Образовательная программа Радуга

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр «Радуга» г. Кудымкара

Утверждаю:
Директор
МАУДО
«ДЮЦ
«Радуга» г. Кудымкара
____________ Т.Т. Бражкина

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Кудымкар, 2024

Общие положения
Образовательная деятельность является основной деятельностью
муниципального автономного учреждения дополнительного образования
«Детско-юношеский центр «Радуга» г. Кудымкара.
Образовательная деятельность МАУДО «ДЮЦ «Радуга» г. Кудымкара
входит в сферу свободного времени, строится на свободе выбора,
ориентирована на воспитание, обучение и развитие всех и каждого ребёнка с
учетом индивидуальных особенностей, образовательных потребностей,
личностных склонностей путем создания максимально благоприятных
условий для творческого саморазвития, полноценного удовлетворения
каждым обучающимся своих личных образовательных интересов.
В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29
декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и
данная образовательная программа МАУДО «ДЮЦ «Радуга» г.Кудымкара
регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам.
В соответствии с приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля
2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
образовательная
деятельность
по
дополнительным
общеобразовательным программам направлена на:
• формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
• удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в
интеллектуальном,
художественно-эстетическом,
нравственном
и
интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и
спортом;
• формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,
укрепление здоровья обучающихся;
• обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического,
военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся;
• выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также
лиц, проявивших выдающиеся способности;
• профессиональную ориентацию обучающихся;
• создание и обеспечение необходимых условий для личностного
развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и
творческого труда обучающихся;
• подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в
соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том

числе из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
детей-инвалидов и инвалидов;
• социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
• формирование общей культуры обучающихся;
• удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов
обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации,
осуществляемых
за
пределами
федеральных
государственных
образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
Образовательная деятельность в МАУДО «ДЮЦ «Радуга»
г. Кудымкара строится на следующих принципах:
Принцип свободы выбора. Каждый ребёнок вправе выбирать
объединение, образовательную программу, темп и объём её освоения.
Принцип доступности и демократии. Все без исключения могут
высказать свое мнение и чувствовать себя полноправным членом коллектива.
Принцип субъектности отношений. Специально моделируются и
создаются условия для самореализации и самоутверждения личности
ребёнка, педагога, родителя.
Принцип социальной значимости деятельности. Вся образовательная
деятельность направлена на воспитание личности с активной жизненной
позицией.
Принцип
сотрудничества
и
сотворчества.
Предполагает
взаимодействие всех субъектов образования Кудымкарского МО.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
И СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В 2024-2025 учебном году в МАУДО «ДЮЦ «Радуга» г.Кудымкара
реализуется 22 дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ 5 направленностей, из них
- 8 – художественной;
- 7 – технической;
- 2 – физкультурно-спортивной;
- 4 – социально-гуманитарной;
- 1 – естественнонаучной.
Художественная направленность ориентирована на развитие общей и
эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и
склонностей в избранных видах искусства, строится на принципах

свободного творческого самовыражения, творческой импровизации. Данная
направленность представлена детскими объединениями
- изобразительного и декоративно-прикладного творчества, деятельность
которых направлена, как на расширение уровня грамотности обучающихся в
области художественного, декоративно-прикладного творчества, развитие
эстетического вкуса, так и на создание оригинальных произведений,
отражающих творческую индивидуальность, творческий мир детей:
«ИЗОстудия «Колорит», «Художественная роспись» «Кукляндия»,
«Сувенирная лавка».
- театрального творчества, деятельность которых ориентирована на
развитие элементов культуры речи и движения, навыков эстетической оценки
произведений театрального искусства: «Мы играем в театр», «Юный актёр»,
«Актёрское мастерство»,
- хореографического творчества, деятельность которых направлена на
развитие пластической, музыкальной, сценической выразительности, чувства
ритма, творческого воображения: «Народный танец».
Техническая направленность связана с использованием достижений
технического прогресса в целях продуктивного творчества. Данная
направленность представлена образовательными программами
- информационных технологий, деятельность которых включает опыт
освоения информационных технологий, предусматривает развитие
элементарной грамотности в области информационных технологий, освоение
навыков работы с современными пакетами программ: «Я и компьютер»,
«Мультстудия».
- технического моделирования и конструирования, в задачи которых
входит расширение политехнического кругозора детей, развитие их
конструкторских способностей, формирование навыков работы с
различными инструментами: «АВИАмоделирование», «Робототехника»;
- технологического образования, основной целью которых является
технологизация
различных
видов
деятельности,
демонстрация
технологических возможностей различных видов творчества «Резьба по
дереву», «Самоделкин», «Школа дизайна».
Физкультурно-спортивная направленность призвана формировать
здоровое, физически и духовно совершенное, морально стойкое
подрастающее поколение, нацелено на укрепление здоровья, повышение
работоспособности, творческого долголетия и продления жизни человека.
Данная направленность представлена детскими объединениями

- физической культуры, деятельность которых ориентирована на физическое
развитие человека, укрепление его здоровья и совершенствования его
двигательной активности: «BABY-аэробика»;
- спорта, где важное место отводится соревновательной деятельности и
специальной практике подготовки ребёнка к соревнованиям: «Шахматный».
Социально-гуманитарная
направленность
имеет
своей
целью
социализацию детей и подростков, их адаптацию и самореализацию в
различных областях деятельности, призвано формировать у обучающихся
историко-культурные знания, формировать ценностные ориентации и
убеждения на основе личностного осмысления социального, духовного,
нравственного опыта человечества в прошлом и настоящем, а также
нацелено на воспитание активной гражданской позиции, подготовку
подростков к службе в рядах вооруженных сил РФ. Данная направленность
представлена программами: «Smart English», «Лучики добра», «Мир добрых
дел», «Я – волонтёр».
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы,
реализующиеся в МАУДО «ДЮЦ «Радуга» г.Кудымкара рассчитаны на
различный срок обучения, в т.ч.:
13 программ – на 1 год
1 программа – на 2 года
5 программ – на 3 года
3 программы – от 4 и более лет обучения.
Образовательная деятельность осуществляется по программам различного
вида:
• модифицированные программы, опирающиеся на одну или несколько
известных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ или программ другого вида образования одного направления – 22
программы;
• адаптированные программы, предназначены для обучения детей с
ограниченными возможностями здоровья – 9 программ.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Образовательный процесс понимается педагогическим коллективом
МАУДО «ДЮЦ «Радуга» г.Кудымкара как процесс развития, продвижения

от замысла, через включенность обучающегося в активную социально
значимую деятельность, к приобретению положительного социального
опыта.
Он направлен на то, чтобы ребёнок мог познать тайну творчества,
приобрел опыт творческой, социально значимой деятельности, творческих
открытий. Основные характеристики образовательного процесса в МАУДО
«ДЮЦ «Радуга» г.Кудымкара:
- деятельностный подход,
- индивидуально-личностный подход,
- природосообразность,
- культуросообразность.
Образовательный процесс организуется с учетом индивидуальных
особенностей детей, кадрового потенциала, материальных ресурсов.
МАУДО «ДЮЦ «Радуга» г.Кудымкара организует образовательный
процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в
одновозрастных и (или) разновозрастных объединениях по интересам
(например, клубы, кружки, лаборатории, студии, творческие коллективы,
ансамбли, группы, театры, школы) (далее –объединения), малых группах, а
также индивидуально.
Базисной
организационной
формой,
структурной
единицей
образовательного процесса является учебная группа. Учебная группа –
группа обучающихся с общими интересами, занимающихся по единой
учебной программе в течение определённого времени.
Учебные группы, как структурные единицы могут составлять
коллектив кружка, студии, ансамбля, школы, клуба и т.д. Численный состав
учебных групп утверждается ежегодно приказом по комплектованию.
Занятия могут проводиться, как для одной группы определённого года
обучения, так и совместно с другими группами, или для всего объединения
(сводная репетиция, клубный день, общий сбор и т.д.), а так же по
подгруппам, и индивидуально. Занятия в объединениях могут проводиться
по группам, индивидуально или всем составом объединения.
Допускается сочетание различных форм получения образования и
форм обучения.
Учебный год в МАУДО «ДЮЦ «Радуга» г.Кудымкара продолжается
36 учебных недель. Центр работает в режиме непрерывной недели без
выходных дней и каникул. Формы проведения занятий в каникулы могут
быть изменены.
Организация учебных занятий осуществляется в соответствии с
расписанием, которое составляется руководителем коллектива с учётом

возраста обучающихся, нагрузки педагога, детей, занятости кабинетов,
санитарно-гигиенических норм. В течение года в связи с производственной
необходимостью расписание может корректироваться. Расписание
утверждается директором.
При
реализации
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ может применяться форма организации
образовательной деятельности, основанная на модульном принципе
представления содержания образовательной программы и построения
учебных планов, использовании соответствующих образовательных
технологий.
Использование при реализации дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ методов и средств обучения и воспитания,
образовательных технологий, наносящих вред физическому или
психическому здоровью обучающихся, запрещается.
«Организации, осуществляющие образовательную деятельность,
ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с
учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и
социальной сферы». В МАУДО «ДЮЦ «Радуга» г.Кудымкара
образовательная деятельность осуществляется на государственном языке
Российской Федерации, и (или) на государственных языках республик,
находящихся в составе Российской Федерации, и языках народов Российской
Федерации.
Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее
благоприятного режима труда и отдыха обучающихся администрацией
организации,
осуществляющей образовательную
деятельность,
по
представлению педагогических работников с учетом пожеланий родителей
(законных представителей) и возрастных особенностей обучающихся.
При реализации дополнительных общеобразовательных программ
МАУДО «ДЮЦ « «Радуга» г.Кудымкара может организовывать и проводить
массовые мероприятия, создавать необходимые условия для совместного
труда и (или) отдыха обучающихся, родителей (законных представителей).
В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя
объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними
обучающимися их родители (законные представители) без включения в
основной состав.
При реализации дополнительных общеобразовательных программ
могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные
(самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам или
индивидуально.

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей с
инвалидностью, инвалидов организации, осуществляющие образовательную
деятельность, организуют образовательный процесс по дополнительным
общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического
развития указанных категорий обучающихся.
Сроки обучения по дополнительным общеразвивающим программам
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей с
инвалидностью и инвалидов могут быть увеличены с учетом особенностей
их психофизического развития в соответствии с заключением психологомедико-педагогической комиссии – для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, а также в соответствии с индивидуальной
программой реабилитации – для обучающихся детей с инвалидностью и
инвалидов в возрасте до 21 года.
«Организации, осуществляющие образовательную деятельность,
определяют формы аудиторных занятий, а также формы, порядок и
периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся».
Основная форма организации образовательного процесса в МАУДО
«ДЮЦ «Радуга» г.Кудымкара - учебное занятие. Форма проведения занятий
разнообразна:
обучающее
занятие,
занятие-экскурсия,
конкурс,
соревнование, творческая встреча, отчётный концерт и т.д. Приоритет
отдается активным формам, в которых наиболее выражена субъектная
позиция ребёнка. Это такие формы, как: экскурсия, викторина, игра, конкурс,
выставка, соревнование, олимпиада, турнир, диспут, концерт, рефлексивнотворческий практикум, тренинг, поход, мозговой штурм, репетиция и т.д.
В работе педагогов используются такие методы, как: рассказ, беседа,
объяснение, дискуссия, практическая работа, исследование, игра, акция,
фестиваль и пр.. Выбор методов обусловлен задачами воспитания, обучения
и развития, которые ставятся на каждом конкретном занятии, его
содержанием, степенью сложности материала, уровнем подготовки детей, их
возрастными особенностями, возможностями материально-технического и
дидактического оснащения учебного кабинета.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для реализации программы имеются необходимые условия:
- профессионально подготовленный педагогический коллектив (30 %
педагогов аттестованы на квалификационные категории);

- развивающаяся учебно-материальная база, учебные классы,
мастерские, танцевальный класс, необходимое оборудование, музыкальные
инструменты и др.
- поддержка деятельности МАУДО «ДЮЦ «Радуга» г.Кудымкара
родителями, общественными организациями, управлением образования,
Кудымкарского муниципального округа Пермского края.
ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Диагностика результативности образовательного процесса в МАУДО
«ДЮЦ «Радуга» г.Кудымкара осуществляется в ходе проведения
мероприятий итоговой и промежуточной аттестации обучающихся.
Аттестация обучающихся проводится в Центре на основании Положения о
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с целью выявления
уровня развития способностей и личностных качеств ребёнка и их
соответствие
прогнозируемым
результатам
дополнительных
общеобразовательных программ:
- определить уровень теоретической подготовки обучающихся в
конкретной образовательной области;
- выявить степень сформированности практических умений и навыков
детей в выбранном ими виде творческой деятельности;
- проанализировать полноту реализации образовательной программы
объединения;
- соотнести прогнозируемые и реальные результаты учебновоспитательной работы, формирования личностных качеств детей;
- выявить причины, способствующие или препятствующие
полноценной реализации образовательной программы;
- внести необходимые коррективы в методику образовательной
деятельности и воспитательного процесса детского объединения.
Традиционно аттестация обучающихся проходит в таких формах,
как отчетный концерт, творческий зачёт, открытое занятие, зачётное
(контрольное) занятие, экзамен, итоговая выставка (просмотр работ),
праздник, нормативно - переводной экзамен, спортивная игра, защита
творческих проектов, участие в фестивалях, сдача нормативов на шеврон,
рейтинговый турнир (квалификация), тестирование, участие в организации и
проведении муниципальных и городских мероприятий, конкурс, дизайнпроект, собеседование, просмотр электронных версий ученических газет,
спектакль, конкурс-жеребьевка и др. Для объединений военно-

патриотического, социально-педагогического направления аттестационные
мероприятия могут проводиться в период летней кампании во время
проведения выездных сборов, лагерей, полевых выходов, походов.
Кроме того, два раза в год в объединениях МАУДО «ДЮЦ «Радуга»
г.Кудымкара проводится психолого-педагогическая диагностика уровня
развития личностных и метапредметных компетенций.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».