.
Занятия по программе помогают привить уважение к труду, приобщить к
народной культуре, национальным корням.
1.3 Отличительные особенности программы состоят в том, что она,
являясь ступенчатой по структуре, позволяет осваивать два смежных
направления декоративно-прикладного искусства (собственно вышивание
крестом и изготовление народной тряпичной куклы), что предоставляет
больше возможностей для творческой самореализации обучающихся,
позволяет глубже освоить целый культурный, этнографический слой именно
так, как он исторически существовал - неразрывно друг от друга. Программа
строится с учетом основных дидактических принципов:
- Учет возрастных, психических и физических возможностей и способностей
каждого ребенка.
- Наглядности и доступности.
- Сознательности и активности (понимание воспитанником того, что данные
умения и знания пригодятся ему в жизни; проявление желания овладеть этими
знаниями).
1.4 Адресат программы.
Программа рассчитана на обучающихся 7 – 12 лет. Занятия проводятся в
разновозрастных группах постоянного состава по 15 человек.
Специального отбора обучающихся и подготовки для освоения
программы не требуется.
Обучение детей с ОВЗ и детей – инвалидов организуется в общей группе
с учетом заболевания, состояния здоровья, рекомендаций индивидуальной
программы реабилитации и заключения психолого-медико-педагогической
комиссии.

1.5 Объём и сроки реализации программы.
Срок реализации программы 1 год. Образовательный процесс в
объединении организуется в соответствии с календарным учебным графиком,
утверждённым директором учреждения на учебный год и расписанием
занятий.
Объем программы: 136 часов – 4 часа в неделю.
1.6 Режим и формы организации занятий:
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 академических часа с 10 -минутным
перерывом (1 академический час - 45 минут).
Формы организации занятий: индивидуальная, групповые.
1.7 Форма обучения: очная.
Формы и методы контроля:
1. Выставка.
2. Тестирование
3. Мониторинг
4. Наблюдения
5. Конкурс творческих работ.
6. Контрольное занятие
7. Итоговое занятие
Содержание контрольных заданий см. в Приложении №1. Оценка
проводится

по

десятибалльной

шкале.

Результаты

тестирования

в

соответствие с системой мониторинга ежегодно фиксируются в карточке
личностного

роста

воспитанника,

сравнение

результатов

ежегодного

отслеживания показывает динамику освоения обучающимися программы.
Формы контроля и оценки результатов
Контроль знаний осуществляется в течении всего года. Вводный контроль
выявляет первоначальные представления обучающихся по шитью. При
промежуточном контроле используется накопительная уровневая система,
оценивающая активность ученика и уровень выполнения творческих и
практических заданий. Промежуточный контроль за полугодие проводится в

форме теста. Итоговый контроль в конце года и определяет освоение
обучающимися программы.
- Контроль осуществляется в соответствии с программой мониторинга.
- Мониторинг

результатов

общеобразовательной

обучения

по

общеразвивающей

дополнительной

программе

«Золотая

нить».
Показатели
I. Теоретическая
подготовка
обучающегося:
1.1.
Теоретические
знания по
основным
разделам
программы.

1.2. Владение
специальной
терминологией
II. Практическая
подготовка
обучающегося.

Критерии

Обучающийся должен
знать:
- историю вышивки
крестиком и
народной куклы;
- методику
последовательного
выполнения работы;
- основные понятия и
термины.
- виды материалов;
- названия инструментов.
Обучающийся должен
уметь:

2.1. Практические - пользоваться
умения и навыки, инструментами для
предусмотренные вышивки и шитья кукол;
программой.

Возможное
Количество
баллов

Методы
диагностики

Минимальный
уровень
1-4

Опрос
Тестирование

Средний
уровень
5-7
Максимальный
уровень
10

Опрос
Тестирование

Минимальный
уровень
1-4

Контрольное
занятие

Средний
уровень
5-7
2.2. Владение
специальными
инструментами и
оснащением.

- кроить, шить, вышивать;
- выполнять простейшие
швы для изготовления
изделий.

Максимальный
Уровень
10

Опрос

2.3. Творческие
навыки.

- иголка, ножницы, пяльца;
- правила техники
безопасности.
- самостоятельно
подбирать материалы,
кроить, выполнять
простейшие швы.

Контрольное
занятие

III. Общеучебные
умения и навыки:
3.1. Умение
слушать и
- адекватность восприятия
слышать педагога. информации, идущей от
педагога.
3.2. Умение
организовать свое - умение самостоятельно
рабочее место.
подготовить свое рабочее
место к деятельности и
убирать его за собой.
3.3. Умение
аккуратно
- аккуратность и
выполнять работу. ответственность в работе.
IV. Предметные
достижения
обучающихся.

Минимальный
уровень
1-4

Наблюдение

Средний
уровень
5-7

Наблюдение

Максимальный
уровень
10

Наблюдение

- на уровне объединений
МАУДО «ДЮЦ «Радуга»;
- на уровне города, округа;
- на уровне края.

1.8 Цель и задачи программы.
Цель: создать условия для формирования творчески активной личности
через развитие интереса к изучению народного искусства и этнографического
материала, овладение разными техниками вышивки и рукоделия.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить обучающихся с историей и современными направлениями в
вышивке крестом и изготовления игрушек;
- научить детей различным техникам вышивки и шитья, приемам
работы с материалами, инструментами и приспособлениями;

- научить правилам техники безопасности при работе с режущими и
колющими инструментами.
Развивающие:
- развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка:
фантазию, наблюдательность, мышление, художественный вкус;
- развивать образное и пространственное мышление, память, воображение,
внимание;
- развивать моторику рук, глазомер;
- развивать коммуникативные умения во взаимодействии с товарищами;
- развивать умения целеполагания, планирования, определения способов
деятельности, анализа и оценки её результата.
Воспитательные:
- развивать интерес к народным традициям декоративно-прикладного
творчества;
- воспитывать культуру общения и уважительное отношение к членам
коллектива в совместной творческой деятельности;
- воспитывать усидчивость, аккуратность, активность, уважение и любовь к
труду, формировать потребность обучающихся к саморазвитию;
- развивать потребность в творческом труде, стремление преодолевать
трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей;
- воспитывать умение получать удовлетворение от своей работы.

1.9

Планируемые

результаты

и

способы

определения

их

результативности (мониторинг реализации программы).
Обучающийся должен знать:
- технику выполнения народной куклы и вышивки крестом;
-

инструменты и

приспособления для вышивки

проектировочной деятельности (схема, выкройка);
- соответствующие термины.

и шитья, основы

Обучающийся должен уметь:
- владеть инструментами и приспособлениями для вышивки и шитья, основы
проектировочной деятельности (схема, выкройка);
- применять теоретические знания на практике;
- соблюдать правила организации рабочего места;
- самостоятельно выполнять изделия согласно технологии;
- сотрудничать со сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять
самостоятельность.

Учебно-тематический план (1 год обучения) – 136 ч
№п/п

Содержание
Темы занятий

Количество часов
Всего

Теория

Формы контроля

Практик
а

2

2

2

1

1

Опрос

6

1

5

Опрос

4.

Вводное занятие. История
возникновения вышивки крестом.
Освоение швов (вперед иголкой,
назад иголкой, полукрест, крест)
«Закладка для книги» (вышивка на
канве)
«Вышитая салфеточка»

8

1

7

5.
6.

«Пеленашка» (кукла-оберег)
«Столбушка» (кукла-оберег)

4
4

1
1

3
3

Оценка практической
работы
Беседа
Опрос

7.

«Игольница» (вышивка на канве).

8

2

6

Практическое задание

8.

«Лошадка из фетра».

6

2

4

9.

«Зайка из фетра».

6

1

5

10.
11.
11.

«Сова из фетра».
«Слоник из фетра».
«Кубышка-Травница»- целительная
кукла-оберег.
«Крупеничка» - кукла-оберег на
сытость и достаток в семье.

6
6
6

1
1

5
6
5

Оценка практической
работы детьми
Самооценка практической
работы
Кроссворд
Опрос
Беседа

6

1

5

Текущий тест

13.

Панно «Веселые картинки»
(вышивка на канве).

8

1

7

Беседа

14.

«Рыбка» (кофейная игрушка).

8

3

5

15.

4

2

2

16.

«Кукла счастье» (оберег для
девочек).
«Зайка из носочка».

Самооценка практической
работы
Опрос

4

1

3

17.

Куколки из лоскутков.

4

1

3

Оценка практической
работы
Устный опрос

18.

6

2

4

Кроссворд

6

1

5

Практическое задание

20.

Текстильные ароматизированные
сердечки (кофе-корица)
Текстильный ароматный кофейный
котик (кофе-корица)
Кукла из джутовых ниток.

4

1

3

Практическое задание

21.

Вышивка на пасху.

8

1

7

Опрос

22.

Текстильный шоколадный мишка
(кофе-корица).
Кукляшки.

8

1

7

6

1

5

Оценка практической
работы детьми
Итоговый тест.

136

30

106

1.
2.
3.

12.

19.

23.

ИТОГО:

Вводный тест

Содержание программы обучения
№п/п

Темы занятий

1.

Вводное занятие.
История
возникновения
вышивки крестом.

2.

Освоение швов
(вперед иголкой,
назад иголкой,
полукрест, крест).
«Закладка для книги»
(вышивка на канве)

3.

4.

«Вышитая
салфеточка»

5.

«Пеленашка» (куклаоберег) подбор
материала, вышивка
пелёночки швом
«простой крест»,
«вперед иголка».
- изготовление куклы
«Столбушка» - куклаоберег.

6.

Содержание

Материалы

Теория: Беседа о вышивке. Показ слайдов,
образцов.
Практика: перемотка ниток «Мулине»,
деление нитки пополам, заправка нитки в
иголку.
Теория: Мастер-класс по закрепке нитки на
канве. Практика: Освоение швов.

Нитки «Мулине»,
ножницы, иголка.

Канва, нитки
«мулине», иголка,
ножницы.

Теория: Просмотр слайдов.
Практика: составление схемы для вышивки
на бумаге, подбор ниток, освоение швов
«простой крест».
Оформление закладки, освоение шва
«вперед иголкой».
Теория: Просмотр слайдов, образцов.
Практика: составление схемы,
распределение вышивки на ткани, подбор
ниток, вышивка швом «простой крест».
Оформление салфеточки бахромой.
Теория: Беседа-презентация о народной
кукле (кукла-оберег, игровая, сувенирная).
Практика: Подбор материала, вышивка
пелёнки швом «простой крест», «вперед
иголка».
Изготовление куклы.

Канва, нитки
«мулине», иголка,
ножницы. Бумага в
клетку, цветные
ручки.

Теория: Просмотр слайдов.
Практика: подбор материала, изготовление
куклы.
Вышивка фартука для куклы по схеме.

деревянный
«столбик», бязь белая,
канва, нитки
«мулине», иголка,
ножницы. Цветные
лоскутки ткани.
Канва, нитки
«мулине», пяльца,
иголка, синтепон,
ножницы. Бумага в
клетку, цветные
ручки.
Фетр, выкройки,
нитки, иголка,

7.

«Игольница»
(вышивка на канве).

Теория: Просмотр слайдов, образцов.
Практика: выбор канвы, нитей, простой
схемы, вышивка на двух частях
Сшивание двух частей, набивка
синтепоном.

8.

«Лошадка из фетра».

Теория: Просмотр слайдов.
Практика: раскрой по выкройке, сшивание

Канва, нитки
«мулине», иголка,
ножницы. Бумага в
клетку, цветные
ручки.
Бязь белая, Канва,
нитки «мулине»,
иголка, ножницы.
Атласная ленточка.

9.

10.

11.

11.

12.

13.

14.

«Зайка из фетра».

деталей швом «вперед иголка».
Набивка игрушки синтепоном, оформление
гривы и хвоста нитками.
Теория: Просмотр слайдов.
Практика: раскрой по выкройке, сшивание
деталей швом «вперед иголка».
Набивка игрушки синтепоном, оформление
пуговицами, лентами.

ножницы,
наполнитель.

Фетр, выкройки,
нитки, иголка,
ножницы,
наполнитель,
пуговицы, атласная
лента.
«Сова из фетра».
Теория: Просмотр слайдов, образцов.
Фетр, выкройки,
Практика: раскрой по выкройке, сшивание
нитки, иголка,
деталей.
ножницы,
Набивка синтепоном, украшения из
наполнитель,
пуговиц, бусин, оформление на шпажку.
пуговицы, бусины,
шпажка.
«Слоник из фетра».
Теория: Просмотр слайдов.
Фетр, выкройки,
Практика: раскрой по выкройке, сшивание
нитки, иголка,
деталей.
ножницы,
Набивка синтепоном, украшения из
наполнитель,
пуговиц, бусин, оформление на шпажку.
пуговицы, бусины,
шпажка.
«Кубышка Теория: Презентация мастер-класса.
Лоскуты цветной
Травница»Практика: подбор материала (ткани, травы), ткани, бязь белая,
целительная куклаизготовление куклы.
сухие травы,
оберег.
Вышивка передника по схеме (отработка
наполнитель. Канва,
шва «простой крест»).
нитки «мулине»,
иголка, ножницы.
«Крупеничка» - кукла- Теория: Презентация мастер-класса.
Крупа (греча, рис,
оберег на сытость и
Практика: подбор материала (ткань, крупы), пшено). Лоскуты
достаток в семье.
изготовление куклы.
цветной ткани, бязь
Вышивка передника по схеме.
белая, нитки, иголка,
ножницы, канва.
Панно «Веселые
Теория: Просмотр слайдов, схем.
Канва, нитки
картинки» (вышивка
Практика: выбор схемы, вышивка на
«мулине», пяльца,
на канве).
пяльцах швом «простой крест», оформление иголка, синтепон,
работы в рамку.
ножницы. Бумага в
клетку, цветные
ручки.
«Рыбка» (кофейная
Теория: Просмотр слайдов.
Бязь белая, нитки,
игрушка).
Практика: раскрой по выкройке, сшивание
иголка, ножницы.
деталей швом «назад иголка».
Наполнитель для
Набивка игрушки синтепоном, окрашивание игрушек. Кофе
раствором «кофе-корица».
растворимый, корица,
Оформление головы рыбки, роспись
клей ПВА, кисти,
акриловыми красками.
краски акриловые.

15.

«Кукла счастье»
(оберег для девочек).

Теория: Презентация мастер-класса.
Практика: подбор материала (ткань, нитки
для волос), изготовление куклы.
Изготовление волос из ниток, плетение
косы.
Теория: Презентация мастер-класса.
Практика: раскрой по образцу, сшивание
деталей, набивка синтепоном.
Оформление головы.
Теория: Рассматривание образцов.
Практика: подбор материала, выполнение
по м-к.
Оформление головы (волосы, лицо),
декорирование (лентами, пуговицами)
Теория: Презентация мастер-класса.
Практика: раскрой по выкройке, сшивание
деталей (швом «назад иголка»), набивка
синтепоном, покраска раствором кофекорица.
Декорирование высохших изделий в
технике «декупаж» (салфетки).
Теория: Презентация мастер-класса.
Практика: раскрой по выкройке, сшивание
деталей (швом «назад иголка»).
Набивка игрушки синтепоном, покраска
раствором кофе-корица.
Декорирование в технике «декупаж»,
оформление мордочки.

16.

«Зайка из носочка».

17.

Куколки из
лоскутков.

18.

Текстильные
ароматизированные
сердечки (кофекорица)

19.

Текстильный
ароматный кофейный
котик (кофе-корица)

20.

Кукла из джутовых
ниток.

Теория: Просмотр слайдов, мастер-класс.
Практика: изготовление куклы.
Вышивка фартучка для куклы.

21.

Вышивка на пасху.

Теория: Просмотр слайдов.
Практика: выбор схемы, подбор ниток,
вышивка крестиком.
Оформление работы в минирамку.

22.

Текстильный
шоколадный мишка
(кофе-корица).

Теория: Презентация мастер-класса.
Практика: раскрой по выкройке, сшивание
деталей.
Набивка игрушки синтепоном, покраска
раствором кофе-корица.
Оформление в технике «декупаж».

Лоскуты цветной
ткани, бязь белая,
наполнитель. Канва,
нитки «мулине»,
иголка, ножницы.
Носочек, наполнитель,
нитки, иголка,
ножницы, пуговицы.
Лоскуты цветной
ткани, наполнитель,
нитки, иголка,
ножницы, пуговицы,
ленты, пуговицы.
Бязь белая, нитки,
иголка, ножницы.
Наполнитель для
игрушек. Кофе
растворимый, корица,
клей ПВА, кисти,
краски акриловые.
Бязь белая, нитки,
иголка, ножницы.
Наполнитель для
игрушек. Кофе
растворимый, корица,
клей ПВА, кисти,
краски акриловые,
салфетки для
декупажа.
Джутовые нитки,
ножницы, канва,
нитки «мулине», лента
атласная.
Канва, нитки
«мулине», пяльца,
иголка, ножницы.
Бумага в клетку,
цветные ручки.
Бязь белая, нитки,
иголка, ножницы.
Наполнитель для
игрушек. Кофе
растворимый, корица,
клей ПВА, кисти,

23.

Кукляшки.

Теория: Беседа.
Практика: Выбор материала, раскрой по
выкройке, сшивание деталей.
Набивка наполнителем, покраска раствором
кофе-корица.
Оформление головы (волосы, лицо),
изготовление платья из лоскутка ткани.

краски акриловые,
салфетки для
декупажа.
Лоскуты цветной
ткани, наполнитель,
нитки, иголка,
ножницы, пуговицы,
ленты. Кофе
растворимый, корица,
клей ПВА, кисти,
краски.

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение.
Обучение обучающихся проводится в специально оборудованном
кабинете в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, оборудовано
рабочими местами: столы и стулья для педагога и обучающихся; классная
доска, шкафы и стеллажи.
Рабочие инструменты:
- игла для вышивки;
- игла для шитья;
- ножницы;
- пяльцы;
- карандаш.
Материалы:
- канва для вышивки;
- бязь белая и цветная для шитья;
- нитки «мулине»;
- швейные нитки красные, белые;
- атласные ленты;
- разноцветная тесьма;
- наполнитель для игрушек;
- пуговицы;
- бусины;
Технические

средства

обучения:

компьютер;

принтер;

мультимедиапроектор.
Информационное обеспечение:

подключение к

сети

Интернет;

презентации.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования.
Формы аттестации
Подведение итогов работы является необходимым условием

работы

творческого коллектива. На занятиях применяется входной, промежуточный и

итоговый контроль. Наиболее подходящей формой текущего контроля

и

оценки является совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их
коллективное обсуждение, выявление лучших работ. Такая форма работы
позволяет детям критически оценивать не только чужие работы, но и свои.
Уровень

освоения

материала выявляется

в беседах, в выполнении

практических упражнений, тестов и творческих заданий. В течение года
ведется индивидуальное педагогическое наблюдение за творческим развитием
каждого ребенка. Подведение итогов проводится в форме индивидуального
проекта

-

творческой

работы.

Основной

формой

отслеживания

образовательных результатов является мониторинг программы.
Формы и методы контроля:
• выставки
• контрольные занятия
• итоговые занятия
• наблюдения
Кроме этого в течение года воспитанники участвуют в выставках и
конкурсах по профилю обучения, где происходит оценка их деятельности
общественностью и специалистами.
Методическое обеспечение
Применяемые

методы

обучения:

словесные

(беседа,

рассказ,

объяснение, инструктаж), наглядные (демонстрация, иллюстрация, видеометод, наблюдение), практические (упражнения, практическая работа,
творческое задание), игровой, методы контроля и самоконтроля.
Методика

проведения

занятий

предусматривает

разнообразную

практическую деятельность детей:
- репродуктивная – после показа образца и объяснения педагога учащиеся
выполняют данное изделие;
- творческая – самостоятельное изготовление изделия.
Формы организации образовательного процесса.

Применяемые

формы

организации

образовательного

процесса:

групповая, индивидуальная, фронтальная.
Формы организации учебного занятия.
Применяемые формы организации учебного занятия: беседа, выставка,
фестиваль, игра, конкурс, мастер-класс, открытое занятие, итоговое занятие,
контрольное

занятие,

практическое

занятие,

презентация,

творческая

мастерская, экскурсия, ярмарка.
Применяемые педагогические технологии: технология группового
обучения,

технология

дистанционного

коллективного

обучения,

взаимодействия,

технология

игровой

технология
деятельности,

здоровьесберегающая технология, проектная и ИК-технология.
Алгоритм учебного занятия
Учебное занятие состоит из трёх частей: вступление, основная часть,
заключение.
Во вступлении выделяют следующие этапы:
- проверка готовности к работе,
- определение темы,
- формулировка цели и задач,
- повторение правил т/б,
- актуализация знаний,
- объяснение плана работы учащимся.
Основная часть:
- знакомство с теоретическим материалом,
- объяснение хода практической работы,
- выполнение учащимися практической работы под руководством педагога.
Заключительная часть:
- оценивается работа обучающихся,
- рефлексия,
- подводятся итоги,
- задаётся домашнее задание.

Литература для педагога:
1. Войдинова Н., Мягкая игрушка. М., ЭКСМО, 2004.
2. Дайн Г. Л., Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии. – М.:
Культура и традиции, 2008.
3. Додж В., Шьем одежду для кукол. Минск, ООО «Попурри», 2005.
4. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З.И. Зимина. – М.:
5. Карин Нойшюнц, Куклы - своими руками.
6. Карин Нойшюнц, Оживи куклу.
7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
8. Крулехт М.В. Школьники и рукотворный мир. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.
9. Кузьмина М. «Такие разные куклы». М., «ЭКСМО», 2005.
10. Куликова Л.Г., Короткова Л.Ю.. Вышитые картины.- М.: Издательский дом
МСП, 2006.
11. Максимов М.В., Вышивка. Первые шаги.- М.: издательство Эксмо, 1997.
12. Нуждина Т.Д., Мир вещей. Чудо-всюду.- Ярославль.: Академия развития,
1998.
13.

Примерная основная образовательная программа начального общего

образования [Текст] / сост. Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
14. Смирнова Д.А., Сделай сам. – М.:, 2004.
15. Технология рукоделия: краткая энциклопедия вышивки. Авт.-сост. О.Н.
Маркелова. – Волгоград, 2009.
16. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

Литература для детей:

1. Агапова И. А., Давыдова М. А. « Школа рукоделия: мягкая игрушка», ООО
Издательство «ДОМ. XXI века», 2007.
2. Бондаренко Т.В., Куклы своими руками. Материалы, выкройки, технология
изготовления,

М.:

Полиграфиздат,

2009.

3. Войдинова В., Куклы в доме, М.: Профиздат, 2000.
4. Зайцева О., «Декоративные куклы. Практическое руководство по
изготовлению кукол из пластика и папье-маше, созданию тканых фактур и
различных аксессуаров для кукол» М.: АСТ; Астрель –2010.
5. Крулехт М.В., Школьники и рукотворный мир. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.
6. Смирнова Д.А., Сделай сам. – М.:, 2004.
7. Технология рукоделия: краткая энциклопедия вышивки. Авт.-сост. О.Н.
Маркелова. – Волгоград, 2009.
8. Максимов М.В.. Вышивка. Первые шаги.- М.: издательство Эксмо, 1997.

Приложение №1
Вводная диагностика.
1. Что нужно для того, чтобы сшить игрушку?
2. Какие правила знаете при пользовании иголкой?
3. Умеете ли вставлять нитку в иголку?
4. Для чего нужны ножницы?
5. Какие правила знаете при пользовании ножницами?
6. Что такое синтепон и для чего он нужен?
7. Какие виды швов вы знаете?
8. Что такое пяльца и для чего они нужны?
9. Как называется ткань для вышивки?
10.Какие виды вышивки ты знаешь?

Текущая диагностика.
1. Какие швы используются для шитья игрушки?
2. Какие швы используются в вышивании?
3. Какие виды кукол по своему назначению знаете?
4. Какие народные куклы-обереги знаете?
5. Почему у кукол-оберегов нет лица?
6. Какие ткани используются при изготовлении народных кукол?
7. Какие материалы и инструменты нужны для вышивки?
8. Для чего нужны пяльцы?
9. Как называются нитки для вышивки?
10. Для чего нужна схема для вышивки?

Итоговая диагностика.
1. Какие куклы-обереги вы знаете?
2. Опиши последовательность любой куклы-оберега?
3. Как правильно выкроить деталь и что для этого нужно?
4. Какие швы используются при шитье игрушки?
5. Какие виды вышивки знаете?
6. Как правильно выполнить простой крест?
7. Как называется ткань для вышивки крестом?
8. Как правильно работать по схеме для вышивки крестом?
9. Срисовать схему в тетрадь.
10. Выполнить виды швов: вперед иголка, назад иголка, полукрест, простой крест.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».