Управление образования администрации города Кудымкара Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Радуга» г. Кудымкара Принята на заседании педагогического Утверждаю: совета от «30» сентября 2022 г. Директор МАУДО «ДЮЦ «Радуга» Протокол № 1 ____________ Т.Т. Бражкина Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Изостудия «Веселый карандаш» Возраст обучающихся: 8-13 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Дудина Елизавета Олеговна, педагог дополнительного образования г. Кудымкар, 2022 Информационная карта образовательной программы I Наименование программы «Изостудия «Веселый карандаш» II Направленность Художественная III Сведения об авторе (составителе) 1. ФИО Дудина Елизавета Олеговна 2. Год рождения 2001 3. Образование Среднее профессиональное 4. Место работы МАУДО «ДЮЦ «Радуга» г. Кудымкара 5. Должность Педагог дополнительного образования 6. Квалификационная категория 7. Адрес, телефон г. Кудымкар, ул. М. Горького, д. 28 IVСведения о программе 1. Срок реализации 1 год 2. Возрастная группа 8-13 лет 3. Тип программы общеразвивающая 4. Характеристика программы По месту в образовательной модели Разновозрастного детского объединения По уровню освоения Общекультурный ознакомительный 5. Цель программы Создание условий для развития личностных качеств обучающихся в процессе овладения экологическими знаниями, практическими умениями и навыками в декоративно-прикладной и творческой деятельности. 6. Ведущие формы и методы образовательной Беседа, деятельности практические занятия, исследовательская деятельность, самостоятельная работа, экскурсии, занятие творческие - игра, встречи, посещение выставок. 7.Форма обучения Очная, с применением дистанционных образовательных технологий. 8. Формы мониторинга результативности Входная, промежуточная и итоговая (анкеты, тесты, зачеты по диагностики пройденным темам, творческие задания творческие работы, проекты, конкурсы, письменные работы) 9. Кадровое обеспечение Педагог дополнительного образования Дополнительная программа общеобразовательная художественной направленности общеразвивающая Изостудия «Веселый карандаш» 1.Пояснительная записка 1.1 Общие сведения Программа составлена в соответствии со следующими документами: - Закон об образовании в Российской Федерации (ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ); -«Концепция развития дополнительного образования», (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р); -«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», 2009 г.; -Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; -«Методические общеразвивающих рекомендации программ» по проектированию (включая дополнительных разноуровневые программы) «Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242». Направленность программы по содержанию — художественная. Изобразительное искусство – одна из наиболее эмоциональных сфер деятельности детей. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше и абстрактное, логическое и целенаправленнее у детей развивается эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение. В соответствии с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (утверждён Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008) в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу ежегодно вносятся изменения. 1.2 Актуальность программы Программа обусловлена большой востребованностью курса «Изобразительное искусство» среди обучающихся начальной и основной школы. Основу современного дополнительного образования составляет масштабный образовательный блок, компенсирующий удовлетворение когнитивных (потребность в признании, уважении), коммуникативных и иных потребностей детей, нереализованных в рамках предметного обучения в школе. 1.3 Отличительные особенности Содержание программы предусматривает как непосредственно художественную деятельность, так и эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства. Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: - приобщение к искусству как духовному опыту поколений, - овладение способами художественной деятельности, - развитие творческой одаренности ребенка. Основные методы в программе — рисование с натуры, тематическое рисование и иллюстрирование, декоративная работа, лепка, элементы дизайна, беседы об изобразительном искусстве. Такой творческим комплекс направлений способностям позволяет ребенка всесторонне развиваться (воображению и фантазии, пространственному мышлению, колористическому вкусу), а также дает возможность учащимся приобрести умения и навыки работы с различными художественными материалами. Язык различных видов искусства делает художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития ребенка. Кроме того, занятия изобразительным искусством дают возможность раскрыть заложенную в человеке потребность в творчестве, желание созидать, создавать прекрасное своими руками. Каждому ребенку важно почувствовать себя творцом, открыть для себя мир изобразительного искусства, дизайна, народной культуры, научиться видеть красоту окружающей природы. Согласно программе, знания и умения детей становятся средством постижения духовной стороны искусства, через которое происходит обогащение внутреннего мира ребенка, его самореализация и развитие в целом. Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что культура родного края рассматривается как часть общечеловеческой культуры. Содержание программы определено в соответствии с целями и задачами воспитания и развития личности гражданина России, обозначенными в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009 год), «Концепции развития дополнительного образования детей» (2022 год). Основная идея программы: изучение изобразительного искусства в контексте художественной культуры края, России и других стран. В отличие от других программ по изобразительному искусству содержание курса объединено в несколько тематических модулей, каждый из которых реализует отдельную задачу: − модуль «Моя страна» - знакомит детей с искусством России и Пермского края. Реализует задачи патриотического воспитания. Особое внимание уделяется культуре коми-пермяков; − модуль «Путешествия» - развивает интерес и воспитывает уважение к культуре других стран и народов; − модуль «Времена года» - воспитывает любовь к природе, интерес к окружающему миру и наблюдательность; − модуль «Праздники» приобщает обучающихся к культуре этикета, воспитывает интерес к традициям и семейным ценностям; − основная задача модуля «Фантазия в искусстве» - развитие фантазии, умения использовать практические навыки и знания в творческой работе, создавать нестандартные образы на основе имеющегося опыта; − модуль «В гости к сказке» занимает важное место в обучении младших школьников, образует связь изобразительного искусства и литературы, языком сказки дети знакомятся с разнообразными приемами в изобразительном искусстве. В программе реализуются межпредметные связи с географией, историей, литературой, физикой, МХК. Программа построена по концентрическому принципу: к одному и тому же модулю учащиеся возвращаются несколько раз. Содержание материала расширяется и углубляется. 1.4 Адресат программы: Возраст детей, участвующих в реализации образовательной программы – 8-13. При планировании работы учитываются рекомендации индивидуальной программы реабилитации и психолого-медико-педагогической комиссии. Программа адресована как детям, знакомым с основами языка изобразительного искусства, для дальнейшего совершенствования художественных способностей, так и детям, не имеющим начальной художественной подготовки. 1.5Объем и сроки реализации образовательной программы. Срок реализации программы - 1 год. Общее количество часов за 2 год обучения – 136 ч. 1.6 Режим и форма организации занятий Режим занятий два раза в неделю по 2 академических часа с 10минутным перерывом (1 академический час – 45 мин.). 1.7 Форма обучения: очная Формы и методы контроля Контроль проводится в групповой и индивидуальной форме. Групповые формы: выставки творческих работ обучающихся, практические задания, тестирование, беседа, опрос. Индивидуальные формы: практических конференциях. портфолио, выступление на научно- 1.8 Цель и задачи программы Целью программы является знакомство обучающихся с многообразием выразительных средств изобразительного искусства. Основные задачи: Образовательная: - Владение техниками и приемами выполнения (акварель, акварель посырому, масло, уголь, гравюра на картоне, смешанная техника гуаши и пастели, акварели и гуаши, техника раздельного мазка); Развивающая: - Развитие фантазии, зрительной памяти, способности отбирать самое характерное, умения сравнивать и анализировать, ассоциативного мышления; Воспитательные: - Воспитание интереса и уважения к национальной культуре, знание национального культурного наследия. - Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания; 1.9 Планируемые результаты освоения программы Программа обеспечивает достижения следующих предметных, метапредметных и личностных результатов. Предметные: − формирования представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека; − формирование основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края; эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; − овладения практическими умениями и навыками восприятия, анализа и оценки произведений искусства; − овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а так же в специфических формах художественной деятельности, − способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу; − умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ; − умение передавать глубину пространства на плоскости листа; − освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, графической грамоты − овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации. За курс обучения дети постигают азы изобразительного искусства, гармонию цвета; знакомятся с народным творчеством. При этом расширяется кругозор детей, раскрепощается их мышление, развивается фантазия, появляется интерес к творческому труду. Используются приемы обучения Т. Я. Шпикаловой, Т. Н. Просняковой, Б. М. Неменского. Метапредметные: − умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни; − желания общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; − мотивации и умений организовывать самостоятельную художественнотворческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; − способность оценивать результаты художественно-творческой деятельности собственной и сверстников; − становление понимания связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли. Личностные: − эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); − толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; − художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни; − умение применять полученные знания в собственной художественнотворческой деятельности; − навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; − стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения. В результате курса обучения дети научатся: − понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник — предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник — бумага, картон, карандаш, кисть, краски и пр.); − самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нем во время работы; − различать теплые и холодные цвета, звонкие и глухие цвета; − узнавать основные жанры и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство) изобразительного искусства; − сравнивать различные виды изобразительного искусства; − узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников; − использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, бумагу); − применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению), в декоративных работах; − использовать в работе простейшие приемы передачи движения; - пользоваться приемами лепки, - реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания. Учебно-тематический план (2 год обучения) – 136 часов всего практика Название разделов и тем теория Кол-во часов Форма контроля 2 вводный письменный тест 1 2 опрос Рисунок. «Листопад». 2 2 4. Рисунок. Деревья в технике кляксография. 2 2 тематическая выставка 5. Композиция. Осенний пейзаж с элементами аппликации. 2 2 6. Композиция. Осенний пейзаж. 1 1 2 7. ДПИ. «Фруктовые тарелки». 1 3 4 8. Рисунок. Силуэт. 2 2 9. ДПИ. Аппликация с дорисовкой "Древние вазы". 2 2 10. Живопись. Африканские танцы. 2 2 11. Композиция. Остров Геоформас. 2 2 12. Живопись. Урожай. 2 2 13. Живопись. Австралийские силуэты. 2 2 14. Рисунок. Прогулки под дождем. 2 2 15. Рисунок. «Сладкий» натюрморт. 1 1 2 беседа 16. Лепка. Пластилиновая аппликация. 1 1 2 беседа 17. Живопись. Ночь. 2 2 беседа 18. Композиция. Радужное настроение. 3 4 беседа 19. Рисунок. Зима графическая. 2 2 20. Живопись. Снежная даль. 1 2 тематическая выставка 21. Живопись. Зимний пейзаж. 2 2 22. Живопись. Морозный день. 2 2 23. Бумажная пластика. От теремка до небоскреба. 2 2 24. Бумажная пластика. Снежинки-балеринки. 2 2 25. Бумажная пластика. Морозные кружева. Выцинанка. 2 2 26. Графика. Пушистая красавица. 2 2 27. Бумажная пластика. Новогодняя открытка. 2 2 1. Вводное занятие. 2 2. Рисунок. Лоскутное одеяло. 1 3. 1 1 28. Бумажная пластика. Новогодний сувенир. 2 2 29. Бумажная пластика. Расписные гирлянды 2 2 30. ДПИ. Морозные узоры гжели. Зимний пейзаж по мотивам росписи. 1 2 беседа 31. Композиция. Радужная рыбка. 2 2 практическое задание 32. Живопись. Снегири. 3 4 практическое задание 33. Рисунок. «Танцующие человечки». Зарисовка фигуры человека в движении. 2 2 практическое задание 34. Композиция. Зимние олимпийские игры. 5 6 викторина 35. Лепка. Портрет-барельеф 2 2 практическое задание 36. Композиция. Автопортрет. 3 4 опрос 37. Графика. Птицы. 2 2 практическое задание 38. Композиция. Я — художник мультипликатор 2 2 практическое задание 39. Лепка. Пушистый друг. 2 2 практическое задание 40. Бумажная пластика. Корзина с цветами. 2 2 практическое задание 41. Композиция. Морской круиз. 1 3 4 42. Рисунок. Дворцы и замки. 1 3 4 выставка творческих работ 43. Живопись. Основные цвета. Подснежники. 2 2 44. Живопись. Светлая Пасха. 4 4 45. Композиция. Горный пейзаж. 2 2 46. Живопись. Монотипия. 2 2 47. Живопись. Экзотический пейзаж. Закат в пустыне. 2 2 48. Живопись. Городской пейзаж «Весна живописная». 2 2 49. Композиция. Архитектура — застывшая музыка. 3 4 50. Рисунок. Эстамп. 2 2 51. Композиция. Салют победы. 2 2 52. Живопись. Бабочка над цветами. 1 3 4 53. Лепка. Пластилиновая живопись. Цветочная поляна. 1 3 4 54. Композиция. Разноцветные коровы. 2 2 1 1 1 1 1 55. Бумажная пластика. Воздушные цветы. 2 2 56. Итоговый урок «Путешествие в город Фантазии». 2 2 118 136 Всего: 18 итоговый письменный тест Содержание программы 2 года обучения № п\п Название разделов, модулей и тем Колвоча сов Примерное содержание Материалы и инструменты для обучающихся 1. Вводное занятие. 2 Теория: Материалы и инструменты. Техника безопасности в кабинете. Правила поведения. 2. Рисунок. Фантазия в искусстве. Лоскутное одеяло. 2 Теория: Техника штриховки. Виды штриховки. Практика: Изображение лоскутного одеяла. А4, цв. карандаши. 3. Рисунок. Времена года. «Листопад». 2 Теория: Рисование осенних листьев с натуры. Последовательность изображения листьев. Конструктивность, направленность штриха. Композиция рисунка. Практика: Изображение падающих листьев. Листья различных деревьев, А4, цветные карандаши. 4. Рисунок. Времена года. Деревья в технике кляксография. 2 Теория: Осень в искусстве. От абстракции до реализма. Техника кляксографии. «Палитра осени». Практика: Изображение деревьев в технике кляксографии. А4, тушь, акварель. 5. Композиция. Времена года. Осенний пейзаж с элементами аппликации. 2 Теория: Теплые и холодные цвета. Перспектива в пейзаже. Практика: Создание образа осеннего леса. А4, фломастеры, цветная бумага, ножницы, клей. 6. Композиция. Фантазия в искусстве. Осенний пейзаж. 2 Теория: Техника «посырому». Приемы изображения осеннего пейзажа. Практика: Изображение осеннего пейзажа. А3, акварель, гуашь. 7. ДПИ. Путешествия. «Фруктовые тарелки». 2 Теория: Декоративноприкладное искусство. Упрощенное, А3, А4 цветная бумага, белая гуашь, декоративное изображение фруктов. Практика: Создание композиции из фруктов в технике аппликация. фломастеры. 8. Рисунок. В гости к сказке. Силуэт. 2 Теория: История силуэта. Художественно выразительные средства силуэта. Практика: Создание образа сказочного злодея. А4, черная гуашь. 9. ДПИ. Путешествия. Аппликация с дорисовкой "Древние вазы". 2 Теория: Археология. Гончарное искусство Древней Греции. Симметрия. Объем. Практика: Изображение греческих ваз. Цветная бумага, цветной картон, фломастеры, гуашь. 10. Живопись. Путешествия. Африканские танцы. 2 Теория: Африка. Африканские племена. Практика: Изображение людей. А3, гуашь. 11. Композиция. Фантазия в искусстве. Остров Геоформас. 2 Практика: Аппликация из геометрических форм. Цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей. 12. Живопись. Времена года. Урожай. 2 Теория: Приемы работы кистью. Этапы выполнения рисунка. Последовательность изображения фруктов и овощей. Практика: Изображение композиции на тему. А3, гуашь, палитра, губка 13. Живопись. Путешествия. Австралийские силуэты. 2 Теория: Австралия — страна наоборот. Символы Австралии. Закат в искусстве местных художников. Практика: Создание композиции без предварительного эскиза. А3, гуашь. 14. Рисунок. Времена года. Прогулки под дождем. 2 Теория: Дождь в искусстве. Как изобразить отражение? Практика: Создание композиции на тему. А3, акварель, фломастеры, ножницы, клей. 15. Рисунок. Фантазия в искусстве. «Сладкий» натюрморт. 2 Практика: Изображение кондитерских изделий в нетрадиционных техниках. А3, картон разной фактуры (гофрированный) , нитки, пена для бритья, клей пва. 16. Лепка. Фантазия в искусстве. Пластилиновая аппликация. 2 Теория: Искусство пластилиновой живописи. Пластилин в иллюстрации. Пластилиновая аппликация и её техники. Практика: Лепка открытки-барельефа. Пластилин, стеки. 17. Живопись. Фантазия в искусстве. Ночь. 2 Теория: Изменение тона от светлого к тёмному. Практика: Изображение ночного неба. Создание композиции на тему. А4, гуашь. 18. Композиция. Фантазия в искусстве. Радужное настроение. 4 Теория: Радуга в творчестве художников. Спектральные цвета. Практика: Создание композиции на тему. А3, гуашь. 19. Рисунок. Времена года. Зима графическая. 2 Теория: Графика. «Живая» линия. Практика: Создание образа зимы средствами графики. Фломастеры, голубая цветная бумага. 20. Живопись. Времена года. Снежная даль. 2 Теория: Зима в творчестве русских художников. Перспектива в пейзаже. Светлотность цвета. Практика: Изображение зимнего пейзажа. А3, гуашь 21. Живопись. Времена года. Зимний пейзаж. 2 Практика: Изображение зимних елей. Пейзаж с в ограниченной цветовой гамме (синий, зеленый, белый) без предварительного эскиза. А3, гуашь 22. Живопись. Времена года. Морозный день. 2 Практика: Изображение избы без предварительного эскиза. Сельский пейзаж. Изображение морозного утра. А4, гуашь. 23. Бумажная пластика. Фантазия в искусстве. От теремка до небоскреба. 2 Теория: Киригами, как искусство. Технология выполнения элементарных моделей. Практика: Изготовление открытки с теремком. Ножницы, клей, бумага. 24. Бумажная пластика. Времена года. Снежинки-балеринки. 2 Теория: Откуда берутся снежинки? Технология вырезания снежинок. Практика: Изготовление снежинки. Ножницы, офисная бумага. 25. Бумажная пластика. Времена года. Морозные кружева. Выцинанка. 2 Теория: Искусство вырезания из бумаги. Практика: Создание образа морозных узоров из бумаги. Бумага, ножницы 26. Графика. Пушистая красавица. 2 Практика: Изображение пушистой ели на черном воне в технике торцевание кистью. Черная тушь, белая гуашь. 27. Бумажная пластика. Праздники. Новогодняя открытка. 2 Теория: История открытки. Новогодние открытки начала 20 века. Практика: Изготовление новогодней открытки с технике киригами, аппликация или скрапбукинг. Бумага А4, цветная бумага, ножницы, клей. 28. Бумажная пластика. Праздники. Новогодний сувенир. 2 Практика: Изготовление новогоднего сувенира в технике бумажной пластики. Бумага, ножницы, клей. 29. Бумажная пластика. Праздники. Расписные гирлянды 2 Теория: История елочных гирлянд. Практика: Изготовление гирлянды в технике бумажной пластики. Бумага, ножницы, фломастеры. 30. ДПИ. Моя страна. Морозные узоры гжели. Зимний пейзаж по мотивам росписи. 2 Теория: Народное искусство. Гжель. История промысла. Особенности мазка. Практика: Выполнение пейзажа «под гжель». А4, гуашь. 31. Композиция. Путешествия. Радужная рыбка. 2 Теория: Подводный мир. Тропические рыбки. Практика: Изображение фантазийной рыбки в технике кляксография. Изображение фона в технике «мрамирование». А4, тушь. 32. Живопись. Моя страна. Снегири. 4 Теория: Зимние птицы. Снегири в искусстве. Практика: Изображение снегирей без предварительного эскиза. А3, гуашь. 33. Рисунок. Фантазия в искусстве. «Танцующие человечки». Зарисовка фигуры человека в движении. 2 Теория: Пропорции. Фигура человека в движении. Практика: Выполнение упражнения «танцующие человечки» (аппликация из геометрических фигур). Зарисовка фигуры человека в движении. Бумага А4, цветная бумага, ножницы, клей. 34. Композиция. Моя страна. Зимние олимпийские игры. 6 Теория: История олимпийских игр. Зимние виды спорта. Практика: Создание композиции на тему. Бумага А3, акварель, гуашь. 35. Лепка. Фантазия в искусстве. Портрет-барельеф 2 Теория: Скульптура. Барельеф. Технологии выполнения барельефа из пластилина. Практика: Лепка барельефа. Пластилин, чесноковыжимал ка, 36. Композиция. Фантазия в искусстве. Автопортрет. 4 Теория: Художникипортретисты. Автопортрет. Пропорции. Практика: Изображение портрета. А3, гуашь. 37. Графика. В гости к сказке. Птицы. 2 Теория: Жар-птица, птица Феникс, синяя птица. Практика: Образ сказочной птицы. А4, цветные карандаши, пастель. 38. Композиция. Фантазия в искусстве. Я — художник мультипликатор 2 Теория: Художникимультипликаторы. Мультпейзаж. Практика: Создание собственных персонажей. А4, фломастеры. 39. Лепка. Моя страна. Пушистый друг. 2 Теория: Домашние животные. Уход за любимым питомцем. Рельеф. Практика: Рисование пластилином кота. Пластилин, цветной картон, стеки. 40. Бумажная пластика. Праздники. Корзина с цветами. 2 Практика: Практика: Открытка-киригами. А4, цветная бумага, ножницы, клей. 41. Композиция. Путешествия. Морской круиз. 4 Теория: Морской пейзаж. Творчество И.Айвазовского. Техника раздельного мазка. Практика: Изображение морского пейзажа. А4, гуашь. 42. Рисунок. Путешествия. Дворцы и замки. 4 Теория: Замковая архитектура Европы. Практика: Изображение замка в технике «гроттаж». А3, акварель, яичный желток, тушь. 43. Живопись. Времена года. Основные цвета. Подснежники. 2 Теория: Первые цветы. Красота родной природы. Основные цвета. Практика: Изображение подснежников. А3, гуашь 44. Живопись. Моя страна. Светлая Пасха. 4 Теория: Пасхальные традиции. Писанки и крашенки. Пасхальные сюжеты. Практика: Создание композиции на тему. А4, гуашь, акварель 45. Композиция. Путешествия. Горный пейзаж. 2 Теория: Горы. Горы в искусстве. Воздушная перспектива. Практика: Изображение горного пейзажа. А4, акварель, тушь. 46. Живопись. Фантазия в искусстве. Монотипия. 2 Теория: Знакомство с техникой монотипии. Монотипия в иллюстрации. Практика: Создать образ из получившегося пятна. А4, гуашь 47. Живопись. Путешествия. Экзотический пейзаж. Закат в пустыне. 2 Теория: Пустыни. Палитра цвета. Технология выполнения пейзажа. Практика: Изображение пустыни. Гуашь, А4 48. Живопись. Времена года. Городской пейзаж «Весна живописная». 2 Теория: Городской пейзаж. «Весенняя палитра». Практика: Изображение рассвета по-сырому. Силуэтное изображение города. Акварель, А3 49. Композиция. Моя страна. Архитектура — застывшая музыка. 4 Теория: Архитектурный пейзаж. Храмы. Конструкция. Практика: Пейзаж с храмом. Гуашь. 50. Рисунок. Эстамп. 2 Теория: Виды графики. Технология эстампа. Практика: Выполнение изображения в технике эстампа. А4, картон разной толщины, гуашь, валик 51. Композиция. 2 Теория: История А4, гуашь. Моя страна. Салют победы. праздника. Салют — символ победы. Практика: Изображение салюта. 52. Живопись. Фантазия в искусстве. Бабочка над цветами. 4 Теория: Акварельная техника «аля-прима». Сочетание акварельного фона и графики черных линий. Практика: Создание композиции на тему. Акварель, черная тушь. 53. Лепка. Времена года. Пластилиновая живопись. Цветочная поляна. 4 Теория: Смешение цвета, композиция. Отпечатки на пластилине. Практика: Создание образа летней поляны. Пластилин, доска для лепки. 54. Композиция. Моя страна. Разноцветные коровы. 2 Практика: Создание композиции на тему. А3, акварель, восковые карандаши. 55. Бумажная пластика. Фантазия в искусстве. Воздушные цветы. 2 Практика: Коллективная работа. Цветная офисная бумага 56. Итоговый урок «Путешествие в город Фантазии». 2 Теория: Просмотр работ, обмен впечатлениями, повторение изученного в игровой форме. Форма итогового контроля по 2 году обучения: письменная работа по выполнению теста Приложение №1 Итоговый тест Условия реализации программы Материально-техническое оснащение Для организации и проведения уроков изобразительного искусства необходим кабинет, в котором должны быть: − раковина и кран с холодной водой; − специально оборудованное место для педагога: большая доска (желательно белая), экран, мультимедийная установка, компьютер, принтер; − комплект наглядных пособий для демонстрации на занятии, диски с репродукциями картин художников; − парты и стулья для обучающихся; − мольберты; − шкаф для хранения материалов и инструментов, а так же работ обучающихся; − столик для натюрмортов; − наборы муляжей и предметы для составления натюрмортов; − гипсовые модели; − стенд для организации выставок. Специфическое сопровождение (оборудование) − репродукции картин; − таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента; − таблицы по декоративно-прикладному искусству, коми-пермяцкому костюму; − таблицы последовательности изображения натюрморта; − разнообразные художественные материалы и инструменты. Информационное обеспечение: подключение к сети Интернет, презентации, фотографии. Кадровое обеспечение. Педагог дополнительного образования, имеющий специальность «Учитель изобразительного искусства». Формы аттестации Контроль за результатами освоения программы осуществляется на основе системы мониторинга. Мониторинг результативности проводится в двух аспектах. Первое — это положительное отношение обучающихся к художественному творчеству в целом, способность проявлять свое отношение к действительности через призму творчества, повышенный эмоциональный фон в процессе деятельности и удовлетворенность обучающихся результатом деятельности. Второе — это сумма достижений: места, награды, результаты конкурсов. Для определения тестирование, наблюдение. результатов осуществляется диагностика, Основные виды контроля результатов: - входной – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и художественно-творческих способностей ребенка (беседа, тесты); - текущий – проводится на каждом занятии: анализ практических работ обучающихся, просмотр работ; - промежуточный – проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические игры, кроссворды, тестовые задания, выставки; - итоговый – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы: тематическая выставка. Методическое обеспечение Формы организации образовательного процесса: форма обучения – очная, групповая, программе преобладают занятия запланированы урок-игра, практического урок-путешествие, характера, в мастер-класс, творческая мастерская. Формы и методы организации педагогической деятельности. Для достижения учебных целей, в зависимости от возраста обучающихся используются приемы обучения разработанные Т.Я. Шпикаловой, Т.Н. Просняковой, Б.М. Неменским. Для обучения основам реалистичного рисования выбираются методики работы В.С. Кузина, Е.В. Шорохова, Н.М. Сокольниковой. Основные виды учебной деятельности — практическая художественнотворческая деятельность ребенка (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры). Обучающиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь, акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, различные виды бумаги), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а так же художественные техники (аппликация, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.) Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес ребенка. Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, чувств, а так же овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей. Развитие художественно-образного мышления строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности. Развивают наблюдательность, обогащают знания об окружающем мире занятия по рисованию с натуры, зарисовки, наброски. На развитие творческого воображения детей помимо тематического рисования направлены специальные упражнения. Художественные знания, умения и навыки являются основными средствами приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура, ритм, композиция — осваиваются обучающимися на всем протяжении обучения. Программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры, рисование на тему и иллюстрирование, декоративная работа с элементами дизайна, лепка, аппликация, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Основные виды занятий тесно связаны и дополняют друг друга. Детям предлагаются вариативные домашние задания. Алгоритм учебного занятия. Занятие состоит из трех частей: вводная (вступление), основная часть и заключительная. В зависимости от цели и задач в занятии могут присутствовать разные этапы. Например, структура практического занятия может состоять из следующих этапов: - вводная часть (орг. момент: приветствие, проверка готовности детей к занятию; мотивация, актуализация знаний, определение цели и темы занятия); - основная часть (знакомство с новым материалом, отработка навыков, практическая работа); - заключительная часть (анализ и оценка работ обучающихся, подведение итогов, домашнее задание). В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Полученные универсальные учебные действия учащиеся также могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценки произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства. Литература для педагога 1. Бушков А.Ю. «Поурочные разработки по изобразительному искусству». 1 класс.- М.: ВАКО, 2008 год. 2. Воловик А.Ф. "Все о рисовании" М., "Астрель-Аст" 2010г. 3. Горичева В., С. Нагибина М.И. Сказку сделаем из… Ярославль 2008г. 4. Запаренко В.С. Школа рисования. С-П "Нева", М."Олма-Пресс" 2010г 5. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. М., Просвещение, 2006. 6. Смирнова Р., Миклушевская И. Уроки рисования М., "Астрель—Аст" 2008г. 7. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство. М., 2010. 8. Сокольникова Л.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 2002. 9. Энциклопедия рисования М., "Росмен" 2010г. 10. Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет / Художник А.А. Селиванов. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002. 128 с. 11. Достижения обучающихся по изобразительному искусству как результат образовательной деятельности / Составитель Н.В. Карпова. - Оренбург: Издво ООИУУ, 1998. 12. Соколов А.В. Посмотри, подумай и ответь: Проверка знаний по изобразительному искусству: Из опыта работы. М., 1991. 13. Торшилова Е.М., Морозова Т. Эстетическое развитие дошкольников. – М., 2004. 14. Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет / Художник А.А. Селиванов. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002. 128 с. Литература для обучающихся 1. Г. Климова. Текстильный орнамент коми. Кудымкар. 1995 год. 2. В. Марысаева. Учебное пособие по изобразительному искусству 1 – 3 класс. 3. М. «Аквариум» 1998 год. 4. Школа рисования. Рисуем пейзаж. ООО «Попурри» 2001 год. 5. Обнинск «Титул» 1996 год. 6. Уроки рисунка и живописи. Пейзаж. М. АСТ «Астрель» 2003 год. 7. Начинающему художнику. – Композиция. М. ООО «Астрель» 2002 год. – Как рисовать цветы. М. ООО «Астрель» 2003 год. 1. Журналы «Юный художник». 2. Изобразительное искусство. Музыка – М.: Современник, 2000 – 237 С.: ил. – ( словари школьника). 3. Школа рисования. Рисуем пейзаж. ООО «Попурри», 2001. 4. Журналы «Эскиз», «Искусство». Приложение №1 1. Назовите три основных цвета в живописи а) синий, красный, зелёный б) синий, красный, жёлтый в) оранжевый, жёлтый, голубой 2. Подчеркните цвета радуги Красный, синий, коричневый, зелёный, белый, оранжевый, голубой, жёлтый, фиолетовый, лиловый, чёрный, розовый 3. Какие бывают цвета? а) тяжёлые б) холодные в) жесткие 4. Какой цвет является тёплым? а) голубой б) жёлтый в) фиолетовый 5. Какой цвет получится при смешивании красок? а) красный + синий =____________ б) синий + жёлтый =_______________ в) красный + жёлтый =_____________ 6. Основное свойство красок: Выберите один ответ: а) цвет б) вкус в) запах 7. Как называются рисунки, карандашом, гелевой ручкой, тушью? а) живопись б) графика в) скульптура 8. Кто такие художники-анималисты? а) художники, изображающие портреты б) художники, изображающие природу в) художники, изображающие животных 9. К какому жанру относится изображение природы? а) натюрморт б) пейзаж в) портрет 10. Как можно назвать картинки в детских книжках? а) иллюстрации б) аппликации в) фотографии Ответы: 1. Б 2. Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. 3. Б 4. Б 5. Фиолетовый; зелёный; оранжевый 6. А 7. Б 8. В 9. Б 10. А