Управление образования администрации города Кудымкара
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр «Радуга» г. Кудымкара
Принята
на
заседании
педагогического
Утверждаю:
совета от «30» сентября 2022 г.
Директор МАУДО «ДЮЦ «Радуга»
Протокол № 1
____________ Т.Т. Бражкина
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Изостудия «Мольберт»
Возраст обучающихся: 10-15 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Дудина Елизавета Олеговна,
педагог дополнительного образования
г. Кудымкар, 2022
Информационная карта образовательной программы
I Наименование программы
«Изостудия «Мольберт»
II Направленность
Художественная
III Сведения об авторе (составителе)
1. ФИО
Дудина Елизавета Олеговна
2. Год рождения
2001
3. Образование
Среднее профессиональное
4. Место работы
МАУДО «ДЮЦ «Радуга» г. Кудымкара
5. Должность
Педагог дополнительного образования
6. Квалификационная категория
7. Адрес, телефон
г. Кудымкар, ул. М. Горького, д. 28
IVСведения о программе
1. Срок реализации
1 год
2. Возрастная группа
10-15 лет
3. Тип программы
общеразвивающая
4. Характеристика программы
По месту в образовательной модели
Разновозрастного детского объединения
По уровню освоения
Общекультурный ознакомительный
5. Цель программы
Создание условий для развития личностных качеств
обучающихся в процессе овладения экологическими
знаниями, практическими умениями и навыками в
декоративно-прикладной и творческой деятельности.
6. Ведущие формы и методы образовательной Беседа,
деятельности
практические
занятия,
исследовательская
деятельность,
самостоятельная
работа,
экскурсии,
занятие
творческие
-
игра,
встречи,
посещение выставок.
7.Форма обучения
Очная,
с
применением
дистанционных
образовательных технологий.
8. Формы мониторинга результативности
Входная, промежуточная и итоговая
(анкеты,
тесты,
зачеты
по
диагностики
пройденным
темам,
творческие задания творческие работы, проекты,
конкурсы, письменные работы)
9. Кадровое обеспечение
Дополнительная
Педагог дополнительного образования
общеобразовательная
общеразвивающая
программа художественной направленности «Изостудия «Мольберт»
1.Пояснительная записка
1.1 Общие сведения
Программа составлена в соответствии со следующими документами:
- Закон об образовании в Российской Федерации (ФЗ «Об образовании в РФ»
от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ);
-«Концепция
развития
дополнительного
образования»,
(Распоряжение
Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
-«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России», 2009 г.;
-Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»;
-«Методические
общеразвивающих
рекомендации
программ»
по
проектированию
(включая
дополнительных
разноуровневые
программы)
«Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Мольберт»
направлена
на
овладение
обучающимися
основами
изобразительного искусства. Обучение по данной программе создает
благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания
личности ребенка, развития познавательной активности и творческой
самореализации.
В качестве базовой использована программа В.С. Кузина, которая
адаптирована для реализации целей дополнительного образования.
Направленность программы по содержанию — художественная.
Изобразительное искусство – одна из наиболее эмоциональных сфер
деятельности детей. Уже в самой сути маленького человека заложено
стремление узнавать и создавать. Результативность воспитательного процесса
тем успешнее, чем раньше и целенаправленнее у детей развивается
абстрактное,
логическое
и
наблюдательность, воображение.
эмоциональное
мышление,
внимание,
Художественная
деятельность
связана
с
процессами
восприятия,
познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека,
свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение
некоторые особенности его интеллекта и характера.
Художественное воспитание в состоянии решать настолько важные
задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что
место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть
второстепенным.
1.2 Актуальность
Программа
обусловлена
большой
востребованностью
курса
«Изобразительное искусство» среди обучающихся начальной и основной
школы. Основу современного дополнительного образования составляет
масштабный
образовательный
блок,
компенсирующий
удовлетворение
когнитивных (потребность в признании, уважении), коммуникативных и
иных потребностей детей, нереализованных в рамках предметного обучения
в школе.
Содержание
программы
предусматривает
как
непосредственно
художественную деятельность, так и эстетическое восприятие предметов
действительности и произведений изобразительного искусства.
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных
направлений художественного образования:
−
приобщение к искусству как духовному опыту поколений,
−
овладение способами художественной деятельности,
−
развитие творческой одаренности ребенка.
Основные методы в программе — рисование с натуры, тематическое
рисование и иллюстрирование, декоративная работа, лепка, элементы
дизайна, беседы об изобразительном искусстве.
Такой
творческим
комплекс
направлений
способностям
позволяет
ребенка
всесторонне развиваться
(воображению
и
фантазии,
пространственному мышлению, колористическому вкусу), а также дает
возможность обучающимся приобрести умения и навыки работы с
различными художественными материалами.
Язык различных видов искусства делает художественную деятельность
уникальным средством воспитания, обучения и развития ребенка. Кроме
того, занятия изобразительным искусством дают возможность раскрыть
заложенную в человеке потребность в творчестве, желание созидать,
создавать прекрасное своими руками. Каждому ребенку важно почувствовать
себя творцом, открыть для себя мир изобразительного искусства, дизайна,
народной культуры, научиться видеть красоту окружающей природы.
Согласно программе, знания и умения детей становятся средством
постижения духовной стороны искусства, через которое происходит
обогащение внутреннего мира ребенка, его самореализация и развитие в
целом.
1.3 Отличительные особенности
Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что
культура родного края рассматривается как часть общечеловеческой
культуры. Содержание программы определено в соответствии с целями и
задачами
воспитания
и
развития
личности
гражданина
России,
обозначенными в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
личности
гражданина
России»
(2009
год),
«Концепции
развития
дополнительного образования детей» (2022 год). Основная идея программы:
изучение изобразительного искусства в контексте художественной культуры
края, России и других стран.
В отличие от других программ по изобразительному искусству
содержание курса объединено в несколько тематических модулей, каждый из
которых реализует отдельную задачу:
−
модуль «Моя страна» - знакомит детей с искусством России и
Пермского края. Реализует задачи патриотического воспитания. Особое
внимание уделяется культуре коми-пермяков;
−
модуль «Путешествия» - развивает интерес и воспитывает уважение к
культуре других стран и народов;
−
модуль «Времена года» - воспитывает любовь к природе, интерес к
окружающему миру и наблюдательность;
−
модуль «Праздники» приобщает обучающихся к культуре этикета,
воспитывает интерес к традициям и семейным ценностям;
−
основная задача модуля «Фантазия в искусстве» - развитие фантазии,
умения использовать практические навыки и знания в творческой работе,
создавать нестандартные образы на основе имеющегося опыта;
−
модуль «В гости к сказке» занимает важное место в обучении младших
школьников, образует связь изобразительного искусства и литературы,
языком
сказки
дети
знакомятся
с
разнообразными
приемами
в
изобразительном искусстве.
В программе реализуются межпредметные связи с географией, историей,
литературой, физикой, МХК.
Программа построена по концентрическому принципу: к одному и тому
же модулю обучающиеся
возвращаются
несколько раз.
Содержание
материала расширяется и углубляется.
1.4 Адресат программы:
Возраст детей, участвующих в реализации образовательной программы –
10 -15 лет. Дети с ОВЗ и дети-инвалиды с учетом состояния здоровья могут
заниматься индивидуально или в общей группе. При планировании работы
учитываются рекомендации индивидуальной программы реабилитации и
психолого-медико-педагогической комиссии.
Программа адресована как детям, знакомым с основами языка
изобразительного
искусства,
для
дальнейшего
совершенствования
художественных способностей, так и детям, не имеющим начальной
художественной подготовки.
1.5 Объем и сроки реализации образовательной программы
Сроки реализации образовательной программы – 1 год, общее
количество часов за 4 год обучения – 136 часов.
1.6 Режим и форма организации занятий:
Режим занятий два раза в неделю по 2 академических часа с 10минутным перерывом (1 академический час – 45 мин.).
1.7 Форма обучения: очная
Формы контроля.
Контроль проводится в групповой и индивидуальной форме.
Групповые
формы:
выставки
творческих
работ
обучающихся,
практические задания, тестирование, беседа, опрос.
Индивидуальные
формы:
портфолио,
выступление
на
научно-
практических конференциях.
Основные виды контроля результатов:
- входной – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и
художественно-творческих способностей ребенка (беседа, тесты);
- текущий – проводится на каждом занятии: анализ практических работ
обучающихся, просмотр работ;
- промежуточный – проводится по окончании изучения отдельных тем:
дидактические игры, кроссворды, тестовые задания, выставки;
- итоговый – проводится в конце учебного года, определяет уровень
освоения программы: тематическая выставка.
1.8 Целью программы является развитие способностей у обучающихся
к
самостоятельной
творческой
деятельности
и
ориентации
в мире
художественных профессий.
Основные задачи:
Образовательные:
- владение техниками и приемами выполнения (сангина и ее сочетание с
другими материалами, многослойная аппликация, работа тушью заливками с
проработкой пером, батик, коллаж).
Развивающие:
- развитие нестандартности мышления, умения выбирать и принимать
решение, творческой смелости, навыков самоконтроля
Воспитательные:
- знания культурного наследия. Проявление развитого интереса к
изобразительному искусству, как в качестве вдумчивого зрителя, так и в
качестве творца.
1.9 Планируемые результаты освоения программы
Программа обеспечивает достижения следующих метапредметных,
личностных и предметных результатов.
Предметные:
−
знание основных
видов и
жанров пространственно-визуальных
искусств;
−
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
−
применение художественных умений, знаний и представлений в
процессе выполнения художественно-творческих работ;
−
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая
суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
−
применение в художественно-творческой деятельности цветоведения,
графической грамоты;
−
выстраивать в композиции последовательность событий, выделять
композиционный центр;
−
понимать выразительные возможности цвета в дизайне, единство
функции формы и объекта дизайна, художественные особенности создания
формы объектов дизайна на основе призм, цилиндра, конуса, пирамиды и др;
−
осознавать
характер
и
выразительные
возможности
различных
художественных материалов и техник;
−
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения
пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с
натуры, по представлению, по памяти;
−
видеть
конструктивную
форму
предмета,
владеть
первичными
навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;
−
пользоваться начальными правилами линейной перспективы.
Метапредметные:
−
определять цель деятельности;
−
планировать процесс творческой деятельности;
−
самостоятельно выбирать художественные материалы и инструменты
для реализации творческого замысла;
−
предлагать свои технологические приемы и способы выполнения
отдельных этапов творческой работы;
−
осуществлять
поиск
необходимой
информации
для
создания
тематической композиции;
−
организовать самостоятельную творческую деятельность;
−
активное
использование
языка
изобразительного
искусства
и
различных художественных материалов в школьной учебной деятельности;
−
стремление использовать художественные умения
для создания
красивых вещей или их украшения;
−
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно
делать обобщения и выводы.
Личностные:
−
внимательное
отношение
к
красоте
окружающего
мира,
к
произведениям искусства;
−
толерантное
принятие
разнообразия
культурных
явлений,
национальных ценностей и духовных традиций;
−
положительная мотивация к изучению различных приемов и способов
живописи, графики, передачи пространства;
−
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого
мышления, наблюдательности и фантазии;
−
способность к художественному познанию мира.
За курс обучения программы происходит более глубокое изучение
натуры живописными и графическими средствами. Уделяется время
зарисовкам и наброскам с натуры.
В результате курса обучения дети научатся:
−
владеть языком искусства;
−
выполнять
графические
изображения
с соблюдением
линейной
перспективы;
−
работать с цветом, линией, пятном, формой при создании графических
и живописных работ;
−
выразительно использовать в работе разнообразные художественные
материалы;
−
применять основные средства художественной выразительности в
рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению), в
декоративных работах.
Учебно – тематический план (4 год обучения) – 136 ч
Вводное занятие.
2.
Рисунок. «Листопад».
3.
Рисунок. Натюрморт с яблоками. Техника
рисования цветными карандашами.
всего
1.
практика
Название разделов и тем
теория
Кол-во часов
Материалы и
инструменты для
обучающихся
2
вводный
письменный тест
2
2
практическое
задание
5
6
тематическая
выставка
2
1
4.
Живопись. Декоративный пейзаж
4
4
5.
Живопись. Акварельная графика.
2
2
1
1
2
6.
Живопись. Изображение дерева в акварели.
7.
Рисунок. Волшебный лес.
1
1
2
8.
Композиция. Сказки Востока.
1
7
8
9.
Лепка. Этюд фигуры человека пластичными
материалами.
1
3
4
практическое
задание
10.
Рисунок. Животный мир Прикамья.
2
2
практическое
задание
11.
Композиция. Абстракция.
1
3
4
опрос
12.
Рисунок. Линейная перспектива. Интерьер.
1
3
4
практическое
задание
13.
Дизайн. Современный дом.
1
1
2
практическое
задание
14.
Дизайн. Стилизованное изображение животных.
4
4
практическое
задание
15.
Рисунок. Зарисовка фигуры человека
2
2
практическое
задание
16.
Композиция. «Рождественские истории».
6
6
2
2
тематическая
выставка
1
2
4
4
промежуточный
практический тест
17.
Живопись. Идет зима…
18.
Дизайн. Дизайн новогодней открытки.
19.
Дизайн. Новогодний сувенир. Календарь.
1
20.
ДПИ. Орнамент в круге.
1
3
4
практическое
задание
21.
Рисунок. Рисунок геометрических тел и
предметов быта.
1
3
4
практическое
задание
22.
Композиция. Русский самовар.
6
6
23.
Рисунок. Города.
8
8
выставка
творческих работ
24.
Рисунок. Портрет в графике.
6
6
25.
Живопись. Цветы в стиле китайской живописи.
2
2
26.
Композиция. Кудымкар – город традиций.
6
6
27.
Рисунок. Натюрморт в технике «эстамп».
1
3
4
28.
Живопись. Цвет в музыке.
1
3
4
29.
Живопись. Психология цвета.
1
3
4
1
5
6
30.
Композиция. «Приметы весны».
31.
Рисунок. «Мой край»
6
6
32.
Композиция. Необычный букет.
6
6
33.
Рисунок. Пейзаж в графике.
4
4
2
2
34.
Итоговое занятие.
Всего:
тест
выставка
творческих работ
итоговый
практический тест
17 119 136
Содержание программы 4 года обучения
Название разделов и
тем
К
ол
во
ч
ас
ов
Примерное содержание
Материалы и
инструменты
для
обучающихся
1.
Вводное занятие.
2
Теория: Материалы и
инструменты.
Техника безопасности в
кабинете.
Правила поведения.
Повторение.
2.
Рисунок.
Времена года.
«Листопад».
2
Теория: Штрих,
направленность штриха, тон.
Практика: Упражнение.
Технические приемы.
А4, простые
карандаши
разной мягкости
3.
Рисунок.
Натюрморт с яблоками.
Техника рисования
цветными
карандашами.
6
Теория: Штрих,
направленность штриха.
Многослойная штриховка.
Практика: Изображение
яблок.
А4, цветные
карандаши.
4.
Живопись.
Времена года.
Декоративный пейзаж
4
Теория: Стилизованные
изображения деревьев.
Техника рисования цветными
карандашами.
Практика: Изображение
декоративных деревьев.
А4, цветные
карандаши.
5.
Живопись.
Фантазия в искусстве.
Акварельная графика.
2
Теория: Техника «аля-прима».
Практика: Открытка в
акварельной технике «аляприма» с черным контуром
гелевой ручкой.
Акварель,
гелевая ручка.
6.
Живопись.
Времена года.
Изображение дерева в
акварели.
2
Теория: Графика ветвей и
стволов деревьев.
Практика: Упражнение.
Технологические приемы
изображения деревьев.
А4, акварель.
7.
Рисунок.
Волшебный лес.
2
Теория: Воздушная
перспектива в пейзаже.
Практика: Изображение леса
в перспективе.
А4, гуашь.
8.
Композиция.
Фантазия в искусстве.
Сказки Востока.
2
Теория: «1001 и одна ночь».
Арабские сказки.
Архитектура Востока.
Орнаменты, декоративноприкладное искусство и
национальные костюмы.
Выбор сюжета, эскиз.
А3, гуашь
Цветовое решение.
Практика: Создание
композиции на тему.
9.
Лепка.
Этюд фигуры человека
пластичными
материалами.
8
Теория: Знакомство с
каркасом. Пропорции.
Практика: Выполнение
пластилиновой модели
человека.
Скульптурный
пластилин,
проволока.
10.
Рисунок.
Моя страна.
Животный мир
Прикамья.
4
Теория: Пластика животных.
Пропорции. Фактура и
направление штриха.
Практика: Изображение
животных в графике.
А4, гелевая или
шариковая ручка.
11.
Композиция.
Абстракция.
2
Теория: Художникиабстракционисты.
Преобразование пластической
формы в геометризированную.
Ритм. Равновесие.
Практика: Создание
абстрактной композиции.
А3, гуашь.
12.
Рисунок.
Линейная перспектива.
Интерьер.
4
Теория: Понятие линейной
перспективы. Построение
пространства.
Практика: Изображение
интерьера.
А4, карандаш
13.
Дизайн.
Современный дом.
4
Теория: История стула.
Дизайн мебели.
Практика: Изображение
стула в перспективе с натуры
и по воображению.
А4, цветные
карандаши.
14.
Дизайн.
Стилизованное
изображение животных.
2
Теория: Стилизация.
Практика: Стилизованное
изображение животных.
Гелевые ручки,
акварель.
4
Теория: Пропорции. Силуэт.
Особенности материалов.
Практика: зарисовка фигуры
человека.
А4, карандаш,
ручка,
фломастер,
маркер.
2
Теория: Традиции и символы
рождества. Выполнение
эскиза. Выбор цветовой
палитры.
Практика: Создание
композиции на тему.
А3, худ.
материалы на
выбор.
6
Теория: Эффект
«недосказанности» в технике
аля-прима. Акварельные
фантазии.
Практика: Выполнение
А4, акварель
15. Рисунок
Зарисовка фигуры
человека
16.
17.
Композиция.
Моя страна.
«Рождественские
истории».
Живопись.
Фантазия в искусстве.
Идет зима…
композиции на тему.
18.
Дизайн.
Праздники.
Дизайн новогодней
открытки.
2
Теория: Графический дизайн.
Дизайн открытки. Выбор
техники. Технология
создания открытки от эскиза
до «макета».
Практика: Изготовление
новогодней открытки.
А4, акварель,
гуашь
19.
Дизайн.
Праздники.
Новогодний сувенир.
Календарь.
2
Теория: Дизайн сувенирной
продукции. Виды
календарей. Этапы
выполнения сувенира.
Практика: Изготовление
календаря.
Материалы и
инструменты для
скрапбукинга.
20.
ДПИ.
Орнамент в круге.
4
Теория: Мандала. Символика.
Виды мандалы.
Практика: Изображение
мандалы.
акварель, бел.
гуашь
21.
Рисунок
Рисунок
геометрических тел и
предметов быта.
4
Теория: Пропорция. Силуэт.
Светотень.
Практика: Светотеневая
зарисовка простых по форме
предметов.
А3, мягкий
карандаш
22.
Композиция.
Моя страна.
Русский самовар.
4
Теория: Русский самовар —
история и традиции. Самовар
в живописи и графике.
Практика: Выполнение
композиции на тему.
А3, гуашь.
23.
Рисунок.
Путешествия.
Города.
6
Теория: Отличительные
особенности городов.
Достопримечательности.
Взаимосвязь местоположения
и выбора строительных
материалов. Фактура. Штрих.
Практика: Изображение
города в графике.
А3, акварель,
фломастеры,
гелевая ручка.
24.
Рисунок.
Портрет в графике.
8
Теория: Портреты в графике.
Художники-портретисты.
Практика: изображение
декоративного портрета.
Фломастеры,
карандаш.
25.
Живопись.
Путешествия.
Цветы в стиле
китайской живописи.
6
Теория: Традиции китайской
живописи.
Техника свободной кисти.
Практика: Изображение
цветов акварелью.
Оформление открытки.
А4, акварель
26.
Композиция.
Моя страна.
2
Теория: Создание образа
города. Средневековый город,
А3, на выбор
Кудымкар – город
традиций.
старинный русский город,
современный, сказочный.
Строительные материалы.
Изображение фактуры.
Практика: Выполнение
композиции на тему.
27.
Рисунок.
Натюрморт в технике
«эстамп».
6
Теория: Графика. Виды
графики. Техника эстампа.
Выбор материалов,
составление композиции
натюрморта.
Практика: Изготовление
натюрморта в технике
«эстамп».
Картон, холст,
кружева, бумага
разной фактуры.
28.
Живопись
Фантазия в искусстве.
Цвет в музыке
4
Теория: Синестезия.
Творчество Кандинского и
Скрябина. Картины-сонаты
Чурлёниса.
Практика: Живописные
этюды по музыкальным
темам.
А4, пастель,
гуашь, восковые
мелки.
29.
Живопись
Фантазия в искусстве.
Психология цвета.
4
Теория: Символика цвета.
Воздействие цвета на
человека.
Практика: создание
композиции на тему.
30.
Композиция.
Времена года.
«Приметы весны».
4
Теория: Весна в
изобразительном искусстве.
Пастельная палитра.
Практика: Создание
композиции на тему.
31.
Рисунок.
Моя страна.
«Мой край»
32.
Композиция.
Фантазия в искусстве.
Необычный букет.
6
Практика: Создание
композиции на тему.
А3, гуашь,
акварель
33.
Рисунок.
Пейзаж в графике.
4
Теория: Художники Пармы.
Практика: Пейзаж в
графике.
А4, гелевая
ручка
34.
Итоговый урок.
2
Практика: Просмотр работ.
Домашнее задание на лето.
Пленерные зарисовки.
6
Теория: Стилизованные
изображения деревьев и
животных.
Практика: Композиция на
тему.
А3, гуашь
А3, акварель,
гелевая ручка
Форма итогового контроля по 4 году обучения: письменная итоговая работа
Приложение №1
Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение
Для организации и проведения уроков изобразительного искусства
необходим кабинет, в котором должны быть:
−
раковина и кран с холодной водой;
−
специально оборудованное место для педагога: большая доска
(желательно белая), экран, мультимедийная установка, компьютер, принтер;
−
комплект наглядных пособий для демонстрации на занятии, диски с
репродукциями картин художников;
−
парты и стулья для обучающихся;
−
мольберты;
−
шкаф для хранения материалов и инструментов, а так же работ
обучающихся;
−
столик для натюрмортов;
−
наборы муляжей и предметы для составления натюрмортов;
−
гипсовые модели;
−
стенд для организации выставок.
Специфическое сопровождение (оборудование)
−
репродукции картин;
−
таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;
−
таблицы по декоративно-прикладному искусству, коми-пермяцкому
костюму;
−
таблицы последовательности изображения натюрморта;
−
разнообразные художественные материалы и инструменты.
Информационное
обеспечение:
подключение
к
сети
Интернет,
презентации, фотографии.
Кадровое
обеспечение.
Педагог
дополнительного
образования,
имеющий специальность «Учитель изобразительного искусства».
Формы аттестации
Контроль за результатами освоения программы осуществляется на
основе системы мониторинга.
Мониторинг результативности проводится в двух аспектах. Первое —
это положительное отношение обучающихся к художественному творчеству в
целом, способность проявлять свое отношение к действительности через
призму
творчества,
повышенный
эмоциональный
фон
в
процессе
деятельности и удовлетворенность обучающихся результатом деятельности.
Второе — это сумма достижений: места, награды, результаты конкурсов.
Для
определения
результатов
осуществляется
диагностика,
тестирование, наблюдение.
Методические материалы
Формы организации образовательного процесса: форма обучения –
очная,
групповая,
преобладают
занятия
программе запланированы урок-игра,
практического
урок-путешествие,
характера,
в
мастер-класс,
творческая мастерская.
Формы и методы организации педагогической деятельности.
Для достижения учебных целей, в зависимости от возраста обучающихся
используются приемы обучения разработанные Т.Я. Шпикаловой, Т.Н.
Просняковой, Б.М. Неменским. Для обучения основам реалистичного
рисования выбираются методики работы В.С. Кузина, Е.В. Шорохова, Н.М.
Сокольниковой.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественнотворческая деятельность ребенка (ребенок выступает в роли художника) и
деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя,
осваивая
опыт
художественной
культуры).
Обучающиеся
осваивают
различные художественные материалы (гуашь, акварель, карандаши, мелки,
уголь, пастель, пластилин, различные виды бумаги), инструменты (кисти,
стеки, ножницы и т. Д.), а так же художественные техники (аппликация,
монотипия, лепка, бумажная пластика и др.)
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов,
овладение
их
выразительными
возможностями.
Многообразие
видов
деятельности стимулирует интерес ребенка.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных
навыков, чувств, а так же овладение образным языком искусства. Только в
единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой
практической работы происходит формирование образного художественного
мышления детей.
Развитие художественно-образного мышления строится на единстве двух
его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления
жизни, и развитие фантазии, т.е. способности на основе развитой
наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к
реальности.
Развивают
наблюдательность,
обогащают
знания
об
окружающем мире занятия по рисованию с натуры, зарисовки, наброски. На
развитие творческого воображения детей помимо тематического рисования
направлены специальные упражнения.
Художественные знания, умения и навыки являются основными
средствами
приобщения
к
художественной
культуре.
Средства
художественной выразительности — форма, пропорции, пространство,
светотональность, цвет, линия, объем, фактура, ритм, композиция —
осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
Программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с
натуры, рисование на тему и иллюстрирование, декоративная работа с
элементами дизайна, лепка, аппликация, беседы об изобразительном
искусстве и красоте вокруг нас. Основные виды занятий тесно связаны и
дополняют друг друга.
Детям предлагаются вариативные домашние задания.
К переходному возрасту (10—15 лет) активность в изобразительной
деятельности нередко снижается. Они хотят получить знания и навыки
реалистического изображения действительности. Много внимания уделяется
декоративно-прикладному искусству.
Для
реализации
используются
задач
игровые
программы
технологии,
«Изобразительное искусство»
информационно-коммуникативные,
технология коллективной творческой деятельности, элементы технологии
проблемного обучения.
Алгоритм учебного занятия.
Занятие состоит из трех частей: вводная (вступление), основная часть и
заключительная. В зависимости от цели и задач в занятии могут
присутствовать разные этапы. Например, структура практического занятия
может состоять из следующих этапов:
- вводная часть (орг. Момент: приветствие, проверка готовности детей к
занятию; мотивация, актуализация знаний, определение цели и темы
занятия);
- основная часть (знакомство с новым материалом, отработка навыков,
практическая работа);
- заключительная часть (анализ и оценка работ обучающихся,
подведение итогов, домашнее задание).
В результате обучения дети научатся пользоваться художественными
материалами
и
применять
главные
средства
художественной
выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного
искусства
в
собственной
художественно-творческой
деятельности.
Полученные универсальные учебные действия обучающиеся также могут
использовать в практической деятельности и повседневной жизни для
самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия
произведений изобразительного искусства, оценки произведений искусства
при посещении выставок и художественных музеев искусства.
Литература для педагога
1. Бушков А.Ю. «Поурочные разработки по изобразительному искусству». 1
класс.- М.: ВАКО, 2008 год.
2. Воловик А.Ф. "Все о рисовании" М., "Астрель-Аст" 2010г.
3. Горичева В., С. Нагибина М.И. Сказку сделаем из… Ярославль 2008г.
4. Запаренко В.С. Школа рисования. С-П "Нева", М."Олма-Пресс" 2010г
5. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. М.,
Просвещение, 2006.
6. Смирнова Р., Миклушевская И. Уроки рисования
М., "Астрель—Аст"
2008г.
7. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство. М., 2010.
8.
Сокольникова
Л.М.
Изобразительное
искусство
и
методика
его
преподавания в начальной школе. – М., 2002.
9. Энциклопедия рисования М., "Росмен" 2010г.
10. Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет /
Художник А.А. Селиванов. Ярославль: Академия развития: Академия
Холдинг: 2002. 128 с.
11. Достижения обучающихся по изобразительному искусству как результат
образовательной деятельности / Составитель Н.В. Карпова. - Оренбург: Издво ООИУУ, 1998.
12. Соколов А.В. Посмотри, подумай и ответь: Проверка знаний по
изобразительному искусству: Из опыта работы. М., 1991.
13. Торшилова Е.М., Морозова Т. Эстетическое развитие дошкольников. – М.,
2004.
14. Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет /
Художник А.А. Селиванов. Ярославль: Академия развития: Академия
Холдинг: 2002. 128 с.
Литература для обучающихся
1. Г. Климова. Текстильный орнамент коми. Кудымкар. 1995 год.
2. М. «Аквариум» 1998 год.
3. Н.М. Сокольникова.
- Основы композиции 5-8 кл.
- Основы живописи 5-8 кл.
- Основы рисунка 5-8 кл.
4. Обнинск «Титул» 1996 год.
5. Уроки рисунка и живописи. Пейзаж. М. АСТ «Астрель» 2003 год.
6. Начинающему художнику. – Композиция. М. ООО «Астрель» 2002 год. –
Как рисовать цветы. М. ООО «Астрель» 2003 год.
7. Изобразительное искусство. Музыка – М.: Современник, 2000 – 237 С.: ил.
( словари школьника).
8. Как построить композицию и перспективу. ООО Изд.: «Астрель», 2002.
9. Школа рисования. Рисуем пейзаж. ООО «Попурри», 2001.
10. Журналы «Эскиз», «Искусство».
Приложение №1
1. Какой из этих видов искусств является изобразительным?
А) скульптура
Б) музыка
В) танец
Г) архитектура
2. Как в живописи называется вид сбоку?
А) экстерьер
Б) анфас
В) абрис
Г) профиль
3. Кто такой живописец?
А) человек, умеющий быстро писать
Б) очень быстро рисующий человек
В) художник
Г) писатель
4. Искусство строить и украшать здания
А) живопись
Б) графика
В) скульптура
Г) архитектура
Ответы
1. а
2. г
3. в
4. г