Управление образования администрации города Кудымкара Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Радуга» г. Кудымкара Принята на заседании педагогического совета Утверждаю: от «30» сентября 2022 г. Директор МАУДО «ДЮЦ «Радуга» Протокол № 1 _______________Т.Т. Бражкина Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Моделирование и конструирование из дерева» Возраст обучающихся: 15-17 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Злобин Сергей Иванович, педагог дополнительного образования г. Кудымкар, 2022 Информационная карта образовательной программы I Наименование программы «Моделирование и конструирование из дерева» II Направленность Техническая III Сведения об авторе (составителе) 1. ФИО Злобин Сергей Иванович 2. Год рождения 1986 3. Образование Среднее специальное 4. Место работы МАУДО «ДЮЦ «Радуга» г. Кудымкара 5. Должность Педагог дополнительного образования 6. Квалификационная категория Первая квалификационная категория 7. Адрес, телефон г. Кудымкар, ул. М. Горького, д. 28 IVСведения о программе 1. Срок реализации 1 год 2. Возрастная группа 11-13 лет 3. Тип программы общеразвивающая 4. Характеристика программы По месту в образовательной модели Разновозрастного детского объединения По уровню освоения Общекультурный ознакомительный 5. Цель программы Развитие у обучающихся интереса к народному прикладному искусству и техническому творчеству, посредством вовлечения в творческую деятельность по созданию художественных изделий и статичных моделей из дерева. 6. Ведущие формы и методы Беседа, практические занятия, работа в группах, образовательной деятельности самостоятельная работа. 7.Форма обучения Очная, с применением дистанционных образовательных технологий. 8. Формы мониторинга Входная, промежуточная и итоговая результативности диагностики (анкеты, устный опрос, тесты, практикумы по пройденным темам, проекты, тестирование моделей и программ, выполнение заданий соревнований) 9. Кадровое обеспечение Педагог дополнительного образования Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Моделирование и конструирование из дерева» I. Пояснительная записка Общие сведения 1.1 Программа составлена в соответствии со следующими документами: - Закон об образовании в Российской Федерации (ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ); - «Концепция развития дополнительного образования», (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р); - «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», 2009 г.; - Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; - «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ» (включая разноуровневые программы) «Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242»; По целям обучения программа - профессионально-прикладная, развивающая художественную одаренность. В соответствии с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (утверждён Приказом Минобрнауки Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008) в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Моделирование и конструирование из дерева» ежегодно вносятся изменения. 1.2 Актуальность и педагогическая целесообразность настоящей программы состоит в соединении умственного и физического творческого труда, которое и является одной из основ здорового и долговременного образа жизни человека. Программа содержит установку на изучение наследия народных традиций обработки дерева, познание многообразия живых существ на земле, свойств и строения дерева самого - распространённого природного материала, на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности. Изучить большой и разнообразный мир техники помогает моделирование и конструирование. Начальное техническое творчество развивает у детей конструкторские способности, техническое мышление и способствует познанию окружающей действительности. А изучение приемов художественной обработки различных материалов, выработанных на протяжении многих столетий народными художниками, может быть настоящей школой для современных юных мастеров. Каждая выставка технических моделей или предметов народного искусства – это всегда открытие, открытие мира красоты и мудрости. Хотя материалы, применяемые в моделировании и декоративноприкладном искусстве, достаточно хорошо изучены, тем не менее, они продолжают таить в себе неограниченные возможности. Искусство резьбы по дереву в последнее время, все настойчивей и уверенней входит в нашу жизнь и быт. Никакие искусственные материалы не заменят красоту и теплоту натурального дерева. Изделия из дерева постоянно окружают человека дома, на работе, в транспорте и местах отдыха, создают благоприятную для жизни обстановку. Процесс обучения тесно связан с изучением художественных промыслов России, культурой и традициями своего народа. Русские мастера художественной обработки древесины обладали неисчерпаемой фантазией, отличным знанием материала, чувством прекрасного, что и позволяло им в каждой работе – от величественного храма до деревянной ложки – создавать подлинные произведения искусства. Попав в руки истинного мастера, дерево приобретает вторую жизнь. И сегодня, несмотря на множество созданных в последние годы полимеров, дерево продолжает оставаться одним из основных материалов. Резными работами по дереву с увлечением занимаются многие школьники. Эти занятия, где сочетается труд мастера с искусством художника, создающего новые декоративные образы, становятся одной из основ эстетического воспитания детей, развивают мышление и вырабатывают вкус к искусству. Новизна программы: Образовательная программа дополнительного образования детей «Моделирование и конструирование из дерева» строится так чтобы дать обучающимся знания не только в области традиционной обработки дерева, и изучении коми-пермяцкой резьбы, но и познакомить с историей сооружения паровых судов на Пожвинском заводе посредством изучения и изготовления их моделей. В программе рассмотрены все элементы технологии объёмной резьбы по дереву, начиная с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на конференциях и выставках. 1.3 Отличительные особенности программы Отличительные особенности настоящей программы от других программ резьбы по дереву заключаются в том, что она нацелена на освоение объёмной трёхмерной резьбы по природному материалу и изготовление простых моделей из него, к которому впервые прикасается человек и может в максимально возможной мере реализовать свой творческий замысел и фантазию. После первых начальных упражнений обучающиеся создают сосуды, ёмкости в форме животных и растений, мир которых бесконечно разнообразен. Форма изготавливаемых изделий может быть близка к природным организмам, упрощена и стилизована или превращена в фантастические образы. 1.4 Адресат программы: Возраст детей, участвующих в реализации программы – 15-17 лет. Возможен прием детей разных возрастов в зависимости от желания ребенка. Дети с ОВЗ и дети-инвалиды с учетом состояния здоровья могут заниматься индивидуально или в общей группе. При планировании работы учитываются рекомендации индивидуальной программы реабилитации и территориальной психолого – медико - педагогической комиссии. Группа комплектуются из 10-12 человек. 1.5 Объем и сроки реализации образовательной программы Программа рассчитана на 1 год - 136 часов Формы организации занятий: групповые, индивидуальные. 1.6 Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа с 10 минутным перерывом (1 академический час – 45 минут). 1.7 Формы и методы обучения Комплектование творческого объединения проводится без предварительного отбора детей. Для вновь набранных детей подбираются задания, позволяющие быстрее приобрести необходимые навыки. Обучение детей осуществляется в разновозрастных группах. Программой предусмотрено также совместное обучение детей 1-го, 2-го, 3-го годов обучения в одной группе, если группы не могут быть укомплектованы полностью. Методика преподавания в подобной группе дифференцирована. Теоретические сведения по теме и инструктаж по выполнению задания даются поочередно группе каждого уровня; практическую работу дети выполняют самостоятельно, используя специальный раздаточный материал (технологические карты) с описанием технологии изготовления изделий. Объединение детей в такую разноуровневую учебную группу позволяет выполнять коллективные работы, являющиеся одним из методов реализации цели программы. Программа предусматривает знакомство обучающихся с профессиями в области декоративно-прикладного искусства. Учебно-тематический план включает 2 раздела: 1.Изготовление художественных изделий из дерева. 2.Изготовление моделей транспортных средств. Обучение основывается на следующих принципах - личностно-ориентированного подхода (признание уникальности самого обучающегося) - доступности при изложении материала. Материал расположен от простого к сложному - наглядности. На занятиях используются плакаты, чертежи, изделия. В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий: - типовое занятие (сочетает в себе объяснение и практическое упражнение): - собеседования; - экскурсии; - практические упражнения под руководством педагога по закреплению определенных навыков. Направления форм работы: Индивидуальная: 1.Подготовка к персональным выставкам 2.Подготовка к конкурсу учебно-исследовательских работ 3. Сбор материала 4. Подготовка проектов 5. Подготовка к выставкам, конкурсам, фестивалям Групповая: 1.Приобретение новых знаний в процессе обучения 2.Подготовка к мероприятиям 3.Изготовление коллективных изделий. Массовая: участие в мероприятиях ДЮЦ «Радуга» 1.8 Цель программы: развитие у обучающихся интереса к народному прикладному искусству и техническому творчеству, посредством вовлечения в творческую деятельность по созданию художественных изделий и статичных моделей из дерева. Задачи программы: Образовательные: - познакомить обучающихся с российскими художественными центрами резьбы по дереву; - обучить владению инструментом для резьбы по дереву; - обучить практическим навыкам обработки дерева, умению создавать творческие композиции - показать технологии создания простейших статичных моделей из дерева Развивающие: - развивать творческое, пространственное, логическое мышление; - развивать познавательный интерес к техническому моделированию; - развивать творческие способности обучающихся и интерес к изобразительной деятельности; - развивать навыки самостоятельного составления композиций резьбы по дереву на основе традиций народного искусства; - развивать умение давать оценку своей работе. Воспитательные: - приобщать обучающихся к истокам национальной культуры; - воспитывать уважение к людям труда, терпимость к чужому мнению; - сформировывать навыки работы в творческом разновозрастном коллективе, где младшие учатся у старших, а старшие помогают младшим. Программа направлена на развитие у обучающихся общекультурных компетенций, посредством ознакомления с культурой народов России, историей развития техники и современными достижениями; учебно- познавательных, как формирование умений целеполагания, планирования, анализа, самооценки своей деятельности и навыков креативной продуктивной деятельности; социально-трудовых компетенций как способов социальной активности и профессионального компетенций личностного самосовершенствования. самоопределения и 1.9 Планируемые результаты и способы определения их результативности После окончания 2 года занятий обучающиеся должны знать: - о видах и приемах резьбы по дереву(плоскорельефной, скульптурой); - правила техники безопасности при работе с режущим инструментом. - виды наземного транспорта - технические приемы объемной резьбы по дереву. должны уметь: - создавать и выполнять собственные композиции в технике плоскорельефной и коми-пермяцкой резьбы по дереву; - выполнять в материале объемную (скульптурную) резьбу. - владеть инструментом для резьбы по дереву; - работать с шаблонами и простейшими чертежами - строить как отдельные части и детали, так и модели (танк, паровоз) в целом Отслеживание результатов образовательной деятельности: Три раза в год на всех этапах обучения отслеживается личностный рост обучающегося по мониторингу. Результаты освоения программы определяются по трем уровням: • высший • средний • низкий Оценка проводится по десятибалльной шкале. Результаты тестирования в соответствии с системой мониторинга ежедневно фиксируются в карточке личностного роста обучающегося, сравнение результатов ежегодного отслеживания показывает динамику освоения обучающимися программы. Завершается цикл обучения самостоятельным выполнением и защитой проекта. Проект должен завершиться изготовлением законченного изделия с простейшим его описанием. Подведение итогов реализации образовательной программы дополнительного образования детей «Моделирование и конструирование из дерева» проводится в форме тестирования, выставки творческих работ. Данная программа позволяет реализовать потребности каждого обучающегося в развитии индивидуальных творческих способностей, а также формировать активную творческую позицию. Учебно-тематический план (2 год обучения) – 136 ч № п/п Название темы I разде л 1. «Художественные и технические приемы резьбы по дереву. Плоскорельефная резьба, скульптурная резьба» Вводное занятие 2. Экскурсия в окружной музей им. СубботинаПермяка Знакомство с художественными и техническими приемами плоскорельефной резьбы по дереву -контурная резьба - заоваленная резьба - резьба с подушечным фоном - резьба с подобранным фоном Создание собственных композиций резьбы по дереву в технике плоскорельефной резьбы - составление эскиза - подготовка заготовки - изготовление изделия - нанесение на изделие рисунка плоскорельефной резьбы - выполнение плоскорельефной резьбы на изделии по рисунку Резьба основного рисунка, подбор фона- отделка изделия Отчетная выставка готовых изделий учащихся 3. 4. 5. 6. 7. II разде л Знакомство с художественными и техническими приемами объемной резьбы по дереву - лепка скульптуры из пластилина; - нанесение рисунка скульптуры на заготовку; -проработка основных форм скульптуры; - проработка более мелким деталей; - окончательная обработка, передача фактуры Выполнение в материале объемной резьбы по дереву: - лепка задуманной композиции совы из пластилина; - нанесение скульптуры совы на заготовку; - вырубка основных форм скульптуры; - проработка крупных форм скульптуры; - проработка более мелких деталей; - передача фактуры - отделка изделия Выполнение моделей наземного транспортного средства (танк, паровоз) Кол-во часов Теория 2 2 2 2 Практ Формы ика аттестации и контроля вводный тест Устный опрос Устный опрос 8 1 1 1 1 1 1 1 1 Практическ ая работа 26 2 2 6 2 2 10 2 1 1 10 текущий тест, выставка Устный опрос 2 2 2 2 2 Практическ ая работа 38 8 2 8 6 6 6 2 8. 9. 10. Выполнение гусеничного транспортного средства (танка) наземного Практическ ая работа 26 Создание чертежа танка 6 Выпиливание и обработка деталей модели 8 Проработка мелких деталей Сборка модели Сборка подставки Окраска модели и подставки Выполнение наземного транспортного средства (паровоза) История создания паровоза на Пожвинском заводе Создание чертежа Выпиливание и обработка деталей модели Проработка мелких деталей Сборка модели Окраска модели и подставки Итоговое занятие: 4 4 2 2 ИТОГО: Устный опрос 20 2 2 136 4 4 2 4 4 1 1 22 114 Практическ ая работа Итоговый тест, выставка Содержание программы 2 года обучения Тема 1. Вводное занятие (2 часа) Теория. Беседа о народном декоративном искусстве, его видах. Рассказ о плоскорельефной резьбе. Мастера Абрамцево-Кудринской резьбы. Знакомство с творчеством Богородских резчиков по дереву. Деревянная богородская игрушка. Коми-пермяцкий орнамент в предметах быта комипермяков. Тема 2. Экскурсия в окружной краеведческий музей им. СубботинаПермяка (2 часа). Теория. Знакомство с разделом народного декоративного искусства. Многообразие различных предметов с коми пермяцким орнаментом. Значение орнамента в жизни коми-пермяков. Тема 3. Знакомство с художественными и техническими приемами плоскорельефной резьбы по дереву (8 часов). Художественные и технические особенности плоскорельефной резьбы с заоваленным контуром, с подушечным и с подобранным фоном. Мотивы орнамента, характеристика Абрамцево-Кудринской резьбы. Выбор древесины и инструмента для создания плоскорельефной резьбы. Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами. Выполнение упражнений на дощечках по созданию узоров резьбы. Последовательность выполнения узоров резьбы с заоваленным контуром, с подушечным и с подобранным фоном. Тема 4. Создание собственных композиций резьбы по дереву в технике плоскорельефной резьбы (24 часа). Практические работы. Разработка эскизов композиций изделий: декоративное панно, блюда, коробочки, шкатулки и т. д. Изготовление задуманных изделий. Нанесение рисунка плоскорельефной резьбы на изделие. Выполнение плоскорельефной резьбы на изделии. Отделка изделия. Тема 5. Отчетная выставка готовых изделий воспитанников (2 часа). Подготовка изделий к выставке, оформление работы. Правильное размещение изделий на подиуме, столе, стене, витрине. Различные крепления изделий в вертикальной плоскости. Правильное расположение в пространстве по отношению к источнику света. Общее оформление выставки. Охарактеризовать каждую работу воспитанника, положительные и отрицательные моменты в изделиях. Тема 6. Знакомство с художественными и техническими приемами объемной резьбы по дереву (10 часов). Практические работы. История и возникновение Богородской игрушки. Знакомство с творчеством Богородских резчиков по дереву, образцами скульптурной резьбы. Выбор древесины для объемной резьбы. Основной инструмент резчика для скульптурной резьбы. Правила техники безопасности при работе с режущим инструментом. Лепка задуманной композиции из пластилина. Последовательность выполнения скульптуры в материале Тема 7. Выполнение в материале объемной (скульптурной) резьбы по дереву «Сова» (38 часов). Практические работы. Лепка задуманной композиции из пластилина. Подбор заготовки для скульптуры и нанесение рисунка. Вырубка грубых, основных форм, переход к более мелким деталям, уточнение форм, окончательная проработка, передача фактуры. Правила техники безопасности при работе с режущим инструментом. Тема 8. Выполнение модели танка (26 часов). Практические работы. Создание чертежа. Выпиливание и обработка деталей модели автомобиля. Проработка мелких деталей (колеса, оси, кабина) Сборка модели, сборка подставки. Соединение деталей на клей. Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами. Отделка готового изделия Тема 9. Выполнение модели паровоза (20 часов). Практические работы. Создание чертежа. Выпиливание и обработка деталей модели паровоза Проработка мелких деталей (колеса, оси, кабина) Сборка модели, сборка подставки. Соединение деталей на клей. Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами. Отделка готового изделия. Тема 10.Итоговое занятие. 2 часа. Обучающиеся проверяют свои теоретические знания и практические умения по всем темам второй ступени обучения. Теоретические знания проверяются тестированием. Практические умения обучающиеся показывают на своих изделиях сделанных в течение учебного года. Условия реализации программы Методическое обеспечение образовательной программы В основу программы положен принцип единства демократизации и гуманизации обучения. Программа ориентирована на развитие творческой личности детей. При составлении тематического плана учитывались возрастные особенности ребенка. Используемые формы работы чаще всего индивидуальные, так как каждый ребенок «творит» свою неповторимую модель. Хотя в некоторых случаях предполагается и коллективная форма работы, когда несколько ребят по желанию делают одно изделие. Обучение по программе построено по принципу «от простого к сложному»: от вырезания простых форм - к составлению сложных сюжетных композиций: от работы на плоскости – к изготовлению объемных форм. Программой предусматривается использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм учебной работы обучающихся Фронтальная форма – подача учебного материала всей группе. Индивидуальная форма – самостоятельная работа обучающихся. Предполагает оказание помощи каждому со стороны педагога. Содействует выработке навыков самостоятельной работы. Групповая работа - предоставляет возможность построить свою деятельность на основе принципа взаимосвязи, ощутить помощь со стороны друг друга. Дидактический материал 1.Учебная литература 2.Художественная литература 3.Иллюстрации, слайды, фотографии, таблицы 4.Раздаточный материал Технические средства: Мультимедиапроектор, компьютер. Материально-технические условия Помещение для занятий резьбой по дереву. Станки 1.Сверлильный станок 2.Фуговально-пильный станок 3.Электро точило (крупный наждак) 4.Электро точило (средний наждак) 5.Электро точило (мелкий наждак) 6. Шлифовальный станок. Ручной электроинструмент 1.Электродрель 2.Электролобзик 3.Шлифовальная машина (грубая шлифовка) 4.Шлифовальная машина (чистая шлифовка) 5. Фрезерная машина 6. Электрорубанок Ручной инструмент и оборудование 1.Верстаки 2.Ножовка 3.Выкружная пила 4.Лучковая пила 5.Стамески плоские 6. Стамески полукруглые (отлогие, крутые, клюкарзы) 7.Рубанки 8.Фуганки 9. Шпунтубель 10.Калевки 11.Киянки 12.Молотки 13. Напильники (грубые, средние, мелкие) 14.Напильники (плоские, квадратные, круглые, полукруглые, треугольные) 15.Цикли 16.Упоры 17.Струбцины 18. Стамески (кольцо, крючок) 19.Стусла 20.Топоры 21.Наборы мелких стамесок 22.Резцы косячки (мелкие, крупные) 23.Заточные бруски (средней зернистости, оселки) 24.Наборы сверел 25.Наборы перок 26.Долота Измерительный инструмент 1.Карандаши 2.Ластики 3.Линейка 4. Треугольники 5. Столярные угольники 6. Циркули 7. Рулетки 8.Рейсмусы Материалы 1. Древесина лиственных пород (доски, чурки) 2. Древесина хвойных пород (доски, рейки) 3. Клей 4. Шурупы 5. Гвозди 6. Бумага 7. Картон 8. Тесьма бельевая 9. Наждачная бумага 10.Шлифовальная паста 11.Войлок Литература для педагога: 1. Большаков А.В. Резьба по дереву. Ода винту. – М.: Издательство «Народное творчество», 2007. -112 с.: ил. 2.Гусарчук Д. М. «300 ответов любителю художественных работ по дереву» 3.Лебедева Е. И., Боргунова Е. М. «Скульптурная резьба». Издательство ООО «Аделант» 2006 г. 4. Логачева Л. А «Основы мастерства резчика по дереву».-М.:Издательство «Народное творчество», 2007. 5.Рыженко В.И., Яценко В. А. «Работы по дереву» ЗАО «АСТВ».1998г. 6.Сафроненко В.М «Вторая жизнь дерева», 2007г. 7. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву.- Мн.: «Современное слово», 1998. 8. Carving Realistlc.Flowers in Wood» (Wanda Marsh) Издательство АРТродник, издание на русском языке, 2008. 9. В. Рыженко, «Полная энциклопедия художественных работ по дереву» Издательство: «Оникс», 2010. 10. http://rezbaderevo.ru 11. http://www.reznoe.ru Литература для детей 1. Логачева Л. А «Основы мастерства резчика по дереву».-М.:Издательство Народное творчество», 2007. 2. Семенцов А.Ю. «Резьба по дереву».- Мн.: «Современное слово», 1998. 3.«Carving Realistlc.Flowers in Wood»(Wanda Marsh) Издательство АРТродник, издание на русском языке, 2008. 4. В. Рыженко, «Полная энциклопедия художественных работ по дереву» Издательство: «Оникс», 2010. 5. http://rezbaderevo.ru 6. http://www.reznoe.ru