Управление образования администрации города Кудымкара
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр «Радуга» г. Кудымкара
Принята на заседании педагогического совета
Утверждаю:
от «30» сентября 2022 г.
Директор МАУДО «ДЮЦ «Радуга»
Протокол № 1
_______________Т.Т. Бражкина
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
«Основы компьютерной грамотности»
Возраст детей: 7 - 10 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор – составитель:
Ганимедов Константин Алексеевич,
педагог дополнительного образования,
высшая квалификационная категория
г. Кудымкар, 2022
1
Информационная карта образовательной программы
I Наименование программы
«Основы компьютерной грамотности»
II Направленность
Техническая
III Сведения об авторе (составителе)
1. ФИО
Ганимедов Константин Алексеевич
2. Год рождения
1981
3. Образование
Высшее
4. Место работы
МАУДО «ДЮЦ «Радуга» г. Кудымкара
5. Должность
Педагог дополнительного образования
6. Квалификационная категория
Высшая
7. Адрес, телефон
г. Кудымкар, ул. 50 лет Октября, д. 28
IVСведения о программе
1. Срок реализации
1 год
2. Возрастная группа
7-10 лет
3. Тип программы
общеразвивающая
4. Характеристика программы
По месту в образовательной модели
Разновозрастного детского объединения
По уровню освоения
Общекультурный ознакомительный
5. Цель программы
Формирование
и
повышение
уровня
ИКТ-
компетенции обучающихся средствами прикладной
информатики.
6. Ведущие формы и методы
Практическое занятие, мастер-класс, игра, конкурс,
образовательной деятельности
творческий проект.
7. Форма обучения
Очная,
с
применением
дистанционных
образовательных технологий.
8. Формы мониторинга
Входная, промежуточная и итоговая
диагностики
результативности
(анкеты, устный опрос, тесты, практикумы по
пройденным темам, проекты).
9. Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования
2
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности «Основы компьютерной грамотности»
1.
Пояснительная записка
1.1 Общие сведения
Данная программа разработана Ганимедовым Константином Алексеевичем,
педагогом
дополнительного
образования
МАУДО
«ДЮЦ»
«Радуга»
г.
Кудымкара.
Программа составлена в соответствии с документами:
- Закон об образовании в Российской Федерации (ФЗ «Об образовании в
РФ» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ);
- «Концепция развития дополнительного образования», (Распоряжение
Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России», 2009 г.;
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ» (включая разноуровневые программы) «Письмо
Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242»;
- СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей»;
- СанПиН 2.2.2/2.4.13340-03. Гигиенические требования к персональным
электронно-вычислительным машинам и организации работы.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Основы компьютерной грамотности» ориентирована на интеллектуальное
развитие и формирование основ компьютерной и информационной грамотности
обучающихся.
Направленность программы: техническая.
Уровень освоения программы: стартовый.
3
1.2 Актуальность программы состоит в том, что она готовит
обучающихся к программно-технической деятельности и позволяет более
уверенно чувствовать себя при работе с персональным компьютером (ПК).
Персональный компьютер уже давно превратился в доступный инструмент
работы с информацией, такой как карандаш, ручка или калькулятор. В наше
время практически не осталось сфер деятельности, в которых не применялись бы
компьютеры.
Современный человек должен уметь использовать имеющиеся в его
распоряжении средства вычислительной техники, информационные ресурсы для
автоматизации трудоёмких операций, связанных с подготовкой документов,
организацией документооборота. Программа дополнительного образования
«Основы
компьютерной
грамотности»
предоставляет
обучающимся
возможность получить специальные знания и навыки работы на компьютере.
Новизна программы заключается в том, что она не только дополняет
знания и расширяет круг практических навыков обучающихся в области
информатики, но предусматривает индивидуальное творчество в наиболее
интересных и полезных направлениях: работа в текстовом редакторе Word, в
графическом редакторе Paint, в программе PowerPoint.
Педагогическая целесообразность реализации настоящей программы в её
ориентировании на практические умения, которым в школе уделяется
недостаточно внимания. Программа позволяет приобрести устойчивые навыки
работы на персональном компьютере, обеспечивает развитие внимания, памяти,
мышления, познавательного интересов у обучающихся.
1.3
Отличительная
дополнительного
особенность
образования
«Основы
программы.
компьютерной
разработана с учётом образовательных потребностей
Программа
грамотности»
обучающихся, их
родителей и социума. Содержание программы подобрано таким образом, чтобы
в полном объёме использовать возможности оборудования Центра «Радуга» на
базе которого реализуется программа.
4
1.4
Адресат
программы.
В
реализации
программы
участвуют
обучающиеся возраста (7-10 лет). Принимаются все желающие, не имеющие
противопоказаний по состоянию здоровья.
1.5.Объём и срок освоения программы.
Общее количество учебных
часов, необходимых для освоения программы, составляет 136 часа.
Срок
реализации программы – 1 год.
1.6 Форма обучения: очная. Программа предусматривает 2 вида занятий:
теоретические и практические.
1.7
Особенности
организации
учебного
процесса.
Содержание
программы построено с учётом возрастных особенностей обучающихся. Освоить
программу способны все желающие, без ограничения и предварительного
отбора. Это позволяет строить занятия в соответствии с познавательными и
практическими возможностями обучающихся, согласно их возрасту.
Состав группы. Обучение проводится в группе постоянного состава,
сформированной
в
объединение
из
обучающихся
разного
возраста.
Наполняемость группы – 14 человек. Любой обучающийся имеет право быть
зачисленным в состав учебной группы. Набор в группу проводится независимо
от уровня подготовки и пола обучающихся.
Режим
занятий.
Занятия
проводятся
два
раза
в
неделю.
Продолжительность занятий – 2 академических часа с перерывом между
занятиями 10 минут.
Методические условия реализации программы.
Образовательный процесс по программе дополнительного образования
осуществляется в очной форме через учебное занятие.
Методы обучения и воспитания. Для освоения содержания программы
используются репродуктивные и продуктивные методы обучения:
➢ словесный (рассказ, беседа);
➢ наглядный (показ, работа по образцу);
➢ практический (упражнение, выполнение работы по алгоритму, схеме);
5
➢ объяснительно-иллюстративный (применяется в сочетании с другими
методами, для восприятия и усвоения обучающихся готовой информации);
➢ репродуктивный (обучающиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности);
➢ частично-поисковый
принимают
(обучающиеся
участие
в
коллективном поиске, решают поставленные задачи совместно с педагогом);
➢ игровой (развивающие упражнения, игры, викторины).
Методы воспитания:
➢ методы
организации
деятельности
и
формирования
опыта
общественного поведения;
➢ методы формирования сознания;
➢ методы стимулирования и мотивации;
➢ методы контроля, самоконтроля и самооценки, тестирование, анализ
результатов деятельности.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций
успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого
материала и при выполнении творческих работ. Этому способствуют совместные
обсуждения этапов выполнения заданий, а также поощрение, создание
положительной мотивации, актуализация интереса, презентация творческих
работ, конкурсы.
Важными
условиями
творческого
самовыражения
обучающихся
выступают реализуемые в педагогических технологиях идеи свободы выбора.
Обучающимся предоставляется право выбора творческих работ и форм их
выполнения.
Формы
организации
образовательного
процесса.
Содержание
программы предполагает большой спектр возможностей в формах организации
образовательного
процесса:
индивидуальная,
индивидуально-групповая
и
групповая формы работы в рамках одного занятия. При наличии в объединении
детей с особыми образовательными потребностями (одарённые дети, с ОВЗ)
6
возможно
использование
индивидуальной
формы
обучения,
по
индивидуальному образовательному маршруту.
Программой
предусмотрено
проведение
комбинированных
занятий:
занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее
количество времени занимает именно практическая часть.
Формы организации учебных
занятий.
Возрастные особенности
обучающихся требуют, чтобы занятия велись в увлекательной форме, были
эмоциональны, методически разнообразно построены. Наиболее продуктивные
формы организации учебных занятий: практическое занятие, мастер-класс, игра,
конкурс, творческий проект.
Педагогические
грамотности»
технологий:
технологии.
предполагает
элементов
ориентированного,
Программа
использование
игровых
компьютерной
современных
технологий,
развивающего
«Основы
педагогических
технологий
обучения,
личностно-
информационно-
коммуникационных и здоровьесберегающих технологий, технологий проектной
деятельности
и
коллективной
творческой
деятельности,
технологии
перспективно - опережающего обучения.
Алгоритм учебного занятия:
I этап – организационно-подготовительный (создание благоприятного
микроклимата на продуктивную учебную деятельность, активизация внимания
обучающихся, диагностика усвоенных на предыдущем занятии теоретических
знаний и приобретённых практических навыков, сообщение темы и определение
цели занятия, мотивация учебной деятельности).
II этап – основной (максимальная активизация познавательной деятельности
обучающихся
на
практических
заданий
обоснованием,
основе
с
теоретического
объяснением
самостоятельное
материала,
введение
соответствующих
выполнение
пробных
правил
обучающимися
или
учебно-
тренировочных заданий).
III этап – итоговый (анализ и оценка достижения цели занятия, уровня
усвоения
теоретических
знаний
и
практических
навыков,
самооценка
7
обучающихся собственной деятельности, оценка сотрудничества, информация о
литературе, которую нужно использовать к следующему занятию, определение
перспектив следующего занятия).
Учебное занятие в системе дополнительного образования – творческий
процесс, поэтому возможна нетрадиционная структура: изменение традиционной
последовательности этапов, оригинальные методики и формы обучения.
Дидактические средства, с помощью которых обеспечивается реализация
программы:
➢ визуальные (печатные текстовые, простые, технические (механические)
средства): учебные пособия, справочники, дидактический материал; натуральные
объекты, модели, таблицы, схемы; мультимедийный проектор, 3D-принтер, МФУ,
интерактивная доска, носители информации, мультимедийные электронные
средства (слайд-презентации);
➢ аудиовизуальные (зрительно-слуховые): мультимедийные электронные
средства (учебные видеоуроки и видеоролики);
➢ тренажёры: компьютерные программы-тренажёры;
➢ универсальные: компьютер и сетевые информационные системы
(локальные компьютерные сети и глобальная сеть Интернет).
1.8 Цель и задачи программы
Цель: формирование и повышение уровня ИКТ-компетенции обучающихся
средствами прикладной информатики
Задачи программы:
Предметные:
➢ Сформировать информационную и алгоритмическую культуру;
➢ Содействовать развитию основных навыков и умений использования
компьютерных устройств;
➢ обучить работе с операционной системой Windows, с файловой
структурой компьютера;
➢ обучить основным приёмам работы в программах: Paint, Word,
PowerPoint;
8
Метапредметные:
➢ Создать условия для овладения информационно-логическими умениями:
➢ определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать,
самостоятельно
выбирать
основания
и
критерии
для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы.
Личностные:
➢ Формировать
представления
об
информации
как
важнейшем
стратегическом ресурсе.
➢ Формировать ответственное отношение к информации с учетом
правовых и этических аспектов ее распространения, развивать чувство личной
ответственности за качество окружающей информационной среды.
Учебно-тематический план (1 год обучения) – 136 ч
№
Тема раздела, занятия
Форма
занятия
Раздел 1. Устройство компьютера
Колич.
часов
Формы
контроля
34
1
Инструктаж по технике
безопасности
вводное
занятие
2
беседа
2
История развития ВТ
вводное
занятие
2
беседа
9
3
Устройство ПК
теор. занятие
2
беседа
4
Системный блок
практическое
занятие
2
практическое
задание
5
Устройства вывода информации
теор. занятие
2
беседа
6
Устройства ввода информации
теор. занятие
2
беседа
7
Манипулятор мышь
практическое
занятие
2
практическое
задание
8
Операции с мышью
практическое
занятие
2
практическое
задание
9
Тренажёр мыши
практическое
занятие
2
практическое
задание
10
Тренажёр мыши «Хвост»
практическое
занятие
2
практическое
задание
11
Тренажёр мыши «Aspekt»
практическое
занятие
2
практическое
задание
12
Клавиатура
практическое
занятие
2
13
Тренажёр клавиатуры
практическое
занятие
2
14
Метод слепой печати
практическое
занятие
2
15
Тренажёр «Stamina»
практическое
занятие
2
16
Тренажёр «Typerun»
практическое
занятие
2
практическое
задание
17
Онлайн тренажёры
практическое
занятие
2
практическое
задание
Раздел 2. Операционная система
18
Интерфейс ОС
практическое
задание
анализ
техники
выполнения
задания
анализ
техники
выполнения
работы
практическое
задание
10
вводное
занятие
2
беседа
10
19
Рабочий стол
теор. занятие
2
беседа
20
Файловая система
теор. занятие
2
беседа
21
Операции с файлами и папками
практическое
занятие
2
практическое
задание
22
Организация файлов и папок
практическое
занятие
2
практическое
задание
Раздел 3. Программное обеспечение ОС
Windows
92
23
Прикладное ПО
теор. занятие
2
беседа
24
Графические редакторы
практическое
занятие
2
практическое
задание
25
Программа Paint
практическое
занятие
2
практическое
задание
26
Компьютерная графика
теор. занятие
2
беседа
27
Растровая графика
теор. занятие
2
беседа
28
Набор инструментов
практическое
занятие
2
практическое
задание
29
Набор команд
практическое
занятие
2
практическое
задание
30
Цветовая палитра
практическое
занятие
2
практическое
задание
31
Техника рисования
практическое
занятие
2
практическое
задание
32
Графические примитивы
практическое
занятие
2
практическое
задание
33
Работа с текстом
практическое
занятие
2
практическое
задание
34
Создание рисунка
практическое
занятие
2
практическое
задание
35
Редактирования рисунка
практическое
занятие
2
практическое
задание
36
Сохранение рисунка
практическое
занятие
2
практическое
задание
11
37
Текстовые редакторы
38
Блокнот
39
MS Office
40
Программа MS WORD
41
Создание документа
практическое
занятие
42
Сохранение документа
практическое
занятие
43
Ввод текста
практическое
занятие
44
Редактирование текста
практическое
занятие
45
Оформление текста
практическое
занятие
46
Нумерация и маркеры
практическое
занятие
47
Использование элементов
рисования
практическое
занятие
48
Автофигуры, заливка
практическое
занятие
49
Вставка картинок
практическое
занятие
50
Объект WordArt
практическое
занятие
51
Проект "Открытка"
практическое
занятие
52
Проект "Буклет"
практическое
занятие
53
Создание таблиц
54
Программа PowerPoint
55
Конструктор слайдов
теор. занятие
2
опрос
практическое
занятие
2
практическое
задание
теор. занятие
2
опрос
теор. занятие
2
опрос
2
практическое
задание
2
практическое
задание
2
практическое
задание
2
практическое
задание
2
практическое
задание
2
практическое
задание
2
практическое
задание
2
практическое
задание
2
практическое
задание
2
практическое
задание
2
практическое
задание
2
практическое
задание
практическое
занятие
2
практическое
задание
теор. занятие
2
опрос
2
практическое
задание
практическое
занятие
12
56
Вставка текста
практическое
занятие
57
Редактирование текста
практическое
занятие
58
Форматирование текста
практическое
занятие
59
Вставка картинок
практическое
занятие
60
Форматирование картинок
практическое
занятие
61
Эффекты анимации
практическое
занятие
62
Переходы
практическое
занятие
63
Работа с фоном
практическое
занятие
64
Создание презентации "Моё
хобби"
практическое
занятие
65
Создание презентации "Моя
мечта"
практическое
занятие
66
Создание фотоальбома
практическое
занятие
67
Создание видеоролика
практическое
занятие
68
Проект "Каникулы"
практическое
занятие
Итого
2
практическое
задание
2
практическое
задание
2
практическое
задание
2
практическое
задание
2
практическое
задание
2
практическое
задание
2
практическое
задание
2
практическое
задание
2
практическое
задание
2
практическое
задание
2
практическое
задание
2
практическое
задание
2
практическое
задание
136
Содержание учебного плана
Раздел 1. Устройство компьютера – 34 часа.
Теория: Инструктаж по технике безопасности. ИКТ-технологии в нашей
жизни. История развития ВТ. История информатики. Внутреннее и внешнее
устройство компьютера. Устройства ввода/вывода информации.
13
Практика: Тренажёры клавиатуры и мыши, операции с мышью, комбинации
клавиш на клавиатуре.
Раздел 2. Операционная система – 10 часов.
Теория: Интерфейс и внешний вид операционных систем семейства
Windows, файловая система и организация фалов на жёстком диске.
Практика: Операции с файлами и папками, создание файловой структуры на
жёстком диске и на флешке.
Раздел 3. Программное обеспечение ОС Windows – 92 часа.
Графический редактор Paint
Теория: Знакомство с графическим редактором Paint. Инструменты
графического редактора. Действия с элементами рисунка. Работа с текстом.
Практика: Работа в графическом редакторе Paint: выбор и изменение
палитры, действия с рисунком. Композиция. Текст и графика. Картина.
Текстовый редактор
Теория: Текстовый редактор Word. Шрифт, размер, цвет, выравнивание.
Форматирование и редактирование текста. Таблицы в текстовом редакторе. Поиск
и замена. Исправление ошибок. Создание рисунков в Word.
Практика: Работа с фрагментом текста в Word: изменение шрифта, размера,
цвета, выравнивание. Создание таблицы «Мой режим дня». Форматирование и
редактирование фрагмента предложенного текста. Проект "Открытка", Проект
"Буклет".
Программа PowerPoint
Теория: Знакомство с программой PowerPoint. Конструктор слайдов. Вставка
текста и картинок в слайд. Эффекты анимации. Переходы. Работа с фоном.
Практика:
Создание
слайдов
в
программе
PowerPoint
с
помощью
конструктора слайдов. Отработка навыков работы с презентацией: вставка текста
и картинок в слайд, эффекты анимации, переходы, изменение фона. Создание
презентации "Моё хобби", "Моя мечта". Создание видеоролика, Проект
"Каникулы"
14
Создавая определенные текстовые, мультимедийные документы, усложняя
их в процессе обучения, ребенок освоит компьютерную грамоту, сможет
создавать собственные презентации, публикации и графические работы. Для тех,
кто только начал работать на компьютере, и для тех, кто уже имеет определенные
умения и навыки, программа позволит воплотить свои замыслы: в конце одного
или нескольких занятий получить реальный результат своей работы напечатанное на компьютере письмо, статью, поздравительную открытку,
рисунок или любую другую печатную продукцию по желанию ребенка. Причем,
ребенок начинает работу над своей продукцией, с нулевого цикла - с вхождения в
программу и до последнего - сохранения документа, размещения в сети интернет
или вывода его на печать. Материальным результатом работы группы в целом
станет участие детей в выставках различного уровня, участие в различных
компьютерных конкурсах. Результатом обучения является умение работать в
различных
программах,
сформированные
навыки
саморазвития
и
самообразования.
1.5 Планируемые результаты
Основными видами контроля за реализацией программы и динамики
продвижения обучающихся являются входная диагностика (анкетирование,
творческие задания), промежуточная и итоговая (зачеты по пройденному
материалу, практические работы, защита творческих работ, проектов).
Программа предполагает развитие познавательных способностей от «хочу
играть» до «хочу развиваться», создаст условия для развития личностных качеств
обучающихся.
Предметные:
обучающиеся должны знать:
➢
технику безопасности и правила поведения в компьютерном классе;
➢
устройство компьютера (внутреннее и внешнее);
➢
способы хранения информации и организацию хранения информации;
➢
алгоритмы и приёмы работы в редакторах Word, Paint, PowerPoint;
15
➢
владеет основными терминами и понятиями в области информатики
(информация, графический редактор, текстовый редактор, растровая графика,
векторная графика);
обучающиеся должны умеет:
➢
работать с файловой системой (создание, копирование, переименование
файлов и папок)
➢
создавать изображения, используя графический редактор
➢
работать с текстом (набор, редактирование, форматирование)
Метапредметные:
➢
освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
➢
формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации;
➢
использование
знаково-символических
средств
представления
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем
решения учебных и практических задач;
➢
активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных
задач;
Личностные:
➢ элементарные знания своих прав и обязанностей как обучающего
(выполнять правила поведения в Центре, на занятиях, на экскурсии, соблюдать
чистоту, сохранять имущество),
➢ сознание юного гражданина (уважение к Отечеству, к труду других
людей, знание символики страны),
➢ ответственное отношение к обучению, способность к осознанному
выбору направления образования,
Условия реализации программы
16
Ведущими формами организации образовательного процесса являются:
лекционные занятия, практические занятия, проектная и исследовательская
деятельность. Проведение занятий предполагает как работу группы в полном
составе, так и работу в подгруппах, индивидуальное сопровождение и
консультирование.
Выбор форм, методов и видов деятельности в группе определяется с учётом
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
обучающихся,
а
также
индивидуальные творческие задания.
Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:
Организационно – педагогические
•
Компьютерный класс, соответствующий санитарным нормам (СанПиН
2.2.2/2.4.1340-03) с индивидуальными рабочими местами обучающимися, с
постоянным доступом в Интернет.
•
Формирование
групп
и
расписания
занятий
в
соответствии
с
программой.
•
Пространственно-предметная
среда
(стенды,
наглядные
пособия,
выставка детских работ).
Кадровые
•
Педагог дополнительного образования.
•
Инженер программист.
Материально-технические
•
Помещение кабинета и его оборудование (мебель и средства ИКТ)
должны удовлетворять требованиям действующих Санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.4.3172-14, СанПиН
2.2.2/2.4.1340-03).
В кабинете должны быть оборудованы не менее одного рабочего места
преподавателя и 14 рабочих мест обучающихся, снабженных стандартным
комплектом: системный блок, монитор, устройства ввода текстовой информации
и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь), привод для
чтения и записи компакт-дисков, аудио/видео входы/выходы. При этом основная
17
конфигурация компьютера должна обеспечивать пользователю возможность
работы с мультимедийным контентом: воспроизведение видеоизображений,
качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др. Должно
быть обеспечено подключение компьютеров к Интернет, при этом возможно
использование участков беспроводной сети. Компьютерное оборудование может
быть представлено как в стационарном исполнении, так и в виде переносных
компьютеров.
• Персональные компьютеры с процессорами, тактовая частота которых не
ниже 2000 МГц, оперативной памятью не ниже 2048 МБ, объем жесткого диска не
менее 500 ГБ, объединенные в локальную сеть и содержащие на жестких дисках
большинство из изучаемого программного обеспечения; по одному на каждое
рабочее место.
• Центральный компьютер (сервер) с более высокими техническими
характеристиками и содержащий на жестких дисках все изучаемое программное
обеспечение.
• Ноутбук,
сканер,
принтер
(цветной
и
черно-белый),
графические
планшеты, наушники, цифровые фото-, видеокамера, мультимедиа проектор,
экран, школьная доска, локальная сеть.
• Ремонтный набор.
• Программное обеспечение класса (операционная система MS Windws,
программное обеспечение для работы с электронной почтой, MS Office, Adobe
PhotoShop CS, Adobe Illustrator CS, Macromedia Flash, CorelDraw, ACDSee,
конструктор тестов, переводчик, тренажеры).
• Обеспечение: бумага, картриджи.
Информационные
• Электронная библиотека, в которой сформированы тематические базы
обучающих, справочных, иллюстративных, каталогизированных материалов для
обеспечения адресного поиска и свободного доступа. Электронная библиотека
обеспечивает возможность накопления, хранения и предоставления различных
ресурсов - как текстовые и графические, так и мультимедийные.
18
• Дидактический материал (раздаточный материал по темам занятий
программы, наглядный материал, мультимедийные презентации, технологические
карты).
• Медиатека (познавательные игры, растровые и векторные Clip Art, музыка,
энциклопедии, видео).
• Компакт-диски с обучающими и информационными программами по
основным темам программы.
• Видеоуроки.
• Архив видео и фотоматериалов.
• Методические разработки занятий.
Формы аттестации и контроля
Вводный контроль – в начале учебного года с целью выявления уровня
развития детей, уровня знаний в области компьютерных технологий. Форма
контроля – опрос, тест, практическое задание;
Текущий контроль – в течение всего учебного года с целью определения
степени усвоения детьми учебного материала. Выявление отстающих детей.
Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. Форма контроля –
педагогическое наблюдение, опрос, контрольное занятие, практическая работа,
самостоятельная работа, работа в группе, в паре.
Промежуточный контроль – по окончании изучения темы или раздела в
конце месяца. Проводится с целью определения степени усвоения детьми
учебного материала. Форма контроля – самостоятельная практическая работа,
работа в паре.
Итоговый контроль – в конце всего курса обучения – с целью определения
изменения уровня развития детей, определение результатов обучения. Получение
сведений о совершенствовании образовательной программы и методов обучения.
Основным
обучающегося
результатом
на
различного
работы
рода
является
конкурсах,
успешное
выставках,
выступление
фестивалях,
соревнованиях городского и более высокого уровня. Формы и оценочные
материалы для текущего контроля по разделам, итоговой и промежуточной
19
аттестации представлены в «Фонде оценочных средств». В течение всех лет
обучения ведется индивидуальное педагогическое наблюдение за творческим
развитием каждого ребенка. Образовательные результаты отражаются в Карте
личностного роста обучающегося.
Дополнительные формы аттестации:
➢ Тестовые, контрольные, срезовые задания (больше практического
характера).
➢ Создание проблемных, затруднительных заданий (шаблоны-головоломки
и т.п.).
➢ Демонстрационные: организация выставок, конкурсов, соревнований.
➢ Алгоритмизация действий обучающихся: наблюдение за соблюдением
правил и логики действий при выполнении определенного задания.
➢ Анкетирование.
➢ Педагогическая диагностика развития ребенка.
➢ Передача обучающемуся роли педагога.
➢ День творчества в объединениях.
➢ Самооценка.
➢ Комбинированная: анкетирование, наблюдение, решение проблемы.
➢ Индивидуальные карточки.
➢ Групповая оценка работ.
➢ Тематические кроссворды.
➢ Собеседование.
➢ Деловые игры.
➢ Творческий отчет (концерт, выставка и т.п.).
➢ Защита рефератов, докладов, выступлений
➢ Фронтальный опрос.
➢ Домашнее задание на самостоятельное выполнение.
➢ Карта индивидуальных достижений.
➢ Тематические игры («Звездный час» и т.п.).
➢ Зачет.
20
Оценочные материалы.
Результативность освоения программы оценивается по двум группам
показателей:
- учебным (фиксирующим предметные и общеучебные знания, умения,
навыки, приобретённые обучающимся в процессе освоения программы);
- личностным (выражающим изменения личностных качеств обучающегося
под влиянием занятий в детском объединении).
Технология
дополнительного
определения
учебных
образования
заключается
результатов
в
по
следующем:
программе
совокупность
измеряемых показателей (теоретическая, практическая подготовка обучающегося,
общеучебные умения и навыки) оценивается по степени выраженности (от
минимальной до максимальной по 10-балльной шкале).
Развитие личностных качеств обучающегося в процессе усвоения программы
отслеживается по трём блокам личностных качеств: организационно-волевые,
ориентационные, поведенческие качества личности.
Технология определения личностных качеств обучающегося заключается в
следующем:
самоконтроль,
совокупность
самооценка,
измеряемых
показателей
интерес
занятиям,
к
(терпение,
конфликтность,
воля,
тип
сотрудничества) оценивается по степени выраженности (от минимальной до
максимальной по 10-балльной шкале).
Методы диагностики, с помощью которых определяется достижение
планируемых результатов: тестирование, контрольное задание, наблюдение,
анализ творческих работ, педагогический анализ.
Мониторинг результативности освоения программы
дополнительного образования
Показатели
Критерии и степень выраженности
Формы
(оцениваемые
оцениваемого качества
диагностики
параметры)
Предметные результаты
1. Теоретическая
Соответствие
теоретических
знаний собеседование,
подготовка:
обучающегося
программным тестирование
1.1. Теоретические
требованиям:
21
знания (по основным минимальный
уровень
(объём
разделам учебного
усвоенных знаний менее ½ объёма,
плана программы)
предусмотренного программой) – 1-4
балла;
- средний уровень (объём усвоенных
знаний составляет более ½) – 5-8 баллов;
- максимальный уровень (освоен весь
объём
знаний,
предусмотренный
программой за конкретный период) – 9-10
баллов.
1.2. Владение
Осмысленность
и
правильность
специальной
использования
специальной
терминологией по
терминологии:
тематике программы - минимальный уровень (обучающийся,
как правило, избегает употреблять
специальные термины) – 1-4 балла;
- средний уровень (обучающийся сочетает
специальную терминологию с бытовой) –
5-8 баллов;
- максимальный уровень (специальные
термины употребляются осознанно и в
полном соответствии с их содержанием) –
9-10 баллов.
2. Практическая
Соответствие практических умений и
подготовка:
навыков программным требованиям:
2.1. Практические
минимальный
уровень
(объём
навыки и умения,
усвоенных умений и навыков менее ½) –
предусмотренные
1-4 балла;
программой (по
- средний уровень (объём усвоенных
основным разделам умений и навыков составляет более ½) –
учебного плана
5-8 баллов;
программы)
- максимальный уровень (освоен весь
объём
умений
и
навыков,
предусмотренный
программой
за
конкретный период) – 9-10 баллов.
2.2. Творческие
Креативность
в
выполнении
навыки (творческое практических заданий:
отношение к делу и - начальный (элементарный) уровень
умение воплотить
развития
креативности
(выполнение
его в готовом
простейших практических заданий) – 1-4
продукте)
балла;
- репродуктивный уровень (выполнение
заданий на основе образца) – 5-8 баллов;
- творческий уровень (выполнение
задания с элементами творчества) – 9-10
контрольный
опрос,
тестирование
контрольное
задание
наблюдение,
анализ
творческих
работ
22
баллов.
Метапредметные результаты (общеучебные умения и навыки)
1. УчебноСамостоятельность в подборе и анализе
интеллектуальные
литературы:
умения:
минимальный
уровень
умений
1.1. Умение
(серьёзные затруднения при работе с
подбирать и
литературой, потребность в постоянной
анализировать
помощи и контроле) – 1-4 балла;
специальную
- средний уровень (работа с литературой с
литературу
помощью педагога) – 5-8 баллов;
максимальный
уровень
(самостоятельная работа с литературой) –
9-10 баллов.
1.2. Умение
Самостоятельность
в
пользовании
пользоваться
электронными
информационными
электронными
ресурсами:
информационными
минимальный
уровень
умений
ресурсами
(серьёзные затруднения при работе с
электронными
информационными
ресурсами, потребность в постоянной
помощи и контроле) – 1-4 балла;
средний
уровень
(работа
с
электронными
информационными
ресурсами с помощью педагога) – 5-8
баллов;
максимальный
уровень
(самостоятельная работа с электронными
информационными ресурсами) – 9-10
баллов.
1.3. Умение
Самостоятельность
в
учебноосуществлять
исследовательской работе:
учебноминимальный
уровень
(учебноисследовательскую
исследовательская деятельность вызывает
работу (проводить
серьёзные затруднения,
постоянная
самостоятельный
потребность в помощи и контроле) – 1-4
поиск информации и балла;
анализ)
- средний уровень (осуществление
учебно-исследовательской
работы
с
помощью педагога) – 5-8 баллов;
максимальный
уровень
(самостоятельное осуществление учебноисследовательской работы) – 9-10 баллов.
2. УчебноАдекватность восприятия информации,
коммуникативные
исходящей от педагога; свобода во
умения: (умение
владении и подаче подготовленной
наблюдение,
анализ
выполненных
заданий
наблюдение,
анализ
выполненных
заданий
наблюдение,
анализ
выполненных
заданий
наблюдение,
педагогический
анализ
23
слушать и слышать
педагога, умение
выступать перед
аудиторией,
участвовать в
обсуждении,
представлять
результат своих
навыков и умений)
информации; самостоятельность и логика
в построении ответов и доказательств:
- минимальный уровень (серьезные
затруднения в восприятии, подготовке и
подаче
информации,
необходимости
предъявления
доказательств
и
аргументации своей точки зрения,
постоянная потребность в значительной
помощи педагога) – 1-4 балла;
- средний уровень (адекватное восприятие
информации при условии периодического
напоминания и контроле, не всегда
уверенные ответы на вопросы, подача
информации,
доказательство
и
аргументация своей точки зрения при
поддержке педагога) – 5-8 баллов;
- максимальный уровень (адекватное
восприятие, самостоятельная подготовка
и
подача
информации,
свободное
выступление, логически обоснованное
предъявление
доказательств,
убедительная аргументация своей точки
зрения) – 9-10 баллов.
3. УчебноСпособность самостоятельно готовить наблюдение,
организационные
своё рабочее место к деятельности и педагогический
умения и навыки:
убирать его за собой; соответствие
анализ
(организация своего реальных навыков соблюдения правил
рабочего места,
безопасности программным требованиям;
соблюдение правил аккуратность:
безопасности)
- минимальный уровень (объём учебноорганизационных умений и навыков
менее ½) – 1-4 балла;
- средний уровень (объём учебноорганизационных умений и навыков
составляет более ½) – 5-8 баллов;
- максимальный уровень (освоен весь
объём учебно-организационных умений и
навыков, предусмотренный программой
за конкретный период) – 9-10 баллов.
Личностные результаты
1. Организационно- Способность переносить (выдерживать) наблюдение,
волевые качества:
известные
нагрузки
в
течение педагогический
1.1. Терпение
определенного времени, преодолевать
анализ
трудности:
- минимальный уровень (терпения хватает
24
меньше, чем на ½ занятия) – 1-4 балла;
- средний уровень (терпения хватает
больше, чем на ½ занятия) – 5-8 баллов;
- максимальный уровень (терпения
хватает на всё занятие) – 9-10 баллов.
1.2. Воля
Способность активно побуждать себя к
практическим действиям:
- минимальный уровень (волевые усилия
побуждаются извне) – 1-4 балла;
- средний уровень (иногда проявляется
активность к практическим действиям) –
5-8 баллов;
- максимальный уровень (самостоятельно
побуждает
себя
к
практическим
действиям) – 9-10 баллов.
1.3. Самоконтроль
Умение контролировать свои поступки
(приводить к должному свои действия):
- минимальный уровень (постоянно
действует под воздействием контроля
извне) – 1-4 балла;
средний
уровень
(периодически
контролирует себя сам) – 5-8 баллов;
- максимальный уровень (контролирует
себя самостоятельно) – 9-10 баллов.
2. Ориентационные Способность оценивать себя адекватно
качества:
реальным достижениям:
2.1. Самооценка
- минимальный уровень (завышенная
самооценка) – 1-4 балла;
средний
уровень
(заниженная
самооценка) – 5-8 баллов;
- максимальный уровень (объективная
самооценка) – 9-10 баллов.
2.2. Интерес к
Осознанное
участие
в
освоении
занятиям в детском
программы:
объединении
- минимальный уровень (интерес к
занятиям продиктован извне) – 1-4 балла;
- средний уровень (интерес периодически
поддерживается самим обучающимся) –
5-8 баллов;
- максимальный уровень (самостоятельно
проявляет постоянный интерес) – 9-10
баллов.
3. Поведенческие
Способность
занять
определенную
качества:
позицию в конфликтной ситуации:
3.1. Конфликтность - минимальный уровень (недостаточно
наблюдение,
педагогический
анализ
наблюдение,
педагогический
анализ
наблюдение,
педагогический
анализ
наблюдение,
педагогический
анализ
наблюдение,
педагогический
анализ
25
3.2. Тип
сотрудничества
4. Личностные
достижения
обучающегося
осознает правила и нормы поведения,
допускает нарушения, но в основном их
выполняет) – 1-4 балла;
- средний уровень (осознает моральные
нормы и правила поведения в социуме, но
иногда частично их нарушает) – 5-8
баллов;
- максимальный уровень (всегда следует
общепринятым нормам и правилам
поведения, осознанно их принимает) – 910 баллов.
Способность принимать участие в общем наблюдение,
деле:
педагогический
- минимальный уровень (в совместной
анализ
деятельности не пытается договориться,
не может придти к согласию, настаивает
на своём, конфликтует или игнорирует
других) – 1-4 балла;
средний
уровень
(способен
к
взаимодействию и сотрудничеству, но не
всегда умеет аргументировать свою
позицию и слушать партнера) – 5-8
баллов;
- максимальный уровень (проявляет
эмоционально позитивное отношение к
процессу сотрудничества, ориентируется
на партнера по общению, умеет слушать
собеседника, совместно планировать,
договариваться и распределять функции в
ходе выполнения задания, осуществлять
взаимопомощь) – 9-10 баллов.
Результаты личных достижений:
портфолио
- минимальный уровень (пассивное
участие в делах детского объединения) –
1-4 балла;
- средний уровень (активное участие в
делах детского объединения) – 5-8
баллов;
- максимальный уровень (значительные
результаты
на
муниципальном
и
региональном уровнях) – 9-10 баллов.
26
27
Список литературы и источников информации для педагога
1. Андреева, Е. В. Программирование — это так просто, программирование
— это так сложно. Современный учебник программирования / Е.В. Андреева. М.: МЦНМО, 2020.
2. Баженова, Г. В. Информатика. 1 класс. Технологические карты уроков по
учебнику А. В. Горячева, К. И. Гориной, Т. О. Волковой / Г.В. Баженова. - М.:
Учитель, 2020.
3. Богомолова, О. Б. Web-конструирование на HTML. Практикум / О.Б.
Богомолова. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2021
4. Буйлова Л.Н. Технология разработки и оценки качества дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время – новые
подходы. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2015.
5. Дуванов, А. А. Азы информатики. Пишем на компьютере. Книга для
учителя. 6 класс / А.А. Дуванов. - М.: БХВ-Петербург, 2020.
6. Дуванов, А. А. Азы информатики. Работаем с информацией. Книга для
учителя. 5 класс / А.А. Дуванов. - М.: БХВ-Петербург, 2021.
7. Информатика. 1 класс. Поурочные планы. - М.: Учитель, 2020.
8. Информатика. 2 класс. Контрольно-измерительные материалы. - М.:
ВАКО, 2021.
9. Клуб весёлых информатиков: занимательные уроки, внеклассные
мероприятия. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2020.
10. Кулик О.Н., Коюшева Е.Н. Проектирование дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и
модульные программы). Рекомендации.-Сыктывкар: ГАУ ДО «РЦДО», РМЦ
ДОД, 2019
11. Молодцов, В. А. Современные открытые уроки информатики. 8-11
классы / В.А. Молодцов, Н.Б. Рыжикова. - М.: Феникс, 2021.
12. Паутова, А.Г. Информатика. Путешествие в Компьютерную Долину. 2
класс. Тетрадь для внеурочной деятельности: моногр. / А.Г. Паутова. - М.:
Академкнига / Учебник, 2021.
13. Пейперт, С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные
идеи / С. Пейперт. - М.: Педагогика, 2021.
14. Соловьева, Л. Ф. Информатика и ИКТ. Работаем в Windows и Linux. 8-9
классы. Методическое пособие для учителей. (+ CD-ROM) / Л.Ф. Соловьева. - М.:
БХВ-Петербург, 2021.
15. Сухих, Н. А. Поурочные разработки по информатике. 7 класс / Н.А.
Сухих. - М.: ВАКО, 2021.
16. Филимонова Е. В. Информатика и информационные технологии в
профессиональной деятельности. Учебник. М.: Юстиция, 2019..
17. Холодова, О. А. Юным умникам и умницам. Информатика, логика,
математика. 1 класс. Методическое пособие / О.А. Холодова. - М.: РОСТ,
Росткнига, 2021.
Список литературы и источников информации для обучающихся
28
1. Грошев А. С., Закляков П. В. Информатика. Учебник. М.: ДМК Пресс,
2019.
2. Информатика. 1 класс. Рабочая программа по учебнику А. В. Горячева, К.
И. Гориной, Н. И. Суворовой. - М.: Учитель, 2021.
3. Колбин, Р. В. Глобальные и локальные сети. Создание, настройка и
использование / Р.В. Колбин. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2020.
4. Набиуллина С.Н. Информатика и ИКТ. Курс лекций. М.: Лань, 2019.
5. Соколова, О. Л. Поурочные разработки по информатике. 4 класс / О.Л.
Соколова. - М.: ВАКО, 2021.
6. Усенков, Д. Ю. Коммуникационные технологии / Д.Ю. Усенков, О.Б.
Богомолова. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2020.
7. Шень, А. Программирование. Теоремы и задачи / А. Шень. Москва: РГГУ, 2020. 8. Шмелева А. Г., Ладынин А. И. Информатика. Информационные
технологии в профессиональной деятельности: Microsoft Word. Microsoft Excel:
теория и применение для решения профессиональных задач. М.: ЛЕНАНД, 2020.
29