ДООП 3 Колорит

Управление образования администрации города Кудымкара
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр «Радуга» г. Кудымкара
Принята

на

заседании

педагогического

Утверждаю:

совета от «30» сентября 2022 г.

Директор МАУДО «ДЮЦ «Радуга»

Протокол № 1

____________ Т.Т. Бражкина

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности

«Изостудия «Колорит»
Возраст обучающихся: 9-14 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Дудина Елизавета Олеговна,
педагог дополнительного
образования

г. Кудымкар, 2022

Информационная карта образовательной программы
I Наименование программы

«Изостудия «Колорит»

II Направленность

Художественная

III Сведения об авторе (составителе)
1. ФИО

Дудина Елизавета Олеговна

2. Год рождения

2001

3. Образование

Среднее профессиональное

4. Место работы

МАУДО «ДЮЦ «Радуга» г. Кудымкара

5. Должность

Педагог дополнительного образования

6. Квалификационная категория
7. Адрес, телефон

г. Кудымкар, ул. М. Горького, д. 28

IVСведения о программе
1. Срок реализации

1 год

2. Возрастная группа

9-14 лет

3. Тип программы

общеразвивающая

4. Характеристика программы
По месту в образовательной модели

Разновозрастного детского объединения

По уровню освоения

Общекультурный ознакомительный

5. Цель программы

Создание условий для развития личностных качеств
обучающихся в процессе овладения экологическими
знаниями, практическими умениями и навыками в
декоративно-прикладной и творческой деятельности.

6. Ведущие формы и методы образовательной Беседа,
деятельности

практические

занятия,

исследовательская

деятельность,

самостоятельная

работа,

экскурсии,

занятие

творческие

-

игра,

встречи,

посещение выставок.
7.Форма обучения

Очная,

с

применением

дистанционных

образовательных технологий.
8. Формы мониторинга результативности

Входная, промежуточная и итоговая
(анкеты,

тесты,

зачеты

по

диагностики

пройденным

темам,

творческие задания творческие работы, проекты,
конкурсы, письменные работы)
9. Кадровое обеспечение

Педагог дополнительного образования

Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа художественной направленности «Изостудия «Колорит»
1.Пояснительная записка
1.1 Общие сведения
Программа составлена в соответствии со следующими документами:
- Закон об образовании в Российской Федерации (ФЗ «Об образовании в РФ»
от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ);
-«Концепция

развития

дополнительного

образования»,

(Распоряжение

Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
-«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России», 2009 г.;
-Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»;
-«Методические
общеразвивающих

рекомендации
программ»

по

проектированию

(включая

дополнительных

разноуровневые

программы)

«Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Колорит» направлена на овладение учащимися основами изобразительного
искусства. Обучение по данной программе создает благоприятные условия
для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, развития
познавательной активности и творческой самореализации.
В качестве базовой использована программа В.С. Кузина, которая
адаптирована для реализации целей дополнительного образования.
Направленность программы по содержанию — художественная.
Изобразительное искусство – одна из наиболее эмоциональных сфер
деятельности детей. Уже в самой сути маленького человека заложено
стремление узнавать и создавать. Результативность воспитательного процесса
тем успешнее, чем раньше и
абстрактное,

логическое

и

наблюдательность, воображение.

целенаправленнее у детей развивается
эмоциональное

мышление,

внимание,

Художественная

деятельность

связана

с

процессами

восприятия,

познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека,
свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение
некоторые особенности его интеллекта и характера.
Художественное воспитание в состоянии решать настолько важные
задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что
место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть
второстепенным.
1.2 Актуальность
Программа

обусловлена

большой

востребованностью

курса

«Изобразительное искусство» среди обучающихся начальной и основной
школы. Основу современного дополнительного образования составляет
масштабный

образовательный

блок,

компенсирующий

удовлетворение

когнитивных (потребность в признании, уважении), коммуникативных и
иных потребностей детей, нереализованных в рамках предметного обучения
в школе.
Содержание

программы

предусматривает

как

непосредственно

художественную деятельность, так и эстетическое восприятие предметов
действительности и произведений изобразительного искусства.
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных
направлений художественного образования:
−

приобщение к искусству как духовному опыту поколений,

−

овладение способами художественной деятельности,

−

развитие творческой одаренности ребенка.
Основные методы в программе — рисование с натуры, тематическое

рисование и иллюстрирование, декоративная работа, лепка, элементы
дизайна, беседы об изобразительном искусстве.
Такой
творческим

комплекс

направлений

способностям

позволяет

ребенка

всесторонне развиваться

(воображению

и

фантазии,

пространственному мышлению, колористическому вкусу), а также дает

возможность учащимся приобрести умения и навыки работы с различными
художественными материалами.
Язык различных видов искусства делает художественную деятельность
уникальным средством воспитания, обучения и развития ребенка. Кроме
того, занятия изобразительным искусством дают возможность раскрыть
заложенную в человеке потребность в творчестве, желание созидать,
создавать прекрасное своими руками. Каждому ребенку важно почувствовать
себя творцом, открыть для себя мир изобразительного искусства, дизайна,
народной культуры, научиться видеть красоту окружающей природы.
Согласно программе, знания и умения детей становятся средством
постижения духовной стороны искусства, через которое происходит
обогащение внутреннего мира ребенка, его самореализация и развитие в
целом.
1.3 Отличительные особенности
Отличительные особенности данной программы заключаются в том,
что культура родного края рассматривается как часть общечеловеческой
культуры. Содержание программы определено в соответствии с целями и
задачами

воспитания

и

развития

личности

гражданина

России,

обозначенными в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
личности

гражданина

России»

(2009

год),

«Концепции

развития

дополнительного образования детей» (2022 год). Основная идея программы:
изучение изобразительного искусства в контексте художественной культуры
края, России и других стран.
В отличие от других программ по изобразительному искусству
содержание курса объединено в несколько тематических модулей, каждый из
которых реализует отдельную задачу:
−

модуль «Моя страна» - знакомит детей с искусством России и

Пермского края. Реализует задачи патриотического воспитания. Особое
внимание уделяется культуре коми-пермяков;
−

модуль «Путешествия» - развивает интерес и воспитывает уважение к

культуре других стран и народов;
−

модуль «Времена года» - воспитывает любовь к природе, интерес к

окружающему миру и наблюдательность;
−

модуль «Праздники» приобщает обучающихся к культуре этикета,

воспитывает интерес к традициям и семейным ценностям;
−

основная задача модуля «Фантазия в искусстве» - развитие фантазии,

умения использовать практические навыки и знания в творческой работе,
создавать нестандартные образы на основе имеющегося опыта;
−

модуль «В гости к сказке» занимает важное место в обучении младших

школьников, образует связь изобразительного искусства и литературы,
языком

сказки

дети

знакомятся

с

разнообразными

приемами

в

изобразительном искусстве.
В программе реализуются межпредметные связи с географией, историей,
литературой, физикой, МХК.
Программа построена по концентрическому принципу: к одному и тому
же модулю обучающиеся

возвращаются

несколько раз.

Содержание

материала расширяется и углубляется.
1.4 Адресат программы:
Возраст детей, участвующих в реализации образовательной программы –
9-14 лет. Дети с ОВЗ и дети-инвалиды с учетом состояния здоровья могут
заниматься индивидуально или в общей группе. При планировании работы
учитываются рекомендации индивидуальной программы реабилитации и
психолого-медико-педагогической комиссии.
Программа адресована как детям, знакомым с основами языка
изобразительного

искусства,

для

дальнейшего

совершенствования

художественных способностей, так и детям, не имеющим начальной
художественной подготовки.
1.5 Объем и сроки реализации образовательной программы – 1 год.
Общее количество часов, 3 год обучения – 136 ч.

1.6 Режим и форма организации занятий:
Режим занятий два раза в неделю по 2 академических часа с 10минутным перерывом (1 академический час – 45 мин.).
1.7 Форма обучение: очная
Формы контроля
Контроль проводится в групповой и индивидуальной форме. Групповые
формы: выставки творческих работ обучающихся, практические задания,
тестирование,

беседа,

опрос.

Индивидуальные

формы:

портфолио,

выступление на научно-практических конференциях.
Основные виды контроля результатов:
- входной – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и
художественно-творческих способностей ребенка (беседа, тесты);
- текущий – проводится на каждом занятии: анализ практических работ
обучающихся, просмотр работ;
- промежуточный – проводится по окончании изучения отдельных тем:
дидактические игры, кроссворды, тестовые задания, выставки;
- итоговый – проводится в конце учебного года, определяет уровень
освоения программы: тематическая выставка.
1.8 Формы и меды контроля:
Целью

программы

является

знакомство

обучающихся

с

выразительными средствами изобразительного искусства, научить осознанно
их использовать.
Основные задачи:
Образовательные:
- владение техниками и приемами выполнения (пастель, гризайль,
монотипия, теневая бумажная пластика), декоративная работа с элементами
дизайна.
Развивающие:
- развитие умения «видеть», инициативы, самостоятельности, упорства в
достижении цели, самокритичности.

Воспитательные:
- воспитание толерантности, умения слушать другого, усидчивости,
стремления

добиваться

лучших

результатов.

Умение

воспринимать

произведения искусства и их анализировать.
1.9 Планируемые результаты освоения программы
Программа обеспечивает достижения следующих метапредметных,
личностных и предметных результатов.
Предметные:
−

различать жанры изобразительного искусства;

−

применение начальных правил воздушной перспективы;

−

эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

−

применение художественных умений, знаний и представлений в

процессе выполнения художественно-творческих работ;
−

способность использовать в художественно-творческой деятельности

различные материалы и техники;
−

применение в художественно-творческой деятельности цветоведения,

графической грамоты;
−

выстраивать в композиции последовательность событий, выделять

композиционный центр;
−

раскрывать смысл сюжета и содержания в картине;

−

выполнять тематические и декоративные композиции в определенном

колорите;
−

использовать

цвет,

как

инструмент

передачи

своих

чувств

и

представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством
эмоциональной выразительности живописного произведения;
−

пользоваться

навыками

работы

материалами.
Метапредметные:
−

определять цель деятельности;

с

доступными

скульптурными

−

планировать процесс творческой деятельности;

−

самостоятельно выбирать художественные материалы и инструменты

для реализации творческого замысла;
−

предлагать свои технологические приемы и способы выполнения

отдельных этапов творческой работы;
−

осуществлять

поиск

необходимой

информации

для

создания

тематической композиции;
−

организовать самостоятельную творческую деятельность;

−

активное

использование

языка

изобразительного

искусства

и

различных художественных материалов в школьной учебной деятельности;
−

стремление

использовать художественные умения

для создания

красивых вещей или их украшения;
−

перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно

делать обобщения и выводы.
Личностные:
−

внимательное

отношение

к

красоте

окружающего

мира,

к

произведениям искусства;
−

толерантное

принятие

разнообразия

культурных

явлений,

национальных ценностей и духовных традиций;
−

положительная мотивация к изучению различных приемов и способов

живописи, графики, передачи пространства;
−

сформированность эстетических чувств, художественно-творческого

мышления, наблюдательности и фантазии;
−

способность к художественному познанию мира.
За

курс

обучения

происходит

более

четкое

разграничение

художественных дисциплин: рисунка, живописи, основ композиции и основ
дизайна. Делается акцент на академическую «художественную грамоту», что
не

должно,

однако,

индивидуальностей.

препятствовать

развитию

художественных

В результате курса обучения дети научатся:
−

владеть языком искусства;

−

использовать световоздушную перспективу в живописных работах;

−

работать с цветом, линией, пятном, формой при создании графических

и живописных работ;
−

выразительно использовать в работе разнообразные художественные

материалы;
−

применять основные средства художественной выразительности в

рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению), в
декоративных работах.

Учебно – тематический план (3 год обучения) – 136 ч

Вводное занятие.

2. Рисунок. Рыбка с характером.

всего

1.

практика

Название разделов и тем

теория

Кол-во часов
Форма контроля

2

вводный
письменный тест

3

4

опрос

4

4

тематическая
выставка

2
1

3. Композиция. Бабушкины сказки.
4. Живопись. Этюд в монохромной гармонии.

2

2

4

5. Композиция. «Палитра осени»

1

3

4

6. Живопись. Травы.

2

2

7. Живопись. Путешествие в Индию.
Радужный слон.

2

2

беседа

8. Лепка. Морской пейзаж в технике
пластилиновой живописи.

4

4

практическое
задание

9.

Композиция. Театр теней.

2

2

практическое
задание

10.

Рисунок. Портрет в профиль.

1

2

практическое
задание

11. Дизайн. Игра головоломка «Танграмм».

2

2

конкурс

12.

2

2

практическое
задание
выставка
творческих работ

1

Дизайн. Геометрический зоопарк.

13. Живопись. Этюд «Первый снег»

1

1

2

14. Композиция. В царстве снежной королевы.

1

5

6

15. Дизайн. Зимняя деревня.

1

7

8

16. Лепка. Образ сказочной птицы.

2

2

17. Дизайн. Маскарад.

4

4

18. Рисунок. Шары на ёлке.

2

2

3

4

20. Дизайн. «В ожидании волшебства»

2

2

21. Живопись. Зимний этюд.

2

2

19. Дизайн. Коробки и упаковки.

1

выставка

22. Рисунок. Зарисовки детей в зимней одежде.

2

2

творческих работ

23. Композиция. «Зимние каникулы».

1

5

6

24. Лепка. Животный мир Пермского края.
Скульптура.

1

3

4

4

4

3

4

2

2

беседа
выставка
творческих работ

25. Рисунок. «На страже Родины».
26. Бумажная пластика. Деревянная церковь.
Белокаменный храм.

1

27. Рисунок. Точечная графика.
28. Живопись. Сказочный город.

1

3

4

29. Живопись. Натюрморт с цветами.

1

3

4

30. Живопись. Декоративный натюрморт.

4

4

31. Живопись. Контраст в живописи.

2

2

3

4

практическое
задание

32.

Рисунок. Зарисовка деревьев с натуры.

1

33.

Дизайн. Строим дворец. Макетирование.

8

8

практическое
задание

34.

Живопись. Этюд дерева.

2

2

практическое
задание

35. Композиция. Лето в деревне

6

6

36. Композиция. Графический натюрморт.

6

6

выставка
творческих работ

37. Композиция. Акварельные фантазии.

2

2

38. Живопись. Горный пейзаж.

2

2

39. Рисунок. Деревянная постройка.

2

2

40.

2

2

119

136

Итоговый урок.

Всего:

17

итоговый
письменный тест

Содержание программы 3 года обучения

Название разделов и
тем

Колво
часо
в

Примерное содержание

Материалы и
инструменты
для
обучающихся

1.

Вводное занятие.

2

Теория: Материалы и
инструменты для занятий
по изобразительному
искусству. Техника
безопасности.

2.

Рисунок.
Фантазия в искусстве.
Рыбка с характером.

4

Теория: Эмоциональное
восприятие цвета.
Технические приемы
рисования цветными
карандашами.
Практика: Создание
образа рыбки
соответствующего
характеру человека.

А4, цветные
карандаши,
монеты,
расческа.

3.

Композиция.
В гости к сказке.
Бабушкины сказки.

4

Теория: Персонажи
русских и коми-пермяцких
сказок. Характер и
изображение.
Практика: Иллюстрация
сказки

Гуашь.

4.

Живопись.
Этюд в монохромной
гармонии.

4

Теория: Что такое цвет.
Спектральные цвета.
Ахроматические цвета.
Изменение цвета по
светлоте и насыщенности.
Практика: Изображение
этюда в монохромной
гармонии.

Гуашь.

5.

Композиция.
Времена года.
«Палитра осени»

4

Теория: Композиционные
схемы. Выполнение
эскиза. Выбор цветовой
палитры.
Практика: Создание
композиции на тему.

А3, акварель,
гуашь.

6.

Живопись.
Времена года.
Травы.

2

Теория: Использование
технического приема
«растяжка».
Практика: Создание
ритмической композиции с
луговыми травами.

А4, акварель,
гелевая ручка
(или черный
фломастер)

7.

Живопись.
Путешествия.
Путешествие в Индию.
Радужный слон.

2

Теория: Краски природы и
орнаменты Индии.
Использование
технического приема
«вливание цвета в цвет».
Техника зентангл.
Практика: Изображение
индийского слона.

А4, акварель,
малярный скотч.

8.

Лепка.
Путешествия.
Морской пейзаж в
технике пластилиновой
живописи.

4

Теория: Пластилин в
современном искусстве.
Техника пластилиновой
живописи.
Практика: Лепка пейзажа.

Рамка со стеклом
15*21,
пластилин, доска
для лепки, стеки.

2

Теория: Силуэт.
Практика: Иллюстрации
произведений русской
литературы в технике
силуэта.

А4, гуашь

10. Рисунок.
Путешествия.
Портрет в профиль.

2

Теория: История портрета.
Египетский канон и
греческая вазопись. Анфас
и профиль. Пропорции.
Практика: Изображение
портрета в профиль.

Фломастеры,
акварель.

11. Дизайн.
Фантазия в искусстве.
Игра головоломка
«Танграмм».

2

Теория: Правила игрыголоволомки.
Практика: Создание
собственных
стилизованных
изображений.

Черный картон,
гуашь.

12. Дизайн.
Фантазия в искусстве.
Геометрический
зоопарк.

2

Теория: Стилизация
формы. Практика:
Изображение животных с
использованием
геометрической фигуры
(круг).

Цветной картон.

13. Живопись.
Времена года.
Этюд «Первый снег»

2

Практика: Изображение
птички на ветке с
эффектом
недосказанности. Набрызг.

А4, акварель.

14. Композиция.
Фантазия в искусстве.
В царстве снежной
королевы.

6

Теория: Холодная палитра.
Практика:
Композиционные схемы.
Выполнение эскиза.

А3, гуашь.

15. Дизайн.
Времена года.
Зимняя деревня.

8

Теория: Эскиз. Развертка.
Этапы работы.
Практика: Коллективная
работа с элементами
проекта в технике

Белая бумага
разной
плотности и
фактуры.

9.

Композиция.
Моя страна.
Театр теней.

бумажной пластики.
16. Лепка.
Фантазия в искусстве.
Образ сказочной птицы.

2

Теория: Техника
«миллефиори» в
пластилиновой
аппликации. Смешение
цветов и оттенков.
Практика: лепка
сказочной птицы.

Пластилин,
стеки.

17. Дизайн.
Праздники.
Маскарад.

4

Теория: Венецианские
маски. Традиции и
современность.
Практика: Изготовление
маски в технике бумажной
пластики.

Циркуль,
ножницы, клей,
ватман.

18. Рисунок.
Праздники.
Шары на ёлке.

2

Практика: Акварель в
технике «аля-прима» в
сочетании с графикой.

Акварель,
гелевая ручка
(или фломастер)

19. Дизайн.
Праздники.
Коробки и упаковки.

4

Теория: Дизайн упаковки.
Дизайнерская бумага,
сделанная способом
шарикография, капельная
техника, мрамирование.
Практика: Изготовление
коробочки.

Бумага,
ножницы.

20. Дизайн. Праздники.
«В ожидании
волшебства»

2

Практика: Изготовление
новогоднего сувенира.

Бумага, клей
ножницы.

21. Живопись.
Времена года.
Зимний этюд.

2

Теория: Нетрадиционные
техники акварели.
Акварельная техника с
солью.
Практика: Изображение
этюда.

Акварель,
бумага.

22. Рисунок.
Зарисовки детей в
зимней одежде.

2

Теория: Пропорции
взрослого и ребенка.
Практика: Зарисовки
детей.

А4, карандаш

23. Композиция.
Фантазия в искусстве.
«Зимние каникулы».

6

Практика: Создание
композиции на тему.

Акварель, гуашь,
цветные
карандаши.

24. Лепка.
Моя страна.
Животный мир
Пермского края.
Скульптура.

4

Теория: Виды скульптуры.
Материалы и
инструменты. Технология
лепки станковой
скульптуры.
Практика: Лепка медведя.

Серый
пластилин.

25. Рисунок.
Моя страна.

4

Теория: Образ русского
воина в творчестве

Тушь.

«На страже Родины».

художников.
Композиционные приёмы.
Граттаж.
Практика: Создание
композиции на тему.

26. Бумажная пластика.
Моя страна.
Деревянная церковь.
Белокаменный храм.

4

Теория: Древнерусское
зодчество. Практика:
Создание образа
деревянного или
каменного храма
средствами бумажной
пластики.

Клей, ножницы,
бумага.

27. Рисунок.
Точечная графика.

2

Теория: Виды штриховки.
Точечная штриховка.
Практика: Выполнение
точечного рисунка с
передачей объема.

Фломастеры,
гелевая ручка.

28. Живопись.
В гости к сказке.
Сказочный город.

4

Теория: Сказочная
архитектура. Образ
сказочного города в
детской литературе.
Три основных цвета.
Гармония триады.
Практика: Выполнение
абстрактной композиции.

А3, гуашь

29. Живопись.
Времена года.
Натюрморт с цветами.

4

Теория: Построение
композиции натюрморта.
Колористическое решение.
Приемы передачи объема
и фактуры цветом.
Практика: Изображение
натюрморта.

А3, акварель

30. Живопись.
Фантазия в искусстве
Декоративный
натюрморт.

4

Теория: Композиция
декоративного
натюрморта. Выбор
палитры. Нюансные и
контрастные цветовые
сочетания.
Практика: Выполнение
натюрморта.

А3, гуашь

31. Живопись.
Контраст в живописи.

2

Теория: Цветовой круг.
Контрастные световые
сочетания.
Практика: Выполнение
упражнения с яблоками.

А3, гуашь

32. Рисунок.
Времена года.
Зарисовка деревьев с
натуры.

4

Теория: Штрих и тон.
Направление штриха.
Фактура. Виды деревьев и
их отличительные

А4, карандаш

особенности.
Практика: Зарисовка
деревьев с натуры.
33. Дизайн.
Фантазия в искусстве.
Строим дворец.
Макетирование.

8

Теория: Геометрические
тела в архитектуре.
Способы изображения
фактуры в технике
бумажной пластики.
Практика: Выполнение
коллективной работы.

Бумага,
ножницы, клей,
коробки,
упаковки.

34. Живопись.
Времена года.
Этюд дерева.

2

Практика: Изображение
цветущего дерева, дерева с
листвой.

А4, гуашь.

35. Композиция.
Моя страна.
Лето в деревне

6

Практика: Выполнение
композиции на тему.

А3, гуашь.

36. Композиция.
Графический
натюрморт.

6

Теория: Как составить
натюрморт.
Композиция натюрморта.
Практика: Натюрморт в
смешанной технике.

А3, акварель,
гуашь.

37. Композиция.
Акварельные фантазии.

2

Теория: Монотипия.
Практика: Упражнение в
акварельной технике.

А4, акварель.

38. Живопись.
Путешествия.
Горный пейзаж.

2

Теория: Искусство
Востока. Пейзаж.
Воздушная перспектива.
Практика: Изображение
гор.

А3, акварель.

39. Рисунок.
Моя страна.
Деревянная постройка.

2

Практика: Зарисовка
архитектурных построек с
натуры.

А4, карандаш,
фломастер,
гелевая ручка.

40. Итоговое занятие.

2

Практика: Просмотр
работ. Домашнее задание
на лето. Пленерные
зарисовки.

Форма итогового контроля за 3 год обучения: письменная итоговая
работа. Приложений №1
Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение
Для организации и проведения уроков изобразительного искусства
необходим кабинет, в котором должны быть:
−

раковина и кран с холодной водой;

−

специально оборудованное место для педагога: большая доска

(желательно белая), экран, мультимедийная установка, компьютер, принтер;
−

комплект наглядных пособий для демонстрации на занятии, диски с

репродукциями картин художников;
−

парты и стулья для обучающихся;

−

мольберты;

−

шкаф для хранения материалов и инструментов, а так же работ

обучающихся;
−

столик для натюрмортов;

−

наборы муляжей и предметы для составления натюрмортов;

−

гипсовые модели;

−

стенд для организации выставок.
Специфическое сопровождение (оборудование)

−

репродукции картин;

−

таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;

−

таблицы по декоративно-прикладному искусству, коми-пермяцкому

костюму;
−

таблицы последовательности изображения натюрморта;

−

разнообразные художественные материалы и инструменты.
Информационное

обеспечение:

подключение

к

сети

Интернет,

презентации, фотографии.
Материалы для обучающихся указаны в содержании программы по
каждому году обучения.
Кадровое

обеспечение.

Педагог

дополнительного

образования,

имеющий специальность «Учитель изобразительного искусства».
Формы аттестации
Контроль за результатами освоения программы осуществляется на
основе системы мониторинга.
Мониторинг результативности проводится в двух аспектах. Первое —

это положительное отношение обучающихся к художественному творчеству в
целом, способность проявлять свое отношение к действительности через
призму

творчества,

повышенный

эмоциональный

фон

в

процессе

деятельности и удовлетворенность обучающихся результатом деятельности.
Второе — это сумма достижений: места, награды, результаты конкурсов.
Для

определения

результатов

осуществляется

диагностика,

тестирование, наблюдение.
Методическое обеспечение
Формы организации образовательного процесса: форма обучения –
очная,

групповая,

преобладают

занятия

программе запланированы урок-игра,

практического

урок-путешествие,

характера,

в

мастер-класс,

творческая мастерская.
Формы и методы организации педагогической деятельности.
Для достижения учебных целей, в зависимости от возраста обучающихся
используются приемы обучения разработанные Т.Я. Шпикаловой, Т.Н.
Просняковой, Б.М. Неменским. Для обучения основам реалистичного
рисования выбираются методики работы В.С. Кузина, Е.В. Шорохова, Н.М.
Сокольниковой.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественнотворческая деятельность ребенка (ребенок выступает в роли художника) и
деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя,
осваивая

опыт

художественной

культуры).

Обучающиеся

осваивают

различные художественные материалы (гуашь, акварель, карандаши, мелки,
уголь, пастель, пластилин, различные виды бумаги), инструменты (кисти,
стеки, ножницы и т. д.), а так же художественные техники (аппликация,
монотипия, лепка, бумажная пластика и др.)
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов,
овладение

их

выразительными

возможностями.

Многообразие

видов

деятельности стимулирует интерес ребенка.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных

навыков, чувств, а так же овладение образным языком искусства. Только в
единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой
практической работы происходит формирование образного художественного
мышления детей.
Развитие художественно-образного мышления строится на единстве двух
его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления
жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой
наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к
реальности.

Развивают

наблюдательность,

обогащают

знания

об

окружающем мире занятия по рисованию с натуры, зарисовки, наброски. На
развитие творческого воображения детей помимо тематического рисования
направлены специальные упражнения.
Художественные знания, умения и навыки являются основными
средствами

приобщения

к

художественной

культуре.

Средства

художественной выразительности — форма, пропорции, пространство,
светотональность, цвет, линия, объем, фактура, ритм, композиция —
осваиваются обучающимися на всем протяжении обучения.
Программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с
натуры, рисование на тему и иллюстрирование, декоративная работа с
элементами дизайна, лепка, аппликация, беседы об изобразительном
искусстве и красоте вокруг нас. Основные виды занятий тесно связаны и
дополняют друг друга.
Детям предлагаются вариативные домашние задания.
К переходному возрасту (11—15 лет) активность в изобразительной
деятельности нередко снижается. У подростков чрезвычайно сильно стремление к
анализу. Они хотят получить знания и навыки реалистического изображения
действительности. Начиная с третьего года обучения увеличивается
количество занятий по рисованию с натуры и вводятся занятия по дизайну.
Для

реализации

используются

задач

игровые

программы

технологии,

«Изобразительное искусство»

информационно-коммуникативные,

технология коллективной творческой деятельности, элементы технологии
проблемного обучения.
Алгоритм учебного занятия. Занятие состоит из трех частей: вводная
(вступление), основная часть и заключительная. В зависимости от цели и
задач в занятии могут присутствовать разные этапы. Например, структура
практического занятия может состоять из следующих этапов:
- вводная часть (орг. момент: приветствие, проверка готовности детей к
занятию; мотивация, актуализация знаний, определение цели и темы
занятия);
- основная часть (знакомство с новым материалом, отработка навыков,
практическая работа);
- заключительная часть (анализ и оценка работ обучающихся,
подведение итогов, домашнее задание).
В результате обучения дети научатся пользоваться художественными
материалами

и

применять

главные

средства

художественной

выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного
искусства

в

собственной

художественно-творческой

деятельности.

Полученные универсальные учебные действия обучающиеся также могут
использовать в практической деятельности и повседневной жизни для
самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия
произведений изобразительного искусства, оценки произведений искусства
при посещении выставок и художественных музеев искусства.

Литература для педагога
1. Бушков А.Ю. «Поурочные разработки по изобразительному искусству». 1
класс.- М.: ВАКО, 2008 год.
2. Воловик А.Ф. "Все о рисовании" М., "Астрель-Аст" 2010г.
3. Горичева В., С. Нагибина М.И. Сказку сделаем из… Ярославль 2008г.
4. Запаренко В.С. Школа рисования. С-П "Нева", М."Олма-Пресс" 2010г
5. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. М.,
Просвещение, 2006.
6. Смирнова Р., Миклушевская И. Уроки рисования

М., "Астрель—Аст"

2008г.
7. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство. М., 2010.
8.

Сокольникова

Л.М.

Изобразительное

искусство

и

методика

его

преподавания в начальной школе. – М., 2002.
9. Энциклопедия рисования М., "Росмен" 2010г.
10. Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет /
Художник А.А. Селиванов. Ярославль: Академия развития: Академия
Холдинг: 2002. 128 с.
11. Достижения обучающихся по изобразительному искусству как результат
образовательной деятельности / Составитель Н.В. Карпова. - Оренбург: Издво ООИУУ, 1998.
12. Соколов А.В. Посмотри, подумай и ответь: Проверка знаний по
изобразительному искусству: Из опыта работы. М., 1991.
13. Торшилова Е.М., Морозова Т. Эстетическое развитие дошкольников. – М.,
2004.
14. Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет /
Художник А.А. Селиванов. Ярославль: Академия развития: Академия
Холдинг: 2002. 128 с.

Литература для обучающихся
1. Г. Климова. Текстильный орнамент коми. Кудымкар. 1995 год.
2. М. «Аквариум» 1998 год.
3. Школа рисования. Рисуем пейзаж. ООО «Попурри» 2001 год.
4. Обнинск «Титул» 1996 год.
5. Уроки рисунка и живописи. Пейзаж. М. АСТ «Астрель» 2003 год.
6. Начинающему художнику. – Композиция. М. ООО «Астрель» 2002 год. –
Как рисовать цветы. М. ООО «Астрель» 2003 год.
7. Изобразительное искусство. Музыка – М.: Современник, 2000 – 237 С.: ил.
( словари школьника).
8. Как построить композицию и перспективу. ООО Изд.: «Астрель», 2002.
9. Школа рисования. Рисуем пейзаж. ООО «Попурри», 2001.
10. Журналы «Эскиз», «Искусство».

Приложение №1
1. Каким материалом работает скульптор?
а) красками
б) цветной бумагой
в) глиной
2. Как называется небольшой кусок бумаги, стекла, картона на котором
смешиваются краски во время работы?
а) палитра
б) мольберт
в) этюдник
3. Что такое эскиз?
а) быстрый рисунок с натуры
б) детальная проработка предмета
в) рисунок на определенную тему
4. Как называется вид искусства, произведения которого создаются с
помощью красок?
а) рисунок
б) аппликация
в) живопись
5. Человек, создающий произведения искусства
а) художник
б) учитель
в) продавец

Ответы
1. В
2. А
3. А
4. В
5. А


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».