ДООП 2 Компьютерная грамотность

Управление образования администрации города Кудымкара
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр «Радуга» г. Кудымкара

Принята на заседании педагогического совета

Утверждаю:

от «30» сентября 2022 г.

Директор МАУДО «ДЮЦ «Радуга»

Протокол № 1

_______________Т.Т. Бражкина

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
«Компьютерная грамотность»
Возраст детей: 8 - 12 лет
Срок реализации программы: 1 год

Автор – составитель:
Ганимедов Константин Алексеевич,
педагог дополнительного образования,
высшая квалификационная категория

г. Кудымкар, 2022

1

Информационная карта образовательной программы
I Наименование программы

«Компьютерная грамотность»

II Направленность

Техническая

III Сведения об авторе (составителе)
1. ФИО

Ганимедов Константин Алексеевич

2. Год рождения

1981

3. Образование

Высшее

4. Место работы

МАУДО «ДЮЦ «Радуга» г. Кудымкара

5. Должность

Педагог дополнительного образования

6. Квалификационная категория

Высшая

7. Адрес, телефон

г. Кудымкар, ул. 50 лет Октября, д. 28

IVСведения о программе
1. Срок реализации

1 год

2. Возрастная группа

8-12 лет

3. Тип программы

общеразвивающая

4. Характеристика программы
По месту в образовательной модели

Разновозрастного детского объединения

По уровню освоения

Общекультурный ознакомительный

5. Цель программы

Выявление и развитие у обучающихся способностей
к техническому творчеству.

6. Ведущие формы и методы

Практическое занятие, мастер-класс, игра, конкурс,

образовательной деятельности

творческий проект.

7. Форма обучения

Очная,

с

применением

дистанционных

образовательных технологий.
8. Формы мониторинга

Входная, промежуточная и итоговая

диагностики

результативности

(анкеты, устный опрос, тесты, практикумы по
пройденным темам, проекты).

9. Кадровое обеспечение

Педагог дополнительного образования

2

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности «Компьютерная грамотность»
1. Пояснительная записка
1.1 Общие сведения
Данная программа разработана Ганимедовым Константином Алексеевичем,
педагогом

дополнительного

образования

МАУДО

«ДЮЦ»

«Радуга»

г.

Кудымкара.
Программа составлена в соответствии с документами:
- Закон об образовании в Российской Федерации (ФЗ «Об образовании в
РФ» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ);
- «Концепция развития дополнительного образования», (Распоряжение
Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России», 2009 г.;
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ» (включая разноуровневые программы) «Письмо
Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242»;
- СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей»;
- СанПиН 2.2.2/2.4.13340-03. Гигиенические требования к персональным
электронно-вычислительным машинам и организации работы.
Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Компьютерная грамотность» ориентирована на интеллектуальное развитие и
формирование

основ

компьютерной

и

информационной

грамотности

обучающихся.
Направленность программы: техническая.
Уровень освоения программы: базовый.
3

1.2

Актуальность

программы

состоит

в

том,

что

она

готовит

обучающихся к программно-технической деятельности и позволяет более
уверенно чувствовать себя при работе с персональным компьютером (ПК).
Персональный компьютер уже давно превратился в доступный инструмент
работы с информацией, такой как карандаш, ручка или калькулятор. В наше
время практически не осталось сфер деятельности, в которых не применялись бы
компьютеры.
Современный человек должен уметь использовать имеющиеся в его
распоряжении средства вычислительной техники, информационные ресурсы для
автоматизации трудоёмких операций, связанных с подготовкой документов,
организацией документооборота. Программа дополнительного образования
«Компьютерная

грамотность»

предоставляет

обучающимся

возможность

получить специальные знания и навыки работы на компьютере.
Новизна программы заключается в том, что она не только дополняет
знания и расширяет круг практических навыков обучающихся в области
информатики, но предусматривает индивидуальное творчество в наиболее
интересных и полезных направлениях: работа в текстовом редакторе Word, в
графическом редакторе Paint, в программе PowerPoint.
Педагогическая целесообразность реализации настоящей программы в её
ориентировании на практические умения, которым в школе уделяется
недостаточно внимания. Программа позволяет приобрести устойчивые навыки
работы на персональном компьютере, обеспечивает развитие внимания, памяти,
мышления, познавательного интересов у обучающихся.
1.3

Отличительная

особенность

программы.

Программа

дополнительного образования «Компьютерная грамотность» разработана с
учётом образовательных потребностей обучающихся, их родителей и социума.
Содержание программы подобрано таким образом, чтобы в полном объёме
использовать возможности оборудования Центра «Радуга» на базе которого
реализуется программа.

4

1.4 Адресат программы. В реализации программы участвуют обучающиеся
возраста (8-12 лет). Принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний
по состоянию здоровья.
1.5 Объём и срок освоения программы.

Общее количество учебных

часов, необходимых для освоения программы, составляет 136 часа.

Срок

реализации программы – 1 год.
1.6 Форма обучения: очная. Программа предусматривает 2 вида занятий:
теоретические и практические.
1.7 Особенности организации учебного процесса. Содержание программы
построено с учётом возрастных особенностей обучающихся. Освоить программу
способны все желающие, без ограничения и предварительного отбора. Это
позволяет строить занятия в соответствии с познавательными и практическими
возможностями обучающихся, согласно их возрасту.
Состав группы. Обучение проводится в группе постоянного состава,
сформированной

в

объединение

из

обучающихся

разного

возраста.

Наполняемость группы – 14 человек. Любой обучающийся имеет право быть
зачисленным в состав учебной группы. Набор в группу проводится независимо
от уровня подготовки и пола обучающихся.
Режим

занятий.

Занятия

проводятся

два

раза

в

неделю.

Продолжительность занятий – 2 академических часа с перерывом между
занятиями 10 минут.
Методические условия реализации программы.
Образовательный процесс по программе дополнительного образования
осуществляется в очной форме через учебное занятие.
Методы обучения и воспитания. Для освоения содержания программы
используются репродуктивные и продуктивные методы обучения:
➢ словесный (рассказ, беседа);
➢ наглядный (показ, работа по образцу);
➢ практический (упражнение, выполнение работы по алгоритму, схеме);

5

➢ объяснительно-иллюстративный (применяется в сочетании с другими
методами, для восприятия и усвоения обучающихся готовой информации);
➢ репродуктивный (обучающиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности);
➢ частично-поисковый (обучающиеся принимают участие в коллективном
поиске, решают поставленные задачи совместно с педагогом);
➢ игровой (развивающие упражнения, игры, викторины).
Методы воспитания:
➢ методы

организации

деятельности

и

формирования

опыта

общественного поведения;
➢ методы формирования сознания;
➢ методы стимулирования и мотивации;
➢ методы контроля, самоконтроля и самооценки, тестирование, анализ
результатов деятельности.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций
успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого
материала и при выполнении творческих работ. Этому способствуют совместные
обсуждения этапов выполнения заданий, а также поощрение, создание
положительной мотивации, актуализация интереса, презентация творческих
работ, конкурсы.
Важными условиями творческого самовыражения обучающихся выступают
реализуемые

в

педагогических

технологиях

идеи

свободы

выбора.

Обучающимся предоставляется право выбора творческих работ и форм их
выполнения.
Формы организации образовательного процесса. Содержание программы
предполагает

большой

образовательного

спектр

процесса:

возможностей

индивидуальная,

в

формах

организации

индивидуально-групповая

и

групповая формы работы в рамках одного занятия. При наличии в объединении
детей с особыми образовательными потребностями (одарённые дети, с ОВЗ)

6

возможно

использование

индивидуальной

формы

обучения,

по

индивидуальному образовательному маршруту.
Программой предусмотрено проведение комбинированных занятий: занятия
состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество
времени занимает именно практическая часть.
Формы

организации

учебных

занятий.

Возрастные

особенности

обучающихся требуют, чтобы занятия велись в увлекательной форме, были
эмоциональны, методически разнообразно построены. Наиболее продуктивные
формы организации учебных занятий: практическое занятие, мастер-класс, игра,
конкурс, творческий проект.
Педагогические технологии. Программа «Компьютерная грамотность»
предполагает

использование

современных

педагогических

технологий:

элементов игровых технологий, технологий личностно-ориентированного,
развивающего

обучения,

информационно-коммуникационных

и

здоровьесберегающих технологий, технологий проектной деятельности и
коллективной

творческой

деятельности,

технологии

перспективно

-

опережающего обучения.
Алгоритм учебного занятия:
I этап – организационно-подготовительный (создание благоприятного
микроклимата на продуктивную учебную деятельность, активизация внимания
обучающихся, диагностика усвоенных на предыдущем занятии теоретических
знаний и приобретённых практических навыков, сообщение темы и определение
цели занятия, мотивация учебной деятельности).
II этап – основной (максимальная активизация познавательной деятельности
обучающихся

на

практических

заданий

обоснованием,

основе
с

теоретического
объяснением

самостоятельное

материала,

введение

соответствующих

выполнение

пробных

правил

обучающимися

или

учебно-

тренировочных заданий).
III этап – итоговый (анализ и оценка достижения цели занятия, уровня
усвоения

теоретических

знаний

и

практических

навыков,

самооценка
7

обучающихся собственной деятельности, оценка сотрудничества, информация о
литературе, которую нужно использовать к следующему занятию, определение
перспектив следующего занятия).
Учебное занятие в системе дополнительного образования – творческий
процесс, поэтому возможна нетрадиционная структура: изменение традиционной
последовательности этапов, оригинальные методики и формы обучения.
Дидактические средства, с помощью которых обеспечивается реализация
программы:
➢ визуальные (печатные текстовые, простые, технические (механические)
средства):

учебные

пособия,

справочники,

дидактический

материал;

натуральные объекты, модели, таблицы, схемы; мультимедийный проектор, 3Dпринтер, МФУ, интерактивная доска, носители информации, мультимедийные
электронные средства (слайд-презентации);
➢ аудиовизуальные (зрительно-слуховые): мультимедийные электронные
средства (учебные видеоуроки и видеоролики);
➢ тренажёры: компьютерные программы-тренажёры;
➢ универсальные: компьютер и сетевые информационные системы
(локальные компьютерные сети и глобальная сеть Интернет).
1.8 Цель и задачи программы
Цель: выявление и развитие у обучающихся способностей к техническому
творчеству.
Задачи программы:
Предметные:
➢ Познакомить с устройством компьютера, способами и организацией
хранения информации;
➢ Сформировать навыки выполнения творческих заданий.
➢ Сформировать навыки обработки числовой информации, навыки работы
в редакторах;
➢ Расширение представления обучающихся о возможностях компьютера,
областях его применения;
8

➢ Обучение навыкам самостоятельного использования компьютера в
качестве средства для решения практических задач.
Метапредметные:
➢ Способствовать формирования овладения основными универсальными
умениями

информационного

характера:

постановка

и

формулирование

проблемы;
➢ Поиск и выделение необходимой информации, применение методов
информационного поиска;
➢ Структурирование и визуализация информации;
➢ Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
➢ Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении
проблем творческого и поискового характера, оценки результата деятельности;
Личностные:
➢ Содействовать формированию способности и готовности к общению и
сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной,
общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
➢ Активизировать познавательный процесс.
➢ Способствовать пробуждению и развитию творческой активности
обучающихся.

Учебно-тематический план – 136 ч
№

Тема раздела, занятия

Форма
занятия

Раздел 1. Устройство
компьютера
1

Инструктаж по технике
безопасности

Колич.
часов

Формы
контроля

34
вводное
занятие

2

беседа

9

вводное
занятие

2

беседа

Устройство ПК

теор. занятие

2

беседа

4

Системный блок

практическое
занятие

2

практическое
задание

5

Внутренние устройства

теор. занятие

2

беседа

6

Процессор

теор. занятие

2

беседа

7

Запоминающие устройства ПК

теор. занятие

2

беседа

8

Видеосистема ПК

теор. занятие

2

беседа

9

Электропитание ПК

теор. занятие

2

беседа

10

Установка устройств

практическое
занятие

2

практическое
задание

11

Периферийные устройства

теор. занятие

2

беседа

12

Устройства вывода
информации

теор. занятие

2

беседа

13

Устройства ввода информации

теор. занятие

2

беседа

14

Интерфейсы подключения

практическое
занятие

2

практическое
задание

15

Тестирование комплектующих

практическое
занятие

2

16

Тренажёр клавиатуры

практическое
занятие

2

17

Тренажёр мыши

практическое
занятие

2

2

Развитие ВТ

3

Раздел 2. Операционная система
18

Интерфейс ОС

практическое
задание
анализ
техники
выполнения
задания
практическое
задание

10
вводное
занятие

2

беседа

10

19

ОС Windows

теор. занятие

2

беседа

20

ОС Linux

теор. занятие

2

беседа

21

Операции с файлами и
папками

практическое
занятие

2

практическое
задание

22

Организация файлов и папок

практическое
занятие

2

практическое
задание

Раздел 3. Программное обеспечение ОС
Windows

92

23

Прикладное ПО

теор. занятие

2

беседа

24

Графические редакторы

практическое
занятие

2

практическое
задание

25

Программа Paint

практическое
занятие

2

практическое
задание

26

Компьютерная графика

теор. занятие

2

беседа

27

Форматы файлов

теор. занятие

2

беседа

28

Атрибуты файлов

теор. занятие

2

беседа

29

Разрешение изображения

практическое
занятие

2

практическое
задание

30

Скриншот

практическое
занятие

2

практическое
задание

31

Обрезка изображений

практическое
занятие

2

практическое
задание

32

Фото Viewer

теор. занятие

2

беседа

33

Программа Picture Manager

теор. занятие

2

беседа

34

Установка программы

практическое
занятие

2

практическое
задание

35

Панель инструментов

теор. занятие

2

беседа

36

Изменение рисунка

практическое
занятие

2

практическое
задание
11

37

Изменение размера рисунка

практическое
занятие

2

практическое
задание

38

Экспорт рисунка

практическое
занятие

2

практическое
задание

39

Сжатие рисунка

практическое
занятие

2

практическое
задание

40

Сортировка файлов

практическое
занятие

2

практическое
задание

41

Печать рисунка

практическое
занятие

2

практическое
задание

42

Программа Word

теор. занятие

2

беседа

43

Установка программы

практическое
занятие

2

практическое
задание

44

Настройка программы

практическое
занятие

2

практическое
задание

45

Создание документа

практическое
занятие

2

практическое
задание

46

Сохранение документа

практическое
занятие

2

практическое
задание

47

Ввод текста

практическое
занятие

2

практическое
задание

48

Вставка объектов

практическое
занятие

2

практическое
задание

49

Конструктор

теор. занятие

2

беседа

50

Макет документа

практическое
занятие

2

практическое
задание

51

Рецензирование документа

практическое
занятие

2

практическое
задание

52

Колонтитулы

практическое
занятие

2

практическое
задание

53

Стили

практическое
занятие

2

практическое
задание

практическое
занятие

2

практическое
задание

практическое
занятие

2

практическое
задание

54
55

Форматирование документа
Печать документа

12

56

Программа PowerPoint

теор. занятие

2

беседа

57

Установка программы

практическое
занятие

2

практическое
задание

58

Настройка программы

практическое
занятие

2

практическое
задание

59

Конструктор

теор. занятие

2

беседа

60

Вставка объектов

практическое
занятие

2

практическое
задание

61

Слайд-шоу

практическое
занятие

2

практическое
задание

62

Анимация

практическое
занятие

2

практическое
задание

63

Настройка эффектов анимации

практическое
занятие

2

практическое
задание

64

Триггер

практическое
занятие

2

практическое
задание

65

Настройка демонстрации

практическое
занятие

2

практическое
задание

66

Проект "Моя школа"

практическое
занятие

2

практическое
задание

67

Проект "Мой город"

практическое
занятие

2

практическое
задание

68

Проект "Моя страна"

практическое
занятие

2

практическое
задание

Итого

136

Содержание учебного плана
Раздел 1. Устройство компьютера – 34 часа.
Теория: Инструктаж по технике безопасности. Развития ВТ в настоящее
время. Устройство разноформатных ПК. Внутреннее и внешнее устройство
компьютера.

Устройства

Электропитание

ПК.

ввода/вывода

Установка

информации.

устройств

внутрь

Видеосистема
корпуса

и

ПК.

снаружи.

Периферийные устройства ПК. Устройства ввода/вывода информации.
13

Практика: подключение внешних устройств с различными интерфесами
подключения (PS/2, Последовательный порт (Serial Port), Параллельный порт
Centronics или 36-pin порт, Аудиопорты, Разъем 3,5 мм, S/PDIF / TOSLINK, Видео
интерфейсы, Порт VGA, Digital Video Interface (DVI), Display Port, Разъем RCA,
Component Video, S-Video, HDMI, USB, USB Type-A, USB Type-C, Сетевые
порты, Порт RJ-45). Тестирование комплектующих программами для диагностики
компьютера (AIDA64, OCCT, CPU-Z, GPU-Z, MSI Kombustor, MSI Afterburner,
Thaiphoon Burner, CrystalDiskInfo, Victoria HDD, HWiNFO).
Раздел 2. Операционная система – 10 часов.
Теория: Интерфейс и внешний вид операционных систем семейства
Windows, ОС Linux и файловая система (FAT, FAT32, NTFS, exFAT).
Практика: Организация файлов и папок. Поиск файлов вручную. Поиск
групп подобных файлов. Перенос файлов на новый компьютер. Выбор файлов для
резервного копирования. Организация файлов. Сортировка данных.
Раздел 3. Программное обеспечение ОС Windows – 92 часа.
Графический редактор Paint
Теория: Форматы файлов программы (BMP, JPG, GIF). Атрибуты файлов.
Разрешение изображения (dpi).
Практика: Работа в графическом редакторе Paint: выбор и изменение
палитры, создание своих оттенков и цветов. Создание и использование скриншот
при создании рисунка. Обрезка изображений с прямыми углами и произвольной
формы.
Программа Picture Manager
Теория: Панель инструментов, выбор оптимального инструмента и команды
программы.
Практика: Изменение рисунка (обрезка, константность, яркость). Изменение
размера рисунка для оптимального размера в Mb. Экспорт рисунка в другой
формат (JPG, PNG, BMP). Сжатие рисунка с потерей качества. Сортировка файлов
по различным критериям (имя, размер, дата). Печать рисунка
Текстовый редактор
14

Теория: Текстовый редактор Word. Конструктор документа. Изменение
таблиц в текстовом редакторе добавлением, удалением, объединением ячеек).
Поиск и замена. Рецензирование. Создание векторных рисунков в Word.
Практика: Установка программы на ПК, создание колонтитулов, разрыв
страниц и разделов. Создание и использование встроенных стилей. Вывод на
печать документа.
Программа PowerPoint
Теория: Конструктор слайдов. Вставка текста и встроенных и скаченных
картинок в слайд. Настройка эффекты анимации.
Практика:

Создание

слайдов

в

программе

PowerPoint

с

помощью

конструктора слайдов. Отработка навыков работы с презентацией: вставка
различных объектов (текст, графика, видео, звук, 3Д, тригер) в слайд. Создание
фона из графических объетов, сохрани\ение шаблона стиля и фона в файл. Проект
"Моя школа". Проект "Мой город". Проект "Моя страна".
Создавая определенные текстовые, мультимедийные документы, усложняя
их в процессе обучения, ребенок освоит компьютерную грамоту, сможет
создавать собственные презентации, публикации и графические работы. Для тех,
кто только начал работать на компьютере, и для тех, кто уже имеет определенные
умения и навыки, программа позволит воплотить свои замыслы: в конце одного
или нескольких занятий получить реальный результат своей работы напечатанное на компьютере письмо, статью, поздравительную открытку,
рисунок или любую другую печатную продукцию по желанию ребенка. Причем,
ребенок начинает работу над своей продукцией, с нулевого цикла - с вхождения в
программу и до последнего - сохранения документа, размещения в сети интернет
или вывода его на печать. Материальным результатом работы группы в целом
станет участие детей в выставках различного уровня, участие в различных
компьютерных конкурсах. Результатом обучения является умение работать в
различных

программах,

сформированные

навыки

саморазвития

и

самообразования.
Планируемые результаты
15

Основными видами контроля за реализацией программы и динамики
продвижения обучающихся являются входная диагностика (анкетирование,
творческие задания), промежуточная и итоговая (зачеты по пройденному
материалу, практические работы, защита творческих работ, проектов).
Программа предполагает развитие познавательных способностей от «хочу
играть» до «хочу развиваться», создаст условия для развития личностных качеств
обучающихся.
Предметные:
обучающиеся должны знать:
➢ устройство ПК и основные виды ПО;
➢ монтаж внутренних устройств пк
➢ алгоритмы и приёмы работы в редакторах Word, Paint, PowerPoint;
➢ внешние носители информации и приёмы работы с ними (флеш-карты,
usb-устройства);
обучающиеся должны умеет:
➢ работать с файловой системой (создание, копирование, переименование
файлов и папок) используя мышь, клавиатуру, прикладное программное
обеспечение
➢ создавать изображения, используя графический редактор, редактирование
изображений для практических заданий.
➢ работать с текстом и графическими объектами (вставка, редактирование,
форматирование),

создавать

таблицы,

вставлять

объекты,

форматировать

документ.
➢ создавать простые презентации
➢ выполнять практические задания с элементами творчества.
Метапредметные:
➢ использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки,
анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с

16

коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного
предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры.
➢ осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
➢ овладение

логическими

действиями

сравнения,

анализа,

синтеза,

обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и
причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
Личностные:
➢ опыт участия в социально значимом труде,
➢ уважительное и доброжелательное отношение к окружающим,
➢ умения общаться со сверстниками и взрослыми: доброжелательность,
уважение, сочувствие, умение изложить свою мысль, обратиться за помощью,
сформулировать вопрос, умение сотрудничать, умение слышать, понимать
другого.
Условия реализации программы
Ведущими формами организации образовательного процесса являются:
лекционные занятия, практические занятия, проектная и исследовательская
деятельность. Проведение занятий предполагает как работу группы в полном
составе, так и работу в подгруппах, индивидуальное сопровождение и
консультирование.
Выбор форм, методов и видов деятельности в группе определяется с учётом
возрастных

и

индивидуальных

особенностей

обучающихся,

а

также

индивидуальные творческие задания.
Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:
Организационно – педагогические
• Компьютерный класс, соответствующий санитарным нормам (СанПиН
2.2.2/2.4.1340-03) с индивидуальными рабочими местами обучающимися, с
постоянным доступом в Интернет.
• Формирование групп и расписания занятий в соответствии с программой.
17

• Пространственно-предметная среда (стенды, наглядные пособия, выставка
детских работ).
Кадровые
• Педагог дополнительного образования.
• Инженер программист.
Материально-технические
• Помещение кабинета и его оборудование (мебель и средства ИКТ) должны
удовлетворять требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических
правил и нормативов (СанПиН 2.4.4.3172-14, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).
В кабинете должны быть оборудованы не менее одного рабочего места
преподавателя и 14 рабочих мест обучающихся, снабженных стандартным
комплектом: системный блок, монитор, устройства ввода текстовой информации
и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь), привод для
чтения и записи компакт-дисков, аудио/видео входы/выходы. При этом основная
конфигурация компьютера должна обеспечивать пользователю возможность
работы с мультимедийным контентом: воспроизведение видеоизображений,
качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др. Должно
быть обеспечено подключение компьютеров к Интернет, при этом возможно
использование участков беспроводной сети. Компьютерное оборудование может
быть представлено как в стационарном исполнении, так и в виде переносных
компьютеров.
• Персональные компьютеры с процессорами, тактовая частота которых не
ниже 2000 МГц, оперативной памятью не ниже 2048 МБ, объем жесткого диска не
менее 500 ГБ, объединенные в локальную сеть и содержащие на жестких дисках
большинство из изучаемого программного обеспечения; по одному на каждое
рабочее место.
• Центральный компьютер (сервер) с более высокими техническими
характеристиками и содержащий на жестких дисках все изучаемое программное
обеспечение.

18

• Ноутбук,

сканер,

принтер

(цветной

и

черно-белый),

графические

планшеты, наушники, цифровые фото-, видеокамера, мультимедиа проектор,
экран, школьная доска, локальная сеть.
• Ремонтный набор.
• Программное обеспечение класса (операционная система MS Windws,
программное обеспечение для работы с электронной почтой, MS Office, Adobe
PhotoShop CS, Adobe Illustrator CS, Macromedia Flash, CorelDraw, ACDSee,
конструктор тестов, переводчик, тренажеры).
• Обеспечение: бумага, картриджи.
Информационные
• Электронная библиотека, в которой сформированы тематические базы
обучающих, справочных, иллюстративных, каталогизированных материалов для
обеспечения адресного поиска и свободного доступа. Электронная библиотека
обеспечивает возможность накопления, хранения и предоставления различных
ресурсов - как текстовые и графические, так и мультимедийные.
• Дидактический материал (раздаточный материал по темам занятий
программы, наглядный материал, мультимедийные презентации, технологические
карты).
• Медиатека (познавательные игры, растровые и векторные Clip Art, музыка,
энциклопедии, видео).
• Компакт-диски с обучающими и информационными программами по
основным темам программы.
• Видеоуроки.
• Архив видео и фотоматериалов.
• Методические разработки занятий.
Формы аттестации и контроля
Вводный контроль – в начале учебного года с целью выявления уровня
развития детей, уровня знаний в области компьютерных технологий. Форма
контроля – опрос, тест, практическое задание;
19

Текущий контроль – в течение всего учебного года с целью определения
степени усвоения детьми учебного материала. Выявление отстающих детей.
Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. Форма контроля –
педагогическое наблюдение, опрос, контрольное занятие, практическая работа,
самостоятельная работа, работа в группе, в паре.
Промежуточный контроль – по окончании изучения темы или раздела в
конце месяца. Проводится с целью определения степени усвоения детьми
учебного материала. Форма контроля – самостоятельная практическая работа,
работа в паре.
Итоговый контроль – в конце всего курса обучения – с целью определения
изменения уровня развития детей, определение результатов обучения. Получение
сведений о совершенствовании образовательной программы и методов обучения.
Основным
обучающегося

результатом
на

работы

различного

рода

является
конкурсах,

успешное
выставках,

выступление
фестивалях,

соревнованиях городского и более высокого уровня. Формы и оценочные
материалы для текущего контроля по разделам, итоговой и промежуточной
аттестации представлены в «Фонде оценочных средств». В течение всех лет
обучения ведется индивидуальное педагогическое наблюдение за творческим
развитием каждого ребенка. Образовательные результаты отражаются в Карте
личностного роста обучающегося.
Дополнительные формы аттестации
➢ Тестовые, контрольные, срезовые задания (больше практического
характера).
➢ Создание проблемных, затруднительных заданий (шаблоны-головоломки
и т.п.).
➢ Демонстрационные: организация выставок, конкурсов, соревнований.
➢ Алгоритмизация действий обучающихся: наблюдение за соблюдением
правил и логики действий при выполнении определенного задания.
➢ Анкетирование.
➢ Педагогическая диагностика развития ребенка.
20

➢ Передача обучающемуся роли педагога.
➢ День творчества в объединениях.
➢ Самооценка.
➢ Комбинированная: анкетирование, наблюдение, решение проблемы.
➢ Индивидуальные карточки.
➢ Групповая оценка работ.
➢ Тематические кроссворды.
➢ Собеседование.
➢ Деловые игры.
➢ Творческий отчет (концерт, выставка и т.п.).
➢ Защита рефератов, докладов, выступлений
➢ Фронтальный опрос.
➢ Домашнее задание на самостоятельное выполнение.
➢ Карта индивидуальных достижений.
➢ Тематические игры («Звездный час» и т.п.).
➢ Зачет.
Оценочные материалы.
Результативность освоения программы оценивается по двум группам
показателей:
- учебным (фиксирующим предметные и общеучебные знания, умения,
навыки, приобретённые обучающимся в процессе освоения программы);
- личностным (выражающим изменения личностных качеств обучающегося
под влиянием занятий в детском объединении).
Технология
дополнительного

определения

учебных

образования

заключается

результатов
в

по

следующем:

программе
совокупность

измеряемых показателей (теоретическая, практическая подготовка обучающегося,
общеучебные умения и навыки) оценивается по степени выраженности (от
минимальной до максимальной по 10-балльной шкале).

21

Развитие личностных качеств обучающегося в процессе усвоения программы
отслеживается по трём блокам личностных качеств: организационно-волевые,
ориентационные, поведенческие качества личности.
Технология определения личностных качеств обучающегося заключается в
следующем:
самоконтроль,

совокупность
самооценка,

измеряемых

показателей

интерес

занятиям,

к

(терпение,

воля,

конфликтность,

тип

сотрудничества) оценивается по степени выраженности (от минимальной до
максимальной по 10-балльной шкале).
Методы диагностики, с помощью которых определяется достижение
планируемых результатов: тестирование, контрольное задание, наблюдение,
анализ творческих работ, педагогический анализ.

Мониторинг результативности освоения программы
дополнительного образования
Показатели
Критерии и степень выраженности
Формы
(оцениваемые
оцениваемого качества
диагностики
параметры)
Предметные результаты
1. Теоретическая
Соответствие теоретических знаний собеседование,
подготовка:
обучающегося
программным тестирование
1.1. Теоретические
требованиям:
знания (по основным - минимальный уровень (объём
разделам учебного
усвоенных знаний менее ½ объёма,
плана программы)
предусмотренного программой) – 1-4
балла;
- средний уровень (объём усвоенных
знаний составляет более ½) – 5-8
баллов;
- максимальный уровень (освоен весь
объём
знаний,
предусмотренный
программой за конкретный период) –
22

9-10 баллов.
1.2. Владение
Осмысленность
и
правильность контрольный
специальной
использования
специальной
опрос,
терминологией по
терминологии:
тестирование
тематике программы минимальный
уровень
(обучающийся, как правило, избегает
употреблять специальные термины) –
1-4 балла;
- средний уровень (обучающийся
сочетает специальную терминологию с
бытовой) – 5-8 баллов;
- максимальный уровень (специальные
термины употребляются осознанно и в
полном
соответствии
с
их
содержанием) – 9-10 баллов.
2. Практическая
Соответствие практических умений и
контрольное
подготовка:
навыков программным требованиям:
задание
2.1. Практические
- минимальный уровень (объём
навыки и умения,
усвоенных умений и навыков менее ½)
предусмотренные
– 1-4 балла;
программой (по
- средний уровень (объём усвоенных
основным разделам умений и навыков составляет более ½)
учебного плана
– 5-8 баллов;
программы)
- максимальный уровень (освоен весь
объём
умений
и
навыков,
предусмотренный
программой
за
конкретный период) – 9-10 баллов.
2.2. Творческие
Креативность
в
выполнении
наблюдение,
навыки (творческое практических заданий:
анализ
отношение к делу и - начальный (элементарный) уровень
творческих
умение воплотить
развития креативности (выполнение
работ
его в готовом
простейших практических заданий) –
продукте)
1-4 балла;
репродуктивный
уровень
(выполнение заданий на основе
образца) – 5-8 баллов;
- творческий уровень (выполнение
задания с элементами творчества) – 910 баллов.
Метапредметные результаты (общеучебные умения и навыки)
1. УчебноСамостоятельность в подборе и
наблюдение,
интеллектуальные
анализе литературы:
анализ
умения:
- минимальный уровень умений выполненных
1.1. Умение
(серьёзные затруднения при работе с
заданий
подбирать и
литературой,
потребность
в
23

анализировать
специальную
литературу

постоянной помощи и контроле) – 1-4
балла;
средний
уровень
(работа
с
литературой с помощью педагога) – 58 баллов;
максимальный
уровень
(самостоятельная
работа
с
литературой) – 9-10 баллов.
1.2. Умение
Самостоятельность в пользовании наблюдение,
пользоваться
электронными
информационными
анализ
электронными
ресурсами:
выполненных
информационными
- минимальный уровень умений
заданий
ресурсами
(серьёзные затруднения при работе с
электронными
информационными
ресурсами, потребность в постоянной
помощи и контроле) – 1-4 балла;
средний
уровень
(работа
с
электронными
информационными
ресурсами с помощью педагога) – 5-8
баллов;
максимальный
уровень
(самостоятельная
работа
с
электронными
информационными
ресурсами) – 9-10 баллов.
1.3. Умение
Самостоятельность
в
учебно- наблюдение,
осуществлять
исследовательской работе:
анализ
учебно- минимальный уровень (учебно- выполненных
исследовательскую
исследовательская
деятельность
заданий
работу (проводить
вызывает
серьёзные
затруднения,
самостоятельный
постоянная потребность в помощи и
поиск информации и контроле) – 1-4 балла;
анализ)
- средний уровень (осуществление
учебно-исследовательской работы с
помощью педагога) – 5-8 баллов;
максимальный
уровень
(самостоятельное
осуществление
учебно-исследовательской работы) – 910 баллов.
2. УчебноАдекватность восприятия информации,
наблюдение,
коммуникативные
исходящей от педагога; свобода во педагогический
умения: (умение
владении и подаче подготовленной
анализ
слушать и слышать
информации; самостоятельность и
педагога, умение
логика в построении ответов и
выступать перед
доказательств:
аудиторией,
- минимальный уровень (серьезные
24

участвовать в
обсуждении,
представлять
результат своих
навыков и умений)

затруднения в восприятии, подготовке
и подаче информации, необходимости
предъявления
доказательств
и
аргументации своей точки зрения,
постоянная
потребность
в
значительной помощи педагога) – 1-4
балла;
средний
уровень
(адекватное
восприятие информации при условии
периодического
напоминания
и
контроле, не всегда уверенные ответы
на вопросы, подача информации,
доказательство и аргументация своей
точки зрения при поддержке педагога)
– 5-8 баллов;
- максимальный уровень (адекватное
восприятие,
самостоятельная
подготовка и подача информации,
свободное выступление, логически
обоснованное
предъявление
доказательств,
убедительная
аргументация своей точки зрения) – 910 баллов.
3. УчебноСпособность самостоятельно готовить наблюдение,
организационные
своё рабочее место к деятельности и педагогический
умения и навыки:
убирать его за собой; соответствие
анализ
(организация своего реальных навыков соблюдения правил
рабочего места,
безопасности
программным
соблюдение правил требованиям; аккуратность:
безопасности)
- минимальный уровень (объём
учебно-организационных умений и
навыков менее ½) – 1-4 балла;
- средний уровень (объём учебноорганизационных умений и навыков
составляет более ½) – 5-8 баллов;
- максимальный уровень (освоен весь
объём
учебно-организационных
умений и навыков, предусмотренный
программой за конкретный период) –
9-10 баллов.
Личностные результаты
1. Организационно- Способность
переносить наблюдение,
волевые качества:
(выдерживать) известные нагрузки в педагогический
1.1. Терпение
течение
определенного
времени,
анализ
преодолевать трудности:
25

- минимальный уровень (терпения
хватает меньше, чем на ½ занятия) – 14 балла;
- средний уровень (терпения хватает
больше, чем на ½ занятия) – 5-8
баллов;
- максимальный уровень (терпения
хватает на всё занятие) – 9-10 баллов.
1.2. Воля
Способность активно побуждать себя к
практическим действиям:
- минимальный уровень (волевые
усилия побуждаются извне) – 1-4
балла;
- средний уровень (иногда проявляется
активность к практическим действиям)
– 5-8 баллов;
максимальный
уровень
(самостоятельно побуждает себя к
практическим действиям) – 9-10
баллов.
1.3. Самоконтроль
Умение контролировать свои поступки
(приводить
к
должному
свои
действия):
- минимальный уровень (постоянно
действует под воздействием контроля
извне) – 1-4 балла;
- средний уровень (периодически
контролирует себя сам) – 5-8 баллов;
максимальный
уровень
(контролирует себя самостоятельно) –
9-10 баллов.
2. Ориентационные Способность оценивать себя адекватно
качества:
реальным достижениям:
2.1. Самооценка
- минимальный уровень (завышенная
самооценка) – 1-4 балла;
- средний уровень (заниженная
самооценка) – 5-8 баллов;
- максимальный уровень (объективная
самооценка) – 9-10 баллов.
2.2. Интерес к
Осознанное участие в освоении
занятиям в детском
программы:
объединении
- минимальный уровень (интерес к
занятиям продиктован извне) – 1-4
балла;
средний
уровень
(интерес

наблюдение,
педагогический
анализ

наблюдение,
педагогический
анализ

наблюдение,
педагогический
анализ

наблюдение,
педагогический
анализ

26

3. Поведенческие
качества:
3.1. Конфликтность

3.2. Тип
сотрудничества

4. Личностные
достижения
обучающегося

периодически поддерживается самим
обучающимся) – 5-8 баллов;
максимальный
уровень
(самостоятельно
проявляет
постоянный интерес) – 9-10 баллов.
Способность занять определенную наблюдение,
позицию в конфликтной ситуации:
педагогический
- минимальный уровень (недостаточно
анализ
осознает правила и нормы поведения,
допускает нарушения, но в основном
их выполняет) – 1-4 балла;
- средний уровень (осознает моральные
нормы и правила поведения в социуме,
но иногда частично их нарушает) – 5-8
баллов;
- максимальный уровень (всегда
следует общепринятым нормам и
правилам поведения, осознанно их
принимает) – 9-10 баллов.
Способность принимать участие в наблюдение,
общем деле:
педагогический
- минимальный уровень (в совместной
анализ
деятельности
не
пытается
договориться, не может придти к
согласию, настаивает на своём,
конфликтует или игнорирует других) –
1-4 балла;
- средний уровень (способен к
взаимодействию и сотрудничеству, но
не всегда умеет аргументировать свою
позицию и слушать партнера) – 5-8
баллов;
- максимальный уровень (проявляет
эмоционально позитивное отношение к
процессу
сотрудничества,
ориентируется
на
партнера
по
общению, умеет слушать собеседника,
совместно
планировать,
договариваться
и
распределять
функции в ходе выполнения задания,
осуществлять взаимопомощь) – 9-10
баллов.
Результаты личных достижений:
портфолио
- минимальный уровень (пассивное
участие в делах детского объединения)
27

– 1-4 балла;
- средний уровень (активное участие в
делах детского объединения) – 5-8
баллов;
максимальный
уровень
(значительные
результаты
на
муниципальном
и
региональном
уровнях) – 9-10 баллов.

28

Список литературы и источников информации для педагога
1. Андреева, Е. В. Программирование — это так просто, программирование
— это так сложно. Современный учебник программирования / Е.В. Андреева. М.: МЦНМО, 2020.
2. Баженова, Г. В. Информатика. 1 класс. Технологические карты уроков по
учебнику А. В. Горячева, К. И. Гориной, Т. О. Волковой / Г.В. Баженова. - М.:
Учитель, 2020.
3. Богомолова, О. Б. Web-конструирование на HTML. Практикум / О.Б.
Богомолова. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2021
4. Буйлова Л.Н. Технология разработки и оценки качества дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время – новые
подходы. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2015.
5. Дуванов, А. А. Азы информатики. Пишем на компьютере. Книга для
учителя. 6 класс / А.А. Дуванов. - М.: БХВ-Петербург, 2020.
6. Дуванов, А. А. Азы информатики. Работаем с информацией. Книга для
учителя. 5 класс / А.А. Дуванов. - М.: БХВ-Петербург, 2021.
7. Информатика. 1 класс. Поурочные планы. - М.: Учитель, 2020.
8. Информатика. 2 класс. Контрольно-измерительные материалы. - М.:
ВАКО, 2021.
9. Клуб весёлых информатиков: занимательные уроки, внеклассные
мероприятия. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2020.
10. Кулик О.Н., Коюшева Е.Н. Проектирование дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и
модульные программы). Рекомендации.-Сыктывкар: ГАУ ДО «РЦДО», РМЦ
ДОД, 2019
11. Молодцов, В. А. Современные открытые уроки информатики. 8-11
классы / В.А. Молодцов, Н.Б. Рыжикова. - М.: Феникс, 2021.
12. Паутова, А.Г. Информатика. Путешествие в Компьютерную Долину. 2
класс. Тетрадь для внеурочной деятельности: моногр. / А.Г. Паутова. - М.:
Академкнига / Учебник, 2021.
13. Пейперт, С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные
идеи / С. Пейперт. - М.: Педагогика, 2021.
14. Соловьева, Л. Ф. Информатика и ИКТ. Работаем в Windows и Linux. 8-9
классы. Методическое пособие для учителей. (+ CD-ROM) / Л.Ф. Соловьева. М.: БХВ-Петербург, 2021.
15. Сухих, Н. А. Поурочные разработки по информатике. 7 класс / Н.А.
Сухих. - М.: ВАКО, 2021.

29

16. Филимонова Е. В. Информатика и информационные технологии в
профессиональной деятельности. Учебник. М.: Юстиция, 2019..
17. Холодова, О. А. Юным умникам и умницам. Информатика, логика,
математика. 1 класс. Методическое пособие / О.А. Холодова. - М.: РОСТ,
Росткнига, 2021.
18. Цветкова, М. С. Модели непрерывного информационного образования /
М.С. Цветкова. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2021.
Список литературы и источников информации для обучающихся
1. Грошев А. С., Закляков П. В. Информатика. Учебник. М.: ДМК Пресс,
2019.
2. Информатика. 1 класс. Рабочая программа по учебнику А. В. Горячева, К.
И. Гориной, Н. И. Суворовой. - М.: Учитель, 2021.
3. Колбин, Р. В. Глобальные и локальные сети. Создание, настройка и
использование / Р.В. Колбин. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2020.
4. Набиуллина С.Н. Информатика и ИКТ. Курс лекций. М.: Лань, 2019.
5. Соколова, О. Л. Поурочные разработки по информатике. 4 класс / О.Л.
Соколова. - М.: ВАКО, 2021.
6. Усенков, Д. Ю. Коммуникационные технологии / Д.Ю. Усенков, О.Б.
Богомолова. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2020.
7. Шень, А. Программирование. Теоремы и задачи / А. Шень. Москва: РГГУ, 2020. 8. Шмелева А. Г., Ладынин А. И. Информатика. Информационные
технологии в профессиональной деятельности: Microsoft Word. Microsoft Excel:
теория и применение для решения профессиональных задач. М.: ЛЕНАНД, 2020.

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».