Управление образования Кудымкарского муниципального округа ПК
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детско–юношеский центр «Радуга» г. Кудымкара
Принята на заседании педагогического совета
Утверждаю:
от «05 » октября 2023 г.
Директор МАУДО «ДЮЦ «Радуга»
Протокол № 1
_______________Т.Т. Бражкина
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально – педагогической направленности
«Я – волонтёр»
Возраст детей: 7 - 8 лет
Срок реализации – 1 год
Автор - составитель:
Попова Татьяна Григорьевна,
педагог дополнительного образования
г. Кудымкар, 2023
Информационная карта образовательной программы
I Наименование программы
«Я - Волонтёр»
II Направленность
Социально – педагогическая
III Сведения об авторе (составителе)
1. ФИО
Попова Татьяна Григорьевна
2.
2. Год рождения
1970
3. Образование
Среднее специальное
4. Место работы
МАУДО «ДЮЦ «Радуга» г. Кудымкара
5. Должность
Педагог дополнительного образования
6. Квалификационная категория 7. Адрес, телефон
с. Ленинск, ул. Мира д.13
IVСведения о программе
1. Срок реализации
2. Возрастная группа
3. Тип программы
4. Характеристика программы
По месту в образовательной
1 год
7 - 8 лет
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
Группа детского объединения
модели
По уровню освоения
базовый
5. Цель программы
формирование активной гражданской позиции, готовности
включения в социально-значимую деятельность в процессе
овладения навыками волонтерской деятельности
6. Ведущие формы и методы
- словесные методы обучения;
образовательной деятельности
- методы практической работы;
- методы проблемного обучения;
- проектно-конструкторские методы;
- метод игры;
- наглядный метод обучения
7.Форма обучения
8. Формы мониторинга
результативности
Очная
Отслеживание результативности усвоения программного
материала осуществляется в три этапа: первичная
диагностика, промежуточный и итоговый контроль
9. Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования
2
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности «Я – волонтёр»
Пояснительная записка
1.1. Общие сведения
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Я - волонтёр» предполагает включение детей в социально-значимую
деятельность, что способствует формированию их лидерской позиции,
развитию инициативы и общественной активности, помогает обрести
жизненный опыт.
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Закон об образовании в Российской Федерации (ФЗ «Об образовании в РФ»
от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ);
- «Концепция развития дополнительного образования», (Распоряжение
Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России», 2009 г.;
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»;
-
«Методические рекомендации
общеразвивающих
программ»
по проектированию дополнительных
(включая
разноуровневые
программы)
«Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242»;
-
Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного
образования «Детско-юношеский центр «Радуга».
1.2. Актуальность программы
Задача социального становления личности ребенка сегодня является
важной и актуальной. От того, какие ценности будут сформированы у детей
сегодня, от того насколько они будут готовы к новому типу социальных
отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в
будущем. В связи с этим важную социально-значимую роль приобретает
организация
деятельности
по
созданию
условий
для
социального
становления подростков, развития их социальной активности.
3
Участие в общественно направленной деятельности, социально
признаваемой и одобряемой, позволяет ребёнку осознать и оценить себя,
приобрести уверенность в себе и своей значимости для других, формирует у
подростка общественно направленную мотивацию.
Миссия нашего волонтерского объединения – внести вклад в
физическое
и
нравственное
оздоровление
общества,
сделать
жизнь
окружающих светлее и ярче. Мы понимаем, что невозможно заставить
человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но
мы можем помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить
его в ситуацию свободного выбора. Иначе говоря, сформировать его
социальную компетенцию.
Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться
в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен
обладать волонтер для успешной работы. Все это будет формироваться в
процессе подготовки волонтеров – на профилактических и обучающих
занятиях, на тренинговых занятиях, учебах и сборах. По принципу «равный –
равному» волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях
профилактики и «добрых уроках», в выступлениях на сцене, на занятиях с
элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других,
будут обучаться сами.
1.3. Отличительная особенность
Отличительная особенность программы «Я – ВОЛОНТЁР» заключается
в том, в настоящее время приобрел вопрос использования дистанционных
образовательных технологий и электронного обучения, где основными
формами
дистанционного
процесса
обучения
являются
практико-
ориентированные учебные занятия, творческие и онлайн-мастер-классы,
тематические праздники, акции, онлайн-задания, интерактивные лекции.
Работа в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться внутренне, и
даже внешне. Сам ребёнок приобретет самоуважение, уверенность и в то же
время научится проявлять толерантность и уважение к окружающим.
1.4. Адресат программы
4
Программа рассчитана на учащихся 7 - 8 лет.
Психологические особенности.
Дети 7 – 8 лет отличаются большой жизнерадостностью, внутренней
уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической
деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им
подчинено поведение ребят. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко
вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать
оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. В
подростковом возрасте социальная деятельность становится личностной
потребностью.
1.5. Объем и сроки реализации образовательной программы
Срок реализации программы – 1 год, 136 часов в год.
Занятия I первого года обучения формируют интерес к социальнозначимой деятельности, развивают коммуникативные умения, первичные
организаторские навыки, предлагают опыт участия в социальных акциях.
1.6. Режим занятий: два раза в неделю по 2 академических часа с 10-ти
минутным перерывом (академический час – 45 минут)
Формы и методы обучения
1.7.
Форма обучения – очная
Использование
традиционных
и
современных
приёмов
обучения
позволяет заложить основы для формирования основных компонентов
учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней,
умение контролировать и оценивать свои действия.
При реализации программы применяется и при необходимости смешанная
форма
обучения
с
использованием
дистанционных
образовательных
технологий и средств электронного обучения. Очная форма обучения
включает:
образовательный
аудиторных и выездных занятий.
процесс,
предполагающий
проведение
Основными формами дистанционного
процесса обучения являются практико-ориентированные учебные занятия,
онлайн-мастер-классы,
тематические
праздники,
онлайн-задания,
интерактивные лекции.
5
В процессе обучения по данной программе используются следующие
диагностические методы: творческие задания, наблюдение, тестирование,
беседы, анкетирование, мониторинг достижений.
1.8. Цель программы:
формирование активной гражданской позиции,
социально-значимую
деятельность
в
готовности включения в
процессе
овладения
навыками
волонтерской деятельности.
Задачи программы:
образовательные:
- познакомить с историей возникновения волонтерства в России и странах
мира;
- овладеть различными видами информационных технологий и элементами
IT-компетенций;
- обучить разнообразным формам организации и реализации мероприятий
социального значения и пропаганде здорового образа жизни;
- овладеть психологическими знаниями, позволяющими подросткам
лучше понимать себя и уметь взаимодействовать с людьми различных
социальных категорий
развивающие:
- развить логическое, аналитическое мышление;
- развить зрительную, слуховую память, устойчивость внимания;
-
развить
наблюдательность,
познавательную активность,
творческие
способности
воспитательные:
-
воспитать
толерантные
качества
личности,
милосердие,
доброту,
отзывчивость;
- сформировать коммуникативные качества, умение работать в команде;
- воспитать лидерские качества, уверенность в себе;
-сформировать
чувство
коллективизма,
готовность
безвозмездно,
бескорыстно служить обществу
1.9.
Планируемые
результаты
и
способы
определения
их
6
результативности.
Реализация программы должна обеспечить:
Личностные результаты.
-
воспитаны
такие
личностные
качества
как
толерантность,
дисциплинированность, ответственность;
-
сформированы
коммуникабельность,
умение
работать
в
команде,
инициативность;
- сформированы лидерские качества, что будет способствовать организации
и проведению волонтёрских мероприятий;
- сформировано чувство безвозмездной помощи людям.
Метапредметные результаты.
- развиты логическое, аналитическое мышление, что проявляется в умении
выстроить алгоритм организации мероприятия, принять быстрое решение в
сложившейся ситуации, провести объективный анализ результатов;
- развита ассоциативная, зрительная, слуховая память, способность управлять
своим вниманием;
- сформирована устойчивая познавательная активность, что поможет
осваивать
большой объём учебного материала; осуществлять
поиск
необходимой информации; отмечается развитие творческих способностей,
что позволит творчески проявлять себя в разработке заданий тренингов,
подготовке фото и видеоотчета, плакатов, буклетов, рекламы, организации
мероприятий в форматах волонтерской деятельности.
Предметные результаты
- изучат историю возникновения, формы и направления волонтёрской
деятельности в России и в странах мира;
- сформированы элементы IT- компетентностей обучающихся;
- обучены различным формам организации и реализации социальных
мероприятий на практике и выступать в роли организаторов;
- ознакомлены с формами профилактической деятельности и пропаганды
здорового образа жизни;
7
- овладели психологическими знаниями, позволяющими лучше понимать
себя и уметь взаимодействовать с людьми различных социальных категорий.
Обучение по данной программе рассчитано на 1 год и представляет
собой систему взаимосвязанных творческих заданий, деловых игр и
тренингов, проводятся обсуждения и дискуссии на интересные темы, в
процессе которых отрабатываются навыки руководства малым коллективом
или группой, техника ведения разговора, спора, умение упорядочить точки
зрения, достигать согласия и находить решения в группе. Обучающийся
получает поддержку и уважение сверстников, имеет возможность приобрести
новых друзей, иметь практику общественной жизни, он чувствует себя
нужным и способным помочь множеству людей, оказавшихся в трудной
ситуации.
Осуществление
социально
признаваемой
деятельности
соответствует психологическим требованиям детского возраста. Мотивы
приобщения к волонтерству различны. Но чаще всего ребятами движет
стремление чувствовать себя нужными, полезными людям, быть членами
команды, заслужить уважение и поддержку окружающих
Условия реализации программы
Материально – техническое оснащение
Занятия проходят в кабинете, расположенного в МБОУ
«Ленинская
СОШ».
Для реализации программы, электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий имеется: подключение к сети Интернет,
презентации, фотографии.
Также в работе используются видеоролики с видеохостинга YouTube.
Интернет-источники, необходимые для работы:
- https://fdo56.ru/
- рдш.рф
- https://dobro.ru/
- https://wikium.ru/
- https://academy.yandex.ru/
- https://rsv.ru/
- вожатый.рф и другие.
8
Формы аттестации
Подведение итогов выполнения программы складывается из двух
составляющих: внешний и внутренней деятельности коллектива.
Внутренняя деятельность – это духовно-нравственное, личностное
развитие ребёнка.
Внешняя деятельность – это отслеживаются и фиксируются в формах:
аналитическая справка, аналитический материал, аудиозапись, видеозапись,
грамота,
готовая
работа,
диплом,
журнал
посещаемости,
материал
анкетирования и тестирования, методическая разработка, портфолио, фото,
свидетельство (сертификат), статья.
Все дети принимают участие различного рода деятельности, тем самым
каждый ребёнок найдёт возможность проявить себя внести
свой личный
вклад на благо общества.
Оценочные материалы
Для отслеживания состояния и развития детского объединения «Я волонтер» используются различные формы диагностики:
- Тест «Я волонтер?»
- Диагностические тесты для аттестации волонтеров.
- Тест «Лидеры бывают разные»
-Тест «Ответственный ли ты человек?»
- Тест «Есть ли у вас организаторские способности?»
По результатам исследований проводится необходимая корректировка
действий.
Механизм выявления образовательных результатов программы
Отслеживание результативности усвоения программного материала
осуществляется в три этапа: первичная диагностика, промежуточный и
итоговый контроль.
Первичная диагностика проводится в сентябре (на первом занятии).
Формами проведения первичной диагностики является:
- собеседование, которое позволяет узнать интересы подростка, круг его
друзей, проведение досуга; получить информацию о семье;
- диагностика личностных качеств ученика.
Тематический контроль проводится по мере освоения каждой учебной темы.
Включает проверку конспектов, фронтальный устный опрос, тест. Возможно
представление докладов с презентацией, проведение ролевой игры.
Промежуточный контроль проводится в декабре.
Формами промежуточного контроля являются:
- собеседование по пройденным в 1-ом полугодии теоретическим темам;
- представление информационной продукции;
- проведение акции, подготовка и проведение досуговых и праздничных
программ, участие в мероприятиях по ЗОЖ, подготовка и выступление
агитбригады.
Итоговый контроль проводится в мае.
Формами итогового контроля являются:
- собеседование по теоретическому материалу;
- представление информационной продукции:
- социальный плакат – социальный буклет;
- компьютерная презентация, социальный ролик;
- участие в подготовке и проведении мероприятий по ЗОЖ, праздничных и
досуговых мероприятий, проведении социальных акций и мероприятий.
Наиболее эффективной формой проверки достижений обучающихся,
считается подготовка и проведение самостоятельных социальных
мероприятий.
Формы подведения итогов реализации программы:
- проведение различных по форме социальных мероприятий для людей
разных категорий;
- проведение профилактических мероприятий по пропаганде ЗОЖ;
- создание социального информационного продукта (плакат, буклет,
компьютерная презентация, видеоролик);
- анализ результатов проведенных мероприятий;
10
- мониторинг достижений волонтёров.
Для оценки эффективности подготовки волонтеров необходимы критерии.
Критерии оценки готовности к волонтерской деятельности:
- имеет сознательный интерес и желание включаться в волонтёрскую
деятельность; осознаёт значимость своей деятельности, является активным
участником мероприятий;
- умеет адаптироваться в среде сверстников, проявляет свои лидерские
качества, проявляет уверенность в действиях;
- умеет мотивированно увлечь, вызвать желание и интерес к предполагаемой
деятельности;
- умеет сотрудничать с людьми различных категорий;
- умеет управлять своим вниманием, активно мыслить и действовать;
- умеет творчески подходить к решению практических заданий, предлагает
реальные выходы из смоделированных проблемных ситуаций;
- владеет знаниями по актуальной тематике и умеет ориентироваться в
понятиях и терминах по проблеме;
- владеет грамотной речью;
- креативен; умеет неординарно мыслить, творчески подходить к
поставленным проблемам, находить реальные и интересные выходы из
проблемных ситуаций;
- умеет адекватно действовать согласно ситуации.
Способы поощрения волонтеров:
- похвала (необходимо учитывать своевременность и объективность);
- вручение грамоты;
- благодарственное письмо родителям;
- поручение ответственных работ;
- публичное признание заслуг и вручение чего-либо при большой аудитории.
Критериями оценки эффективности программы являются:
-количество учащихся, привлеченных в волонтерское формирование;
- количество учащихся, прошедших подготовку;
11
- объем и качество оказанных информационных, консультационных и других
услуг;
- выполнение поставленных задач;
- готовность обучающихся к волонтёрской деятельности.
Методическое обеспечение
Методы обучения:
- словесные методы обучения: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа,
диалог, консультация;
- методы практической работы;
-
методы проблемного обучения:
проблемных
вопросов;
объяснение
эвристическая
основных
беседа:
понятий,
постановка
определений,
терминов; создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса;
самостоятельная
постановка,
формулировка
и
решение
проблемы
обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств и др.;
- проектно-конструкторские методы: проектирование (планирование)
деятельности, конкретных дел;
- метод игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные,
народные, компьютерные, на развитие внимания, памяти, глазомера,
воображения; игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра;
- наглядный метод обучения: картины, рисунки, плакаты, фотографии;
таблицы, схемы, чертежи, графики; демонстрационные материалы.
Методы воспитания:
Поручение – метод воспитания, развивающий необходимые качества,
приучающий к положительным поступкам. В зависимости от педагогической
цели, содержания и характера поручения бывают индивидуальными,
групповыми и коллективными, постоянными и временными. Любое
поручение имеет две стороны: меру полномочия (тебе доверили, тебя
попросили, кроме тебя этого никто не сможет сделать, от тебя зависит успех
общего дела и т. д.) и меру ответственности (от тебя требуется усилие воли,
необходимо довести порученное дело до конца и т. д.). Если какая-либо из
12
этих сторон организована (мотивирована) слабо, то поручение не будет
выполнено или не даст нужного воспитательного эффекта.
Поощрение – выражение положительной оценки, одобрения, признания
тех лучших качеств, которые проявились в учебе и поступках школьника.
Также, в программе впервые используются новые современные
дистанционные методы работы с обучающимися, такие как:
- Форсайт (от англ. Foresight — взгляд в будущее, предвидение) – это
социальная технология, формат коммуникации, который дает участникам
возможность договориться по поводу образа будущего, а также, определив
желаемый образ будущего, договориться о действиях в его контексте.
- Метод кейсов или кейс-метод представляет собой один из методов решения
сложных проблемных ситуаций.
- Интеллект-карта (с англ. mindmap) представляет собой эффективную
графическую
технику,
предназначенную для
управления
творческим
мышлением. Такую ментальную карту рекомендуется составлять в случаях,
когда надо осмыслить достаточно сложную проблему, найти нестандартные
пути ее решения.
К методам обучения волонтёров-школьников относятся:
-
тренинг
-
совершенствование
тренинга.
предполагает
определенных
Тренинги
приобрести
систематическую
навыков
способствуют
специальные
и
тренировку
поведения
личностному
росту;
социально-психологические
или
участников
позволяют
компетенции,
необходимые для дальнейшей деятельности в волонтёрской организации.
- кейс-метод или метод ситуаций - предполагает описание реальных
социальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию,
разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать
лучшее из них;
- деловая игра - предполагает способ определения оптимального решения
различных задач путем имитации или моделирования ситуации и правил
поведения участников;
13
- инструктирование - метод организационного воздействия, который
позволяет
разъяснить
обстановку,
задачи,
возможные
трудности
и
последствия неправомерных действий человека, предостеречь от возможных
ошибок;
- рабочий инструктаж - практика обучения на рабочем месте, включающая
объяснение и демонстрацию процесса преподавателем; закрепление знаний
на рабочем месте;
- профилактические беседы - один из самых доступных и действенных
методов работы.
Алгоритм учебного занятия (краткое описание структуры занятия и
его этапов)
1. этап: организационный
Содержание
этапа:
организация
начала
занятия,
создание
психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
2 этап: проверочный
Содержание
этапа:
проверка
домашнего
задания
(творческого,
практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия.
3 этап: подготовительный (подготовка к новому содержанию)
Содержание этапа: сообщение этапа: сообщение темы, цели учебного
занятия и мотивация учебной деятельности детей (к примеру, эвристический
вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям).
4 этап: основной
В качестве основного этапа могут выступить следующие:
1. Усвоение новых знаний и способов действий.
Содержание:
задания
и
вопросы,
которые
активизируют
познавательную деятельность детей.
2. Первичная проверка понимания.
Содержание: пробные практические задания, которые сочетаются с
объяснением соответствующих правил или обоснований.
3. Закрепление знаний и способов действий.
14
Содержание:
тренировочные
упражнения,
задания,
которые
выполняются самостоятельно детьми.
4. Обобщение и систематизация знаний.
Содержание: беседа и практические задания.
5. этап: итоговый
Содержание этапа: педагог сообщает, как работали ребята на занятии,
что нового узнали, какими умениями и навыками овладели, и поощряет ребят
за учебную работу.
6. этап: рефлективный
Содержание: оценивается
работоспособность,
психологическое
состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной
работы.
7. этап: информационный
Содержание: информация о домашнем задании, инструктаж по его
выполнению, определение перспективы следующих занятий.
Формы организации учебного занятия
Занятия проходят не только в лекционной форме, но и в форме круглого
стола, квеста, игры, тренинга, устного журнала, что создает наиболее
благоприятную атмосферу для лучшего усвоения и восприятия материала. У
учащихся появляется возможность в спокойной игровой атмосфере
отработать полученные навыки, решить личностные проблемы, в безопасной
обстановке апробировать определенные роли.
Аудиторные занятия включают:
- учебные занятия;
- видеолектории (просмотр и обсуждение специализированных
краткометражных фильмов);
- обучающие семинары;
- тренинги;
- ролевые игры;
-дискуссии.
15
Выездные занятия предполагают:
- выезды;
- организацию трудовой занятости: организацию отрядов
добровольческого труда по экологической очистке территорий, посадку
деревьев, кустарников на территории с. Ленинск, встречи.
- участие в городских акциях;
- экскурсии в волонтёрские организации разного уровня;
На занятиях предусматриваются следующие формы организации
учебной деятельности:
- индивидуальная самостоятельная (учащимся дается задание с учётом
их возможностей);
- фронтальная (онлайн-объяснение нового материала, онлайнмастерская);
- групповая (разделение на мини-группы постоянного состава для
организации очных занятий);
- коллективная (организация тематического праздника он-лайн с
активным участием обучающихся из разных групп объединения).
16
Содержание учебного плана
Первый год обучения (7-9лет)
Вводное занятие.
Знакомство с группой. Решение организационных вопросов.
Знакомство с содержанием программы на 1- ый год обучения. Инструктаж по
технике безопасности.
Тема: Волонтерская деятельность - один из видов социального служения.
Теория:
Понятия
«волонтёр»,
«волонтерство».
Основные
принципы.
Личностные качества волонтёра.
Практика: Собеседование с целью выявления интересов подростков, умения
проводить свой досуг.
Форма контроля: Диагностика личностных качеств подростков.
Модуль I. «Исторические аспекты волонтёрства»
I.1.Тема: «История возникновения волонтёрства в России».
Теория: Негосударственная волонтерская организация, российский филиал
Международного Красного креста. Принципы работы волонтеров.
Практика:
Мозговый
штурм.
Принципы
работы
волонтеров
(добровольность, безвозмездность, добросовестность, обучение «равный –
равному», законность).
Форма контроля: Фронтальный опрос по изученной теме.
1.2.Тема: Направления волонтерской деятельности в России.
Теория: Направления деятельности волонтерских организаций. Специфика
направлений. Виды работ в рамках выбранного направления деятельности.
Практика: участие в акциях по пропаганде здорового образа жизни,
взаимодействие с медицинским персоналом, экологические проекты.
Форма контроля: Обобщение по изученной теме – анализ.
1.3. Тема: История возникновения волонтерства в странах мира.
Теория: Зарождение волонтерства (Франция, США, Германии и др.).
Волонтерская молодежная служба и ЮНЕСКО.
Практика: Эссе «Что значит быть волонтером?».
17
Модуль II. «Организационно – педагогические аспекты волонтёрской
деятельности».
2.1.Тема: Основные виды и направления волонтерской деятельности.
Теория:
Индивидуальная
волонтерская
деятельность.
Волонтерская
деятельность в составе объединения и группы. Направления волонтерской
деятельности. Волонтёрство в сфере культуры.
Практика: Экскурсии в волонтёрские организации разного уровня.
Форма контроля: Фронтальный опрос по изученной теме.
2.2.Тема: Организация деятельности добровольческого объединения.
Теория: Структура волонтёрской организации. Деятельность
общественного объединения волонтеров. Формы осуществления
волонтерской деятельности. Устав общественного объединения. Цели и
задачи деятельности. Актив объединения.
Практика: Разработка критериев результативности волонтерской
работы.
Форма контроля: Контроль, анализ и оценка эффективности волонтерской
деятельности.
2.3.Тема: Структура волонтерского отряда и мотивация волонтерской
деятельности.
Теория: Принципы создания волонтерских отрядов. Структура
волонтёрского отряда. Функциональные обязанности и распределение
функциональных обязанностей в отряде. Положение о работе волонтерского
отряда. Кодекс волонтера. Символика. Традиции. Законы волонтера. Личная
книжка волонтера. Методы мотивации волонтерской деятельности.
Вовлечение нового волонтёра в волонтёрскую деятельность.
Практика: Конкурс на лучшую символику волонтерского объединения.
Форма контроля: Обобщение и анализ по изученной теме.
Модуль III. «Психологическая подготовка волонтёра»
3.1. Тема: Тренинг личностного роста (занятия с психологом).
Теория: Самоопределение. Правила поиска выхода из сложной ситуации.
18
Самооценка, самоанализ: понятие, виды, способы определения.
Общение: понятие, значение. Особенности проведения тренинга.
Практика: Тренинг. «Каков я на самом деле». «Мои сильные и слабые
стороны». «Моя индивидуальность». «Уверенное и неуверенное поведение».
«Эмоции и чувства». «Проблемы можно решать».
Форма контроля: Рефлексия.
3.2.Тема: Тренинг коммуникативных навыков (занятия с психологом)
Теория: Вербальная и невербальная информация. Эффективные
приемы общения. Взаимопомощь. Бесконфликтное общение, приемы выхода
из конфликта.
Практика: Ролевые игры: «Воздушный шар», «Необитаемый остров».
Коммуникативный тренинг «Сплочение». «Тренинговые упражнения
«Слепой и поводырь», «Я в тебе уверен», «Дом», «Автобус».
Форма контроля: рефлексия
3.3.Тема: Тренинг толерантности (занятия с психологом).
Теория: Критерии толерантного и интолерантного поведения.
Ксенофобия, геноцид, этноцентризм, экстремизм. Ролевая игра «Свои и
чужие». Социальные стереотипы поведения. Неформальные молодежные
объединения.
Практика: Развитие навыков эмпатии, понимания друг друга. Развитие
навыков сотрудничества и взаимодействия. Ролевые игры.
Форма контроля: рефлексия
3.4. Тема: Лидерство в волонтерском объединении (занятия с психологом).
Теория: Понятие «лидер». Типы лидеров: деловой и социоэмоциональный
лидер. Стили лидерства. Лидерские способности.
Практика:
Диагностика
лидерских
способностей.
Неформальное
и
формальное лидерство. Тренинг на командообразование.
Форма контроля: Ролевые игры.
Модуль IV «Технологические аспекты волонтёрской деятельности».
4.1.Тема: Информационные технологии в работе волонтера .
19
4.1.1.Социальная реклама.
Теория: понятие «реклама» и её разновидности.
Различия социальной рекламы от коммерческой. Имиджевая реклама.
Роль социальной рекламы в профилактической деятельности. Социальная
реклама как метод первичной профилактики. Технология социальной
рекламы (основы разработки текста и иллюстрации рекламы). Ошибки в
социальной рекламе. Различные носители рекламы.
Практика: Определение темы социальной рекламы. Разработка эскиза
социальной рекламы, с целью дальнейшего применения рекламы во время
профилактических мероприятий в рамках волонтерской деятельности.
Форма контроля: Реклама
4.1.2.Социальный плакат.
Теория: Понятие «плакат». Технология создания тематического плаката.
Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества.
Практика: анализ имеющихся тематических плакатов.
Работа над созданием тематических плакатов.
Форма контроля: создание плаката, постера.
4.2. Тема: «Технологии организации волонтерской деятельности».
Теория: Технологии: агитация и привлечение участников, проведение
мониторинга, проведение собеседования и др.
Технология привлечения волонтеров. Стратегия набора волонтеров.
Методы
привлечения
добровольцев
в
проект.
Стихийный
набор.
Целенаправленный набор. Группы людей, являющихся потенциальными
участниками волонтерского движения.
Цель проведения собеседования. Алгоритм собеседования (этапы).
Проблемные ситуации на собеседовании.
Формы поддержки волонтеров.
Технология организации волонтерских мероприятий.
Этапы подготовки и проведения мероприятия (от этапа инициирования до
этапа подведения итогов и анализа результатов).
20
Способы поощрения волонтеров. Внутренний мониторинг.
Практика: использование технологии агитации и привлечения
волонтеров. Проведение собеседования с потенциальными участниками
мероприятия. Разбор проблемных ситуаций и алгоритма разрешения
проблемных ситуаций. Разбор этапа подготовки и реализации мероприятия.
Форма контроля: выступление агитбригады.
4.3. Тема: «Первичная профилактика асоциальных явлений в молодежной
среде и пропаганда здорового образа жизни».
Теория: Виды профилактической деятельности. Учреждения, которые
занимаются профилактической деятельностью.
Эффективные методы первичной профилактики и использование их на
практике.
Пропаганда
здорового
образа
жизни
как
альтернатива
профилактики асоциальных явлений. Нормативно-правовые документы,
регулирующие поведение молодежи в соответствии с социальными нормами
поведения в обществе.
Практика: проводятся мероприятия для учащихся разных возрастных
категорий. Используются разнообразные формы работы с привлечением
специалистов.
Акции,
интерактивные
выставки,
станционные
игры,
подготовленные учащимися объединения.
Основы психологического и физического здоровья – встреча с врачом.
Влияние курения и алкоголя на организм человека. Физиологическая и
моральная зрелость человека (встреча с врачом).
Алкоголь и закон Употребление алкоголя как незаконное действие.
Ответственность за употребление алкоголя (встречи с районным наркологом
ЦРБ, с инспектором КДН).
Умение отказываться (встреча с педагогом – психологом).
- Разработка и проведение игр по профилактике алкогольной и никотиновой
зависимостей;
Форма контроля: Подготовка агитбригады для внеклассного мероприятия.
Организация акций, организация интерактивной выставки; организация
21
выставки рисунка.
4.4.
Тема:
«Современные
формы
проведения
мероприятий
профилактической направленности».
Теория: новые технологии пропаганды здорового образа жизни. Новые
формы
мероприятий,
используемые
во
всероссийской
практике
по
профилактике асоциальных явлений в молодежной среде.
Интерактивные формы мероприятий, проводимые в рамках волонтерской
деятельности.
Проведение
мониторинга
и
измерение
эффективности
проведенных
профилактических мероприятий.
Практика: Подготовка и проведение мероприятий по профилактике
асоциальных явлений в молодежной среде с использованием новейших
технологий.
Форма контроля: Проведение мониторинга и измерения эффективности
проведенных мероприятий.
Модуль V. «Социальная деятельность»
5.1 Тема «Конкурсы и проекты, в том числе по направлениям ОООО «ФДО»
и РДШ».
Теория: Изучение направлений деятельности общественных организаций,
анализ целей и задач.
Практика: Участие в конкурсах, результаты конкурсов.
Форма контроля: онлайн активность, фото и видеоотчеты в социальных
сетях.
5.2. Акции и мероприятия РДШ.
Теория: Изучение движения Российского движения школьников.
Практика: Подготовка и участие в конкурсах по направлениям деятельности
ОООО «ФДО» - дистанционные конкурсы, акции, челленджи.
Форма контроля: Фотоотчеты, выпуск публикаций, онлайн активность.
5.3 Мероприятия воспитывающего и познавательного характера
Теория: Подача теоретического материала согласно тематике мероприятия.
22
Практика: Мероприятия согласно Календарю знаменательных дат.
Форма контроля: фото и видеоотчеты.
Итоговое занятие. Диагностика. Акция, презентация, фото или видеоотчет
по итоговым материалам по проведённым мероприятиям.
Содержание программы
Учебный план первого обучения (7-8 лет)
№
п/п
Название раздела,
темы
Количество часов
всего
теория
Формы контроля
и/или аттестации
прак
тика
1
Вводное занятие.
2
1
Диагностика
Волонтерская деятельность - один
из видов социального служения.
Диагностика
I
Модуль: «Исторические аспекты волонтёрства» - 6 часов
1.1
История возникновения
2
1
1
Тематический
волонтёрства в России
контроль
1.2
Направления волонтерской
2
1
1
Тематический
деятельности в России
контроль
1.3
История возникновения
2
1
1
Опрос
волонтёрства в странах мира
II
Модуль «Организационно – педагогические аспекты
волонтёрской деятельности» - 6 часов
2.1
Основные виды и направления
2
1
1
Тематический
волонтерской деятельности
контроль
2.2
Организация деятельности
2
1
1
Опрос, собеседование
добровольческого объединения
2.3
Структура волонтерского отряда и
2
1
1
Кейс-метод
мотивация волонтерской
деятельности
III
Модуль «Психологическая подготовка волонтёра»
(занятия с участием психолога) – 16 часов
3.1
Тренинг личностного роста
4
1
3
Тренинг, ролевые
игры
3.2
Тренинг коммуникативных
4
1
3
Тренинг, ролевые
навыков
игры
3.3
Тренинг толерантности
4
1
3
Тренинг, ролевые
игры
3.4
Лидерство в волонтерском
4
1
3
Тренинг, ролевые
объединении
игры
IV
Модуль «Технологические аспекты волонтёрской деятельности» - 46 часов
4. 1 Информационные технологии в
работе волонтера
4.1.1 Социальная реклама
11
3
8
Социальная реклама
4.1.2 Социальный плакат
11
3
8
Социальный плакат
23
Технологии организации
волонтерской деятельности
4.2.1 Первичная профилактика
12
2
10
Акции, выставки и
асоциальных явлений в детской
другие формы
среде и пропаганда
работы по ЗОЖ
здорового образа жизни
4.2.2 Современные формы проведения
12
3
9
Дискуссия,
мероприятий профилактической
социальные ролики.
направленности
V
Модуль «Социальная деятельность» - 50 часов
5.1
Конкурсы и проекты
17
12
5
Фотоотчеты, выпуск
публикаций,
написание постов
5.2
Акции и мероприятия РДШ
17
12
5
Фотоотчеты, выпуск
публикаций,
написание постов
5.3
Мероприятия воспитательного
15
7
8
Акции, фото и
и познавательного характера
видеоотчеты.
Итоговое занятие
1
1
Диагностика
ИТОГО:
136
52
74
4.2
24
Список литературы
1. Беспалова г.М., Виноградова н.М., Сидорова Т.Д., Рыженкова И.Г.
Мое действие – мой выбор. Методическое пособие.- М., 2005
2. Битянова, М.С. Практикум по психологическим играм с детьми и
подростками / М.С. Битянова. – СПб.: Питер, 2012.
3. Бодренкова Г.П. Системное развитие добровольчества в России: от
теории к практике: Учебно-методическое пособие. - М.: АНО «СПО
СОТИС», 2013.
4. Галеева Н. Формирование организаторских умений у школьников/
Воспитание школьников – 2008
5. Закон РФ «Об образовании», 2012.
6. Зотолокина М.А. Сетевые сообщества как инструмент методической
поддержки в работе учителя / М. А. Зотолокина [Электронный ресурс]. –
URL: http://festival.1september.ru/articles/633962 (дата обращения: 10.12.2017).
7. Куприянов Б.В. Детские общественные организации: сущность,
особенности,
формы
//Внешкольник:
дополнительное
образование.
социальное, трудовое и художественное воспитание детей — 2007. — №4.
8. Конвенция ООН о правах ребенка. - М., 1999.
9. Кондакова М.Л. Смешанное обучение: ведущие образовательные
технологии [Электронный pecypc]. - Режим доступа: http://vestnikedu.ru
10.
Фришман
(программы,
И.И.
Мирошкина
рекомендации,
модели
М.Р.
Подготовка
волонтёров
опыта)//Приложение
к
Внешкольнику.2004. №6.
11.
Шапка Е.В.,Семененко М.О., Старикова В.Г., Козлова О.А.
Волонтерство сегодня: модный тренд или полноценная работа? // Волонтер:
Всероссийский научно - практический журнал.-2012. - №1-2.
Список литературы для обучающихся
1. Азбука благотворительности – М.: Форум Доноров, 2008.
6. Майорова Н.П. Обучение жизненноважным навыкам. СПб, 2006.
7. Макеева, А.Г. Помогая другим, помогаю себе /А.Г. Макеева.25
М.:РЦОИТ, 2003.
10. Соколова О. Д. Памятка для волонтеров / О. Д. Соколова // Вологда:
Изд. центр ВИРО, 2006.
Интернет-источники:
1. Библиотека волонтера" форума www.charite.org.ua
http://www.rak.by/cgi-bin/article.cgi?a=319
2.
Доброволец:
Делать
добро
проще,
чем
кажется
-
http://www.dobrovolno.ru
3. Ильина, И. Волонтерство в России - http://www.isovet.ru/
5.
Косова,
У.
П.Психологические
характеристики
волонтерской
деятельности http://elibrary.ru/
6.
Практическое
руководство
для
начинающих
волонтеров
http://www.charite.org.ua/viewtopic.php?t=82
7. https://vk.com/club114141843
8. http://fdo56.ru/
9. http://upo-fco.ru/
10. http://nsportal.ru/ermagambetova-svetlana-kuvandykovna
11. http://planeta-kids.ucoz.ru/
12. рдш.рф
13. https://dobro.ru/
14. https://vk.com/fdo56
26