Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Радуга» г. Кудымкара Утверждаю: Директор МАУДО «ДЮЦ «Радуга» г. Кудымкара ____________ Т.Т. Бражкина ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Кудымкар, 2024 Общие положения Образовательная деятельность является основной деятельностью муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Радуга» г. Кудымкара. Образовательная деятельность МАУДО «ДЮЦ «Радуга» г. Кудымкара входит в сферу свободного времени, строится на свободе выбора, ориентирована на воспитание, обучение и развитие всех и каждого ребёнка с учетом индивидуальных особенностей, образовательных потребностей, личностных склонностей путем создания максимально благоприятных условий для творческого саморазвития, полноценного удовлетворения каждым обучающимся своих личных образовательных интересов. В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и данная образовательная программа МАУДО «ДЮЦ «Радуга» г.Кудымкара регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам. В соответствии с приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам направлена на: • формирование и развитие творческих способностей обучающихся; • удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся; • обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся; • выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; • профессиональную ориентацию обучающихся; • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся; • подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов; • социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе; • формирование общей культуры обучающихся; • удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований. Образовательная деятельность в МАУДО «ДЮЦ «Радуга» г. Кудымкара строится на следующих принципах: Принцип свободы выбора. Каждый ребёнок вправе выбирать объединение, образовательную программу, темп и объём её освоения. Принцип доступности и демократии. Все без исключения могут высказать свое мнение и чувствовать себя полноправным членом коллектива. Принцип субъектности отношений. Специально моделируются и создаются условия для самореализации и самоутверждения личности ребёнка, педагога, родителя. Принцип социальной значимости деятельности. Вся образовательная деятельность направлена на воспитание личности с активной жизненной позицией. Принцип сотрудничества и сотворчества. Предполагает взаимодействие всех субъектов образования Кудымкарского МО. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 2024-2025 учебном году в МАУДО «ДЮЦ «Радуга» г.Кудымкара реализуется 22 дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ 5 направленностей, из них - 8 – художественной; - 7 – технической; - 2 – физкультурно-спортивной; - 4 – социально-гуманитарной; - 1 – естественнонаучной. Художественная направленность ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей в избранных видах искусства, строится на принципах свободного творческого самовыражения, творческой импровизации. Данная направленность представлена детскими объединениями - изобразительного и декоративно-прикладного творчества, деятельность которых направлена, как на расширение уровня грамотности обучающихся в области художественного, декоративно-прикладного творчества, развитие эстетического вкуса, так и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, творческий мир детей: «ИЗОстудия «Колорит», «Художественная роспись» «Кукляндия», «Сувенирная лавка». - театрального творчества, деятельность которых ориентирована на развитие элементов культуры речи и движения, навыков эстетической оценки произведений театрального искусства: «Мы играем в театр», «Юный актёр», «Актёрское мастерство», - хореографического творчества, деятельность которых направлена на развитие пластической, музыкальной, сценической выразительности, чувства ритма, творческого воображения: «Народный танец». Техническая направленность связана с использованием достижений технического прогресса в целях продуктивного творчества. Данная направленность представлена образовательными программами - информационных технологий, деятельность которых включает опыт освоения информационных технологий, предусматривает развитие элементарной грамотности в области информационных технологий, освоение навыков работы с современными пакетами программ: «Я и компьютер», «Мультстудия». - технического моделирования и конструирования, в задачи которых входит расширение политехнического кругозора детей, развитие их конструкторских способностей, формирование навыков работы с различными инструментами: «АВИАмоделирование», «Робототехника»; - технологического образования, основной целью которых является технологизация различных видов деятельности, демонстрация технологических возможностей различных видов творчества «Резьба по дереву», «Самоделкин», «Школа дизайна». Физкультурно-спортивная направленность призвана формировать здоровое, физически и духовно совершенное, морально стойкое подрастающее поколение, нацелено на укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продления жизни человека. Данная направленность представлена детскими объединениями - физической культуры, деятельность которых ориентирована на физическое развитие человека, укрепление его здоровья и совершенствования его двигательной активности: «BABY-аэробика»; - спорта, где важное место отводится соревновательной деятельности и специальной практике подготовки ребёнка к соревнованиям: «Шахматный». Социально-гуманитарная направленность имеет своей целью социализацию детей и подростков, их адаптацию и самореализацию в различных областях деятельности, призвано формировать у обучающихся историко-культурные знания, формировать ценностные ориентации и убеждения на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта человечества в прошлом и настоящем, а также нацелено на воспитание активной гражданской позиции, подготовку подростков к службе в рядах вооруженных сил РФ. Данная направленность представлена программами: «Smart English», «Лучики добра», «Мир добрых дел», «Я – волонтёр». ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, реализующиеся в МАУДО «ДЮЦ «Радуга» г.Кудымкара рассчитаны на различный срок обучения, в т.ч.: 13 программ – на 1 год 1 программа – на 2 года 5 программ – на 3 года 3 программы – от 4 и более лет обучения. Образовательная деятельность осуществляется по программам различного вида: • модифицированные программы, опирающиеся на одну или несколько известных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ или программ другого вида образования одного направления – 22 программы; • адаптированные программы, предназначены для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья – 9 программ. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Образовательный процесс понимается педагогическим коллективом МАУДО «ДЮЦ «Радуга» г.Кудымкара как процесс развития, продвижения от замысла, через включенность обучающегося в активную социально значимую деятельность, к приобретению положительного социального опыта. Он направлен на то, чтобы ребёнок мог познать тайну творчества, приобрел опыт творческой, социально значимой деятельности, творческих открытий. Основные характеристики образовательного процесса в МАУДО «ДЮЦ «Радуга» г.Кудымкара: - деятельностный подход, - индивидуально-личностный подход, - природосообразность, - культуросообразность. Образовательный процесс организуется с учетом индивидуальных особенностей детей, кадрового потенциала, материальных ресурсов. МАУДО «ДЮЦ «Радуга» г.Кудымкара организует образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в одновозрастных и (или) разновозрастных объединениях по интересам (например, клубы, кружки, лаборатории, студии, творческие коллективы, ансамбли, группы, театры, школы) (далее –объединения), малых группах, а также индивидуально. Базисной организационной формой, структурной единицей образовательного процесса является учебная группа. Учебная группа – группа обучающихся с общими интересами, занимающихся по единой учебной программе в течение определённого времени. Учебные группы, как структурные единицы могут составлять коллектив кружка, студии, ансамбля, школы, клуба и т.д. Численный состав учебных групп утверждается ежегодно приказом по комплектованию. Занятия могут проводиться, как для одной группы определённого года обучения, так и совместно с другими группами, или для всего объединения (сводная репетиция, клубный день, общий сбор и т.д.), а так же по подгруппам, и индивидуально. Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Учебный год в МАУДО «ДЮЦ «Радуга» г.Кудымкара продолжается 36 учебных недель. Центр работает в режиме непрерывной недели без выходных дней и каникул. Формы проведения занятий в каникулы могут быть изменены. Организация учебных занятий осуществляется в соответствии с расписанием, которое составляется руководителем коллектива с учётом возраста обучающихся, нагрузки педагога, детей, занятости кабинетов, санитарно-гигиенических норм. В течение года в связи с производственной необходимостью расписание может корректироваться. Расписание утверждается директором. При реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий. Использование при реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается. «Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы». В МАУДО «ДЮЦ «Радуга» г.Кудымкара образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации, и (или) на государственных языках республик, находящихся в составе Российской Федерации, и языках народов Российской Федерации. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся администрацией организации, осуществляющей образовательную деятельность, по представлению педагогических работников с учетом пожеланий родителей (законных представителей) и возрастных особенностей обучающихся. При реализации дополнительных общеобразовательных программ МАУДО «ДЮЦ « «Радуга» г.Кудымкара может организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для совместного труда и (или) отдыха обучающихся, родителей (законных представителей). В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними обучающимися их родители (законные представители) без включения в основной состав. При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам или индивидуально. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей с инвалидностью, инвалидов организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся. Сроки обучения по дополнительным общеразвивающим программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей с инвалидностью и инвалидов могут быть увеличены с учетом особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением психологомедико-педагогической комиссии – для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации – для обучающихся детей с инвалидностью и инвалидов в возрасте до 21 года. «Организации, осуществляющие образовательную деятельность, определяют формы аудиторных занятий, а также формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся». Основная форма организации образовательного процесса в МАУДО «ДЮЦ «Радуга» г.Кудымкара - учебное занятие. Форма проведения занятий разнообразна: обучающее занятие, занятие-экскурсия, конкурс, соревнование, творческая встреча, отчётный концерт и т.д. Приоритет отдается активным формам, в которых наиболее выражена субъектная позиция ребёнка. Это такие формы, как: экскурсия, викторина, игра, конкурс, выставка, соревнование, олимпиада, турнир, диспут, концерт, рефлексивнотворческий практикум, тренинг, поход, мозговой штурм, репетиция и т.д. В работе педагогов используются такие методы, как: рассказ, беседа, объяснение, дискуссия, практическая работа, исследование, игра, акция, фестиваль и пр.. Выбор методов обусловлен задачами воспитания, обучения и развития, которые ставятся на каждом конкретном занятии, его содержанием, степенью сложности материала, уровнем подготовки детей, их возрастными особенностями, возможностями материально-технического и дидактического оснащения учебного кабинета. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Для реализации программы имеются необходимые условия: - профессионально подготовленный педагогический коллектив (30 % педагогов аттестованы на квалификационные категории); - развивающаяся учебно-материальная база, учебные классы, мастерские, танцевальный класс, необходимое оборудование, музыкальные инструменты и др. - поддержка деятельности МАУДО «ДЮЦ «Радуга» г.Кудымкара родителями, общественными организациями, управлением образования, Кудымкарского муниципального округа Пермского края. ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Диагностика результативности образовательного процесса в МАУДО «ДЮЦ «Радуга» г.Кудымкара осуществляется в ходе проведения мероприятий итоговой и промежуточной аттестации обучающихся. Аттестация обучающихся проводится в Центре на основании Положения о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств ребёнка и их соответствие прогнозируемым результатам дополнительных общеобразовательных программ: - определить уровень теоретической подготовки обучающихся в конкретной образовательной области; - выявить степень сформированности практических умений и навыков детей в выбранном ими виде творческой деятельности; - проанализировать полноту реализации образовательной программы объединения; - соотнести прогнозируемые и реальные результаты учебновоспитательной работы, формирования личностных качеств детей; - выявить причины, способствующие или препятствующие полноценной реализации образовательной программы; - внести необходимые коррективы в методику образовательной деятельности и воспитательного процесса детского объединения. Традиционно аттестация обучающихся проходит в таких формах, как отчетный концерт, творческий зачёт, открытое занятие, зачётное (контрольное) занятие, экзамен, итоговая выставка (просмотр работ), праздник, нормативно - переводной экзамен, спортивная игра, защита творческих проектов, участие в фестивалях, сдача нормативов на шеврон, рейтинговый турнир (квалификация), тестирование, участие в организации и проведении муниципальных и городских мероприятий, конкурс, дизайнпроект, собеседование, просмотр электронных версий ученических газет, спектакль, конкурс-жеребьевка и др. Для объединений военно- патриотического, социально-педагогического направления аттестационные мероприятия могут проводиться в период летней кампании во время проведения выездных сборов, лагерей, полевых выходов, походов. Кроме того, два раза в год в объединениях МАУДО «ДЮЦ «Радуга» г.Кудымкара проводится психолого-педагогическая диагностика уровня развития личностных и метапредметных компетенций.