ДООП 5 Художка

Управление образования администрации города Кудымкара
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр «Радуга» г. Кудымкара
Принята

на

заседании

педагогического

совета от «30» сентября 2022 г.
Протокол № 1

Утверждаю:
Директор МАУДО «ДЮЦ «Радуга»
____________ Т.Т. Бражкина

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности

«Изостудия «Художка»
Возраст обучающихся: 11-16 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Дудина Елизавета Олеговна,
педагог дополнительного образования

г. Кудымкар, 2022

Информационная карта образовательной программы
I Наименование программы

«Изостудия «Художка»

II Направленность

Художественная

III Сведения об авторе (составителе)
1. ФИО

Дудина Елизавета Олеговна

2. Год рождения

2001

3. Образование

Среднее профессиональное

4. Место работы

МАУДО «ДЮЦ «Радуга» г. Кудымкара

5. Должность

Педагог дополнительного образования

6. Квалификационная категория
7. Адрес, телефон

г. Кудымкар, ул. М. Горького, д. 28

IVСведения о программе
1. Срок реализации

1 год

2. Возрастная группа

11-16 лет

3. Тип программы

общеразвивающая

4. Характеристика программы
По месту в образовательной модели

Разновозрастного детского объединения

По уровню освоения

Общекультурный ознакомительный

5. Цель программы

Создание условий для развития личностных качеств
обучающихсяя в процессе овладения экологическими
знаниями, практическими умениями и навыками в
декоративно-прикладной и творческой деятельности.

6. Ведущие формы и методы образовательной Беседа,
деятельности

практические

занятия,

исследовательская

деятельность,

самостоятельная

работа,

экскурсии,

занятие

творческие

-

игра,

встречи,

посещение выставок.
7.Форма обучения

Очная,

с

применением

дистанционных

образовательных технологий.
8. Формы мониторинга результативности

Входная, промежуточная и итоговая
(анкеты,

тесты,

зачеты

по

диагностики

пройденным

темам,

творческие задания творческие работы, проекты,
конкурсы, письменные работы)
9. Кадровое обеспечение

Педагог дополнительного образования

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности «Изостудия «Художка»
1.Пояснительная записка
1.1 Общие сведения
Программа составлена в соответствии со следующими документами:
- Закон об образовании в Российской Федерации (ФЗ «Об образовании в РФ»
от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ);
-«Концепция

развития

дополнительного

образования»,

(Распоряжение

Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
-«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России», 2009 г.;
-Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»;
-«Методические
общеразвивающих

рекомендации
программ»

по

проектированию

(включая

дополнительных

разноуровневые

программы)

«Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Художка»

направлена

на

овладение

обучающимися

основами

изобразительного искусства. Обучение по данной программе создает
благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания
личности ребенка, развития познавательной активности и творческой
самореализации.
В качестве базовой использована программа В.С. Кузина, которая
адаптирована для реализации целей дополнительного образования.
Направленность программы по содержанию — художественная.
Изобразительное искусство – одна из наиболее эмоциональных сфер
деятельности детей. Уже в самой сути маленького человека заложено
стремление узнавать и создавать. Результативность воспитательного процесса
тем успешнее, чем раньше и
абстрактное,

логическое

и

целенаправленнее у детей развивается
эмоциональное

мышление,

внимание,

наблюдательность, воображение.
Художественная

деятельность

связана

с

процессами

восприятия,

познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека,
свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение
некоторые особенности его интеллекта и характера.
Художественное воспитание в состоянии решать настолько важные
задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что
место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть
второстепенным.
1.2 Актуальность
Программа

обусловлена

большой

востребованностью

курса

«Изобразительное искусство» среди обучающихся начальной и основной
школы. Основу современного дополнительного образования составляет
масштабный

образовательный

блок,

компенсирующий

удовлетворение

когнитивных (потребность в признании, уважении), коммуникативных и
иных потребностей детей, нереализованных в рамках предметного обучения
в школе.
Содержание

программы

предусматривает

как

непосредственно

художественную деятельность, так и эстетическое восприятие предметов
действительности и произведений изобразительного искусства.
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных
направлений художественного образования:
− приобщение к искусству как духовному опыту поколений,
− овладение способами художественной деятельности,
− развитие творческой одаренности ребенка.
Основные методы в программе — рисование с натуры, тематическое
рисование и иллюстрирование, декоративная работа, лепка, элементы
дизайна, беседы об изобразительном искусстве.
Такой
творческим

комплекс

направлений

способностям

позволяет

ребенка

всесторонне развиваться

(воображению

и

фантазии,

пространственному мышлению, колористическому вкусу), а также дает
возможность обучающимся приобрести умения и навыки работы с
различными художественными материалами.
Язык различных видов искусства делает художественную деятельность
уникальным средством воспитания, обучения и развития ребенка. Кроме
того, занятия изобразительным искусством дают возможность раскрыть
заложенную в человеке потребность в творчестве, желание созидать,
создавать прекрасное своими руками. Каждому ребенку важно почувствовать
себя творцом, открыть для себя мир изобразительного искусства, дизайна,
народной культуры, научиться видеть красоту окружающей природы.
Согласно программе, знания и умения детей становятся средством
постижения духовной стороны искусства, через которое происходит
обогащение внутреннего мира ребенка, его самореализация и развитие в
целом.
1.3 Отличительные особенности
Отличительные данной программы заключаются в том, что культура
родного края рассматривается как часть общечеловеческой культуры.
Содержание программы определено в соответствии с целями и задачами
воспитания и развития личности гражданина России, обозначенными в
«Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России» (2009 год), «Концепции развития дополнительного
образования детей» (2022 год). Основная идея программы: изучение
изобразительного искусства в контексте художественной культуры края,
России и других стран.
В отличие от других программ по изобразительному искусству
содержание курса объединено в несколько тематических модулей, каждый из
которых реализует отдельную задачу:
−

модуль «Моя страна» - знакомит детей с искусством России и

Пермского края. Реализует задачи патриотического воспитания. Особое
внимание уделяется культуре коми-пермяков;

−

модуль «Путешествия» - развивает интерес и воспитывает уважение к

культуре других стран и народов;
−

модуль «Времена года» - воспитывает любовь к природе, интерес к

окружающему миру и наблюдательность;
−

модуль «Праздники» приобщает обучающихся к культуре этикета,

воспитывает интерес к традициям и семейным ценностям;
−

основная задача модуля «Фантазия в искусстве» - развитие фантазии,

умения использовать практические навыки и знания в творческой работе,
создавать нестандартные образы на основе имеющегося опыта;
−

модуль «В гости к сказке» занимает важное место в обучении младших

школьников, образует связь изобразительного искусства и литературы,
языком

сказки

дети

знакомятся

с

разнообразными

приемами

в

изобразительном искусстве.
В программе реализуются межпредметные связи с географией, историей,
литературой, физикой, МХК.
Программа построена по концентрическому принципу: к одному и тому
же модулю учащиеся возвращаются несколько раз. Содержание материала
расширяется и углубляется.
1.4 Адресат программы:
Возраст

детей,

участвующих

в

реализации

дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы – 11 -16 лет.
1.5 Объем и сроки реализации образовательной программы.
Сроки реализации образовательной программы – 1 год Общее
количество за 5 год обучения – 136 часов.
1.6 Режим и форма организации занятий:
Режим занятий два раза в неделю по 2 академических часа с 10минутным перерывом (1 академический час – 45 мин.).
1.7 Форма обучения- очная
Формы и методы контроля
Контроль проводится в групповой и индивидуальной форме.

Групповые

формы:

выставки

творческих

работ

обучающихся,

практические задания, тестирование, беседа, опрос.
Индивидуальные

формы:

портфолио,

выступление

на

научно-

практических конференциях.
Основные виды контроля результатов:
- входной – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и
художественно-творческих способностей ребенка (беседа, тесты);
- текущий – проводится на каждом занятии: анализ практических работ
обучающихся, просмотр работ;
- промежуточный – проводится по окончании изучения отдельных тем:
дидактические игры, кроссворды, тестовые задания, выставки;
- итоговый – проводится в конце учебного года, определяет уровень
освоения программы: тематическая выставка.
1.8 Цели и задачи программы
Целью программы является развитие визуально-пространственного
мышления

обучающихся

как

формы

эмоционально-ценностного,

эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и
ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Основные задачи:
Образовательные:
− овладение основами перспективного построения фигур в зависимости
от точки зрения, зарисовкам и рисование с натуры
Развивающие:
− развитие колористического видения, способности видеть и понимать
прекрасное.
Воспитательные:
− воспитание уважительного отношения к искусству разных стран и
народов.
1.9 Планируемые результаты освоения программы
Программа обеспечивает достижения следующих метапредметных,

личностных и предметных результатов.
Предметные:
−

знание основных

видов и

жанров пространственно-визуальных

искусств;
−

эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

−

применение художественных умений, знаний и представлений в

процессе выполнения художественно-творческих работ;
−

умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая

суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
−

применение в художественно-творческой деятельности цветоведения,

графической грамоты;
−

выстраивать в композиции последовательность событий, выделять

композиционный центр;
−

понимать выразительные возможности цвета в дизайне, единство

функции формы и объекта дизайна, художественные особенности создания
формы объектов дизайна на основе призм, цилиндра, конуса, пирамиды и др;
−

осознавать

характер

и

выразительные

возможности

различных

художественных материалов и техник;
−

видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения

пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с
натуры, по представлению, по памяти;
−

видеть

конструктивную

форму

предмета,

владеть

первичными

навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;
−

пользоваться начальными правилами линейной перспективы.
Метапредметные:

−

определять цель деятельности;

−

планировать процесс творческой деятельности;

−

самостоятельно выбирать художественные материалы и инструменты

для реализации творческого замысла;

−

предлагать свои технологические приемы и способы выполнения

отдельных этапов творческой работы;
−

осуществлять

поиск

необходимой

информации

для

создания

тематической композиции;
−

организовать самостоятельную творческую деятельность;

−

активное

использование

языка

изобразительного

искусства

и

различных художественных материалов в школьной учебной деятельности;
−

стремление использовать художественные умения

для создания

красивых вещей или их украшения;
−

перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно

делать обобщения и выводы.
Личностные:
−

внимательное

отношение

к

красоте

окружающего

мира,

к

произведениям искусства;
−

толерантное

принятие

разнообразия

культурных

явлений,

национальных ценностей и духовных традиций;
−

положительная мотивация к изучению различных приемов и способов

живописи, графики, передачи пространства;
−

сформированность эстетических чувств, художественно-творческого

мышления, наблюдательности и фантазии;
−

способность к художественному познанию мира.

Происходит более глубокое изучение натуры живописными и графическими
средствами. Уделяется время зарисовкам и наброскам с натуры.
В результате пятого года обучения дети научатся:
−

владеть языком искусства;

−

выполнять

графические

изображения

с соблюдением

линейной

перспективы;
−

работать с цветом, линией, пятном, формой при создании графических

и живописных работ;

−

выразительно использовать в работе разнообразные художественные

материалы;
−

применять основные средства художественной выразительности в

рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению), в
декоративных работах.

Учебно – тематический план (5 год обучения) – 136 ч

1.

Вводное занятие.

2

2.

Живопись. Цветы. Этюд гуашью.

1

3.

Живопись. Натюрморт «Палитра осени».

4.

всего

теория

Название разделов и тем

практика

Кол-во
часов
Форма
контроля

2

вводный
письменный
тест

1

2

практическое
задание

1

7

8

Живопись. Осенний этюд. Акварель.

1

3

4

тематическая
выставка

5.

Рисунок. Перспектива круга и квадрата.

1

1

2

6.

Рисунок. Натюрморт из геометрических тел.

8

8

7.

Композиция. Образ осени.

6

6

практическое
задание

8.

Живопись. Натюрморт в контрастной гармонии.

1

7

8

практическое
задание

9.

Дизайн. Психология цвета.

1

1

2

беседа

10. Дизайн. Комната моей мечты.

1

3

4

практическое
задание

11. Композиция. Правила, приемы и средства композиции.

2

2

тест

практическое
задание

12. Рисунок. Зарисовка тканевых драпировок.

2

2

практическое
задание

13. Рисунок. Зарисовки предметов быта имеющих
призматическую форму.

6

6

промежуточн
ый
письменный
тест

1

2

15. Дизайн. Дизайн новогоднего подарка

6

6

тематическая
выставка

16. Композиция. Путешествие вокруг света.

6

6

17. Живопись. Морозное утро. Пейзаж.

2

2

18. Живопись. Натюрморт с коми-пермяцкими
предметами быта.

8

8

19. Живопись. «Чарующий взгляд»

2

2

практическое
задание

3

4

практическое
задание

14. Дизайн. Новогодний стиль.

20. Рисунок. Зарисовка фигуры человека.

1

1

тематическая
выставка

21. Композиция. «Танец»

8

8

практическое
задание

5

6

практическое
задание

23. Живопись. Весенний этюд.

2

2

практическое
задание

24. Рисунок. Чудские древности Рифея.

4

4

практическое
задание
практическое
задание

22. Рисунок. Линейная перспектива. Городской пейзаж.

1

25. Дизайн. Шрифтовая композиция.

1

1

2

26. Дизайн. Дизайн книги.

1

3

4

27. Живопись. Цветущий мир.

2

2

28. Живопись. Творческая работа в акварельной технике.

4

4

29. Рисунок. Рисунок гипсового орнамента.

6

6

30. Живопись. Цветы в акварели.

6

6

3

4

31. Рисунок. Этюды на пленере.

1

32. Итоговый урок.

2

2

19 117 136

тематическая
выставка

итоговый
практический
тест

Содержание программы 5 года обучения

Название разделов
и тем

Ко
лво
час
ов

Примерное содержание

Материалы и
инструменты
для
обучающихся

1.

Вводное занятие.

2

Теория: Материалы и
инструменты.
Техника безопасности в кабинете.
Правила поведения. Повторение.

2.

Живопись.
Цветы. Этюд
гуашью.

2

Теория: Формообразование цветка.
Виды форм. Этапы работы над
этюдом.
Практика: Этюд розы.

А4, гуашь

3.

Живопись.
Натюрморт «Палитра
осени».

8

Теория: Построение композиции
натюрморта. Колористическое
решение. Техника декоративного
натюрморта.
Практика: Выполнение
декоративного натюрморта.

А3, гуашь.

4.

Живопись.
Времена года.
Осенний этюд.
Акварель.

4

Теория: Творчество В.Москалева.
Акварельная техника «по-сырому».
Последовательность выполнения
этюда акварелью.
Практика: Осенний этюд.

А4, акварель.

5.

Рисунок.
Перспектива круга и
квадрата.

2

Теория: Перспектива круга и
квадрата.
Практика: Конструктивное
построение цилиндрических
предметов.

А3, карандаш.

6.

Рисунок.
Натюрморт из
геометрических тел.

8

Теория: Этапы выполнения
натюрморта. Конструктивное
построение. Тон.
Практика: Выполнение
натюрморта из геометрических
тел.

А3, карандаш.

7.

Композиция.
Времена года.
Образ осени.

6

Практика: Создание композиции
на тему.

Художественн
ый материал
по выбору.

8.

Живопись.
Натюрморт в
контрастной
гармонии.

8

Теория: Этюд в контрастной
гармонии.
Композиция натюрморта.
Декоративная техника (раздельный
мазок)
Практика: Выполнение
натюрморта.

А3, гуашь

9.

Дизайн.

2

Теория: Цвет в интерьере.

А4, гуашь

Психология цвета.

Воздействие цвета на человека.
Практика: Выполнение
композиции на тему.

10. Дизайн.
Комната моей мечты.

4

Теория: Стили в интерьере.
Практика: Эскиз комнаты
подростка.

А3, материал
на выбор

11. Композиция
Правила, приемы и
средства композиции.

2

Теория: Равновесие в композиции.
Передача ритма, движения и покоя.
Практика: Упражнения.

А4, гуашь.

12. Рисунок.
Зарисовка тканевых
драпировок.

2

Теория: Форма и направление
штриха. Фактура. Светотеневая
проработка.
Практика: Зарисовка тканевых
драпировок.

А4, карандаш.

13. Рисунок.
Зарисовки предметов
быта имеющих
призматическую
форму.

6

Теория: Перспектива
параллелепипеда и куба. Этапы
работы.
Практика: Светотеневая
зарисовка предметов, имеющих
призматическую форму.

А4,А3,
карандаш

14. Дизайн.
Новогодний стиль.

2

Теория: Символика Нового года.
Палитра праздничных цветов.
Практика: Разработка
новогоднего сувенира.

А4, материал
на выбор.

15. Дизайн.
Дизайн новогоднего
подарка

6

Теория: Выбор материала.
Практика: Изготовление сувенира
по авторскому эскизу.

На выбор.

16. Композиция.
Путешествия.
Путешествие вокруг
света.

6

Теория: Характерные черты и
особенности разных стран и
континентов.
Практика: Композиция на тему
путешествий.

Художественн
ый материал
по выбору.

17. Живопись.
Времена года.
Морозное утро.
Пейзаж.

2

Теория: Особенности акварельной
техники.
Практика: Пейзаж в технике
«аля-прима».

А4, акварель.

18. Живопись.
Моя страна.
Натюрморт с комипермяцкими
предметами быта.

8

Теория: Построение композиции
натюрморта. Колористическое
решение. Приемы передачи объема
и фактуры цветом.
Практика: Выполнение
натюрморта.

А3, акварель,
цв. карандаши

19. Живопись.
«Чарующий взгляд»

2

Теория: Портрет. Строение глаза.
Практика: Изображение глаз
человека акварелью.

А4, акварель

20. Рисунок.
Зарисовка фигуры
человека.

4

Теория: Пропорции.
Практика: Зарисовка фигуры
человека с натуры. Зарисовка

А4, карандаш

фигуры человека в движении (по
фотографии)
21. Композиция.
«Танец»

8

Практика: Выполнение
композиции на тему.

А2, материал
по выбору.

22. Рисунок.
Линейная
перспектива.
Городской пейзаж.

6

Теория: Виды пейзажа.
Практика: Городской пейзаж в
линейном рисунке.

А3, карандаш

23. Живопись.
Весенний этюд.

2

Практика: Упражнение
акварелью.

А4, акварель

24. Рисунок.
Моя страна.
Чудские древности
Рифея.

4

Теория: Пермский звериный стиль
в культуре Пермского края.
Творчество Мошева А.В.
Практика: Композиция по
мотивам пермского звериного
стиля в технике «граттаж».

Акварель,
тушь.

25. Дизайн.
Шрифтовая
композиция.

2

Теория: Графический дизайн.
Шрифты в рекламе.
Практика: Выполнение
шрифтовой композиции.

Цветная
бумага,
газеты,
журналы.

26. Дизайн.
Дизайн книги.

4

Теория: Книжная графика. Секреты
графического дизайна. Рукописные
шрифты и буквицы.
Практика: Выполнение макета
книги.

А4, акварель,
гуашь.

27. Живопись.
Времена года.
Цветущий мир.

2

Теория: Техника многослойной
живописи в акварели.
Практика: Этюд «цветущая
ветвь».

А4, акварель

28. Живопись.
Творческая работа в
акварельной технике.

4

Практика: Творческая работа с
использованием акварельных
техник. «Виноградная лоза»

А3, акварель

29. Рисунок.
Рисунок гипсового
орнамента.

6

Теория: Перспектива. Пропорции.
Светотеневая штриховка.
Практика: Рисунок гипсового
орнамента.

А3, карандаш

30. Живопись.
Времена года.
Цветы в акварели.

6

Теория: Обобщенное изображение
цветов. Техники акварели в
изображении букетов. Практика:
Выполнение букета весенних
цветов «аля-прима» или в
смешанной технике.

А4, А3,
акварель

31. Рисунок.
Этюды на пленере.

4

Теория: Материалы и инструменты
для пленера. Особенности работы
на открытом воздухе.
Практика: этюды на пленере.

32. Итоговый урок.

2

Практика: Просмотр работ.

Форма итогового контроля по 5 году обучения: письменная итоговая работа
Приложение №1
Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение
Для организации и проведения уроков изобразительного искусства
необходим кабинет, в котором должны быть:
−

раковина и кран с холодной водой;

−

специально оборудованное место для педагога: большая доска

(желательно белая), экран, мультимедийная установка, компьютер, принтер;
−

комплект наглядных пособий для демонстрации на занятии, диски с

репродукциями картин художников;
−

парты и стулья для обучающихся;

−

мольберты;

−

шкаф для хранения материалов и инструментов, а так же работ

обучающихся;
−

столик для натюрмортов;

−

наборы муляжей и предметы для составления натюрмортов;

−

гипсовые модели;

−

стенд для организации выставок.
Специфическое сопровождение (оборудование)
− репродукции картин;
− таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;
− таблицы по декоративно-прикладному искусству, коми-пермяцкому

костюму;
− таблицы последовательности изображения натюрморта;
− разнообразные художественные материалы и инструменты.
Информационное обеспечение: подключение к сети Интернет,
презентации, фотографии.

Кадровое

обеспечение.

Педагог

дополнительного

образования,

имеющий специальность «Учитель изобразительного искусства».
Формы аттестации
Контроль за результатами освоения программы осуществляется на
основе системы мониторинга.
Мониторинг результативности проводится в двух аспектах. Первое —
это положительное отношение обучающихся к художественному творчеству в
целом, способность проявлять свое отношение к действительности через
призму

творчества,

повышенный

эмоциональный

фон

в

процессе

деятельности и удовлетворенность обучающихся результатом деятельности.
Второе — это сумма достижений: места, награды, результаты конкурсов.
Для

определения

результатов

осуществляется

диагностика,

тестирование, наблюдение.
Методическое обеспечение
Формы и методы организации педагогической деятельности.
Для обучения основам реалистичного рисования выбираются методики
работы В.С. Кузина, Е.В. Шорохова, Н.М. Сокольниковой.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественнотворческая деятельность ребенка (ребенок выступает в роли художника) и
деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя,
осваивая

опыт

художественной

культуры).

Обучающиеся

осваивают

различные художественные материалы (гуашь, акварель, карандаши, мелки,
уголь, пастель, пластилин, различные виды бумаги), инструменты (кисти,
стеки, ножницы и т.д.), а так же художественные техники (аппликация,
монотипия, лепка, бумажная пластика и др.)
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов,
овладение

их

выразительными

возможностями.

Многообразие

видов

деятельности стимулирует интерес ребенка.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных
навыков, чувств, а так же овладение образным языком искусства. Только в

единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой
практической работы происходит формирование образного художественного
мышления детей.
Развитие художественно-образного мышления строится на единстве двух
его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления
жизни, и развитие фантазии, т.е. способности на основе развитой
наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к
реальности.

Развивают

наблюдательность,

обогащают

знания

об

окружающем мире занятия по рисованию с натуры, зарисовки, наброски. На
развитие творческого воображения детей помимо тематического рисования
направлены специальные упражнения.
Художественные знания, умения и навыки являются основными
средствами

приобщения

к

художественной

культуре.

Средства

художественной выразительности — форма, пропорции, пространство,
светотональность, цвет, линия, объем, фактура, ритм, композиция —
осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
Программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с
натуры, рисование на тему и иллюстрирование, декоративная работа с
элементами дизайна, лепка, аппликация, беседы об изобразительном
искусстве и красоте вокруг нас. Основные виды занятий тесно связаны и
дополняют друг друга.
Детям предлагаются вариативные домашние задания.
Программа

предусматривает

групповую,

фронтальную

и

индивидуальную формы организации учебной работы.
В зависимости от поставленных задач на занятии используются
разнообразные методы и приемы обучения:
1) По источнику передачи и восприятия знаний:
- ловесные (рассказ, беседа, диалог),
-

наглядные

(демонстрация

пособий,

технологических приемов, наблюдение),

иллюстраций,

показ

- практические (упражнение, рисование с натуры, рисование на темы,
выполнение творческой работы)
2) По характеру познавательной деятельности:
- репродуктивные (воспроизводящие)
- частично-поисковые (выполнение заданий с элементами творчества);
- творческие (творческие задания по видам деятельности).
3) По степени самостоятельности:
- работа под непосредственным руководством педагога;
- совместная работа;
- самостоятельная работа.
К переходному возрасту (11—16 лет) активность в изобразительной
деятельности нередко снижается. Они хотят получить знания и навыки
реалистического изображения действительности. Начиная с третьего года
обучения увеличивается количество занятий по рисованию с натуры и
вводятся занятия по дизайну.
Для реализации задач программы «Перспектива» используются игровые
технологии, информационно-коммуникативные, технология коллективной
творческой деятельности, элементы технологии проблемного обучения.
Алгоритм учебного занятия. Занятие состоит из трех частей: вводная
(вступление), основная часть и заключительная. В зависимости от цели и
задач в занятии могут присутствовать разные этапы. Например, структура
практического занятия может состоять из следующих этапов:
- вводная часть (орг. момент: приветствие, проверка готовности детей к
занятию; мотивация, актуализация знаний, определение цели и темы
занятия);
- основная часть (знакомство с новым материалом, отработка навыков,
практическая работа);
- заключительная часть (анализ и оценка работ обучающихся,
подведение итогов, домашнее задание).
В результате обучения дети научатся пользоваться художественными

материалами

и

применять

главные

средства

художественной

выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного
искусства

в

собственной

художественно-творческой

деятельности.

Полученные универсальные учебные действия учащиеся также могут
использовать в практической деятельности и повседневной жизни для
самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия
произведений изобразительного искусства, оценки произведений искусства
при посещении выставок и художественных музеев искусства.

Литература для педагога
1. Бушков А.Ю. «Поурочные разработки по изобразительному искусству». 1
класс.- М.: ВАКО, 2008 год.
2. Воловик А.Ф. "Все о рисовании" М., "Астрель-Аст" 2010г.
3. Горичева В., С. Нагибина М.И. Сказку сделаем из… Ярославль 2008г.
4. Запаренко В.С. Школа рисования. С-П "Нева", М."Олма-Пресс" 2010г
5. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. М.,
Просвещение, 2006.
6. Смирнова Р., Миклушевская И. Уроки рисования

М., "Астрель—Аст"

2008г.
7. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство. М., 2010.
8.

Сокольникова

Л.М.

Изобразительное

искусство

и

методика

его

преподавания в начальной школе. – М., 2002.
9. Энциклопедия рисования М., "Росмен" 2010г.
10. Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет /
Художник А.А. Селиванов. Ярославль: Академия развития: Академия
Холдинг: 2002. 128 с.
11. Достижения обучающихсяя по изобразительному искусству как результат
образовательной деятельности / Составитель Н.В. Карпова. - Оренбург: Издво ООИУУ, 1998.
12. Соколов А.В. Посмотри, подумай и ответь: Проверка знаний по
изобразительному искусству: Из опыта работы. М., 1991.
13. Торшилова Е.М., Морозова Т. Эстетическое развитие дошкольников. – М.,
2004.
14. Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет /
Художник А.А. Селиванов. Ярославль: Академия развития: Академия
Холдинг: 2002. 128 с.

Литература для обучающихся
1. Г. Климова. Текстильный орнамент коми. Кудымкар. 1995 год.
2. М. «Аквариум» 1998 год.
3. Школа рисования. Рисуем пейзаж. ООО «Попурри» 2001 год.
4. Н.М. Сокольникова.
- Основы композиции 5-8 кл.
- Основы живописи 5-8 кл.
- Основы рисунка 5-8 кл.
5. Обнинск «Титул» 1996 год.
6. Уроки рисунка и живописи. Пейзаж. М. АСТ «Астрель» 2003 год.
7. Начинающему художнику. – Композиция. М. ООО «Астрель» 2002 год. –
Как рисовать цветы. М. ООО «Астрель» 2003 год.
8. Как построить композицию и перспективу. ООО Изд.: «Астрель», 2002.
9. Школа рисования. Рисуем пейзаж. ООО «Попурри», 2001.
10. Журналы «Эскиз», «Искусство».

Приложение №1
1. Каким материалом работает скульптор?
а) красками
б) цветной бумагой
в) глиной
2. Как называется небольшой кусок бумаги, стекла, картона на котором
смешиваются краски во время работы?
а) палитра
б) мольберт
в) этюдник
3. Что такое эскиз?
а) быстрый рисунок с натуры
б) детальная проработка предмета
в) рисунок на определенную тему
4. Как называется вид искусства, произведения которого создаются с
помощью красок?
а) рисунок
б) аппликация
в) живопись
5. Человек, создающий произведения искусства
а) художник
б) учитель
в) продавец
6. Какой из этих видов искусств является изобразительным?
А) скульптура
Б) музыка
В) танец
Г) архитектура
7. Как в живописи называется вид сбоку?
А) экстерьер
Б) анфас
В) абрис
Г) профиль
8. Кто такой живописец?
А) человек, умеющий быстро писать
Б) очень быстро рисующий человек
В) художник
Г) писатель
9. Искусство строить и украшать здания
А) живопись
Б) графика
В) скульптура
Г) архитектура

Ответы:
1. В
2. А
3. А
4. В
5. А
6. А
7. Г
8. В
9. Г


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».