ДООП 3 Мир добрых дел

Управление образования Кудымкарского муниципального округа ПК
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детско–юношеский центр «Радуга» г. Кудымкара

Принята на заседании педагогического совета

Утверждаю:

от «08» октября 2024 г.

Директор МАУДО «ДЮЦ «Радуга»

Протокол № 1

_______________Т.Т. Бражкина

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально – гуманитарной направленности

«Мир добрых дел»
Возраст обучающихся: 9 – 10 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Попова Татьяна Григорьевна,
педагог дополнительного образования

г. Кудымкар, 2024

Информационная карта образовательной программы
I Наименование программы

«Мир добрых дел»

II Направленность

социально – гуманитарная

III Сведения об авторе-составителе
1. ФИО

Попова Татьяна Григорьевна

2. Год рождения

1970

3. Образование

Среднее специальное

4. Место работы

МАУДО «ДЮЦ «Радуга» г. Кудымкара

5. Должность

Педагог дополнительного образования

6. Квалификационная категория

-

7. Адрес, телефон

с. Ленинск, ул. Мира д. 13

IVСведения о программе
1. Срок реализации

1 год

2. Возрастная группа

9 - 10

3. Тип программы

Общеразвивающая

4. Характеристика программы
По месту в образовательной модели

Разновозрастного детского объединения

По уровню освоения

Общекультурный ознакомительный

5. Цель программы

Интеллектуальное,
творческое

духовно-нравственное,

развитие

удовлетворение
потребностей

обучающегося,

его
и

образовательных

интересов

через

обучение

волонтёрской деятельности
6.

Ведущие

формы

и

методы Поисковые, беседы, дискуссионные, творческие,

образовательной деятельности

игровые,

моделирование

жизненно

важных

ситуаций в игровой форме
7.Форма обучения

Очная

8. Формы мониторинга результативности

Входная,
диагностики

промежуточная
(тестирование,

и
опрос,

итоговая
беседа,

наблюдение, практическая работа, кроссворд,
самооценка, конкурсы)
9. Кадровое обеспечение

Педагог дополнительного образования

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально – гуманитарной направленности «Мир добрых дел»
I.

Пояснительная записка

Главная задача школы в современном мире - научить детей быть
человечными. Именно в начальном школьном возрасте нужно научить детей
ценить друзей, заботиться о ближних людях. Для этого педагог на основе
примеров и жизненного опыта детей должен показать насколько важно быть
добрым человеком, воспитывать бережное и тёплое отношение не только
близким, но и окружающим людям.
1.1. Общие сведения
Программа составлена в соответствии со следующими документами:
- Закон об образовании в Российской Федерации (ФЗ «Об образовании в РФ»
от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ);
- «Концепция развития дополнительного образования», (Распоряжение
Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России», 2009 г.;
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»;
-

«Методические рекомендации

общеразвивающих

программ»

по проектированию дополнительных

(включая

разноуровневые

программы)

«Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242»;
-

Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного

образования «Детско-юношеский центр «Радуга».
В

соответствии

с

«Порядком

организации

и

осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (утверждён Приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008) в дополнительную
общеобразовательную общеразвивающую программу « Мир добрых дел»
ежегодно вносятся изменения.

1.2. Актуальность программы
Последние годы в образовательных учреждениях получили развитие
объединения социально-педагогического направления, ориентированные на
корректировку и развитие психических свойств личности, коммуникативных
и интеллектуальных способностей обучающихся, развитие лидерских
качеств, организацию социализирующего досуга детей и подростков.
Поскольку традиции, стиль и методы работы ДО максимально учитывают
условия социума, то здесь более эффективно внедряются социальнопедагогический модели деятельности.
1.3. Отличительные особенности программы
Программа

социально-педагогической

направленности

является

долгосрочной, многоуровневой и включает углубленный уровень освоения.
Следствием этого является накопление обучающимися опыта гражданского
поведения, основ демократической культуры, самоценности личности,
осознанного выбора профессии, получение квалифицированной помощи по
различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальную
адаптацию обучающихся к изменяющимся условиям жизни, способствует
гражданскому становлению подрастающего поколения.
Программа

социально-педагогической

направленности

многофункциональна по целевому назначению, охватывают широкий
возрастной диапазон обучающихся.
1.4. Адресат программы
Программа рассчитана на обучающихся 9 – 10 лет. Занятия проводятся в
разновозрастных подгруппах.
Специального отбора обучающихся и подготовки для освоения
программы не требуется.
Обучение детей с ОВЗ и детей – инвалидов организуется в общей группе
с учетом заболевания, состояния здоровья, рекомендаций индивидуальной
программы реабилитации и заключения психолого-медико-педагогической
комиссии.

1.5. Объём и сроки реализации программы
Срок реализации программы 1 год. Образовательный процесс в
объединении

организуется

в

соответствии

с

календарным

учебным

графиком, утверждённым директором учреждения на учебный год и
расписанием занятий.
Объем программы: 136 часов – 4 часа в неделю.
1.6. Режим и формы организации занятий:
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2

академических

часа с 10 -

минутным перерывом (1 академический час - 45 минут).
Формы организации занятий: групповые.
1.7. Форма обучения: очная.
Эффективными формами являются:
•

ролевые и ситуационно-ролевые игры;

•

тренинги;

•

ситуационные задания (задачи);

•

коллективные творческие дела (КТД);

•

ролевые игры;

•

беседы;

•

лекции;

•

дискуссии;

•

анкетирование;

•

мастер-класс;

•

акции;

•

практическая деятельность;

•

информационные буклеты;

•

листовки.

Формы и методы контроля:
Освоение дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей)
программы определяется на основании методов педагогической диагностики

(наблюдения, опроса, собеседования) и динамики личностного развития
учащегося. Критериями оценки освоения программы являются:
• формирование ответственного отношения к обучению, готовности и
способности

учащихся

к

саморазвитию

и

самообразованию,

уважительное отношение к труду;
• формирование уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку; готовности и способности вести диалог с другими
людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, форм социальной
жизни в группах и сообществах, активное участие в общественной
жизни волонтерского объединения;
• формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
ответственного отношения к своим поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; •
осознание значения волонтерской деятельности в личном и социальном
становлении личности.
1.8. Цель и задачи программы.
Цель - содействие социализации и жизненному самоопределению в
процессе многообразной творческой деятельности, формирование готовности
к социальным действиям.
Задачи:
- образовательные: продолжить знакомство детей с основами знаний в
области волонтёрской деятельности
- развивающие: развить
организованность,

качества

собранность,

личности,

чувство

долга

как
и

трудолюбие,
ответственность,

предприимчивость, требовательность к себе, культура общения и поведения,
коммуникабельность; развивать потребность в творческом труде, стремление
преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных

целей;

развивать

умения

целеполагания,

планирования,

определения

способов деятельности, анализа и оценки её результата.
-

воспитательные:

воспитывать

культуру общения и

уважительное

отношение к членам коллектива в совместной творческой деятельности;
воспитывать усидчивость, аккуратность, активность, уважение и любовь к
труду, формировать потребность обучающихся к саморазвитию; воспитывать
умение получать удовлетворение от своей работы.
1.9. Планируемые

результаты

и

способы

определения

их

результативности (мониторинг реализации программы).
• понимать социальные свойства человека, его место в системе
общественных отношений;
• владеть основными приемами формирования команды;
• уметь подготовить и провести коллективное творческое дело;
• получить представления об основных типах и причинах конфликтов;
• овладеть навыками публичного выступления;
• применять

творческие

приемы

при

организации

любого

деятельности;
• развивать навыки социальной наблюдательности;
• знать правила организации и проведения массового мероприятия;
• развитие навыков наставника.

вида

Учебно – тематическое планирование – 136 ч.
№

Содержание темы

п/п

Кол-во
часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Знакомство. Тесты.
Инструктажи по ТБ

4

3

1

2.

Доброе отношение к людям

37

13

24

3.

Не забывает календарные праздники

38

6

32

4.

Занятия в мастерской

40

6

34

5.

Экскурсии, выставки

15

2

13

6.

Итоговое занятие

2

1

1

136

31

105

ИТОГО

Содержание учебно – тематического плана объединения «Мир добрых дел»
п\н
1

Тема
раздела
Вводное
занятие

2

Доброе
отношение к
людям

3

Не забываем
календарные
праздники

4

Занятия в
мастерской

Содержание раздела

Кол-во часов

- Знакомство. Тесты
- Правила и порядки в объединении
- Инструктажи по Т.Б.
- Познавательная беседа «Тепло родного
дома»
- Диспут «Отвори волшебные двери добра
и доверия»
- Беседа - обсуждение «Доброта, что
солнце»
- Сказочное путешествие «Радостно жить
на белом свете добрым».
- Приглашаем на чай «Зимние посиделки»
- Акция «Снег»
- Встреча за круглым столом «Отвори
волшебные двери добра и доверия»
- Акция «Спасибо, мама!»
- Акция «Чужих стариков не бывает»
- Акция «Звезда Памяти»
- Акция «Подарок ветерану»
- Проект «Спасибо, Педагог!»
- Подарок «Милым мамочкам»
- Акция «Подарок малышам»
- Мастерская Деда Мороза

4

37

38

40

- Динамическая открытка с аппликацией
Экскурсии,
выставки

5

Итоговое
занятие

6

- Выставка «Золотые руки бабушки»

15

- Прогулка в осенний лес
- Туристический поход
Подведение итогов «Мои достижения»

2

ИТОГО:

136

Материально-техническое обеспечение.
Обучение обучающихся проводится в специально оборудованном
кабинете

в

соответствии

с

санитарно-гигиеническими

нормами,

оборудованными рабочими местами: столы и стулья для педагога и
обучающихся; классная доска, шкафы и стеллажи.
Технические

средства

обучения:

компьютер,

принтер,

мультимедиапроектор.
Информационное

обеспечение:

подключение

к

сети

Интернет,

презентации.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования
Формы аттестации
Отслеживание результативности усвоения программного материала
осуществляется в три этапа: первичная диагностика, промежуточный и
итоговый контроль.
Первичная диагностика проводится в сентябре (на первом занятии).
Формами проведения первичной диагностики является:
• собеседование, которое позволяет узнать интересы подростка, круг его
друзей, проведение досуга;
• получить информацию о семье;
• диагностика личностных качеств подростков.
Промежуточный контроль проводится в декабре.
Формами промежуточного контроля являются:
• собеседование по пройденным теоретическим темам;

• представление информационной продукции:
•

плакат;

•

буклет, компьютерная презентация, листовка;

• проведение акции, подготовка и проведение досуговых и праздничных
программ, участие в мероприятиях, подготовка и выступление
агитбригады.
Итоговый контроль проводится в июне.
Формами итогового контроля являются:
• собеседование по теоретическому материалу за весь год обучения;
• представление информационной продукции:
• социальный

плакат, социальный буклет,

• компьютерная

презентация, социальный ролик;

• участие в подготовке и проведении мероприятий по профилактике
ассоциативного

поведения,

праздничных

и

досуговых

мероприятий,

проведении социальных акций и мероприятий.
Наиболее эффективной формой проверки достижений обучающихся,
считается

подготовка

и

проведение

самостоятельных

социальных

мероприятий.
Формы подведения итогов реализации программы:
• проведение различных по форме социальных мероприятий для людей
разных категорий;
• проведение

профилактических

мероприятий

по

ассоциативному

поведению;
• создание социального информационного продукта (плакат, буклет,
компьютерная презентация, видеоролик);
• анализ результатов проведенных мероприятий;
• мониторинг достижений волонтеров.

Список литературы
для педагогов:
1. Битянова, М.С. Практикум по психологическим играм с детьми и
подростками / М.С. Битянова. – СПб.: Питер, 2012.
2. Галеева Н. Формирование организаторских умений у школьников /
Воспитание школьников / Н. Галеева. – 2008
3. Добровольчество – путь к овладению профессией: сборник. – Саратов.:
ООО Бонапарт ПС, 2004.
4. Дорогою добра: Методическое пособие по развитию добровольческого
движения. – Вологда, 2011.
5. Сикорская,

Л.

Е.

Добровольческая

деятельность

как

школа

нравственного воспитания молодежи /Л.Е. Сикорская // Вестник
Вятского государственного гуманитарного университета. - 2009. - № 3.
для обучающихся и родителей:
1. Азбука благотворительности – М.: Форум Доноров, 2008.
2. Кон И.С. В поисках себя. Личность и самопознание / И.С. Кон. — М.:
Политиздат, 1984.
3. Майорова Н.П. Обучение жизненноважным навыкам / Н.П. Майорова. СПб, 2006.
4. Макеева, А.Г. Помогая другим, помогаю себе / А.Г. Макеева. - М.:
РЦОИТ, 2003.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».