ДООП 1 Резьба по дереву

Управление образования администрации города Кудымкара
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр «Радуга» г. Кудымкара

Принята на заседании педагогического совета

Утверждаю:

от «30» сентября 2022 г.

Директор МАУДО «ДЮЦ «Радуга»

Протокол № 1

_______________Т.Т. Бражкина

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
«Резьба по дереву»
Возраст обучающихся: 11-13 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Злобин Сергей Иванович,
педагог дополнительного образования

г. Кудымкар, 2022

Информационная карта образовательной программы
I Наименование программы

«Резьба по дереву»

II Направленность

Техническая

III Сведения об авторе (составителе)
1. ФИО

Злобин Сергей Иванович

2. Год рождения

1987

3. Образование

Среднее специальное

4. Место работы

МАУДО «ДЮЦ «Радуга» г. Кудымкара

5. Должность

Педагог дополнительного образования

6. Квалификационная категория

-

7. Адрес, телефон

г. Кудымкар, ул. М. Горького, д. 28

IVСведения о программе
1. Срок реализации

1 год

2. Возрастная группа

11-13 лет

3. Тип программы

общеразвивающая

4. Характеристика программы
По месту в образовательной модели

Разновозрастного детского объединения

По уровню освоения

Общекультурный ознакомительный

5. Цель программы

Развитие у обучающихся интереса к народному
прикладному искусству и техническому творчеству,
посредством вовлечения в творческую деятельность
по созданию художественных изделий и статичных
моделей из дерева.

6.

Ведущие

формы

и

методы Беседа, практические занятия, работа в группах,

образовательной деятельности

самостоятельная работа.

7.Форма обучения

Очная,

с

применением

дистанционных

образовательных технологий.
8.

Формы

мониторинга Входная, промежуточная и итоговая

результативности

диагностики

(анкеты, устный опрос, тесты, практикумы по
пройденным темам, проекты, тестирование моделей
и программ, выполнение заданий соревнований)

9. Кадровое обеспечение

Педагог дополнительного образования

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности «Резьба по дереву»
I.

Пояснительная записка
Общие сведения

1.1

Программа составлена в соответствии со следующими документами:
- Закон об образовании в Российской Федерации (ФЗ «Об образовании в РФ»
от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ);
развития

-«Концепция

дополнительного

образования»,

(Распоряжение

Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России», 2009 г.;
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих

программ»

(включая

разноуровневые

программы)

«Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242»;
По

целям

обучения

программа

-

профессионально-прикладная,

развивающая художественную одаренность.
В

соответствии

с

«Порядком

организации

и

осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (утверждён Приказом Минобрнауки Российской Федерации от
29.08.2013

г.

№

1008)

в

дополнительную

общеобразовательную

общеразвивающую программу «Резьба по дереву» ежегодно вносятся
изменения.
1.2 Актуальность и педагогическая целесообразность настоящей
программы состоит в соединении умственного и физического творческого
труда, которое и является одной из основ здорового и долговременного
образа жизни человека. Программа содержит установку на изучение
наследия народных традиций обработки дерева, познание многообразия
живых

существ

на

земле,

свойств

и

строения

дерева

-

самого

распространённого природного материала, на раскрытие потребностей детей
творить и осознавать свои возможности.
Изучить

большой

и

разнообразный

мир

техники

помогает

моделирование и конструирование. Начальное техническое творчество
развивает у детей конструкторские способности, техническое мышление и
способствует познанию окружающей действительности.
А изучение приемов художественной обработки различных материалов,
выработанных на протяжении многих столетий народными художниками,
может быть настоящей школой для современных юных мастеров.
Каждая выставка технических моделей или предметов народного
искусства – это всегда открытие, открытие мира красоты и мудрости.
Хотя материалы, применяемые в моделировании и декоративноприкладном искусстве, достаточно хорошо изучены, тем не менее, они
продолжают таить в себе неограниченные возможности.
Искусство резьбы по дереву в последнее время, все настойчивей и
уверенней входит в нашу жизнь и быт. Никакие искусственные материалы не
заменят красоту и теплоту натурального дерева. Изделия из дерева постоянно
окружают человека дома, на работе, в транспорте и местах отдыха, создают
благоприятную для жизни обстановку.
Процесс обучения тесно связан с изучением художественных промыслов
России, культурой и традициями своего народа.
Русские мастера художественной обработки древесины обладали
неисчерпаемой

фантазией,

отличным

знанием

материала,

чувством

прекрасного, что и позволяло им в каждой работе – от величественного храма
до деревянной ложки – создавать подлинные произведения искусства.
Попав в руки истинного мастера, дерево приобретает вторую жизнь.
И сегодня, несмотря на множество созданных в последние годы
полимеров, дерево продолжает оставаться одним из основных материалов.
Резными работами по дереву с увлечением занимаются многие школьники.
Эти занятия, где сочетается труд мастера с искусством художника,

создающего новые декоративные образы, становятся одной из основ
эстетического воспитания детей, развивают мышление и вырабатывают вкус
к искусству.
Новизна программы
Образовательная

программа

дополнительного

образования

детей

«Резьба по дереву» строится так чтобы дать обучающимся знания не только в
области традиционной

обработки дерева, и

изучении коми-пермяцкой

резьбы, но и познакомить с историей сооружения паровых судов на
Пожвинском заводе посредством изучения и изготовления их моделей.
В программе рассмотрены все элементы технологии объёмной резьбы по
дереву, начиная с формирования художественного образа прикладного
изделия из природного материала и заканчивая его представлением на
конференциях и выставках.
1.3 Отличительные особенности программы
Отличительные особенности настоящей программы от других программ
резьбы по дереву заключаются в том, что она нацелена на освоение объёмной
трёхмерной резьбы по природному материалу и изготовление простых
моделей из него, к которому впервые прикасается человек и может в
максимально возможной мере реализовать свой творческий замысел и
фантазию. После первых начальных упражнений обучающиеся создают
сосуды, ёмкости в форме животных и растений, мир которых бесконечно
разнообразен. Форма изготавливаемых изделий может быть близка к
природным организмам, упрощена и стилизована или превращена в
фантастические образы.
1.4 Адресат программы: Возраст детей, участвующих в реализации
программы – 11-13 лет.
Возможен прием детей разных возрастов в зависимости от желания
ребенка. Дети с ОВЗ и дети-инвалиды с учетом состояния здоровья могут
заниматься индивидуально или в общей группе. При планировании работы

учитываются рекомендации индивидуальной программы реабилитации и
территориальной психолого – медико - педагогической комиссии.
Группа комплектуются из 10-12 человек.
1.5 Объем и сроки реализации образовательной программы
Программа рассчитана на 1 год - 136 часов
Формы организации занятий: групповые, индивидуальные.
1.6 Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2
академических часа с 10 минутным перерывом (1 академический час – 45
минут).
1.7 Формы и методы обучения
Комплектование

творческого

объединения

проводится

без

предварительного отбора детей. Для вновь набранных детей подбираются
задания, позволяющие быстрее приобрести необходимые навыки. Обучение
детей осуществляется в разновозрастных группах.
Методика

преподавания

в

подобной

группе

дифференцирована.

Теоретические сведения по теме и инструктаж по выполнению задания
даются поочередно группе каждого уровня; практическую работу дети
выполняют самостоятельно, используя специальный раздаточный материал
(технологические карты) с описанием технологии изготовления изделий.
Объединение детей в такую разноуровневую учебную группу позволяет
выполнять коллективные работы, являющиеся одним из методов реализации
цели программы.
Программа предусматривает знакомство обучающихся с профессиями в
области декоративно-прикладного искусства.
Учебно-тематический план включает 2 раздела:
1.Изготовление художественных изделий из дерева.
2.Изготовление моделей транспортных средств.
Обучение основывается на следующих принципах
- личностно-ориентированного подхода (признание уникальности самого
обучающегося)

- доступности при изложении материала. Материал расположен от простого к
сложному
- наглядности. На занятиях используются плакаты, чертежи, изделия.
В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных
занятий:
- типовое занятие (сочетает в себе объяснение и практическое упражнение):
- собеседования;
- экскурсии;
- практические упражнения под руководством педагога по закреплению
определенных навыков.
1.8. Цель программы: развитие у обучающихся интереса к народному
прикладному искусству и техническому творчеству, посредством вовлечения
в творческую деятельность по созданию художественных

изделий и

статичных моделей из дерева.
Задачи программы:
Образовательные:
- познакомить обучающихся с российскими художественными центрами
резьбы по дереву;
- обучить владению инструментом для резьбы по дереву;
- обучить практическим навыкам обработки дерева, умению создавать
творческие композиции;
- обучить технологии создания простейших статичных моделей из дерева.
Развивающие:
- развивать творческое, пространственное, логическое мышление;
-развивать познавательный интерес к техническому моделированию;
-развивать

творческие

способности

обучающихся

и

интерес

к

изобразительной деятельности;
- развить навыки самостоятельного составления композиций резьбы по
дереву на основе традиций народного искусства;
- развить умение давать оценку своей работе.

Воспитательные:
- приобщить обучающихся к истокам национальной культуры;
- воспитать уважение к людям труда, терпимость к чужому мнению;
- сформировать навыки работы в творческом разновозрастном коллективе,
где младшие учатся у старших, а старшие помогают младшим.
Программа направлена на развитие у обучающихся общекультурных
компетенций, посредством ознакомления с культурой народов России,
историей развития техники и современными достижениями; учебнопознавательных, как формирование умений целеполагания, планирования,
анализа,

самооценки

своей

деятельности

и

навыков

креативной

продуктивной деятельности; социально-трудовых компетенций как способов
социальной

активности

и

профессионального

самоопределения

и

компетенций личностного самосовершенствования.
1.9

Планируемые

результаты

и

способы

определения

результативности
После окончания курса обучения, предусмотренного программой,
обучающиеся должны знать:
- российские художественные центры резьбы по дереву;
- правила техники безопасности при выполнении работ;
- о художниках- мастерах Коми округа;
- виды резьбы по дереву
Обучающиеся должны уметь:
- работать с шаблонами и простейшими чертежами
-пользоваться различными инструментами и станочным оборудованием
- самостоятельно разрабатывать различные композиции;
- владеть инструментом для резьбы по дереву;
- выполнять собственные композиции в технике геометрической,
плоскорельефной, рельефной, объемной резьбы по дереву.

их

Подведение

итогов

реализации

образовательной

программы

дополнительного образования детей «Резьба по дереву» проводится в форме
тестирования, выставки творческих работ.
Данная

программа

позволяет

реализовать

потребности

каждого

обучающегося в развитии индивидуальных творческих способностей, а также
формировать активную творческую позицию.
Процесс обучения предусматривает следующие формы и методы
контроля:
- выставки;
- итоговые занятия;
- наблюдения;
- тестирование.
Направления форм работы:
Индивидуальная:
1.Подготовка к персональным выставкам
2.Подготовка к конкурсу учебно-исследовательских работ
3. Сбор материала
4. Подготовка проектов
5. Подготовка к выставкам, конкурсам, фестивалям
Групповая:
1.Приобретение новых знаний в процессе обучения
2.Подготовка к мероприятиям
3.Изготовление коллективных изделий.
Массовая: участие в мероприятиях ДЮЦ «Радуга»
Отслеживание результатов образовательной деятельности:
Три раза в год на всех этапах обучения отслеживается личностный рост
обучающегося по мониторингу.
Результаты освоения программы определяются по трем уровням:
• высший
• средний

• низкий
Оценка проводится по десятибалльной шкале. Результаты тестирования в
соответствии с системой мониторинга ежедневно фиксируются в карточке
личностного роста обучающегося, сравнение результатов ежегодного
отслеживания показывает динамику освоения обучающимися программы.
Завершается цикл обучения самостоятельным выполнением и защитой
проекта. Проект должен завершиться изготовлением законченного изделия с
простейшим его описанием.

Учебно-тематический план (1 год обучения) – 136 ч
№
п/п

Название темы

I
раздел
1.
2.

Художественные приемы резьбы по
дереву. Геометрическая резьба.
Вводное занятие
Экскурсия в окружной
краеведческий музей им.
Субботина-Пермяка
Основные сведения о древесине и
ее свойствах
Рабочее место резчика по дереву и
его оборудование
Инструменты для резьбы по дереву
Измерительные инструменты
Подготовка инструментов для
резьбы по дереву
Знакомство с художественными и
техническими приемами
геометрической резьбы по дереву
Рассказ о художественных изделиях
из дерева, украшенных
геометрической резьбой
Начальные приемы геометрической
резьбы
Трехгранно-выемчатая резьба

3.
4.
5.
6.
7.
8.

9.

10.

11.
12.

Создание несложных композиций
узоров геометрической резьбы на
бумаге и перевод созданных
рисунков на изделие из дерева
Выполнение узоров геометрической
резьбы на изделиях из дерева.
Разделочные доски
- выполнение резьбы рамки
- выполнение резьбы ручки
- выполнение резьбы центральной
части
- отделка готового изделия
Отчетная выставка готовых изделий
учащихся
-Изготовление декоративной
ложки.
Составление эскиза.
- Подготовка заготовки, нанесение
рисунка
- Обработка заготовки по рисунку.
- Оформление черенка ложки

Общее
кол-во
часов

Теори
я

Практи
ка

Формы
аттестации и
контроля

2
2

2
2

устный опрос

2

2

устный опрос

2

1

1

устный опрос

2
2
6

1
1
2

1
1
4

устный опрос
устный опрос
опрос

22
опрос

2

8
12
10

2

8

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа №1

12

2
2
6
2
2

выставка

2

Практическая
работа№2

12

2
2
2
4

II
раздел
13.

14

15.

16.

геометрической резьбой.
- Отделка готового изделия.
Классификация транспортных
средств (Наземные, водные,
воздушные, космические)
Изготовление моделей
транспортных средств.
Модели наземного транспорта.
Выполнение модели наземного
транспортного средства (легковой
автомобиль)

2

4

Практическая
работа № 3

26

Создание чертежа

2

Выпиливание и обработка деталей
модели

10

Проработка мелких деталей

6

Сборка модели

4

Сборка подставки

2

Окраска модели и подставки

2

Выполнение модели наземного
транспортного средства (грузовой
автомобиль)

Практическая
работа №4

28

Создание чертежа

2

Выпиливание и обработка деталей
модели

12

Проработка мелких деталей

6

Сборка модели

4

Сборка подставки

2

Окраска модели и подставки

2

Итоговое занятие
ИТОГО:

2

1

1

136

22

114

Итоговый
тест, выставка

Содержание программы 1 года обучения
Тема 1. Вводное занятие (2 часа)
Теория. Беседа о народном декоративном искусстве, его видах: резьба и
роспись по дереву, керамика, художественная обработка кости и металла,
лаковая миниатюра, роспись по металлу. Показ иллюстраций и фотографий с
изображением произведений народного искусства. Знакомство с творчеством
резчиков

по

дереву

Богородска,

Хотьково.

Рассказ

о

местном

художественном промысле по дереву, о его истории, художниках и мастерах.
Тема 2. Экскурсия в окружной краеведческий музей им. СубботинаПермяка (2 часа).
Теория Знакомство с разделом народного декоративного искусства.
Тема 3. Основные сведения о древесине и ее свойствах (2 часа).
Теория. Знакомство с природной текстурой древесины (срез в 3-х
направлениях: вдоль волокон, поперек волокон и под углом). Значение
расположения и характера рисунка волокон древесины при создании резьбы.
Свойства хвойных и лиственных пород древесины по твердости. Недостатки
древесины. Влажность и сушка.
Тема 4. Рабочее место резчика по дереву и его оборудование (2 часа).
Теория. Подготовка рабочего места резчика по дереву в зависимости от
характера выполняемых им работ. Различные виды державок: упорные,
торцевые, угловые, фигурные, гнездовые, выносные, скобы, выносные
винты.
Практические работы: ознакомление с рабочим местом резчика и его
оснащением. Изучение правил по технике безопасности и поведение детей в
экстремальных ситуациях.
Тема 5. Инструменты для резьбы по дереву, ознакомление с
правилами их пользования (2 часа).
Практические работы: зарисовки воспитанниками основных видов
резаков, стамесок с краткой характеристикой каждого инструмента. Способы

хранения инструментов для резьбы. Правила безопасности при работе с
инструментами для резьбы.
Тема 6. Измерительные инструменты для резьбы по дереву (2 часа)
Теория.

Значение измерительных инструментов:

метра, линейки

угольника, мелка, шила-рейсмуса – в работе резчика по дереву.
Практические работы. Зарисовки воспитанниками основных видов
измерительных инструментов с краткой характеристикой каждого из них.
Изучение правил пользования измерительными инструментами.
Тема 7. Подготовка инструментов для резьбы по дереву (6 часов).
Теория. Первоначальная заточка инструментов на крупнозернистом
наждаке, правка их на мелкозернистых наждаках.
Практические работы. Освоение воспитанниками навыков заточки
инструментов на брусках, оселках и гладком ремне. Правила техники
безопасности при заточке и правке инструментов для резьбы. Изготовление
инструмента для геометрической резьбы по дереву - косяк. Подбор
заготовок, соединение заготовок на клей, обработка рукоятки, заточка
косяка.
Тема 8. Знакомство с художественными и техническими приемами
геометрической резьбы по дереву (22 часа)
Теория. Рассказ о художественных изделиях из дерева, украшенных
геометрической

резьбой.

Демонстрация

лучших

образцов

искусства, показ иллюстраций, таблиц и фотографий

народного

с изображением

памятников народного декоративного искусства, современных изделий
художественных промыслов: прялки, бытовая утварь, сани и пр.
Практические работы. Начальные приемы геометрической резьбы.
Приемы резьбы параллельных линий поперек волокон. Приемы резьбы
«шашечек». Приемы резьбы «сетки». Создание вариантов композиций
освоенных приемов на дощечках. Правила техники безопасности при работе
с режущими инструментами.

Один из видов геометрической резьбы по дереву - трехгранновыемчатая резьба. Ее художественные и технические приемы. Элементы
трехгранно-выемчатой резьбы (треугольники, змейка, звездочки, сияние,
розетка. Приемы резьбы этих элементов, равнобедренных треугольников.
Создание на дощечках из липы или осины вариантов узоров, образуемых из
технических приемов трехгранно-выемчатой резьбы. Правила техники
безопасности при работе с режущими инструментами.
Тема 9. Создание несложных композиций узоров геометрической
резьбы на бумаге и перевод созданных рисунков на изделие из дерева (10
часов).
Теория. Понятие о композиции, ритм. Симметрия, выявление центра,
равновесие и т.д. в резьбе на прялках, наличниках окон, в украшении
бытовой утвари.
Практические работы. Создание эскизов геометрических узоров для
оформления разделочной доски, крышки. Коробочки, пенала. Перевод узоров
геометрического орнамента на поверхность изделий из дерева при помощи
кальки, копировальной бумаги, карандаша.
Тема 10. Выполнение узоров геометрической резьбы на изделиях из
дерева. Разделочные доски (12 часов)
Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами.
Практические работы. Выполнение в технике геометрической резьбы
орнаментальных композиций на разделочных досках. Отделка готовых
изделий. Знакомство с основными видами отделки художественных изделий
с резьбой: шлифование, морение или травление, вощение, лакирование,
полирование.
Освоение основных видов отделки резных художественных изделий.
Тема 11. Отчетная выставка готовых изделий воспитанников (2
часа).
Теория. Подготовка изделия к выставке, оформление работы. Как
правильно разместить изделия на подиуме, столе, витрине и т. д. различные

крепления изделий в вертикальной плоскости. Правильное расположение в
пространстве по отношению к источнику света. Общее оформление
выставки. Охарактеризовать каждую работу воспитанника, положительные и
отрицательные моменты в изделиях. Творческие перспективы воспитанников
– как будущих мастеров резьбы по дереву.
Тема 12. Изготовление декоративной ложки (12 часов)
Практические работы Составление эскиза. Подготовка заготовки,
нанесение рисунка. Обработка заготовки по рисунку. Оформление черенка
ложки геометрической резьбой. Отделка готового изделия
Тема 13. Изготовление моделей транспортных средств (4часа).
Теория. История транспортных средств. Примеры транспортных средств
(Наземные, водные, воздушные, космические)
Тема 14. Выполнение модели наземного транспортного средства
(легковой автомобиль) (28 часов).
Практические работы. Создание чертежа. Выпиливание и обработка
деталей модели автомобиля. Проработка мелких деталей (колеса, оси,
кабина) Сборка модели, сборка подставки. Соединение деталей на клей.
Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами.
Отделка готового изделия
Тема 15. Выполнение модели наземного транспортного средства
(грузовой автомобиль) (28 часов).
Практические работы. Создание чертежа. Выпиливание и обработка
деталей модели автомобиля. Проработка мелких деталей (колеса, оси,
кабина) Сборка модели, сборка подставки. Соединение деталей на клей.
Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами.
Отделка готового изделия
Тема 16. Итоговое занятие (2 часа).
На этом занятии воспитанники проверяют свои теоретические и
практические навыки по всем темам первой ступени за весь учебный год.

Теоретические

знания

проверяются тестированием. Практические

навыки, умения обучающиеся показывают на своих изделиях сделанных в
течение учебного года. В конце занятия педагог дает характеристику о
проделанной работе за учебный год и переводит на следующую ступень
обучения.
Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение
Помещение для занятий резьбой по дереву.
Станки
1.Сверлильный станок
2.Фуговально-пильный станок
3.Электро точило (крупный наждак)
4.Электро точило (средний наждак)
5.Электро точило (мелкий наждак)
6. Шлифовальный станок.
Ручной электроинструмент
1.Электродрель
2.Электролобзик
3.Шлифовальная машина (грубая шлифовка)
4.Шлифовальная машина (чистая шлифовка)
5. Фрезерная машина
6. Электрорубанок
Ручной инструмент и оборудование
1.Верстаки
2.Ножовка
3.Выкружная пила
4.Лучковая пила
5.Стамески плоские
6. Стамески полукруглые (отлогие, крутые, клюкарзы)
7.Рубанки
8.Фуганки
9. Шпунтубель
10.Калевки
11.Киянки
12.Молотки
13. Напильники (грубые, средние, мелкие)
14.Напильники (плоские, квадратные, круглые, полукруглые, треугольные)
15.Цикли
16.Упоры

17.Струбцины
18. Стамески (кольцо, крючок)
19.Стусла
20.Топоры
21.Наборы мелких стамесок
22.Резцы косячки (мелкие, крупные)
23.Заточные бруски (средней зернистости, оселки)
24.Наборы сверел
25.Наборы перок
26.Долота
Измерительный инструмент
1.Карандаши
2.Ластики
3.Линейка
4. Треугольники
5. Столярные угольники
6. Циркули
7. Рулетки
8.Рейсмусы
Материалы
1. Древесина лиственных пород (доски, чурки)
2. Древесина хвойных пород (доски, рейки)
3. Клей
4. Шурупы
5. Гвозди
6. Бумага
7. Картон
8. Тесьма бельевая
9. Наждачная бумага
10.Шлифовальная паста
11.Войлок
Дидактический материал
12.1.Учебная литература
13.2.Художественная литература
14.3.Иллюстрации, слайды, фотографии, таблицы
15.4.Раздаточный материал
Информационное

обеспечение:

подключение

к

сети

Интернет,

презентации, фотографии.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования.

Формы аттестации
Подведение итогов работы является необходимым условием работы
коллектива.

Для

контроля

за

освоением

дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы организуется входной,
текущий, промежуточный и итоговый контроль.
Методическое обеспечение образовательной программы
В основу программы положен принцип единства демократизации и
гуманизации обучения. Программа ориентирована на развитие творческой
личности детей. При составлении тематического плана учитывались
возрастные особенности ребенка.
Используемые формы работы чаще всего индивидуальные, так как
каждый ребенок «творит» свою неповторимую модель. Хотя в некоторых
случаях предполагается и коллективная форма работы, когда несколько
ребят по желанию делают одно изделие.
Обучение по программе построено по принципу «от простого к сложному»:
от вырезания простых форм - к составлению сложных сюжетных
композиций: от работы на плоскости – к изготовлению объемных форм.
Программой

предусматривается

использование

фронтальной,

индивидуальной и групповой форм учебной работы обучающихся
Фронтальная форма – подача учебного материала всей группе.
Индивидуальная

форма

–

самостоятельная

работа

обучающихся.

Предполагает оказание помощи каждому со стороны педагога. Содействует
выработке навыков самостоятельной работы.
Групповая

работа

-

предоставляет

возможность

построить

свою

деятельность на основе принципа взаимосвязи, ощутить помощь со стороны
друг друга.
Формы

проведения

занятий:

Беседа,

практические

занятия,

исследовательская деятельность, работа в группах, самостоятельная работа.

На занятиях используются
(беседа, рассказ, работа

с

словесные методы объяснения материала
книгой), наглядные методы

обучения

(демонстрация иллюстраций, видеоматериалов, слайдов, фотоматериалов,
наблюдение, показ педагогом образца выполнения задания), практические
методы (опыты, практические задания, упражнения).
Алгоритм учебного занятия.
Учебное занятие состоит из трёх частей: вступление, основная часть,
заключение.
Во вступлении выделяют следующие этапы:
- проверка готовности к работе,
- определение темы,
- формулировка цели и задач,
- повторение правил ТБ,
- актуализация знаний,
- объяснение плана работы обучающимся.
Основная часть:
- знакомство с теоретическим материалом,
- объяснение хода практической работы,
- выполнение обучающимися практической работы под руководством
педагога.
Заключительная часть:
- оценивается работа обучающихся,
- рефлексия,
- подводятся итоги,
- задаётся домашнее задание.

Литература для педагога:
1. Большаков А.В. Резьба по дереву. Ода винту. – М.: Издательство
«Народное творчество», 2007. -112 с.: ил.
2.Гусарчук Д. М. «300 ответов любителю художественных работ по дереву»
3.Лебедева Е. И., Боргунова Е. М. «Скульптурная резьба». Издательство ООО
«Аделант» 2006 г.
4. Логачева Л. А «Основы мастерства резчика по дереву».-М.:Издательство
«Народное творчество», 2007.
5.Рыженко В.И., Яценко В. А. «Работы по дереву» ЗАО «АСТВ».1998г.
6.Сафроненко В.М «Вторая жизнь дерева», 2007г.
7. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву.- Мн.: «Современное слово», 1998.
8. Carving Realistlc.Flowers in Wood» (Wanda Marsh) Издательство АРТродник, издание на русском языке, 2008.
9. В. Рыженко, «Полная энциклопедия художественных работ по дереву»
Издательство: «Оникс», 2010.
10. http://rezbaderevo.ru
11. http://www.reznoe.ru
Литература для детей
1. Логачева Л. А «Основы мастерства резчика по дереву».-М.:Издательство
Народное творчество», 2007.
2. Семенцов А.Ю. «Резьба по дереву».- Мн.: «Современное слово», 1998.
3.«Carving Realistlc.Flowers in Wood»(Wanda Marsh) Издательство АРТродник, издание на русском языке, 2008.
4. В. Рыженко, «Полная энциклопедия художественных работ по дереву»
Издательство: «Оникс», 2010.
5. http://rezbaderevo.ru
6. http://www.reznoe.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».