ДООП 3 Шахматный кадет

Управление образования Кудымкарского муниципального округа ПК
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр «Радуга» г. Кудымкара

Принята на заседании педагогического совета

Утверждаю:

от «05» октября 2023 г.

Директор МАУДО «ДЮЦ «Радуга»

Протокол № 1

_______________Т.Т. Бражкина

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Шахматный кадет»
Возраст детей: 8 - 13 лет
Срок реализации программы: 1 год

Автор – составитель:
Тупицын Олег Владимирович,
педагог дополнительного образования

г. Кудымкар, 2023

Информационная карта образовательной программы
I Наименование программы

«Шахматный кадет»

II Направленность

Физкультурно-спортивная

III Сведения об авторе (составителе)
1. ФИО

Тупицын Олег Владимирович

2. Год рождения

1986

3. Образование

Высшее

4. Место работы

МАУДО «ДЮЦ «Радуга» г. Кудымкара

5. Должность

Педагог дополнительного образования

6. Квалификационная категория

-

7. Адрес, телефон

г. Кудымкар, ул. М. Горького, д. 28

IVСведения о программе
1. Срок реализации

1 год

2. Возрастная группа

8-13 лет

3. Тип программы

общеразвивающая

4. Характеристика программы
По месту в образовательной модели

Разновозрастного детского объединения

По уровню освоения

Общекультурный ознакомительный

5. Цель программы

6.

Ведущие

формы

и

образовательной деятельности

7.Форма обучения
8.

Формы

результативности

9. Кадровое обеспечение

Создать условия для развития творческого
потенциала и интеллекта посредством обучения
в шахматы
методы Беседа,
практические
занятия,
сеансы
одновременной
игры,
квалификационные
соревнования, экскурсии, исследовательская
деятельность, занятие - игра, самостоятельная
работа, творческие встречи,
посещение
выставок.
Очная

мониторинга Входная,
промежуточная
и
итоговая
диагностики (анкеты, тесты, зачеты по
пройденным
темам,
квалификационные
соревнования творческие задания творческие
работы, проекты, конкурсы, письменные работы)
Педагог дополнительного образования

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности «Шахматный кадет»
I.

Пояснительная записка

1.1

Общие сведения

Программа составлена в соответствии со следующими документами:
- Закон об образовании в Российской Федерации (ФЗ «Об образовании в РФ»
от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ);
- «Концепция развития дополнительного образования», (Распоряжение
Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России», 2009 г.;
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих

программ»

(включая

разноуровневые

программы)

«Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242»;
- Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного
образования «Детско-юношеский центр «Радуга».
По направленности программа – физкультурно-спортивная, по видумодифицированная, по уровню освоения - общекультурная ознакомительная,
по целям обучения – физкультурно-спортивная, по форме организации
содержания и процесса педагогической деятельности- комплексная.
В

соответствии

с

«Порядком

организации

и

осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (утверждён Приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008) в дополнительную
общеобразовательную общеразвивающую программу «Шахматный кадет»
ежегодно вносятся изменения.

1.2 Актуальность программы
В

педагогическом

процессе

богатейший

потенциал

шахмат

–

образовательный, культурный, духовный, воспитательный, спортивный,
коммуникативный – используется в целях обогащения и развития духовного
мира детей.
В сферу шахматного образования включены развитие мыслительных
способностей и интеллектуального потенциала обучающихся. Шахматная
игра служит благоприятным условием и методом воспитания способности
волевой регуляции поведения. Овладевая способами волевой регуляции,
обучающиеся приобретают

устойчивые адаптивные качества личности:

способность согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки
быстрого принятия решений в трудных ситуациях, умение достойно
справиться с поражением, общительность и коллективизм.
В процессе занятий шахматной игрой, школьники получают целый
комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической
деятельности и в жизни. Занятия шахматами развивают у детей мышление,
память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую
последовательность рассуждений. На протяжении всех лет обучения юные
шахматисты овладевают важнейшими логическими операциями: анализом и
синтезом; сравнением; обоснованием выводов, у них формируются навыки
работы с источником знаний, самостоятельной исследовательской работы;
умение

пользоваться

справочной

литературой;

повышается

степень

ответственности и др.
Обучение шахматной игре является сложным и трудоемким процессом.
Поэтому очень важно довести до сознания обучающихся, что достижение
спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии,
постоянной аналитической работе. Без воспитания в себе силы воли,
привычки

к

самостоятельным

занятиям,

без

соблюдения

режима,

общефизической подготовки нельзя добиться серьезных успехов в шахматах.
Эту мысль преподаватель должен доносить до воспитанников. В целом все

обучение должно носить воспитывающий характер. Помимо предметных
знаний и навыков необходимо развивать у юных шахматистов чувство
патриотизма, гордости за свою Родину. Для этой цели в рамках
теоретического материала проводятся беседы на актуальные темы из жизни
страны, приводятся примеры из жизни великих русских шахматистов,
подчеркивающие их героические поступки, свершаемые во имя нашей
Родины, прославляющие ее.
1.3 Отличительные особенности программы
Данная программа разработана на основе программ Мульдиярова Я.И.
«Шахматы, уроки мудрой игры» и Каленова А.В. «Шахматы». Она
предусматривает изучение обучающимися материала по теории шахмат,
участие в соревнованиях, организационно - судейскую практику. В то же
время она предусматривает работу по организации их досуга, воспитанию
общественной активности, развитию норм и принципов, морали и
нравственности, достойных уважения в гражданском обществе. Для развития
у обучающихся чувства патриотизма будут проводиться примеры из жизни
великих

русских

и

советских

шахматистов,

запланировано

участие

сильнейших спортсменов в различных краевых турнирах, посвящённых
памяти наших земляков - герою Советского Союза Егору Васильевичу Утеву,
Михаилу Николаевичу Попову и другим.
Программа построена по концентрическому принципу:

содержание

материала углубляется и расширяется. В основу программы по шахматам
легли следующие педагогические дидактические принципы: принцип
доступности,

принцип

системности,

принцип

научности,

принцип

гуманистической направленности, принцип практической направленности,
валеологический

принцип

и

принципы

воспитания

(взаимодействие

личности и коллектива, развивающего воспитания, мотивированности,
проблемности, индивидуализации).

1.4 Адресат программы
Программа предполагает обучение детей 8 – 13 лет. Занятия проводятся
в группах постоянного состава, возможно разновозрастное объединение
детей. Специальной подготовки и отбора обучающихся при приеме не
проводится. Обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов организуется в общей
группе в зависимости от заболевания, состояния здоровья, с учетом
рекомендаций индивидуальной программы реабилитации и заключения
психолого-медико-педагогической комиссии.
Группа обучения - это шахматисты 1-3 юношеских разрядов, постигшие
азы шахмат.
1.5 Объем и сроки реализации программы
Срок реализации программы 1 год. Образовательный процесс в
объединении

организуется

в

соответствии

с

календарным

учебным

графиком, утверждённым директором учреждения на учебный год и
расписанием занятий.
Объем программы: 204 часа – 3 занятия в неделю.
1.6 Режим и формы организации занятий:
Режим занятий: 3 раза в неделю по 2

академических

часа с 10 -

минутным перерывом (1 академический час - 45 минут).
Формы организации занятий: групповые, индивидуальные.
1.7 Форма обучения – очная.
Формы и методы контроля: проведение турниров
1.8 Цель и задачи программы
Цель

программы:

Создать

условия

для

развития

творческого

потенциала и интеллекта посредством обучения в шахматы, подготовить
шахматистов 4-5 разряда.
Задачи:
Образовательные:
- обучение приёмам шахматной игры;
- ознакомление с приёмами игры великих шахматистов 17-18 веков;

- формирование умений принимать быстрые решения в трудных ситуациях,
а также умение достойно справляться с поражениями;
- формирование критического мышления;
- умение находить тактические идеи и приемы и использовать их в
практической игре;
- умение оценивать позицию и реализовывать материальный перевес;
- овладение навыками игры в эндшпиле;
Развивающие:
- развитие интеллекта, воли, способности согласовывать свои стремления со
своими умениями;
- формирование конкретного системного и творческого

мышления

(быстрота, гибкость, оригинальность, точность);
- развитие долговременной и оперативной памяти, концентрации внимания,
творческого мышления;
Воспитательные:
-

формирование

адекватной

самооценки,

самообладания,

выдержки,

воспитание уважения к чужому мнению;
- воспитания силы воли, чувства патриотизма.
1.9

Планируемые

результаты

и

способы

определения

их

результативности (мониторинг реализации программы)
Предметные результаты:
Обучающиеся узнают:
- о принципах игры в открытых, полуоткрытых дебютах;
- об особенностях игры в сложных пешечных, фигурных окончаниях;
- узнают и научатся применять термины двойной удар, связка, дебют,
спертый мат, оппозиция, правило квадрат, запасной темп, цунгцванг,
цейтнот.
Обучающиеся научатся
- оценивать позиции;

- реализовывать материальное преимущество, позиционное преимущество в
малофигурных окончаниях;
- объяснять последовательность приемов построения

матов легкими

фигурами за наименьшее количество ходов;
- применять тактические приемы: двойной удар, связка, прорыв;
- проводить мат в 2 хода без передвижения фигур;
- решать конкурсные задачи и этюды;
- изучат типовые позиции миттельшпиля;
- отработают основы дебютного репертуара;
- получат сведения о психологической и волевой подготовке;
- узнают основы судейства и научатся организовывать шахматные
соревнования.
Метапредметные результаты:
- умение ставить цели, планировать, организовывать, анализировать свою
деятельность, формулировать выводы;
- умение осуществлять самоконтроль и самооценку, контролировать и
оценивать деятельность товарищей;
- умение корректно взаимодействовать с партнерами;
- умение работать с познавательной информацией и справочной литературой.
Личностные:
- расширение кругозора путем повышения интеллектуального уровня
ребенка,

развитие

у

него

абстрактного

и

логического

мышления,

воображения и умения анализировать;
-

воспитание

деловой

активности

за

счет

приобретения

навыков

самостоятельности и умения эффективно планировать свободное время,
- чувства коллективизма, товарищества и взаимопомощи, патриотизма;
- развиты качества: трудолюбие, целеустремленность и настойчивость в
устранении недостатков;
- сформирована адекватная самооценка, самообладание, воспитано уважение
к чужому мнению, развиты волевые качества

Учебно-тематический план (1 год обучения) – 204 ч
№
п.п.
1.1

1.2

1.3
1.4

2.1
2.2

3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6

4.1
4.2

4.3
4.4
4.5

4.6
4.7

5.1
5.2

Тема занятий
1. История развития шахмат.
Проникновение шахмат в Европу.
Испанские
и
итальянские
шахматисты 16-17 веков.
Французские
и
английские
шахматисты 18-19 веков. Ф.
Филидор и его теория.
Немецкие шахматисты середины
19 века, А Андерсен, П.Морфи.
Шахматы в культурной жизни
русского общества 18-19 веков.
2. Шахматный кодекс России:
классификационная система,
судейство и соревнования.
Квалификационная
система.
Организация соревнований.
Основные положения шахматного
кодекса.
Основы
судейства
шахматных соревнований.
3. Тактика
Понятие «темпа»
Атака нерокировавшегося короля.
Атака короля при односторонних
рокировках.
Атака короля при разносторонних
рокировках.
Классическая жертва слона.
Контрудар в ответ на фланговую
атаку.
4. Стратегия
План игры. Оценка позиции.
Преимущество в пространстве.
Проблема
центра.
Закрытый
пешечный центр. Подвижный
пешечный центр.
Пешечный прорыв в центре и
образование проходной пешки.
Пешечно- фигурный центр.
Центр и фланги. Захват центра с
флангов.
Роль
центра
при
фланговых операциях.
Открытые и полуоткрытые линии.
Вторжение
на
7
(вторую)
горизонталь.
5. Эндшпиль
Мат слоном и конем.
Пешечные окончания: переход в

Всего
часов
4
1

Теория
(час)
4
1

Практика
(час)
-

Контроль
Входной тест

1

1

-

опрос

1

1

-

опрос

1

1

-

опрос

4

4

-

2

2

-

опрос

2

2

-

опрос

22
2
4
4

12
2
2
2

10
2
2

опрос
Опрос игра
Опрос игра

2

1

1

игра

4
6

2
3

2
3

Опрос игра
Тест зачет

32
4

10
2

22
2

Опрос игра

2

1

1

опрос

2

1

1

игра

2
2

1
1

1
1

опрос
опрос

10
10

2
2

8
8

игра
Тест зачет
игра

28
2
4

14
2
2

14
2

опрос
Опрос игра

5.3

5.4
5.5

6.1
6.2
6.3
6.4
6.5

7.1

8.1

9.1

пешечный эндшпиль, окончания с
проходными пешками.
Легкая фигура против пешек. Слон
и пешка против слона. Конь и
пешка против коня.
Сравнительная сила слона и коня.
Ладейные окончания. Активность
короля и ладьи. Ладья и не
крайняя пешка против ладьи.
6. Дебют
План
в
дебюте.
Понятие
инициативы в дебюте.
Открытые дебюты.
Гамбиты. Жертва пешки за
инициативу.
Полуоткрытые дебюты.
Закрытые дебюты
7. Методика тренировок и
подготовки шахматистов к
соревнованиям
О
методике
тренировок
шахматистов и психологической
подготовке
к
соревнованиям
различного уровня.
8. Сеансы одновременной игры.
Проведение
сеансов
одновременной
игры
руководителем, приглашенными
шахматистами
с
дальнейшим
анализом сыгранных партий.
9. Квалификационные
соревнования
Проведение
рейтинговых
шахматных турниров
ИТОГО

4

2

2

Опрос игра

2
16

2
6

10

опрос
Опрос игра
зачет

12
2

12
2

-

опрос

2
2

2
2

-

опрос
опрос

4
2
2

4
2
2

-

опрос
Опрос зачет

2

2

-

опрос

20
20

-

20
20

50

-

80

50

-

80

204

58

146

практический
зачет

рейтинг

Содержание программы 1 года обучения (204 часов)
1.

«История развития шахмат».

В ходе ее изучения будут рассмотрены следующие вопросы:
- проникновение шахмат в Европу;
- итальянские, испанские шахматисты 16-17 веков;
- шахматы в культурной жизни русского общества 18-19 веков.
Планируется провести два занятия по два часа. В ходе рассказа об
истории шахмат будут продемонстрированы отдельные партии, сыгранные
мастерами того времени.
2.

«Шахматный кодекс России».

Более подробно будут освещены следующие вопросы:
- квалификационная система;
- организация соревнований;
- основные положения шахматного кодекса.
Практически оба занятия по два часа пройдут в форме беседы с
обучающимися.
3. «Тактика» - основополагающая. Изучение этой темы будет
способствовать повышению уровня шахматной игры. В основу вложены
следующие вопросы:
- понятие «темпа» - важное условие на протяжении всей шахматной партии;
- различные виды атаки короля противника;
- классическая жертва слона, обеспечивающая превосходство в атаке;
- приемы защиты в ответ на фланговую атаку противника;
- разыгрывание с партнером тематических позиций с контролем времени.
Планируется 9 занятий по 2 часа для подачи нового материала. 10 занятий
пройдут в виде игровой практики, где шахматисты будут иметь возможность с
помощью типовых позиций, а так же разыгранных с начала партий, отработать
изученные тактические приемы.
4. «Стратегия». В ней рассматриваются следующие вопросы:
-

план игры, оценка позиции;

- проблемы центра закрытый пешечный центр, подвижный пешечный центр;
- центр и фланги, захват центра с флангов, роль центра при фланговых
операциях;
- использование тяжелых фигур для позиционного преимущества: открытые и
полуоткрытые линии, вторжение ладей на 7-ю (2-ю) горизонталь.
Восемь занятий планируется по основной схеме: 30 минут - объяснение
материала, 60 минут - практическая часть, направленная на закрепление
полученных знаний. Шесть занятий пройдут в виде игры с противником в целях
применения на практике полученных знании теории.
5. «Эндшпиль» - окончание игры. Углубленные знания по этой теме
возможны благодаря изучению следующих вопросов:
- постановка мата слоном и конем - сложный вид мата;
- пешечные окончания: с проходными пешками, пешки против слона и коня;
- сложные ладейные окончания;
- активность короля в эндшпиле;
- другие сложные окончания.
Десять занятий пройдут по основной схеме: 30 минут - объяснение нового
материала, 50 минут - практическая часть занятия, направленная на усвоение и
закрепление знаний. Три занятия пройдут в иной форме: обучающиеся в игре друг
с другом попытаются применить изученные правила в теории.
6. «Дебют» - о начале партии, включает в себя следующие вопросы:
- план в дебюте,
- понятие инициативы в дебюте;
- гамбиты, жертва пешки за инициативу;
- Открытые дебюты, закрытые дебюты, полуоткрытые дебюты - как и что выбрать
для своей игры.
Все шесть занятий (по 2 часа) пройдут по основной схеме: 30 минут - теория,
50 минут - практическая часть для закрепления полученных знаний.

7.

«Методика

тренировок

и

подготовка

шахматистов

к

соревнованиям».
На занятии планируется осветить вопрос:
-

методика тренировок и психологическая подготовка шахматистов к

соревнованиям. Всего 2 часа.
8. «Сеанс одновременной игры»:
- проведение 2-х сеансов, одновременной игры в течение учебного года.
По их завершению педагог произведет анализ сыгранных партий, позволяющих
исключение типичных ошибок в будущем.
9. «Квалификационные соревнования». Во втором учебном году
планируется проведение трех рейтинговых шахматных турниров, один из них
- по быстрым шахматам. По завершении турнира участники получат спортивные
разряды (4, 3). На три турнира планируется 33 занятия - 66 часов.
Выполнение программы обучения позволяет достичь основной цели: в
совершенстве овладеть теорией шахматной игры, иметь начальные навыки
организации шахматных соревнований и уметь работать самостоятельно с
шахматной литературой. Форма контроля: практический зачет.
Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение
1) Кабинет шахмат, подготовленный к учебному процессу в соответствии с
требованиями и нормами САНПиНа.
2) инвентарь (шахматы, часы, демонстрационная доска с магнитными
фигурами).
3) дидактический материал (диаграммы с заданиями по различным темам,
пакеты контрольных работ).
4)

судейские

и

организационные

документы

(турнирные

протоколы, карточки участников).
5) шахматная литература (учебники, задачники и периодика) и др.

таблицы,

Кадровое обеспечение: педагог, специалист, владеющий методикой
обучения игры в шахматы, имеющий спортивную подготовку не ниже
второго шахматного разряда.
Формы аттестации
Подведение итогов работы является необходимым условием
детского

коллектива.

Для

контроля

за

освоением

работы

дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы организуется входной,
текущий, промежуточный и итоговый контроль. Формы

и оценочные

материалы для текущего контроля по разделам, итоговой и промежуточной
аттестации представлены в «Фонде оценочных средств». В течение всех лет
обучения ведется индивидуальное педагогическое наблюдение за творческим
развитием каждого ребенка. Образовательные результаты отражаются в
Карте личностного роста обучающегося.
Методические материалы
Форма

организации

занятий может быть

групповой, подгрупповой,

индивидуальной, фронтальной.
Изучение истории шахмат и шахматной теории проводится по группам,
подгруппам и индивидуально.
1.

Групповые занятия:

•

Лекция: теоретические вопросы объясняет педагог;

•

Семинар: один или несколько обучающихся готовят для выступления

доклад на определённую тему; группа и преподаватель выступают в роли
слушателей и оппонент.
2.

Занятия по подгруппам. Проводится разбор только что сыгранной

партии. При этом остальные обучающиеся ещё продолжают игру.
3.

Индивидуальная работа:

•

Работа с заданиями по тактике (на карточках);

•

Работа с литературой во время занятия (с помощью педагога или

самостоятельно);
•

Тренировочные партии с компьютером;

•

Разбор сыгранной партии.
Игра на турнире.

1.

Обычные турнирные партии с контролем времени, соответствующие

разрядным нормам турнира.
2.

Тематические

сеансы

по

определённым

дебютам,

позициям

миттельшпиля и эндшпиля.
3.

Тематические сеансы одновременной игры против тренера или других

более сильных шахматистов.
4.

Тренировочные партии или турниры с укороченным контролем

времени: 30 мин., 15 мин., 10 мин. или 5 мин. на всю партию.
5.

Конкурс решения задач, сочетающий в себе два элемента –

соревновательный и обучающий, являясь следующим звеном между
обычным теоретическим занятием и турнирной шахматной партией.
6.

Сеансы одновременной игры. Проводят более сильные шахматисты

против своих менее опытных противников.
Во время объяснения материала применяются как словесные, наглядные и
практические методы обучения.
Весь учебный материал программы распределен в соответствии с принципом
последовательного

и

постепенного

расширения

теоретических

знаний,

практических навыков и умений шахматной игры.
Педагогические технологии: индивидуализации обучения, группового
обучения, здоровьесберегающие технологии.
Алгоритм занятия.
Занятие состоит из трех основных частей: вступление, основная часть,
заключение. Основная часть занятия состоят из теории и практики. Схема
проведения теоретического занятия для всех трех групп одинакова.
Начинается

занятие

со

своеобразной

шахматной

разминки:

на

демонстрационной шахматной доске ставится легкий, но интересный пример
(позиция или этюд), по возможности приближенный к теме данного занятия.

На его решение не должно уходить более 5 минут. Затем идет объяснение
нового теоретического материала.
Заканчивается теоретическая часть занятия подведением итогов. Затем
идет проверка домашнего задания и объяснение нового теоретического материала.
Заканчивается занятие по теории подведением итогов, а затем дается домашнее
задание. После чего проводится практическая часть занятия, на которой обучающиеся играют друг с другом. Периодически руководитель вводит в занятие
конкурс решения задач, этюдов и нахождения комбинаций, последовательно давая
аудитории одну позицию за другой, и решая, таким образом, задачу ознакомления
с какой-либо тактической или стратегической идеей.
Основное количество часов в программе отводится на практические
занятия, которые включают в себя:
- участие обучающихся в квалификационных, городских и районных
соревнованиях;
- анализ сыгранных партий;
- выполнение упражнений по усвоению теоретического материала;
- сеансы одновременной игры;
- решение конкурсных задач и этюдов.
Квалификационными

соревнованиями

для

членов

шахматного

объединения являются турниры для начинающих, а также турниры с целью
повышения спортивного разряда. Анализ сыгранных партий - одна из
основных форм совершенствования шахматиста. Сеанс одновременной игры
может дать руководитель объединения или приглашенный им со стороны
шахматист высокой квалификации (перворазрядник или кандидат в мастера
спорта). Это мероприятие дает представление о полученных участниками
объединения знаниях шахматной игры, а руководителю помогают определить
степень усвоения изученного материала.
При ведении занятия большое значение имеет игровой метод. В частности,
изучение нотации хорошо начинать посредством игры в «морской бой». К
теоретическим темам подбираются яркие, доходчивые примеры, и основное

внимание уделяется не их количеству, а рельефности идеи, ее подготовке к
осуществлению. В процессе обучения рекомендуется шире применять в качестве
учебного материала партии мастеров XIX века, в которых очень часто в «чистом»
виде прослеживается осуществление той или иной идеи.
Основное количество часов в программе отводится на практические занятия:
квалификационные соревнования, анализ сыгранных партий, выполнение
упражнений по усваиванию теоретического материала в темах «тактика», «стратегия», «эндшпиль», а также консультационные партии, сеансы, конкурсы, решения задач и контрольные работы.
На каждом занятии отводится 30 минут на теорию и 50 минут - на
практику. На игру в квалификационном турнире отводится до 8-х академических
часов.
Обучение шахматной игре является сложным и трудоемким процессом. Без
воспитания в себе силы воли, привычки к самостоятельным занятиям, без
соблюдения режима и общефизической подготовки нельзя добиться серьезных
результатов в шахматах. Поэтому программой предусматривается также и воспитательная работа. Ее основная цель - создание необходимых условий для
подрастающего поколения в соответствии с его потребностями и общественными
запросами. Ведь воспитание через спорт - есть подготовка к жизни. Задачами
воспитательной работы являются:
-

формировать

личностные

качества

обучающегося,

необходимые

достижения более высокого спортивного результата.
- волевые (смелость, настойчивость, решительность);
-нравственные (честность, доброжелательность, уважение к старшим;
- деловые (трудолюбие, исполнительность, добросовестность);
- пробудить потребность к самовоспитанию, сформировать в сознании ребенка
эталон спортсмена, который становится ориентиром для подражания и
самовоспитания;

для

Литература для педагога
1. Журавлев Н.И. Шаг за шагом. / М., ФиС, 1986. -92с.
2. Зак В.Г. О маленьких для больших. /М., ФиС, 1973.-110с.
3. Карахан Ю.И. Судейство шахматных соревнований. /М., ФиС, 1973, - 379с.
4. Костъев А..Н. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере. М., ФиС,
1980. – 111 с.
5. Костьев А. Н. Учителю о шахматах./М. Просвещение, 1985, 110с
6. Кобленц А.Н. Уроки шахматной стратегии./М, ФиС, 1988.-110с.
7. Костров В.В., Рожков П. П.1000 шахматных задач. Решебник. 1 год./С-Пб.,
Литера, 2003. - 95с.
8. Костров В.В., Рожков П. П.1000 шахматных задач. Решебник. 2год./С-П6.,
Литера, 2003. - 95с.
9. Костров ВВ., Рожков П.П.1000 шахматных задач. Решебник. 3 год./
С-ПБ, Литера С-Пб., Литера, 2003. - 95с.
10. Линдер A.M.Эстетика шахмат./М. Сов. Россия, 1981. -239с.
11. Мульдияров Я.И. Шахматы, уроки мудрой игры./ Ростов – на - Дону,
2005.-283с.
12. Панов В.Н., Эстрин Я. Б.Курс дебютов./М.,ФиС, 1993.-387с.
13. Пожарский В. Шахматный учебник в этюдах./Ростов - на -Дону, 2005. 208с.
14. Шахматный словарь./М., ФиС, 1964. - 447с.
15. Юдович М. М.Занимательные шахматы./М.,ФиС, 1992.-175с.
16. Юдович М. М. Михаил Чигорин./М., Сов. Россия, 1985. - 207с.

Литература для детей
1. Губницкий С. Б.Новый полный курс шахмат для новичков и не очень
опытных игроков./М., ACT «Сталкер», 2007. - 703с.
2. Костров В., Белявский Б. Как играть шахматные окончания? 1 год
обучения./С-Пб., Литера, 2003. - 99с.
3. Костров В., Белявский Б. Как играть шахматные окончания? 2 год
обучения./ С-116 , Литера, 2003. - 9.9с.
4. Костьев А. Н. Учителю о шахматах./М., Просвещение, 1995. - 110с.
5. Линдер A. M.Эстетика шахмат./М. Сов. Россия, 1991. -239с
6. Мульдияров Я. И. Шахматы, уроки мудрой игры./
Ростов – на - Дону, 2005.-283с.
7. Панов В.Н., Эстрин Я. Б. Курс дебютов./М., ФиС, 1973.-387с.
8. Пожарский В. Шахматный учебник в этюдах./Ростов - на -Дону, 2005. 208с.
9. Шахматный словарь./М., ФиС, 2004. - 447с.
10. Юдович М. М. Занимательные шахматы./М., ФиС, 2002.-175с.
11. Юдович М. М. Михаил Чигорин./М., Сов. Россия, 1985. - 207с


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».