Управление образования администрации города Кудымкара Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Радуга» г. Кудымкара Принята на заседании педагогического совета Утверждаю: от «30» сентября 2022 г. Директор МАУДО «ДЮЦ «Радуга» Протокол № 1 _______________Т.Т. Бражкина Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Мультстудия» Возраст детей: 7 - 11 лет Срок реализации программы: 1 год Автор – составитель: Ганимедов Константин Алексеевич, педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория г. Кудымкар, 2022 1 Информационная карта образовательной программы I Наименование программы «Мультстудия» II Направленность Техническая III Сведения об авторе (составителе) 1. ФИО Ганимедов Константин Алексеевич 2. Год рождения 1981 3. Образование Высшее 4. Место работы МАУДО «ДЮЦ «Радуга» г. Кудымкара 5. Должность Педагог дополнительного образования 6. Квалификационная категория Высшая 7. Адрес, телефон г. Кудымкар, ул. 50 лет Октября, д. 28 IVСведения о программе 1. Срок реализации 1 год 2. Возрастная группа 7-11 лет 3. Тип программы общеразвивающая 4. Характеристика программы По месту в образовательной модели Разновозрастного детского объединения По уровню освоения Общекультурный ознакомительный 5. Цель программы Создание условий для творческой самореализации детей и развития основ технического мышления в процессе создания собственного медиапродукта. 6. Ведущие формы и методы Практическое занятие, мастер-класс, игра, конкурс, образовательной деятельности творческий проект. 7. Форма обучения Очная, с применением дистанционных образовательных технологий. 8. Формы мониторинга Входная, промежуточная и итоговая диагностики результативности (анкеты, устный опрос, тесты, практикумы по пройденным темам, проекты). 9. Кадровое обеспечение Педагог дополнительного образования 2 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Мультстудия» 1. Пояснительная записка 1.1 Общие сведения - Закон об образовании в Российской Федерации (ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ); -«Концепция развития дополнительного образования», (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р); - «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», 2009 г.; - Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; - «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ» (включая разноуровневые программы) «Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242»; - СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; - СанПиН 2.2.2/2.4.13340-03. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мультстудия» ориентирована на интеллектуальное развитие и формирование основ компьютерной и информационной грамотности обучающихся. Направленность программы: техническая. Уровень освоения программы: стартовый. 1.2 Актуальность программы состоит в том, что современные условия диктуют и новые требования к человеку: сегодня востребованы активные, коммуникабельные, творческие личности, способные масштабно мыслить и действовать. Искусство анимации и представляет собой совокупность различных видов деятельности, формирующих гармонично развитую личность. 3 Актуальность программы также обусловлена ее технической значимостью. Учащиеся приобретают опыт работы с информационными объектами, с помощью которых осуществляется видеосъемка и проводится монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов. Получение базовых знаний и навыков в области создания мультипликации научит планировать процесс съемки, креативно мыслить, работать в коллективе. Дополнительная образовательная программа студии мультипликации стала результатом педагогического поиска эффективной формы детского творческого коллектива и организации его жизнедеятельности через широкую палитру видов творческой деятельности. Новизна программы заключается в следующем: ➢ Содержание занятий построено на взаимодействии различных видов искусства (живопись, декоративно-прикладное творчество, литература, музыка, театр), объединенных общей целью и результатом – созданием мультипликационного фильма; ➢ Включение в содержание программы разнообразных видов изобразительной деятельности (рисование, лепка, конструирование, изготовление кукол из различных материалов и т.д.) и технической (освоение различных техник съемки, работа с кино, видео, - аудио аппаратурой) деятельности; ➢ Использование системы изобразительно-выразительные направленных на заданий возможности освоение детьми и упражнений, искусства различных раскрывающих мультипликации и материалов и технических приемов художественной выразительности; ➢ Применение системно–деятельностного подхода при подаче как теоретического, так и практического материала с обязательной демонстрацией мультипликационных кинофильмов, слайд – фильмов, а также практической деятельности с использованием технических средств. Педагогическая целесообразность реализации настоящей программы в том, что одной из основных педагогических технологий является игровая технология. Игра используется не только как средство развития каждого ребенка, 4 но и как основа игровой технологии при организации всего образовательного процесса. Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через игру он знакомится с поведением и взаимоотношениями сверстников, а также взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, в игре ребенок приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть образовательного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажами. В нее включаются последовательно игры и упражнения, 4 формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у учащихся развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет помогает активизировать образовательный процесс и является необходимым условием эмоционально-чувственного развития учащихся, что необходимо при создании мультфильмов. В ходе освоения образовательной программы сделан упор на приоритет развития в обучении и воспитании. Применяется технология развивающего обучения, которая предполагает взаимодействие педагога и детей на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения образовательных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся. На занятиях осуществляется стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки. Проектная технология при реализации программы Мультипликация позволяет осуществлять активное восприятия, основ продуктивной формирование детского мышления и деятельности. Дети приобретают опыт 5 целеполагания, поиска необходимых ресурсов, планирования собственной деятельности и ее осуществления, достижения результата, анализа соответствия цели и результата. Применение данной технологии способствует (в большей или меньшей мере) развитию у детей таких способностей как: ➢ исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение); − социальное взаимодействие (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло); ➢ оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других); ➢ информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; ➢ выявлять, какой информации или каких умений недостает); ➢ презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на запланированные и незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности); ➢ рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»); ➢ менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела). Особое внимание уделяется применению личностно-ориентированной технологии, когда главной ценностью образовательного процесса определяется сам ребенок, культура, творчество. В этом случае образование — это деятельность, которая охраняет и поддерживает детство ребенка, сохраняет, передает и развивает культуру, создает творческую среду развития ребенка, подготавливает его к жизни в современном обществе, стимулирует индивидуальное и коллективное творчество. 6 1.3 Отличительная особенность программы. Программа дополнительного образования «Мультстудия» разработана с учётом образовательных потребностей обучающихся, их родителей и социума. Содержание программы подобрано таким образом, чтобы в полном объёме использовать возможности оборудования Центра «Радуга» на базе которого реализуется программа. 1.4 Адресат программы. В реализации программы участвуют обучающиеся возраста (7-11 лет). Принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. 1.5 Объём и срок освоения программы. Общее количество учебных часов, необходимых для освоения программы, составляет 136 часов. Срок реализации программы – 1 год. 1.6 Форма обучения: очная. Программа предусматривает 2 вида занятий: теоретические и практические. Особенности организации учебного процесса. Содержание программы построено с учётом возрастных особенностей обучающихся. Освоить программу способны все желающие, без ограничения и предварительного отбора. Это позволяет строить занятия в соответствии с познавательными и практическими возможностями обучающихся, согласно их возрасту. Состав группы. Обучение проводится в группе постоянного состава, сформированной в объединение из обучающихся разного возраста. Наполняемость группы – 14 человек. Любой обучающийся имеет право быть зачисленным в состав учебной группы. Набор в группу проводится независимо от уровня подготовки и пола обучающихся. Режим занятий. Занятия проводятся два раза в неделю. Продолжительность занятий – 2 академических часа с перерывом между занятиями 10 минут. Методические условия реализации программы. Образовательный процесс по программе дополнительного образования осуществляется в очной форме через учебное занятие. 7 Методы обучения и воспитания. Для освоения содержания программы используются репродуктивные и продуктивные методы обучения: ➢ словесный (рассказ, беседа); ➢ наглядный (показ, работа по образцу); ➢ практический (упражнение, выполнение работы по алгоритму, схеме); ➢ объяснительно-иллюстративный (применяется в сочетании с другими методами, для восприятия и усвоения обучающихся готовой информации); ➢ репродуктивный (обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности); ➢ частично-поисковый (обучающиеся принимают участие в коллективном поиске, решают поставленные задачи совместно с педагогом); ➢ игровой (развивающие упражнения, игры, викторины). Методы воспитания: ➢ методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; ➢ методы формирования сознания; ➢ методы стимулирования и мотивации; ➢ методы контроля, самоконтроля и самооценки, тестирование, анализ результатов деятельности. Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ. Этому способствуют совместные обсуждения этапов выполнения заданий, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, презентация творческих работ, конкурсы. Важными условиями творческого самовыражения обучающихся выступают реализуемые в педагогических технологиях идеи свободы выбора. Обучающимся предоставляется право выбора творческих работ и форм их выполнения. 1.7 Формы организации образовательного процесса. Содержание программы предполагает большой спектр возможностей в формах организации 8 образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая формы работы в рамках одного занятия. При наличии в объединении детей с особыми образовательными потребностями (одарённые дети, с ОВЗ) возможно использование индивидуальной формы обучения, по индивидуальному образовательному маршруту. Программой предусмотрено проведение комбинированных занятий: занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает именно практическая часть. Формы организации учебных занятий. Возрастные особенности обучающихся требуют, чтобы занятия велись в увлекательной форме, были эмоциональны, методически разнообразно построены. Наиболее продуктивные формы организации учебных занятий: практическое занятие, мастер-класс, игра, конкурс, творческий проект. Педагогические технологии. Программа предполагает использование современных педагогических технологий: элементов игровых технологий, технологий личностно-ориентированного, информационно-коммуникационных и развивающего обучения, здоровьесберегающих технологий, технологий проектной деятельности и коллективной творческой деятельности, технологии перспективно - опережающего обучения. Алгоритм учебного занятия: I этап – организационно-подготовительный (создание благоприятного микроклимата на продуктивную учебную деятельность, активизация внимания обучающихся, диагностика усвоенных на предыдущем занятии теоретических знаний и приобретённых практических навыков, сообщение темы и определение цели занятия, мотивация учебной деятельности). II этап – основной (максимальная активизация познавательной деятельности обучающихся на практических заданий обоснованием, основе с теоретического объяснением самостоятельное материала, введение соответствующих выполнение пробных правил обучающимися или учебно- тренировочных заданий). 9 III этап – итоговый (анализ и оценка достижения цели занятия, уровня усвоения теоретических знаний и практических навыков, самооценка обучающихся собственной деятельности, оценка сотрудничества, информация о литературе, которую нужно использовать к следующему занятию, определение перспектив следующего занятия). Учебное занятие в системе дополнительного образования – творческий процесс, поэтому возможна нетрадиционная структура: изменение традиционной последовательности этапов, оригинальные методики и формы обучения. Дидактические средства, с помощью которых обеспечивается реализация программы: ➢ визуальные (печатные текстовые, простые, технические (механические) средства): учебные пособия, справочники, дидактический материал; натуральные объекты, модели, таблицы, схемы; мультимедийный проектор, 3D-принтер, МФУ, интерактивная доска, носители информации, мультимедийные электронные средства (слайд-презентации); ➢ аудиовизуальные (зрительно-слуховые): мультимедийные электронные средства (учебные видеоуроки и видеоролики); ➢ тренажёры: компьютерные программы-тренажёры; ➢ универсальные: компьютер и сетевые информационные системы (локальные компьютерные сети и глобальная сеть Интернет). 1.8 Цель и задачи программы Цель программы – Создание условий для творческой самореализации детей и развития основ технического мышления в процессе создания собственного медиапродукта Задачи программы: Предметные: ➢ обучение основам изобразительной грамоты и формирование художественных знаний, умений и навыков; ➢ формирование определенных навыков и умений в деятельности мультипликатора; закрепить их в анимационной деятельности; 10 ➢обучение различным видам анимационной деятельности с применением различных художественных материалов. ➢познакомить учащихся с основными видами мультипликации; ➢освоить перекладную рисованную, кукольную анимации; ➢создать в этих техниках и озвучить мультфильмы; ➢научить различным видам анимационной деятельности с применением различных художественных материалов; ➢познакомить учащихся с основными технологиями создания мультфильмов ➢планированию общей работы, разработке и изготовлению марионеток, фонов и декораций; ➢установке освещения, съёмке кадров, озвучиванию и сведению видео и звукорядов. ➢обучить компьютерным технологиям как основе научно-технического прогресса в создании мультипликации. Метапредметные: ➢ расширять представление об окружающем мире; ➢ развивать творческие склонности и способности детей; ➢ развитие образного мышления, художественно-творческих, способностей личности ребенка; ➢ создавать мотивацию к использованию собственных умений, интереса к решению учебных и жизненных задач. ➢ Развивать речь. ➢ Формировать навыки творческого мышления. ➢ развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других. Личностные: ➢ формирование нравственных качеств личности ученика, эмоционально- эстетического восприятия окружающего мира; ➢ формирование внимания, аккуратности, целеустремленности; 11 ➢ формирование этических норм в межличностном общении. ➢ воспитывать умение работать в группе; ➢ самостоятельно оценивать и анализировать свою деятельность и деятельность других детей; Поставленные цель и задачи реализуются через творческую деятельность с детьми по следующим направлениям: рисунок, живопись, декоративно- прикладное творчество, анимационный тайминг, оформительская деятельность, лепка, дизайн. Вопросы гармоничного развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях анимационной студии. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими. Помочь в этих стремлениях, призвана данная программа. 12 Учебно-тематический план (1 год обучения) – 136 ч № Тема раздела, занятия Форма занятия Раздел 1. Устройство компьютера Колич. часов Формы контроля 34 1 Инструктаж по технике безопасности вводное занятие 2 беседа 2 История развития ВТ вводное занятие 2 беседа 3 Устройство ПК теор. занятие 2 беседа 4 Системный блок практическое занятие 2 практическо е задание 5 Устройства вывода информации теор. занятие 2 беседа 6 Устройства ввода информации теор. занятие 2 беседа 7 Манипулятор мышь практическое занятие 2 практическо е задание 8 Операции с мышью практическое занятие 2 практическо е задание 9 Тренажёр мыши практическое занятие 2 практическо е задание 10 Тренажёр мыши «Хвост» практическое занятие 2 практическо е задание 11 Тренажёр мыши «Aspekt» практическое занятие 2 практическо е задание 12 Клавиатура практическое занятие 2 13 Тренажёр клавиатуры практическое занятие 2 14 Метод слепой печати практическое занятие 2 15 Тренажёр «Stamina» практическое занятие 2 практическо е задание анализ техники выполнения задания анализ техники выполнения работы практическо е задание 13 16 Тренажёр «Typerun» практическое занятие 2 практическо е задание 17 Онлайн тренажёры практическое занятие 2 практическо е задание Раздел 2. Операционная система 10 вводное занятие 2 беседа Рабочий стол теор. занятие 2 беседа 20 Файловая система теор. занятие 2 беседа 21 Операции с файлами и папками практическое занятие 2 практическо е задание 22 Организация файлов и папок практическое занятие 2 практическо е задание 18 Интерфейс ОС 19 Раздел 3. Основы мультипликации 16 23 История мультипликации теор. занятие 2 беседа 24 Виды мультипликации теор. занятие 2 беседа 25 Компьютерная мультипликаця теор. занятие 2 беседа 26 Программ для создания мультфильмов теор. занятие 2 беседа 27 Технология Stop motion практическое занятие 2 практическо е задание 28 Оборудование для съёмки практическое занятие 2 практическо е задание 29 Озвучивание мультфильма практическое занятие 2 практическо е задание 30 Монтаж мультфильма практическое занятие 2 практическо е задание Раздел 4. Рисованная анимация 31 История рисованной анимации 28 теор. занятие 2 беседа 14 32 Сценарий фильма практическое занятие 2 практическо е задание 33 Создание сцены-макета практическое занятие 2 практическо е задание 34 Создание объектов практическое занятие 2 практическо е задание 35 Создание персонажей практическое занятие 2 практическо е задание 36 Распределение ролей практическое занятие 2 практическо е задание 37 Расстановка, движение персонажей практическое занятие 2 практическо е задание 38 Стоп-кадровая съемка сцен практическое занятие 2 практическо е задание 39 Сортировка отснятого материала теор. занятие 2 беседа 40 Монтаж практическое занятие 2 практическо е задание 41 Озвучивание фильма практическое занятие 2 практическо е задание 42 Создание титров практическое занятие 2 практическо е задание 43 Наложение музыки практическое занятие 2 практическо е задание 44 Демонстрация, анализ фильма теор. занятие 2 беседа Раздел 5. Кукольная анимация 32 45 История кукольной анимации 46 Сценарий фильма практическое занятие 47 Создание сцены-макета практическое занятие 48 Создание персонажей практическое занятие 49 Создание подвижных персонажей практическое занятие теор. занятие 2 беседа 2 практическо е задание 2 практическо е задание 2 практическо е задание 2 практическо е задание 15 50 Создание фона практическое занятие 2 практическо е задание 51 Создание декараций практическое занятие 2 практическо е задание 52 Распределение ролей практическое занятие 2 практическо е задание 53 Расстановка, движение персонажей практическое занятие 2 практическо е задание 54 Стоп-кадровая съемка сцен практическое занятие 2 практическо е задание 55 Сортировка отснятого материала теор. занятие 2 беседа 56 Монтаж практическое занятие 2 практическо е задание 57 Озвучивание фильма практическое занятие 2 практическо е задание 58 Добавление титров практическое занятие 2 практическо е задание 59 Наложение музыки практическое занятие 2 практическо е задание 60 Демонстрация, анализ фильма теор. занятие 2 беседа Раздел 6. Мультипликационный фильм 16 61 Проект "Сказка" теор. занятие 2 беседа 62 Выбор сюжета сказки теор. занятие 2 беседа 63 Выбор декараций практическое 2 занятие практическо е задание 64 Выбор персонажей практическое 2 занятие практическо е задание 65 Стоп-кадровая съемка сцен практическое 2 занятие практическо е задание 66 Монтаж фильма практическое 2 занятие практическо е задание 67 Добавление аудио материала практическое занятие практическо е задание 2 16 68 практическое занятие Защита проекта Итого 2 практическо е задание 136 Содержание учебного плана Раздел 1. Устройство компьютера – 34 часа. Теория: Инструктаж по технике безопасности. ИКТ-технологии в нашей жизни. История развития ВТ. История информатики. Внутреннее и внешнее устройство компьютера. Устройства ввода/вывода информации. Практика: Тренажёры клавиатуры и мыши, операции с мышью, комбинации клавиш на клавиатуре. Раздел 2. Операционная система – 10 часов. Теория: Интерфейс и внешний вид операционных систем семейства Windows, файловая система и организация фалов на жёстком диске. Практика: Операции с файлами и папками, создание файловой структуры на жёстком диске и на флешке. Раздел 3. Основы мультипликации – 16 часов. Теория: История отечественной и зарубежной мультипликации. Различные виды мультипликации, в том числе 3д и компьютерная анимация. Программное обеспечение по созданию компьютерной анимации, онлайн редакторы анимации. Технология покадровой анимации, оборудование для съёмки. Практика: Озвучивание мультфильма, запись голоса на компьютере. Монтаж и простое редактирование видеоряда с помощью программ нелинейного видеомонтажа. Раздел 4. Раздел 4. Рисованная анимация – 28 часов. Теория: История рисованной анимации. Алгоритм написания сценария фильма. Технология создания объектов из бумаги, картона, фольги, фанеры, ваты. Программное обеспечение по созданию анимации, онлайн редакторы анимации. Технология покадровой анимации, оборудование для съёмки. 17 Практика: Создание объектов и персонажей из различных материалов. Создание макет сцен и их раскраска различными материалами. Расстановка объектов на макете. Создание раскадровки (сториборд). Разработка композиционного плана, передний и задний план, перемещение персонажей в кадре. Варианты освещение, выделение светом, тенью. Движение персонажей по таймингу. Установка камеры и света на площадке съёмки. Сортировка видеоматериала. Запись звукового сопровождения фильма. Обрезка звуков. Наложение музыки и звуковых эффектов. Раздел 5. Кукольная анимация – 32 часов. Теория: История кукольной анимации. Алгоритм написания сценария фильма. Технология создания объектов из картона, фольги, фанеры, дерева, проволоки, папье-маше, ваты. Программное обеспечение по созданию анимации, онлайн редакторы анимации. Технология покадровой анимации, оборудование для съёмки. Практика: Создание объектов и персонажей из различных материалов. Создание макет сцен и их раскраска различными материалами. Изготовление декораций, подвижных соотношение частей размеров персонажей. объектов. Подбор Определение вспомогательных статичных и материалов. Расстановка объектов на макете. Создание раскадровки (сториборд). Движение персонажей по таймингу. Установка камеры и света на площадке съёмки. Сортировка видеоматериала. Запись звукового сопровождения фильма. Обрезка звуков. Наложение музыки и звуковых эффектов. Раздел 6. Мультипликационный фильм – 16 часов. Теория: Соединение видео, аудио-материала, в т. ч. титров и названия на компьютере в видеоряд с помощью программы видеомонтажа. Импорт, публикация и экспорт фильма. Практика: Работа над проектом. Просмотр, корректировка видеоряда, вывод фильма, сохранение. Презентация проекта. 18 1.9 Планируемые результаты Предметные: ➢ правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов; ➢ обучающиеся должны знать различные виды декоративного творчества в анимации (рисунок, лепка, природный и другие материалы); ➢ обучающиеся должны знать виды мультфильмов (по жанру, по метражу, по технике исполнения); ➢ знать этапы создания мультфильма; ➢ историю создания первого мультфильма; ➢ обучающиеся должны знать содержание деятельности профессий мультипликационной анимации; ➢ уметь передавать движения фигур человека и животных, других персонажей мультфильма; ➢ правила и подходы создания сценария; ➢ профессиональные анимационные термины (монтаж, хронометраж, подложка и т.д.); Метапредметные: ➢ обучающиеся должны уметь изготавливать персонажей мультфильмов из разных материалов (пластилина, бумаги и т.п.); ➢ обучающиеся должны уметь пользоваться компьютерными графическими инструментами для создания и монтажа мультфильма; ➢ самостоятельно комбинировать различные приемы для достижения выразительности образа. Личностного развития: ➢ обучающиеся должны уметь определять порядок действий, планировать этапы своей работы; ➢ обучающиеся должны уметь проявлять творчество в создании своей работы. 19 2. Условия реализации программы Ведущими формами организации образовательного процесса являются: лекционные занятия, практические занятия, проектная и исследовательская деятельность. Проведение занятий предполагает как работу группы в полном составе, так и работу в подгруппах, индивидуальное сопровождение и консультирование. Выбор форм, методов и видов деятельности в группе определяется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, а также индивидуальные творческие задания. Для успешной реализации программы необходимы следующие условия: Организационно – педагогические • Компьютерный класс, соответствующий санитарным нормам (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03) с индивидуальными рабочими местами обучающимися, с постоянным доступом в Интернет. • Формирование групп и расписания занятий в соответствии с программой. • Пространственно-предметная среда (стенды, наглядные пособия, выставка детских работ). Кадровые • Педагог дополнительного образования. • Инженер программист. Материально-технические • Помещение кабинета и его оборудование (мебель и средства ИКТ) должны удовлетворять требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.4.3172-14, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03). В кабинете должны быть оборудованы не менее одного рабочего места преподавателя и 14 рабочих мест обучающихся, снабженных стандартным комплектом: системный блок, монитор, устройства ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь), привод для чтения и записи компакт-дисков, аудио/видео входы/выходы. Мультстанок для съёмки. 20 При этом основная конфигурация компьютера должна обеспечивать пользователю возможность работы с мультимедийным контентом: воспроизведение видеоизображений, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др. Должно быть обеспечено подключение компьютеров к Интернет, при этом возможно использование участков беспроводной сети. Компьютерное оборудование может быть представлено как в стационарном исполнении, так и в виде переносных компьютеров. • Персональные компьютеры с процессорами, тактовая частота которых не ниже 3000 МГц, оперативной памятью не ниже 4096 МБ, объем SSD диска не менее 500 ГБ, объединенные в локальную сеть и содержащие на жестких дисках большинство из изучаемого программного обеспечения; по одному на каждое рабочее место. • Центральный компьютер (сервер) с более высокими техническими характеристиками и содержащий на жестких дисках все изучаемое программное обеспечение. • Ноутбук, сканер, принтер (цветной и черно-белый), графические планшеты, наушники, цифровые фото-, видеокамера, мультимедиа проектор, экран, школьная доска, локальная сеть. • Ремонтный набор. • Программное обеспечение класса (операционная система MS Windws, программное обеспечение для работы с электронной почтой, MS Office, Adobe PhotoShop CS, Adobe Illustrator CS, Macromedia Flash, CorelDraw, ACDSee, конструктор тестов, переводчик, тренажеры). • Обеспечение: бумага, картриджи. Информационные • Электронная библиотека, в которой сформированы тематические базы обучающих, справочных, иллюстративных, каталогизированных материалов для обеспечения адресного поиска и свободного доступа. Электронная библиотека обеспечивает возможность накопления, хранения и предоставления различных ресурсов - как текстовые и графические, так и мультимедийные. 21 • Дидактический материал (раздаточный материал по темам занятий программы, наглядный материал, мультимедийные презентации, технологические карты). • Медиатека (познавательные игры, растровые и векторные Clip Art, музыка, энциклопедии, видео). • Компакт-диски с обучающими и информационными программами по основным темам программы. • Видеоуроки. • Архив видео и фотоматериалов. • Методические разработки занятий. 2.1 Формы аттестации и контроля Вводный контроль – в начале учебного года с целью выявления уровня развития детей, уровня знаний в области компьютерных технологий. Форма контроля – опрос, тест, практическое задание; Текущий контроль – в течение всего учебного года с целью определения степени усвоения детьми учебного материала. Выявление отстающих детей. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. Форма контроля – педагогическое наблюдение, опрос, контрольное занятие, практическая работа, самостоятельная работа, работа в группе, в паре. Промежуточный контроль – по окончании изучения темы или раздела в конце месяца. Проводится с целью определения степени усвоения детьми учебного материала. Форма контроля – самостоятельная практическая работа, работа в паре. Итоговый контроль – в конце всего курса обучения – с целью определения изменения уровня развития детей, определение результатов обучения. Получение сведений о совершенствовании образовательной программы и методов обучения. Основным обучающегося результатом на работы различного рода является конкурсах, успешное выставках, выступление фестивалях, соревнованиях городского и более высокого уровня. Формы и оценочные 22 материалы для текущего контроля по разделам, итоговой и промежуточной аттестации представлены в «Фонде оценочных средств». В течение всех лет обучения ведется индивидуальное педагогическое наблюдение за творческим развитием каждого ребенка. Образовательные результаты отражаются в Карте личностного роста обучающегося. Дополнительные формы аттестации: ➢ Тестовые, контрольные, срезовые задания (больше практического характера). ➢ Создание проблемных, затруднительных заданий (шаблоны- головоломки и т.п.). ➢ Демонстрационные: организация выставок, конкурсов, соревнований. ➢ Алгоритмизация действий обучающихся: наблюдение за соблюдением правил и логики действий при выполнении определенного задания. ➢ Анкетирование. ➢ Педагогическая диагностика развития ребенка. ➢ Передача обучающемуся роли педагога. ➢ День творчества в объединениях. ➢ Самооценка. ➢ Комбинированная: анкетирование, наблюдение, решение проблемы. ➢ Индивидуальные карточки. ➢ Групповая оценка работ. ➢ Тематические кроссворды. ➢ Собеседование. ➢ Деловые игры. ➢ Творческий отчет (концерт, выставка и т.п.). ➢ Защита рефератов, докладов, выступлений ➢ Фронтальный опрос. ➢ Домашнее задание на самостоятельное выполнение. ➢ Карта индивидуальных достижений. ➢ Тематические игры («Звездный час» и т.п.), зачет. 23 2.2 Оценочные материалы. Результативность освоения программы оценивается по двум группам показателей: - учебным (фиксирующим предметные и общеучебные знания, умения, навыки, приобретённые обучающимся в процессе освоения программы); - личностным (выражающим изменения личностных качеств обучающегося под влиянием занятий в детском объединении). Технология дополнительного измеряемых определения учебных образования заключается показателей результатов в (теоретическая, по программе следующем: совокупность практическая подготовка обучающегося, общеучебные умения и навыки) оценивается по степени выраженности (от минимальной до максимальной по 10-балльной шкале). Развитие личностных качеств обучающегося в процессе усвоения программы отслеживается по трём блокам личностных качеств: организационно-волевые, ориентационные, поведенческие качества личности. Технология определения личностных качеств обучающегося заключается в следующем: самоконтроль, совокупность самооценка, измеряемых показателей интерес занятиям, к (терпение, конфликтность, воля, тип сотрудничества) оценивается по степени выраженности (от минимальной до максимальной по 10-балльной шкале). Методы диагностики, с помощью которых определяется достижение планируемых результатов: тестирование, контрольное задание, наблюдение, анализ творческих работ, педагогический анализ. 24 Мониторинг результативности освоения программы дополнительного образования Показатели (оцениваемые параметры) 1. Теоретическая подготовка: 1.1. Теоретические знания (по основным разделам учебного плана программы) 1.2. Владение специальной терминологией по тематике программы 2. Практическая подготовка: 2.1. Практические навыки и умения, предусмотренные программой (по основным разделам учебного плана программы) Критерии и степень выраженности оцениваемого качества Предметные результаты Соответствие теоретических знаний обучающегося программным требованиям: - минимальный уровень (объём усвоенных знаний менее ½ объёма, предусмотренного программой) – 1-4 балла; - средний уровень (объём усвоенных знаний составляет более ½) – 5-8 баллов; - максимальный уровень (освоен весь объём знаний, предусмотренный программой за конкретный период) – 9-10 баллов. Осмысленность и правильность использования специальной терминологии: минимальный уровень (обучающийся, как правило, избегает употреблять специальные термины) – 1-4 балла; - средний уровень (обучающийся сочетает специальную терминологию с бытовой) – 5-8 баллов; - максимальный уровень (специальные термины употребляются осознанно и в полном соответствии с их содержанием) – 9-10 баллов. Соответствие практических умений и навыков программным требованиям: - минимальный уровень (объём усвоенных умений и навыков менее ½) – 1-4 балла; - средний уровень (объём усвоенных умений и навыков составляет более ½) – 5-8 баллов; - максимальный уровень (освоен весь объём умений и навыков, Формы диагностики собеседование, тестирование контрольный опрос, тестирование контрольное задание 25 предусмотренный программой за конкретный период) – 9-10 баллов. 2.2. Творческие Креативность в выполнении наблюдение, навыки (творческое практических заданий: анализ творческих отношение к делу и - начальный (элементарный) уровень работ умение воплотить развития креативности (выполнение его в готовом простейших практических заданий) – продукте) 1-4 балла; репродуктивный уровень (выполнение заданий на основе образца) – 5-8 баллов; - творческий уровень (выполнение задания с элементами творчества) – 910 баллов. Метапредметные результаты (общеучебные умения и навыки) 1. УчебноСамостоятельность в подборе и наблюдение, интеллектуальные анализе литературы: анализ умения: - минимальный уровень умений выполненных 1.1. Умение (серьёзные затруднения при работе с заданий подбирать и литературой, потребность в анализировать постоянной помощи и контроле) – 1-4 специальную балла; литературу средний уровень (работа с литературой с помощью педагога) – 58 баллов; максимальный уровень (самостоятельная работа с литературой) – 9-10 баллов. 1.2. Умение Самостоятельность в пользовании наблюдение, пользоваться электронными информационными анализ электронными ресурсами: выполненных информационными - минимальный уровень умений заданий ресурсами (серьёзные затруднения при работе с электронными информационными ресурсами, потребность в постоянной помощи и контроле) – 1-4 балла; средний уровень (работа с электронными информационными ресурсами с помощью педагога) – 5-8 баллов; максимальный уровень (самостоятельная работа с электронными информационными ресурсами) – 9-10 баллов. 1.3. Умение Самостоятельность в учебнонаблюдение, 26 осуществлять учебноисследовательскую работу (проводить самостоятельный поиск информации и анализ) исследовательской работе: - минимальный уровень (учебноисследовательская деятельность вызывает серьёзные затруднения, постоянная потребность в помощи и контроле) – 1-4 балла; - средний уровень (осуществление учебно-исследовательской работы с помощью педагога) – 5-8 баллов; максимальный уровень (самостоятельное осуществление учебно-исследовательской работы) – 910 баллов. 2. УчебноАдекватность восприятия информации, коммуникативные исходящей от педагога; свобода во умения: (умение владении и подаче подготовленной слушать и слышать информации; самостоятельность и педагога, умение логика в построении ответов и выступать перед доказательств: аудиторией, - минимальный уровень (серьезные участвовать в затруднения в восприятии, подготовке обсуждении, и подаче информации, необходимости представлять предъявления доказательств и результат своих аргументации своей точки зрения, навыков и умений) постоянная потребность в значительной помощи педагога) – 1-4 балла; средний уровень (адекватное восприятие информации при условии периодического напоминания и контроле, не всегда уверенные ответы на вопросы, подача информации, доказательство и аргументация своей точки зрения при поддержке педагога) – 5-8 баллов; - максимальный уровень (адекватное восприятие, самостоятельная подготовка и подача информации, свободное выступление, логически обоснованное предъявление доказательств, убедительная аргументация своей точки зрения) – 910 баллов. 3. Учебно- Способность самостоятельно готовить организационные своё рабочее место к деятельности и анализ выполненных заданий наблюдение, педагогический анализ наблюдение, педагогический 27 умения и навыки: (организация своего рабочего места, соблюдение правил безопасности) убирать его за собой; соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям; аккуратность: - минимальный уровень (объём учебно-организационных умений и навыков менее ½) – 1-4 балла; - средний уровень (объём учебноорганизационных умений и навыков составляет более ½) – 5-8 баллов; - максимальный уровень (освоен весь объём учебно-организационных умений и навыков, предусмотренный программой за конкретный период) – 9-10 баллов. Личностные результаты 1. Организационно- Способность переносить волевые качества: (выдерживать) известные нагрузки в 1.1. Терпение течение определенного времени, преодолевать трудности: - минимальный уровень (терпения хватает меньше, чем на ½ занятия) – 14 балла; - средний уровень (терпения хватает больше, чем на ½ занятия) – 5-8 баллов; - максимальный уровень (терпения хватает на всё занятие) – 9-10 баллов. 1.2. Воля Способность активно побуждать себя к практическим действиям: - минимальный уровень (волевые усилия побуждаются извне) – 1-4 балла; - средний уровень (иногда проявляется активность к практическим действиям) – 5-8 баллов; максимальный уровень (самостоятельно побуждает себя к практическим действиям) – 9-10 баллов. 1.3. Самоконтроль Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия): - минимальный уровень (постоянно действует под воздействием контроля анализ наблюдение, педагогический анализ наблюдение, педагогический анализ наблюдение, педагогический анализ 28 2. Ориентационные качества: 2.1. Самооценка 2.2. Интерес к занятиям в детском объединении 3. Поведенческие качества: 3.1. Конфликтность 3.2. Тип сотрудничества извне) – 1-4 балла; - средний уровень (периодически контролирует себя сам) – 5-8 баллов; максимальный уровень (контролирует себя самостоятельно) – 9-10 баллов. Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям: - минимальный уровень (завышенная самооценка) – 1-4 балла; - средний уровень (заниженная самооценка) – 5-8 баллов; - максимальный уровень (объективная самооценка) – 9-10 баллов. Осознанное участие в освоении программы: - минимальный уровень (интерес к занятиям продиктован извне) – 1-4 балла; средний уровень (интерес периодически поддерживается самим обучающимся) – 5-8 баллов; максимальный уровень (самостоятельно проявляет постоянный интерес) – 9-10 баллов. Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации: - минимальный уровень (недостаточно осознает правила и нормы поведения, допускает нарушения, но в основном их выполняет) – 1-4 балла; - средний уровень (осознает моральные нормы и правила поведения в социуме, но иногда частично их нарушает) – 5-8 баллов; - максимальный уровень (всегда следует общепринятым нормам и правилам поведения, осознанно их принимает) – 9-10 баллов. Способность принимать участие в общем деле: - минимальный уровень (в совместной деятельности не пытается договориться, не может придти к согласию, настаивает на своём, наблюдение, педагогический анализ наблюдение, педагогический анализ наблюдение, педагогический анализ наблюдение, педагогический анализ 29 4. Личностные достижения обучающегося конфликтует или игнорирует других) – 1-4 балла; - средний уровень (способен к взаимодействию и сотрудничеству, но не всегда умеет аргументировать свою позицию и слушать партнера) – 5-8 баллов; - максимальный уровень (проявляет эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества, ориентируется на партнера по общению, умеет слушать собеседника, совместно планировать, договариваться и распределять функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь) – 9-10 баллов. Результаты личных достижений: - минимальный уровень (пассивное участие в делах детского объединения) – 1-4 балла; - средний уровень (активное участие в делах детского объединения) – 5-8 баллов; максимальный уровень (значительные результаты на муниципальном и региональном уровнях) – 9-10 баллов. портфолио 30 Список литературы и источников информации для педагога 1. Анофриков, П.И. Принципы работы детской студии мультипликации: Учебное пособие для тех, кто хочет создать детскую студию мультипликации/ П.И. Анофриков. – Новосибирск: Детская киностудия «Поиск», 2017; 2. Буйлова Л.Н. Технология разработки и оценки качества дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время – новые подходы. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2015. 3. Велинский, Д.В. Технология процесса производства мультфильмов в техниках перекладки /Методическое пособие детской киностудии «Поиск». – Новосибирск, 2014; 4. Запаренко, В.С. Как рисовать мультики. / В.С. Запаренко – Санкт Петербург: Фордевинд, 2015; 5. Кулик О.Н., Коюшева Е.Н. Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и модульные программы). Рекомендации.-Сыктывкар: ГАУ ДО «РЦДО», РМЦ ДОД, 2019 6. Основы анимационной деятельности [Текст] : учебное пособие / В. С. Плотникова ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования Петрозаводский гос. ун-т. – Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2015. 7. Тимофеева, Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». — СПб: Детство-Пресс, 2011. 8. Тихонова, Е. Р. Рекомендации по работе с детьми в студии мультипликации. – Новосибирск: Детская киностудия «Поиск», 2011. 9. Филимонова Е. В. Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности. Учебник. М.: Юстиция, 2019.. 10. Цветкова, М. С. Модели непрерывного информационного образования / М.С. Цветкова. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2021. 11. Movavi. Материалы для учителей. – Новосибирск: ООО «ТауКонсалт», 2018 г. 31 Список литературы и источников информации для обучающихся 1. Больгерт, Н., Больгерт С. Мультстудия «Пластилин» Лепим из пластилина и снимаем мультфильмы своими руками. – Москва: Робинс, 2012; 2. Довгялло, Н. Техника и материалы в анимационном фильме / Искусство в школе. №3. – 2007; 3. Лаптева, Т.Е. Пластилиновые чудеса. Забавные человечки. – Москва: Просвещение, 2011; 4. Макарова, Е.Г. Как вылепить отфыркивание. В 3 т. Т.1. Освободите слона. – Москва: Самокат, 2011; 5. Почивалов, А.Ю., Сергеева Ю.Е. «Пластилиновый мультфильм своими руками». – Москва: Эксмо, 2015; 6. Саймон, М. Как создать собственный мультфильм. – Москва: НТ Пресс, 2006; 7. Хард, К. Мультики для начинающих. – Москва: Попурри, 2002 Перечень отечественных мультфильмов, рекомендуемых для просмотра ➢ Прекрасная Люканида, или Война рогачей с усачами. (Первый русский мультфильм, один из первых в мире кукольных фильмов). Режиссер Владислав Старевич, 1912 г.; ➢ Цветик-семицветик. Режиссер М. Цехановский, 1949 г.; ➢ Снежная королева. Режиссер Л. Атаманов, 1957 г.; ➢ Чиполлино. Режиссер Б. Дежкин, 1960 г.; ➢ Старая игрушка. Режиссер С. Самсонов, 1964 г.; ➢ Топтыжка (в технике бесконтурного рисунка). Режиссер Ф. Хитрук, 1964 г.; ➢ Каникулы Бонифация (цветной рисованный). Режиссер Ф. Хитрук, 1965 г.; ➢ Варежка. Режиссер Р. Качанов, 1967 г.; ➢ Учитель пения. Режиссер А. Петров, 1968 г; ➢ Клубок. Режиссер Н. Серебряков, 1968 г.; ➢ Малыш и Карлсон. Режиссер Б.Степанцев,1968 г.; ➢ Карлсон вернулся. Режиссер Б. Степанцев, 1969 г.; ➢ Винни-Пух. Режиссер Ф. Хитрук, 1969 г.; ➢ Ну, погоди! Режиссер В. Котеночкин, 1969-1981 гг. (разные выпуски); ➢ Винни-Пух идет в гости. Режиссер Ф. Хитрук, 1971 г.; ➢ Чебурашка. Режиссер Р. Качанов, 1971 г.; 32 ➢ Шапокляк. Режиссер Р. Качанов, 1974 г.; ➢ И мама меня простит. Режиссер А. Петров, 1975 г.; ➢ Конек-Горбунок. Режиссер И. Иванов-Вано, 1975 г. (новая версия); ➢ Цапля и журавль. Режиссер Ю. Норштейн, 1975 г.; ➢ Ежик в тумане. Режиссер Ю. Норштейн, 1976 г.; ➢ Голубой щенок. Режиссер Е. Гамбург, 1976 г.; ➢ Трое из Простоквашино. Режиссер В. Попов, 1978 г.; ➢ Волшебное кольцо. Режиссер Л. Носырев, 1979 г.; ➢ Премудрый пескарь. Режиссер В. Караваев, 1979 г.; ➢ Сказка сказок. Режиссер Ю. Норштейн, 1980 г.; ➢ Мороз Иванович. Режиссер И. Аксенчук, 1981 г.; ➢ Пластилиновая ворона. Режиссер А. Татарский, 1981 г.; ➢ Падал прошлогодний снег. Режиссер А. Татарский, 1983 г.; ➢ Пуговица. Режиссер В. Тарасов, 1982 г.;23 ➢ Жил был Пес. Режиссер Э. Назаров, 1982 г.; ➢ Медведь-липовая нога. Режиссер Г. Баринова, 1984 г.; ➢ Следствие ведут колобки. Режиссер А. Татарский, И. Ковалев. Студия «Пилот»,1986 г.; ➢ Петух и боярин. Режиссер Л. Мильчин, 1986 г.; ➢ Мартынко. Режиссер Э. Назаров, 1987 г.; ➢ Рождество. Режиссер М. Алдашин, 1996 г.; ➢ Старик и море. Режиссер А. Петров, 1999 г. Премия «Оскар» в 2000 г.; ➢ Гора самоцветов. Сборник мультфильмов по мотивам сказок народов ➢ России. Режиссеры А. Татарский, О. Ужинов, Н. Чернышова, В. Корецкий. 2004-2010 гг.; ➢ Моя любовь. Режиссер А. Петров, 2007 г.; ➢ Про Василия Блаженного. Режиссер Н. Березовская, Пилот, 2008 г. Перечень зарубежных мультфильмов, рекомендуемых для просмотра ➢ Белоснежка и семь гномов. Snow White and the Seven Dwarfs (1937 г.) США, реж. Уильям Коттрелл; ➢ Путешествия Гулливера. Gulliver's Travels (1939 г.) США, реж. Дэйв Фляйшер; ➢ Фантазия. Fantasia (1940 г.) США, реж. Норман Фергюсон; ➢ Пиноккио. Pinocchio (1940 г.) США, реж. Норман Фергюсон; ➢ Бэмби. Bambi (1942 г.) США, реж. Джеймс Элгар; ➢ Золушка. Cinderella (1949 г.) США, реж. Клайд Джероними. 7) 33 ➢ Алиса в стране чудес. Alice in Wonderland (1951 г.). США, реж. Клайд Джероними; ➢ Леди и бродяга. Lady and the Tramp (1955 г.) США, реж. Клайд Джероними; ➢ Спящая красавица. Sleeping Beauty (1958 г.) США, реж. Клайд Джероними; ➢ 101 далматинец. One Hundred and One Dalmatians (1961 г.) США, реж. Клайд Джероними; ➢ Книга джунглей. The Jungle Book (1967 г.) США, реж. Вольфганг Райтерман; ➢ Русалочка. The Little Mermaid (1989 г.) США, реж. Рон Клементс; ➢ Красавица и чудовище. Beauty and the Beast (1991 г.) США, реж. Гари ➢ Труздейл; ➢ Кошмар перед Рождеством. The Nightmare Before Christmas (1993 г.) США, реж. Генри Селик; ➢ Король Лев. The Lion King (1994 г.). США, реж. Роджер Аллерс; ➢ История игрушек. Toy Story (1995 г.) США, реж. Джон Лассетер; ➢ История игрушек 2. Toy Story 2 (1999 г.) США, реж. Джон Лассетер; ➢ Шрек. Shrek (2001 г.) США, реж. Эндрю Адамсон. 34